Введение.
«Никто не забыт и ничто не забыто» -
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
А. Шамарин
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» - сказал знаменитый российский учёный Михаил Ломоносов. Однажды слышав это высказывание, меня сподвигло задуматься: «А какая история моей семьи?». Я стал узнавать как можно больше информации у родителей, бабушек и дедушек.
Меня всегда интересовала тема Великой Отечественной войны и было решено, как можно больше узнать о том, какой вклад внесла именно моя семья в защиту своей Родины.
В 2025 году вся страна будет отмечать 80-летие со дня окончания войны. В моей семье, чтиться память семи защитников своего Отечества.
Поэтому я решил посвятить теме Великой Отечественной войны свою исследовательскую работу.
Цель работы:изучить информацию о моей семье, узнать какой вклад внесли прадеды в историю победы над фашизмом, а также узнать, насколько хорошо знает современное поколение историю ВОВ и заинтересовать других детей на изучение информации о героях их рода.
Задачи:
1. Узнать информацию и найти фото своих прадедов, которые участвовали в Великую Отечественную войну у родственников.
2. Найти на специальных порталах в сети интернет архивные документы.
3. Провести анкетирование одноклассников для проверки знаний о войне.
4. Оформить полученные знания в книгу памяти «Герои нашего рода» для передачи её следующим поколениям.
Объект: мои предки, участвовавшие в войне.
Предмет: история семьи как связь прошлого, настоящего и будущего.
Методы: получение информации путем беседы с родственниками, изучение интернет-ресурсов, анкетирование одноклассников, сбор фото данных.
Гипотеза:без знаний о своем прошлом, нельзя построить светлое будущее. Помнить историю своего рода – важная обязанность каждого уважающего себя человека.
Теоретическая часть.
1. Что такое Великая Отечественная война?
Всё взрослое поколение знает, что Великая Отечественная война 1941-1945 г. — это война Советского Союза против нацистской Германии и её союзников (Италии, Румынии, Финляндии, Венгрии, Словакии, Хорватии). Она является важнейшей частью Второй мировой войны.
На рассвете, 22 июня 1941 года, без объявления войны германская армия обрушилась всей мощью на советскую землю. Авиация атаковала аэродромы, военные гарнизоны, узлы связи, командные пункты Красной Армии, крупнейшие промышленные объекты Украины, Белоруссии, Прибалтики. Началась Великая Отечественная война советского народа. Но благодаря смелости и мужеству советского народа, СССР смогла противостоять врагу и безоговорочно победить его.
На защиту Родины поднялся весь народ. Из войн, которые вынесла Россия, эта была самой жестокой и кровопролитной. Гитлеровцы имели не только отлично оснащенную и подготовленную армию. У них был немалый военный опыт. Они прошли победоносным маршем по Норвегии и Франции, Польше и Бельгии, Голландии и Дании.
Разработав план «Барбаросса» (операция нападения), Германия рассчитывала захватить Россию в течение 1941 года, но, несмотря на слабую готовность советских войск и их поражения на начальном периоде ВОв, Гитлер получил не скоростную победу, а затяжную войну.
Целых 4 года боев, голода, разрухи и огромного горя от потери близких, пережил советский народ, но стойко выстоял все ужасы войны.
Каждый день Великой Отечественной войны – это пример мужества, стойкости и преданности к Родине!
Завершилась война безоговорочной капитуляцией Германии 9 мая 1945 года. Советский союз разгромил немецко-фашистских захватчиков.
Согласно современным данным Министерства обороны РФ, за время Великой Отечественной войны общие людские потери СССР составили около 26,6 миллионов человек, из них около 12 миллионов — военнослужащие.
Великая Отечественная война - очень тяжелый период в истории России. Современная молодёжь недостаточно знает о Великой Отечественной войне, затрудняется называть битвы, в которых участвовали советские воины. Ветеранов войны в живых осталось совсем немного. Но ведь забвение – первый шаг на пути к повторению событий. Поэтому, используя воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, необходимо напомнить детям об исторических битвах и сохранить в их сердцах память о ветеранах Великой Отечественной войны и событиях, в которых те принимали участие.
2. Защита отечества на примере моей семьи во время ВОВ.
Проведя большую работу по изучению истории своей семьи: опросив своих родственников, изучив военные порталы в сети интернет и найдя архивные документы, я нашел информацию о семи участниках Великой Отечественной войны.
Сначала я опросил родственников по линии отца и по линии мамы и узнал у них всю известную информацию. Далее по полученной информации, а точнее по данным: фамилии, имени и отчеству, я нашел на специальных информационных порталах («Бессмертный полк» и «Память народа») дополнительные данные и архивные фото документов, подтверждающие участие моих прапрадедов в Великой отечественной войне. А также подробную информацию о подвигах некоторых из них.
Мой прапрадедушка Дерявко Антон Родионович. Родился в 1904 году. Когда началась Великая Отечественная война, его призвали на службу. Ушёл воевать в 1941 году. Был пулемётчиком красноармейцем. Прошёл всю войну, служил на 1 Украинском фронте, был ранен (перебило ногу, одну кость удалили), контузило, попал в плен в 1943 году. Известно, что в плену у немцев был на строительстве немецкого аэродрома. Там познакомился с советским летчиком, с 7-ю сослуживцами им удалось угнать немецкий самолет и сбежать на нём из плена. Из семерых во время побега выжило трое. По прибытию к своим, чуть не расстреляли, но уже у стенки, когда казалось, что смерть уже не минуема, его узнал командир и он чудом остался жив. После, когда высшее руководство узнало об угоне немецкого самолёта, все, кому удалось сбежать из плена, были приставлены к награде.
Так же из наградного листа известно, что 25.08.1944 году в районе с. Фетица отразил два контрнаступления и уничтожил 15 немецких солдат и офицеров, не допустив немцев до боевых порядков наших подразделений. После окончания войны в мае 1945-го, еще полгода зачищал Западную Украину от «Бандеровцев».
Антон Родионович получил более десятка наград, из них: «Медаль за отвагу», «Орден красной звезды». (Приложение №1)
Дерявко Николай Антонович сын моего прапрадеда Антона Родионовича во время начала войны был несовершеннолетним, когда край оккупировали немецкие войска, мать прятала его от немцев в подвале. После освобождения х. Крикуна Красноармейского района в 1943 году советскими войсками, в 17-ти летнем возрасте ушел служить и пропал без вести. Все попытки родных найти хоть какую-то информацию о нём не увенчались успехом. (Приложение №2)
Прапрадедушка Хелик Прокофий Ильич родился в 1904 году. Ушел на войну Красноармейцем в 1941 году. Дома осталась семья: жена, дочь и двое маленьких сыновей. Погиб в октябре 1941 года, когда переправлялись через Керченский пролив на оккупированный немецкими войсками Крым. Немцы подбили паром, в то наступление погибли тысячи советских солдат. (Приложение №3)
Двоюродный прадедушка Лукашик Стефан Иосифович родом из Беларуси. Родился в1925 году. Призвали на службу, когда уже была освобождена Беларусь в 1944 году. Известно, что писал родным письма пока был на второй линии, когда перевели на первую линию, писать перестал, пропал без вести. После окончания войны родственники его искали, отправляли запросы, смогли узнать лишь то, что до марта был на первой линии под Берлином, погиб за пару месяцев до окончания войны.(Приложение №4)
Мой прапрадедушка Малярик Кондрат Маркович родился в 1904 году и был родом из Польши. В 1939 году он переехал на территорию Украинской ССР и поменял польскую фамилию Малъянэк (переводится как «маленький Иван») на Малярик. Участвовал в Гражданской войне. Потом ушел воевать в Великой Отечественной войне в 1941 году, дома осталась беременная жена. Из наградных листов известно о некоторых его подвигах. 21.01.1945г. в районе деревни Опочки стойко отражал атаки немецкой пехоты. Сам лично уничтожил 17 немецких солдат и офицеров.1-го офицера и 2-х солдат взял в плен.
Также участвуя в боях на фронтах Отечественной войны в составе 20 мех.батальона автоматчиков 20 Танковой бригады, 2 отделении танковом Корпусе 69, Армии 1 Белорусский фронт, батальон в котором участвовал Малярик Кондрат Маркович 28.01.1945г. получил задание форсировать реку левее г. Познань и обеспечить переправу нашим частям. Переправившись на противоположный берег и захватив плацдарм, батальон занял оборону. Будучи пулеметчиком, Кондрат Маркович своим огнем отбил контратаку врага, чем и обеспечил переправу нашим войскам. В период второй контратаки 29 января, был тяжело ранен и его увезли с поля боя. И в связи с тяжелым ранением лежал более года в госпитале. В плену, в окружении не был. Получил серьезные ранения обеих ног, немецкий снайпер обстрелял ноги, не убив, а оставив мучаться и истекать кровью, прапрадедушка выжил, но всю оставшуюся жизнь ходил на костылях.
Получил множество наград, из которых: орден «Слава» 3-й степени, медаль «За отвагу». Вернулся домой в 1945 году дойдя до Берлина. (Приложение №5)
Прапрадед Петный Василий Гаврилович родился в 1919 году 7 марта. Жил на Украине в г. Стаханов Ворошиловградской области (Луганская область). Ушел на войну в 1941 году. Стойко и отважно сражался за Родину, но в 1943 получил сильное ранение, лежал в госпитале и оставшиеся годы его перевели на военного повара. Жену немцы взяли в плен, но после войны вернулась живая домой.
Прапрадедушка Колесник Константин Иванович родился в 1914 году. Родом с х. Верхнего Славянского района. Ушел на войну в 1941 году, дошел до Берлина, но был ранен и лежал в госпитале за границей, вернулся домой в 1945 году. Жена Людмила Ивановна во время оккупации фашистами нашего района помогала переправлять нашим солдатам снаряды. У Константина Ивановича было более 12 наград, из них: «Медаль за отвагу», «За взятие Берлина».
Пережил в ночь с 28 на 29 октября 1969 года, одно из самых страшных наводнений в Краснодарском крае. Оно затронуло Темрюкский и Славянский район. Прапрадедушка дежурил на лиманах в районе х. Верхнего, наводнение вынесло его лодку в район Темрюка, он с напарником чудом остались живы. (Приложение №6)
На меня произвели неизгладимое впечатление истории о своих предках, которые участвовали в Великой Отечественной войне. Их храбрость и отвага, с которой они защищали свою Родину вызывают у меня глубокое уважение и гордость, что я их потомок, а значит и во мне есть частичка их отваги.
3. СВО – новые герои нашей Родины.
Продолжая тему важности знания своего прошлого, как фундамента для настоящего и будущего, актуальным будет затронуть тему специальной военной операции.
24 февраля в 05:52 по московскому времени Владимир Путин выступил с обращением к россиянам и объявил о начале специальной военной операции. Президент объяснил, что принял такое решение ради людей Донбасса, которые подвергались «геноциду со стороны киевского режима».
«Специальная военная операция — это, по сути, битва за воссоединение русских земель, поскольку все исторические враги России объединились и решили сделать из Украины топор для уничтожения России как государства и русского мира. Проиграть мы не имеем права: или мы победим, или Россия исчезнет», — выразился о СВО историк Юрий Бондаренко.
Как и более 80 лет назад, мы снова столкнулись с тем, что должны проявить свою отвагу и храбрость, для защиты Родины и будущих поколений.
Русский солдат храбро и достойно помогает народу Донбасса защищать свои земли и детей от вновь проявившего себя фашизма.
Мою семью специальная военная операция коснулась так же, как и во времена Великой Отечественной войны.
В 2020 году в возрасте 22-х лет вступил в ряды ополчения Луганской Народной Республики мой родной дядя.
Сейчас командир в своем звене в звании младшего сержанта.
2 января 2023 года попал под обстрел в Лисичанске, был сильно ранен (посекло осколками левую сторону туловища и конечностей), через четыре месяца вернулся в строй. До сих пор храбро сражается на поле боя за свою Родину.
Был приставлен к награде в 2022 году, получил медаль «За отвагу».
Его полк получил значок «Гвардия ЛНР», дают его за массовый героизм и отвагу, стойкость и мужество, проявленные личным составом полка в боевых действиях по защите Отечества и государственных интересов в условиях вооруженных конфликтов. (Приложение №7)
Практическая часть.
4. Наш вклад с поддержку солдат на СВО.
Когда в сентябре 2022 года объявили о частичной мобилизации, с нашей школы призвали на службу двух преподавателей. Чтобы проявить им поддержку, школа регулярно помогает солдатам гуманитарной помощью. Все учащиеся школы активно принимают участие в сборе важного и нужного продовольствия, для облегчения им солдатов, находящихся сейчас на линии фронта.
И наш класс не исключение, мы регулярно принимает участие в сборе гуманитарной помощи нашим солдатам. Мы дружно и оперативно собираем необходимые продовольствия, пишем письма со словами поддержки для наших героев, которые также храбро с отвагой в сердце защищают свою Родину, как и их прадеды и деды, чтобы над нами всегда было мирное небо! (Приложение №8)
Мы безмерно благодарны им за то, что защищают нас, рискуя своими жизнями, стойко и достойно сражаясь с несправедливостью и бесчеловечным поведением ВСУ против мирных жителей Донецкой и Луганской народных республик.
5. Анкетирование.
Вдохновившись изученной информацией, мне стало интересно на сколько хорошо знают историю Великой Отечественной войны одноклассники, а также знают ли они, кто в их семье защищал Родину.
Подготовив презентацию и составив тесты на классном часу, при поддержке классного руководителя, я провел тестирование. Участие приняли 26 человек.
По результатам анкетирования я могу сделать следующие выводы: большая часть учащихся в моем классе знают основные факты о войне, но более глубоких знаний об истории войны пока нет (на примере вопроса о названии битв), 9 человек из класса знает, кто в их семье принимал участие в войне,7 не знают, но хотели бы узнать, а вот 10 человек не знают и не хотели бы узнать. Считаю важной задачей в классе заинтересовать этих ребят узнать военное прошлое своей семьи. (Приложение №9)
6. Создание книги памяти «Герои нашего рода».
Проведя своё исследование, я задался целью сохранить все полученные мною знания о предках, участвовавших в Великой Отечественной войне, для будущих поколений. И создал книгу памяти, которую назвал «Герои нашего рода».
В этой книге я собрал всю найденную мной информацию, фотографии и архивные документы, поделив на разделы: линия отца и линия матери.
Теперь эта книга будет передаваться из поколения в поколение и память о героях рода будет жить вечно в сердцах наших потомков.
Для всех желающих узнать о своих героях рода, я создал «Пометку-шпаргалку», в которой описан, как найти информацию об участниках Великой Отечественной войны. (Приложение №10)
Заключение.
В завершении своей исследовательской работы, я пришел к выводу, как важно помнить о Великой Отечественной войне, чтобы не повторять ошибки прошлого.
Люди, как и деревья не могут существовать без корней, наши корни — это фундамент, благодаря которому мы можем построить будущее. Знать прошлое это не просто наш долг, узнавая историю своей семьи, мы укрепляем связи с нашими родственниками, ведь ничто так не объединяет, как общее дело и общая история.
На примере наших солдат, которые сейчас находятся в зоне СВО, я с уверенностью могу сказать, что отвага, сила духа и любовь к Родине нашего народа, всё так же сильны, как и во времена Великой Отечественной войны.
Мы должны учиться на своей истории. Война объединила нас и показала силу духа советского народа. Мы должны помнить о жертвах и героизме наших предков, чтобы в дальнейшем не повторять ошибки прошлых лет и достойно обеспечить мир и свободу будущим поколениям. Память о Великой Отечественной войне должна быть жива всегда, чтобы мы не забывали о том, что стоит на кону и ценили то, что имеем.
На примере моей заинтересованности к истории семьи, того, что я изучил много новой информации о моих предках, создал книгу памяти «Герои нашего рода», чтобы в дальнейшем передать эти знания следующим поколениям, моя гипотеза подтвердилась, чтобез знаний о своем прошлом, нельзя построить светлое будущее. Помнить историю своего рода – важная обязанность каждого уважающего себя человека.
Так же я добился цели изучить информацию о моей семье, узнать какой вклад внесли прадеды в историю победы над фашизмом, а также узнать, насколько хорошо знает современное поколение историю ВОВ и заинтересовать других детей на изучение информации о героях их рода, это подтверждается результатами анкетирования моих 26 одноклассников из которых: 9 человек знает, кто в их семье принимал участие в войне,7 не знают, но хотели бы узнать.
А для того, чтобы заинтересовать оставшихся ребят мною было предложено разработать совместно с классным руководителем дополнительные классные часы на тему Великой Отечественной войны и важности знания своего рода, как части истории своей страны, а так же раздать созданные мною «Пометки-шпаргалки», с помощью которых можно пошагово собрать нужную информацию.
Список источников:
1. Интернет-ресурс «Бессмертный полк» https://www.moypolk.ru
2. Интернет-ресурс «Память народа» https://pamyat-naroda.ru
3.Интернет-ресурс Великая Отечественная война 1941-1945 – кратко о периоде истории (obrazovaka.ru)
4.Интернет-ресурс Начало СВО на Украине: причины, история, даты, цели, как все начиналось 24 февраля 2022 года: Политика: Россия: Lenta.ru
5. Семейные альбомы с фотографиями.
Приложения:
№ 1.
№2.
№3.
№4.
№5.
№ 6.
№7.
№ 8.
№9.
№10.