Политика Александра II и его реформы

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Политика Александра II и его реформы

Григорян Г.З. 1Огурцова А.А. 1Бобырин Б.А. 1
1МОУ СШ №5
Некрасов В.И. 1
1МОУ СШ №5
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Александр II (1818–1881) — правитель Российской империи, отменивший крепостное право. Также он прославился тем, что провёл ряд военных и образовательных реформ, которые улучшили условия жизни русского общества, и вошёл в историю как великий реформатор. Будучи наследником императора Николая I, он взошёл на престол после его смерти и правил в сложнейшее для государства время.

Детские годы

Родился Александр 29 апреля 1818 года в Москве. Он родился в 11 часов дня и в честь этого над Москвой прогремел праздничный салют из пушек, выстреливших 201 раз. Отцом Александра был Великий князь Николай I, мамой княгиня Александра Федоровна. 5 мая Александр Романов был крещен архиепископом московским Августином в том же монастыре. Когда он родился, его родители были великими князьями, а через семь лет отец взошел на трон и Александр стал наследником императорской семьи.

Правление императора

Александр II взошел на российский престол 19 февраля 1855 года в возрасте 36 лет.

  1. Внешняя политика

Начало правления Александра II совпало с окончанием Крымской войны. Согласно условиям Парижского трактата, Черное море стало нейтральным, никто не мог иметь в нем военный флот, а также крепости и арсеналы в прибрежных городах. Спустя 15 лет была заключена Лондонская конвенция и Россия вернула себе право держать флот на Черном море. Такой поворот во внешней политике был вызван поражением Франции в войне с Пруссией в 1870-1871 годах, где Россия тайно поддерживала Пруссию. Русско-турецкая война 1877-1878 годов завершилась победой России и небольших Балканских государств. По итогам Берлинского конгресса 1878 года появилось новое государство – Болгария и автономное княжество – Восточная Румелия. Османская империя признала независимость трех государств – Румынии, Сербии и Черногории. В состав России вошли города Батум и Карс в Закавказье.

Александр II и окружение посчитали нерентабельными Аляску и Курильские острова, поэтому первую в 1867 году продали США, а вторые в 1875 году отдали Японии в обмен на остров Сахалин. По условиям Айгунского и Пекинского договоров (1858 и 1860 годы) с империей Цин (Китай) в состав России вошли обширные и малонаселенные земли по рекам Амур и Уссури. С целью закрепиться на новых территориях были основаны города Владивосток и Хабаровск.

  1. Внутренняя политика

Реформы:

1. Земская реформа

2. Городская реформа

3. Судебная реформа

4. Военная реформа

5. Финансовые реформы

6. Реформы в системе образования

7. Цензурная реформа

Земская реформа Александра II

– это реформа органов местного управления,предусматривавшая создание системы местного самоуправления в сельской местности –земских учреждений.

Предпосылки реформы

В 1860-х гг. стал очевиден кризис системы местного самоуправления, ибо в российских губерниях сложилась неудовлетворительная ситуация. Дело в том, что все чиновники в губернии и уезды назначались прямо в Петербурге, и потому они совершенно не знали специфики нужд и потребностей региона и населения, которое в нем проживало. Получалось так, что фактически все сферы общественной жизни регионов пришли в кризисное состояние. Дороги, хозяйство, торговля, образование, здравоохранение имели множество проблем. В то же время было отменено крепостное право, что, естественно, вызвало недовольство дворян и их недоверие к действующей власти. Таким образом, земская реформа была способом частично компенсировать потери дворянства, дав им некоторую власть в регионах.

Итак, причинами реформы можно назвать стремление:

  • привлечь к местному самоуправлению широкие слои население;

  • предоставить жителям областей самостоятельность в решении региональных проблем;

  • частично возместить лишения и утраченные привилегии дворянству.

При помощи привлечения местного населения к решению проблем, Александр планировал отвлечь людей от идей революции, направив их энергию в нужное русло для решения местных вопросов. Для разработки проекта земской реформы была создана специальная комиссия при министерстве внутренних дел, председателем которой был назначен Н. А. Милютин, а с 1861 г. ее возглавлял П.А. Валуев. Разработчики реформы хотели заменить систему бюрократического управления в областных органах, чтобы областная деятельность управлялась приказами из центра, что вело к ошибочным решениям. Главным аргументом в поддержку реформы было убеждение, что лишь местные жители хорошо знают потребности региона, а отправляемые на места чиновники лишь точно реализуют программу, полученную из центра.

Содержание реформы

В 1864 г. Александр II издает «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Согласно этому положению в уездах и губерниях создавались новые органы местного самоуправления – земства. Они были выборными органами власти: участвовать в выборах могли только мужчины, достигшие 21 года; все же избиратели делились на три курии (разряда) – земледельческая, городская, крестьянская. Выборы проходили поэтапно: на первом этапе выбирались представители в волостные сходы, на втором выбирались представители уездных земств, а на третьем – представители в губернские земства. Губернский и уездный съезды проводились один раз в три года: таким образом, выбранные депутаты за один срок могли принимать участие только в одном таком съезде. Вообще губернская и уездная структура самоуправления были похожи. Они проводили сессии и выбирали управление каждый год. Уездное управление утверждалось губернатором, а губернское – министром внутренних дел. Для крестьян реформа создала особую систему управления: сельский сход и волостной сход. Сельский сход был выборным, выбирались представители на три года. Сельский сход отвечал за распределение земель, повинностей, рекрутчины, вопросы принятия и выхода из общины, выбор управления сходом, сборщика податей и старосты. Волостной сход решал аналогичные вопросы, но на более высоком уровне. Органы земств были разделены на исполнительные (управа) и распорядительные (собрание). Земские управы состояли из шести членов, которые назначались земскими собраниями. Собрания собирались раз в год, а земства же работали непрерывно. Собрания давали распоряжения и контролировали их выполнение, а управы занимались непосредственно выполнением решений. Предводителями губернских и уездных съездов были предводители дворянства.

Собрания Земства же были наделены функциями решениями местных проблем:

  • строительство дорог;

  • открытие и содержание школ, больниц, приютов;

  • сбор статистических данных, сбор податей;

  • организация переписи населения;

  • помощь крестьянским и прочим хозяйствам.

Интересно, что действие реформы не было распространено по всем регионам Российском империи. Два категории регионов не были затронуты:

  • области, где отсутствовало землевладение или было незначительным: Сибирь, Архангельская, Оренбургская, Астраханская губернии, Средняя Азия;

  • области, где большинство помещиков не были русскими: правобережная Украина, Белоруссия, Польша, Кавказ, Литва.

Итогом земской реформы 1864 года стало создание достаточно современной системы местного самоуправления в Российской империи и развитие местной инициативы. Она просуществовала около 50 лет, до Гражданской войны. Земства ведали местными хозяйственными вопросами, в том числе путями сообщения, школами, больницами, обеспечением продовольствием.

Городская реформа Александра II –

– одна из либеральных реформ императора Александра II, изменившая принципы городского самоуправления и повысившая возможности населения контролировать и развивать своё городское хозяйство.

Предпосылки реформы

Подготовка реформы началась сразу после отмены крепостного права, в 1862 году, на седьмой год царствования императора. Министром внутренних дел в 1861 году стал граф Петр Валуев, который провел две важные реформы, земскую и цензурную, а потом был уволен со своей должности в 1868 году из-за голода в ряде губерний. Должность министра внутренних дел на следующие 10 лет, до 1878 года, занял генерал Александр Тимашев. Он и провел городскую реформу. В рамках подготовки к ней с 1862 года шло создание комиссий в губернских и уездных городах. Всего их получилось 509. Правительство стало тормозить реформу из-за восстания в царстве Польском и покушения на императора в 1866 году. Также властям не нравилась идея о введении избирательного права для всех сословий. В 1864 году под руководством министра внутренних дел было создано «Городовое положение». Его направили в Государственный совет, то есть в высший законосовещательный орган Российской империи. На этом проведение реформы затормозилось и продолжилось только после отставки министра Валуева. Датой принятия этого документа стало 16 июня 1870 году. Император Александра II согласился принять принцип всесословности. Таким образом, реформу провели за 11 лет до его убийства.

Суть реформы

Основные положения реформы были следующие: В городах появились общественные управления. Они занимались хозяйственным вопросами, в том числе благоустройством, пожарной безопасностью, строительством пристаней, бирж, амбаров. Органами городского управления стали: городская дума и управа, городское избирательное собрание.

  • Членов городских дум (гласных) избирали раз в 4 года. Им мог стать каждый, кто обладал избирательным правом. Доля нехристиан была ограничена 30 %.

  • Городской глава не мог быть евреем.

  • Расходы на городскую думу входили в ведомство губернатора.

  • Дума на 4 года выбирала городскую управу.

  • Управа ведала делами городского хозяйства и расходов сборов, составляла городские сметы.

Также она могла признать решение думы незаконным. Итогом реформы стало появление дум, то есть бессословных органов городского самоуправления, в 509 городах. Думы избирались горожанами, которые платили налоги и имели установленный имущественный ценз. От избирателей требовалось соответствовать четырем условиям:

  • подданство Российской империи без судимостей;

  • возраст от 25 лет;

  • владение имуществом;

  • отсутствие недоимок (неуплат) по налогам.

Список избирателей формировался на основе сведений об уплаченных ими налогах. Они делились на три группы. К первым двум относились те, кто уплатил по трети от общей суммы налогов, а в последнюю — все остальные.

Судебная реформа Александра II –

– комплексная реформа судоустройства и судопроизводства, разработанная в 1861–1863 годах, утверждённая в 1864 году и проведённая в 1866–1899 годах.

Причины реформы

Реформа суда при Александре II проводилась с 1861 по 1863 гг. и стала комплексной. Эта реформа явилась одной из крупнейших в 19 в., т.к. полностью переделала судебную систему Российской империи. Последние крупные изменения проводились Екатериной II, а законодательство вообще опиралось на Соборное уложение 1649 г. Кратко дореформенную судебную систему можно охарактеризовать как очень запутанную и хаотичную. Судебный процесс был очень долгим в связи с обилием бюрократических трудностей. Судебная власть являлась частью административной власти. Подсудимые были практически бесправны. Обилие законодательных актов, различных правил, исключений и пр. затрудняло процесс судопроизводства. Процессы могли длиться годами.

Содержание реформы

Судебная реформа должна была сделать российский суд более эффективным и, самое главное, объективным. Суд разделялся на 2 ветви – общие съезды и мировые суды. Каждая ветвь имела, соответственно, 2 инстанции – окружные судьи и окружные съезды, мировые судьи и мировые съезды. Кроме того, общей инстанцией стал Кассационный департамент Сената. Судебная система полностью обновилась, стала иметь четкую организацию, иерархию. Судебная власть стала самостоятельной, т.е. отделилась от административной. Следствие по суду стало самостоятельным, независимым от полицейского. Должность судьи общего суда стала пожизненной, мировые судьи выбирались на определенный срок. Упорядочение судебной системы позволило в разы повысить качество проведения судебных процессов: дела стали просматривать быстрее, разделять их на гражданские и уголовные, да и сам судебный процесс по времени сильно сократился. Так, рассмотрение дел ограничивалось двумя инстанциями – первой и апелляционной. Суд стал равным, гласным, что означало открытость судебного процесса и равные права у всех участников при опровержении и предоставлении доказательств. Также судопроизводство разделяло процесс на предварительное и судебное следствие, что понижало возможность совершения судебной ошибки. Следователи получили более широкие полномочия при выполнении оперативно-розыскных мероприятий. Кроме принципов равноправия и гласности, суд получил еще одну особенность – состязательность процесса. Подсудимый имел право на защитника – адвоката. Для рассмотрения особо тяжких преступлений привлекался суд присяжных. Подсудимый получил право на обжалование приговора, рассмотрение его дела в Верховном или императорском суде.

Итоги судебной реформы

Судебная реформа 1864 г. полностью обновила судебную систему Российской империи. Суд стал современным, соответствовал мировым практикам. Суд стал самостоятельным, независимым институтом, а судебный процесс был упорядочен.

Военная реформа Александра II –

– серия преобразований (реформ) в военной сфере Российской Империи, в период с 1856 года по 1874 год.

Причины реформы

В 1856 году завершилась Крымская война, которая в целом показала слабость вооруженных сил Российской империи, как в техническом, так и в организационном плане. Постепенная реорганизация армии относится к 1862-1869 годах. Эти события совпали с подавлением польского восстания 1863 года, с завершающим этапом Кавказской войны и с гражданской войной в США. К 1869 году численность армии сократилась с 900 до 720 тыс., зато число резервистов выросло в 250 до 500 тыс. В 1861 должность военного министра занял Дмитрий Милютин. Он находился на этой должности 20, до самой смерти Александра II и руководил проведение военной реформы. 1862-1864 годах в Российской империи началось создание военных округов. Первыми стали Варшавский, Киевский, Виленский и Одесский. В 1864-

Интересный факт: В 1860-ые годы был сокращен состав Военного министерства до 327 офицеров. Параллельно шло перевооружение пехоты новыми винтовками, часто они были импортными, германскими и бельгийскими. В 1860-1870-ые в армию поступали пушки Маиевского и Барановского и винтовки системы Бердана.

1869 годах появилось еще 11 военных округов.

Итоги реформы

1 января 1874 года был издан устав о воинской повинности. Он состоял из 14 глав, которые регламентировали порядок прохождения службы в армии. Например, срок службы на флот определялся в 10 лет, в том числе 3 года в запасе, а в сухопутной армии – 15 лет, из которых 9 в запасе. Также его главы регламентировали отсрочки от воинской повинности, жалобы по делам призывников, составление приписных списков и другие особенности службы.

Результаты военной реформы можно резюмировать следующим образом:

  • Снижение численности армии на 40%.

  • Появление юнкерских училищ для представителей всех сословий.

  • Создан Главный штаб императорской армии.

  • Отмена почти всех телесных наказаний, кроме розг для некоторых провинившихся.

  • Перевооружение пехоты, артиллерии, кавалерии, флота.

  • Замена рекрутского набора воинской повинностью.

Первым серьезным военным конфликтом, в котором приняла участие реформированная армия, стала русско-турецкая война 1877-1878 годов.

Финансовые реформы Александра II (1862–1868) —

— это преобразования государственной финансовой системы Российской империи.

Причины реформы

Отмена крепостного права создавала в России новый тип экономики, тогда как финансы, построенные вокруг феодальной по своей природе подушной подати, отражали более архаичный тип её развития. Реформаторская деятельность и начало индустриализации требовало от правительства многочисленных затрат.

Содержание реформы

Для решения новых задач в 1860-62 гг. создаются новые органы — Государственный банк Российской империи и Главное выкупное учреждение при министерстве финансов (для проведения выкупной операции). Проведение реформ началось 22 мая 1862 года с введения «Правил о составлении, рассмотрении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений». Первым шагом стало введение в финансы принципа гласности и начало публикации государственного бюджета. В ведомства поступили требования о составлении подробных отчётов и смет, поясняющих все расходы денежных средств и доступных для всеобщего обозрения. Данная мера была направлена на минимизацию казнокрадства. Общая роспись государственного бюджета подлежала утверждению Государственным советом и императором и имела отныне силу закона. В 1864-68 годах в структуре министерства финансов были организованы казначейства, администрировавшие все доходы государства. Далее уже в 1865 году были созданы органы местного финансового самоуправления — контрольные палаты. На смену самостоятельным кассам различных государственных органов (из которых деньги нередко исчезали бесследно) пришла, таким образом, единая касса государственного казначейства. Усилилось значение финансового контроля, который давал своё заключение о проекте росписи бюджета и представлял в Государственный совет отчёт об исполнении бюджета минувшего года. С началом проведения реформ изменилась и торговля. С целью искоренения коррупции правительство приняло решение заменить ранее использовавшиеся откупы на акцизные марки по алкоголю и табаку. Винный откуп, доходы от которого традиционно формировали львиную долю бюджета, был отменён. Отныне акцизы можно было получить в специальных акцизных управлениях. Во главе всего акцизного хозяйства был поставлен неподкупный К. К. Грот. Налогообложение стало напоминать современное, с разделением налогов на прямые и косвенные, хотя подушная подать была сохранена. Денежная реформа 1862 года была отложена, так как у государства не хватило золота и серебра для размена бумажных денег. Осуществлена она была только в 1895-97 гг. под руководством С. Ю. Витте (см. Денежная реформа в России 1895—1897 годов). За вычетом этой реформы, финансовая система, созданная в 1860-е годы по проекту Татаринова, не претерпела существенных изменений вплоть до самой Октябрьской революции. Модернизация коренным образом реорганизовала государственную финансовую систему, сделав её более открытой и более эффективной. Строгий учёт государственного бюджета поставил экономику на новый путь развития, снизилась коррупция, казна тратилась на важные предметы и мероприятия, чиновники стали более ответственными за распоряжение деньгами. Благодаря новой системе государство смогло преодолеть кризис и смягчить негативные последствия крестьянской реформы.

Реформы в системе образования Александра II —

— начало образовательной реформы относится к 1863–1864 годам. Следует понимать ее суть, плюсы и минусы, а также цели, которые ставило правительство Александра II в деле развития высшего и среднего образования.

Содержание реформы высшего образования

Уровень народного образования в Российской империи в середине XIX века был ниже большинства стран Европы. От государства требовались шаги по улучшению ситуации в этой сфере. Датой проведения реформы высшего образования следует считать 18 июня 1863 года. Тогда был принят университетский устав. Он стал самым либеральным за весь период истории Российской империи. Подготовка устава шла с конца 1850-х годов. Важную роль в этом играли профессор Константин Кавелин, князь Григорий Щербатов и министр народного просвещения Евфимий Путятин. Он занимал эту должность несколько месяцев в 1861 году. С его деятельностью связаны некоторые нововведения в области образования, например, зачетные книжки. Однако он был отправлен в отставку по причине своей некомпетентности и из-за студенческих волнений. В конце 1861 года его сменил министр Александр Головнин. При нем была проведена всесторонняя разработка университетского устава, который включал в себя 12 глав. Основными положениями устава стало:

  • утверждение в составе каждого университета 4 факультетов (медицинский, юридический, историко-филологический, физико-математический);

  • выборы ректора раз в 4 года;

  • создание университетского суда;

  • студентом можно было стать с 17 лет, ему требовалось окончить гимназию;

  • университеты считались императорскими, они получали больше

    Интересный факт: В период деятельности министра Александра Головнина открылся Новороссийский университет в Одессе. В 1866 году на посту министра его сменил Дмитрий Толстой. В следующие 15 лет в России открылись университеты в Томске и Варшаве, высшие женские курсы в Москве и историко-филологические институты и в Нежине и Петербурге.

    самостоятельности в делах внутреннего управления.

Реформа среднего образования

Школьное образование в Российской империи в годы правления Александра II было представлено земскими школами и городскими гимназиями. Самыми массовыми и простыми школами для выходцев из крестьянской среды, после появления земств в 1864 году, стали земские школы, которые также называли народными училищами. В них предполагался 3–4-летний учебный курс с преподаванием русского языка, арифметики и Закона Божьего. Учебными заведениями более высокого уровня стали реальные училища и классические гимназии. Их реформированием занимался министр народного просвещения граф Дмитрий Толстой в 1871 году. Только выпускники гимназий получили право поступления в университет. С 1872 года реальные гимназии преобразовали в реальные училища. Образование в них было семилетним и выпускников до 1888 года не брали в университеты, но принимали в институты. Разработкой реформы занимался известный публицист и профессор Михаил Катков.

Итоги реформы

Итогом реформы стало сокращение преподавания литературы, но увеличение объемов математики, латыни и греческого. В 1862 году в России появились и женские гимназии. Уровень образования населения за 25 лет царствования Александра II заметно вырос, но все равно отставал от уровня, например, Германии.

Цензурная реформа Александра II —

— была проведена в Российской империи в 1865 году. Её суть заключалась в смягчении цензуры на печатные издания и литературу.

Предпосылки реформы

После вступления на престол императора Александра II новые течения вызвали оживление литературы, и между прочим литературы заграничной. Сначала это оживление значительно изменило цензурные порядки, не затрагивая старого устава; но скоро пересмотр последнего стал настоятельно необходимым. В 1860 году было реорганизовано Главное управление цензуры и в его руках сосредоточен высший надзор над печатью и над цензурными комитетами. В 1863 году цензура, по желанию самого министра народного просвещения Головнина ввиду несоответствия её задач с общей задачей министерства — «содействовать развитию умственной деятельности» страны — была передана в ведомство министерства внутренних дел.

Время реформ и изменений

Основной отрезок Великих реформ (кроме военной) пришелся на 1860-е гг. Так получилось и с цензурными послаблениями. В первую половину царствования (1855−1866 гг.) Александр всемерно шел на облегчение положения печатного слова. Изданиям разрешено самостоятельно освещать ход войны Отменен запрет на выпуск новых изданий общего характера Разрешено обсуждать в печати наиболее злободневный вопрос эпохи Разрешена розничная продажа газет и журналов Частные издания получают право печатать объявления и рекламу Введено гласное судопроизводство От предварительной цензуры были освобождены: в столицах — все оригинальные сочинения свыше 10 печатных листов и переводы свыше 20 листов; повсеместно — периодические издания, получившие от министра внутренних дел разрешение на выход без предварительной цензуры, а также издания академий, университетов, школьные и университетские учебники.

Итоги реформ

Плюсы реформы: Реформа способствовала активизации печатной деятельности в стране. Появилось большое количество новых газетно - журнальных изданий, что способствовало доведению необходимой информации до общества.

Минусы реформы: Отсутствие предварительной цензуры не означало исчезновение цензуры вообще. Была введена строгая самоцензура, так как за противообщественные материалы следовало серьёзное наказание. Закрывались издания, неугодные правительству и императору. Данную реформу можно рассматривать с двух сторон: с одной стороны, произошло смягчение цензурных притеснений, появились новые периодические издания, с другой — сохранялась предварительная цензура для провинциальных изданий, а также церковная цензура.

Итоги царствования

Александр II вошёл в историю как реформатор и освободитель. В его царствование было отменено крепостное право, введена всеобщая воинская повинность, учреждены земства, проведена судебная реформа, ограничена цензура, проведён ряд других реформ. Империя значительно расширилась за счёт завоевания и включения среднеазиатских владений, Северного Кавказа, Дальнего Востока и других территорий.

Источники:

  1. https://obrazovaka.ru/aleksandr-2-kratkaya-biografiya.html

  2. https://obrazovaka.ru/istoriya/vnutrennyaya-politika-aleksandra-2-kratko.html

  3. https://biographe.ru/politiki/alexandr-2/

  4. https://obrazovaka.ru/istoriya/gorodskaya-reforma-aleksandra-2-kratko.html

  5. https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/reformy_pri_aleksandre_ii/zemskaya_reforma_aleksandra_ii/#predposylki-reformy

  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%B0_II

  7. https://obrazovaka.ru/istoriya/voennaya-reforma-aleksandra-2-kratko.html

  8. https://spravochnick.ru/istoriya_rossii/vnutrennyaya_politiki_rossii_vo_vtoroy_polovine_xix_v/sudebnaya_reforma_aleksandra_ii/#prichiny-reformy

  9. https://obrazovaka.ru/istoriya/reforma-obrazovaniya-aleksandra-2-kratko.html

  10. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/presentation/36758.html

Просмотров работы: 121