ВВЕДЕНИЕ
Указом Президента Российской Федерации от 22.11.2023 № 875,
наступивший 2024 год в нашей стране объявлен Годом Семьи и это важное событие для нашей страны, проживающих в ней граждан. Указ направлен на сохранение традиционных семейных ценностей, воспитание патриотизма и нравственных общечеловеческих качеств. К ним относятся любовь, верность, уважение, взаимопонимание и поддержка, гражданский и воинский долг. Эти ценности являются основой крепкой и счастливой семьи, а значит и всего государства.
Далеко не в каждой российской семье сегодня бережно хранятся фотографии, документы, исторические материалы, газетные статьи и вырезки, подтверждающие вклад близких и родных людей в героическое прошлое нашей большой страны в различные временные эпохи. В итоге в семьях возникают нравственные проблемы – проблемы с принятием правильного или неправильного решения в той или иной ситуации:
- снижение ценностных и нравственных оснований культуры
- идеалистическое противостояние различных культур
-снижение запретов и нравственных норм, уровня интеллекта и образованности
- потеря смысла таких понятий, как честь, совесть, достоинство, благородство
- разрушение семейных ценностей
- рост насилия, агрессивности и жестокости
- приоритет материальных благ и карьеры в жизни людей
Именно поэтому тема сохранения истории семьи чрезвычайна актуальна в настоящее время. Она способствует объединению, сплочению нашего народа в непростые для страны времена. На сегодняшний день проблема изучения истории семьи является одной из самых значимых во всем современном мире. Поэтому у меня и возникло желание в изучении именно этой темы.
Цель проекта - поиск, сбор фактического материала по истории своей семьи для изучения и сохранения ее нравственных, семейных ценностей и передачи их своим потомкам с целью обеспечения преемственности поколений и продолжения традиций рода.
Задачи проекта:
- изучение теоретических аспектов формирования семейных родов и передачи семейных традиций, нравственного воспитания;
- сбор и накопление фотографий, документов, газетных статей и вырезок о жизни близких родственников в разные исторические эпохи;
- исследование и структурирование материала по истории нашей семьи;
- оформление генеалогического древа и страничек памяти;
- пропаганда сохранения ценностей семейной истории среди школьников в форме игры «Аксиология».
Методы исследования: - изучение архивных сайтов, материалов и исторических документов, систематизация и обработка полученной информации, опрос, интервью, беседа.
Объект исследования – члены моей семьи в прошлом.
Предмет исследования – формирование нравственных ценностей в нашей семье.
Тип проекта: - исследовательско-прикладной
По продолжительности – краткосрочный
По числу участников – личностный
Ожидаемые результаты:
- приобретение навыков поисково-исследовательской работы;
- расширение знаний об истории моей семьи в разные исторические эпохи;
- сохранение светлой памяти о суровых годах жизни, традициях и нравственном облике своих предков.
Продукт проекта - сборник «Как «закалялась сталь»: ценности моей семьи сквозь столетия» для семейного использования, модель игры «Аксиология» для использования на уроках в школах и других учебных заведениях.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА
Изучение генеалогической терминологии
С давних пор на Руси принято знать свои «корни», помнить предков, сохранять и чтить их память, их традиции. Именно эта информация может быть настолько ценной, что позволит не только познакомиться с образом жизни, социальным положением предков, но и их профессией, традициями, историческими событиями, которые оказывали влияние на формирование и становление сегодняшней семьи.
С чего и как начать изучение своего рода, своей семьи, как получить наглядную картину обо всех своих предках и их образе жизни?
Этими вопросами занимается наука – генеалогия (от греческого γενεαλογία–родословная) это совокупность представлений о родовом прошлом индивида, коллектива или этноса; родословные таблицы и росписи, содержащие систематизированную генеалогическую информацию. Так же генеалогия это вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением истории родов, происхождения отдельных лиц, путем установления родственных связей, составлением родословий [2, с.166].
Генеалогическое сознание возникло в позднепервобытных обществах в связи с потребностью социальной, религиозной, правовой и этнокультурной идентификации индивида или коллектива. В традиционных обществах генеалогия была тесно связана с мифологией. Постепенно происходил процесс становления индивидуального счета родства [2, с.169].
Генеалогия способствовала сохранению замкнутости социальных или родственных групп, регулированию брачности, поддержанию и передаче наследства, профессиональных знаний и умений, сохранению земельной и иной собственности в руках отдельных сословий или социальных групп. Кратко и наглядно весь найденный генеалогический материал можно представить в виде генеалогического древа или родословной.
В толковом словаре С.И. Ожегова – родословная, это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства, это список родственных связей, который включает информацию о ранних предках и пра-предках [3, с.316].
Родословная -это список родственных связей, который включает информацию о ранних предках и пра-предках. Она обычно включает все элементы от родителей до прадедов, которые отображаются в вертикальном формате [5].
Исходя из вышесказанного родословная это семейная история нескольких поколений людей одного или нескольких родов, представленная в виде схематично изображённых поколений с указанием степеней родства.
Поколения в родословной 1 поколение (отец, мать)–2 человека, 2 поколение (деды, бабушки)–4 человека, 3 поколение (прадеды, прабабушки)– 8 человек, 4 поколение (прапрадеды, прапрабабушки)–16 человек, 5 поколение (степень родства дальше опускаем)–32 человека и так далее, в каждом поколении число человек умножается на два. Родословная книга– будущая летопись рода, которая будет передаваться из поколения в поколение.
Краткая запись родословной, показывающая состав и происхождение семьи-это семейное древо, рисунок или диаграмма, показывающая, как разные члены семьи связаны друг с другом [2, с.412]. Благодаря такому рисунку можно узнать много интересного о своей родословной и найти потерянных родственников.
Существует несколько видов схем генеалогического древа семьи:
Горизонтальное родовое дерево. Предки изображаются по левую сторону, направление ветвей происходит в горизонтальной плоскости.
Вертикальное древо семьи: нисходящая схема. Во главе схемы стоит прародитель семьи или династии, а распределение всех потомков осуществляется по ветвям вниз в сторону корневой системы.
Вертикальное генеалогическое дерево: восходящая схема. Основана на возведении ребёнка во главу генеалогического древа семьи, а от него расходятся в стороны ветви матери и отца.
На самом деле самостоятельное создание семейного дерева требует много сил и времени, но обойдется гораздо дешевле, чем через специальные фирмы. Основные расходы уйдут на получение справок и выписок из архивов, а также на поездки в предполагаемые места проживания или службы и работы каждого члена семьи (рода). Еще один вопрос, который может быть спорным: для чего нужно изучать генеалогию, создавать семейное древо? Это некое получение поддержки, некоторого ресурса от своего рода, получение энергии, силы, веры в себя, для того чтобы пережить какое-то трудное событие в своей жизни.
Таким образом, отвечая на вопрос «Зачем искать и знать свои корни?», возникает ответ – затем, чтобы не повторять ошибок предков, чтобы пересмотреть старые устои и сделать свою жизнь свободной и счастливой, сохранив при этом лучшие традиции и обычаи, лучшие моральные и нравственные человеческие качества.
Теоретическое обоснование основных понятий
Проводя исследование и поиск необходимой для проекта информации, передо мной встал один вопрос, что же именно искать в информационных материалах, какие вопросы ставить для сбора и поиска нужной информации. Для этого мне необходимо узнать значение таких определений как «нравственность», «гражданский долг и ответственность», «семейные ценности и традиции», «патриотизм», «честь». Ведь именно, такие человеческие качества явно указывают на то, что жизнь человеком прожита не зря, прожита во имя Родины и Отечества, во благо окружающих.
В словаре С.И. Ожегова понятие «нравственность» определено как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами [3, с.312].
В словаре Д.Н. Ушакова понятие нравственности раскрыто как совокупность норм, определяющих поведение человека [4, с.400].
Итак, мы выяснили, что нравственность — это значимая, весомая для человека характеристика, которая позволяет сформировать сильный характер, влияет на ответственность, честность, самоконтроль и порядочность.
Ожегов С.И. в своем словаре определяет нравственность, как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, а также правила поведения, определяемые этими качествами [3, с.319].
Иначе говоря, нравственные ценности - это моральные и этические принципы, которые мы считаем правильными и важными. Все эти качества воспитываются в семье, а значит относятся к семейным ценностям.
В большом толковом словаре В.И. Даля семейные ценности - обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности [1, с.521]. Следовательно, семейные ценности необходимо рассматривать совместно с семейными традициями и обычаями.
С.И. Ожегов в толковом словаре дает понятие семейных ценностей как повторяющиеся, понятные окружающим совместные действия, обряды, ритуалы, передающиеся из поколения в поколение [3, с.501].
Семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования, это и наиболее значимый институт в жизни человека, который нужно оберегать и защищать. Защита своей семьи как главной ценности это и защита своей Родины, своей отчизны.
В толковом словаре В.И. Даля значение слова «патриот» объясняется так: «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб. В «Словаре иностранных слов» В.В. Одинцова и др. «патриот – (гр. Patriotes – земляк, соотечественник). Тот, кто любит родину, предан отечеству. Авторы словаря предполагают, что впервые слово «патриот» употреблено Петром I. Однако, до самого конца ХVIII века более распространѐнным был его синоним – словосочетание «сын отечества» [1, 491].
Патриотизм простыми словами – это любовь к своей Родине, языку, обычаям и культуре. Но как же определить, что такое «гражданский долг» и «гражданская ответственность»?
Гражданский долг — категория, определяющая обязанность гражданина общества выполнять требования морального и юридического характера, заложенные в Конституции, а также нести полную ответственность за свои действия. Осознавая свой гражданский долг, человек ориентируется на нравственные требования не только общества в целом, но и самого себя.
Но это относится к мирному времени, а как же проявляется ответственность и долг в военное время, как можно совместить одновременно несколько понятий «гражданский долг», «служебный долг» военно – профессиональный патриотизм? Важным обстоятельством, оказывающим влияние на формирование военно-профессионального и гражданского патриотизма, является русский национальный характер, включающий такие черты как:
- беспредельная преданность Отечеству, Родине, Флагу, Гербу, Гимну;
- непререкаемый авторитет воинской присяги и ее исполнение;
- стойкость и упорство в бою, готовность к подвигу, как норма поведения;
-уважение и соблюдение воинских ритуалов, наград и чести мундира;
-готовность прийти на помощь народам, оказавшимся в беде;
-личный пример офицера своим подчиненным;
-мастерское владение своей профессией как на фронте, так и в тылу.
Исходя из всего вышесказанного работу по составлению родословной просто необходимо дополнить такими историческими фактами и событиями из жизни моих родственников и предков, которые говорят об их нравственном облике, воспитании и патриотизме, самоотверженном труде и воинской доблести, их стремлении передать сквозь поколения традиции и обычаи, семейные ценности.
Глава 2. ПОИСКОВО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Родословная моей семьи
В своей работе я обратилась за информацией к родственникам и знакомым, благодаря которым узнала основные временные рамки, возможные для составления родословной моей семьи.
Семейное древо я решила сделать в виде восходящей схемы, где верхнюю позицию будем занимать мы с моей сестрой и по ветвям вниз будут расположены мои предки по материнской линии. Каждая строка родословной означает одно поколение (Приложение 1).
Спускаясь постепенно вниз и заполняя членов семьи по каждому поколению, стали возникать вопросы, касающиеся масштабных событий в нашей стране. И для полного понимания мне пришлось обратиться за информацией к членам Режевского историко - родоведческого общества (РИРО) и электронным базам данных, представленных в библиографическом списке.
В результате изучения временных границ, в которые проживали мои предки, четко обозначились четыре основных крупномасштабных исторических события:
- Первая мировая война (1914 – 1918 г.г.) Первая мировая война — один из двух мощнейших и самых страшных вооруженных конфликтов в человеческой истории. В нее были вовлечены несколько стран, каждая из которых серьезно пострадала. Первая мировая война продлилась с 28 июля 1914 по 11 ноября 1918. По разным данным от 7 до 12 миллионов мирных граждан погибли в Первой мировой войне, а 55 миллионов человек пострадали.
- Раскулачивание в СССР с 1918 по 1954 годы представляло собой политику преследования крестьян по признаку имущественного положения. «Кулаки» - так называли зажиточное крестьянство, которое имело в собственности большие наделы земли, средства производства (мельницы, например), использовало наемный труд батраков. Масштаб репрессий против кулачества в 1930-1931 годах оценивается в 1,8 млн человек или 380 тыс. семей. Они были направлены на спецпоселение, а за период с 1932 по 1940 к ним добавилось еще около 0,5 млн человек. Окончание раскулачивания произошло на рубеже 1940-1950-ых, например, еще в 1949 происходила высылка раскулаченных из трех прибалтийских республик.
- Великая Отечественная Война (1941 – 1945 г.г.)– война между СССР и Германией в рамках Второй Мировой войны, закончившаяся победой Советского Союза над фашистами и взятием Берлина. Однако победа далась СССР тяжело. Экономика страны на протяжении войны находилась в особом режиме. Страна находилась в тяжелейшем состоянии, и ей потребовалось немало лет на то, чтобы восстановиться. Согласно современным данным, демографические потери СССР в Великой Отечественной войне составили 25—27 млн человек.
- Русско – японская война (1945 г.) После боев 1938-1938 года на Хасане и Халхин-Голе появился Дальневосточный фронт. 15 сентября 1941 года появился Забайкальский фронт. Даже в годы ВОВ численность войск этих фронтов превышала 500 тыс. человек. В феврале 1945 года прошла Ялтинская конференция, где лидеры Антигитлеровской коалиции приняли решение о вступлении СССР в войну с Японией через 3 месяца после окончания войны с Германией в Европе. Война состояла из трех основных операций: Маньчжурская, Южно-Сахалинская, Курильская десантная. Отдельные бои в горах и на островах продолжались и после официальной капитуляции Японии (2.09.1945), до 5-10 сентября 1945 года.
Таким образом, изучив имеющийся материал, на основе составленной родословной нашей семьи, мне необходимо как можно более конкретно и расширенно составить рассказ о жизни предков, их вкладе в историю не только нашего рода, семьи, но и страны в целом. Определить какие семейные и духовно – нравственные ценности и традиции воспитывались в разные исторические эпохи в нашей семье. Как они передавались из поколения в поколения членами нашего семейного рода.
2.2. Страницы памяти моих предков
Г удков Василий Федорович (01.01.1897 – 23.06.1961)
Мой пра – пра - дедушка родился в с. Шайтанка Черемисской слободы. Рано овдовел, женился во второй раз. В семье у них родилось трое детей: Валентина, Павел и Зоя. Старшая дочь - моя прабабушка Гудкова Валентина Васильевна, после замужества она стала Ширяевой.
В середине 1930–х годов семья Василия Федоровича была раскулачена: со слов его старшей дочери Валентины: «…оставили в хозяйстве только Рис.1. Фото Гудкова В.Ф. лошадь, с условием, что Василий Федорович на этой лошади будет выслан жить в поселок Благодатный и будет работать на руднике...». Подтверждение об этом событии мы нашли в Книге памяти раскулаченных в Свердловской области https://раскулаченные.рф/
Вскоре семья переехала в поселок Благодатный (в последствии Монетный) города Березовский, где жена работала на заготовке торфа, а Василий Федорович на Благодатном руднике по добыче руды (Приложение 2).
Во время Великой Отечественной войны в 1941 году Василий Федорович ушел на фронт. По данным сайта «Архивный батальон» призыв был 10.10.1941 года. Служил во второй линии фронта в инженерно – строительных войсках. Восстанавливали разрушенные мосты и железные дороги, проходящие через реки. Часто приходилось работать под бомбежками, стоя по грудь в ледяной воде. На территории Украинской ССР, Сумской области, Путивильском районе в д. С. Гончара попал в плен, освобожден. Продолжал служить в инженерно – строительных войсках.
В 1945 году был демобилизован по болезни, вернулся домой. Работал в разных организациях, стараясь заработать и «поднять семью на ноги»: на ферме – пастухом, на заводе – разнорабочим, обходчиком на узкоколейной железной дороге. Его знания и умения в строительстве мостов и переправ здесь, на Урале, ему так и не пригодились.
Василий Федорович выдал замуж обеих дочерей, женил сына. Дождался внуков (всего было 3 внука и 2 внучки). С 1959 года Василий Федорович уже не мог работать, туберкулез ослабил его и почти два года он «угасал» лежа в постели на глазах всей семьи. Но и в таком положении он старался сделать что-то нужное, полезное. Выпиливал стамеской деревянные ложки и свистульки для соседской детворы. В июне 1961 года Василий Федорович умер.
Мой пра- пра-дед не имел боевых орденов, званий, наград, но он с честью выполнил свой долг перед Отечеством, перед Родиной. Для меня он – Герой Великой Отечественной войны, настоящий патриот своей Родины. Его неугасаемое желание жить и приносить пользу своей семье просто не может пройти незаметно, это настоящий пример для подражания, пример высокого духовно – нравственного воспитания и целеустремленности.
Ширяева (Гудкова) Валентина Васильевна (28.05.1929 – 12.11.2013)
Моя прабабушка родилась в семье Гудкова Василия Федоровича в селе Черемисское Режевского района. Семья была не богатой. В хозяйстве была одна лошадь, да телега. Но по каким - то причинам семью «раскулачили», забрали дом. Семья переехала в поселок Благодатный. Отец работал в шахте, где добывали золото. Прабабушка была старшей из детей в семье, поэтому ей приходилось с утра до ночи водиться Рис.2. Фото Ширяевой В.В. с младшим братом и грудной сестрой. Доить корову бабушка научилась еще в 6 лет, так как родители утром рано уходили на заработки и возвращались уже затемно.
Но вот наступил 1941 год, бабушке только исполнилось 12 лет…началась Великая Отечественная война. Отца прабабушки Василия Федоровича Гудкова забрали на фронт и ей, как старшей из детей, пришлось работать на шахте Третьего Благодатного рудника (Приложение3). Подсобной рабочей она работала на сортировке руды, на промывке золотоносных песков на вашгерде. Работали в 3 смены, 6 дней в неделю. По-прежнему рудник отгружал в срок по 2,5 тонны руды в месяц, а значит, давал так необходимые стране серебро, золото и медь.
Особенно часто прабабушка вспоминала как в последние годы Великой Отечественной войны (1943–1945г.г.) в кирпичном здании школы был расположен эвако - госпиталь №5931 для пленных немецких и польских военнослужащих (Приложение 4). Занятия в школе продолжались, но учились в старом, деревянном здании в две смены. После окончания войны, прабабушка закончила Свердловское педагогическое училище и осенью 1948 года вернулась в родной поселок учителем школы №19 в пос. Каменный. Всего в школе было 4 класса и 4 учителя. Через несколько лет начальную школу №19 закрыли и прабабушке предложили работать учителем начальных классов в средней школе № 10 поселка Монетного (Приложение 3). 40 лет своей жизни она отдала своему любимому делу – работе с детьми. В 1995 году ей было присвоено звание «Труженик тыла» и «Ветеран педагогического труда». Бабушка умерла в 2013 году, за несколько дней до моего двухлетия. Конечно, я не помню ее, но много знаю о ней из рассказов мамы, маминых сестер и брата. Бабушка сумела передать свое желание и стремление учиться и передавать свои знания и опыт своим внукам.
Д авыденко Леонид Лукьянович (15.09.1918 г. – 13.01.1976 г.)
Мой прадед родился в 1918г. в селе Карасуль Кустанайской области Казахской АССР. Имя матери установить не удалось. Отец – Давыденко Лукьян Анисимович служил в Царской армии, был старшим унтер – офицером 151 полка, участником Первой мировой войны. Леонид потерял отца сразу после своего рождения, а мать Пузикова Прасковья Евстафьевна вышла замуж во второй раз и в браке Рис. 3 Фото Давыденко Л.Л.
родились еще три дочери. Леня окончил семиклассную школу, а после убегал из дома, скитался, пытался найти отца в надежде, что тот жив.
В 1938 году был призван на службу в армию санинструктором 113 укрепленного района 25 Армии на Дальнем Востоке. В этом же году был назначен на должность начальника аптеки в/ч полевая почта № 36324. Участвовал в военных действиях при освобождении Маньчжурии от японских захватчиков в 1945 году. Был награжден благодарностями и медалями (Приложение 5,6).
После окончания войны, он отправился на Урал, в поселок Монетный Березовского района Свердловской области. Устроился на работу в Березовское рудоуправление. Женился, в браке родились 4 детей. Работал водителем в Монетном трактороремонтном заводе. Неоднократно был награжден медалями и Знаком «25лет Великой Победы в ВОВ. После продолжительной болезни умер, захоронен в поселке Монетный (Приложение 7,8).
Я очень горжусь своим прадедом, для меня он – герой, он настоящий патриот своей Родины, выполнивший и воинский долг и гражданский. Мой прадедушка - яркий пример воплощения в одном человеке самых лучших человеческих качеств: благородство и интеллигентность, ум и острота мысли, твердость духа и характера. Все это он своим примером старался передать своим внукам, чтоб они, в свою очередь передали следующим поколениям.
Д авыденко (Руднова) Екатерина Николаевна 02.12.1916 - 17.12.2002
Моя прабабушка родилась в селении Сапожник Ольховского района Курганской области. Получила начальное образование (4 класса). Когда ей исполнилось 14 лет, семья переехала жить в поселок Монетный на заработки. Официально она была трудоустроена грузчицей в 1933 году на Монетном торфопредприятии (Березовский район
Рис. 3 Фото Давыденко Е.Н. Свердловской области).
Работа грузчиц была очень тяжелой – большими деревянными лопатами грузили торф. Перетаскивали высушенный кусковой торф арочной формы в больших плетеных корзинах. Торф отправляли на завод «Уралмаш» для растопки доменных печей при плавке металла. В годы войны работала старшим лаборантом, по окончании школы ее назначили старшим контролером Монетного перегружательного пункта «Гикторф». Без отрыва от работы окончила неполную среднюю школу рабочей молодёжи станции Монетная Березовского района Свердловской области (Приложение 9).
По окончании войны вышла замуж, в семье родились четверо детей. В тяжелые послевоенные годы приходилось много работать, а после работы вести домашнее хозяйство. Прабабушка много вязала и шила, пряла шерсть и ткала половики. Эта работа ей приносила большое удовлетворение.
Награждена Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 г.г.». Присвоено звание «Труженик тыла». Свою трудовую деятельность продолжала и после окончания Великой Отечественной войны на Монетном трактороремонтном заводе подсобной рабочей, заправщиком на горючем складе. Вышла на пенсию в 1983 году. Является вдовой умершего участника Отечественной войны, которого схоронила рано в 1976 году. В 2002 году бабушка умерла и была захоронена в поселке Монетный, рядом со своим мужем и средним сыном (Приложение 10,11).
Для меня ее образ – образ настоящей русской героини, трудолюбивой, отзывчивой, доброй и заботливой. Ее неугасаемое желание учиться и трудиться она пронесла через всю жизнь, являясь примером для будущих поколений нашей семьи. Стойко и мужественно она перенесла все невзгоды судьбы, голод и непосильный труд, смерть любимого мужа и троих сыновей.
Исследуя родословную нашей семьи, я выявила, что для каждого члена моего рода, семья всегда являлась «надежным тылом», «тихой гаванью», где совместно радовались и преодолевали трудности и невзгоды, таким образом «закалялась сталь» нашей семьи».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое…» - эти гордые и возвышенные слова великого русского писателя Николая Островского, произнесенные главным героем романа Павкой Корчагиным, просто должны стать девизом, основой нравственного и патриотического воспитания школьников в настоящее время.
Эти слова я могу отнести к любому члену моего рода и семьи, и к тем, чья история мне уже известна и понятна, и к тем, о ком я еще ничего не знаю. Но более чем уверена, что все семейные ценности и традиции, основы духовно – нравственного воспитания представленные здесь уже были заложены в моих предках, а значит, основа такого воспитания была заложена в нашем роду гораздо в более ранние временные эпохи.
Исследуя родословную нашей семьи, я выполнила все поставленные мною задачи, узнала много интересных фактов и историй из жизни предков, их интересы и профессиональное мастерство, об их стремлении с честью и достоинством выполнить свой гражданский и служебный долг, о верности и преданности своей семье, ее традициям, о стремлении передать все самое лучшее своим детям и внукам.
Для сохранения памяти о своей семье и передачи историко – духовного наследия последующим поколениям, мною был издан сборник страниц памяти для личного пользования членов моей семьи.
На основе этого сборника разработана настольная игра «Аксиология», в основе которой лежат реальные истории из жизни моих предков. Более детально правила игры представлены в Приложении 12. Игра апробирована на уроках истории в шестых классах моей школы и имела хорошие отзывы как учителей, так и участников игры.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Даль В.И. Толковый словарь русского языка /В.И.Даль-М.:АСТ,2018.- 736 с.
Дунин С.В., Черных А.П. Большая Советская энциклопедия, том II, 2004-2017 /С.В. Дунин, А.П. Черных – М: Академия, 2014, - 863 с.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка /С.И.Ожегов-М.: АСТ, 2018.-736 с.
Ушаков Д.Н. Токлвый словарь русского языка/Д.Н. Ушаков.-М.:Аделант, 2013.-800 с.
Свободная энциклопедия Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Категория:Славянские_Википедии
Электронный банк документов «Подвиг народа в ВОВ 1941-1945г.г.» https://podvignaroda.ru/?#tab=navHome
Незабытые герои Русско – японской войны https://незабытые-герои.рф/russkoyap
Портал «Память Народа» https://pamyat-naroda.ru/?utm_source=podvig_ft
Центральный электронный архив Министерства обороны РФ https://archive.mil.ru/archival_service/central/history.htm
Информационный портал «Первая мировая война 1914–1918 г.г.» https://gwar.mil.ru/
Обобщенный банк данных «Мемориал» https://obd-memorial.ru/html/index.html
Книга памяти раскулаченных в Свердловской области https://раскулаченные.рф/
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Семейное древо моей семьи
Приложение 2. Копер Третьего Благодатного рудника.
Приложение 3. Ширяева В.В. в детской бригаде шахты Третьего Благодатного рудника
Приложение 3. Здание школы №10 пос. Монетный (1950 год)
Приложение 4. Мемориальная доска на здании школы №10
Приложение 5. Скан -копия Служебной характеристики Давыденко Л.Л.
Приложение 6. Скан – копия боевой справки Давыденко Л.Л.
Приложение 7. Скан-копия удостоверений Давыденко Л.Л.
Приложение 8. Скан-копия удостоверений к медалям Давыденко Л.Л.
Приложение 9 .Скан-копия об окончании Школы рабочей молодежи Давыденко Е.Н.
Приложение 10. Скан-копия удостоверений к медалям Давыденко Е.Н.
Приложение 11. Скан-копия пенсионного и ветеранского удостоверений Давыденко Е.Н.
Приложение 12. Настольная игра «Аксиология»
Правила игры.
Обучающиеся – участники игры делятся на две команды (если участников не много, то каждый сможет стать субъектом игры и тогда оценивание происходит индивидуально). За каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу.
Задание №1. Ведущий раздает свитки, на которых написаны небольшие рассказы, истории из жизни реальных людей в прошлом.
Необходимо внимательно прочитать рассказ и ответить на вопрос после рассказа. Как правило, все вопросы направлены на определение нравственных качеств личности. Участники отвечают и, если ответ правильный, то выдается второе задание.
Задание №2. Ведущий выдает второе задание, облако, на котором расположены обоснования терминов и понятий, относящиеся к семье, роду, воспитанию, нравственности. Участники по данному описанию называют термин или определение. Ведущий сравнивает ответ с надписью на оороте облака.
Подведение итогов: команда, набравшая больше баллов, становится победителем игры. Если было индивидуальное участие, то победитель определяется по наибольшему количеству баллов.
В случае, если количество баллов у двух или более участников будет равным, то можно повторить задание №1 с выдачей командам противоположных свитков.