Народы крайнего Севера и мифология

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Народы крайнего Севера и мифология

Андреева В.Д. 1Ефимов С.П. 1
1НОЯБРЬСКИЙ ИНСТИТУТ НЕФТИ И ГАЗА (ФИЛИАЛ) ТИУ В Г, НОЯБРЬСКЕ (Филиал ТИУ в г. Ноябрьске)
Кручинин С.В. 1
1НОЯБРЬСКИЙ ИНСТИТУТ НЕФТИ И ГАЗА (ФИЛИАЛ) ТИУ В Г, НОЯБРЬСКЕ (Филиал ТИУ в г. Ноябрьске)
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Мифология коренных народов Крайнего Севера является неотъемлемой частью их культуры и непрерывным источником вдохновения и удивления. Эта тема имеет особую актуальность в нашем современном мире, где сохранение культурного наследия и развитие межкультурного диалога становятся все более важными.

Коренные народы Крайнего Севера включают в себя саамов, эвенков, чукчей, ненцев, эскимосов и другие этнические группы, которые обитают в суровых условиях Арктики. Их мифология - это совокупность поверий, легенд, мифов, ритуалов и обрядов, которые передаются из поколения в поколение.

Одной из важнейших черт мифологии коренных народов Крайнего Севера является их тесная связь с природой. Они видят в окружающей среде живые существа, обладающие тайной мудростью и силой. Горы, реки, озера, леса, снегири и медведи - все они обладают собственными духами и считаются могущественными тварями. Коренные народы верят, что природа имеет сознание и нуждается в уважении и почитании.

Символические образы и персонажи из мифологии коренных народов Крайнего Севера также отражают их взгляды на мир. Некоторые известные персонажи включают в себя Витязей Зимы, которые принимают участие в церемониях и влияют на изменение сезонов, морского духа Седны, которая является покровительницей рыбаков и мореходов, и Лунного Барсика, который является защитником детей.

Мифология коренных народов Крайнего Севера играет также роль в образовании и сохранении их сообществ. Мифы и легенды передаются устно из поколения в поколение, что способствует сохранению культурного наследия. Они служат также средством общения и создания связи между различными этническими группами, формируя общие ценности и идентичность.

Современный интерес наукой и искусством мифологией коренных народов Крайнего Севера стал способом восстановления традиций и обращения внимания на уникальность их культуры. Этнические группы выражают свое отношение к миру через искусство, литературу, танцы, песни и другие формы выражения.

Объект исследования – мифология.

Предмет исследования – мифология коренных народов Крайнего Севера.

Цель исследования - состоит в том, чтобы выявить особенности мифологии коренных народов Крайнего Севера.

Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. изучить понятие мифологии коренных народов Крайнего Севера;

  2. рассмотреть современных практики и ритуалы коренных народов Крайнего Севера, основанные на мифологических представлениях;

  3. проанализировать особенности мифологии коренных народов Крайнего Севера;

  4. выявить проблемы возникающие при столкновении мифологических представлений с современной реальностью.

Методологическую основу исследования составили исторический, наблюдательный, сравнительный и описательный методы.

Теоретическую базу исследования составили труды следующих ученых в области мифологии коренных народов Крайнего Севера: Н. В. Лукиной, В. М. Кулемзина, И. Н. Гемуева, А. М. Сагалаева, А. В. Бауло, М. Ф. Косарева, Е. А. Хелимского, В. Я. Петрухина, В. В. Напольских и др.

Структура работы выстроена в соответствии с ее целью и задачами. Работа состоит из введения, трёх глав с шестью частями, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

1.1. Анализ исторических событий, связанных с формированием и развитием мифологии коренных народов Крайнего Севера

Формирование и развитие мифологии коренных народов Крайнего Севера имеет долгую и богатую историю, связанную с их уникальной культурой, верованиями и образом жизни.

В течение многих тысячелетий коренные народы, такие как ненцы, чукчи, эвены, эскимосы и другие, жили в тесной связи с суровыми условиями, присущими этому региону. Они развили уникальные системы верований, мифологии и религии, которые отражают их взгляды на мир и связь с окружающей природой.

Исторические события, связанные с формированием и развитием мифологии этих народов, включают период колонизации и первого контакта с иностранными народами. В конце 15 века русские и европейцы начали исследовать и заселять эти территории в поисках новых источников сырья и торговых возможностей. Встреча между коренными народами и этими вторжениями привела к изменениям в их мифологии и верованиях. Некоторые элементы из иностранных культур, такие как христианство и лекарственные травы, были внедрены в мифологию этих народов.

Также стоит отметить важную роль шаманства в мифологии коренных народов крайнего севера. Шаманская практика и верования играли существенную роль в формировании мифологического сознания и мировоззрения этих народов. Шаманы, как посредники между миром богов и людей, помогали расшифровывать и передавать мифические образы и знания следующим поколениям.

Однако, несмотря на влияние внешних сил, мифология коренных народов Крайнего Севера сохранила свою уникальность и подчеркнула их глубокую связь с природой. Многие из их мифов и легенд рассказывают о жизни и повседневных заботах, охоте на животных, путешествиях и суровых условиях, с которыми они сталкиваются. Воззрения на мир и космология коренных народов Крайнего Севера отражены в их мифологических историях и обрядах, которые до сих пор существуют и передаются из поколения в поколение.

Современные события также имеют влияние на мифологию этих народов. Расширение добычи полезных ископаемых, изменение климата и уничтожение природных ресурсов создают угрозу для их уникальной культуры и места в мире. Некоторые народы активно работают над сохранением своей мифологии и традиций, однако всё ещё существует риск потери многих уникальных аспектов и знаний.

Таким образом, исторические события, связанные с формированием и развитием мифологии коренных народов Крайнего Севера, отразили их взаимодействие с внешними культурами, изменение образа жизни и вызовы современного мира. Они продолжают иметь важное значение для этих народов, определяя их идентичность и связь с их прошлым и окружающей средой.

1.2. Влияния мифологических представлений на культуру и образ жизни коренных народов Крайнего Севера

Мифологические представления играют важную роль в жизни коренных народов крайнего севера, формируя их культуру и образ жизни. Эти народы на протяжении веков развивали уникальные мифологические системы, в которых каждое существо, явление или объект имеют свою особую роль и значение.

Одна из основных функций мифологии в этой культуре – объяснение природных явлений и необъяснимых событий. Верования коренных народов крайнего севера предлагают рационализацию окружающего мира, помогая людям понять и объяснить природу. Они объясняют происхождение озер, рек, гор и других природных объектов, а также даруют человеку уверенность в его месте во Вселенной.

Важная составляющая мифологии этих народов – представления о духовном мире. Леса, реки, животные, птицы - все они считаются особыми носителями духовной энергии и имеют своих духовных хранителей. Верования в наделение предметов и существ душой связывает человека с окружающим миром, создавая глубокую связь и взаимодействие.

Влияние мифологических представлений простирается и на практические аспекты жизни. Например, охота, которая является главным источником питания для коренных народов крайнего севера, основывается на уникальных мифологических представлениях. Верования в духовных хранителей животных формируют ритуалы, регулирующие охотничью деятельность. Эти народы внимательно соблюдают ритуалы, чтобы умилостивить духовных хранителей и обеспечить успешную охоту.[5]

Мифология коренных народов Крайнего Севера играет важную роль в формировании социальных норм и ролей. Она определяет, какие задачи и обязанности принадлежат каждому члену общины, а также какой порядок признан наиболее справедливым. Например, в некоторых мифологических представлениях женщины имеют особую связь с природой и обладают способностями, которые мужчины не имеют. В результате этого, у коренных народов Крайнего Севера можно наблюдать равенство полов и отсутствие гендерных ролей в традиционном понимании.

Мифология является источником для коренных народов Крайнего Севера в рамках искусства и ремесел. Мифические существа, представленные в мифологии, обычно являются объектами изображений на украшениях, одежде, художественных произведениях и многом другом. Кроме того, они также влияют на техники и материалы, используемые в ремесленных изделиях. Таким образом, мифологические представления имеют огромное значение для сохранения уникальности искусства и ремесел коренных народов.

Мифологические представления имеют также сильное влияние на жизненные ценности и нравственные установки народов крайнего севера. Понимание своего места во Вселенной и взаимодействия с окружающим миром прививает уважение и бережное отношение к природе. Народы крайнего севера способны сохранять баланс и гармонию с окружающей средой, что является результатом их мифологических представлений.

Поэтому можно сказать, что мифологические представления имеют огромное влияние на культуру и образ жизни коренных народов крайнего севера. Они формируют основные ценности и нравственные установки, регулируют практическую деятельность и укрепляют связь между человеком и природой. Эти представления служат неотъемлемой частью культурного наследия и экологической гармонии этого региона.

 

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРАКТИКИ И РИТУАЛЫ

2.1. Современные практики и ритуалы коренных народов Крайнего Севера, основанные на мифологических представлениях

Современные практики и ритуалы коренных народов крайнего севера, основанные на мифологических представлениях, представляют собой весьма интересную и многогранную тему для изучения. Эти народы, живущие в отдаленных и суровых природных условиях, сохраняют и передают поколениями свое уникальное культурное наследие, включающее в себя мифы, легенды, традиции и религиозные верования.

Например, шаманизм играет важную роль для народов крайнего севера и в современной реальности.[4] Эта тысячелетняя религиозно-медицинская система остается неотъемлемой частью их культуры и образа жизни. Шаманы находятся в центре этой практики и служат как духовные лидеры, так и целители.

Одна из основных функций шаманизма для народов крайнего севера - это представление о средоточии связи человека с духовным миром. Шаманы считаются посредниками между этими двумя мирами и способны войти в трансовое состояние, чтобы получить мудрость и силу от духов и богов. Этот контакт с духами позволяет шаманам практиковать исцеление, видеть будущее, а также общаться со своими предками. Современные народы крайнего севера продолжают обращаться к этим ритуалам и верованиям как к важной части своей культуры и идентичности.

Кроме того, шаманы важны и для поддержания физического здоровья, иммунитета. Они используют растения и травы для лекарственных целей и помогают людям вылечить болезни и излечиться от травм. Знание о природе и лекарственных свойствах различных растений передается из поколения в поколение, и шаманы являются хранителями этого ценного наследия. В современном мире, где медицина развивается, шаманы все еще остаются востребованными из-за своей уникальной способности обращаться к силам природы и духовному измерению.

Кроме своего религиозного и исцеляющего значения, шаманы также привносят важный аспект в культурную жизнь народов крайнего севера. Их участие в различных празднествах, обрядах и торжествах придает им особое значение и символику. Шаманы могут проводить священные обряды для обеспечения плодородия земли, берегут души умерших и участвуют в призыве духовных сил для защиты своего народа. Этот культурный аспект шаманизма является неотъемлемой частью крайне северной идентичности и показывает глубокое и прочное влияние шаманства на эти сообщества.

Получается, что шаманизм продолжает играть важную роль для народов крайнего севера в современности. Он является основой их верований, культуры и идентичности, представляя собой средство связи с духовными силами и способом исцеления. Шаманы играют ключевую роль как духовные лидеры, целители и хранители культурного наследия. Это свидетельствует о глубоком уважении и важности, которую народы крайнего севера придают шаманской практике и ее значению в современном мире.

Так же большое значение имеют:

  1. Праздники: Коренные народы Крайнего Севера отмечают различные праздники, связанные с сезонами, природой и жизненными циклами. Например, праздник рождения солнца отмечается в период равноденствия весной, а праздник рождения оленя - когда олени начинают рожать.

  2. Охота и рыболовство: Охота и рыболовство имеют глубокий символический смысл для коренных народов Крайнего Севера. Они проводят специальные ритуалы перед охотой или рыбалкой, чтобы попросить духов мирно дать свои дары. Это также помогает поддерживать равновесие между человеком и природой.

  3. Ритуалы связи с предками: Коренные народы Крайнего Севера имеют ритуалы для почитания и коммуникации с предками. Некоторые из них включают установление алтарей, возжигание костров или проведение специальных церемоний в память о своих предках.

  4. Этнические фестивали: Этнические фестивали, где представители коренных народов Крайнего Севера собираются вместе, играют традиционную музыку, танцуют и демонстрируют ремесла, становятся все более популярными. Они не только сохраняют культурное наследие, но и помогают укрепить общество коренных народов

Однако, современные практики и ритуалы коренных народов крайнего севера также подвержены изменениям в результате захвата их земель, глобализации и современных технологий. Сохранение и передача этого культурного наследия является огромной задачей для многих народов. Они стараются балансировать между сохранением традиций и адаптацией к новым реалиям. Изучение и документирование практик и ритуалов коренных народов помогает сохранить их культурную ценность и содействует уважению к своим предкам и традициям.

Следовательно, современные практики и ритуалы коренных народов крайнего севера представляют собой ценный и неповторимый аспект нашего многообразного мира. Изучение и понимание этих практик помогают нам лучше понять и уважать разнообразие культур, а также оценить важность связи человека с природой и его корни.

2.2. Изменения, произошедшие в культуре и образе жизни коренных народов Крайнего Севера под влиянием мифологии

Мифология является важной частью культуры и образа жизни коренных народов крайнего севера. Эти народы проживают в суровых условиях, и их мифология служит не только религиозными верованиями, но и способом передачи и сохранения знаний, опыта и истории племени.

Мифология коренных народов крайнего севера основывается на богатой символике и уникальном мироощущении. Главными героями мифов являются духи природы, боги, герои-охотники и шаманы. Каждый персонаж мифологии имеет свою уникальную функцию и значение, которые отражают особенности жизни в суровых условиях северных просторов.

Влияние мифологии на культуру и образ жизни коренных народов крайнего севера заметно во многих аспектах. Например, охота является основным способом выживания для этих народов, и мифологические представления об охоте пронизывают всю их культуру. Мифы рассказывают о героях-охотниках, которые обладают сверхъестественными способностями и помогают племени в охоте на диких животных. Благодаря мифологии, охота становится не только физическим усилием, но и важным ритуалом, связывающим человека с природой и духами животных.

Кроме того, мифология влияет на роли и статусы в обществе коренных народов. Шаманы играют ключевую роль в племенных общинах, посредничая между людьми и духами, и их религиозные ритуалы неразрывно вплетаются в повседневную жизнь. Мифология формирует систему ценностей и норм поведения, определяет образ жизни, а также способы организации общества.

Под влиянием мифологии произошли значительные изменения в культуре и образе жизни коренных народов крайнего севера. Они стали более ориентированы на сохранение природы, уважение к окружающему миру и бережное отношение к ресурсам. Мифические представления о связи между человеком и природой помогли создать гармоничную экосистему, где существование человека и дикой природы идет рука об руку.

Кроме того, мифология оказала влияние на развитие искусства и ремесел коренных народов. Мифические представления передаются через ремесла, как то плетение, вышивание или резьба по дереву, а также через песни, танцы и рассказы. Эти искусства стали не только способом выражения красоты и традиций, но и способом сохранения и передачи мифической культуры следующим поколениям.

Поэтому, мифология является неразрывной частью культуры и образа жизни коренных народов крайнего севера. Ее влияние оказывает глубокий эффект на суровые условия, в которых эти народы выживают, и способы, которыми они приспосабливаются и сохраняют свою уникальность. Мифология не только помогает им выживать, но и передает знания, формирует систему ценностей и вносит особое измерение в жизнь коренных народов.

ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ МИФОВ НА СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

3.1. Влияние мифологии на современное общество, включая социальные, культурные и политические аспекты

Мифология коренных народов крайнего севера является богатым и уникальным источником культурного наследия, которое оказывает значительное влияние на современное общество. Эти мифы и легенды не только просвещают нас о духовности и верованиях этих народов, но и играют важную роль в формировании идентичности, социальных отношений, политических устоев и культурной выразительности.

Социально, мифология коренных народов крайнего севера способствует укреплению сообществ и выработке коллективизма. Верования, ценности и ритуалы, связанные с мифами, сливаются в повседневную жизнь этих народов, укрепляя их узы и содействуя формированию единства и взаимопомощи. Их мифологические представления о природе, животных и духовном мире диктуют образ жизни, способы взаимодействия и организации внутричеловеческих отношений. В результате, эти народы развивают сильные узы семьи, племени и общины, органично вплетенные в основы их социальной организации. Это влияние социальных аспектов мифологии коренных народов транслируется и на современное общество, где ценятся традиции, взаимопомощь и поддержка внутри сообщества.

Культурно, мифология коренных народов крайнего севера помогает обогатить и разнообразить искусство и культуру современного общества. Истории о героях, их подвигах и победах, переходят из устных преданий в произведения искусства и литературы, сохраняя и популяризируя культурные ценности и традиции народов. Мифологические символы, образы и мотивы пронизывают музыкальные произведения и художественные работы, создавая уникальный культурный строй и неповторимые творения. Таким образом, символы, образы и сюжеты, заключенные в этих мифах, становятся важным элементом художественного выражения в литературе, кинематографе, изобразительном искусстве и музыке. Они помогают создавать атмосферу и настроение, переносят слушателей и зрителей в удивительные миры и могут стать источником вдохновения и творческого развития. А также мифология влияет на их традиционные обряды и праздники.

Политически, мифология коренных народов крайнего севера способствует восстановлению и укреплению суверенитета и самоопределения. Она является некой опорой для коренных народов, поднимающих вопросы своей политической самостоятельности и прав человека. Символы, истории и ценности, заложенные в мифологии, играют роль в борьбе за сохранение культурного наследия и автономии, усиливая самоидентификацию и самоуправление. Мифологические представления о связи человека с природой и высшими силами становятся основой для разработки законодательных и политических актов, направленных на охрану окружающей среды и природных ресурсов. Они влияют на формирование норм и ценностей, связанных с экологической ответственностью и устойчивым развитием. Кроме того, мифы коренных народов могут служить источником исторической легитимации, повышая осознание культурной автономии и прав самих народов.

Экологически, мифология коренных народов Крайнего Севера часто связана с природой и окружающей средой. Мифы и легенды помогают сформировать у коренных народов особое отношение к окружающей природе и понимание необходимости устойчивого развития. Они служат источником знаний о природе, также помогают формировать понимание о важности сохранения биоразнообразия и экосистем для будущих поколений.

В целом, мифология коренных народов крайнего севера оказывает глубокое влияние на современное общество, пронизывая его в разнообразных аспектах. Она служит связующим звеном между прошлым и настоящим, сохраняя и передавая богатое культурное наследие, способствуя самоопределению и формированию устойчивого и гармоничного общества.

3.2. Проблемы, возникающие при столкновении мифологических представлений с современной реальностью

Мифологические представления, утонченные и черпающие свои корни из глубин древнейших времен, с течением времени оказались столкнуты лицом к лицу с безжалостной современной реальностью. Однако, для коренных народов Крайнего Севера, этот столкновение привнесло множество проблем, которые на поверку, оказались не так просто решаемыми.

Одной из таких проблем является отношение к природе. Для коренных народов, живущих в гармонии с окружающим миром, природа всегда занимала особое место. Мифологические представления о духах природы и их взаимосвязи с жизнью человека служили не только пониманию окружающего мира, но и глубокой связи с ним.[7] Однако, с появлением современной реальности, природа начала восприниматься больше как ресурс, а не священное пространство. Вырубка лесов, загрязнение рек и озер, разрушение экосистем стали нормой. Это привело к потере не только биологического разнообразия, но и духовного связи с природой.

Неотъемлемой частью мифологических представлений коренных народов была гармония с самим собой и со своим сообществом. Коллективизм, солидарность и взаимная помощь – все это было основой их общественного уклада. Однако, современная реальность, насыщенная индивидуализмом, столкнулась с этими ценностями, вызывая конфликты и разрушение взаимопонимания. Индустриализация, урбанизация и переработка традиционных профессий привели к расслоению и проблемам в обществе коренных народов, а мифологические представления о единстве и целостности самих себя были нарушены.

Не менее важной проблемой стало соприкосновение мифологических представлений о времени со современностью. Для коренных народов, время представляло собой не просто непрерывный поток, а цикличность и чередование сезонов, объединение прошлого, настоящего и будущего. Однако, ритм современной реальности, с его стремительными темпами жизни и учетом лишь настоящего мгновения, стал противоречить этому мифологическому пониманию времени. Это привело к потере ориентации, неразрывному связанному с мифологической культурой коренных народов.

Все эти проблемы, возникающие при столкновении мифологических представлений с современной реальностью, требуют внимательного изучения и взаимодействия. Решение этих проблем позволит сохранить культурное наследие и духовное богатство коренных народов Крайнего Севера, а также помочь им привнести свои уникальные взгляды на мир в нашу современную действительность. Пора обратить внимание на эти проблемы и привести к соприкосновению двух разных миров, чтобы достичь гармонии, сохранить культурную разнообразность и уважение к уникальности этой части нашего общего мира.

Решение этих проблем требует усилий и понимания со стороны государства, общества и самих коренных народов Крайнего Севера. Это может включать сохранение и передачу мифологических знаний, восстановление и развитие традиционных практик и символов, респект к окружающей среде и стимулирование сохранения исторической и культурной идентичности коренных народов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной исследовательской работе был проведён анализ мифологии коренных народов крайнего севера и ее влияния на культуру, образ жизни и современное общество.

В первой главе был рассмотрен исторический контекст формирования и развития мифологии коренных народов крайнего севера. Были проанализированы исторические события, которые оказали влияние на эволюцию мифологических представлений. Также было исследовано, как мифология влияла на культуру и образ жизни этих народов.

Во второй главе были рассмотрены современные практики и ритуалы коренных народов крайнего севера, основанные на мифологических представлениях. Были выявлены изменения, произошедшие в их культуре и образе жизни под влиянием мифологии.

В третьей главе было исследовано влияние мифов на современное общество, включая социальные, культурные и политические аспекты. Были выявлены проблемы, возникающие при столкновении мифологических представлений с современной реальностью.

По результатам исследования можно говорить о следующих выводах.

1. В ходе анализа исторического контекста формирования и развития мифологии коренных народов Крайнего Севера было выявлено, что она тесно связана с историческими событиями и традициями этих народов. Мифологические представления играли и до сих пор играют значительную роль в культуре и образе жизни коренных народов.

2. Изучение современных практик и ритуалов показало, что мифологические представления продолжают влиять на повседневную жизнь этих народов. Однако, в современной динамичной обстановке произошли изменения, приведшие к адаптации культуры и образа жизни коренных народов под влиянием современности.

3. Мифология коренных народов Крайнего Севера также оказывает влияние на современное общество в целом. Она способствует сохранению уникальности и диверсификации культурного наследия этих народов, а также может быть использована в социальных, культурных и политических аспектах. Однако, существуют проблемы, связанные со столкновением мифологических представлений с современной реальностью, такие как конфликты ценностей и потеря традиционных знаний.

В заключении можно отметить, что мифология коренных народов Крайнего Севера является важной частью их культуры и наследия. Она продолжает оказывать влияние на повседневную жизнь, практики и ритуалы этих народов. Однако, в современной обстановке важно продолжать исследования и сохранять мифологические представления, чтобы обеспечить их сохранение и передачу будущим поколениям. Она помогает сохранить и передать историческую память и традиции, а также формирует уникальный культурный идентитет. Однако, сталкиваясь с изменениями в современном мире, мифологические представления могут сталкиваться с некоторыми противоречиями и вызывать проблемы адаптации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Научная и специальная литература:

1. Лазарев М.А. Мифологическая картина мира. - М: Международная академия образования, 2017 г.

2. Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура: (по данным фольклора и обрядов). - Сургут, 1995.

3. Сказки народов Севера/ Сост. В.В.Винокуров, А.Ю.Сем. - Смоленск СПК, 1992 г.

4. Сем Т.Ю. Шаманизм народов Сибири. Этнографические материалы XVIII-XX вв. - Филологический факультет СПбГУ, Нестор - история, 2011 г.

5. Энциклопедия для детей. Т.6, ч.1. Религии мира - М: Авента+ 1996 г.

6. Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа.- Ханты-Мансийск, 2000 г.

Интернет-источники:

7. Мифология. Мифологическая картина мира. https://studopedia.su/19_161627_mifologiya-mifologicheskaya-kartina-mira.html

8. Мифы хантов http://skazanie.info/mify-hantov

9. Коренные народы Севера в современном мире http://etnic.ru/edu/myth

10. Материалы книги «Религии мира. Верования древности» https://vk.com/topic-2423946_3650733

11. Нематериальное культурное наследие коренных народов Урала: мифы и легенды http://book.uraic.ru/project/exhibition/narody-urala/hanty-mansi.html

Просмотров работы: 30