ВВЕДЕНИЕ
Партизанское движение – одна из форм сопротивления захватчикам. Во время Великой Отечественной войны это движение было масштабным и хорошо организованным. Партизанские отряды существовали на всей оккупированной территории страны, став одной из основных сил, оказывающих сопротивление нацистам, и во многом помогая решить исход войны в пользу СССР.
Грамотное управление движением делало его эффективным и дисциплинированным: партизаны могли воевать наравне с регулярной армией, ведя особенную борьбу с захватчиками, получившую название «малой войны», держа под ударом коммуникации противника, создавая для него постоянную опасность.
В военные годы ходила шутка, звучавшая с гордостью: «Зачем ждать, пока союзники второй фронт откроют? Он давно открыт! Это Партизанский фронт». Действительно, партизаны Великой Отечественной были реальным вторым фронтом для гитлеровцев: на их счету сотни тысяч убитых и раненых гитлеровцев, пущенные под откос эшелоны с живой силой и техникой, взорванные железнодорожные мосты. Партизаны отвлекали на себя огромное количество фашистских войск, угнетающе действовали на моральное состояние солдат и офицеров вермахта.
В силу этих причин опыт партизанского движения в годы Великой Отечественной войны представляется исключительно важным и актуальным.
Герои представленной работы не готовили себя к военной карьере, и не думали, что им придется сражаться в тылу врага. Талантливые юноши и девушки грезили сценой: им хотелось примерить на себя разноплановые роли, сыграв их так, чтобы зрители гордились ими. Но они не предполагали, что желанная роль станет реальностью в час военных испытаний, а гордиться героями будет весь народ.
Объектомисследования является партизанское движение на оккупированных территориях в годы Великой Отечественной войны, апредметом– факты участия в движении сопротивления советских актеров театра и кино.
Целью работы является выявления фактов участия актеров в партизанском движении и характеристика вклада каждого из них в копилку Победы.
Всоответствии с целью были поставлены следующиезадачи:
- изучить имеющуюся литературу и источники по исследуемому вопросу; выявить реальные факты участия советских актеров в партизанском движении;
- на конкретных примерах раскрыть их вклад в партизанское движение и победу советского народа над немецко-фашистскими захватчиками;
- обобщить и систематизировать собранный материал, оформить выводы.
Выбирая тему работы, мы были убеждены, что нам придется исследовать большой информационный пласт, ведь наши герои - известные люди. Оказалось, что не то, что монографии, а даже большой статьи об актерах-партизанах, найти не удалось (исключение составляет партизанское прошлое Иннокентия Смоктуновского). Небольшое количество сохранившихся воспоминаний носит эпизодический характер.
Литературно-источниковедческую базу исследования составили документы партии и правительства по мобилизации сил на отпор врагу («Директива СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 29 июня 1941 года № П509 партийным и советским организациям прифронтовых областей…»), а также деятельности отдельных партизанских отрядов и соединений («Источники к истории партизанского соединения им. Ф.М.Михайлова»); статьи «Советской военной энциклопедии» и энциклопедии «Великая Отечественная война»; воспоминания (Смоктуновский И.М. «Покой нам только снится. О войне и товарищах» и «Быть!»; «Война, народ, победа» и др.); документальные и художественные произведения (КолосИ. «Зачасдорассвета»; Медведев Д. «Это было под Ровно»; ЦессарскийА. «Зяблик: повесть о М. И.Грекове (Селескериди), актере и воине»; Горфункель И. «Смоктуновский»; Егошина О. «Актёрские тетради Иннокентия Смоктуновского» и др.); сайты «Бессмертный полк», «Чтобы помнили»,«Победа», «Подвиг народа»; «Кино-театр. Ру»; портал о фронтовиках, статьи, опубликованные в СМИ («Комсомольская правда»; «Аргументы и факты», «Московский комсомолец», «Военное обозрение» и др.)
Представленный список позволяет рассматривать работу как один из первых опытов обобщения темы участия известных актеров театра и кино в движении сопротивления немецко-фашистским оккупантам. В этом и состоит её новизна.
Методика исследования, выполненного с помощью поисково-исследовательского, сравнительного, хронологического, аналитического методов, обработки воспоминаний участников событий, документов и материалов, базируется на приоритете общечеловеческих ценностей и исторической объективности. Его материалы могут быть использованы на уроках истории, при проведении уроков Мужества, классных часов, при разработке мероприятий ко Дню Защитника Отчизны и Дню Великой Победы.
ГЛАВА І. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАРТИЗАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ГОДЫ ВОЙНЫ И АНАЛИЗ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
С первого дня вступления гитлеровцев на советскую территорию до их изгнания в оккупированных районах шла всенародная борьба, наиболее острой и результативной формой которой явилась организованная партизанская война. Она охватила огромные территории, приняла массовый характер, невиданный размах и результативность.
Первыми документами по организации партизанского движения и подпольной борьбы стали директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) от 29 июня 1941 г., и секретное постановление ЦК ВКП (б) от 18 июля 1941 г. «Об организации борьбы в тылу германских войск», в которых была поставлена цель партизанской войны – создавать для гитлеровцев на оккупированной территории невыносимые условия, уничтожать на каждом шагу, всеми силами помогать Красной Армии [1, 38-39].
Непосредственное руководство деятельностью сопротивления осуществлял Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД) во главе с П. К. Пономаренко, созданный 30 мая 1942 г. Ему были подчинены республиканские и областные штабы [2, 94].
Появление ЦШПД сделало возможным планирование партизанских действий, осуществление взаимодействия с республиканскими и областными штабами партизанского движения и фронтами, организацию целенаправленной работы по установлению связи с партизанскими формированиями, выработку рекомендаций по тактике действий, эффективных способов и приемов ведения диверсионной работы, снабжение партизан оружием, боеприпасами, медикаментами и т.п.
6 сентября 1942 г. ГКО назначил главнокомандующим партизанским движением маршала К.Е. Ворошилова.
Основной единицей движения являлся отряд. В ходе войны многие отряды объединились в более крупные соединения – бригады, численностью до нескольких тысяч человек. Все, кто вступал в отряды, принимали партизанскую присягу, в отрядах устанавливалась жесткая воинская дисциплина [3, 147].
К концу 1941 г. на оккупированной территории СССР действовало свыше 3 тыс. отрядов численностью до 90 тыс. чел. [4, 404]. Всего за время оккупации здесь действовали 6 200 партизанских отрядов и соединений, в которых сражались 1 млн. человек [5, 77].
В движении участвовали мужчины и женщины разных возрастов и профессий, различных национальностей и народностей. Мстители уничтожили и захватили в плен около 1 млн. фашистов и их пособников, вывели из строя свыше 4 тыс. танков и бронемашин, разрушили и повредили 1600 ж.-д. мостов, осуществили св. 20 тыс. крушений ж.-д. эшелонов [6, 319]. Среди уничтоженных 67 генералов, еще 5 удалось взять живыми и переправить на Большую землю [7, 230-234].
Об эффективности движения можно судить по тому, что на борьбу с партизанами немцам пришлось отвлечь каждого десятого солдата сухопутных войск.
Среди задач, успешно решаемых партизанами, было препятствие подвоза подкреплений к фронту, совершение боевыхзасад, налетов. Особенно широко использовались диверсии, позволяющие наносить противнику эффективные удары, практически избежав крупных потерь.
Партизанские отряды были вездесущи. Они избегали лобовых столкновений с превосходящими силами противника, появлялись неожиданно и исчезали мгновенно, наносили удары решительно, в самых уязвимых для гитлеровцев местах.
Основным объектом деятельности партизан стали железные дороги. Впервые в истории войн они одновременнопровели ряд крупных операций по выводу из строя вражеских железнодорожных коммуникации на большой территории, связанных по времени с действиями Красной Армии (операции «Рельсовая война» и «Концерт»), снизив пропускную способность дорог на 35—40% [8, 608]. Только в ходе операции «Рельсовая война», являющейся составной частью Курской битвы, было взорвано 215 тыс. рельсов или 1342 км железнодорожного пути [9, 261].
Тесная связь с местным населением и подпольщиками позволяли партизанам держать под непрерывным наблюдением обширные территории в тылу врага и информировать советское командование о многих важных мероприятиях противника.
Приобретённый партизанскими отрядами боевой и организаторский опыт, поддержка населения создали предпосылки для превращения партизанского движения в существенный военный фактор, способствующий приближению Великой Победы.
Не случайно государство наградило орденами и медалями более 184 тыс. партизан и подпольщиков. 249 из них были удостоены звания Героя Советского Союза. Легендарные командиры партизанских соединений С. А. Ковпак и А. Ф. Федоров представлялись к этой награде дважды [10, 377].
ГЛАВА ІІ. СОВЕТСКИЕ АКТЕРЫ – УЧАСТНИКИ ДВИЖЕНИЯСОПРОТИВЛЕНИЯ
2.1. Заслуженный артист РСФСР Павел Луспекаев
Заслуженный артист РСФСР, Лауреат Государственной премии России Павел Борисович Луспекаев (Приложение 1) - Верещагин из фильма «Белое солнце пустыни» (Приложение 2), кумир миллионов зрителей. Выдающийся британский актёр Лоуренс Оливье после визита в Ленинград назвал его «абсолютным гением»: «В России, в БДТ, есть один актёр — абсолютный гений! Только фамилию его произнести невозможно» [11].
Ушёл добровольцем на фронт в 16 лет. Служил разведчиком (Приложение 3) партизанского отряда, членом разведгруппы 00134, участвовал в боевых операциях[12].
В ходе одного из разведрейдов был вынужден 4 часа пролежать в снегу, сильно обморозив ноги. Спустя десятилетия это дало о себе знать, и уЛуспекаеваначались проблемы с ногами. Кровообращение было нарушено, а в ступнях начала развиваться гангрена. Чтобы болезнь не прогрессировала дальше, пришлось ампутировать несколько пальцев на ноге, затем ступню, а незадолго до смерти и вторую [13, 169].
В другом бою разведчик был ранен разрывной пулей в руку, раздробило локтевой сустав. В Саратовском военном госпитале готовились к ампутации. Усилием воли Луспекаев выплыл из беспамятства и не позволил хирургу дотронуться до своей руки, пока тот не поклялся попробовать обойтись без ампутации. Руку удалось спасти. «Ну и счастливчик ты, парень! Любит тебя удача!» — сказал изумленный врач, но к боевым действиям бойца не допустили по состоянию здоровья, отправив его на службу в штаб партизанского движения 3-го Украинского фронта [14].
За проявленный героизм он награждён медалями «Партизану Великой Отечественной войны» (1947) (Приложение 4) и « За победу над Германией» (1965). В 1944 г., демобилизовавшись из армии, Павел переехал в Ворошиловград (ныне Луганск), где был зачислен в труппу областного русского драматического театра. Позже служил на сценах театров в Тбилиси, Киеве, Ленинграде.
В 2001 г., по решению руководителей донецкой таможни, на границе Донецкой и Ростовской областей был установлен памятник герою П.Луспекаева - Павлу Верещагину, в 2011 г. памятник установили в Луганске (Приложение 5), а в 2012 г. имя Павла Луспекаева присвоено Луганскому академическому областному русскому драматическому театру.
2. 2. Заслуженная артистка РСФСР Евгения Белоусова
Прима Краснодарского театра оперетты, заслуженная артистка РСФСР Евгения Михайловна Белоусова (Приложение 6) во время войны также была партизанкой [15].
Когда началась война, 16-летняя ленинградка гостила у бабушки в Порхове Псковской области и оказалась под оккупацией. В 1942 г. её заметил командир партизанского отряда Николай Струнников. Отряд очень нуждался в связных. Лучше всех для этой роли подходили девушки и женщины. Вот Струнников, и обратился к Евгении с вопросом: «Хочешь помочь Родине?», и та ответила согласием [16], став разведчицей 3-й Ленинской партизанской бригады. В её обязанность входило считать проходящие вагоны, подмечать, что в них. В интересах дела Женя подружилась с переводчицей комендатуры, через которую проходили многие ценные сведения.
Узнав о певческом таланте Белоусовой, бывшей до войны запевалой в ленинградском ансамбле под руководством легендарного Исаака Дунаевского, командир отряда послал её в концертную бригаду, выступающую в клубах перед немцами. Во время этих выступлений девушка внимательно слушала их разговоры. Однажды она поняла, что против партизан готовится зачистка. Но, как назло, другой связной, 13-летней Верочки, в это время в городе не было. Тогда Женя побежала сама, успев предупредить отряд, который ушел в соседнюю область [17].
С приближением фронта к городу начались облавы. 13 февраля 1944 г. по доносу «подружки»-переводчицы арестовали Евгению [6]. Девушку долго били, а затем приговорили к расстрелу.
8 марта, когда Советская Армия подходила к Порхову, заключенных вывезли на расстрел. Женя прощалась с жизнью, когда один из переводчиков-латышей, часто бывавший на концертах и влюбленный в юную певицу, решили ее спасти. Он несколько дней ходил по начальству, говоря, что Женя – его жена, и ему, в конце концов, разрешили забрать её. «Брак» оказался недолгим: вскоре в кутерьме отступления «жена» сбежала. Но и этого времени хватило, чтобы после освобождения, по очередному доносу Евгения Белоусова получила 10 лет сталинских лагерей по 58-й статье [18, 67].
В январе 1954 г. девушку выпустили на свободу, запретив въезд в большие города. Так она оказалась в Краснодаре, принесшим ей славу актрисы, обладающей не только талантом, но и замечательной улыбкой. Улыбающаяся белокурая девушка, появившаяся на изображении этикетки вина «Улыбка» (Приложение 7) винзавода Абрау-Дюрсо в 1959 году – актриса и партизанка Евгения Белоусова [19].
2. 3. Партизанский разведчик Анатолий Мягких
Будущий актер Камерного театра, театра им. А.С.Пушкина, Первого Московского областного театра Анатолий КузьмичМягких (Приложение 8) в 1941 году проходил службу в армии (Приложение 9) под Вильнюсом и с первого дня войны оказался на фронте. Сражался в частях 41-го МПП 84-й мотострелковой дивизии. 1 августа при переправе через приток Немана - реку Вилияон получил тяжёлое ранение: осколок снаряда раздробил часть таза. За ним должны были прийти санитары, но немцы отрезали все пути, и 2 августа Мягких оказался в плену [20].
В санчасти тюрьмы в Вильнюсе вповалку на полу лежали тяжелораненые военнопленные. Три раза в неделю давали буханку хлеба на семь человек, пять граммов жиров и кусок тухлой конины. Из 7 тыс. узников осталось в живых только 1300 [21]. Анатолию повезло попасть в их число.
А потом, лагеря для военнопленных. И мысль о побеге, первый из которых оказался неудачным. Поймав, его чудом, не расстреляли - избили и бросили в карцер.
Во второй раз план побега из лагеря, окруженного высоким забором, опутанным в четыре ряда колючей проволокой, с вооруженными часовыми на сторожевых вышках, разрабатывался детальнее. А что, если независимо выйти через главные ворота - так ходят вольнонаемные за кипятком. Перед Рождеством, взяв в руки пустой котелок, Мягких шагнул на улицу. Часовой его не окликнул [21].
Знакомая медсестра из Вильнюсского госпиталя помогла перебраться в Польшу, но для этого беглецу пришлось за три ночи пройти более 100 км [10]. Знание немецкого и польского языков и встреча с польскими партизанами, помогли выйти на белорусских мстителей [21] и влиться в их ряды. Вскоре с отрядом из бригады им. Чкалова он отправился на первое задание: под ударами партизан состав с охраной, состоявшей из 52 солдат и офицеров, взлетел на воздух [22].
Командир отделения, начальник разведки, заместитель командира бригады – таков послужной список отважного партизана. (Приложение 10) За голову «сталинского бандита», как называли его немцы, была назначена большая премия [20].
Месяцами не вылезая из седла, он носился по тылам врага, взрывая эшелоны с горючим, организуя диверсионные группы из местного населения, а в редкие часы отдыха у партизанского костра читал любимые стихотворения Пушкина, вспоминая о своей актерской мечте, ставшей после войны реальностью.
О партизанских подвигах Анатолия Мягких рассказывает в книге «За час до рассвета» белорусский писатель Иван Колос. В подробностях автор описывает операцию по уничтожению полицаев в Койданово (немецкое название Дзержинска), в которой принимал участие и Мягких [23, 143], награждённый за подвиги Орденом Красной Звезды, Медалью «Партизану Отечественной войны» I степени, Орденом Трудового Красного Знамени, другими медалями. (Приложение 11)
Тяжёлые раны и осколок, оставшийся в позвоночнике, привели его к полной неподвижности. В 1985 году отважного партизана и талантливого артиста не стало.
2. 4. «Вахтанговский» партизан Максим Греков (Селескериди)
Один из ведущих актеров театра им. Вахтангова, заслуженный артист РСФСР, снимавшийся в фильмах: «Мексиканец», «Город на заре», «Человек идет за солнцем», «До свидания, мальчики!» и др., Максим Иванович Селескериди (сценический псевдоним Максим Греков) (Приложение 12), еще до начала войны был отмечен зрителями в роли Зяблика в пьесе А.Арбузова «Город на заре», премьера которой состоялась 5 февраля 1941 г. [24].
С началом Великой Отечественной, он, как и многие артисты, ушёл добровольцем на фронт: служил в отдельной мотострелковой бригаде особого назначения, в инженерно-саперных подразделениях. Воевал в Сталинграде[25].
В марте 1943 г. Селескериди забросили во вражеский тыл под Ровно - в партизанский отряд «Победители» Дмитрия Медведева, в котором действовал легендарный разведчик Герой Советского Союза Николай Кузнецов («обер-лейтенант Пауль Зиберт»). Максим прослыл там смельчаком и умелым взрывником, под носом у немецких патрулей, пускающим под откос эшелоны, и вскоре стал командиром роты, на счету которой более 90 успешных боёв. (Приложение 13)
В 1944-м немцы бросили на его роту подразделение с овчарками. Но рота выстояла и даже погнала немцев.... [26].
Имя Селескериди упоминается в книгах Дмитрия Медведева «Это было под Ровно» [27], Теодора Гладкова о Николае Кузнецове («…тут собирался настоящий интернационал: русские Николай Кузнецов, Валентин Семенов, украинцы Николай Гнидюк и Марина Ких, белорус Михаил Шевчук, поляк Юзеф Скурьята, еврей Григорий Шмуйловский, грек Макс Селескириди) [28, 68], в очерке Елены Боннэр и Александра Свободина «Партизан Максим Греков» («Однажды в Ровно ожидали Коха. Разведка сообщила: с аэродрома поедет в машине. Решили делать засаду, надо было 7 добровольцев. Надежды вернуться нет. Максим вызвался первым. Ему доверили командование группой. Около дороги не было ни дерева, ни куста. Сутки пролежали они во ржи. Немецкие машины не пришли. Разведка ошиблась») [29].
А в часы досуга, когда у партизанского костра мстители вспоминали довоенную жизнь, подрывник Селескериди читал стихи Сельвинского, Пастернака, Суркова. А сборник стихов Эдуарда Багрицкого, подаренный Максу сыном поэта, другом по театральной студии Всеволодом Багрицким (Приложение 14), передавался в отряде из рук в руки как самая большая ценность и зачитывался до дыр.
В 1968 г., когда Максима Грекова не было в живых, бывший начальник медчасти отряда «Победители» Альберт Цессарский, написал о нем повесть «Зяблик» [30].
2. 5. Заслуженный артист Сергей Карникола
Актер Крымского драматического театра им. Горького, заслуженный артист Сергей Иванович Карникола (Приложение 15) воевал в Приморской армии, в битве за Севастополь был тяжело ранен. Смог вернуться в Симферополь, став связным между подпольем, где было много артистов местного театра, и партизанами [31].
Весной 1942 г., когда начался массовый угон в Германию, актеры открыли театральную студию, куда набирали молодежь, спасая от немецкого рабства. После репетиций и выступлений актеры-подпольщики распространяли листовки и сводки Совинформбюро, собирали информацию для партизан и доставляли в лес медикаменты и теплое белье, часть которого брали из театрального реквизита [32].
По доносу предателя подпольная группа была арестована и расстреляна. Избежал казни лишь один из самых молодых ее участников – Сергей Карникола,
оказавшийся на момент арестов в партизанском лесу как связной [32].
После освобождения края он храбро сражался на 2-м Белорусском фронте, удостоившись ордена Красной Звезды (Приложение 16), и прославился как организатор и активный участник фронтовой самодеятельности. Дошел до Берлина, оставив автограф на стене Рейхстага. (Приложение 17)
2. 6. Русский француз Глеб Плаксин
Заслуженный артист Российской Федерации, сыгравший в 100 фильмах, в том числе «Ошибка резидента», «Судьба резидента» и «Возвращение резидента», Глеб Васильевич Плаксин (Приложение 18) прожил насыщенную жизнь. Его родители после революции эмигрировали во Францию, где в 1925 году родился Глеб.
Когда юноше исполнилось 14 лет, Сергей Рахманинов, послушав, как он играет на рояле, сказал, что теперь спокоен за будущее русской культуры. Глеб несколько раз аккомпанировал легендарному Федору Шаляпину. Ожидалось, что со временем он станет одним из лучших пианистов. Но началась война [33].
В 1943 г., незадолго до выпускного экзамена в консерватории Глеба предупредили, что дома его ожидает полиция и человек из гестапо: чтобы избежать принудительных работ по рытью окопов для армии, Плаксин отказался получать приписное свидетельство трудовой повинности правительства Виши, хотя без него нельзя было получить талоны на продовольствие [34, 243].
Юноша пытался противостоять фашистам и другими методами - бросал гнутые гвозди под их машины, протыкая шины, рисовал антигитлеровские листовки [35].Как впоследствии вспоминал актер: «… у меня в кармане всегда была картошка либо яблоко. Когда проходил мимо немецкого грузовика, если вокруг никого не было, затыкал ими выхлопную трубу» [36].
Узнав об интересе к нему гестапо, Глеб отправился к брату Олегу, жившему в другом округе Парижа. Братья решили уйти из города и искать связи с партизанами.
Вскоре Плаксины вышли на активно действующее французское Движение Сопротивления. Позже, оценивая его помощь, главнокомандующий силами союзников Дуайт Эйзенхауэр отмечал, что действия партизан по эффективности равнялись действиям десяти дивизий регулярной армии! [35]
Небольшой отряд в 25 чел.,в котором Глеб (Приложение 19) был самым молодым, атаковал немецкие посты, обстреливал полицейские патрули, уничтожал склады. Большему подразделению негде было укрыться в районе, лишенном лесов. Партизаны, как совы, спали днем и начинали действовать с наступлением ночи [36].
Из воспоминаний Глеба Плаксина: «Знаете, как мы вредили фашистам: и рельсы развинчивали, и указатели дорог ломали, нападали на немцев, охранявших склады оружия. Однажды я нашел тяжелый ящик, решив, что там гранаты. Открываю - махорка. Как закричу: «Ребята, есть что курить!». А то мы, чтобы подавить голод, курили сушеные листья кукурузы или сухую траву…[36]. И дальше: «Помню операцию на Луаре. Там немцы сосредоточили много зенитных орудий, наносивших урон союзной авиации. Мы разработали план по уничтожению позиций врага. Одна группа должна была атаковать батареи с суши, другая, в которую входил и я, со стороны Луары. После высадки на берег следовало дать сигнал белой ракетой. Лодки были на полпути к цели, когда в небо взвилась ракета – среди нас оказался предатель, предупредивший немцев. Они накрыли пулеметным огнем группу, начавшую атаковать с суши, и нас, плывших по реке. С большим трудом, пользуясь темнотой, удалось укрыться среди мелких островов, поросших осокой. Вдоль берегов Луары курсировали немецкие патрули с собаками, и две недели мы отсиживались в укрытии» [34, 248].
Отряд рос, достигнув 40 человек. Среди партизан было много советских военнопленных, бежавших из концлагерей и продолживших борьбу вместе с французами. Столкновения с карателями были ожесточенными: старались не брать пленных и самим не сдаваться в плен, ибо это означало тяжелую мучительную смерть.
Когда братья Плаксины узнали об открытии второго фронта, они решили уйти к американцам. В Нормандии Глеба зачислили рядовым в 1-й батальон 331-го полка 83-й дивизии армии США, но в основном выполнял функции переводчика, владея русским, французским, английским, итальянским, немецким и румынским языками.
После войны Плаксин как сотрудник Советской миссии по репатриации военнопленных и перемещенных лиц разыскивал по Европе детей, вывезенных немцами из СССР, а в 1955 г., получив советское гражданство, уехал в СССР. Участвовал в дубляже 210 иностранных кинофильмов на русский язык и сам снялся в 96-ти фильмах [33]. (Приложение 20)
За подвиги в военные годы Глеб Плаксин награжден 23 наградами СССР, России, США и Франции: Рыцарским крестом Почетного Легиона, крестом «Комбатант Волонтер», медалью «За освобождение Франции, медалями.
В июне 2004 г. Г.В. Плаксин сопровождал президента России Владимира Путина на торжества по поводу 60-летия высадки союзников в Нормандии (Приложение 21). Французские газеты в эти дни писали: «Вот это РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК! Благодаря таким, как он, Россия стала Великой Державой, которую уважали во все времена!» [37]. Сам же ветеран, выступая с ответным словом, отметил: «Я горд тем, что мое участие во французском движении Сопротивления, мои военные заслуги, так же как успехи в музыке и кинематографе, отмечены государственными наградами Франции, США и СССР, а особенно я горжусь тем, что некоторые из них мне вручили лично Жак Ширак и Владимир Путин» [34, 257].
2. 7. Партизанский «Гамлет» Иннокентий Смоктуновский
В 80-е годы ХХ века стала известна история участия в движении Сопротивления, в отряде им. В. И. Ленина Каменец-Подольского партизанского соединения»[38], одного из самых ярких актеров современности Иннокентия Михайловича Смоктуновского (Приложение 22)- народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии; лучшие театральные (князь Мышкин, царь Фёдор Иоаннович, чеховский Иванов, Порфирий Головлев) и кинороли («Солдаты», Девять дней одного года», «Гамлет», «Чайковский», «Берегись автомобиля» и др.) которого вошли в «золотой фонд» русской культуры [39].
В январе 1943 г. Иннокентий Смоктунович – такова настоящая фамилия будущего актера (Смоктуновским он станет после войны, начав театральную карьеру) был призван в армию пехотное училище в Ачинске, а в августе отправлен рядовым на фронт, на пополнение 75-й гвардейской стрелковой дивизии [40, 16].
Он участвовал в боях на Курской дуге, форсировал Днепр, освобождал Киев.
То, что новобранец не погиб сразу, было случайностью: «Нас, только подошедших к фронту, разбомбили и расстреляли в упор с «фокке-вульфов». После первой встречи с фашистами, видя некоторых товарищей мертвыми, я… потерял сон, при виде пищи меня рвало. Я мог, только пить. У двух других началась эпилепсия» [41, 23-24].
Из воспоминаний ветерана 75-й гвардейской дивизии Александра Марина: «Мы были рядовыми солдатами одной роты. Наше боевое крещение произошло на Курской дуге, а в послужном списке значатся деревни Поныри и Ольховатка, а затем Днепр, который мы оба форсировали»[42].
В интервью 80-х актер рассказывал: «До сих пор помню, что чувствовал, когда шел в атаку: ноги ватные, не разгибаются. Ужасны минуты перед сигналом атаки — ожидание конца, я никому не желаю это испытать».И дальше: «Я ни разу не был ранен. … два года страшной фронтовой жизни: стоял под дулами немецких автоматов, дрался в окружении, бежал из плена... А вот ранен не был...» [43, 41]
За мужество и храбрость будущий актер был награждён медалью «За отвагу». В приказе по 212 гвардейскому полку от 19 октября 1943 года сказано: «… награждаю медалью «За отвагу»… связного штаба полка гв. рядового Смоктунович Иннокентия Михайловича за то, что под обстрелом противника вброд через р. Днепр доставил боевые донесения в штаб 75 Краснознаменной Бахмачской стрелковой дивизии» [44]. (Приложение 23)
Эту медаль актер получит лишь через 49 лет, на сцене МХАТА после спектакля «Кабала святош», прикрепив её на театральный костюм. Король Людовик XIV принимал благодарности за подвиг сержанта Смоктуновича [45].
В ходе очередного наступления часть Иннокентия попала в окружение, и он оказался в плену в лагерях для военнопленных в Житомире, Шепетовке, Славуте.
За попытку к бегству в лагере полагался расстрел. Чтобы сохранить жизнь, военнопленным предлагали идти в армию к предателю - генералу Власову. Но Иннокентий таким образом сохранять свою жизнь не захотел [46].
В интервью 80-90-х годов часто вспоминал: «…самое страшное - это плен, ощущение, что твоя жизнь не принадлежит тебе. Может подойти любой фашист, приставить пистолет к затылку, и все…» [47, 23].
Шанс совершить побег представился 7 января 1944 года. Актриса Римма Маркова, подруга Смоктуновских, рассказывала: «Он чудом бежал из плена. Когда их конвоировали, у Кеши стало плохо с желудком; …ему и еще одному пленному разрешили по нужде выйти из строя. Смоктуновский до конца жизни с благодарностью вспоминал этого солдата, который жестом показал ему оставаться под мостом, а сам скатился на спине по снегу, смазав их следы» [48].
Из воспоминаний актера: «Я спрятался под мост, вдруг вижу – прямо на меня идет дежурный немецкий офицер, но перед тем, как глазами натолкнуться на меня, он неожиданно поскользнулся и упал, а когда встал, то, отряхнувшись, прошел мимо…» [48].
Несколько недель беглец скитался по лесам, впадая в полузабытье от голода: «Меня, восемнадцатилетнего, измученного мальчишку, вел инстинкт самосохранения. Я выведывал у крестьян, где больше лесов, меньше шоссейных дорог, и шел туда. Фашистам там нечего было делать. Так добрел до поселка Дмитровка. Постучался в ближайшую дверь, и мне открыли. Я сделал шаг, попытался что-то сказать и упал в обморок. Меня подняли, отнесли на кровать, накормили, вымыли в бане. Был я живой скелет, с присохшим к позвоночнику животом, торчащими ребрами» [49, 14-15].
В поселке Кеша прожил месяц. Позже он рассказывал: «Разве я могу забыть семью Шевчуков, укрывшую меня после побега из плена? … эти дорогие, душевные люди, спасшие меня, бывают у нас, и мы всегда их радушно принимаем» [50, 74].
Вскоре случай помог ему связаться с партизанами отряда им. В. И. ЛенинаКаменец-Подольского соединения, куда он вступил в начале февраля 1944г. [49, 17].
Отряд, которым командовал Николай Вощило, насчитывал 246 чел. и располагался в Славутском районе. Действовали партизаны у Шепетовки - крупного железнодорожного узла. На их счету многочисленные диверсии на перегонах Цветоха-Славута и Погорелая-Славута, в немецком автопарке Славуты, боевые операции у сел Вилия, Корчик, Яношевка и др
Из рапорта комиссара соединения Игната Кузовкова в штаб партизанского движения известно, что только за январь 1944 г. отрядом проведено 24 боевых операции; уничтожены маслозавод, зерносклад, убито 32 немца и 9 полицаев [51, 280]. Не раз в подобных операциях был задействован и командир группы Смоктунович.
После освобождения 11 февраля Шепетовки партизаны помогали освобождать другие села: 18 февраля они вступили в бой у с. Большие Калетинцы с группой немцев, вооружённых 13 пулемётами, нанеся ей значительный ущерб [51, 382].
29 февраля части Красной Армии перешли в наступление на Ямполь. Взаимодействуя с ними, отряд им. Ленина двое суток удерживал мост через речку, ведущую к местечку. А, посланная вдогонку отступающему противнику партизанская группа, подобрала 1 миномёт, 2 винтовки, 100 шт. патронов, пару лошадей и повозку с вещами. Другая группа, отправленная в район сс. Тихомля и Дидковцы, установив, что там находится много живой силы и техники неприятеля, заминировала дорогу, способствуя успешному наступлению Красной Армии, овладевшей Ямполем и прилегающими к нему селами 1 марта 1944 года [51, 388].
После освобождения краяотряд объединился с 318-м полком 102-й гвардейской стрелковой дивизии, и младший сержант Смоктунович снова одел форму бойца Красной Армии, дойдя до Варшавы [52]. Во время прорыва обороны противника в районе Лорцена 14 января 1945 года его отделение первым ворвалось в траншеи противника и уничтожило около 20 немцев, а Иннокентий был награждён второй
медалью «За отвагу» [53, 117]. (Приложение 24)
Об этом актер вспоминал: «я написал книгу, которая называется «Быть». В ней я рассказываю о том, как из ста двадцати пяти человек нас осталось в живых только четверо. Все остальные… полегли. Я у них, так же, как трое других моих товарищей, забирал патроны, гранаты, чтобы продлить свою жизнь и защитить дорогу, которую мы должны были охранять, чтобы не прошла вырвавшаяся фашистская группировка из города Торуня (в Польше)»[54].
Войну храбрый воин закончил в немецком городе Гревесмюлене.
Много лет спустя, описывая пройденный путь, он признавался: « Я не знаю, что было причиной того, что у меня сложилась насыщенная творческая жизнь, но, очевидно, тяжелые события войны внесли в нее свои коррективы» [54].
Под этой фразой народного любимца могли бы подписаться все герои нашего исследования, мечтавшие о роли героев на театральных подмостках и в кино, а ставшие подлинными героями в реальной жизни.
ВЫВОДЫ
Сегодня много говорится о переосмысливании нашей истории, о ее новом видении, новых подходах. Но искажение некоторыми «современными исследователями» прошлого, как и замалчивание фактов — преступление перед будущим. Кто и что будет помнить через десятилетия, зависит от живущих сегодня. О людях, ставших героями нашей работы, как и о миллионах других героев, принято говорить с огромным уважением и помнить о них. Уверены, так будет всегда!
В современной в исторической литературе нет специального исследования, обобщающего материалы об участии деятелей культуры и искусства в движении Сопротивления в годы Второй Мировой и Великой Отечественной войны. А потому данную работу следует воспринимать как первую попытку (в меру возрастных особенностей и сложностей нахождения необходимого достоверного материала) изучить и проанализировать вопросы, не нашедшие, к сожалению, должного отражения в трудах известных историков.
Нами выявлено более десяти известных советских актеров театра и кино, факты участия которых в движении Сопротивления нацистским захватчикам неоспоримы и отмечены многими государственными наградами, охарактеризованы их личные боевые подвиги и партизанско-подпольные операции с их участием; на конкретных примерах раскрыт вклад актеров театра и кино в партизанское движение и победу советского народа над немецко-фашистскими захватчиками.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в экстремальных условиях (каковыми является войны) проявлялись лучшие человеческие качества советских людей: самопожертвование, героизм, взаимопомощь. Люди забывали о своих житейских планах, талантах, личных мечтах, уходя на фронт, в партизанские отряды, подпольные группы, во имя одной главной цели – Победы над врагом. Талантливые герои нашего исследования тому подтверждение.
Знакомство с их военными подвигами дает возможность нынешнему поколению открыть для себя еще одну страницу летописи Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков, страницу доблести и мужества поколения, жившего в то тяжелое время.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Директива СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 29 июня 1941 года № П509 партийным и советским организациям прифронтовых областей о мобилизации всех сил и средств на разгром фашистских захватчиков./ Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. – М., 1968. – Т. 3. – С. 38-39
Война, народ, победа. Статьи. Очерки. Воспоминания. В 4 томах. / Под ред. Щукина В.П. - М.: Издательство политической литературы, 1984. – 256 с.
История Второй Мировой войны 1939—1945. В 12 тт. Т. 9. / Гл. ред. А.А.Гречко. — М.: Воениздат, 1978. — С. 230.
Балашов, А. И. История Великой Отечественной войны (1941–1945) / А. И. Балашов, Г. П. Рудаков. – СПб. : Питер, 2006. – 464 с.
Вознесенский Н. Военная экономика СССР в период Отечественной войны.- М.: Госполитиздат, 1947. - 192 с.
АзясскийН.Ф., ДолгийМ. С.,КнязьковА.С, Пережогин В. А.,Чернов Ю. И. Партизанскоедвижение.ПоопытуВеликойОтечественнойвойны 1941-1945гг. – М.: Кучково поле, 2001. –464 с.
Партизанское движение в Великой Отечественной войне // Советская военная энциклопедия. Т. 6. / Предс. гл. ред. комиссии Н. В. Огарков. — М.: Воениздат, 1978. — С. 230-234.
Рельсовая война // Великая Отечественная война 1941–1945: энциклопедия ./ Гл. ред. М.М. Козлов. — М.: Сов. Энциклопедия, 1985. — 832 с.
Бычков Л. Н. Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны, 1941-1945 : (Краткий очерк) / Бычков Л. Н. - Москва : Мысль, 1965. - 454 с.
Лаврентьев В. В, Казаков П. Д. Великая Отечественная. — М.: Воениздат, 1984. — 400 с.
Багдыков Иван. Павел Луспекаев как символ донской культуры. – Ростовский словарь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rslovar.com/content
Луспекаев Павел Борисович. - Портал о фронтовиках. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.pobeda1945.su/frontovik/2578
Мотыль В. Павел Луспекаев // Актёры советского кино. Вып. 9. / Ред-сост. А. М. Сандлер. – М.: издательство Искусство, 1973. - С. 168-183.
Максимова Татьяна. Верещагин так и не ушел с баркаса: Сегодня исполняется 75 лет со дня рождения Павла Луспекаева// Комсомольская правда, 2002. - 20 апреля.
Евгения Белоусова. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/group/veteran/b/
Лазебная Светлана «Сталинские» университеты. Прима Краснодарской сцены 10 лет пела в лагерях// Аргументы и факты. Кубань, 2015. – 02 апреля
Куропатченко Анастасия. Женщина-улыбка// Краснодарские известия, 2014. – 07 марта
Колесников Александр. Евгения Белоусова : судьба актрисы - судьба жанра / Александр Колесников. - М. : Театралис, 2004. - 271 с.
Гендлин Владимир. История одной улыбки. // Коммерсантъ, 2005. – 26 сентября
Анатолий Кузьмич Мягких. - Бессмертный полк России. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://polkrf.ru/veterans/44604
Анатолий Мягких. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/38093/bio/
Партизан, разведчик - актер театра Мягких А. К. - САЙТ 213 стрелкового полка 56 Московской стрелковой дивизии. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://213sp56sd.ucoz.ru/news/partizan_razvedchik_akter_teatra_mjagkikh_a_k/2016-08-01-94
КолосИ.А.Зачасдорассвета: роман/ И.А.Колос, -М.:Вече,2009. - 320 с.
Греков Максим Иванович. - [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/34077/forum/#s2954856
Греков, Максим Иванович - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%B2,_%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BC_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
Греков, Максим Иванович- [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cultin.ru/actors-grekov-maksim-ivanovich
Медведев Д.Н. Это было под Ровно. - М.: Детская литература, 1968. -108с.
Гладков Теодор. Легенда советской разведки - Н. Кузнецов. - М.: Вече, 2004.
Максим Греков – известный партизан и артист театра и кино - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://chtoby-pomnili.livejournal.com/50180.html
Цессарский,АльбертВениаминович. Зяблик: повесть о М. И.Грекове (Селескериди), актере и войне/А.В.Цессарский. - Москва:Искусство, 1968. – 78 с.
Сергей Карникола. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/m/sov/339636/bio/
Митрохин Валерий. Карникола (Крымские мифы). - Международный литературный клуб ИнтерЛит. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.interlit2001.com/mitrokhin-es-5.htm
Глеб Васильевич Плаксин. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/ros/3365/bio/
Жоли Елена. Глеб Плаксин — журналист, музыкант, артист: «Моё участие во французском Сопротивлении отмечено наградами, врученными Шираком и Путиным».// Победа любой ценой. —М.: Эксмо, 2010. — 352 с.
Гронский Дмитрий. Чужой среди своих: Глеб Плаксин и Cadillac 37 // Автопилот, 1997. - №3, март
Химич Оксана. Восток-запад./ «Московский комсомолец», 2001. - №1171, 22 мая
Во Франции - торжества по случаю 60-летия открытия второго фронта//Вести, эфирот 6 июня 2004 г. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=48413
Дорога на Берлин. Победа над нацизмом в Европе. Гамлет из Сибири - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pobeda.krskstate.ru/doroga/part4_9
Смоктуновский, Иннокентий Михайлович. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/
Демидова А. С. А скажите, Иннокентий Михайлович… — М.: Союз кинематографистов СССР. Всесоюзное творческое объединение «Киноцентр», 1988. – 68 с.
Смоктуновский И. Быть! - М.: Алгоритм, 1999. - 334 с .
Чернявский А. Служили в роте два бойца – Александр и Иннокентий.// «Тихоокеанская звезда» Общественно-политическая газета. (г. Хабаровск), 2005. - 19 июля.
Горфункель И.А. Смоктуновский. — М.: Искусство, 1990.— 238 с.
Смоктунович Иннокентий Михайлович 1925г.р./ Сайт «Подвиг народа» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://podvignaroda.ru/?#id=22162721&tab=navDetailManAward
Советские актеры – участники Великой Отечественной войны. – [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.seun.ru/seun_news/detail.php?ID=21029
Зеленко-Жданова Ольга. Скромный гений. Иннокентий Михайлович Смоктуновский.// Военное обозрение, 2015. - 12 мая
Егошина Ольга. Актёрские тетради Иннокентия Смоктуновского. - Москва: О.Г.И., 2004, - 99 с.
Смоктуновский Иннокентий Михайлович. - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=186
Иннокентий Смоктуновский: жизнь и роли [документальная повесть о жизни артиста, рассказанная им самим, его друзьями и коллегами] / Автор-составитель Дубровский В.Я. / Под ред. Б.М. Поюровского — М.: Искусство, 2002. — 383 с.
Беньяш Р.М. Иннокентий Смоктуновский // Без грима и в гриме: Театральные портреты. — Л.: Искусство, 1966. — С. 71—112.
Источники к истории партизанского соединения им. Ф. М. Михайлова. Сборникдокументов / составление, предисловие и комментарии В. Г. Берковского.– Киев-Хмельницкий: ПП Полиграфист-2, 2015. – 440 с.
Лосев Павел. Иннокентий Смоктуновский, гений с трудной судьбой [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.proza.ru/2016/11/08/2128
Смоктуновский И.М. Покой нам только снится // О войне и товарищах. Сборник воспоминаний. - Красноград: АО, 1996. - С. 148-158. — 298 с.
Две жизни Иннокентия Смоктуновского.// Сегодня, 2002. – 25 января, №18 (1066)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Заслуженный артист РСФСР, Лауреат Государственной премии России Павел Борисович Луспекаев
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Павел Луспекаев в своей звездной роли таможенника Верещагина в фильме «Белое солнце пустыни»
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Павел Луспекаев – фото военных лет
П РИЛОЖЕНИЕ 4
Медаль «Партизану Отечественной войны»,
которой был удостоен Павел Луспекаев
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Памятник Павлу Верещагину (Павлу Луспекаеву) в Луганске (2011г.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Прима Краснодарского театра оперетты, член Союза театральных деятелей РФ, заслуженная артистка РСФСР Евгения Белоусова
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Улыбка Евгении Белоусовой на этикетке вина винзавода «Абрау-Дюрсо»
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Актер Камерного театра, Московского драматического театра им. А.С.Пушкина, ведущий артист первого Московского областного театра Анатолий КузьмичМягких
Анатолий Мягких в фильме «Ночной патруль» (1957)
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Боец Красной Армии Анатолий Мягких (1940г.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Анатолий Мягких в партизанском отряде
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Боевые награды Анатолия Мягких
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
Актёр театра и кино, один из ведущих актеров театра им. Вахтангова, заслуженный артист РСФСРМаксим Иванович Селескериди
(Максим Греков)
ПРИЛОЖЕНИЕ 13
Максим Селескериди в партизанском отряде и с боевым побратимом Григорием Шмуйловским
ПРИЛОЖЕНИЕ 14
Максим Греков с другом – поэтом Всеволодом Багрицким
ПРИЛОЖЕНИЕ 15
Актер Крымского драматического русского театра им. Горького, Заслуженный артист Украинской ССР, главный художник театра кукол
Сергей Иванович Карникола
ПРИЛОЖЕНИЕ 16
Представление к ордену Красной Звезды Сергея Карникола
ПРИЛОЖЕНИЕ 17
Автограф Сергея Карникола на стене Рейхстага
ПРИЛОЖЕНИЕ 18
Заслуженный артист Российской Федерации Глеб Васильевич Плаксин
ПРИЛОЖЕНИЕ 19
Глеб Плаксин в довоенные и военные годы
ПРИЛОЖЕНИЕ 20
Глеб Плаксин в фильмах «Адъютант его превосходительства»
и «Ошибка резидента»
ПРИЛОЖЕНИЕ 21
Встреча Владимира Путина с ветераном высадки союзнических войск в Нормандии Глебом Плаксиным
ПРИЛОЖЕНИЕ 22
Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии Иннокентий Михайлович Смоктуновский
Гвардии сержант Иннокентий Смоктунович на фронтовом фото и в роли
Юрия Деточкина («Берегись автомобиля»)
ПРИЛОЖЕНИЕ 23
Приказ о награждении гвардии рядового Иннокентия Смоктуновича медалью «За отвагу» (1943 ) и удостоверение к медали
ПРИЛОЖЕНИЕ 24
Представление к награде младшего сержанта Иннокентия Смоктуновича (1945)
Медали « За отвагу» и «За освобождение Варшавы», которыми был награжден Иннокентий Смоктуновский