Роль Российского Балтийского флота в Первой и Второй мировых войнах

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роль Российского Балтийского флота в Первой и Второй мировых войнах

Герман А.А. 1
1МБОУ СОШ №6, г. Балтийск
Криштафович Т.В. 1
1МБОУ СОШ №6
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность. Столетие отделяет нас от Первой мировой войны, которая «открыла» XX век громом артиллерии и миллионами погибших, возвестив об окончании «старой Европы» и изменив мир до неузнаваемости. Актуальность выбранной темы обуславливается возрастающим интересом к изучению  международных отношении в кризисные периоды истории. Памятная дата для нашей страны – 80- тилетие снятия Блокады Ленинграда, «325 лет со времени учреждения Андреевского флага». В школьном музее «Боевой Славы и истории города» хранятся книги, написанные о моряках – балтийцах – Сергея Гурова «Балтийский флот России в Первой мировой войне», Виктора Геманова «История Российского флота», «Александр Маринеско», также о ветеранах Калининградской области Владимира Цуранова «По курсу и на траверзах – война». В 80-х годах музеем руководила учитель географии Горюнова Л.В. среди – «Красных следопытов» и экскурсоводов училась в её классе Лейкинд Е. Г.– сейчас преподаватель хореографии и музыки и Лицее №1 г. Балтийска. Она пополнила фонд музея фотографиями и очерком о своём дедушке – Иванченко Анатолии Иосифовиче – участнике в боях за п. Ханко. На музейный урок в феврале был приглашён Сергей Александрович Гуров – капитан I ранга в отставке, член Союза писателей России. Ребята с интересом слушали его рассказ о военно-морской службе на кораблях Балтийского флота, дальних походах и боевых служб с заходом в иностранные порты. (Приложение 1).

Проблема: В учебниках истории о Первой мировой войне написано, что война эта империалистическая, хотя это Великая война, о которой написано меньше чем о Второй мировой войне. В Первую и Вторую мировые войны Балтийское море и его заливы были усеяны минными заграждениями, много кораблей, судов, подводных лодок погибло и адрес им Балтийское море.

Гипотезе: Предполагаю, что сражения советских моряков во Вторую мировую войну проходили на тех же объектах, что в Первую мировую. Те же задачи ставит военное командование перед моряками Балтийского флота в Первую и Вторую войну. То же ведение боевых действий в обеих войнах.

Цель работы: Сравнить стратегическую обстановку на Балтийском море за период Первой и Второй мировых войн, а также проследить и проанализировать боевой путь моряков – балтийцев за этот период.

Задачи:

  • Найти и проанализировать историческую информацию в литературе, периодической печати, в фондах школьного музея и интернете по данной теме;

  • Организовать беседу с Лейкинд Е.Г. и Гуровым С.А. на базе школьного музея «Боевой Славы»;

  • В фондах школьного музея найти архивные фотографии, карты минных заграждений БФ в Первую и Вторую мировую войну, сравнить и проанализировать маршруты;

  • Проследить боевой путь моряка – балтийца Иванченко А.И.

  • Сделать соответствующие выводы;

Основные методы исследования: изучение интернет сайтов, литературы, периодической печати, фондов школьного музея, беседа, интервьюирование, работа с картой, сравнение информации, анализ.

Научная новизна состоит в том, что сбор информации по этой теме пополнит фонд школьного музея и будет продолжать изучаться.

Практическая значимость: Этот материал будет использоваться для музейных уроков. Работа опубликована в «Музейном альманахе» для классных часов. На карте отметил путь ВВС Балтийского флота и минных заграждений и сторожевых кораблей охранения территории.

II.Роль Российского Балтийского флота в Первой и Второй мировых войнах

2.1. Роль русского военного Балтийского флота в Первой мировой войне

В предвоенный период империалистические государства развернули бешеную гонку вооружений. Особое внимание уделяли строительству военно – морских флотов, рассматривая их как важнейшее средство борьбы за передел мира.

Для обеспечения боевой деятельности флота намечались широкие мероприятия по оборудованию Балтийского театра. Предусматривалось установить береговые артиллерийские батареи в районе Порккала - Удд, Ревеля, создать базы: в Ревеле – главную операционную и в Кронштадте – основную тыловую. В 1909 году по проекту русского Балтийского завода под руководством профессора Морской академии И.Г. Бубнова были заложены линейные корабли которые получили мощное артиллерийское вооружение. Они имели также сильную противоминную артиллерию и хорошую живучесть. Строительство кораблей осуществлялось под руководством выдающегося учёного и кораблестроителя А.Н. Крылова. В декабре 1912 года состоялась закладка 4-х самых сильных по тому времени линейных крейсеров «Бородино», «Измаил», «Кинбурн», «Наварин». Гордостью русского кораблестроения был эскадренный миноносец «Новик», вступивший в строй в 1913 году. Подводные лодки типа «Барс», проект профессора Бубнова И.Г., первые в мире тральщики с небольшой осадкой, типа «Запал». Изобретён радиопеленгатор. Учёные внесли большой вклад в развитие морской авиации. Конструктор Д.П. Григорович создал в 1914 году «Летающую лодку» М-9, которая стала основным типом гидросамолёта русского флота1. (Приложение 1).

В эти годы произошли важные организационные изменения внутри морского ведомства. Командующий Балтийским флотом адмирал Н.О. Эссен. (Прилож. 2)

Главные задачи Балтийского флота с 1914 – 1917гг и новые виды защиты заключались в следующем… Русское верховное командование полагало, что с началом войны флот противника попытается высадить морской десант на восточном побережье Финского залива с целью захватить Петроград. Поэтому главная задача Балтийского флота состояла в том, чтобы не допустить немецкие корабли в этот район, надёжно защищать подступы к столице. 12 июля 1914 года командующий морскими силами Балтийского флота объявил повышенную готовность кораблям и соединениям флота. Установлена охрана рейдов, соблюдение радиомаскировки. 15 июля началась постановка крепостного минного заграждения в Кронштадте и тушение некоторых маяков. В конце августа русское командование расширило операционную зону Балтийского флота. 26 июля вышли в море крейсера «Громовой», «Баян», «Паллада», «Адмирал Макаров», которые развернулись в устье Финского залива для несения дозорной службы. 27 июля отряд заградителей – «Амур», «Енисей», «Нарова», «Ладога» вместе с 4-м дивизионом эскадренных миноносцев в Порккала – Удде в полной готовности в постановке мин на центральной позиции и в шхерах2. Значительные силы были перебазированы в район Моонзунда и Аландских островов, в центральной и южных частях Балтийского моря. В октябре Балтийский флот провёл операцию по постановке активных минных заграждений на подходах к Данцигской бухте, а также перед главной базой немцев на Балтике - Хелем, Мемелем и Пиллау3. (Приложение 3).

Александр Васильевич Колчак4, вернувшись в Морской генеральный штаб на должность начальника 1-й оперативной части (планирование операций флота на Балтике), в 1911—1912 годах занимался доведением судостроительной программы и подготовкой флота к войне. В 1915 году благодаря таланту Колчака, который сумел грамотно поставить мины во льдах Балтики, немцы потерпели фиаско. Минно-заградительная операция проводилась в конце января – начале февраля 1915 года. Под командованием Колчака вышло четыре эскадренных миноносца («Генерал Кондратенко», «Сибирский стрелок», «Охотник» и «Пограничник»). Ставилась задача поставить мины вблизи Данцигской бухты. Прикрытие осуществлял отряд крейсеров, которым командовал контр-адмирал М. К. Бахирев. Некоторые корабли получили повреждения во льдах.Колчак повёл свой отряд без прикрытия. Непогода и плохая видимость – лучших условий для скрытной постановки мин не могло и быть. 1 февраля миноносцы выставили близ Данцига 140 мин – в том самом месте, который был отмечен вехами как безопасный путьЕго схема расстановки мин вошла в историю военного дела, её использовали в 1941 году во время Второй мировой войны при защите Ленинграда5. (Прилож. 3). В 1915 году в связи с применением нового средства нападения - авиации, появился новый вид защиты - противовоздушная оборона. (Приложение 3 ).

В 1916 г. для нарушения перевозок Германией из Швеции железной руды русское командование использовало подводные лодки и эскадренные миноносцы. Впервые нашими кораблями была применена залповая стрельба торпедами по площадям.

В апреле 1917 года был создан Центральный исполнительный комитет Балтийского флота (Центробалт) под председательством матроса большевика П.Е. Дыбенко.(Прил.1). II съезд моряков Балтийского флота проходил в разгар героической обороны Моонзундских островов от немецких захватчиков, и сыграл большую роль в мобилизации вооружённых сил. Моонзундский архипелаг занимает стратегическое положение в Балтийском море, поэтому он часто становился ареной сражений в XX веке.

Осенью 1917 г. германское командование приступило к операции «Альбион» по захвату Моонзундских островов. 30 сентября германский флот под командованием вице – адмирала Шмидта подошёл в район бухты Гага – Лахт подавив огнём линейных кораблей сопротивление русских батарей и приступил к высадке десанта. Моряки, возглавляемые комиссарами Центробалта, совместно с солдатами 107-й пехотной дивизии героически обороняли Ориссарскую дамбу, но под давлением превосходящих сил противника вынуждены были отойти на Муху, а затем, взорвав батареи, оставить остров. Принявший много воды линкор «Слава» вместе с несколькими пароходами был затоплен в узкой части фарватера, чтобы преградить путь немцам6. (Приложение 4).

2 декабря 1917 года Советская Россия подписала в Брест – Литовске договор со странами Союза центральных держав. Боевые действия на Балтике, длившиеся 40 месяцев, закончились.

В 1941 году сюда пришли нацисты. Наступательная операция называлась «Беовульф». Советская армия пыталась всеми силами задержаться на архипелаге и отсрочить атаку на Ленинград. В 1944 году немцы массово отступали с оккупированных территорий. Против советских войск вёлся заградительный огонь. К сражению подключилась авиация БФ, которым командовал М.И. Самохин7.

Вывод. В ходе Первой мировой войны Балтийский флот, несмотря на недостаточную подготовленность и значительный перевес Германии в морских силах, сумел сохранить свои основные стратегические позиции и нанести противнику большой урон.

Боевые действия Балтийского флота оказали заметное влияние на общий ход борьбы на русско – германском фронте. В истории написано: Первая мировая война как империалистическая, но это была Великая война, которая привела к перевороту во всём – в технике, в мыслях, перевернула представления о ведении боевых действий - это разведка, противоминная, противолодочная, противовоздушная оборона, организация дозорной службы. Первая мировая война стала битвой технологий, состязанием промышленных гигантов. Наши подводные лодки и мины стали реальной угрозой немецким кораблям.

2.2. Оборона полуострова Ханко в 1941 году

"Вскипайте, волны! Бушуйте, грозы!
Пускай трепещет наглый враг!
За наше горе, за вдовьи слёзы
С врагом расплатится моряк!"

Н. Лабковский.

Операция по эвакуации гарнизона Ханко, проведенная с 22 октября по 3 декабря является одной из наиболее крупных и сложных, а самое главное, успешных операций, проведенных КБФ в 1941 г. Полуостров Ханко, или Гангут (Гангэ-Удд), так его называли раньше, узким языком врезается в море у входа в Финский залив. Полуостров окружён десятками мелких островков, длина его 23 км, ширина от 3 до 6 км. Еще издавна Гангут вошел в историю русского флота. Здесь в июле 1714 г. одержал свою первую победу русский галерный флот под командованием Петра I. Стратегически важный район вокруг Гангута стал местом боев во время русско-шведских войн 1741-1743 гг. и 1788-1790 гг. После победы в русско-шведской войне 1808-1809 гг. Финляндия вошла в состав Российской империи. Заняв в 1808 г. полуостров Гангэ-Удд, русские войска построили здесь укрепления, которые в 1854 г. подверглись мощной атаке англо-французского флота, но ответным огнем русские артиллеристы заставили корабли противника бесславно отступить. Долгие годы полуостров Гангэ, теперь больше известный как Ханко, сохранял свое важное значение в системе береговой обороны Балтийского моря. Здесь заканчивалась флангово-шхерная позиция. Основная задача ее обороны заключалась в том, чтобы не допустить проникновения противника на шхерный фарватер8. (Приложение 5).

Во время Первой мировой войны на Ханко в бухте Лаппвик находилась маневренная база Балтийского флота. В декабре 1917 г. Финляндия получила независимость, и русский флот покинул базы на ее территории, в том числе и Ханко. Советско-финляндская война 1939-1940 гг. завершилась подписанием 12 марта 1940 г. мирного договора между СССР и Финляндией, по которому Финляндия предоставляла Советскому Союзу в аренду на срок в 30 лет полуостров Ханко с прилегающей к нему акваторией и множеством малых островков, разбросанных по ней. Государственная граница и граница базы проходила по перешейку, в том месте, где летом 1714 г. по приказу Петра I была прорублена просека, и началось строительство переволоки для галер. 20 марта 1940 г. нарком ВМФ Кузнецов Н.Г. приказал командующему КБФ сформировать военно-морскую базу Ханко9.

Военно-морская база Ханко занимала выгодное положение, контролируя вход в Финский залив. Тяжелые артиллерийские батареи, установленные на полуострове Ханко, а также на острове Хиума (Даго) и небольшом островке Осмуссаар у противоположного берега залива, вместе с минными заграждениями и во взаимодействии с кораблями и авиацией могли преградить вход в Финский залив всем кораблям и транспортам противника.

Основную ударную силу базы составляли береговые батареи. К началу войны на Ханко были передислоцированы две крупнокалиберные железнодорожные батареи калибра 305 и 180 миллиметров, построены и введены в строй два артиллерийских дивизиона береговой обороны. На перешейке, соединявшем полуостров с материком, была создана надежная система сухопутной и противодесантной обороны, опирающаяся на доты, дзоты и надолбы, плотно расположенные по фронту и эшелонированные в глубину. У побережья Ханко имелись три рейда, доступные для самых больших кораблей и судов, они могли вместить целый флот. К причалам подходили железнодорожные ветки.

Незадолго до войны командиром ВМБ был назначен генерал-майор (с сентября – генерал-лейтенант) береговой службы Кабанов С.И. Несмотря на стратегически выгодное расположение базы, ни эсминцы, ни тральщики до войны не имели здесь постоянного базирования. К началу войны на Ханко остались только береговые базы подплава и бригады торпедных катеров.

Охрана водного района (ОВРа) базы имела в своем составе всего три катера «малых охотника» МО – 311, 312, 313. Кроме того, в Ханко находился и морпогранотряд, имевший четыре таких же катера типа «МО» – ПК-236, 237, 238, 239. После начала войны катера погранотряда были переданы в ОВРу, и был сформирован 3-й дивизион сторожевых катеров (7 катеров). Таким образом, на военно-морской базе Ханко из кораблей осталось всего 7 катеров "малых охотников", гидрографические суда (ГИСУ) «Волна» и «Веха» и 13 малых катеров охраны рейда. В июне 1941 г. на Ханко осталась одна эскадрилья (И-153). Кроме того, на Ханко размещалась 81-я отдельная авиационная эскадрилья (ОАЭ) гидросамолетов МБР-2. Во время войны в боевые задачи ВМБ Ханко входило: оборона северного фланга минно-артиллерийской позиции, оборона базы с моря, с суши и с воздуха. Располагаясь на основном шхерном фарватере, база не позволяла кораблям и судам противника переходить из Ботнического залива в Финский залив и обратно. Поэтому противник стремился как можно быстрее захватить Ханко10.

В первый же день войны, 22 июня 1941 г., в 22.30 бомбардировочная немецкая авиация произвела налет на Ханко, а на следующий день наши истребители нанесли ответный штурмовой удар по аэродрому Турку. Катерами и вспомогательными судами базы было выставлено 367 мин. Корабельные дозоры вели наблюдение за противником. Катера "малые охотники", несшие дозор, осуществляли противолодочную оборону на подходных фарватерах к Ханко.

Кронштадт и Ленинград с сентября находились в блокаде, испытывая острую нужду в продовольствии в боеприпасах, топливе и т.д. Десантные отряды, сформированные из личного состава различных частей и подразделений гарнизона Ханко, при поддержке кораблей ОВРы, в период с 10 июля по 23 октября захватили 18 финских островов: Хорсен, Гунархольм, Эльхольм, Бокхольм, Берхольм. Финны неоднократно атаковали наши острова, но каждый раз эти атаки отражались с большими потерями для финнов.

Во время войны на Ханко продолжалось строительство укреплений: построены 3-я и 4-я полосы обороны, подземный госпиталь, девять подземных ангаров, два подземных командных пункта (штаба базы и сектора береговой обороны). Из личного состава 94-го и 95-го инженерно-строительных и 219-го саперного батальонов был сформирован 219-й стрелковый полк. После выхода немецких войск к Финскому заливу и падения Таллина рушилась вся система обороны, и главная задача ВМБ Ханко – закрывать вход в устье Финского залива – утратила свое значение. Правда, в сентябре 1941 г. немцы сосредоточили и в районе Аландских островов эскадру, но не для прорыва в Финский залив, а, наоборот, в ожидании прорыва советского флота из залива11.

Это был единственный случай, когда немцы вывели в Балтийское море свои крупные надводные корабли в таком количестве, намереваясь использовать их против советского флота. Для усиления морской обороны Ханко 29 сентября из Кронштадта были присланы... три торпедных катера типа Д-3. На одном из катеров на Ханко прибыл корреспондент В. Рудный, который опубликовал в «Правде» ряд очерков о защитниках Ханко, а уже в 1942 году выпустил книгу «Непобежденный Гангут». (Приложение 5).

Но главное препятствие заключалось в том, что в Кронштадте и Ленинграде отсутствовали запасы продовольствия, бензина и боезапаса. С появлением ледового покрова полуостров переставал быть неуязвимым с моря. К 22 октября обстановка на фронтах сложилась следующая: на сухопутном фронте враг потеснил наши войска и подошел к Ленинграду - Ленинград был отрезан от Большой земли и оказался в блокаде. Связь с Ханко поддерживалась только по радио и самолетами. 23 октября, учитывая сложность обстановки под Ленинградом и трудность снабжения и обороны полуострова Ханко в зимних условиях, Ставка ВГК приняла решение об оставлении Ханко и Осмуссаара.

Оборона Ханко длилась 164 дня, с 22 июня по 2 декабря 1941 года.

2.3. Судьба моряка – балтийца Анатолия Иванченко

В семейном архиве сохранились воспоминания моего деда – Анатолия Иосифовича Иванченко – рассказывает Лейкинд Е. Г. (внучка ветерана). В конце ноября 1940 года в числе трехсот краснофлотцев Анатолий Иванченко вступил на причал полуострова Ханко. В 236-й отдельный Зенитно-артиллерийский дивизион(ОЗАД) он попал с земляками, с которыми призывался в Киеве: Иваном Худенко, Абрамом Учителем, Григорием Коваленко, Борисом Бондаренко. Анатолия определили во взвод управления – разведчиком - наблюдателем. Остров Гунарсераре, что к Западу, была батарея Иванченко. С вышек до уровня самых высоких сосен краснофлотцы вели посменно обзор акватории. В Европе уже шла война. Все тревожнее были вести. Рейсы Германских судов были все чаще, а груз не вызывал сомнения- военная техника и боеприпасы. 21 июня 1941 года вечером краснофлотец Иванченко «крутил» батарейцам кинофильм: после вахт он ходил на шлюпке от островка к островку и показывал «Волгу-Волгу», «Броненосца Потёмкина», «Путевка в жизнь» - раз в три месяца привозил из командировки в Ленинград политрук вместе с газетами, книгами, канц.товарами. Вскоре налетели вражеские самолеты, но ничего им разрушить не удалось, на базе торпедных катеров корабли разбежались, истребители наши не взлетели - им еще предстояло отличиться…

На второй день войны после томительного часового обзора с башни Иванченко обнаружил вражеский катер и доложил по телефону. «От финского берега идет катер курс…скорость…». Вскоре корабль скрылся за одним из крохотных островков. Еще через час Иванченко доложил оперативному дежурному, что от Западной кромки гарнизона малым ходом осторожно к берегу приближается германский миноносец; вдруг развернулся и стал набирать скорость, его комендоры ударили по батареи, - 4 наших пушки вместе с артиллеристами остались целыми, вот гараж разнесло. К обстрелу наших позиций и блокаде гарнизона подключились финны. «Судорожные их попытки сбросить нас с островов ни к чему не привели, на самом полуострове мы стояли крепко: 20 км границы охраняли минные поля, артбатареи веером в дотах, ряды блиндажей, противотанковые рвы, проволочные заграждения» - вспоминал дедушка.

Фашисты били особенно изощрённо в часы когда у краснофлотцев уже готовы суп и макароны по-флотски. Это злило матросов, и батарейцы перешли на ночные чаи готовясь к расплате. Генерал-майор Кабанов решил: пора иметь сильный и мобильный отряд морской пехоты, способные наносить ощутимый устрашающий удар. В отряд Бориса Гаранина, которому было поручено взять остров Хорсен, кинулись добровольцы12. Стоял в строю на «смотринах» и краснофлотец Анатолий Иванченко, но не повезло ему… Адаманов приказал вести наблюдение, замечать все вокруг, докладывать точно и быстро, если что, будем драться, отвлекать фашистов. Иванченко все понял и побежал на вышку. Хорсен пал… Воевать становилось все труднее. К сентябрю схватки с врагом стали постоянные: немцы стояли под Ленинградом и Ханко для них был как пощечина. Помочь Ханковцам не кому, им предстояло или погибнуть всем, или во время отступить. Комиссар Попов приказал Иванченко и Панкову уничтожить документы и запасное обмундирование, оружие и боеприпасы. После они подскочили в гавань, где их ждал последний тральщик, под номером 105. Катер уносился в море, море штормило: ветер 8 баллов, волна стопорила ход, была угроза подорваться на одной из сотен мин, гулявших свободным курсом по штормящей Балтике.

Вскоре они уткнулись носом в борт огромного парохода – то был турбоэлектроход ВТ-501(«Иосиф Сталин»). Это судно, следуя в Кронштадт с шестью тысячами бойцов на борту, оказалось на минном поле в районе Таллина, было несколько раз подорвано, обстреляно Финской береговой артиллерии. С терпящего бедствия судна удалось спасти только 1700 бойцов.

В то время когда 105-й ошвартовался к нему носовым концом, тут же с палубы парохода, стали прыгать вниз люди на крохотную палубу катера. Повезло немногим. Люди летели и прыгали меж бортов, пропадая в пучине навсегда. Среди этих людей Иванченко увидел земляка: «Прыгай Адам, Прыгай»- кричал он. Учитель Адам в блокаду Ленинграда работал оператором военной кинохроники, соавтор д/ф о защитниках Ленинграда, удостоенный государственной премии. После войны стал режиссером13.

К утру пригребли к острову Гогланд- он стал маневренной базой сил и средств спасения Ханковцев. В Кронштадте прибывших уже ждал капитан Гаранин. Он формировал отряд морской пехоты- ему хотелось потерзать южный берег залива, где укрепились немцы, и берег северный откуда обстреливали Финны. Так с мешками на плечах их построили.

Зиму 1941-1942 года, он провел в дорогах на льду, меж Кронштадтом и Петергофом. Однажды словно построили и приказали: взять оружие и боеприпас. Получено секретное задание. И пошли они строем 11 км. На станции «Лисий нос» стоял вагон с мешками – то был сухой горох. Их привел в Кронштадт ледокол. Выгружали, и день спустя все наелись супа. А после опять на ледовую заснеженную дорогу…

«Базаров и Иванченко, шагам марш на охрану двух вагонов, снарядов для катюш, зарядов для линкоров и прочих боеприпасов!»…. Вахта чуткая, тревожная, запрещаешь себе думать о другом, чтобы не потерять бдительность. Однажды Иванченко стоял на «катюшах», а Базаров попросил его подмениться. Через 2 часа пролетела мина, и Базарова не стало…

«Он мою смерть забрал!- говорил всю жизнь дедушка, всякий раз переживая эту трагедию.

Не пришлось ему ходить в яростные атаки – он лишь караулил вокруг острова, где в берега вмерзли корабли, где на заводах трудились на войну и Победу. Был Иванченко вторым номером на «Максиме», командиром расчета ротного миномёта, автоматчиком. С апреля 1942 года служил в отдельной роте по охране «Дороги жизни». Впереди была целая война, и ничто не предвещало ее масштабов, сроков, и потерь.

В Пиллау (ныне Балтийск) завершалась Восточно- Прусская операция. В ночь с 25-26 апреля 1945 года состоялась высадка десанта на косу Фрише Нерунг, в которой участвовал мой дед. После войны мичман Анатолий Иванченко служил в 36 бригаде ракетных катеров до 1961 года, был личным киномехаником у адмирала Арсения Григорьевича Головко. Был членом союза писателей. 20 лет отдал газете «Страж Балтики»- фотокорреспондентом, с 1981 работал фотографом на ЦБК (целлюлозно- бумажном комбинате). Таков жизненный путь моего деда. Награды: Медаль «За оборону Ленинграда», медаль «За боевые заслуги», орден «Отечественной войны» 2 степени, медаль «За взятие Кёнигсберга», Медаль за Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг», нагрудный знак «Ветеран морской пехоты». (Приложение 6).

  1. Заключение

В ходе же Первой мировой войны Балтийский флот, несмотря на недостаточную подготовленность к ней и значительный перевес Германии в морских силах, сумел сохранить свои основные стратегические позиции и нанести противнику большой урон.

Потери Германского флота

Потери русского Балтийского флота

53 боевых корабля

1 линкор

49 вспомогательных и транспортных судов

1 крейсер

8 крейсеров

2 канонерские лодки

26 эсминцев и мтноносцев

9 эсминцев и миноносцев

13 тральщиков

6 подводных лодок

28 боевых кораблей получили серьёзные повреждения

3 заградителя

 

12 тральщиков

 

2 сторожевых корабля

 

3 гидрографических судна

 

5 транспортов

 

35 других судов

Боевые действия Балтийского флота оказали заметное влияние на общий ход борьбы на русско – германском фронте. Устойчивость сухопутных войск в обороне и их успех в наступлении в значительной мере зависели от обстановки на Балтике, от содействия флота и морских перевозок. Задачу борьбы с морскими перевозками противника БФ решал силами подводных лодок и постановкой минных заграждений.

Наши инженеры ничем не уступали зарубежным специалистам. Первая мировая война стала битвой технологий, состязанием промышленных гигантов. С начала войны наш Балтийский флот был хорошо подготовлен. Подводные лодки и мины стали реальной угрозой немецким кораблям.

Многие военачальники Второй мировой войны начинали свой армейский путь во время Первой мировой войны. Например, как В. Трибуц (командующий Балтийским флотом) и Л.А.Говоров (командующий Ленинградским фронтом).

В XX веке кронштадтские форты уже переселились с острова Котлин на материк, и на юге от острова были выстроены укрепления с дальнобойными морскими орудиями крупных калибров. Эти новейшие форты к первой мировой войне целиком обеспечили оборону подступов со стороны моря, и ни один флот в мире не рискнул бы пытаться форсировать проход около Кронштадтской крепости. Финский залив, между островом Нарген и северными островами, сужается настолько, что поставленные 12 дюймовые орудия в 52 калибра на севере и на юге, целиком перекрывают Финский залив своими снарядами, что обеспечивает неприкосновенность минных полей, поставленных поперек залива именно в этом месте.

Схема Колчака расстановки мин вошла в историю военного дела, её использовали в 1941 году во время Второй мировой войны при защите Ленинграда. Моонзундский архипелаг – это арена сражений XX века.

Обе стороны к концу Первой мировой войны стали применять авиацию для ведения воздушной разведки, прикрытия кораблей и береговых объектов. Во время Второй мировой войны генерал-майор авиации М.И. Самохин был назначен на должность Командующего ВВС Краснознамённого Балтийского флота.

Кандидат исторических наук Евгений Юркевич высказывается: «У нас не было совершенных самолётов, как у наших союзников, только в конце Первой мировой войны они стали к нам поступать. Большую часть войны летали на устаревшей технике и оборудовали пулемётным вооружением сами».

Первая и Вторая мировые войны дали стране очень много изобретений. Всё, что мы сегодня имеем – это наследие Великой войны и хорошо, что нынешнее руководство России сделало правильные выводы: надо иметь всё своё, самое передовое вооружение, самую передовую технику, чтобы не зависеть от партнёров. Великая Отечественная война – ярчайший пример беззаветного героизма и мужества моряков – балтийцев, где проявили себя достойными сыновьями и защитниками своей страны. Иванченко А.И. в 1940 году призван на службу в армию – п. Ханко. 2 декабря 1941 года эвакуировали на о. Гогланд – затем в Кронштадт. В 1942 году охранял Дорогу жизни. Потом вступил в ряды морских пехотинцев. Бои шли вдоль Прибалтийского побережья до Пиллау.

Литература

  1. «Боевой путь Советского морского флота». Изд. 4-е. Под ред. А.В. Басова. Военное издательство. М. 1988.

  2. Дважды Краснознамённый Балтийский флот. Изд. 3-е. Ред. Н.А. Ступников. Военное издательство. М. 1990.

  3. Денисов А.П. Перечнев Ю.Г. «Русская береговая артиллерия». Исторический очерк. Воениздат.М. 1956.

  4. Гуров С.А. Балтийский флот России в Первой мировой войне 1914 – 1918гг. Документальные очерки. Калининградской региональное отделение Академии военно – исторических наук. Калининград. 2015г.

  5. Корабли – Герои. Изд. 2-е. Издат. ДОСААФ СССР. М. 1976.

  6. Пахалюк К. «Колчак, Александр Васильевич (неопр.)». Проект РВИО и ВГТРК «100 великих полководцев». 2013 года.

  7. Цуранов В. «По курсу п на траверзах война». ГИПП «Янтарный сказ». Калининград. 1996г.

  8. https://knigogid.ru/books/139110-raspuschennye-znamena/toread/page-44 М.И. Самохин.

  9. http://mirznanii.com/a/23005-2/boevye-deystviya-russkogo-flota-na-baltiyskom-more-v-1914-1917 Российский Государственный архив военно – морского флота. Первая мировая война. Действия на Балтийском море.

  10. https://biography.wikireading.ru/52372 Зырянов Павел. «Война на Балтике».

  11. https://pogo-on-air.livejournal.com/1077432.html Балтийский флот в 1914-1917гг.

  12. https://foto-history.livejournal.com/14530513.html Военно – морская база Балтийского флота Ханко. 21.01.2021г.

  13. https://history.wikireading.ru/176965 Чернышёв Александр «Ханковская эпопея».

  14. https://biblioteka-online.info/book/baltiyskiy-flot-v-bitve-za-leningrad-1941-g/reader/64 Балтийский флот в битве за Ленинград. 1941 год. Онлайн библиотека.

  15. https://dzen.ru/a/ZQIvfRz1N1OBBn13 Оборона Финского залива. 16.09. 2023г.

Приложение 1

Горюнова Л. В.

Лейкинд Е. Г. руководитель школьного музея в 80-х гг.

Преподаватель музыки и хореографии

К ниги о героических подвигах моряков – балтийцев в школьном музее.

П риложение 2

П одводная лодка типа «Барс»

«Летающая лодка» М-2

П. Дыбенко

П

Минные заграждения и охранение кораблей Балтийского флота в Первую мировую войну.

риложение 3

Морское 6 дюймовое орудие на берегу. Береговая артиллерия

Обстановка 1915г Обстановка 1917г

П риложение 4

М оонзундское сражение 1917г. Действия морской авиации ВВС КБФ в 1944-45гг.

Отряд заградителей БФ

Адмирал А.В. Колчак.

Эсминец «Новик». Моонзунд.

П риложение 5

П олуостров Ханко.

Смелые разведчики

П риложение 6

турбоэлектроход ВТ-501(«Иосиф Сталин») тонет.

Иванченко Анатолий Иосифович

1920 года рождения. Мичман

В центре Иванченко А. награждён Штурм косы Фрише – Нерунг 26 апреля 1945г

Медалью «За оборону Ленинграда».

Иванченко А.И. беседует с матросами. Иванченко А.И. – почётный гражданин

г. Калининграда.

1 Дважды Краснознамённый Балтийский флот. Изд. 3-е. Ред. Н.А. Ступников. Военное издательство. М. 1990.

2 Гуров С.А. Балтийский флот России в Первой мировой войне 1914 – 1918г.Документальные очерки. Калининградской региональное отделение Академии военно – историч. наук. Калининград. 2015г.с. 34-35

3 Дважды Краснознамённый Балтийский флот. Изд. 3-е. Ред. Н.А. Ступников. Военное издательство. М. 1990.

4 Алекса́ндр Васи́льевич Колча́к — русский военный и политический деятель, учёный-океанограф, полярный исследователь (1900—1903), флотоводец (1915—1917), вошедший в историю как руководитель Белого движения во время Гражданской войны в России. Верховный правитель России и Верховный главнокомандующий Русской армией (ноябрь 1918 — январь 1920). Участник Русско-японской и Первой мировой войн. Георгиевский кавалер. Адмирал (1918).

5 https://biography.wikireading.ru/52372 Зырянов Павел. «Война на Балтике».

6 https://pogo-on-air.livejournal.com/1077432.html Балтийский флот в 1914-1917 годах.

7 Самохин М.И. с 1939 года являлся заместителем Командующего ВВС Балтийского флота. Полковник М.ИСамохин участвовал в Советско-финляндской войне. Постановлением Совета Народных комиссаров Союза ССР № 946 от 4 июля 1940 года полковнику Самохину было присвоено воинское звание "генерал-майор авиации". Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. 14 июля того же года генерал-майор авиации М.ИСамохин был назначен на должность Командующего ВВС Краснознамённого Балтийского флота.

8 https://foto-history.livejournal.com/14530513.html Военно – морская база Балтийского флота Ханко. 21.01.2021г.

9 https://history.wikireading.ru/176965 Чернышёв Александр «Ханковская эпопея».

10 https://history.wikireading.ru/176965 Чернышёв Александр «Ханковская эпопея».

11 https://biblioteka-online.info/book/baltiyskiy-flot-v-bitve-za-leningrad-1941-g/reader/64 Балтийский флот в битве за Ленинград. 1941 год. Онлайн библиотека.

12 Цуранов В. «По курсу п на траверзах война». ГИПП «Янтарный сказ». Калининград. 1996г.

13 Цуранов В. «По курсу п на траверзах война». ГИПП «Янтарный сказ». Калининград. 1996г.

Просмотров работы: 23