Введение
Актуальность работы заключается в том, что в современном мире, в условиях сложных геополитических процессов, очень важны исторические знания, которые позволяют сформировать определённую систему взглядов и убеждений для разностороннего масштабного мышления.
Очень важно воспитывать общую культуру детей и молодежи, чтобы не допустить разложения целостности общества. Воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека и гражданина, демократическим ценностям современной России – это важнейшие задачи образовательной организации.
Как заинтересовать современного школьника многовековой истории своего государства? Как транслировать историю о подвигах наших предках? Как повысить уровень знаний об историческом прошлом нашей Родины?
В своей работе мы выявили противоречие: с одной стороны, мы видим необходимость сформировать у современного школьника целостную картину об историческом прошлом нашей Родины, с другой, утрату ценности традиционных источников информации.
В сентябре 2023 года нас заинтересовала «Концепция оформления воспитательных пространств»1, изучив материалы концепции, мы пришли к выводу, что современное оформление школьного пространства поможет нам привлечь внимание обучающихся МКОУ СОШ №7 к истории России.
Объект: современные источники информации.
Предмет: интерактивная лента времени «Памятные даты России».
Цель проекта: активизация интереса обучающихся школы №7 к памятным датам России, посредством интерактивной ленты времени.
Задачи проекта:
Выявить потребность школьников в использовании новых форматов получения информации.
Изучить современные продукты транслирования (передачи) информации.
Сравнить различные программы для создания интерактивной ленты времени.
Определить важнейшие исторические даты России для ленты времени.
Найти достоверные исторические интернет - ресурсы.
Разработать макет исторической ленты времени «Памятные даты России»
Методы исследования используемые в данном проекте: наблюдение; интервью; анкетирование; опрос; фотографирование; сравнение.
Практическая значимость проекта: установка в рекреации 2 этажа МКОУ СОШ №7 современного интересного интерактивного стенда «Памятные даты России».
1.Формирование гражданско-патриотических ценностей, посредством школьного пространства в различные эпохи
1.1 История развития оформления школьного пространства.
Информационные стенды считаются одним из первых изобретений человечества. Впервые их начали использовать еще в Древнем Египте. Тогда они применялись в качестве приспособления для информирования жителей о текущих и предстоящих событиях в стране.
Такие стенды использовали даже индейцы майя. Они были представлены в виде табличек из глины и камня. Подобные стенды использовались для передачи самых разных данных. В Древней Греции и Риме существовали даже специальные места для размещения любых объявлений. Что интересно, некоторые подобные приспособления сохранились даже до нашего времени.
В средние века школьный класс представлял из себя комнату с низким сводчатым потолком скупо освещена сквозь узкие окна в решетчатых переплетах рам.
О системе образования в Московском государстве можно узнать из «Азбуковников» — сборников с учебными пособиями и школьными правилами. В XVII веке школы существовали на дому у священников.
В эпоху нового времени появляются «Уставы гимназий и училищ», но в данных документах нам не удалось найти информацию о требованиях к оформлению помещений, где находились училища.
В начале XX века заметная роль отводилась двухклассным сельским начальным училищам, особенно с тех пор, как земства получили право открывать учебные заведения этого типа. Ранее они были созданы при фабриках и заводах, при железнодорожных станциях. Название двухклассных они сохранили от того времени, когда при своем возникновении они имели при 5-летнем курсе две классные комнаты и двух учителей.
Система образования в СССР в официальных документах называлась системой народного образования. С момента зарождения ее основной задачей было обучение и воспитание подрастающего поколения в соответствии с определявшей жизнь общества коммунистической идеологией. Главной нравственной целью советского образования всех уровней - считалась подготовка достойного участника рабочего коллектива, вместе со всей страной строящего «светлое будущее». Этим установкам на протяжении всего периода существования советской образовательной системы было подчинено преподавание не только гуманитарных дисциплин, но и естественных и даже точных наук.
1.2 Современное школьное пространство
Как именно дизайн может преобразовать пространство образовательной организации? В этом параграфе мы расскажем об основных принципах, которые используются для формирования образовательного пространства.
Главные принципы формирования образовательного пространства:
Многофункциональность
Трансформация и модульность
Зонирование
Конвергентность
Открытость
Визуальные коммуникации
Программирование пространства разделяется на жёсткое программирование пространства и гибкое программирование пространство.
Жёсткое программирование пространства — предполагает ограниченный выбор деятельности на данной территории. Примером жёсткого программирования образовательного пространства являются кабинеты естественных наук: химии, физики, биологии, поскольку они требуют определённого оборудования и подвода различных коммуникаций.
Гибкое программирование пространства — предоставляет возможность заниматься практически любой деятельностью, не требующей узкоспециализированного оборудования. Пример гибкого программирования пространства — медиатека или библиотека. Несмотря на заявленные главные функции помещения — самостоятельная и коллективная работа, отдых, просмотр фильмов, проведение лекций и мастер-классов — помещение может быть использовано и для других целей и задач.
Составляющие гибкой образовательной среды являются:
1)Трансформируемые перегородки - раздвижные и передвижные стены, в т. ч. стеклянные, с маркерной поверхностью и/или звукоизоляционными свойствами.
2)Мобильные мебель и оборудование - передвижные и лёгкие предметы мебели, экраны на мобильных стойках, оборудование на тумбах с колёсами и т. д.
3)Модульная и штабелируемая мебель - предметы мебели, которые можно собирать в различных конфигурациях (в т.ч. и для изменения рассадки), задвигать друг на друга или штабелировать, освобождая пространство
4)Акустические панели и перегородки - звукоизолирующие конструкции (в т.ч. мобильные), с помощью которых можно изолировать или отделить ситуативно выделенную зону, сохранив комфорт во всём пространстве
5)Интерактивные поверхности - нанесение маркерных и грифельных поверхностей, дисплеев, игровых элементов для взаимодействия учащихся друг с другом
Анализируя оформление школьных пространств различных времен, можно сделать вывод, что в любую эпоху на формирование гражданско-правовых и патриотических ценностей влияли не только учебные занятия, но и обстановка.
Сегодня патриотическое воспитание в школе невозможно без наглядных пособий, информационных стендов, баннеров, символики и плакатов. Согласно инструкции Минпросвещения по оформлению школьных пространств все школы России как никогда должны быть наполнены брендированной символикой организаций и движений, в том числе и по гражданско-правовому и военно-патриотическому воспитанию школьников.
2. Интерактивная лента времени «Памятные даты России»
2.1. Анализ пространства МКОУ СОШ №7.
В соответствии с концепцией оформления Минпросвещения России «Об оформлении пространств образовательных организаций»2:
В образовательной организации должны быть оформлены следующие обязательные экспозиции:
1. Государственные символы Российской Федерации. При создании и зонировании мест размещения государственных символов в образовательной организации экспозиции рекомендуется устанавливать в просторных, светлых помещениях в доступном месте для обучающихся.
2. Возможности и проекты для детей: РДДМ «Движение первых»; Всероссийский студенческий проект «Твой ход»; программа воспитания детей младшего школьного возраста «Орлята России»; платформа проектов «Добро.ru»; МДЦ «Артек», ВДЦ «Орленок», ВДЦ «Океан», ВДЦ «Смена»; Образовательный центр «Сириус»; Всероссийский проект «Билет в будущее»; платформа проектов «Россия – страна возможностей»; Всероссийский конкурс «Большая перемена»; Общество «ЗНАНИЕ»; «Больше, чем путешествие». Информация о каждом проекте должна сопровождаться двумерными матричными штриховыми кодами для перехода на сайт проекта, организации.
Кроме того, по выбору образовательной организации также допускается размещение следующих вариативных экспозиций:
1. Города России (Москва-Сити, парк Галицкого в Краснодаре и других).
2. Достижения России (Крымский мост, атомный ледокольный флот, Олимпийские объекты в Сочи и других).
3. Природа России (долина гейзеров на Камчатке, озеро Байкал и других).
4. Исторические личности, прославившие страну: Д.И. Менделеев, И.В. Курчатов, П.И. Чайковский и другие.
5. Региональный компонент (люди, места, исторические события, важные для субъекта Российской Федерации).
6. Крупнейшие работодатели Российской Федерации.
7. Временные экспозиции, например, галерея фотографий «Бессмертный полк», конкурс фотографий «Как я провел лето», выставка рисунков ко Дню матери и другие.
При оформлении пространств образовательных организаций следует учитывать возрастные особенности обучающихся. Например, в рекреационных пространствах, в которых на постоянной основе находятся обучающиеся по образовательным программам начального общего образования, рекомендуется размещать информацию о проекте «Орлята России» или экспозицию «Природа России».
Для выявления уровня соответствия МКОУ СОШ №7 современным требованиям образования мы провели исследование методом наблюдения и выяснили, что школьное пространство оформлено эстетично и современно, но содержит не все экспозиции рекомендованные концепцией оформления образовательной организации.
Далее мы провели опрос, который показал, что ученики образовательной организации МКОУ СОШ №7 предпочли бы больше пользоваться современными стендами, если на них будут QR-коды, различные интересные картинки по определенным темам.
Учащимся нашей образовательной организации нравятся стенды по различным полезных для них темам, но ученики хотели бы больше современных экспозиций в школьном пространстве, которые транслировали бы полезную для учебной деятельности информацию.
На основе проведенного анализа и с целью формирования гражданско-патриотических ценностей мы решили разработать цикл стендов пропагандирующих воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека и гражданина, демократическим ценностям современной России:
Историческая лента времени «Памятные даты России».
Стенд с биографией писателей «Великие писатели России».
Интерактивная карта по географии «Моя Родина – Россия».
2.2 Историческая лента времени «Памятные даты России».
В данной работе мы представим разработку экспозиции «Памятные даты России». Для начала, мы выбрали 24 наиболее значимых, на наш взгляд, исторических дат и событий:
862 – призвание варягов.
882- возникновение Древнерусского государства.
988 – крещение Руси.
1147 – первое летописное упоминание о Москве.
1240; 1242 – Александр Невский. Невская битва и Ледовое побоище.
1380 – Куликовская битва.
1480 - Стояние на реке Угре.
1565–1572 – Опричнина.
1581-1585 – Сибирский поход Ермака.
1598–1613(1618) – Смутное время.
1613 – Венчание на царство Михаила Романова. Основание династии Рюриковичей.
1682-1725 – правление Петра 1.
1703 – основание Санкт-Петербурга.
1812 – Отечественная война.
1861 – отмена крепостного права.
1905-1907 – Первая русская Революция.
1914-1918 – Первая Мировая Война.
1917 – Февральская и Октябрьская революции.
1922 – образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР).
1941-1945 – Великая Отечественная Война(ВОВ).
1991 – распад СССР.
2014 - Присоединение Крыма к Российской Федерации
24 февраля 2022 – начало Специальной Военной Операции (СВО).
30 сентября 2022 – воссоединение Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей с Россией.
После, мы сделали подборку интересных и достоверных видеороликов (Приложение 1)
Третий шаг – выбор программы для создания интерактивной ленты времени.
В глобальной сети «Интернет» есть множество бесплатных и платных сайтов, предлагающих автоматически сгенерировать необходимую для нас информацию.
Мы попробовали сгенерировать историческую ленту времени в программе https://www.visme.co/ru/sozdat-timeline/ . Но разработанный макет нас не устроил и мы воспользовались программой Microsoft Publisher
С её помощью нам удалось создать макет исторической ленты времени «Памятные даты России» (Приложение 2).
Данный макет мы представили директору МКОУ СОШ №7 Худорожковой С.Н. Светлана Николаевна одобрила нашу работу, летом 2024 года наш стенд будет установлен в рекреации 2 этажа и уже 1 сентября обучающиеся МКОУ СОШ №7 смогут погрузиться в увлекательное путешествие по памятным датам России.
Заключение
Россия имеет многовековую историю с ярко выраженными примерами народного патриотизма и героизма, которые повлияли на определение судьбы страны, мы предложили идею оформления школьного пространства с использованием современных технологий, направленного на историко-патриотическое воспитание школьников. Так как самая востребованная функция стен образовательной организации – это помощь в обучении и воспитании детей. Зрительная память поможет ученикам сохранить знания и при необходимости воспользоваться ими. Еще один плюс при размещении информационных стендов – это то, что их можно разместить на стенах в любой момент. Современные информационные стенды в школе несут не только функцию образования, но и креативно оформляют помещение и облегчают навигацию в школе.
Библиографический список
Письмо Минпросвещения России от 11.07.2023 г. № СК-468/15 "Об оформлении пространств образовательных организаций" [Электронный ресурс] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407406309/ (дата обращения: 11.02.2024).
Васильев И. В., Кузнецов А. Н. Историческая память как фактор патриотического воспитания граждан // Власть. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-pamyat-kak-faktor-patrioticheskogo-vospitaniya-grazhdan (дата обращения: 19.01.2024).
Кобылкин Р. А. Понятие «патриотизм»: история и современность // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. №4 (31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-patriotizm-istoriya-i-sovremennost (дата обращения: 31.01.2024).
Павлов А. Патриотизм. Очень краткая история идеи // Философская антропология. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patriotizm-ochen-kratkaya-istoriya-idei (дата обращения: 11.01.2024).
Роль исторического знания в формировании гражданственности и развитии патриотизма: уроки истории и современные перспективы // История.рф URL: https://histrf.ru/read/articles/rol-istoricheskogo-znaniya-v-formirovanii-grazhdanstvennosti-i-razvitii-patriotizma-uroki-istorii-i-sovremennye-perspektivy (дата обращения: 19.01.2024).
Шепет А.В. Роль исторического сознания в воспитании патриотизма у суворовцев // Международный журнал гуманитарных и гуманитарных наук. 2019. №8-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-istoricheskogo-soznaniya-v-vospitanii-petritizma-u-suvorovtsev (дата обращения: 21.01.2024).
Приложение 1
Подборка достоверных источников
Событие |
Источник |
QR-код |
862 – призвание варягов. |
https://rutube.ru/video/976df2fec4a1fd725792f9f7e047ee00/ https://www.youtube.com/watch?v=OwW2ckZvu-Q&t=396s |
|
882- возникновение Древнерусского государства. |
http://www.istoriya.org.ru/complex/textbook/1-3 |
|
988 – крещение Руси. |
https://ya.ru/video/preview/4432482002771603798 |
|
1147 – первое летописное упоминание о Москве. |
https://ya.ru/video/preview/825090057194208924 |
|
1240; 1242 – Александр Невский. Невская битва и Ледовое побоище. |
https://ya.ru/video/preview/13718167730881745887 |
|
1380 – Куликовская битва. |
https://yandex.ru/video/preview/6927422578142234204 |
|
1480 - Стояние на реке Угре. |
https://ya.ru/video/preview/17730783697682525434 |
|
1565–1572 – Опричнина. |
https://rutube.ru/video/cd91992eacb4899028ed73adb6eb5861/ |
|
1581-1585 – Сибирский поход Ермака. |
https://ya.ru/video/preview/7336186874986675350 |
|
1598–1613(1618) – Смутное время. |
https://rutube.ru/video/a4b0a1bb6b256bf4562a249e0edb97ec/ |
|
1613 – Венчание на царство Михаила Романова. Основание династии Рюриковичей. |
https://ya.ru/video/preview/14058799640874422195 |
|
1682-1725 – правление Петра I |
https://ya.ru/video/preview/439720126965780440 |
|
1703 – основание Санкт-Петербурга. |
https://yandex.ru/video/preview/11878313358805395718 |
|
1812 – Отечественная война. |
https://ya.ru/video/preview/7573449788936184358 |
|
1861 – отмена крепостного права. |
https://rutube.ru/video/d3affe244e2c0283492a9b1485f9ecfb/ |
|
1905-1907 – Первая русская Революция. |
https://ya.ru/video/preview/11732015270649907513 |
|
1914-1918 – Первая Мировая Война. |
https://rutube.ru/video/45abae4d740224dcb37359b5207beecd/ |
|
1917 – Февральская и Октябрьская революции. |
https://rutube.ru/video/54b3584dd3e66afcf3879ea6f9922a96/ |
|
1922 – образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). |
https://ya.ru/video/preview/15820572707625843218 |
|
1941-1945 – Великая Отечественная Война |
https://rutube.ru/video/c85512360ab4a0f7daaff41fee3cd3d9/ |
|
1991 – перестройка |
https://yandex.ru/video/preview/8054737181926394275 |
|
2014 - Присоединение Крыма к Российской Федерации |
https://yandex.ru/video/preview/5893601756488816244 |
|
24 февраля 2022 – начало Специальной Военной Операции |
https://yandex.ru/video/preview/13849219964053234793 |
П риложение 2
1 Письмо Минпросвещения России от 11.07.2023 г. № СК-468/15 "Об оформлении пространств образовательных организаций"
2 Письмо Минпросвещения России от 11.07.2023 г. № СК-468/15 "Об оформлении пространств образовательных организаций"