Андреевский флаг в нашей семье

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Андреевский флаг в нашей семье

Тымчишина С.Р. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Мурманска «Гимназия № 10»; МБОУ г. Мурманска «Гимназия № 10»
Бурзун М.С. 1
1ПОЧУ «МКТ»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Представьте картину: вы стоите, а за спиной – ваш род: родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, до седьмого поколения. Если посчитать, получится больше сотни человек. И это только по прямой кровной линии. А если вспомнить своих двоюродных и троюродных братьев и сестер, племянниц – ощущаете, какая это сила? Только представьте, что в течение прошедших двух столетий несколько десятков человек жили, чувствовали, действовали, совершали ошибки и принимали решения, и это все для того, чтобы именно вы могли обрести эту жизнь. Она – самое ценное, что есть у человека.

Специалист Московской службы психологической помощи Надежда Павлова [1]

Семья – это одно из важнейших понятий в жизни человека. Она является основой, на которой строится наше общество и государство. Семейные ценности играют незаменимую роль в формировании личности, а также общественных и государственных отношений.

Актуальность темы моей работы определяется тем, что в настоящее время многие люди не знают историю своей страны и области, а значит, не знают и значение отечественной атрибутики.

В современном мире эта проблема является одной из самых актуальных, так как каждый день в мире разгораются новые конфликты, устанавливаются дипломатические отношения между новыми партнерскими странами и идет борьба за территорию и влияние, и буквально каждый человек слышит об этом в новостях, читает в Интернете, обсуждает и имеет на этот счет свою субъективную точку зрения, но нельзя полностью понять и проанализировать ситуацию на мировой арене или даже в пределах России без знания истории. А изучив символику и ее происхождение, мы будем иметь вполне ясные представления об истории нашей большой и малой Родины.

Цель исследования – выяснить, какое значение имеет государственная символика для обычного человека и его семьи.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

  1. Изучить литературу по происхождению морской символики России.

  2. Проанализировать появление государственной символики в поколениях семьи военных.

  3. Ознакомиться с архивными материалами своей семьи.

Объект исследования – морская символика.

Предмет исследования – Андреевский флаг, как символ военной династии.

Гипотеза – в своей исследовательской работе предполагаем, что изучая семейные традиции через символику, мы изучаем историю своей страны.

В исследовании применяются методы анализа научной литературы и архивных материалов. Наглядно материал представлен посредством фотографий.

Изучение истории своей страны – это не просто интересное занятие, а важный компонент культурного и личностного развития.

Это важно для каждого человека, ведь наша страна – это место, где мы живем, работаем и проводим свои дни. Любовь к своей стране – это не просто эмоция, но и патриотическое чувство, которое вдохновляет нас на совершение великих дел [2].

Его спускали только дважды. История Андреевского флага

Хранят как святыню Андреевский флаг

Стражи морского оплота.

С петровских времён знает каждый моряк -

Он символ Российского Флота [3].

Андреевский флаг – исторический символ российского военно-морского флота. Он представляет собой белое полотнище с Андреевским крестом – двумя диагональными полосами синего цвета, образующими наклонный крест. В далеком 1699 году Петр I утвердил Андреевский флаг в качестве стяга российского флота.

Рождение флага с косым крестом связано с событиями более поздних веков. В 832 году скотты и пикты Шотландии сражались с англами. Король Ангус II дал обет, что если его войско скоттов и пиктов победит, то он объявит апостола Андрея Первозванного покровителем Шотландии. И действительно, победа над англами была одержана, что убедило скоттов и пиктов – им помогал сам Андрей Первозванный. Флагом Шотландии стал белый косой крест на голубом полотнище.

Когда в 1606 году была заключена личная уния Англии и Шотландии, косой крест стал компонентом флага объединенного государства. Он присутствует на государственном флаге Великобритании, если мы присмотримся, и в настоящее время.

Повлиял ли этот флаг на Петра I? Скорее всего, Петр I прекрасно понимал значение символов для укрепления единства государства, для поднятия боевого духа армии и флота. Но требовались такие символы, которые бы заставляли благоговеть перед ними любого русского человека. Лучше всего на эту роль подходили как раз символы, связанные со святыми. Андрей Первозванный был одним из самых почитаемых на Руси христианских святых и Петр это прекрасно понимал, когда в 1699 году утвердил флаг с синим косым крестом на белом полотнище флагом русского флота.

Известно, что император, уделявший огромное внимание строительству и укреплению флота, лично работал над эскизом нового флага. Он перепробовал как минимум восемь вариантов. Их пробовали использовать в качестве морских флагов, пока в 1710 году государь не остановил выбор на окончательном варианте – том самом белом флаге с синим косым крестом. Тем не менее, только Корабельным уставом 1720 года были определены точные характеристики флага - «Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он».

Уже в XVIII веке Андреевский флаг был покрыт славой морских сражений, в которых под ним участвовали корабли русского флота. Многочисленные русско-турецкие войны, экспедиции в далекие страны – все это проходило для флота под Андреевским флагом. Естественно, что у моряков почитание Андреевского флага стало настоящей традицией (прил. 1). Он превратился в главную святыню русского военного моряка, его гордость [4].

Военные моряки нашей семьи. Бурзун Анатолий Ефремович

Российский флот известен всем на свете.

По праву им гордится наш народ.

И знают все: и взрослые, и дети:

Нас защитит всегда российский флот.

Страна должна ценить своих героев

И прославлять их подвиги в веках.

И знать Петра, который флот построил,

Прославив русского простого моряка. [5]

Военная история нашей семьи началась с моего прадедушки Бурзуна Анатолия Ефремовича, выпускника Бакинского военно-морского подготовительного училища (БВМПУ), созданного в июне 1943 года. И оно было первым военно-морским подготовительным училищем ВМФ СССР. В разные годы готовило специалистов различных воинских специальностей.

Однако его история началась раньше – 22 июля 1940 года, когда согласно Постановлению СНК СССР были созданы военно-морские средние спецшколы. Туда принимались ученики 8 – 10 классов без экзаменов, но приглашались мальчики с отличной и хорошей успеваемостью. Школа была платная – 160 руб. в год. Такие школы были организованы в Москве, Ленинграде, Киеве, Горьком, Одессе и Баку (Бакинская военно-морская спецшкола №7).

Спецшколы имели двойное подчинение – Наркомпросу и военному ведомству. Ученики жили дома, носили форму матросов ВМФ, но без знаков различия и на бескозырке вместо длинных лент был бантик. Из-за этого бантика бакинские ребята дали им прозвище «матросы Наркомпроса», или еще проще и обиднее — «кис- кис». Бакинская спецшкола №7 просуществовала до мая 1943 года, сделав всего один выпуск.

В 1943 году, в самый разгар боевых действий по решению правительства СССР и по инициативе Наркома ВМФ адмирала Н.Г. Кузнецова в стране решили создать закрытые учебные заведения с подчинением только Наркомату ВМФ. В результате 25 июня 1943 года. был издан приказ Наркома ВМФ «О создании на базе Бакинской военно-морской спецшколы Бакинского ВМПУ» (прил. 2). Бакинское училище предназначалось для обучения юношей в 7–10 классах.

Выбор правительством Баку – не случаен. Баку находился вдали от фронтов, имел незамерзающий порт и Каспийскую военную флотилию, которая стала шефствовать над БВМПУ.

Училище укомплектовали учащимися Бакинской, Киевской, Одесской и Горьковской ВМСШ. Доля бакинцев составляла 20,6%. Всем зачисленным было присвоено воинское звание «курсант». В училище зачислялись на основании вступительных экзаменов, бывших серьезным испытанием, так как отбирали лучших.

Училище располагалось в здании военно-морской спецшколы N7 на углу улиц Красноармейской и Нижнебульварной. С крыши и из окон верхних этажей здания была хорошо видна панорама города и Бакинской бухты.

На каждом курсе было по четыре роты, в каждой роте – по четыре класса и в каждом классе – по 25 курсантов. У курсантов БВМПУ форма одежды была как у курсантов Высших военно-морских училищ, только курсовые шевроны на рукаве – без звездочки.

Курсантский состав училища получился многонациональным. Это были мальчишки голодных военных лет, которые, придя на свой первый курсантский завтрак, испытали настоящий шок. Теперь им полагался паек по курсантской норме, а вечером они шли в свои отремонтированные, выдраенные, вымытые ротные помещения, где можно было лечь хотя и на железные двухъярусные койки, но зато на добротные матрасы и подушки с чистым, белым бельем.

Денежное довольствие курсантов устанавливалось в размере, одинаковом для рядового и старшинского составов срочной службы ВМФ, правда, после добровольной подписки на облигации государственного займа от него оставались буквально копейки. Выручали родители, но так было не у всех.

В процессе обучения в БВМПУ, наряду с освоением программы средней школы, курсанты изучали и практически выполняли положения воинских уставов, основы военно-морского дела, занимались строевой и физической подготовкой, получали практику в развитии командных навыков. Морскую практику курсанты проходили на кораблях Каспийской флотилии.

В 1947 году после очередного выпуска – 338 курсантов – Бакинское подготовительное училище произвело новый набор, а в ноябре 1947 года училище было переведено на Балтийское море, в Калининград с целью подготовки к формированию высшего военно-морского училища в самой западной области нашей страны.

Прадедушка вошел в число последних выпускников – штурманов и был направлен в Севастополь на Черноморский флот.

Краснознамённый Черноморский флот ВМФ СССР – оперативно-стратегическое объединение ВМФ СССР на Черном море. Стал преемником Черноморского флота Российской империи и просуществовал вплоть до распада СССР. Активно участвовал в боевых действиях Великой Отечественной войны с июня 1941 по сентябрь 1944 года. Во время Холодной войны и серии арабо-израильских войн обеспечивал присутствие морских сил ВМФ СССР в Средиземном море, Индийском и Атлантическом океанах. Награждён орденом Красного Знамени (1965). После распада СССР в ходе сложных переговоров 1991-1997 годов был разделён на Краснознаменный Черноморский флот ВМФ России и Военно-морские силы Украины (ВМС Грузии кораблей из состава ЧФ СССР не передавалось, однако часть советских боевых катеров была впоследствии передана Грузии Украиной) [6].

Прослужив на флоте несколько лет, Анатолий Ефремович был переведен в Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище (прил. 3). В училище прадедушка был назначен командиром роты в звании капитана 3 ранга (1958-1966). Позже перешел на должность преподавателя кафедры морской практики, параллельно занимаясь научной работой (прил. 4). На учебниках Анатолия Ефремовича выросло не одно поколение курсантов (прил. 5).

Военные моряки нашей семьи. Бурзун Сергей Анатольевич

Манит морская глубина

Огромным царством полноводным.

Несет и под пластами льда

В нем вахту наш моряк-подводник.

И не слышны порывы ветра,

Поклонник он иной стихии.

Особый риск у службы этой –

Просторы бороздить морские [7].

В 1974 году Бурзун Сергей Анатольевич, мой дедушка, поступил в Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище на специальность «Инженер по эксплуатации физико-энергетических установок» (прил. 6). По окончанию военно-морских образовательных учреждений всем офицерам выпускникам вручают кортик. Кортик (от итал. cortello - "нож") - колющее холодное оружие с прямым обоюдоострым клинком и простым эфесом, состоящим из рукоятки и крестовины.

Впервые появился в XVI веке во флоте как удобное оружие при абордажных атаках. При императоре Петре I был введен на русском флоте. В октябре 1730 г. императрицей Анной Иоанновной был утвержден Регламент оружейных и амуничных вещей, который упразднил ношение длинной шпаги у ряда военных чинов и заменил ее на кортик.

В 1803 г. был утвержден стандартный вид кортика для офицеров флота и гардемаринов, оружие было установлено как обязательная часть униформы. В течение XIX - начала XX века кортик вошел в состав уставной формы сухопутных офицеров, авиаторов, а также гражданских чиновников - почтальонов, егерей, лесничих. К тому времени он уже потерял значение как оружие, став элементом парадной формы.

После Октябрьской революции 1917 г. ношение кортика было отменено. В 1924-1926 г. он на время вводился в качестве части формы командного состава флота. Окончательно был возвращен постановлением Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР от 12 сентября 1940 г. Первоначально был введен только для служащих ВМФ, но затем стал частью парадной формы других видов и родов войск. В 1944-1954 гг. его носили служащие прокуратуры и наркомата иностранных дел. В 1955-1957 гг. вручался выпускникам всех военных училищ. В 1958 г. ношение кортика для большинства родов войск, за исключением ВМФ, было отменено.

В Вооруженных силах РФ кортики являются личным оружием и принадлежностью парадной формы одежды офицеров и мичманов ВМФ (с марта 2010 г. по июнь 2015 г. в перечне элементов их формы одежды кортик отсутствовал).

Офицеры остальных видов и родов войск носят кортики только на парадах и по особому указанию. В качестве наградного оружия кортик встречается и у различных силовых ведомств [8].

После окончания училища дедушка был направлен в город Мурманск-130. В городе расположена военно-морская база Северного флота России. Позже этот город назвали Гаджиево в честь Магомета Имадутдиновича Гаджиева, первого дагестанца, удостоенного звания «Героя Советского Союза». Гаджиев погиб 12 мая 1942 года в бою на подводной лодке «К-23». 14 сентября 1981 года рабочий посёлок Гаджиево по Указу Президиума Верховного Совета РСФСР получил статус города закрытого типа с новым названием Скалистый, но в открытой переписке он именовался Мурманск-130. По распоряжению правительства России 16 января 1994 года название Скалистый стало официальным.

Федеральным законом Российской Федерации от 25 февраля 1999 года город Скалистый вновь переименован в город Гаджиево.

Сергей Анатольевич отвечал за работу реактора и паровой турбины на ракетном подводном крейсере стратегического назначения проект 667А. Подводные лодки проекта 667А «Навага» – серия советских атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, служивших с 1960-х до начала 1990-х годов (прил. 7). Многие лодки проекта были перестроены по различным модификациям и первыми получили новые образцы ракетного или гидроакустического вооружения. Было построено 34 подводных лодки, одна из них, К-219 погибла в 1986 году во время боевого патрулирования в Саргассовом море [9].

Следующей была подводная лодка проекта 667БД «Мурена-М» – серия атомных подводных лодок оснащённых комплексом Д-9Д с 16 баллистическими ракетами Р-29Д на борту.

На лодках проекта 667БД была впервые применена система электрохимической регенерации воздуха (ЭРВ-М). Она получала кислород с помощью электролиза воды, а углекислый газ поглощался твёрдым регенерируемым поглотителем (прил. 7).

Бурзун Сергей Анатольевич вышел на пенсию в 1996 году и переехал в город-герой Волгоград.

Заключение

История нашего государства начинается в далеком IX веке. За этот огромный отрезок времени наша территория, власть, народ, идеология, вера и естественно символика претерпели большие изменения и не раз. То, что мы имеем сейчас: мирное небо над головой, самую большую площадь страны в мире, крупные города, демократический строй и нашу символику – все это доставалось нашим предкам и предшественникам с большим трудом и не за один год. В нашей истории множество героических поступков, кровавых битв, одних из самых страшных войн в истории человечества, революций, реформ, периодов ослабления и усиления, бунтов и восстаний – через все это и многое другое пронесли русские люди свою преданность Родине, свои убеждения, свою честность, отвагу и благородство, через все это вместе с верным сознанием людей прошли и символы Российского государства, хоть и не в первоначальном виде, но сохранились до наших дней. Что касается других государств, формирование государственной символики происходило менее ярко и насыщенно. Там не было многочисленных изменений в гербах, флагах и гимнах. Все менялось и принималось размеренно и постепенно. В России же такой частной смене государственных символов послужили многие события, в корне изменившие устройство государства: феодальная раздробленность, Петровские преобразования, создание и распад Советского Союза Социалистических Республик.

Историю своего государства каждый человек должен знать и уважать, а мы, граждане России, страны с такой богатой и яркой историей, должны уделять наибольшее внимание ее изучению. Также большое значение имеет история государственной символике, так как современный герб, гимн и флаг берут свое начало у истоков отечественной истории. Таким образом, знание истории необходимо человеку, чтобы понимать не только события и процессы, происходившие несколько столетий назад, но, и чтобы понимать суть символов, событий и процессов, происходящих в современном мире. Как писал великий историк Ключевский Василий Осипович: «История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого». Так давайте же идти по освещенной дороге, нежели оступаться и спотыкаться на каждом шагу. Изучение истории своей страны предоставляет уникальную возможность поучиться на ошибках и достижениях предков. Благодаря этому мы можем избежать повторения ошибок прошлого и учиться на опыте тех, кто уже прошел этот путь.

Обратившись к истории, мы можем разобраться в том, какие проблемы решало наше общество в прошлом, какие решения принимало правительство, какие последствия это привело. Также мы можем увидеть, какие достижения были сделаны в разных сферах жизни нашей страны [2].

Список литературы

  1. Психологи объяснили важность знания истории своей семьи. — URL: Психологи объяснили важность знания истории своей семьи | Мел (mel.fm) (дата обращения: 30.08.2023).

  2. Значимость знания истории своей страны. — URL: https://psk-group.su/znacheniya/znacimost-znaniya-istorii-svoei-strany (дата обращения: 02.09.2023).

  3. Андреевский флаг. — URL: Андреевский флаг (parnasse.ru) (дата обращения: 02.09.2023).

  4. История Андреевского флага. — URL: Его спускали только дважды... История Андреевского флага (topwar.ru) (дата обращения: 02.09.2023).

  5. Российский флот известен всем на свете (Российский флот). Наталья Полищук. — URL: Стихи про Военно-морской флот и моряков России | ПараФраз (parafraz.space) (дата обращения: 30.08.2023).

  6. Коллектив авторов. Статья «Черноморский флот»//Военная энциклопедия / Под ред. Иванова С.Б. — М.:Воениздат,2004. — Т. 8. — С. 395. — 579 с. — 10 000 экз. — ISBN 5-203-01875-8.

  7. Стихи на день моряка подводника России. — URL: Стихи на день моряка подводника России | КТО?ЧТО?ГДЕ? (kto-chto-gde.ru) (дата обращения: 03.09.2023).

  8. Офицерские кортики в России. — URL: Офицерские кортики в России. Досье - ТАСС (tass.ru) (дата обращения: 04.09.2023).

  9. Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. — URL: Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами. Проект 667-Б «Мурена» (Delta-I class) (topwar.ru) (дата обращения: 05.09.2023).

Приложение 1. Андреевский флаг на морских судах

 
 

Приложение 2. Главное здание и учебный корпус БВМПУ

 
 
 

Приложение 3. Главный корпус СВВМИУ

 
 
 

Приложение 4. Офицеры кафедры морской практики

 
 
 

Приложение 5. Учебная литература автора Бурзуна А.Е.

   
   
   

Приложение 6. Курсанты класса С-251

 
 

Приложение 7. Подводные лодки проектов 667А «Навага» и 667БД «Мурена-М»

 
 
Просмотров работы: 30