Военные беспилотные летательные аппараты

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Военные беспилотные летательные аппараты

Романчук Н.Д. 1
1МБОУ СШ №64
Скогорева Н.Н. 1
1МБОУ СШ №64
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность. Мы живем в цифровом мире, где беспилотные летательные аппараты (далее по тексту БПЛА, беспилотник, дрон) стали неотъемлемой частью нашей жизни. Они используются в гражданских целях повсеместно: для отслеживания пожаров в лесах, спасения лесных массивов от вредителей, в качестве технического средства для охраны территории. С помощью БПЛА ищут пропавших без вести людей, устраивают перформансы (световые шоу); а ещё беспилотники используют для съемок красочных фото и видео.

Постановка и формулировка проблемы. В ходе специальной военной операции, которая проводится с февраля 2022 года, выяснилось, что дроны сейчас – это незаменимое военное средство. Участники СВО убедились, что армия без БПЛА является беспомощной: для ведения полномасштабных сражений требуются новые технологии, о которых раньше не шло речи. Объект и предмет исследования: военные БПЛА и их классификация.

Разработанность темы: работ обобщающего характера по обозначенной теме не выявлено.

Цель работы: описать существующие в России виды БПЛА и сопоставить их тактико-технические данные. Для этого были поставлены следующие задачи: изучить историю БПЛА; узнать, какие виды беспилотников существуют в нашей стране сегодня; сопоставить тактико-технические характеристики БПЛА, применяемых в зоне СВО; выявить перспективы БПЛА.

Методы исследования: сбор информации из открытых источников, сопоставительные и описательные методы, анализ, синтез.

I. История создания БПЛА

1.1. Первые БПЛА в далекой древности

Первые беспилотные аппараты появились еще в далеком XIX веке. Самое раннее зарегистрированное использование беспилотного летательного аппарата для ведения боевых действий произошло в июле 1849 года в качестве воздушного шара-носителя. Австрийские войска, осаждавшие Венецию, попытались запустить около 200 зажигательных воздушных шаров, каждый из которых нес 24-30-фунтовую бомбу, которая должна была быть сброшена с воздушного шара с часовым механизмом над осажденным городом.

После активного развития радиотехники, в 1917 и 1918гг., британские ученые начали разработки беспилотных самолетов на радиоуправлении для атаки на германские цепеллины (управляемый аэростат). Позже, 1917г., автоматический самолет был запущен в полет для представителей армии США. В США решили создать проект «воздушная торпеда». «Хоть технология была и успешной, но она не успела быть использованной в войне» [1].

1.2. Первые БПЛА в СССР

До конца 50-х годов прошлого века тактическую разведку в армии СССР вели только самолеты-разведчики. Но разведка самолетом было как не выгодна экономически, так и представляла опасность для пилота. Поэтому, как только появились техническая перспектива создать беспилотный управляемый летательный аппарат, военные заинтересовались такой разработкой и поручили создание такого разведчика конструкторскому бюро Туполева.

И уже в 1957 году началась проработка Ту-121 – ударного беспилотника с дальностью полета 3 880 км. Но в 1960 году проект закрыли из-за появления баллистических ракет, которые превосходили БПЛА по всем характеристикам. Однако в 1970 году был создан уже разведывательный БПЛА маловысотной разведки - Ту-143 «Рейс». На вооружение Ту-143 «Рейс» был принят в 1976г. Параллельно с ним строился Ту-141 «Стриж». Производились «Рейсы» на вертолетном заводе в городе Кумертау в Башкирии. Всего было построено 172 единицы «Стрижей» и 950 единиц «Рейсов». В эпоху Советского Союза эти БПЛА использовали в Афганистане и Сирии. [2]

В 1959 году начались работы по созданию БПЛА – мишени, они предназначались для тренировки расчетов зенитно-ракетных комплексов противовоздушной страны и экипажей кораблей, на вооружении которых находились ЗРК, и она получила название Ла-17Р. И уже первый полет был совершен в 1963 году. [3].

В 80-х годах для советских ученых стало понятно, что чем БПЛА меньше и легче, тем дальше и быстрее он летит и несет больше полезной нагрузки. В 1976 году в был спроектирован сверхлёгкий БПЛА под названием «Эльф». Машина имела скорость 195 км/ч. при дальности полета в 120 км. Это был бы идеальный БПЛА - разведчик того времени. Но было построено всего два таких, так как в серию они не вошли [4].

В 1983 году в конструкторском бюро Яковлева был создан «Шмель-1» – БПЛА весом 130 кг со скоростью полета 140 км/ч. и продолжительностью полета 2 ч. Его создание было связано с изучением опыта войны на ближнем востоке, в 1982 г в Ливане. Так, на базе «Шмель-1» создали «Пчела-1К» и «Пчела-1Т» – модернизировав БПЛА «Шмель». Вариант «Пчела-1ПП» предназначен для создания помех. БПЛА «Пчела» полетел уже в 1990г. Но на вооружение «Пчела» была поставлена только в 1997г. Этот БПЛА участвовал в Чеченской войне, в которой проявил себя с лучшей стороны. Он являлся первым, кто мог работать в связке с реактивнойсистемойзалповогоогня «Град» и «Ураган», а также корректировать их огонь. Еще «Пчелу» называют «Последним БПЛА Советского Союза» [5].

1.3. История создания БПЛА в США

США стояли у истоков создания БПЛА и реального боевого применения. Холодная война ознаменовалась прогрессом в сфере военных технологий. Противники обзаводились не только ракетно-ядерным оружием, спутниками и атомным флотом, но и в создании все более совершенных ударных и разведывательныхбеспилотников. В конце 1950-х годов в США на основе реактивных беспилотных мишеней были спроектированы разведывательные дроны. В разных модификациях эти «птички» производились вплоть до начала XXI века. Американцы также использовали БПЛА разных типов: как реактивные, так и винтовые. Первый прототип БПЛА - «Firebee XQ-2» - был построен в 1951-м и впервые полетел в 1955-м году. Он был одним из первых беспилотников с реактивным двигателем и использовался военно-воздушными силами США для сбора разведданных и наблюдения за радиокоммуникациями. А в 1959-м году на вооружение военно-морскими силамиСША был принят первый винтовой БПЛА - вертолет «Gyrodyne QH-50 DASH». Вооруженная торпедами и глубинными бомбами, управляемая по радио с корабля, эта машина предназначалась для поиска и уничтожения подводных лодок. Его длина была 3,9 м., высота - 3 м., max скорость - 148 км/ч. и дальность - 132 км. Было построено более 750 вертолетов «Gyrodyne QH-50 DASH». Но из-за частых аварий в 1969 г. американцы сняли их с вооружения [6].

В 1948 году в США был дан старт новому проекту «AQM-34 Firebee». Первый полёт аппарата состоялся в 1951 году. Он был оснащен парашютной системой, которая срабатывала как автоматически, так и по команде по радио. «AQM-34 Firebee» представлял собой высотный малозаметный разведывательный беспилотный летательный аппарат. Лётно-технические характеристики его таковы: размах крыла - 4,42 м., вес - 2270 кг., скорость - 760 км/ч., дальность - 1400 км., высота - 15 000 м. Он запускался с самолёта «DC-130». Полёт проходил в автоматическом режиме. В ходе вьетнамской войны военно-воздушные силы США потеряли 578 беспилотников марки «AQM-34 Firebee». «AQM-34 Firebee» были выведены из состава военно-воздушных сил США в середине 1970-х годов [7].

Во Вьетнаме в условиях боевых действий американцы проводили испытания по использованию БПЛА в ударном варианте. Беспилотники могли атаковать врага ракетами «воздух–воздух» и «воздух–земля», бомбить наземные цели.

В октябре 1960 года корпорация Lockheed начала разработку БПЛА-разведчика. Он получил индекс «D-21», машина получилась уникальной. Скорость «D-21» была свыше 3-х махов. Оптика на борту позволяла снимать поверхность земли с разрешением 15 см. Но это был одноразовый БПЛА. После завершения миссии отсек с фотоаппаратами отстреливался над нейтральной территорией и потом подбирался специальными поисковыми службами. Первая потеря «D-21» произошла в степях Казахстана. БПЛА был доставлен в Москву, в конструкторское бюро Туполева для изучения и создания аналогичной разведывательной системы. Второй «D-21» был потерян на территории Китая. После этого ЦРУ в США перестала использовать «D-21» [9].

«MQM-107 Streaker» — БПЛА–мишень многоразового использования, разработанный в первой половине 1970-х годов в рамках конкурса на разработку, создание и испытания «учебной воздушной мишени с переменной скоростью полёта». Был определён победитель с заводским индексом «VSTT Model 1089». При постановке на вооружение БПЛА получил общевойсковой индекс «MQM-107A», словесное название «Стрикер». При использовании мишень для управляемых ракет «MQM-107A» могла имитировать разнообразные цели – от самолёта до ракеты. Мишень могла применяться как для обстрела управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» так и с помощью бортового стрелково-пушечного вооружения самолёта. Первый БПЛА был поставлен на вооружение Армии США в 1984 году[10].

1.4. Первые БПЛА в КНР

Еще одним мировым лидером по производству БПЛА того века можно считать КНР. Разработка первых беспилотных летательных аппаратов в КНР началась в середине 1960-х годов. Это были БПЛА «Ва-2» и «Ва-7»: они предназначались для тренировки расчётов зенитной артиллерии и поступили на вооружение в начале 1970-х годов. В КНР в конце 1950-х годов из СССР поступило несколько реактивных мишеней «Ла-17». В конце 1960-х годов Нанкинский институт аэронавтики приступил к созданию собственного аналога. В зависимости от модификации масса БПЛА составляла 2100 - 2 500 кг., высота 15 000 м., скорость 850-910 км/ч., дальность 300 км., продолжительность полета 40-75 минут. Как и «Ла-17», китайский аппарат запускался с буксируемой пусковой установки при помощи пороховых ускорителей. Первый запуск прототипа состоялся в декабре 1966 г.

БПЛА «СК-1С» он был приспособлен для выполнения маловысотных полётов и предназначался для имитации самолётов и крылатых ракет на малой высоте. Его похожий аналог «СК-1Е» имел манёвренность сравнимую с Китайскими истребителем «J-7» [11].

В годы Вьетнамской войны в распоряжении Китая оказались несколько малоповреждённых американских беспилотных разведчиков «AQM-34N Firebee. Создание их китайской версии, получившей обозначение «WZ-5» (Wuzhen-5), началось в начале 1970-х годов в Пекинском Университете Авиации и Космонавтики. Беспилотник поступил на вооружение в 1981 году. Запуск китайского БПЛА «WZ-5» осуществлялся со специально модифицированного дальнего бомбардировщика «Ту-4». [12].

«Aisheng ASN-104» – китайский военный многоцелевой беспилотный летательный аппарат, разработка которого проходила в начале 80-х годов ХХ века. При большем удалении от машины управления полёт происходил по заранее заданной программе.

На базе «Aisheng ASN-104» в 2000-е годы были созданы модели «ASN-105» и «ASN-215»: оснащены совершенной электроникой и камерами высокого разрешения, предназначены для ведения разведки в ближнем тылу противника, наблюдения за передним краем.

БПЛА «ASN-206», представленный в 1996 году на международном авиасалоне в городе Чжухай, является совместным продуктом, созданным Научно-исследовательским институтом и израильской компанией «Tadiran». Этот аппарат с максимальной взлётной массой 225 кг., длинна - 3,6 м., размах крыльев - 8 м., скорость - 210 км/ч., высота - 6 000 м., дальность - 150 км., продолжительность полета до 6ч. Запуск осуществляется с пусковой установки, размещённой на грузовом шасси. На беспилотнике имеется место для трёх дневных камер, каждая из которых может быть заменена тепловизором.

Израиль также активно применял разведывательные и ударные БПЛА собственного производства в ходе вооруженных конфликтов с арабскими странами, такие как (Elbit Hermes 450, IAI Searcher, IAI Heron, IAI Eitan, IAI Harop).

БПЛА «ASN-207» создан на базе «ASN-206», но имеет большие размеры и взлётный вес. «ASN-207», поступил на вооружение в 1999 году. Аппарат с взлётным весом 480 кг. имеет длину 4,5 м. и размах крыла 9 м., max. скорость – 190 км/ч., потолок – 6 000 м., масса полезной нагрузки – 100 кг., продолжительность полёта – 16 ч. Дальность действия – 600 км.

В середине 1990-х годах в китайской компании «Aisheng Technology Group Co» начали проектирование БПЛА «WZ-2000», который должен был заменить «WZ-5». Этот беспилотник имел размер и массу, сходные с «WZ-5». «WZ-2000» предназначался для разведки местности, выполнения наблюдательных миссий, осуществления патрульных операций и выдачи целеуказания боевым самолётам. В отличие от «WZ-5», беспилотный аппарат «WZ-2000» способен совершать взлёт и посадку «по-самолётному». Предусматривалось, чтоинформация с дневных и ночных телевизионных камер должна поступать в режиме реального времени по спутниковым каналам. Однако из-за отсутствия подходящего канала в 2000-х годах его сняли с производства [13].

1.5. Классификация БПЛА и их применение в мирных целях

Среди большого количества БПЛА существует много разных классификаций. Самолётные БПЛА с неподвижным крылом, Беспилотные вертолёты, мультикоптеры (БПЛА с несколькими оппозиционно расположенными двигателями), безэкипажные катера.

БПЛА активно применяются в космической сфере: с июня 2017 года на Международной космической станции находится японский дрон IntBall, созданный для работы в условиях невесомости. Беспилотник работает автономно, но им можно дистанционно управлять с Земли. IntBall представляет собой сферическое устройство со встроенной камерой; он снимает фото- и видеоотчеты об экспериментах, проводимых на станции, тем самым экономя время космонавтов на орбите. В дальнейшем японские ученые планируют расширить функционал беспилотника – увеличить время работы дрона и научить его помогать команде.

В области искусства БПЛА также находят себе применение: артисты нередко используют квадрокоптеры в своих выступлениях. Одно из масштабных мероприятий с их участием – выставка CES-2016. Пока музыканты исполняли номер, в воздухе над ними синхронно перемещались сотни дронов со светодиодами.

Скотоводство – ещё одна зона использования БПЛА: компания DJI выпустила беспилотники Phantom, особенность которых в том, что они способны следовать за намеченной целью, облетая при этом на пути сторонние объекты. Бот может развивать скорость до 70 км/час, аккумулятор работает около получаса. Благодаря дрону, теперь можно оперативно найти отбившееся от стада животное.

Поиск преступников: в XX веке был популярен Робокоп – робот-полицейский из одноименной серии фильмов. Оказалось, этот киноперсонаж или его подобие вполне могут воссоздать в ближайшие десятилетия. «Такими темпами патрулирование улиц и поиск преступников будут гораздо более продуктивны» [14].

Глава II. БПЛА на службе СВО

2.1. БПЛА в наши дни

В наше время, когда во всех точках мира разжигаются военные конфликты, важно иметь большой арсенал беспилотников. За последние два года стало понятно: какое бы количество бронетехники ни имел противник, более важное значение будут иметь беспилотники. Именно поэтому каждая могущественная армия мира каждой год улучшает старые и создает новые БПЛА. В условиях современности появилась и новая профессия – оператор БПЛА, которая вошла в 2020-м году в 50 самых востребованных. Возможно, в мирное время они снимали свадьбы или просто запускали беспилотники ради развлечения. Но сейчас операторы превратились в грозу военной техники, стали асами своего дела.

БПЛА в сравнении с истребителями имеют плюсы. В кабине БПЛА никого нет, оператор управляет машиной из наземного центра, находясь в десятках, сотнях километров от самого беспилотника. Пилот не рискует жизнью, он не погибнет и не попадет в плен. Её один плюс: БПЛА дешевле реального истребителя почти в 20 раз. Сюда же нужно добавить стоимость подготовки высококлассного летчика. Находиться в воздухе средневысотный БПЛА может очень долго — больше суток. Беспилотники с турбореактивным двигателем при скорости меньше 200 км/ч потребляют относительно мало топлива. Они добираются до нужного места дольше, чем истребитель, но разведывают все более обстоятельно, чем он.

Но есть и минусы в использовании БПЛА. Беспилотники не могут самостоятельно принимать решения и полностью зависят от человека. Причем оператор может просто не увидеть грозящую беспилотнику опасность. Он получает картинку с камеры на носу устройства или под фюзеляжем, что ограничивает радиус обзора. БПЛА не такие прочные и маневренные, как истребители. Часто вместо металлов используются композитные материалы, чтобы беспилотник был максимально незаметным для систем ПВО. Не всякий беспилотник может поднять тяжелый груз, к примеру, мощные авиабомбы. К минусам БПЛА относят также слабую автоматизацию, неавтономность и низкую скорость. Попасть в медленную мишень проще, чем в скоростную. Препятствием к полету у беспилотника может стать даже плохая погода.

И все-таки БПЛА незаменимы в условиях войны. Не случайно инженерно-техническая мысль направлена сегодня на то, чтобы создать аппараты, которые смогут максимально нанести урон силам противника, помочь одержать победу над врагом. Использование БПЛА в военном деле предполагает наличие и учёт следующиххарактеристик: поражающий фактор, скорость, маневренность, управляемость, способность нести заряд, оснащение оптическими приборами. Кроме того, беспилотники могут быть однозадачными и многозадачными, способными выполнять различные функции, в числе основных – ударная и разведывательная.

При ведении боевых действий временами очень актуальным становится вопрос разведки непосредственного поражения и цели, которую подручными средствами достать практически невозможно. Как раз этот вопрос и призваны решать барражирующие боеприпасы и разведывательные дроны, такие как «Орлан», «Ланцет», «Герань», «Куб», «Орион» и другие. С помощью них пехота может решать задачи гораздо быстрее и надёжнее.

Итак, основные функции БПЛА — разведывательная, ударная, функция камикадзе. Беспилотники помогают сократить время боевого цикла от обнаружения до поражения цели. Оперативность принятия решений — это самое главное.

2.2. Барражирующие боеприпасы

«Ланцет» и «Куб» (ранняя версия «Ланцета) — это барражирующие боеприпасы. О данных изделиях широкой публике стало известно в 2019г. Эти БПЛА относятся к классу высокоточных ударных беспилотных комплексов. Оба запускаются с катапульты и используют для полёта электродвигатели. На пути к целям дроны способны пролететь десятки километров. В настоящий момент существуют версии «Ланцета»: «Ланцет-1» и «Ланцет-3». Впервые «Ланцет», был представлен на форуме «Армия-2019».

«Ланцет» относится к категории дронов-камикадзе, способных провести разведку местности, обнаружить цель, атаковать и уничтожить ее. Х-образное оперение дрона обеспечивает ему лучшую маневренность, а значит, более высокую точность. «Ланцет» имеет электрический двигатель, а потому он в десятки раз тише, чем двигатель внутреннего сгорания. То есть противник часто не замечает подлетающий дрон или замечает на относительно небольшой дистанции. Тактико-технические характеристики БПЛА «Ланцет-3»: автономность - 40 минут, дальность полета - 50—100 км, боевая часть - 3-4 кг, взлетная масса - 12 кг, крейсерская скорость - 80—130 км/ч, мах. скорость в режиме «воздушного минирования» - 300 км/ч, цена - 3 млн. рублей [15].

БПЛА «Куб» (Терпеливый охотник) - разработан и запущен в производство в 2018г. Испытывался в Сирии. Производится из пластика и композитов, обладает малым размером, практически бесшумным электродвигателем. «Куб» выполнен по схеме летающего крыла. «Куб» прост в управлении, запускается с помощью катапульты, отличается высокой точностью и небольшой себестоимостью. Электрический двигатель «Куба» невозможно сбить с помощью ПЗРК. При этом «Куб» способен некоторое время кружить над заданной точкой и выжидать, когда цель появится из укрытия и атаковать вертикально и бесшумно. Тактико-технические характеристики БПЛА «Куб»: автономность - 30 минут, дальность полета - 30 км, боевая часть - 3 кг, крейсерская скорость - 80—130 км/ч, взлетная масса -10 кг. [16].

«Герань 2». Бывший советник офиса Зеленского А. Арестович уже признал: «Россия нашла ключик к ПВО Украины. И этот ключик — «Герань». Ни недобитые остатки старой, еще советской ПВО Украины, ни новые системы, поставленные Киеву странами НАТО, не справляются с этими «крылатыми газонокосилками» [17]. «Герань» легка в транспортировке. Несмотря на небольшие габариты, у нее внушительные тактико-технические характеристики. Длина: - 3,5 м., размах крыла - 2,5 м., дальность полета - 1.800-2.500 км., высота полёта - от 60 до 4.000 м., вес - 200 кг., вес боеприпаса: - 50 кг., скорость: 150-180 км/ч., продолжительность барражирования - 10-12 ч.

По-старинке – сбить «Герань» из ружья или зенитки удается редко. «Герани» - российская копия иранского «Шахед-136» - показали свою эффективность при обходе американских систем ПВО в Саудовской Аравии. «Стаи этих маленьких, но грозных самолетиков набрасываются на украинские штабы, склады боеприпасов и даже на танки [17].

2.3. Ударно-разведывательные БПЛА

Дроны корректировки. «Орлан-10» - неотъемлемая часть ударного комплекса. Он работает даже в условиях густого тумана. Выпускаются эти дроны для нужд артиллерии. Помимо этого, БПЛА сопровождает колонны, проводит разведку местности с ведением цели на протяжении продолжительного времени, с помощью дополнительного оборудования проверяет на предмет химического и радиационного заражения. Дрон способен лететь до 200 км, подниматься на 5000 м., летать до 18 ч., длина - 1,8 м., размах крыльев - 3,1. Уже на февраль 2022 года их произведено 1500 единиц. В частности, «Орланы» сканируют практически всю акваторию Днепра в зонах боевого соприкосновения. «Поставки беспилотных летательных аппаратов «Орлан-10» и «Орлан-30» выросли в 53 раза. На предприятии работают в режиме 24 на 7 и работают очень эффективно», - сказал глава военного ведомства [18].

«Орион»[«Иноходец»]БПЛА средневысотный большой продолжительности полёта, разведывательный, ударный. Первый опытный образец для проведения лётных испытаний изготовлен в 2015г. Планер средних размеров, аэродинамической компоновки, имеет прямое крыло и хвостовое оперение V-образной формы. Фюзеляж имеет большое удлинение, несимметричное поперечное сечение. Способен находиться в воздухе 24 часа и поднимать до 1 т. полезной нагрузки. Двигатель на опытном образце—австрийский «Rotax 914» оснащённый турбокомпрессором для повышения высотности. Для серийного производства компанией «Агат» был разработан российский двигатель «АПД-110/120». В январе 2020г. на коллегии Министерства обороны С.К. Шойгу подтвердил, что этот тип беспилотника в ударном варианте был впервые испытан в реальной боевой работе в Сирии. На данный день мало что известно об этом БПЛА: на данный момент их произведено до 100 штук. Вооружение: корректируемая авиационная бомба — КАБ-20, КАБ-50, управляемая планирующая авиабомба — УПАБ-50, свободнопадающая авиабомба — ФАБ-50, управляемые ракеты для беспилотников Х-50 [19].

Новый «РУД-7». Лёгкий. Скорость 170. Предназначен для сброса грузов с воздуха. «РУД-7» отправился в зону спецоперации в апреле 2023 года. Радиус боевого действия квадрокоптера увеличен до 10 км, а масса полезной нагрузки возросла до 2 кг. [20]. «РУД-7» является практически не перехватываемым орудием и летает без участия навигационных систем GPS, неуязвим для ружей РЭБ. Как раз в это же время в зону СВО прибыло новое оружие российской армии, антидроновые ружья: «Гарпия» дальность его работы до 2 км.

«Элерон». В Минобороны РФ рассказали о применении в ходе СВО беспилотников серии «Элерон». Они применяются подразделениями морской пехоты для выявления объектов противника и их уничтожения. Аппараты «Элерон» - ближнего радиуса действия созданы по схеме «летающее крыло» и запускаются с катапульты. Одной из особенностей этих дронов является их низкая возможность обнаружения для средств наблюдения противника. Есть различные версии моделей: «Элерон-3» и «Элерон-10». «Элерон-3» предназначен для ведения воздушной фоторазведки объектов противника в интересах подразделений сухопутных войск, ВДВ, береговых войск ВМФ, выдачи данных для целеуказания ударным средствам и ретрансляции радиосигнала. Максимальная взлётная масса «Элерона-3» - 5,5 кг. (при полезной нагрузке в 1 кг), продолжительность полёта — не менее 100 минут, предельная высота — 4 км. Диапазон воздушных скоростей аппарата - 70—130 км/ч. БПЛА Элерон-3 обладает небольшими габаритами, что делает данное устройство малозаметным и легко транспортируемым, манёвренным [21]. «Элерон-10» по сравнению с «Элерон-3» имеет большую массу и габариты. Его максимальная взлётная масса достигает 15,5 кг (при полезной нагрузке в 2 кг). Максимальная дальность передачи данных по цифровому видеоканалу - 50 км. «Преимуществами этого БПЛА является электродвигатель и композитные материалы. Эти два фактора значительно затрудняют его поиск средствами радиолокации: БПЛА не видно в инфракрасном спектре, а его радиолокационная заметность снижена» [22].

«Ультиматум». Разработан для нужд СВО. Это всепогодный FPV-дрон с повышенной грузоподъемностью. Новый беспилотник входит в универсальную линейку FPV-дронов «Джокер» и может работать в экстремальных метеорологических условиях: « На планете нет такого ветра и потока воды, которые могли бы сбить «Ультиматум», разве что дрон окажется под водопадом. Теперь наши устройства смогут работать даже в такую погоду, когда боятся летать птицы» [32]. Информация о массе боевой нагрузки данного дрона пока засекречена [30]. В ходе работы над FPV-дроном специалисты отталкивались исключительно от требований российских военнослужащих. Сейчас в России усилиями энтузиастов созданы несколько частных производств боевых FPV-дронов. Налажен их серийный выпуск. В частности, в зону СВО поступают тысячи беспилотников, получивших имя военкора Владлена Татарского [23].

«Тахион». Российские военные успешно применяют инновационные разведывательные БПЛА «Тахион». Аппарат создан в 2012г. Они очень надежны и способны раскрывать даже очень хорошо замаскированные позиции врага. Аппараты оснащены тепловизором, фото- и видеокамерой, с помощью которых обнаруживались даже хорошо замаскированные объекты противника, в том числе и ночью, - рассказал источник ТАСС в силовых структурах. Он может нести до 5 кг. полезной нагрузки, максимальная скорость полета - 120 км/ч., способен находиться в воздухе до 2 ч. на высоте от 50 до 4000 м. БПЛА разработан по аэродинамической схеме «летающее крыло» и состоит из планера с системой автоматического управления автопилотом, органов управления и силовой установки, бортовой системы питания, системы посадки на парашюте и съемных блоков целевой нагрузки. Запускается с помощью катапульты [24].

«Инферно». 16 января 2024 года российские силы на ряде направлений в зоне СВО приступили к ковровым бомбардировкам украинских позиций с помощью специальных беспилотников-бомбардировщиков «Инферно». Дрон «Инферно» оснащается девятью слотами для сброса гранат. В ходе выполнения боевой задачи он проходит над украинскими окопами, открывает «бомболюки» и сериями по три сбрасывает гранаты. Уже сотни таких дронов переданы подразделениям в зоне СВО. Дрону нет необходимости зависать над окопами, так как он оборудован дополнительной направленной вниз прицельной бомбардировочной камерой — аппарат бросает бомбы в движении. Это резко повышает выживаемость БПЛА (зависший дрон можно сбить из стрелкового оружия). «Инферно» несет 4 кг. боевой нагрузки, в которую могут входить гранаты ВОГ-17, ГП-25 и специально изготовленные заводские боеприпасы для сброса с коптеров с осколочными и кумулятивными типами боевых частей [25].

С-70 «Охотник». Данный тяжелый беспилотный аппарат будет способен использовать то же вооружение, что и самолет пятого поколения Су-57. Более того, он сможет работать с ним в связке. Уменьшению заметности на радарах должно служить и использование аэродинамической схемы «летающее крыло». Благодаря технологиям малозаметности «Охотник» сможет вскрывать систему ПВО противника и действовать в обстановке, когда посылать пилотируемый самолет слишком опасно. Грузоподъемность и габариты бомбового отсека позволяют нести любые типы авиационного вооружения, которые можно применять и с истребителем Су-57 (С-70 использует ракеты класса «воздух-воздух», управляемые бомбы, неуправляемые бомбы во внутреннем отсеке для полезной нагрузки, а также на подкрыльевых узлах подвески) [26].

Производству дронов для нужд СВО на данный момент уделяется в России большое внимание, что не раз подчеркивалось в СМИ. Так, глава РАН заявил: «Я могу сказать, что среди генеральных конструкторов, среди генеральных технологов или руководителей приоритетных научных направлений для ВПК почти половина — это члены нашей Академии наук» [31]. Это касается как создания уникальных средств защиты для наших бойцов, так и БПЛА. «Рекордные объемы производства российских беспилотников являются большой угрозой для Украины» [28]. С. Кривонос признал технологическое превосходство российской армии в БПЛА. Он отметил, что российские военные эффективно применяют FPV-дроны в зоне специальной военной операции, чем парализуют работу ВСУ [29].

(В полной версии работы представлена обобщающая таблица).

2.4. Применение БПЛА в будущем

Человечество платит страшную цену в ходе каждой из войн. Однако история человечества так устроена, что войны кем-то начинаются и когда-то заканчиваются.

При этом конструкторская мысль, работавшая на оборонную промышленность, будет перенаправлена и в мирное русло. Так будет происходить и с БПЛА: я уверен, что потребность в беспилотниках станет только возрастать: они найдут себе применение в условиях ЧС и стихийных бедствий, таких как пожар, землетрясение, сели, наводнение. Альпинизм как вид спорта и активного отдыха также возьмут на вооружение БПЛА. Освоение космоса уже немыслимо без использования управляемых дистанционно аппаратов, а технологическая мысль даст идеи для конструктивно новых решений. Итак, БПЛА – это часть нашей будущей истории.

Заключение

В данной работе автор рассмотрел виды БПЛА, которые встали на вооружение в течение последнего времени. Но процесс изготовления данного вида вооружения не стоит на месте, так как этого требует время, в которое россиянам приходится жить и отстаивать свою независимость. Не случайно на одной из встреч с военными в госпитале имени Вишневского Президент России В.В. Путин заявил: «Я знаю наверняка, чего не хватает на передке. И хотелось бы больше всего современного — дронов и прочее. Хотелось бы побольше средств подавления вот этих дронов противника, которые, как мухи, там над вами летают» [27].

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы.

- На сегодняшний день такая профессия, как оператор дронов, становится одной из самых популярных в армии; функции её расширились. Операторы дронов - это и разведчики, и наводчики, и корректировщики.

- Сегодня в зоне СВО применяют инновационные дроны, способные облегчить выполнение поставленной задачи. При этом беспилотники создают в промышленных масштабах не только на заводах военно-промышленного комплекса страны, но и прямо на территории СВО.

- Превосходство в дронах в современной войне с использованием новых технологических решений может изменить её ход. Это осознают и представители противной стороны.

- События последних лет доказали, что Российская армия – одна из сильнейших армий в мире, готовая защитить свою страну, свой народ, свою государственность. И БПЛА – одна из составляющих успеха. Но при этом БПЛА – это ещё и часть нашей будущей истории.

Источники

  1. https://dzen.ru/a/YF89qZc-F0AK_4T3

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83-143

  3. https://dzen.ru/a/YuPru2dkDzJyxKsk

  4. https://dzen.ru/a/YuPru2dkDzJyxKsk

  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83-143

  6. https://profile.ru/military/istoriya-boevyh-bespilotnikov-soldaty-holodnoj-vojny-1189260/

  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/AQM-34

  8. https://dzen.ru/a/YuPru2dkDzJyxKsk

  9. https://en.wikipedia.org/wiki/Lockheed_D-21

  10. https://en.wikipedia.org/wiki/Lockheed_D-21

  11. https://topwar.ru/162898-stanovlenie-kitajskoj-bespilotnoj-aviacii.html

  12. https://topwar.ru/162898-stanovlenie-kitajskoj-bespilotnoj-aviacii.html

  13. https://topwar.ru/162898-stanovlenie-kitajskoj-bespilotnoj-aviacii.html

  14. https://dzen.ru/a/WoqvfXfQ5kWvTxXd

  15. https://dzen.ru/a/ZPCkLosWBEpo1Jj-

  16. https://armystandard.ru/news/202425104-haTId.html?ysclid=lsaic60hmg711925342

  17. https://www.kp.ru/daily/27459/4664004/

  18. https://rg.ru/2023/07/27/pochemu-razvedyvatelnye-bespilotniki-orlan-nuzhny-voennym-v-zone-svo.html?ysclid=lrd7ef4ry3694492394

  19. https://dzen.ru/a/ZKbx6s0N30ReRSHt

  20. https://rg.ru/2023/03/01/novyj-dron-rud-7-dlia-sbrosa-gruzov-s-vozduha-napraviat-v-zonu-v-svo-v-aprele.html

  21. https://dzen.ru/a/Y7x2dCHfVXKH1R0u

  22. https://armystandard.ru/news/20212151532-yoUPQ.html?ysclid=lsaij5n1vh205131143

  23. https://dzen.ru/a/ZInD7L6Fak2O8_AS

  24. https://dzen.ru/a/Y5OnvmIE1GBKBHw0

  25. https://dzen.ru/a/ZaZN2968oHprfJFY

  26. https://dzen.ru/a/ZNOnfuI0czGC7vZF

  27. https://russian.rt.com/ussr/news/1253472-putin-bpla-podavlenie?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

  28. https://lenta.ru/news/2024/01/07/na-ukraine-zayavili-o-bolshoy-ugroze-ot-ob-emov-proizvodstva-rossiyskih-bpla/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

  29. https://dzen.ru/a/ZUETdnTZG2XcZB4O

  30. https://tass.ru/armiya-i-opk/18926379?ysclid=lsaiu0hy5a120218078

  31. https://smotrim.ru/article/3798095

https://rg.ru/2023/06/14/vsepogodnyj-tiazhelyj-fpv-dron-ultimatum-sozdali-v-rossii.html

Просмотров работы: 166