Духоборчество и роль Томской губернии в распространении сектантства

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Духоборчество и роль Томской губернии в распространении сектантства

Струк Д.Е. 1
1МАОУ СОШ 76 г.Северск,
Перемитин Е.А. 1
1МАОУ СОШ 76 г.Северск,
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной мною темы заключается в важности исследования роли Томской губернии в распространении сектантства, так как это поможет понять общую закономерность распространения религиозных движений в Российской империи в XIX веке. Анализ влияния Томской губернии на формирование и развитие духоборчества позволит расширить знания о религиозной и социокультурной истории данного региона и страны в целом.

Исследование этой темы актуально и с точки зрения углубления знаний о религиозной толерантности или нетерпимости в различных регионах Российской империи, и может быть полезным для понимания динамики социокультурных процессов и их влияния на формирование, и развитие религиозных сообществ в прошлом и в настоящем.

Таким образом, исследование роли Томской губернии в распространении сектантства и духоборчества является актуальным и важным для более глубокого понимания истории и культуры, а также для общего представления о религиозных движениях в Российской империи.

Объект исследования: рационалистическое сектантство

Предмет исследования: секта духоборцев

Цель: изучение определенного направления в сектантстве 18-19 веков, систематизирование полученных знаний.

Задачи исследования:

1. Изучить различные источники по выбранной теме.

2. Опросить священнослужителей, которые имеют познания в этой теме.

3. Систематизировать полученные знания.

Методы исследования: беседа и интервью, сравнительный анализ, анализ литературы.

Практическая значимость: написанный в ходе исследования материал станет кратким пособием о духоборчестве.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I. ПОЯВЛЕНИЕ…………………………………………………………стр.4

II. ДУХОБОРЧЕСТВО И ВЛАСТЬ……………………………………стр.5

III. ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ……………………………….. стр.7

IV. ИДЕОЛОГИЯ И УЧЕНИЯ………………………………………… стр.7

V. ЖИЗНЬ………………………………………………………………. стр.12

VI. ТОМСКАЯ ГУБЕРНИЯ В ДУХОБОРЧЕСТВЕ…………………. стр.14

VII. ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ…………………………………………… стр.16

ВЫВОДЫ

ДУХОБОРЧЕСТВО И РОЛЬ ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ

В РАСПРОСТРАНЕНИИ СЕКТАНТСТВА

I. ПОЯВЛЕНИЕ

Духоборцы являлись этноконфессиональной еретической группой, создавшей свое теократическое государство сначала в Таврии, а затем в Закавказье, жившее по собственным устным законам вплоть до конца 1920 года.

Учение духоборцев зародилось в 1740-1750 годах в Харьковской губернии. Там духоборчество проповедовал неизвестный прусский унтер-офицер. Изначально, это вероисповедание нельзя было назвать духоборчеством, так как прусак был квакером, представителем Религиозного Общества Друзей, чьи принципы и взгляды позже легли в основу духоборчества. Далее путем распространения речей неизвестного офицера, который умел располагать к себе народ, учение нашло поддержку в лице русских старообрядцев. Так, в 1750-1755 годах в Тамбовской губернии богатый торговец шерстью Илларион Побихорин любил философствовать на тему веры. Известно, что торговец любил слушать пения, толковал пропетое. Побихорин утверждал, что человек не должен поклоняться иконам и образам, а должен поклоняться человеку, потому что он по образу и подобию божьему создан. Торговец называл себя сыном божьим, подтверждая самопровозглашенный титул, набирал себе 12 апостолов, названных архангелами и 12 «смертоносных ангелов». Первые помогали ему в пропаганде, вербовке и распространении учения, а смертоносные ангелы по его указу преследовали тех, кто оставлял секту. Впоследствии Илларион был сослан вместе с семьей в Сибирь, где и дальше распространял духоборчество.

Однако ключевой фигурой в истории духоборчества является совсем не он. Главный деятель в истории духоборчества это Савелий Капустин, отставной капрал гвардии. Капустин имел приятную наружность, обладал навыками красноречия и острым умом, что внушало другим уважение к нему. Имел такую несравненную память, что мог пересказать Библию наизусть. Люди любили Савелия, падали ему в ноги, когда он выходил из дома, и произносили различные почести. Все это он заслужил тем, что организовал духоборческий быт общины, завел общественный капитал, который в 1800 году достигал два миллиона рублей. А также Савелий встал во главе управления «духоборческого государства» на Молочных водах.

II. ДУХОБОРЧЕСТВО И ВЛАСТЬ

Одной из главных причин успеха распространения учений духоборцев является тяжелое положение крестьянства. Социально-экономическое положение, в котором тогда находилось крестьянство, стало плацдармом для будущих последователей. Постоянные рекрутские наборы, произволы со стороны помещиков, ограничение прав и свобод изнуряли крестьян. Но вдруг появляется проповедь, в которой все равны, в которой война неестественна и неправильна, в которой признается ненужность властей. Крестьяне начинают массово принимать духоборчество.

Особенно строго к духоборцам отнесся Павел I за их учения об отвержении власти.

30 марта 1800 года было объявлено Высочайшее распоряжение: «духоборцев, упорствующих в своих заблуждениях, подвергать всей тягости законного наказания», куда и включалось наказание ссылкой в отдаленные части Российской империи.

Однако Император Александр I не разделял позицию отца. В своих писаниях отмечал, что не надлежит Преосвященному правительству христианскому возвращать заблудших на путь истинный, то есть к православной церкви, жестокими и суровыми средствами, истязаниями, ссылками и тому подобным. Благодаря такой политике императора в отношении к расколу, сектантам в период его царствования жилось относительно легко. Указом 1803 года для всех духоборцев объявлялась свобода вероисповедания. Духоборцам и молоканам было позволено переселяться на хлебородные земли по берегам реки Молочной в Мелитопольском уезде Таврической губернии. Всего переселившихся было до 4 тысяч, где на каждую душу отведено до 37 десятин земли.

Почему же сектантам было позволено переселяться? Дело в том, что исходя из расчетов правительства, собранные в определенном месте раскольники не смогли бы распространять «ересь» дальше, пресеклось бы влияние на других. Духоборцы со всех губерний переселялись на территории Сибири, дабы соединиться со своими единомышленниками, они с радостью и без сожаления оставляли родные дома, преследуемые целью создания общин. Генерал-адъютант Дибич полагал, что от соединения в одном месте такого рода людей, разрушающих своей ересью все гражданские связи, нельзя достигнуть цели Правительства в искоренении старообрядчества, а напротив, это средство, усиливая их народонаселение, достигшее уже несколько тысяч душ, может привести в будущем к весьма вредным последствиям. Необходимо больше расселять население духоборцев, нежели собирать их в одном месте.

Последующий император Николай I вновь делает отношение правительства к сектантам строгим. 10 апреля 1826 года Комитет Министров постановил: «помещичьих крестьян, которые предались духоборческой ереси, отдавать на военную службу, в случае неспособности ссылать в Сибирь». Распоряжением от 20 октября 1830 года определено: «всех последователей сект, в частности, духоборцев и молокан, уличенных в пропаганде ереси и привлечения к ней других, отдавать в военную службу в Кавказский корпус, а неспособных и женщин отсылать в Закавказские провинции». Однако, позже, кавказских и закавказских сектантов все равно отсылали в Сибирь.

При Александре III духоборцы (в частности, толстовцы – представители учений Л.Н. Толстого, который был вдохновлен духоборчеством) устраивали анархические митинги, бранили Преосвященную особу императора, перестали платить государственные подати, откзались нести службу, отрицали всякую власть. По этой причине правительство приняло решение переселить сектантов в размере 4000-х тысяч человек на земли Тифлисской губернии. Однако, двумя годами позднее, они выпросили у правительства разрешение на переселение в Северную Америку, а именно, в Канаду, где им предоставили землю.

III. ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ

Название духоборцев дано им уже в 1780-х годах, вероятно, бывшим тогда Екатеринославским архиепископом Амвросием. Этим названием тогда хотели обозначать ересь, содержащуюся в учении духоборцев, так как непоклонение иконам названо иконоборческой ересью. Но духоборцы сами производили название от духа. Имеют место быть две теории:

1. Они Богу служат и духом бодрствуют. По их истолкованию надлежало бы называть их духободрцами.

2. Духоборцы, потому что являются борцами за обладание и стяжание Духа Святого.

IV. ИДЕОЛОГИЯ И УЧЕНИЯ

Учение духоборцев представляет следующие особенности: источником вероучения они признают внутреннее откровение, или просвещение Бога, обитающего в душе человека. Образ Божий состоит в Божьем совершенстве, в силе, а сила в Боге, а Бог в человеке, а человек начал век. Только им, человеком для человека, положено начало познания всей жизни, и потому все исходит от человека, в человеке и заключается. Таким образом, каждый человек есть Человекобог, а каждая женщина Богородица. Через женщину в мир приходит то, что ценнее всего – человек. Библию не признают, так как написана она из « мертвых букв», вместо нее у духоборцев есть « Животная книга» - закон устный.

По мнению духоборцев, страсти – настоящий корень зла в человеке, и как мир есть место наказания, место заточения души за первое грехопадение, а тело темница души, то мир и все его радости должно презирать, и все наслаждения тела считать ничтожными и их убивать. Все страсти достойны проклятия, даже и те проявления их, которые по очищении от всего преступного, могут иметь в обществе направление похвальное и полезное. Так, например, строго запрещается стремление к славе и чести, ибо корень его лежит в гордости, причине первого падения. Требуется совершенное призрение всех чувственных удовольствий.

Однако, второе направление, называющее себя «высшим развитием», нисколько не почитает этого старого, мрачного нравственного учения. Оно не оспаривает истины изъясненного нравственного закона, но говорит, что закон этот касается только тех, которые не вознеслись еще с ними на высоту внутренней веры. «Мы сами делаемся Христом, делаемся Богом, и тогда грех невозможен: все, что мы делаем это добро, потому, что Бог это в нас делает, даже и то, что имеет наружный вид порока, становится добрым делом».

Об отношениях в обществе духоборцы говорят так: «все наружные различия ничего не значат, в действительности все люди подобны и равны, ибо все пали, все подвержены соблазну. Нет ни господа, ни рабов. Можно пользоваться помощью другого, но и тогда помощник не делается рабом и есть наш брат, нам равный».

Духоборцы переносят эти же понятия и на общество, и на государство, однако не говорят об этом, в целях осторожности.

Крещение водой духоборцы не признавали, согласно их обычаям крещение водой было не полезно для души, только лишь смывает грязь тела. Духоборцы процесс крещения связывали со святым духом. То есть, тот, кто восприемлит слово Божье в себе, тот «окрещается» истинной верой, как Христос заповедовал апостолам. Процесс крещения проходит в семь ступеней:

1. оставление грехов;

2. помазание мира, разумение пути господня;

3. речение слова господня или глаголь божий;

4. освящение молитвой;

5. исповедание духовное;

6. причащение духовное;

7. кровемучение или смирение, соединение с Богом.

В отношении брака духоборцы крайне лояльны, даже можно сказать, радушны. Взаимная любовь жениха и невесты освящает брак, и данное слово той и другой стороны – закон крепкий и нерушимый до тех пор, пока есть с обеих сторон любовь. Когда брак нарушается в своем основании, когда исчезает взаимная любовь, то и находящиеся в браке имеют полное основание разойтись. Если состоится развод, то бывшие супруги расходятся мирно и полюбовно, согласно обоюдному желанию делят детей и имущество. Образ воспитания детей у духоборцев самый простой и единственный. Как скоро ребенок начинает говорить и понимать, то родители начинают обучать его кратким молитвам и псалмам, пересказывают тексты святых писаний. Когда дети выучат несколько молитв, то вместе с другими собираются в собрания и читают их или поют. Кроме того, помимо родителей, каждый в общине считает своим долгом обучить чему-нибудь всякого ребенка (прилагательное «чужого» использовать невозможно, т. к. по сути, каждый ребенок в общине считается родным).

Духоборцы крайне серьезно относятся к смерти. Смерть – это неожиданное отозвание человека из мира, явление потрясающее и наводящее на глубокие размышления. Эти люди знают, что в конце всего всегда следует неминуемая смерть, которую не избежать, не откупиться и не отсрочить. Они ждут ее, подобно началу перерождения, спокойно и с достоинством. Не хочется им только умереть смертью напрасной или насильнической.

В отношении души сектанты утверждают, что душа существовала еще до сотворения мира, но пала и была изгнана в видимый мир в наказание. Сюда же относятся Адам и Ева, которые олицетворяют это самое падение. Душа после смерти тела может переродиться в человека снова, если при жизни человек соблюдал праведный образ жизни, а может, в животное, если правила не соблюдались.

Главный догмат исповедания духоборцев – служение и поклонение Богу духом и истиной. Верят, что памятью уподобляются Богу Отцу, разумом Богу Сыну, волей Духу святому.

В основах учения духоборцев лежат семь добродетелей и семь смертных грехов, которые фундаментально ложатся в принципы духоборчества.

Добродетели:

1. Смирение

2. Нелюбостяжание

3. Целомудрие

4. Терпение

5. Пост

6. Братолюбие

7. Бодрствование духовное

Смертные грехи противоположны благодетелям:

1. Гордость

2. Сребролюбие

3. Блуд

4. Гнев

5. Чародейство

6. Зависть

7. Уныние

Помимо этого в учениях духоборцев есть место двенадцати «друзьям»:

1. Правда: она человека от смерти избавляет

2. Чистота: она человека к богу приводит

3. Любовь: где любовь, там и Бог

4. Труды: телу честь и душе вспоможение

5. Послушание: скорый путь к спасению

6. Неосуждение: без труда человеку спасение

7. Рассуждения: всей добродетели свыше

8. Милосердие: от того человека сам сатана трепещет

9. Покорение: самого Христа бога нашего дело.

10. Молитва с постом: она человека с богом соединяет.

11. Покаяние: нет такого закона и заповеди свыше его

12. Благодарение: радость богу и ангелам его.

Кто имеет этих двенадцать друзей, за того человека заступятся двенадцать Ангелов и понесут душу его в царство небесное.

Также у духоборцев есть учение о четырех концах:

1. Вера

2. Надежда

3.Труды

4. Питание

Каждый день недели у них означает свое:

Понедельник – все дела Господня поведай

Вторник – второе рождение человека

Среда – зовет господь людей к спасению

Четверг – чтите Господа, святых его

Пятница – пой, прославляй имя его

Суббота – бойся суда Господня, дабы не погубить душу свою в неправдах

Воскресенье - Воскресни от мертвых дел и приди к царствованию небесному.

V. ЖИЗНЬ

Жизнь духоборцы ведут добропорядочную, воздержную. Родителей своих называют не отцами, а стариками. Учителем же и наставником во всем признают лишь единого Бога. Последователи духоборчества уклонялись от пьянства, праздности, блуда, воровства, дурных мыслей и желаний (зараженных этими пороками исключали из общества), пеклись о своем домостроительстве и были достаточно благонравны. Государственные подати и другие общественные повинности всегда несли исправно, часто с излишеством. Однако духоборцы не признавали авторитет Русской Православной Церкви (далее сокращение РПЦ), не поклонялись иконам, во время молитвы не делали на себе крестного знамения, не соблюдали посты (посты в исконном понимании). Таинство причащения тела и кровь Христову под видом вина и хлеба не приемлют, потому как это обыкновенная пища и для души пользы никакой не несет, как и воздержание от мяса.

Духоборцы жили в основном в отдаленных от многолюдных мест общинах.

Община внутри разделялась на «фагоны» - некие ячейки, из которых состоит община. В состав фагона входит 30 человек, а во главе стоит представитель – старший по семейному положению. Для решения, каких либо вопросов проводятся «мирские сходки» - аналог народного вече.

Молились в обыкновенной горнице в избе, собираясь небольшими группками. Собираются мужчины с одной стороны, и женщины с другой, старики сидят на лавках. Далее начинается чтение псалмов наизусть, сначала с мужской стороны, а потом с женской. Чтение продолжается довольно долго, пока читающие не устанут. Позже собрание переходит во двор для совместного пения.

Опираясь на очерки и заметки того времени, можно сделать несколько выводов о внешнем виде членов духоборчества:

- среднестатистический рост духоборца 173,32 см;

- достаточно упитанное телосложение;

- глаза светло-голубые;

- цвет волос - блондины, от темного до светлого оттенка.

Летом из одежды на духоборце можно встретить: картуз, рубаху с широким загнутым воротником, галстук белый шелковый, поверх рубахи бешмет (куртка, кафтан), широкие синие шаровары, которые заправляются в сапоги во время работы и высовываются во время молитвы.

Волосы бреют наголо, оставляя по краям узкую полоску волос – такая мода считается догматом духоборческого учения.

Среднестатистический рост духоборки почти не отличается от роста духоборца. Прочное телосложение, обладает большой физической силой. На внешность духоборки повлиял юг: черные глаза, темные, или даже черные волосы, смуглая кожа. Незамужняя духоборка до совершеннолетия имеет румяные щеки и миловидную внешность, однако, после замужества на 25 году уже выглядит как старуха, сказываются частые роды и тяжелый труд.

Носят духоборки длинную холщевую рубаху с красной каймой, рукава и воротник украшены узорами из черных ниток, двубортный жилет из плиса с пришитыми разноцветными лентами, душегрейку, яркую юбку из ситца, широкий пояс на подобии патронташа, «червяки» - башмачки с низким каблуком, шапку в форме колпака из войлока по бокам которой идут темно – синие ленты, впереди и посередине разноцветные кружки.

Рис.1 Семья духоборцев

Рис.2 Члены духоборческой общины

VI. ТОМСКАЯ ГУБЕРНИЯ В ДУХОБОРЧЕСТВЕ

В многочисленном Томском расколе издавна появлялись последователи рационалистического и мистического сектантства в виде духоборчества, молоканства, субботничества и скопчества. Первые представители названных сектантских общин состояли почти исключительно из поселенцев, сосланных в Сибирь за преступные деяния их религиозных убеждений. Некоторые из самых ярых и фанатичных последователей духоборчества были наказаны сибирской ссылкой еще в царствование Екатерины Второй. Тогда попал в Сибирь и главный распространитель духоборчества, упомянутый Илларион Побихорин. Сам пророк протопоп Аввакум был в Сибири при «подневольном путешествии в Даурию», в частности - в пределах будущей Томской губернии.

Как отмечает в 1835 году генерал-губернатор Восточной Сибири, пропагандистский аппарат у духоборцев был крайне развит так, что где появится сектант, то тотчас же начнутся уклонения в ересь. Согласно книге Беликова С. Д. « Старообрядческий раскол в томской губернии. По судебным делам»: «раскол в пределах Томской губернии распространен необыкновенно сильно, он имеется во всех округах губернии». Опираясь на имеющиеся данные, на момент 1897 года в Томской губернии насчитывалось около 587 духоборцев мужского пола и 593 духоборки женского пола.

В 1812 году Томский губернатор официальной бумагой известил Тобольского Преосвященного, что некоторые томские крестьяне начинают уклоняться в духоборческую ересь. Почти в то же время духоборец оказался в одной из ближайших к Томску деревень, а именно, в деревне Лучановой. Это был крестьянин Аверьян Матвеев, обратившийся в духоборчество и подстрекающий жену и дочь. Жену он довел до жалобы начальству, а дочь до того, что она начала кланяться стенам и печи. Она делала это по внушению отца, говорящего, что стены в доме защищают их от «воздушных перемен», а печь и согревает, и в ней готовится пища, поэтому стены и дом нужно уважать больше, чем иконы. Учителем Матвеева был Бурнашев, действовавший в совратительстве со своим братом по вере - томским мещанином из ссыльных, Ефимом Федоровым.

Позже над ними возвели судебное дело. Бурнашев отрицал церковь, сотворенную руками человека, признавал только ту, что в сердцах. На предложение священника окрестить себя крестным знамением, ответил: «ни в пророческих книгах, ни в Евангелии, не велено креститься…напротив, возбраняется». Также признался, что научен был духовному христианству ссыльными духоборцами. За совратительство был приговорен к ссылке в Иркутскую губернию. Духоборческая община Бурнашева больше не развивалась. Впоследствии, в Томском населении духоборцы встречаются редко, разъединенные поодиночке в разных частях губернии.

Еще один известный истории случай. В Ачинском комиссарстве кавказские переселенцы Николай Иголкин и Федор Мочалов кинули на пол икону Божьей Матери в волостном правлении, говоря, что это просто доска. Оба духоборца были преданы уголовному суду.

Приходы, более других заражённые расколом, в Мариинском округе, следующие: градо-Мариинский соборный, а в нём деревни: Приметкина, Рубина, Прокопьева, Благовещенский - с. Благовещенское, д.Туйгулинская, Кайчатский - деревни Кудудат, Солдатока и Тамбарская; Мало-Пичугинский - д.д.Ново-Подзорная и Чернышева; Тяжинский, Больше-Косульский, Итатский, Сусловский. Заправителями раскола служат: поморского толка Козьма Фомин Шапталин, проживающий в с.Итатском и известный своей пропагандой даже в пределах Енисейской губернии; стариковщиной заведует какой-то казак из д.Сандаевой, а странниками управляет бегло-каторжный солдат, живущий в 40 верстах от с.Кайчатского в тайге.

VII. ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Известный русский писатель 19 века Лев Николаевич Толстой оказывал огромную поддержку духоборцам.

В возрасте 16-ти лет Лев Николаевич потерял веру в бога, приняв идеологию нигилизма, а позже пришел к выводу, что традиционное православие - ложь. Вдохновившись философией французского просветителя Ж.Ж.Руссо, который, в свою очередь, являлся ярым противником христианства, Толстой загорелся идеей новой религии Христа. Эта новая религия была бы «отчищена» от веры и таинственности.

Позже Толстой напишет «Воскресение», в 40-й главе которого будет сказано: «И никому из присутствующих,… не приходило в голову, что тот самый Иисус запретил именно все то, что делалось здесь. Запретил не только такое бессмысленное многоглаголание и кощунственное волхование священников-учителей над хлебом и вином, но самым определенным образом запретил одним людям называть учителями других людей. Запретил молитвы в храмах, а велел молиться каждому в уединении, запретил самые храмы, сказав, что пришел разрушить их и что молиться надо не в храмах, а в духе и истине». Этими строчками Толстой подтверждает отступничество от РПЦ, а гонорар от произведения был отдан на оплату эмиграции духоборцев в Канаду.

ВЫВОДЫ

В ходе исследования было выявлено, что Томская губерния играла значительную роль в распространении сектантства. Духоборцы привлекали к себе новых последователей своими убеждениями и образом жизни, создавая свои общины и основывая новые поселения. Томская губерния стала одним из центров духоборческой активности и столкнулась с вызовами власти в попытке контроля над распространением сектантства. Изучение этой темы позволяет понять исторический контекст и влияние духоборцев на социокультурную среду региона в конце XIX - начале XX века. Все поставленные ранее задачи выполнены в полном объеме, цель достигнута.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Булгаков С.В. «Справочник по ересям, сектам и расколам», издательский дом «Современник», 1994 г.

2. Беликов С. Д. «Старообрядческий раскол в Томской губернии. По судебным данным», типолитография П. И. Макушина, 1894 г.

3. Бонч-Бруевич М. Д. «Животная книга духоборцев», Санкт-Петербург, 1909 г.

4. Сырцов И. Я. «Самосожигательство сибирских старообрядцев в XVII и XVIII столетиях», Казань, типография Императорского университета, 1879 г.

5. Журнал «Миссионерское обозрение», 1896г, 1897г, 1899г, 1901г

Просмотров работы: 34