Памяти подводной лодки К-278 "Комсомолец"

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Памяти подводной лодки К-278 "Комсомолец"

Долиновский М.Е. 1
1ЧОУ «Романовская гимназия»
Мацкайлова Е.В. 1
1ЧОУ "Романовская гимназия"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность. 7 апреля 2024 года исполнится 35 лет со дня трагической гибели атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец». Это была уникальная субмарина, самая глубоководная в мире. На флоте ее ласково называли «золотая рыбка» за уникальные возможности и технические характеристики. Корпус атомохода был сделан из титана. Ни одно государство в мире не имело такой субмарины. Ее потеря и гибель подводников стали трагедией не только для советского флота, но и для всей страны. Причиной гибели К-278 стал пожар. Трагедия унесла жизни 42 подводников, которые боролись с огнем, чтобы спасти уникальный корабль. И, конечно, трагедия «Комсомольца» не могла оставить нас равнодушными. Мы решили написать проект о героях-подводниках до последнего спасавших свой корабль и ценой своей жизни предотвративших ядерную катастрофу. Мир не должен забывать об этом. Нужно знать их имена и помнить их подвиг. Потому что посвятить жизнь защите и служению свой Родине – это подвиг. Свое призвание автор тоже видит в служении Отечеству, поэтому изучает подводные лодки СССР и России, собираясь посвятить этому и свою жизнь.

Цель работы – исследовать трагедию атомной подводной лодки (АПЛ) «Комсомолец». Задачи работы:

- изучить историю создания «Комсомольца»;

- узнать особенности и технические характеристики подводной лодки;

- попытаться разобраться в причинах гибели «Комсомольца»;

- выяснить судьбу подводников – членов экипажа последнего похода субмарины;

- посетить экскурсии в военно-исторических музеях российского морского флота, найти информацию и посмотреть документальные фильмы об АПЛ «Комсомолец»;

- найти очевидцев трагедии и попытаться собрать их воспоминания или малоизвестные факты о гибели атомохода, чтобы рассказать об этой трагической странице в истории российского военно-морского флота нашей страны.

Объект исследования - советская атомная подводная лодка «Комсомолец».

Предмет исследования – факты, связанные с созданием и гибелью АПЛ «Комсомолец».

Методы исследования. При работе над проектом были использованы такие методы научного познания как: исторический, логический, анализа и синтеза, дедукции и индукции.

Информационной базой исследования послужили статьи и ресурсы сети интернет, воспоминания подводников, документальные фильмы о гибели субмарины, а также материалы экскурсий в музеях военно-морского флота России.

Структура работы. Итогом проведенного научного исследования стал этот проект, состоящий из двух частей. В нем автор постарался рассказать об одной из трагических страниц в истории российского военно-морского флота - гибели советской атомной подводной лодки «Комсомолец» и судьбе ее экипажа, спасшего мир от ядерной катастрофы ценой своих жизней.

Практическая значимость – донести до подрастающего поколения информацию о великих достижения нашего народа времен Советского Союза, а также о подвиге советских подводников, ценой своих жизней защищавших мир и покой нашего общества.

Часть 1 Атомная подводная лодка «Комсомолец»: основные сведения

1.1 История создания «Комсомольца»

Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» в свое время была гордостью советского флота. Она считалась одной из самых совершенных разработок советских кораблестроителей. Ни одну подлодку не строили так долго - 17 лет, из которых 8 - ушло на проектирование. Спуск на воду состоялся в 1983 году [9].

Мне удалось узнать, почему строительство оказалось таким долгим. Оказывается, при строительстве лодки с титановым корпусом возникало множество трудностей. Это был своеобразный вызов для советского военного кораблестроения: для инженеров-конструкторов и строителей субмарины. Как писал в своей книге Николай Мормуль: «...корпус был изготовлен из чистого титана. Он агрессивен к другим металлам, и сопряжение титановых конструкций с серийным оборудованием требовало новых технических решений. При насыщении титана водородом образовывались трещины, поэтом сварка производилась в особой газовой среде» [10, c. 233].

Заложили подлодку К-278 22 апреля 1978 года в Северодвинске. 30 мая 1983 года субмарину вывели из цеха, а 3 июня спустили на воду. В августе 1983 года на подлодке подняли флаг ВМФ, а 28 декабря К-278 вступила в строй. Она вошла в состав Северного флота [9].

В июне 1987 года подлодка завершила опытную эксплуатацию и стала считаться боевой. В августе-октябре того же года К-278 выполнила задачи второй боевой службы. 31 января 1989-го получила название «Комсомолец» [9].

1.2 Особенности и технические характеристики субмарины

Атомная подводная лодка «К-278» была единственной, построенной по проекту 685 «Плавник». В ней были реализованы новейшие конструкторские решения и передовые технологии. А ее главной особенностью был титановый корпус, дающий ряд преимуществ [8].

Снаружи лёгкий корпус был облицован резиновым покрытием, повышающим скрытность корабля. Субмарина обладала уникальными характеристиками. Затраты на разработку и строительство подводного крейсера превышали в 5-6 раз стоимость обычной субмарины [23].

Подлодка «Комсомолец» состояла из двух цилиндрических титановых корпусов с усеченными конусами на оконечностях (см. рис. 1). Это был первый целиком созданный из титана корпус АПЛ. У него были явные преимущества: немагнитность металла и малый уровень шума при работе.

Рис. 1. Проект подлодки К-278 Источник: https://nosoldat.net/wp-content/uploads/0/3/2/0324aeb6a35fdccbc65c3f88cb5f79f5.jpeg

В таблице №1 представлены технические характеристики АПЛ «Комсомолец».

Таблица № 1 Характеристики АПЛ «Комсомолец»

Показатель

Значение

Длина наибольшая

110 м.

Ширина наибольшая

12,3 м.

Осадка по КВЛ ( носовая часть)

7,4

Водоизмещение

8500 м3

Запас плавучести

36%

Рабочая глубина погружения

1000 м

Предельная глубина погружения

1250 м

Полная скорость подводного хода

30,6 узлов

Надводная скорость

14,0 уз

Экипаж

69 чел

Источник: Подводные лодки России. Иллюстрированный справочник [13, с. 61].

Строение подводной лодки представлено на рисунке 2.

Рис. 2 Схема отсеков подлодки К-278

Источник: https://image3.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2014/04/08/c2dc0444d6.jpg

Прочный корпус лодки делился на 7 отсеков.

1-й – торпедный, разделенный двумя палубами. Там размещались торпедные стеллажи, аппаратура связи, аккумуляторная батарея на 112 элементов.

2-й – жилой, разделенный 2-мя палубами. Вверху были расположены кают компании, камбуз и санитарно-бытовые помещения. Внизу – каюты личного состава. В трюме размещались кладовая с провизией, емкости с пресной водой и электролизная установка.

3-й – центральный пост, разделенный двумя палубами. На верхней - были пульты управления главного поста и вычислительный комплекс

4-й – реакторный.

5-й – отсек вспомогательных механизмов системы охлаждения.

6-й – турбинный отсек. Там располагался главный турбозубчатый агрегат, 2 автономных турбогенератора и 2 главных конденсатора.

7-й – кормовой. По нему проходила линия главного вала и размещались привода рулей..

Лодка имела всплывающую камеру, способную вместить весь экипаж и обеспечивающую его спасение с глубин до 1500 м [13, с. 58-59].

По техническим характеристикам подлодка проекта 685 не очень выделялась среди остальных субмарин. Длина - 110 метров, ширина - 12,3 метра. Скорость под водой - 30 узлов. Экипаж - 69 моряков. Но она имела отличительную особенность - повышенную глубину погружения.

4 августа 1985 года — этот знаменательный день навсегда войдет в историю мирового военного мореплавания. В этот день в Норвежском море опытная АПЛ К-278 проходила глубоководные испытания. Старший на борту — командующей 1-й флотилией подводных лодок, вице-адмирал Чернов Е.Д., командир АПЛ капитан 1-го ранга Ю.А. Зеленский (см. рис. 3). На борту атомарины в этот день находилась также техническая комиссия — главный конструктор проекта Кормилицин Ю.Н., зам. главного конструктора Романов Д.А., ответственный сдатчик Чувакин В.М., сдаточный механик Леонов Л.П.[18].

Рис. 3 Старший и командир на борту «Комсомольца»

в момент установления мирового рекорда погружения Источник фото: [18].

АПЛ погрузилась на глубину 1000 метров и оставалась там 51 минуту, на заключительном этапе глубоководных испытаний был совершён рывок на провал ещё на 27 метров. Итог рекорда - 1027 метров. Рекорд атомной подлодки «Комсомолец» по глубине погружения до сих пор никто в мире не побил. Рабочим погружением АПЛ является глубина не более 600 метров. Поэтому на флоте К-278 называли «золотой рыбкой». На такой глубине субмарина была недостижима для других подводных лодок и любых противолодочных средств. Кроме того, она практически не фиксировалась гидроакустическими средствами обнаружения [9].

В Музее военно-морской славы в Кронштадте автор нашел уникальный документ об этом рекорде (см. рис. 4).

Рис. 4. Хронология погружения АПЛ К-278 в момент установления мирового рекорда

Как вспоминали потом подводники, уходили на глубину медленно, словно отмеряя стометровые отсечки. Проверяли не только герметичность прочного корпуса, но и возможности стрельбы с большой глубины торпедами, систему аварийного всплытия.

По словам штурмана «Комсомольца» капитана 3 ранга Александра Бородина, обжатие было таким, что койку выгнуло как лук. Гидроакустик, который слушал погружение лодки с обеспечивающего надводного корабля, рассказывал: «Я из-за вас чуть не поседел... Стоял такой скрип, такой скрежет...» [10, c. 232].

Но титановый корпус выдержал. Нам удалось найти информацию о том, как проходил тот великий рекорд. На борту уникальной субмарины был сам командующий 1-ой флотилией подводных лодок Северного флота Вице-адмирал Евгений Дмитриевич Чернов.

Об этом выдающемся человеке хотелось бы написать отдельно. Он - гордость Военно-Морского флота России Герой Советского Союза. В газете его называли подводником №1. Евгений Дмитриевич внес огромный вклад в развитие подводного флота нашей страны. В его послужном списке – походы подо льдами Арктики к Северному полюсу, руководство испытаниями уникальных лодок, составлявших мощь Северной флотилии.

Он всегда действовал профессионально, демонстрируя высочайшую боевую подготовку, доблесть и мужество, проявляя заботу о личном составе. Особого внимания заслуживает и его версия трагедии, случившейся с Комсомольцем, которую он изложил в своей книге «Тайны подводных катастроф», которую с трудом удалось найти в силу ограниченного тиража и редкости издания.

Часть 2 Последний поход «Комсомольца»

2.1 Трагедия атомной подводной лодки «Комсомолец»

7 апреля 1989 года при возвращении с третьей боевой службы в Норвежском море подводная лодка «Комсомолец» погибла. Возник пожар в двух смежных отсеках. Из-за возгорания были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые лодку затопило забортной водой. Погибли 42 человека, 27 остались в живых.

Мы нашли хронологию трагедии [23]. Приводим ее в хронологической последовательности (см. Табл. № 2).

7 апреля 1989 г. На находящейся на боевом дежурстве атомной подводной лодке К-278 «Комсомолец» начался пожар.

Таблица № 2. Хронология трагедии на АПЛ «Комсомолец»

Время

Что происходило на АПЛ

11:02-11:16

Борьба с огнем. Подъем на поверхность. Пожар в 7 отсеке привел к вспышке газов в 5 и 6 отсеке. Аварийная защита остановила турбину реактора. Для дальнейшего всплытия была подана команда продуть группу цистерн главного балласта. Цепь трагических случайностей привела к перерастанию локального пожара в объемный и попаданию в шланговые дыхательные аппараты продуктов горения, в экипаже появились первые жертвы. Лодке удалось подняться на поверхность.

12:43-13:20

К месту аварии вышла плавбаза «Алексей Хлобыстов» и многомоторный самолет с грузом спасательных средств на борту.

14:40 - 16:35

Началось поступление забортной воды внутрь корпуса. Возрос дифферент, лодка начала оседать на корму. Дифферент увеличивался.

16:40

Отдан приказ об эвакуации экипажа. В 17:08 лодка затонула. Находившийся рядом ИЛ-38 сбросил авиационный спасательный контейнер. В воде оказалось около 60 человек.

18:20

К месту аварии прибыл «Алексей Хлобыстов» и приступил к спасению людей (рис 4). На борт подняли 30 живых моряков, 3 человека умерли уже на борту плавбазы после реакции переохлажденного организма.

Источник данных таблицы: [23].

В тонущей подводной лодке оставались 5 живых моряков, включая командира - Ванина Евгения Алексеевича.

   

Рис. 5 Рыбопромысловая база «Алексей Хлобыстов». Спасение подводников с «Комсомольца» (подъем на борт) [17].

Пятеро моряков с командиром лодки успели забраться в спасательную капсулу. Но из-за обжатия корпуса всплывающая спасательная капсула не смогла отсоединиться вовремя, но затем совершила подъем с не менее, чем 1000 м. Выжил только один подводник. Командир корабля погиб.

Всего из 69 членов экипажа в живых осталось 27 человек. Погибли 42 члена экипажа.

Причины гибели современной атомной подводной лодки в мирное время однозначно установить не удалось. Хотя главным принципиальным отличием советского вооружения являлась, по мнению военных экспертов, боевая эффективность, надёжность в совокупности с простотой управления. Поэтому так важно было понять причины этой катастрофы.

Мы попытались выяснить, что привело к гибели уникальной субмарины и большей части ее экипажа. Было изучено много материала из разных источников. Версий оказалось несколько. По одной из версий причиной трагедии стал человеческий фактор, а также стечение многих обстоятельств, каждое из которых в отдельности не привело бы к катастрофе.

В многочисленных статьях, опубликованных в ряде газет и журналов, представителями Военно-морского флота высказаны различные предположения о причинах трагедии. Смысл их сводился к следующему:

– из-за неисправности электрооборудования возник пожар;

– близкие по времени процессы возникновения пожара и разгерметизации воздушных систем определили высокую интенсивность и скоротечность развития пожара и обусловили неэффективность применения средств пожаротушения.

По мнению представителей Военно-морского флота, основной причиной аварии стало множество технических несовершенств в различных системах подводной лодки [15].

Но есть и другая версия. Нам удалось найти книгу – воспоминания человека, авторитетное мнение которого не совпадает с официальной версией. В 2002 году была издана книга Вице-адмирала, Героя Советского Союза, Командующего 1-ой флотилией подводных лодок Северного флота Евгения Дмитриевича Чернова «Тайны подводных катастроф» (Издательский дом «Нева»). Эта книга рассказывает о катастрофах четырех атомных подводных лодок, с которыми автор был знаком не понаслышке. Евгений Дмитриевич Чернов прослужил на флоте 45 календарных лет: из них на дизельных подводных лодках - 7 лет, на атомных - 26 лет [22].

После трагической гибели в Норвежском море атомной подводной лодки «К-278» «Комсомолец» 7 апреля 1989 года Е.Д. Чернов руководил исследованием причин и обстоятельств ее гибели, возглавив комиссию, состоявшую из компетентных специалистов-подводников Военно-морской академии.

В документе с опорой на выводы комиссии были выработаны предложения по внесению изменений в «Корабельный устав» и «Руководство по борьбе за живучесть». Комиссия провела детальный анализ действий личного состава АПЛ «Комсомолец» при борьбе за живучесть подводной лодки, вскрыв изначальные многочисленные нарушения регламента при организации на боевую службу корабля и 604-го (второго экипажа) со стороны ответственных лиц.

В 1992 году Вице-адмирал Чернов Е.Д. организовал и возглавил на общественных началах «Общество памяти атомной подводной лодки ВМФ “К-278” “Комсомолец”». Мы благодарим данное общество и лично председателя правления Лунина Алексея Александровича и почетного председателя правления Маркову Розу Алексеевну за материалы и помощь в написании данной работы.

2.2 Судьба экипажа подводной лодки

Согласно утвержденному в 1982 году Генеральным штабом Министерства обороны СССР табелю комплектования, численность экипажа подводной лодки составляла 57 человек (29 офицеров в звании не ниже старших лейтенантов, 26 техников-мичманов и 2 старшин срочной службы). При этом электромеханическая боевая часть (БЧ-5) должна была состоять из 10 офицеров и 10 техников-мичманов. Однако без согласования с промышленностью численность экипажа увеличилась до 64 человек.

По одной из версий это изменение качественного состава экипажа сказалось на дивизионах живучести и электротехническом БЧ-5 – основных подразделениях, осуществляющих борьбу за живучесть корабля [15].

Этой же версии придерживается Вице-Адмирал Евгений Дмитриевич Чернов, который говорит о недостаточной подготовке экипажа, как о причине гибели подлодки [14].

В любом случае, каковы бы ни были причины трагедии, экипаж, попавший в тяжелейшие условия выживания, до конца боролся за свой корабль. Действия экипажа можно назвать героическими, потому что многие подводники погибли на своем боевом посту, выполняя поставленные командиром задачи по спасению лодки и мира от ядерной катастрофы (рис. 6).

Рис. 6 Фото похорон моряков-подводников затонувшего «Комсомольца»

Источник: Гибель «Комсомольца» (К Дню памяти погибших подводников) [17]

12 мая 1989 года Президиум Верховного совета СССР издал Указ о награждении всех членов экипажа «Комсомольца» орденом Красного знамени, 42 из которых – посмертно...

Каждый год 7 апреля Военно-морской флот России отмечает День памяти погибших подводников, который был установлен Приказом Главнокомандующего ВМФ РФ от 19 декабря 1995г. в память о трагической гибели атомной подводной лодки Краснознаменного Северного флота К-278 «Комсомолец».

2.3 Поиск выживших в аварии подводников

Одной из задач данной работы было найти выживших подводников, чтобы услышать воспоминания о трагедии и оставить их для будущих поколений. Чтобы память о них жила в сердцах тех, кто прочтет и услышит этот рассказ. 7 апреля 2024 года исполнится 35 лет со дня трагической гибели АПЛ «Комсомолец».

В самом начале поисковых работ мы смотрели все источники, которые могли найти. Искали возможность найти тех людей, которые были связаны с подводной лодкой (см. рис. 7).

   

Рис. 7 Поиск контактов в социальных сетях

В Таблице № 3 показано, как шаг за шагом шла поисковая работа.

Таблица № 3 Поиск очевидцев и выживших подводников

ФИО

Информация

Виктор Слюсаренко (Выживший)

Говорит об обстановке во время аварии и пожара, отсутствии паники среди членов экипажа, о своем спасении с гибнущей лодки, о поведении командира корабля и действиях членов экипажа, находившихся в спасательной камере, о гибели своих товарищей командира лодки, о спасении оставшихся членов экипажа лодки, о своей дальнейшей службе и жизни, рождении детей.

Василий Геращенко

Рассказывает о своем спасении с гибнущей подлодки, об использовании спасательных средств, о прибытии спасательного судна, о действиях экипажа плавбазы по спасению моряков.

Геннадий Целовальников (Следователь Главной военной прокуратуры)

Говорит о ходе следствия по делу о гибели подводной лодки «Комсомолец».

Александр Емельяненко (Народный депутат СССР)

Говорит о проводившемся в 1989-1990 годах парламентском расследовании причин гибели подлодки.

Евгений Дмитриевич Чернов (Вице-Адмирал)

Говорит о недостаточной подготовке экипажа, как о причине гибели подлодки.

Шигин (Капитан 2-го ранга)

излагает мистическую версию гибели подлодки

Геннадий Петроградских (Пилот спасательного самолета)

Говорят о следовании к месту аварии подлодки, действиях по спасению моряков.

Георгий Гаврилов (радист плавбазы)

Виктор

Служил по контракту на Северном флоте, Заозерск, Западная Лица. Простым языком про подводный флот. История и истории, новости, российские и иностранные субмарины, технологии, разработки, происшествия, связанные темы, армия и оружие.

Источник: Гибель подлодки Комсомолец рассказ участника событий. [14]

Со временем наши поиски увенчались успехом. Мы узнали, что есть «Общество памяти атомной подводной лодки «Комсомолец». Мы написали письмо и получили приглашение Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации ветеранов ВМФ «Общество памяти атомной подводной лодки «Комсомолец» принять участие в памятных мероприятиях, посвященных 35-й годовщине катастрофы АПЛ «Комсомолец» (см. рис.8).

Рис. 8. В Музее «Памяти атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец»

в ГБОУ СОШ №121 имени С.Е. Маркова в городе Санкт-Петербурге

с Розой Алексеевной Марковой и участниками памятных мероприятий

Автор посетил несколько значимых экскурсий, одной из которых была в Центральный Военно-Морской музей им. Петра Великого (см. рис. 9).

Рис. 9. В Центральном Военно-Морском музее им. Петра Великого

Одним из четырех музеев, где автор вел поиск информации об АПЛ-278 для данной работы, был Музей истории подводных сил России им. А.И. Маринеско в Санкт-Петербурге (см. рис. 10).

Рис. 10. Экспозиция в Музее истории подводных сил России им. А.И. Маринеско.

Ценную информацию автор нашел в Музее Военно-морской славы России, который был задуман как площадка, способная транслировать накопленные знания подрастающему поколению, интересующемуся морской и военной историей нашей великой страны (см. рис. 11).

Рис. 11. В Музее Военно-морской славы России в г. Кронштадте

В процессе работы мы нашли информацию о выживших подводниках с АПЛ «Комсомолец» (см. рис.12). Автор планирует продолжить работу над проектом и надеется найти кого-то из их числа и взять интервью, а также записать воспоминания тех, кто согласится помочь со сбором информации.

Рис. 12 Выжившие подводники АПЛ «Комсомолец» в госпитале.

Источник: Гибель «Комсомольца». (Ко Дню памяти погибших подводников) [17]

Вот лишь некоторые сведения, которые еще нуждаются в проверке и доработке (см. рис 13), а значит, поиск будет продолжаться.

   

Рис. 13 Оставшийся в живых личный состав 604 экипажа АПЛ «Комсомолец»

И самое главное, мы нашли список погибших на атомной подводной лодке «Комсомолец» (табл. №4 и рис. 14). А также книгу «Воспоминание. Памяти моряков, погибших в апреле 1989 года на АПЛ К-278 «Комсомолец», которую автору подарила Маркова Роза Алексеевна - мама не вернувшегося из этого похода героя-подводника Сергея Маркова, где написано о каждом из них. Вспомним всех поименно...

Таблица № 4 Список подводников экипажа АПЛ «Комсомолец», погибших 7 апреля 1989г

 

ФИО

Звание и должность

1

Ванин Евгений Алексеевич

Командир подводной лодки

Капитан 1 ранга

2

Буркулаков Талант Амитжанович

Капитан 1 ранга, начальник политотдела дивизии

3

Аванесов Олег Григорьевич

Капитан 2 ранга, старший помощник командира АПЛ

4

Бабенко Валентин Иванович

Капитан 2 ранга, командир электромеханической боевой части

5

Максимчук Юрий Иванович

Капитан 3 ранга, заместитель командира подводной лодки по политчасти

6

Володин Александр Васильевич

Капитан 3 ранга, командир боевой части связи

7

Испенков Анатолий Матвеевич

Капитан 3 ранга, командир электротехнического дивизиона

8

Манякин Сергей Петрович

Капитан 3 ранга, командир дивизиона движения

9

Юдин Вячеслав Александрович

Капитан 3 ранга, командир дивизиона живучести

10

Волков Николай Алексеевич

Капитан-лейтенант, командир электротехнической группы

11

Науменко Евгений Владимирович

Капитан-лейтенант, командир вычислительной группы

12

Нежутин Сергей Александрович

Капитан-лейтенант, командир группы дистанционного управления

13

Смирнов Михаил Анатольевич

Капитан-лейтенант, командир штурманской боевой части

14

Сперанский Игорь Леонидович

Капитан-лейтенант, инженер гидроакустической группы

15

Марков Сергей Евгеньевич

Старший лейтенант, инженер электротехнической группы

16

Зимин Вадим Владимирович

Лейтенант, инженер боевой части связи

17

Молчанов Игорь Александрович

Лейтенант, командир минно-торпедной боевой части

18

Шостак Александр Александрович

Лейтенант, инженер группы дистанционного управления

19

Ткач Владимир Власович

Старший мичман, старшина команды рулевых-сигнальщиков

20

Замогильный Сергей Васильевич

Мичман, старшина команды электротехнической группы

21

Бондарь Сергей Стефанович

Мичман, техник-турбинист

22

Бродовский Юрий Анатольевич

Мичман, техник гидроакустической группы

23

Валявин Михаил Николаевич

Мичман, техник турбинной группы

24

Еленик Михаил Анатольевич

Мичман, старший кок-инструктор

25

Капуста Юрий Федорович

Мичман, начальник секретной части

26

Ковалев Геннадий Вячеславович

Мичман, техник боевой части связи

27

Колотилин Владимир Васильевич

Мичман, техник группы дистанционного управления

28

Краснобаев Александр Витальевич

Мичман, техник вычислительной группы

29

Нахалов Сергей Васильевич

Мичман, старшина команды радиотехников

30

Черников Сергей Иванович

Мичман, техник-химик

31

Головченко Сергей Петрович

Старшина 2 статьи, кок-инструктор

32

Апанасевич Игорь Олегович

Старший матрос, рулевой-сигнальщик

33

Бухникашвили Нодари Отариевич

Старший матрос, машинист трюмный

34

Вершило Евгений Эдмундович

Старший матрос, электрик

35

Шинкунас Стасис Клеменсович

Старший матрос, радиометрист

36

Грундуль Алексей Александрович

Матрос, торпедист

37

Краснов Сергей Юрьевич

Матрос – матрос, радиометрист

38

Кулапин Владимир Юрьевич

Матрос, машинист трюмный

39

Михалев Андрей Вячеславович

Матрос, машинист трюмный

40

Суханов Валерий Иванович

Матрос, кок-инструктор

41

Ткачев Виталий Федорович

Матрос, рулевой сигнальщик

42

Филиппов Роман Константинович

Матрос, электрик

Источник данных: https://biography.wikireading.ru/246814 [15]

Рис. 14. Погибшие герои-подводники АПЛ К-278 «Комсомолец»

И пусть эти слова из стихотворения, погибшего на АПЛ «Комсомолец» старшего лейтенанта Сергея Маркова, станут для всех геройски погибших на боевом посту подводников данью памяти...

…Я вернусь, когда сгорят зарницы,

Чтобы поутру опять проститься

И уйти туда, где стонет ветер,

Расставляя штормовые сети.

Ты не плачь и не смотри так строго,

Милый друг – родная недотрога…

Я моряк, в морях мои пути –

Ни свернуть, ни встать, ни обойти…

Заключение

Советская атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» относится к субмаринам 3-го поколения. Это единственная подлодка проекта 685 «Плавник» и самая глубоководная подводная лодка в мире.

4 августа 1985 года она установила абсолютный рекорд по глубине погружения среди субмарин - 1027 метров, который до сих пор не побит.

7 апреля 1989 года при возвращении с третьей боевой службы в Норвежском море подводная лодка «Комсомолец» погибла. Возник пожар в двух смежных отсеках. Из-за возгорания были разрушены системы цистерн главного балласта, через которые лодку затопило забортной водой. Погибли 42 человека, только 27 остались в живых.

Мы попытались разобраться в причинах трагедии, прочитали статьи и книги, посмотрели документальные фильмы и интервью с выжившими подводниками, следователями и экспертами.

По приглашению Санкт-Петербургской благотворительной общественной организации Ветеранов ВМФ «Общество памяти атомной подводной лодки «Комсомолец» автор посетил памятные мероприятия, связанные с 35-годовщиной гибели субмарины, где смог пообщаться с Розой Алексеевной Марковой - мамой погибшего героя-подводника Сергея Маркова, которая передала книги, ценную информацию и воспоминания об этой трагедии.

Также автор посетил музей «Памяти атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец» в ГБОУ СОШ №121 имени С.Е. Маркова в городе Санкт-Петербурге и экспозицию, посвященную 35-ой годовщине гибели АПЛ «Комсомолец» в Военно-морском музее в Кронштадте, где также узнал много о самой субмарине, о ее трагической истории и о погибших подводниках.

В результате проведенного исследования мы выяснили, что однозначного вывода у специалистов о причинах трагедии нет. Причины гибели современной атомной подводной лодки в мирное время установить не удалось. Есть разные версии, в том числе официальная и версия Вице-адмирала, Героя Советского Союза, Командующего 1-ой флотилией подводных лодок Северного флота Евгения Дмитриевича Чернова, которую он изложил в своей книге «Тайны подводных катастроф».

Авторы проекта считают, что, как и любая катастрофа, трагедия «Комсомольца» – это одновременное стечение нескольких факторов, каждый из которых в отдельности не привел бы к гибели лодки. Однозначно можно сказать только одно - подводники до конца боролись за свой корабль, многие ценой своих жизней.

Дата гибели АПЛ «Комсомолец» официально стала в Российской Федерации Днем памяти погибших подводников, чтобы воздать почести тем матросам, мичманам и офицерам, кто служил своему народу и стране и кто, защищая Отечество, погиб на боевом посту, спасая свой корабль.

«...Вспомним всех поименно, горем вспомним своим...

Это нужно - не мертвым! Это – надо живым!»

35-летию со дня трагической гибели атомной подводной лодки «Комсомолец» посвящается этот проект...

Благодарим председателя правления Лунина Алексея Александровича и почетного председателя правления Маркову Розу Алексеевну за отклик и помощь в работе над данным проектом.

Список использованных источников и литературы

  1. К-278 Последний поход [Электронный ресурс] // Музей истории подводных сил России им. А.И. Маринеско URL: http://xn--80ajbfhekjdmntqs.xn--p1ai/k-278-poslednij-poxod/ (дата обращения 12.12.23).

  2. К-278. Комсомолец. Проект 685 «Плавник», заводской номер 510 [Электронный ресурс] // URL: http://www.ruspodplav.ru/sub/6/685/6_685_278.html (дата обращения 13.12.23).

  3. Кулинченко В. Забытый «Комсомолец» [Электронный ресурс] // URL: https://versia.ru/tajna-gibeli-sovetskoj-podlodki-nadyozhno-xranitsya-na-dne (дата обращения 14.12.23).

  4. Авария на АПЛ «Комсомолец»: как экипажу удалось спастись с подводной лодки [Электронный ресурс] // URL: https://www.techinsider.ru/weapon/492862-kak-spastis-s-podvodnoy-lodki-komsomolec-i-drugie/ (дата обращения 15.12.23).

  5. 7 апреля отмечается 25-я годовщина гибели атомной подводной лодки К-278 «Комсомолец» [Электронный ресурс] // URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/trud/news/46730/ (дата обращения 19.12.23).

  6. Бирюкова М. Трагедия «Комсомольца»: атомная подлодка К-278 погибла 31 год [Электронный ресурс] // Специальный проект «Русское оружие» URL: назад https://rg.ru/2020/04/07/tragediia-komsomolca-atomnaia-podlodka-k-378-pogibla-31-god-nazad.html(дата обращения 22.12.23).

  7. «Ушла за минуты»: выжившие моряки рассказали о гибели АПЛ «Комсомолец» https://ria.ru/20190407/1552427815.html (дата обращения 21.12.23).

  8. Последний поход подлодки К-278 «Комсомолец» Видеофильм [Электронный ресурс] // Интернет истории URL: https://www.youtube.com/watch?v=I6Dh4isDYZw (дата обращения 25.12.23).

  9. Цыганкова С. АПЛ «Комсомолец» установила рекорд глубины погружения 35 лет назад [Электронный ресурс] // Специальный проект «Русское оружие». URL: https://rg.ru/2020/08/04/apl-komsomolec-ustanovila-rekord-glubiny-pogruzheniia-35-let-nazad.html (дата обращения 24.12.23).

  10. Осипенко Л., Жильцов Л., Мормуль Н. Атомная подводная эпопея. Подвиги, неудачи, катастрофы. М: «БОРГЕС», 1994. – 350 с.

  11. Мормуль Н.Г. Катастрофы под водой (Гибель подводных лодок в эпоху «холодной войны»). С-Петербург: Элтеко. -2001- 659 с.

  12. Мерников А.Г. Боевые корабли и подводные лодки. (Большая детская военная энциклопедия) / Москва : Издательство АСТ, 2020. – 192 с.

  13. Ильин В.Е. Подводные лодки России: Иллюстрир. справ. – М.: Астрель, 2002. – 286 с.

  14. Гибель подлодки Комсомолец рассказ участника событий. Уникальные кадры со дна Норвежского моря [Электронный ресурс] // youtube канал "Подводные лодки и ВМФ". URL: https://www.youtube.com/watch?v=aNmHAZ3eDm0 (дата обращения 27.12.23).

  15. Романов Д.А. Трагедия подводной лодки «Комсомолец» [Электронный ресурс] // URL: https://biography.wikireading.ru/246788 (дата обращения 28.12.23).

  16. Комсомолец (подводная лодка) [Электронный ресурс] // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Комсомолец_(подводная_лодка) (дата обращения 28.12.23).

  17. Гибель «Комсомольца» (К Дню памяти погибших подводников) [Электронный ресурс] // URL: http://www.deepstorm.ru/1989.htm (дата обращения 28.12.23).

  18. Памяти Е.Д. Чернова [Электронный ресурс] // Военное обозрение URL: https://topwar.ru/92549-pamyati-chernova-ed.html (дата обращения 04.03.24).

  19. В Петербурге простятся с героем-подводником Евгением Черновым https://rg.ru/2016/01/31/utrata-site.html(дата обращения 02.03.24).

  20. Пятнадцать лет прошло со дня гибели подводной лодки "Комсомолец" https://rg.ru/2004/04/13/vdovi.html(дата обращения 04.03.24).

  21. АПЛ К-278 [Электронный ресурс] // Общество памяти АПЛ Комсомолец URL: https://opaplkomsomolec.ru/apl-k-278/ (дата обращения 05.03.24).

  22. К 90-летию со дня рождения Героя Советского Союза Е.Д.Чернова. [Электронный ресурс] // Организация ветеранов 3 дивизии подводных лодок URL: http://xn--3-dtbfndbb8p.xn--p1ai/chernov.html (дата обращения 05.03.24).

  23. Краткая хронология гибели АПЛ К-278 «Комсомолец» [Электронный ресурс] // ВК URL: https://vk.com/@-192174402-kratkaya-hronologiya-gibeli-apl-k-278-komsomolec (дата обращения 20.03.2024)

  24. Апальков Ю.В. Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг. Том III: Третье и четвертое поколение АПЛ. - М: «МОРКНИГА», 2012.- 308 с.

  25. Марков Е.М., Марков С.Е. Поэма о «Комсомольце»

  26. Воспоминание. Памяти моряков, погибших в апреле 1989 года на АПЛ «К-278» «Комсомолец». Под ред. Т.В. Акуловой-Конецкой. СПб: Изд-во «Роза ветров» и «XXIV линия». 2013. -296 с.

Просмотров работы: 29