Жизненный путь педагога и наставника, моего прадедушки, Акинфиева Петра Андреевича

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Жизненный путь педагога и наставника, моего прадедушки, Акинфиева Петра Андреевича

Акинфиева З.К. 1
1ЧОУ «Романовская гимназия»
Мацкайлова Е.В. 1
1ЧОУ "Романовская гимназия"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

2023 год Указом Президента Российской Федерации был объявлен годом педагога и наставника. Решение посветить этот год Учителю говорит о значимости этой профессии и той огромной роли, которую играет учитель и наставник в жизни каждого человека.

А 2024 год стал годом семьи. Семья для каждого человека – это самое дорогое, что может быть в жизни. Каждый из нас должен знать историю своего рода, почитать своих предков, любить и уважать родителей, соблюдать семейные традиции.

Поэтому мне было очень важно узнать как можно больше о моем прадедушке Петре Андреевиче Акинфиеве, педагоге, простом труженике, герое Великой Отечественной войны, первом директоре средней школы № 23 города Димитровграда, имя которого сейчас носит эта школа.

Именно такие учителя и наставники воспитывают будущих граждан нашей Родины хорошими и ответственными людьми.

Цель работы – рассмотреть жизненный и педагогический путь моего прадедушки Акинфиева Петра Андреевича.

Задачи работы:

- изучить детские и юношеские годы моего прадедушки и влияние его семьи на выбор жизненного пути;

- рассмотреть курсантские годы жизни Акинфиева Петра Андреевича и его учебу в танковом военном училище;

- выяснить военный путь лейтенанта Советской армии Акинфиева П.А., а также рассмотреть его судьбу во время Великой Отечественной войны;

- узнать педагогический путь моего прадедушки как учителя, а затем директора Димитровградской средней школы № 23;

- изучить детали присвоения школе №23 города Димитровграда Ульяновской области имени Акинфиева П.А., получив необходимые сведения из архивов Музея школы.

Объект исследования – жизненный путь моего прадедушки Акинфиева Петра Андреевича. Предмет исследования – неизвестные страницы биографии моего прадедушки и его педагогический путь.

Гипотеза исследования – роль педагога и наставника в жизни детей очень велика.

В работе были использованы следующие методы научного познания: исторический метод, реализованный с помощью системного подхода, а также методы анализа.

Работа включает в себя: две части, пять пунктов, введение, заключение, список использованных источников, 25 рисунков, 2 таблицы.

В работе были использованы следующие методы научного познания: системный подход, анализ, обобщение, описание, дедуктивный метод.

Информационной базой исследования послужили статьи и книги о Великой Отечественной войне; интернет ресурсы: «Память народа», «Танковый фронт 1939-1945. Все о бронетанковых частях и танкистах Второй мировой»; фото из личного архива автора; материалы, предоставленные музеем школы № 23 имени Петра Андреевича Акинфиева города Димитровграда.

Часть I Биография моего прадедушки Акинфиева Петра Андреевича

1.1 Детские и юношеские годы

Петр Андреевич родился в 1921 году в селе Новиковка Старомайнского района Ульяновской области (см. рис.1). В семье было 6 детей (4 сестры и 2 брата). Время было трудное, голодное. Страна только поднималась после разрухи гражданской войны. С детских лет Петр познал крестьянский труд, в сельскую страду работали в поле от темна до темна. Смышленый, рано научившийся читать, Петр окончил начальную школу в Новиковской сельской школе.

Рис.1 Село Новиковка, детские годы.

Источник фото: [7].

История Новиковской сельской школы имеет богатое прошлое.
В далеком 1880 г. в церковной сторожке дьячок начал обучать детей грамоте. В 1886 г. на горе около церкви было построено специальное помещение для трех классов церковно-приходской школы. В 1895-1898 гг. в школе учился будущий писатель А.С. Неверов (Скобелев), автор знаменитой повести «Ташкент – город хлебный». Десятилетнюю школу Пётр Андреевич окончил в Старой Майне.

Старомайнская средняя общеобразовательная школа №1 была открыта в 1934 году. Прадед был в числе первых выпускников этой школы [7].

Я узнала интересный факт: будучи ещё ребёнком, у родителей прадеда загорелся дом. Взрослые начали бегать, кричать, что б выносили всё самое ценное. Так прадед (ему было лет 7) выбежал во двор, а в руках он держал кастрюлю полную каши. Ценности у каждого свои!

1.2 Военный период жизни прадеда

Военный период в жизни Петра Андреевича продолжался с 15.09.1940 года по 15.12.1945 года.

Начался он в 1940 году, когда прадедушка поступил в Ульяновское военное танковое училище (см. рис.2). Занятия в училище шли по 11 часов в день, плюс 2 часа на самоподготовку. Было очень трудно, но курсанты были молоды и так увлечены идеей овладеть грозным оружием и применить его, если прикажет Родина, что все трудности казались несущественными (См. рис. 3).

   

Рис.2. Мемориальная доска и знамя Ульяновского военного танкового училища

Источник: фото из личного архива автора.

Во время построений курсанты пели песню, которую сами же сочинили:

Бронетанковая школа

Комсостав в стране кует

Танки в бой вести готовы

За трудящийся народ [6].

Рис. 3 В военном училище.

Источник: фото из семейного архива автора.

Великая Отечественная война, которая началась 22 июня 1941 года, застала курсанта Акинфиева в летнем военном лагере.

В 2007 году в Ульяновске вышла книга писателя Геннадия Дёмочкина «Без вины виноватый». Она посвящена гвардии полковнику в отставке, многолетнему преподавателю танкового училища, Юрию Ивановичу Ильину. Юрий Иванович был давним другом моего прадеда Петра Андреевича. Вместе они поступили в танковое училище и учились в нём, а после войны дружили. В этой книге есть воспоминания Юрия Ивановича о том, как для курсантов началась война: «Мы в летнем лагере в Поливно. Сижу в палатке, готовлюсь к экзаменам по политподготовке. Часов в 10 вбегает мой друг Петька Акинфиев. Юрка, бросай учиться, война! Мы эту весть встретили с радостью. Наконец-то мы свои знания сможем использовать на практике! Думали, что война продлится месяца три и надо на нее не опоздать» [5]. (См. рис. 4).

Рис. 4 Выдержка из книги о военных годах жизни Акинфиева П.А. [5].

Курсанты продолжали учиться до октября 1941 года, в конце октября им было досрочно присвоено офицерское звание и всех отправили на фронт.

В неполных 20 лет мой прадед, молодой офицер, командир танковой роты оказался в гуще боев на Юго-Западном фронте в 38-й танковой бригаде, которая вела оборонительную операцию на волчанском и купянском направлениях.

Боевой машиной прадеда стал английский танк «Танк MK», который называли ласково Матильда (см. рис.5).С момента поступления первых партий «Матильд» в Красную Армию наши танкисты хлебнули с ними горя. Это отмечено в массе мемуаров и официальных рапортов.

«Матильды» прибывали в СССР, оснащенные так называемыми «летними» гусеницами, которые не обеспечивали нужного сцепления с грунтом в условиях зимы. А поставки начались в предзимний период. Поэтому были случаи, когда танки скатывались с обледенелых дорог в кюветы. Для решения этой проблемы на траки гусениц приходилось наваривать специальные металлические «шпоры».

Кроме того танки передвигались по сплошной грязи и болотам, и в их гусеницы постоянно набивалась грязь. Двигатель глох, и по воспоминаниям фронтовиков экипажам «Матильд» приходилось останавливаться через каждые 4–5 километров и очищать ходовую часть своих танков ломом и лопатой [9].

Мой прадедушка рассказывал своим внукам, как ему приходилось воевать на этом танке. Зимой в нём было очень холодно, поскольку система отопления в танке не была рассчитана на русские морозы, а летом была другая проблема-жара. В особо жаркие дни спать под танком приходилось, укутавшись мокрой простынёй. И поспать удавалось только до тех пор, пока простыня не высохнет. Воевать в таких условиях было крайне тяжело.

Рис. 5 Английский танк МК «Матильда»

Источник фото [9]:

В 1942 году, 38 танковая бригада принимала участие в Харьковской наступательной операции. Харьковской катастрофой назвали эту операцию впоследствии военные историки.

В эту мясорубку попал и Пётр Андреевич. В одном из боёв танк деда был подбит, он получил осколочное ранение плеча и контузию, но боевые товарищи, оказав первичную медицинскую помощь, отравили его в ближайший медсанбат на проезжающем грузовом автомобиле вместе с другими ранеными красноармейцами (См. рис.6).

Прадед рассказывал, что автомобиль плутал всю ночь по незнакомой местности, и под утро выехал к деревне, в которой должен был находиться санитарный батальон. Но деревня была уже занята немцами, и все бойцы из грузовика попали в плен.

Уцелевшие остатки 38 танковой бригады сумели прорвать оборону немцев и с большими потерями вышли из окружения.

Рис. 6. Подбитый советский танк

Фото из открытых источников.

Из воспоминаний прадедушки: «Начались длительные пешие переходы из одного лагеря к другому. Ночевали под открытым небом. Практически не кормили. Про медицинский уход никто и не мечтал. Раны обрабатывали, как могли, народными средствами». (См. рис. 7).

Рис. 7 Пленные солдаты Красной Армии

Источник фото [12]

Рана от осколочного ранения в плечо никак не заживала, причиняла массу страданий, и в какой-то момент, прадедушка, отчаявшись, пошёл в санчасть лагеря. В лагере санчастью была комната, в которой такой же пленный советский медик оказывал, как мог, посильную помощь раненным бойцам. Врач оказался земляком прадедушки. Эта встреча оказалась судьбоносной. Он оказал посильную помощь и спас прадедушку.

Прадедушка вспоминал: «...самым ценным предметом в лагере был обглоданный кусок коровьего или свиного мосла (См. рис. 8). Мы по очереди обсасывали его и точили об него зубы, поскольку от того, что длительно не употребляли жёсткой пищи, зубы страшно «чесались».

Рис. 8 Солдаты Красной Армии в фашистском лагере военнопленных

Фото из открытых источников

Дела у немцев на фронте шли неважно. Война требовала всё больше и больше солдат, и на территориях, занятых фашистами стало не хватать рабочей силы. В лагеря для военнопленных стали приезжать немцы, румыны, венгры, для отбора военнопленных на принудительные работы.

К фермеру, которому требовались рабочие на хозяйство, и попал Пётр Андреевич и ещё один красноармеец из лагеря. Прадед был крепким мужчиной. Еще он знал немецкий язык, который ему достаточно хорошо давался в школе. Поэтому его и отобрали в батрачество на хозяйство к немцу. Условия жизни были рабские, но немного лучше лагерных. Спали они в сарае, а ели только то, что оставалось недоеденным со стола у немца.

Из воспоминаний прадедушки Петра Андреевича: «У немца была дочка-школьница, которой не давалась математика. Однажды я предложил помочь ей, объяснил какое-то действие. Это оценила хозяйка и стала периодически меня подкармливать».

Война приближалась к границам Германии. Всё слышнее и слышнее было приближение линии фронта. Мысль о побеге не покидала моего прадеда. И когда канонада разрывов стала совсем близкой, Пётр Андреевич решился на побег. Он к нему заранее готовился, собирал, как мог, припасы. Прадедушка предложил бежать и товарищу, но тот отказался. Поэтому рано утром прадедушка осуществил попытку побега.

Он несколько дней тайком пробирался к линии фронта. Однажды прячась от разрывов снарядов, он спрятался в погребе пустого дома. А когда попытался вылезти, услышал русскую речь. Тогда он вышел к бойцам красной армии. Это оказалась разведывательная рота 69-ой механизированной бригады.

Теперь уже бойцы красной армии взяли прадедушку в плен, и повели к командиру. Во время войны порядки были жёсткие, мало кто хотел разбираться кто ты, и почему попал в плен. К тому же в боях против Красной армии активно участвовали «власовцы» (пленные красноармейцы, перешедшие на сторону фашистов).

Вероятнее всего прадедушку бы расстреляли, но тут опять в его жизнь вмешался случай. Именно в это время в штабе пытались допросить языка, то есть плененного немецкого офицера. Но штатный переводчик погиб, а немецкий язык никто не знал. Тогда прадедушка предложил перевести то, что говорил плененный немец. Так, знание немецкого языка дважды спасло ему жизнь.

После проверки данных в особом отделе, прадедушка Пётр Андреевич продолжил боевой путь в 69-ой механизированной бригаде. В составе этой бригады он участвовал в освобождении Будапешта и Праги.

Рис. 9 Сведения о 38-й танковой бригаде

Источник: [8]

Мы попытались проследить боевой путь 38-й танковой бригады, в которой воевал мой прадедушка (см. рис. 9). Оказалось, что 38-я танковая бригада формировалась на основании Директивы Зам. НКО № 260сс/ов от 28.12.1941 г. в период с 15 февраля по 12 апреля 1942 г. Горьковским АБТ центром (г. Дзержинск Горьковской обл.).

  • 8 апреля 1942 г. бригада убыла в район Купянска на Юго-Западный фронт;

  • 12 апреля 1942 г. после формирования бригада была подчинена 6-й армии Юго-Западного фронта;

  • во время Харьковской операции была разгромлена (12 – 29 мая 1942 г);

  • 24 июня 1942 г. на основании Директивы Генерального штаба Красной армии № 987868 от 24.06.1942 г. 38-я танковая бригада была расформирована [8].

Также нам было важно узнать боевой путь Петра Андреевича в составе 69-ой механизированной бригады (См. рис. 10).

Рис. 10. Боевой путь 69-ой механизированной бригады [10].

Войну прадедушка закончил в Праге. Путь к Великой Победе был очень долгим и трудным. Мой прадедушка за доблесть и героизм, проявленный в боях за освобождение нашей Родины, был награжден орденами и медалями (См. табл. № 1). Наша семья передала их в школьный музей.

Таблица № 1. Данные о наградах П.А. Акинфиева в рядах Красной армии.

Награды

Фото

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

 

Медаль «За взятие Вены»

 

Медаль «За оборону Кавказа»

 

Медаль «За взятие Будапешта»

 

Источник: составлено автором.

Поскольку все наградные документы Петра Андреевича были переданы в школьный музей, то мы попытались найти информацию о боевых наградах и орденах на сайте «Память народа», но, к сожалению, не смогли. Но, зато мы узнали, что прадедушка был как-то связан с ОКР «СМЕРШ» (См. рис. 11). 15 мая 1943 года приказом Народного комиссариата внутренних дел СССР был создан Отдел контрразведки (ОКР) «Смерш» НКВД СССР. СМЕРШ (сокращение от «Смерть шпионам!»). Этот отдел занимался поиском предателей. Возможно, знание немецкого языка пригодилось ему и тут.

   

Рис. 11 Запрос о наградах на сайт «Память народа» [10]

Военный путь Петра Андреевича Акинфиева был суровым. Прадедушка был ранен, попал в плен, бежал, продолжил сражаться за свою Родину. Мы гордимся не только нашим прадедом, но и другими известными и безымянными героями и чтим их память.

1.3 Наставнический и педагогический путь

Когда закончилась война, солдаты-победители вернулись домой. Нужно было налаживать мирную жизнь. Петр Андреевич стал работать учителем немецкого языка в сельских школах Самарской и Ульяновской областей.

В 1947 году прадедушка женится. Его женой стала Антонина Андреевна Черняева, которая после окончания Ульяновского медицинского института получила распределение в Самарскую (тогда Куйбышевскую) область в Челновершины, где стала заведующей отделом здравоохранения. Прадед решает продолжить образование и поступает учиться в Куйбышевский педагогический институт (сейчас Самарский государственный социально-педагогический университет), где изучает немецкий язык.

После окончания института прадед стал работать сельским учителем, нарабатывая драгоценный педагогический опыт. В 1957 году его направляют в небольшой город Мелекесс, Ульяновской области, завучем и учителем немецкого языка в недавно построенную школу (см. рис. 12). Школа находилась рядом с железнодорожным вокзалом. Это было деревянное здание, отапливаемое дровами. Прадед вспоминал, что из деревни они привезли всё своё имущество и корову и поселились в доме, неподалеку от работы.

Рис. 12 Начало педагогического пути

Фото из Музея школы №23 г. Димитровграда

В это время в городе Мелекесс началось строительство огромного комплекса объектов научно-исследовательского института атомных реакторов. Для сотрудников будущего научного центра решено было построить новый район, рассчитанный на 50 тысяч жителей. В западном районе Мелекесса в короткие сроки был застроен целый соцгородок.

В новом районе в 1961 году построили первую восьмилетнюю школу, в которую Петра Андреевича направили работать директором. За время работы, с 1960-1963 ему удалось с нуля собрать крепкий коллектив педагогов. Сейчас в здании этой школы находится лицей.

Город рос, увеличивалось количество молодых специалистов, учёных приезжающих в него. Началось строительство нового завода, спутника Тольяттинского ВАЗа, химкомбината. В городе решено было построить новую, современную 10-летнюю школу. Именно таким стал проект строительства школы №23, построенной в центральной части соцгорода. В 1963 году Петр Андреевич возглавил новую школу № 23 и проработал в этой должности 16 лет (см. рис. 13).

Стоит уточнить, что это была первая 11-ти летка построена в городе Мелекессе. Производственная база школы формировалась за счет института атомных реакторов.

Школа на тот момент отвечала всем современным требованиям в области образования и имела профессиональный уклон. Стране и городу нужны были специалисты. Именно поэтому, на территории школы были построены мастерские, где школьники получали предварительное профобразование.

В первые три года своей работы школа № 23 выпустила 11 классов учеников с аттестатами зрелости и с присвоением соответствующей квалификации: токарь, слесарь, радиоэлектронщик, химик-лаборант, швея, озеленитель. Многие ребята поступили в вузы, военные училища, стали работать по приобретенной квалификации.

Рис.13 Школа № 23.

Фото из открытых источников.

Мой прадед внимательно следил за новаторскими идеями в педагогике. Стремился использовать все передовые разработки, направленные на повышение уровня обучения, спортивных, культурно-массовых, творческих и общеобразовательных результатов его воспитанников (см. рис.14). Учащиеся школы неоднократно выходили победителями в различных соревнованиях, олимпиадах, смотрах и конкурсах. В одной из первых в 23 школе был открыт школьный музей.

Рис. 14. В трудовом коллективе.

Источник: фото из личного архива автора.

Работа учителя трудная, требующая большой эмоциональной нагрузки, душевных сил. Поэтому Петр Андреевич требовал от коллектива учителей полной отдачи на работе. Однако он понимал и важность отдыха для учителей, и умел устроить для них настоящий отдых-праздник. Он брал в руки баян, хорошо играл и пел, каждому учителю мог сказать доброе слово, подняв настроение (см. рис 15). Летом, даже во время отпуска, прадедушка собирал учителей отдохнуть на природе и на своей лодке перевозил их на острова Черемшана, давая возможность отдохнуть.

Рис.15. На отдыхе с коллегами.

Источник: фото из личного архива автора.

Петр Андреевич подбирал в свой коллектив талантливых, одаренных учителей, поистине уникальных педагогов. Случайные люди здесь не работали. Любое творческое начинание директора школы с пониманием воспринималось коллективом учителей, подхватывалось и претворялось в жизнь.

После 23 школы, прадедушка был направлен директором в Мелекесскую детскую воспитательную колонию (см. рис. 16). Не простая задача учить детей, имеющих сложную судьбу и находящихся в местах, не столь отдалённых. Но и с ней прадед справился.

Рис.16 Выступление перед воспитанниками детской исправительной колонии

Источник: фото из личного архива автора.

Выйдя на пенсию, прадедушка вёл активный образ жизни. Был членом клуба ветеранов Великой Отечественной войны г. Димитровграда (Мелекесса) (см. рис.17).

Рис.17 С ветеранами.

Источник: фото из личного архива автора.

Петр Андреевич внес большой вклад в развитие образования г. Димитровграда. За заслуги в образовании, долголетний добросовестный труд в 1987 году был награжден медалью «Ветеран труда».

29 июня 2022 года, средней школе 23 г. Димитровграда Ульяновской области присвоено имя Акинфиева Петра Андреевича (см. рис. 18).

Рис.18 Решение о присвоении Средней школе № 23 города Димитровграда имени Петра Андреевича Акинфиева.

Источник: фото из личного архива автора.

К 55 летнему юбилею школы было принято решение установить на фасаде школы мемориальную доску первому директору школы, ветерану Великой Отечественной войны П.А. Акинфиеву (см. рис. 19).

Рис.19 Мы с папой у школы, которая носит имя моего прадедушки.

Источник: фото из личного архива автора.

Петр Андреевич заложил основы деятельности школы № 23, традиции которой сохраняются и поддерживаются и в настоящее время.

Часть II Роль наставника и вклад прадедушки в воспитание подрастающего поколения

2.1 Воспоминания учеников

Каждый бывший ученик школы №23, окончивший ее во время работы Петра Андреевича Акинфиева, с теплотой, уважением и глубокой благодарностью вспоминают этого замечательного человека. И среди всех его человеческих качеств: ума, таланта, трудолюбия, творчества, высокого профессионализма хочется выделить самое главное – человеколюбие.

Он знал по фамилии и имени почти всех учеников школы. Строго держал дисциплину, а самое главное умел поддержать авторитет учителя. «Сначала научитесь, получите образование, а потом критикуйте», - такие внушения он в своем кабинете делал ученикам.

Многие выпускники школы до сих пор с теплотой вспоминают Петра Андреевича (см. рис. 20). Скольким мальчишкам в трудный подростковый возраст он помог не сойти с правильного пути, не забросить учебу, успешно закончить школу. В каждом ученике он видел будущую личность, умел сказать нужное слово для исправления неверных шагов. Многие выпускники школы, следуя примеру Петра Андреевича, также стали преподавателями в учебных заведениях страны.

Нам удалось собрать отзывы благодарных учеников, которые в разные годы учились в школе, где преподавал и был директором Петр Андреевич. Все эти отзывы объединяет глубокое уважение, благодарность и любовь учеников к своему наставнику, который внес большой и неоценимый вклад в их жизнь и будущее (см. табл. №2).

Таблица №2 Отзывы и воспоминания о Директоре школы № 23 Акинфиеве П.А.

   
   

Источник: составлено автором

Таким образом, на основе тех воспоминаний, которые мы получили в процессе работы над проектом, можно сделать вывод: гипотеза о том, что роль педагога и наставника в жизни ученика очень велика верна.

Рис.20 Выпускники школы № 23

Источник: фото из личного архива автора

2.2 Школа и школьный музей МБОУ СШ № 23 им. Акинфиева П.А сегодня.

К сожалению, я не застала прадедушку в живых, поэтому в поиске информации о нем мне помогало много людей, среди них были родственники, коллеги, и бывшие ученики.

Мы с научным руководителем направили запрос в Димитровград в школу № 23 с просьбой предоставить материал из школьного музея (см. рис. 21). Там бережно хранят память о первом директоре и с радостью откликнулись на нашу просьбу помочь с поиском документов и необходимой информации о жизни и трудовом пути Акинфиева Петра Андреевича (см. рис. 22).

Рис. 21. Письмо-запрос в Школу № 23

История школьного музея началась в 1967 году, когда коллектив школы № 23 приступил к созданию коллекции музейных экспонатов посвященных Великой Отечественной войне.

В создании экспозиций и сборе материалов принимали активное участие добровольные помощники: ученики, их родители, учителя, жители города Мелекесса, работники городского краеведческого музея. В школьном музее был представлен раздел: «Великая Отечественная война».

Актив музея вел большую поисковую работу по темам: «Великая Отечественная война и наши земляки», «Никто не забыт. Ничто не забыто», занимались по просьбе родственников поиском воинов, без вести пропавших во время войны, организовывали многочисленные встречи с героями и участниками войны, которые были частыми гостями в школе: Гладких Ф.С., Малькова Ю.С., Акинфиев П.А., Страшнов И.С., Ладейщиков И.П., Жуков А.Н. По результатам областного смотра музей был удостоен почетного звания «Лучший школьный музей». [2]

Рис. 22. Страница Школы № 23 в социальной сети ВК [11]

Школа сегодня – это более 700 творческих учеников, 47 опытных, талантливых и креативных педагогов, а также отличный технический персонал. Работает школа под девизом «Школа для всех, школа для каждого!», бережно соблюдая традиции, которые заложил ее первый директор Акинфиев Петр Андреевич. В школе установили памятный стенд о Петре Андреевиче, где каждый ученик может увидеть преемственность поколений и глубокое уважение к памяти любимого педагога (см. рис. 23).

Рис. 23 Мемориальный стенд в СШ № 23 г. Димитровграда

Фото предоставлено МБОУ СШ №23

Еще один музейный экспонат, который бережно хранит Школа №23 – это книга, о которой мы упоминали в начале работы (см. рис.24). Большую ценность для автора представляет ее автограф.

   

Рис. 24 Музейные экспонаты

Фото предоставлено МБОУ СШ №23

Мы благодарим Администрацию муниципального бюджетного общеобразова-тельного учреждения «Средняя школа № 23 им. П.А. Акинфиева города Димитровграда Ульяновской области» и лично заместителя директора по воспитательной работе Елену Александровну Волкову за помощь в сборе материала и написании этой работы.

В 2023 году Школа №23 отметила свой 60-летний юбилей (см. рис 25).

   

Рис. 25 Юбилей Школы №23 в 2023 году

Фото предоставлено МБОУ СШ №23

Автор планирует продолжить свое исследование, и по приглашению коллектива школы посетит ее с визитом, чтобы лично поздравить школу с 60-ти летним юбилеем и почтить память ее первого директора, своего прадеда Акинфиева Петра Андреевича.

Как сказал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель».

Заключение

Этот проект написан в память о герое Великой Отечественной войны, выдающемся педагоге и наставнике, моем прадедушке Акинфиеве Петре Андреевиче, имя которого носит сейчас Школа №23 города Димитровграда Ульяновской области, где он на протяжении многих лет был учителем и директором.

Петр Андреевич был человеком со сложной судьбой. Мне удалось по крупицам восстановить его военный и жизненный путь. Он родился и вырос в небольшом селе Новиково в многодетной семье. Детство было голодным и очень трудным. Прадедушка много помогал родителям, но успевал хорошо учиться.

После окончания школы он поступил в танковое военное училище и стал курсантом. Но тут началась страшная и кровопролитная Великая Отечественная война. В неполных 20 лет мой прадед, молодой офицер, командир танковой роты оказался в самом пекле боев на Юго-Западном фронте, где его 38-я танковая бригада, вела оборонительную операцию. В 1942 году 38-я танковая бригада принимала участие в Харьковской наступательной операции, которую военные историки впоследствии назвали Харьковской катастрофой.

В одном из боёв танк прадеда был подбит, он был контужен, ранен и попал в плен. Все ужасы плена прадедушка перенес с достоинством и мужеством. Он решился на побег и несколько дней тайком пробирался к линии фронта, пока не дошел до своих. Ими оказались бойцы разведывательной роты 69-ой механизированной бригады. Во время войны порядки были жёсткие, мало времени было разбираться кто ты, и почему попал в плен. Возможно, его бы расстреляли по законам военного времени, но знание немецкого языка дважды спасло ему жизнь.

Войну Петр Андреевич закончил в Праге. Путь к Великой Победе был очень долгим и трудным. Мой прадедушка за доблесть и героизм, проявленный в боях за освобождение нашей Родины, был награжден орденами и медалями. Наша семья передала их в школьный музей.

Когда закончилась война, солдаты-победители вернулись домой. Нужно было налаживать мирную жизнь. После окончания института прадед стал работать сельским учителем Самарской и Ульяновской областей, нарабатывая драгоценный педагогический опыт. Он был первым директором школы № 23 в городе Димитровграде и руководил этим учебным заведением в течение 16 лет, с 1963-1979 годы.

Петр Андреевич внимательно следил за новаторскими идеями в педагогике. Стремился использовать все передовые разработки, направленные на повышение уровня обучения, спортивных, культурно-массовых, творческих и общеобразовательных результатов его воспитанников. Учащиеся школы неоднократно становились победителями в различных соревнованиях, олимпиадах, смотрах и конкурсах. В одной из первых в 23 школе был открыт школьный музей.

Работа учителя трудная, требующая большой эмоциональной нагрузки, душевных сил. Поэтому Петр Андреевич требовал от коллектива учителей полной отдачи на работе. Однако он понимал и важность отдыха для учителей, и умел устроить для них настоящий отдых-праздник. Петр Андреевич подбирал в свой коллектив талантливых, одаренных учителей, поистине уникальных педагогов. Случайные люди здесь не работали. Любое творческое начинание директора школы с пониманием воспринималось коллективом учителей, подхватывалось и претворялось в жизнь.

Петр Андреевич заложил основы деятельности школы № 23, традиции которой сохраняются и поддерживаются и в настоящее время. Многие выпускники школы до сих пор с теплотой вспоминают Петра Андреевича. И среди всех его человеческих качеств: ума, таланта, трудолюбия, творчества, высокого профессионализма хочется выделить самое главное – человеколюбие.

Он знал по фамилии и имени почти всех учеников школы. Строго держал дисциплину, а самое главное умел поддержать авторитет учителя. Скольким мальчишкам в трудный подростковый возраст он помог не сойти с правильного пути, не забросить учебу, успешно закончить школу. В каждом ученике он видел будущую личность, умел сказать нужное слово для исправления неверных шагов.

К сожалению, я не застала прадедушку в живых. В поиске информации о нем мне помогало много людей, среди них были родственники, коллеги, и бывшие ученики. Мы с научным руководителем направили запрос в Димитровград в школу № 23 с просьбой предоставить материал из школьного музея. Там бережно хранят память о первом директоре и с радостью откликнулись на нашу просьбу помочь с поиском документов и необходимой информации о жизни и трудовом пути Акинфиева Петра Андреевича.

Нам удалось собрать отзывы благодарных учеников, которые в разные годы учились в школе, где преподавал и был директором Петр Андреевич. Все эти отзывы объединяет глубокое уважение, благодарность и любовь учеников к своему наставнику, который внес большой и неоценимый вклад в их жизнь и будущее. Многие выпускники школы, следуя примеру Петра Андреевича, также стали преподавателями в учебных заведениях страны.

Таким образом, на основе тех воспоминаний, которые мы получили в процессе работы над проектом, можно сделать вывод: гипотеза о том, что роль педагога и наставника в жизни ученика очень велика верна.

Секрет выдающегося педагога и наставника прост. Он был не только профессионалом своего дела. Он был чутким и внимательным к своим ученикам и коллегам. Петр Андреевич всегда искал что-то ценное в любом человеке. Ведь каждый человек — это, прежде всего, индивидуальность. Прадедушку отличала неукротимая энергия, уважительное отношение к коллегам – учителям, стремление во всем помочь в трудную минуту.

Петр Андреевич внес большой вклад в развитие образования г. Димитровграда. За заслуги в образовании, долголетний добросовестный труд в 1987 году был награжден медалью «Ветеран труда».

29 июня 2022 года, средней школе 23 г. Димитровграда Ульяновской области присвоено имя Акинфиева Петра Андреевича. В год педагога и наставника это событие стало знаковым для школы и для нашей семьи.

Пока жива в наших сердцах память о таких героях и наставниках, то и дело их продолжает жить!

Список использованных источников и литературы

  1. Мы помним вас, сыновья: книга памяти комитета солдатских матерей «Сыновья». – Димитровград: ООО «Издательский Центр ЮНИПресс», 2002.

  2. Архив школьного музея «Фронтовая землянка» МБОУ СШ №23 г. Димитровграда

  3. Документы из личного архива семьи П.А. Акинфиева

  4. Официальный сайт школы МБОУ СШ №23 г. Димитровграда [Электронный ресурс] // dgradschool23.lbihost.ru(дата обращения: 23.01.2024).

  5. Без вины виноватые / Составитель Г.А. Демочкин.- Ульяновск, УлГТУ, 2007. -120с.

  6. Имя героя – школе. Борисова А., Глазкова В.А. // Из материалов, предоставленных Музеем школы №23 им. П.А.Акинфиева города Димитровграда.

  7. О школе [Электронный ресурс] // МКОО Новиковская СШ с. Новиковка. URL: https://shkolanovikovskaya-r73.gosweb.gosuslugi.ru/nasha-shkola/o-shkole/ (дата обращения: 12.01.2024).

  8. 38-я танковая бригада [Электронный ресурс] // Танковый фронт 1939-1945. Все о бронетанковых частях и танкистах Второй мировой. URL: http://tankfront.ru/ussr/tbr/tbr038.html (дата обращения: 19.01.2024).

  9. Скоморохов Р. Другой ленд-лиз. Пехотный танк «Матильда»: странный не значит плохой [Электронный ресурс] // Военное сообщество. URL: https://fishki.net/2792274-drugoj-lend-liz-prodolzhenie-pehotnyj-tank-matilyda-strannyj-ne-znachit-plohoj.html (дата обращения: 19.01.2024).

  10. 69 механизированная бригада [Электронный ресурс] // Память народа. URL: https://pamyat-naroda.ru/warunit/id5809/ (дата обращения: 29.01.2024).

  11. Официальная страница МБОУ СШ №23 г. Димитровграда в Социальной сети ВК [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/public186178420 (дата обращения: 02.02.2024).

  12. Немецкие фото времен Великой отечественной войны 1941г-1943г [Электронный ресурс] // Военное обозрение. URL: https://topwar.ru/page,1,2,714-nemeckie-foto-vremen-velikoj-otechestvennoj-vojny-1941g-1943g.html (дата обращения: 03.02.2024).

Просмотров работы: 15