Герои Великой Отечественной войны живут в наших сердцах

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Герои Великой Отечественной войны живут в наших сердцах

Прокопенко М.С. 1
1МКОУ СОШ №7
Пронькина И.А. 1
1МКОУ СОШ №7
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В 2020 году наша страна отметила 75-летие победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне.

Еще тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

Отгремела Великая Отечественная война. Тяжкие испытания выпали на долю старшего поколения. «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…» - эти слова из песни для нас, россиян, не пустой звук, не просто слова. В каждой семье есть своя маленькая история войны, и мы должны, как можно больше узнать о подвиге наших отцов, дедов, а кому- то прадедов – славных защитников Родины!

Что мы знаем о войне? Немного…

Война - это большое горе для нашей страны, это большие потери для русского народа, это невосполнимая утрата для каждой семьи.

Война закончилась, а память о героях того времени до сих пор жива. И будет жить всегда, пока мы будем помнить о них, даже если пройдет сто и более лет.

Перед нашим молодым поколением стоит задача сохранить мир во всем мире, ведь за него наши деды и прадеды отдавали свои жизни и проливали кровь!

Мы обязаны сохранить память о наших героях - участниках Великой Отечественной войны, гордиться такими людьми, которые отстояли мир на нашей земле. Для прохождения своего жизненного пути мы должны брать пример с достойных людей, которые служат образцом для подражания.

В семье почти у каждого из нас есть свои герои, пусть не в самом высоком смысле этого слова, но люди, внесшие свой посильный вклад в общее дело Победы.

Война не обошла стороной и нашу семью.

Тема моей исследовательской работы «Герои Великой Отечественной войны живут в наших сердцах».

В своей работе я расскажу о прадедушке по папиной линии - Прокопенко Дмитрии Васильевиче, и о прапрадедушках по маминой линии Долгове Игнатии Сидоровиче и Старикове Алексее Васильевиче.

Актуальность: горько осознавать, что остаётся всё меньше и меньше живых свидетелей тех событий, людей, защищавших нашу Родину.

Цель исследовательской работы:

-показать ребятам на примере моего прадедушки Прокопенко Дмитрия Васильевича и прапрадедушках Долгове Игнатия Сидоровича и Старикове Алексея Васильевича мужество, героизм, любовь к Родине, стойкость советского солдата

- сохранить память об участниках Великой Отечественной войны

Задачи:

1.Собрать и изучить материал о ВОВ.

2.Изучить документальные источники о прадедушке и прапрадедушках.

3.Определить роль моей семьи в истории Великой Отечественной войны.

4. Проследить военную биографию моего прадеда и прапрадедов.

5. Привлечь внимание моих сверстников к изучению истории.

6.Провести опрос одноклассников и 3в класса, что они знают о войне.

Объект исследования: биография моего прадеда Прокопенко Дмитрия Васильевича и прапрадедушках Долгова Игнатия Сидоровича и Старикова Алексея Васильевича -

участников Великой Отечественной войны.

Источники исследования:

При написании работы использованы материалы домашнего архива, посещение музея, интернет - ресурсы. Были изучены наградные листы и военный билет. В рамках моего исследования я провела анкетирование среди одноклассников. (Приложение 1).

Мне интересно было узнать, как современные дети относятся к войне.

Гипотеза

Перед нашим молодым поколением стоит задача сохранить мир во всем мире, ведь за него наши деды и прадеды отдавали свои жизни и проливали кровь! Мы обязаны сохранить память о наших героях - участниках Великой Отечественной войны, гордиться такими людьми, которые отстояли мир на нашей земле. Для прохождения своего жизненного пути мы должны брать пример с достойных людей, которые служат образцом для подражания.

Практическая значимость работы

Данная работа может проявить у ребят интерес к сбору информации о своих родственниках. Материалы работы могут быть использованы, как дополнительная информация для проведения классного часа.

Основная часть

2.1 Тавда и тавдинцы в годы Великой Отечественной войны.

 

Июнь, клонился к вечеру закат
И теплой ночи разливалось море
И раздавался звонкий смех ребят
Не знающих, не ведающих горя

Июнь. Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны
А кончится она лишь в 45-м, в мае

А началась эта страшная война так…Ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно без объявления войны напала на нашу страну. Ночью этого же дня войска Германии и её союзников перешли в наступление по всей линии фронта, протянувшейся от Северного Ледовитого океана до Чёрного моря. Никто не знал, что начнётся война, все тихо спали. Удар оказался внезапным. Началась Великая Отечественная война. Стали бомбить и уничтожать города, захватывать в плен наших людей и весь народ встал на борьбу с ним.

Посетив наш музей, Ольга Александровна рассказала мне о жизни нашего города и его жителях в годы войны. (Приложение 2)

Грозная весть о начале войны с Германией собрала тавдинцев на митинг в сад лесокомбината. 25 июня на городской площади, казалось, собрался весь город. Митинг принял резолюцию «Трудящиеся, рабочие, инженеры и техники, служащие, интеллигенция города Тавда… выражают глубокое возмущение бандитским нападением фашистской Германии на нашу священную Родину. Фашистам не бывать хозяевами на Советской земле».

Военкомат становится центром городской жизни. Проводы, слёзы, напутственные слова, клятвы…

За четыре года войны военкомат мобилизовал на фронт 23148 тысяч человек. Каждый третий тавдинец с оружием в руках защищал Родину.

Мужественно и стойко воевали тавдинцы на всех фронтах, около двух с половиной тысяч из них за ратные подвиги награждены орденами и медалями только в годы войны. А скольких ветеранов награды нашли после.

Линия фронта была далеко от нашего города. Но город жил по законам военного времени. За годы войны Тавда приняла 19 эшелонов с людьми, только в ноябре 1941 года наш город принял и разместил 2400 человек.

В городе было развернуто 5 госпиталей, над которыми сразу же взяли шефство предприятия, организации и школы.

«Все для фронта – все для Победы» под таким девизом в годы войны работали трудовые коллективы нашего города.

Срочные военные заказы получил Тавдинский лесокомбинат, здесь было организовано производство ружейной болванки, снарядных ящиков, увеличен выпуск лыж, авиапланки и авиабруска. Только в июле - декабре 1941 года на комбинате было освоено около 10 видов оборонной продукции.

На комбинате в 1942 году сдается в эксплуатацию цех по выработке древесной муки на базе оборудования из Рыбинска. Освоено производство контейнеров для реактивных снарядов, волокуш для транспортировки военной техники.

За самоотверженный труд 79 тавдинцев – тружеников тыла были удостоены орденов и медалей. 4453 труженика тыла были награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне.

22 июля 1941 года первую продукцию выдал Фанерный комбинат. Тавдинские фанерщики своим беззаветным трудом помогли создать для фронта более 30 тысяч истребителей и штурмовиков. За четыре военных года Тавдинский фанерный комбинат выпустил 19,3 тыс. кубометров авиафанеры, 4332 тонны древесно-слоистых пластиков и 4900 кубометров авиационного шпона. Этой продукции по подсчетам специалистов хватило для выпуска 30 тысяч самолетов. К концу войны в Тавде производилось примерно 11 процентов всей клееной фанеры СССР и значительная часть древесно-слоистых пластиков. Выпуск фанеры вырос примерно на 380 процентов.

В годы войны коллективу фанерного комбината неоднократно присуждалось переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны. После войны, учитывая заслуги фанерщиков, Знамя было оставлено коллективу на вечное хранение.

Трудящиеся Тавды с воодушевлением подхватили почин рабочих  Уралмаша по созданию Фронтовых бригад, выполнявших задание на 200 - 300 %.

12 новых видов продукции освоил лесокомбинат. Более 187 тысяч пар лыж армейского образца изготовили рабочие лесокомбината.

30 июля 1943 года вступил в строй гидролизный завод.

Колхозники Тавдинского района только из своих личных сбережений сдали в фонд Красной Армии 4 тысячи 868 килограммов хлеба.

Не только трудовыми подвигами звенела слава уральцев, они активно участвовали в массовых патриотических движениях, внося свои трудовые рубли в фонд обороны, собирая посылки для фронта, участвуя в подписке на военные займы. Усиливая помощь фронту, трудящиеся города и района собрали 667 тысяч рублей на строительство танковой колонны «Свердловский колхозник», 301 тысячу - на вторую колонну танков «Свердловский комсомолец», 83.5 тыс.руб.- на танковую колонну «Чекист Урала».
Среди активных участников фонда обороны- рабочие лыжной фабрики, которые с 1941 года и до конца войны ежемесячно отчисляли свой двухдневный заработок. Всю зарплату от ночных дежурств отчисляли врачи городской поликлиники.

Население города и района собирали и отправляли на фронт различные вещи: кисеты, шерстяные носки, рукавицы, валенки, шапки.

Тимуровцы ухаживали за ранеными в госпиталях и малышами в детских садах, помогали семьям погибших фронтовиков: носили воду, кололи дрова, копали огороды, устраивали шефские концерты. Их добрые дела останутся в благодарной памяти людей.

Из одной только Свердловской области было призвано на фронт более 700 тысяч  человек.

Тавдинским военкоматом, из  Тавдинского и  Таборинского районов,  было призвано 23.148 наших земляков. 

Из  2  районов домой не вернулись  9 282 воина, о них  поименно есть записи  в Книге памяти города Тавды.

 2 450    тавдинцев   удостоены   боевых   наград – орденов и медалей.

Четверо тавдинцев удостоились высокого звания Героя Советского Союза:

Аггей Александрович Елохин,Борис Гаврилович Россохин, Кузьма Андреевич Зуев,

Фёдор Спиридонович Попков.

То, что мы сегодня живем под мирным небом и в свободной стране – заслуга наших отцов и дедов. (Приложение 3)

2.2. Детство и подвиг моего прадедушки Прокопенко Дмитрия Васильевича

Свои воспоминания о войне, о молодых годах, прадедушка рассказывал родным. К большому сожалению, я не видела прадедушку, когда я родилась, его уже не было. Я воспользовалась семейным архивом.

Мой прапрадедушка по папиной линии - Прокопенко Дмитрий Васильевич родился 26 октября 1918 года в деревне Герасимовка, в крестьянской семье. Всё детство прадедушка трудился, помогая своим родителям по хозяйству: выращивать хлеб, кормить животных, выгуливать лошадей и т.д.

В шестилетнем возрасте прадедушка пошел в Герасимовскую сельскую школу. Учился он вместе с пионером-героем Павликом Морозовым. Они вместе сидели за одной партой, были товарищами. Окончив школу, прадед работал кладовщиком. (Приложение 4)

В суровое и грозное время двадцатичетырехлетним парнем мой прадед был призван в ряды Красной Армии Копейским ГВК Челябинской обл., города Копейска 1 мая 1942 года. Призвали его на Ленинградский фронт. Дмитрий Васильевич был командиром группы автоматчиков.

Освобождая город Старая Русса, он получил тяжелое ранение. Минометным снарядом ему оторвало левую руку. После госпиталя, в июне 1943 года, он вернулся домой в деревню Герасимовка и, несмотря на то, что левая рука отсутствовала, прадедушка продолжал работать кладовщиком в родном колхозе, помогая фронту в тылу. В 1945 году, после окончания войны, женился на моей прабабушке Анне Ивановне. 27 апреля 1947 года родился мой дедушка Валерий.

За боевые заслуги мой прадедушка награжден многочисленными наградами, в том числе двумя орденами Великой Отечественной Войны I и II степени и удостоен звания ветерана Великой Отечественной Войны. (Приложение 5). Умер прадедушка 22 ноября 2004 года

2.3. Детство и подвиг моего прапрадедушки Долгова Игнатия Сидоровича.

По крупицам я собирала материал о детстве и подвигах в Великой Отечественной войне своих прапрадедов по маминой линии. В этом мне помогали родственники, рассказывали, кто, что помнит, и мне удалось восстановить и проследить жизненный путь мох прапрадедов.

Мой прапрадедушка Долгов Игнатий Сидорович родился 16 декабря 1915 года в Московской области, Коммунистическом районе, д. Усть - Пристань. Отца звали Сидор, а маму Анисья. У него была сестра Домна. Проживали они в д. Александровск, Таборинского района, Свердловской области.

22 июня 1941 года приказом Таборинского РВК, Свердловской области, Таборинского района призван на войну. Прапрадедушка был красноармейцем – пулеметчиком 810 стрелкового полка 394 стрелковой дивизии Западного фронта в звании рядовой. 28 марта 1943 года во время наступления получил легкое осколочное ранение в левую лопатку, а 22 октября 1943 года во время наступления получил тяжелое осколочное ранение в спину. На фронте находился по 24 апреля 1944 год. Был награжден медалью «За боевые заслуги» и орденом «Красной Звезды». Далее был пальщиком ВВО-4.

Также Игнатий Сидорович был участником советско-финской войны.

У Игнатия Сидоровича с женой Ольгой Никитичной родилось шесть детей: Петр, Мария, Михаил, Василий, Татьяна, Сергей. После войны Игнатий Сидорович работал заготовителем, принимая от населения пушнину. В свободное время занимался охотой и рыбалкой.

Умер в ноябре 1974 года. (Приложение 6)

2.4. Детство и подвиг моего прапрадедушки Старикова Алексея Васильевича

Мой прапрадедушка Стариков Алексей Васильевич родился 14 октября 1908 года в Вятской губернии. Отца звали Василий, а маму Анна. У него был брат Сергей и сестры Валентина, Екатерина. Проживали они в д. Александровск, Таборинского района, Свердловской области.

25 декабря 1941 года приказом Таборинского РВК, Свердловской области, Таборинского района призван на войну. Прапрадедушка был красноармейцем – находился в составе команды № 276 запасного лыжного полка, после был переведен в команду № 275. Во время войны был ранен в правую руку, что в дальнейшем привело к инвалидности. Алексей Васильевич был награжден орденом «Красной Звезды».

У Алексея Васильевича с женой Миланией Петровной родилось тринадцать детей, но в младенчестве пять из них умерло и остались: Екатерина, Михаил, Иван, Антонина, Анна, Валентина, Александра, Николай. После войны Алексей Васильевич работал шорником на конном дворе, а в посевную разнорабочим.

Умер в 18 февраля 1986 года. (Приложение 7)

Заключение

 

Помните! Через века, через года,- помните!
О тех, кто уже не придет никогда,- помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Великая Отечественная… Годы приглушили боль, но не забыт подвиг опаленного войной поколения. По всей Европе от Москвы до Берлина, воздвигнуты памятники и мемориалы советским воинам, на которых высечены и имена воинов-тавдинцев.

Пока мы будем помнить подвиги своих прадедов, гордиться ими, будем так же защищать и любить свою Родину, никакой враг не посмеет ступить на нашу землю.

Мой прадедушка и прапрадедушки не считали себя героями - они выполняли свой долг перед Родиной.

Я горжусь своими предками, они с честью прошли все испытания, которые выпали на их долю. Считаю, нам, многому нужно поучиться у поколения наших «прадедов».

Я горжусь героической историей моей семьи. Мы должны знать об этом и помнить девиз: «Никто не забыт, ничто не забыто». В каждой семье должны трепетно хранить все материалы, связанные с героическим прошлым. Память поколений – бесценное сокровище, благодаря ей, подвиги погибших во имя Родины вечны!

Каждый год 9 мая мы с родителями ходим в Бессмертном полку, чтим память погибшим в годы Великой Отечественной войны.

В мае, накануне празднования 75 –летия Победы мы с братом украшали в доме свои окна.

В сентябре 2020года я приняла участие в муниципальном конкурсе сочинений, посвященному 75 –летию Победы. Заняла 2 место. (Приложение 8)

Вечная слава всем, кто отстоял нашу Родину, кто подарил нам Победу!
День Победы – это праздник, который занимает самое важное место в жизни нашей семьи. Поклонимся всем тем, кто воевал и умирал на фронтах Великой Отечественной войны.

Список использованных источников и литературы.

1. Акаткин В., Таганов Л. Была война. М., «Детская литература», 1984.

2. Великая Отечественная война Советского Союза 1941 - 1945 / Под ред. Хлевнюк О.П. - М.: Академия, 2007.

3. Материалы из семейного альбома.

4. Рассказы родственников

5. Материалы из Тавдинского музея леса.

6. httr://www.podvignaroda.ru/ Общедоступный электронный банк «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»

Приложение 1

Результаты анкетирования обучающихся по теме: «Что ты знаешь о Великой Отечественной войне?»

Результат анкетирования обучающихся 4 класса, 2020 года

Вопросы

Кол-во обучающихся

  1. Что такое война?

  • Гибель близких. Боль и слезы. Страх , ужас

25 чел.

  1. Почему люди воюют?

  • Защищают Родину

  • Другое

19 чел.

6 чел.

  1. Сколько лет прошло со Дня Победы в ВОВ?

  • 75лет

25 чел.

  1. Нужно ли помогать ветеранам?

  • Да, обязательно

25 чел.

В рамках моего исследования я провела анкетирование среди одноклассников, для того, чтобы узнать, как современные дети относятся к войне. В анкетировании приняли участие 25 обучающихся.

По результатам анкетирования я вижу, что современные школьники прекрасно осознают все ужасы той войны, и не хотят, чтобы она повторялась.

Я очень рада, что для моих одноклассников слово «война» - это не простой звук. Ребята знают историю своей семьи, а также имена героев-земляков

Результат анкетирования обучающихся 7 класса, 2024 года

Вопросы

Кол-во обучающихся

  1. Что такое война?

  • Конфликт, борьба между государствами

25чел.

  1. Почему люди воюют?

  • Защищают Родину

  • За территории, ресурсы, власть

5чел.

20чел.

  1. Сколько лет прошло со Дня Победы в ВОВ?

  • 79лет

25 чел.

  1. Нужно ли помогать ветеранам?

  • Да, обязательно

25 чел.

Я продолжила работу по теме своего проекта. Снова провела анкетирование среди одноклассников, и узнала их мнение о войне уже в 13 лет. В опросе принимали участие 25 обучающихся. Проанализировав анкеты, и сравнив их с прошлым опросом, увидела, что ребята более широко раскрывают суть войны, и считают, что помощь ветеранам надо оказывать всегда.

А сейчас посмотрим, как современные дети сегодняшнего времени понимают, что такое война.

Результаты анкетирования обучающихся 3 класса 2024г

Вопросы

Кол-во обучающихся

  1. Что такое война?

  • Гибель близких. Боль и слезы. Страх , ужас

25 чел.

  1. Почему люди воюют?

  • Защищают Родину

  • Нужны новые территории

12 чел.

13чел.

  1. Сколько лет прошло со Дня Победы в ВОВ?

  • 79лет

25 чел.

  1. Нужно ли помогать ветеранам?

  • Да, обязательно

25 чел.

В анкетировании принимали участие 25 обучающихся 3 В класса. Проанализировав их ответы, и сравнив с предыдущими, увидела, что ответы 3 и 7 класса совпадают. Что могу сказать, дети очень хорошо знают тему войны и понимают значение этого слова.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Просмотров работы: 36