Роль и значение орнамента на одежде казах

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Роль и значение орнамента на одежде казах

Жумалиев А.Б. 1
1МБОУ Илекская СОШ№1
Галузина С.С. 1
1МБОУ Илекская СОШ№1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Паспорт проекта

Название проекта

Роль и значение казахского орнамента

Автор проекта

Жумалиев Амир

Аннотация проекта

Данный исследовательский проект Роль и значение казахского орнамента на одежде является первой серьезной самостоятельной работой . В процессе работы над проектом был изучен теоретический материал по теме, проанализированы и обобщены результаты опроса, проведен мастер класс по изготовлению орнамента «Бараньи рога», а так же сделан вывод о выборе орнамента на костюмах казах

Проблема, на решение которой направлен проект

Сегодня многие из младшего поколения не знают историю своего народа и поэтому не чтят традиции своих предков. Каждый народ имеет свои отличительные характеристики, к примеру, орнамент на одежде.

Цель проекта

выяснить основные виды орнамента на одежде казах и определить их значение.

Задачи проекта

1.Изучить литературу по теме исследования

2.Определить виды орнаментов и их значение

3.Изучить технологию изготовления орнамента и научиться изготавливать его своими руками.

4.Проанализировать и сделать выводы о проделанной работе.

Целевая аудитория

Обучающиеся 3 класса

Ресурсное обеспечение проекта

Белый картон, акварель, кисти, непроливайка, карандаш, ножницы

Ожидаемый результат (продукт)

Результаты данного исследования могут быть представлены на уроке «Технологии» в младших классах, на внеклассных занятиях в школе; рассказать об орнаментах на одежде и их значении в дошкольных учреждениях. Провести мастер - класс по изготовлению одного из орнамента, в данном случае «Бараньи рога.

Введение

В современном обществе возрождается интерес к истории казахского народа, к его традициям, культуре, обычаям, быту. Люди подсознательно тянутся к природе, размеренной жизни предков, их житейской мудрости, опыту и спокойствию. Бесценным источником знаний о казахской культуре является декоративно-прикладное искусство.

Одним из интереснейших направлений народного творчества, безусловно, является орнамент на одежде.

Я выбрал эту тему потому, что на одном из наших праздников я обратил внимание на колорит и орнамент костюма. Он был таким красочным, и я задумался, откуда рождаются такие красивые модели, украшенные вышивкой, орнаментом. В нашей семье есть у каждого свой национальный костюм с определенным орнаментом. Мне стало интересно, что означает орнамент на моем костюме.

Актуальность

Сохранение своей истории, свое культурное наследие является одной из актуальных проблем современного общества.  Все мы с вами живем в 21 веке и знаем, первое  представление  о  человеке, его  статусе, профессиональной или этнической принадлежности  дает  одежда. На сегодняшний день возникает много вопросов о значении того или иного орнамента на одежде. Меня заинтересовал этот вопрос, и я решил подробно заняться изучением этой темы, а так же родилась идея провести мастер-класс по изготовлению орнамента со своими одноклассниками. В дальнейшем мне бы хотелось узнать больше про историю казахского национального костюма, поскольку это традиционный костюм нашего народа, а традиции надо уважать и помнить.

Цель: выяснить основные виды орнамента на одежде казах и определить их значение.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие

задачи:

1.Изучить литературу по теме исследования

2.Определить виды орнаментов и их значение

3.Изучить технологию изготовления орнамента и научиться изготавливать его своими руками.

4.Проанализировать и сделать выводы о проделанной работе.

Гипотеза: каждый элемент орнамента имеет своё значение.

В ходе исследования применялись следующие методы:

-анализ;

-синтез;

-сравнение;

-социологический опрос.

Практическое применение. Результаты данного исследования могут быть представлены на уроке «Технологии» в младших классах, на внеклассных занятиях в школе; рассказать об орнаментах на одежде и их значении в дошкольных учреждениях. Провести мастер - класс по изготовлению одного из орнамента, в данном случае «Бараньи рога.

Глава 1. История казахского костюма.

    1. Особенности казахского костюма

Свою работу я начал с того, что попросил своих бабушек и прабабушку рассказать о национальном костюме. В чем его особенность? Я узнал о том, что у прабабушки, в те далекие времена одежда была в основном из кожи

животных.

Ее изготавливали своими руками, они бережно хранились и передавались младшим братьям и сестрам.

Затем стали делать из хлопчатобумажной ткани, предавая ей изящность с помощью узоров.

Сейчас уже, конечно, ткани другие и ввели новые меха: куницы, енота, тигра, соболя, хорька, выхухоли, горностая. Цвета одежды были, в основном: зеленый, изумрудно-синий, алый, серебристый, золотой.

Я выяснил, что, мама, бабушка и прабабушка чтят обычаи и традиции нашего народа.

Так кто же такие казахи и что особенного в их национальном костюме?

 Казахи – это один из древних степных народов. А национальная одежда – это всегда отражение истории самого народа. Наш народ имеет многовековую историю и гордится ей.

 Казахские костюмы можно легко узнать по некоторым признакам:

  • привлекательный приталенный силуэт;

  • зимняя верхняя одежда была более свободной, чаще всего распашного типа;

  • шубы и другие зимние изделия мужчин и женщин всегда запахивались на левую сторону;

  • повседневные и праздничные костюмы щедро украшались вышивкой и красивыми орнаментами;

  • для декорирования одежды использовались меха, лебединый пух, перья птиц, золотые, серебристые и люрексовые нити;

  • наличие высоких шапок, часто украшенных перьями, вышивкой и драгоценными камнями;

  • наряды для наиболее торжественных мероприятий богато декорировались бусинами, драгоценными камнями и ювелирными украшениями.[1]

Сейчас казахские костюмы – это наша гордость, наше отличие от других народностей и в ней заключено множество особенностей, которые имели того, много веков назад особое значение для наших предков.  Национальные костюмы стали пользоваться особой популярность в последнее время. Видимо от того, что можно открыто заявлять о своей национальности и гордиться ей.

1.2.Казахский народный орнамент на одежде.

Первые письменные упоминания о казахских узорах и орнаментах датируются началом XVI века. В древности по орнаменту у казахов можно было определить, к какому роду или жузу относится обладатель орнаментированной вещи.

В эстетической культуре казахского народа орнамент достиг большого разнообразия форм и занял доминирующее место в конце XIX века. Узоры отражали окружающую действительность: так, если XIX веке в одежде преобладали растительные орнаменты, чаще всего — тюльпаны, то после полёта Гагарина в космос,  мастерицы вышивали ракеты и звёзды.[2]

С. М. Дудин выделяет четыре особенности казахской орнаментики: равенство фона и узора, равнозначность мотивов как узора, так и фона, ограниченность цветовой гаммы орнамента и наличие верха и низа в орнаментальных композициях.

Многие предметы казахской национальной одежды украшались орнаментом. Это объясняется тем, что до революции у казахского народа не были развиты такие виды изобразительного искусства, как живопись, графика и скульптура. Мусульманское духовенство считало все, кроме орнаментального узоротворчества, запретным и греховным делом. Ислам запрещал изображать людей и животных, поэтому свои эстетические представления народ мог выразить лишь в орнаментике. Характер орнамента всегда гармонировал с формой одежды или предметом, который наносили узор, соответствовал материалу, из которого он изготовлялся.

Что такое орнамент?

Орнамент — это специфический вид изобразительного искусства, который в символической форме отражает внутренний мир человека и то, что его окружает. Это узоры из ритмически упорядоченных элементов, которые гармоничны по рисунку, композиции, цвету.

Практически все орнаментальные узоры «читались» в свое время совершенно определенным образом. В вышивке мастерицы выкладывали какой-то определенный смысл. Например, у казахов существовал такой обычай: девушка, вышедшая замуж, через некоторое время после свадьбы присылала своим родственникам подарки. И это был не просто подарок, а «весточка» о том, как живет молодая невеста. Если вышит был высокий и худой человек, а рядом с ним полный и маленький, то это означало, что живет девушка плохо. Если же на подарке изображался клюв птицы, то родители знали, что девушка живет в чужом доме как вольная птица. И после этого радостного известия родители невесты устраивали той.

Считалось, что орнамент на одежде защищал владельца, поэтому одежда выступала как оберег и казахи никогда не скупились на ее декорирование. Для украшения одежды использовались оригинальные вышивки, тесьма, кайма и другие элементы.

1.3 Виды и значение орнаментов казах.

Существует много различных классификаций орнаментов.

Однако все они довольно условны, так как далеко не всегда возможно определить границы различий, позволяющих отнести каждый конкретный орнамент к тому или иному виду. Выделяются самые распространенные виды казахских орнаментов:

Зооморфные — стилизованные изображения животных, имеющих большое значение в жизни народа — лошадей, баранов, верблюдов, птиц. Это узоры «рога», «ступня», «птичье крыло», «горб верблюда», «гусиная шейка».

Растительные — стилизованные изображения цветов, тюльпанов, листьев, трилистников, веток, деревьев. Чаще всего такими вышитыми узорами украшали одежду.

Геометрические, состоящие из простых геометрических фигур — треугольников, квадратов, зигзагов. К ним относят клинообразные, бордюрные, узоры «крючок», «амулет». Такие элементы самые древние, ими украшали тканые ковры, их до сих пор используют в амулетах, тумарах.

Космогонические знаки (круги, спирали, кресты), которые символизировали солнце, звезды, землю. Края ковров часто украшали элементом бесконечности. (Приложение 4.).

Повторение в орнаментах одного и того же элемента называется ритмом. Например, повторение несколько раз элемента "қошқармүйіз" - бараньего рога — это ритм. Если "қошқармүйіз" повторяется 5, 6, 7, 8 раз и так до бесконечности — это называется "шетою" — бордюрный орнамент.

Орнаменты в жизни казахов имели разнообразное предназначение: Они украшали домашнюю утварь, юрты, ковры, одежду. Так же орнаменты служили оберегами, особенно на одежде, которую считали защитой от опасностей мира. Орнаменты несли понятный всем смысл, «читались». [3]

Знаковые элементы казахского орнамента. Что означают казахские орнаменты? Каждый элемент орнамента наполнен глубоким смыслом. В зависимости от обстоятельств он может иметь разное значение. Но символика его всегда наполнена позитивом, добрыми пожеланиями, призвана притягивать благоприятные обстоятельства.

Элемент «бараньи рога» (қошқармүйіз)

Флаг Республики Казахстан

Узор, напоминающий закругленные рога барана, — один из самых древних, идущий из скифо-сакской культуры VII–III веков до н. э. Он считается родоначальным, основополагающим элементом. Этот символ с древности олицетворяет высшее божественное начало, избранность. С такими рогами изображались божества античной культуры. Это знак могущества у разных народов. Древний элемент прикладного искусства популярен и узнаваем в современном Казахстане. Национальный орнамент с этим элементом нанесен на государственный символ — флаг РК. У казахов элемент «бараньи рога» символизирует жизненную силу, достаток, земное благополучие. Этот элемент самый применяемый в украшении посуды, домашней утвари, юрты, войлочных изделий. Один из самых распространенных узоров на основе элемента «бараньи рога» — «крестовина». Для этого элементы скрещивают в квадрате, который символизирует 4 стороны света. (Приложение.5)

Элемент «птичье крыло» (кұстаңдай)

Узор навеян наблюдениями за птицей в полете, повторяет в разных вариациях изящные линии крыльев. Часто сочетается с узором «птичий клюв». Это элемент на народном языке выражает пожелания счастья, свободы, независимости. Его часто использовали в украшении одежды, на предметах, предназначенных в подарок.

Элемент «верблюжий след» (түйетабан)

Верблюд — еще одно важное в жизни казахов животное. Он был символом благополучия. Поэтому в национальной орнаменталистике было много элементов, связанных с ним: «верблюжий след», «верблюжья шея», «верблюжий горб». Такими узорами украшали одежду мужчин, отправившихся в далекий путь. Они должны были защитить их, принести удачу и обеспечить благополучное возвращение домой.

Элемент «дерево» (агаш)

Это один из распространенных растительных узоров в вышивании. Им декорировали одежду. В сочетании с цветами и листьями его часто используют в вышивке нарядов девушек и девочек. Элемент восходит к мифу о Мировом дереве (байтерек), символизирующем единство прошлого, настоящего и будущего.

Элемент «гусиная шейка» (қазмойын)

Этот элемент — один из самых изящных и распространенных в орнаменталистике. В его основе символ, напоминающий латинскую букву S, дополнительно украшенную завитками, листочками. (Приложение 9.)

Как видно из всего, сказанного выше, казахский национальный костюм это гордость казах. Казахские костюмы легко узнаваемы, поскольку казахи никогда не скупились на ее декорирование. Каждый элемент орнамента наполнен глубоким смыслом. Орнаменты несли понятный всем смысл, «читались».

Глава 2.Творческий процесс изготовления орнамента «Бараньи рога»

2.1.Социологический опрос

Исследуя историю развития и значения орнамента, я провел социологический опрос. Моей целевой аудиторией являлись обучающиеся 3 класса, интересующиеся вопросам орнамента. В своей анкете предложил ребятам ответь на несколько вопросов. Предлагаю вам результаты этого опроса

Анкета состояла из 3 вопросов и называлась «Что такое орнамент». (Приложение 1.)

Данное анкетирование  проводилось с целью выяснить о познании и отношении учащихся к народному творчеству, в частности к орнаментальным традициям.

Полученный результат был представлен в диаграмме 1

Анализируя ответы ребят, делаю выводы:

что познания у моих одноклассников по данной теме невелики, я решил рассказать им всё, что знаю сам о костюмах казах, орнаменте и его значении. Показал им, как менялся вид казахской одежды, познакомил их с видами орнаментов, с их предназначением. Так же я показал им свой национальный костюм и рассказал, из каких тканей его сшили, рассказал о значении моего орнамента на моем костюме и провел мастер-класс с одноклассниками по изготовлению одного из орнаментов моего костюма «Бараньи рога».

Рисунок 1. Орнамент «Бараньи рога»

Я выбрал этот орнамент, поскольку он является самым важным и значимым узором на национальном костюме казах. У казахов элемент «бараньи рога» символизирует жизненную силу, достаток, земное благополучие. Этот элемент самый применяемый в украшении посуды, домашней утвари, юрты, войлочных изделий. Один из самых распространенных узоров на основе элемента «бараньи рога» — «крестовина». Для этого элементы скрещивают в квадрате, который символизирует 4 стороны света.

2.2. Технология изготовления орнамента «Бараньи рога».

После того, как мои одноклассники заинтересовались орнаментами и их значением, мы перешли ко второму этапу работы над исследованием, к изготовлению орнамента своими руками.

Порядок работы, каждое действие по изготовлению орнамента я комментировал и показывал, как правильно нужно рисовать детали, чтобы орнамент получился аккуратным. Необходимый материал (белая бумага А4, карандаш, ножницы, гуашь, кисти и вода) были приготовлены заранее. Последовательно, шаг за шагом, ребята выполняли орнамент.

Ребята были увлечены работой, помогали друг другу, делились впечатлениями. (Приложение 2.)

2.3. Мастер – класс изготовления орнамента «Бараньи рога».

Для своего мастер - класса я выбрал орнамент под названием «Бараньи рога».

  1. По моему мнению, это самый распространенный орнамент на одежде казах

  2. Наиболее интересен по своему исполнению и у него значимое значение.

  3. Расход материалов минимальный.

  4. Не представляет опасности для окружающих.

Материалы для работы:

  1. Белый лист бумаги А4

  2. Карандаш

  3. Ножницы.

  4. Гуашь, кисти и вода

Последовательность выполнения работы:

  • Берем белый лист бумаги А4 складываем его пополам

  • На свернутом листе рисуем карандашом орнамент

  • Вырезаем

  • Выполняем в красном цвете. Наш орнамент готов!

(Приложение 3.)

Подведение итога мастера-класса

«Не зная традиций своего народа, невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов. Мы, будущее нашего народа, должны знать культуру своего народа, его язык и традиции».

2.4. Перспективы развития проекта

Результаты данного исследования могут быть представлены на уроке «Технологии» в младших классах, на внеклассных занятиях в школе; рассказать об орнаментах на одежде и их значении в дошкольных учреждениях. Провести мастер - класс по изготовлению одного из орнамента, в данном случае «Бараньи рога.

Заключение

В результате проделанной работы я сделал вывод, что орнамент имеет большое значение в жизни казах. Узоры для народа казахи – целая система, которая заменяла письменность и сопровождала человека от его первых шагов до смерти.

Моя гипотеза о том, что важно знать значение орнамента на одежде казах подтвердилась. Я считаю, что казахские национальные орнаменты узнаваемы среди множества произведений других народов. Они отвечают высоким художественным требованиям, имеют большие декоративные возможности и демонстрируют народные традиции, поэтому так ценятся современниками.

Я провел мастер-класс по выполнению казахского орнамента для моих сверстников. Моим одноклассникам понравился рассказ о казахском орнаменте, и они с удовольствием выполняли работу гуашью и красками.

Выполняя этот проект, я познакомился с разнообразием казахских орнаментов и научился изготовлять простые орнаменты своими руками. В дальнейшем я хочу продолжить исследовать казахскую национальную одежду и приобщить своих одноклассников к национальному культурному наследию Родины.

Список используемой литературы и интернет источников

  1. Буткевич Л. М.. История орнамента. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по специальности "Изобразительное искусство" - Изд. 2-е, Москва : 2014. – 264с

  2. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды: Учеб. Пособие для нач. проф. образования – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 184 с.

  3. Ибраева К.Т. Казахский орнамент: Учебник для сред. спец. учеб. Заведений. – 3-е изд., испр. и доп. – Алма-ата: Гл. ред. Каз. Сов. Энцикл., 1987. – 534 с.

  4. https://www.nur.kz/family/school/1551418-kazakhskiy-ornament-ego-znachenie/

Приложение 1.

Анкета

«Что вы знаете об орнаменте»

1.Знаешь ли ты, что такое орнамент?

2. Знаешь ли ты, зачем казахи украшали свою одежду орнаментами?

3. Знаете ли вы виды орнаментов и их значение на одежде казах?

Приложение 2.

Технологическая карта по изготовлению орнамента «бараньи рога» .

                                                                                                                                                          

Порядок действии

эскиз

инструменты

1

белую бумагу складываем вдвое вдоль  горизонтальной линии

 

Линейка, карандаш

2

На свернутой бумаге рисуем карандашом орнамент и вырезаем

 

Линейка, карандаш, ножницы

3

Развертка орнамента

 

 

 

 

Приложение 3.

Наша работа.

Просмотров работы: 39