Формирование патриотизма на основе личного примера участника специальной военной операции, выпускника Обь-Юганской школы Баранова Олега

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Формирование патриотизма на основе личного примера участника специальной военной операции, выпускника Обь-Юганской школы Баранова Олега

Баранова В.О. 1
1НРМОБУ "Обь-Юганская СОШ"
Атаманюк Л.А. 1
1НРМОБУ "Обь-Юганская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сегодня многие наши соотечественники – люди разных национальностей, вероисповедания, плечом к плечу защищают нашу Родину. В зоне боевых действий специальной военной операции сражается много людей с нашего посёлка, выпускники Обь-Юганской школы. Сражаются против неонацистов и киевского режима. За справедливость. Смелость и отвага, патриотизм и готовность к самопожертвованию каждого солдата достойны уважения. Я считаю, что все бойцы уже герои и их намного больше, чем мы можем представить.

Тема моей работы актуальна, поскольку воспитание патриота является приоритетной задачей государства и выступает главным объединяющим фактором, помогающим преодолеть невзгоды, выстоять в трудные периоды истории. Патриотическое воспитание неразрывно связано с историей, не может считаться цивилизованным общество, если составляющие его граждане не будут ощущать потребности обогатить и приумножить историческое наследие, бережно относиться к своей Отчизне, культурным и историческим ценностями. Поэтому важно воспитать патриота и гражданина своей страны, и на примерах современных героев доносить до молодого поколения любовь к своему государству, к своей семье, к своему народу.

Объект исследования: специальная военная операция.

Предмет исследования: боец батальона Баранов Олег.

Цель исследования: на примере выпускника Обь-Юганской школы, участника специальной военной операции, способствовать формированию патриотического воспитания у моих сверстников.

Задачи:

  1. Изучить литературу;

  2. Ознакомиться с материалами о ходе специальной военной операции;

  3. Провести опрос обучающихся;

  4. Подготовить материал для создания и открытия в школе постоянного стенда «Герои среди нас».

Гипотеза: я считаю, что личный пример бойца, участника специальной военной операции, может служить образцом в формировании патриотизма у подрастающего поколения. Пример героя должен положительно сказаться на характере человека и мотивировать достойных патриотов России на благородный и самоотверженный поступок.

Методы исследования:

  1. Теоретический (работа с литературой и ресурсами сети Интернет).

  2. Сбор фотоматериала для стенда «Герои среди нас».

  3. Метод опроса (онлайн анкетирование).

  4. Сопоставление материала с последующим обобщением полученных результатов.

Теоретическая значимость:

Моя работа может использоваться при проведении цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном», учителями-предметниками на уроках истории и на внеклассных мероприятиях.

Практическая значимость: материал исследования станет основой для создания и открытия в школе постоянного стенда «Герои среди нас», которая станет местом притяжения обучающихся и будет способствовать воспитанию чувства гордости за своих героев – выпускников Обь-Юганской школы.

Глава 1

1.1. Сущность понятия «патриотизм»

Одним из основных направлений политики России в области образования является воспитание патриотизма у подрастающего поколения. Проблема патриотического воспитания всегда была приоритетной в различных образовательно-воспитательных концепциях.

Патриотическое воспитание как проблема достаточно изучена в психолого-педагогической литературе. Однако единого и точного определения не имеется, но есть разные точки зрения. Проблеме воспитания патриота посвящены работы Банникова Л.В.,1 Волкова А.С.2, Шкробовой М.А.3 В работах освещаются вопросы воспитания патриотической позиции и гражданской зрелости.

Обратимся к ключевым понятиям нашей работы.

В.И. Даль рассматривает патриотизм через толкование термина патриот: «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм – любовь к Отчизне»4.

Известный русский филолог Сергей Иванович Ожегов даёт нам следующее толкование: «Патриот – человек, проникнутый патриотизмом. Человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-н. Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу» 5.

Русский литературный критик В.Г. Белинский говорит, что «Патриотизм – это желание видеть в своей родной стране идеал человечества и по всей мере своих сил этому поспешствовать».6

М.В. Циуллина патриотическое воспитание объясняет как «процесс и результат освоения ценностей, с опорой на уникальность и самоценность отечественной культуры». По её мнению, «при организации патриотического воспитания» необходимо учитывать «роль активной социообразовательной среды»7.

М.И. Банников определяет сущность патриотического воспитания как «процесс целенаправленного формирования социальной позиции, выражающейся в готовности отстаивать государственные интересы, защищать свою страну»8

Быть патриотом означает всегда и всюду ощущать свою сопричастность к тому, что происходит в Отечестве. Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Если я разделяю унижение моего дома, я могу повлиять на его судьбу. Он неотделим от меня, как я неотделим от него. Но если я не приму на себя его унижения, мой дом, брошенный на произвол судьбы, погибнет, а я пойду один, покрытый славой, но еще более ненужный, чем мертвец»9.

Родина – это не только родные просторы и отеческий дом. Это прежде всего наши люди. Для человека Родина всегда была свята и почитаема и защищали её как святыню. Именно в таком понимании Родины, на мой взгляд, берёт своё начало патриотизм. Я полностью поддерживаю слова президента Российской Федерации В.В. Путина о том, что «России сегодня необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме»10.

Я восхищаюсь патриотизмом, который сегодня показывает наш народ. И это не желание отличиться, а настоящее воспитанное чувство на генетическом уровне. Каждый день мы видим подвиги, которые превосходят подвиги Великой Отечественной войны. Это говорит о том, что у обыкновенных ребят в экстремальных условиях «просыпается» способность к подвигу.

1.2. Специальная военная операция. Начало.

В мае 2022 года президент России Владимир Путин в ходе заседания Госсовета заявил, что ко всем участникам специальной операции на Украине нужно относиться как к героям. «Вне зависимости от того, какие у них будут награды или есть, это люди, которые рискуют своим здоровьем и жизнью ради людей и детей Донбасса, ради России. Они все герои, именно так: каждый подвергает свою жизнь смертельной опасности, идёт на это сознательно»11, — заявил он. Да, Россия-традиционно богата героями. Откуда же берутся эти смельчаки?

«Штык, быстрота, внезапность-это вожди россиян»12 - писал Александр Суворов в своей знаменитой книге «Наука побеждать». Наш великий полководец знал цену своим словам. Но главное - он знал цену своим чудо-богатырям-воинам, прошедшим с ним огонь и воду и не потерпевшим ни одного поражения. Секрет побед на суше и на море сокрыт в самих россиянах. Наши предки вынуждены были постоянно оборонять свои границы. Много раз сильные и смелые противники пытались уничтожить плоды усилий нашего народа, обратить в рабство. Но безрезультатно! На защиту Родины вставали русские дружины на Куликовом поле в 1380 году, полки императорской армии под Бородино в 1812 году, дивизии народного ополчения под Москвой в 1941. И всегда наши воины знали, во имя чего жертвуют собой. И за многие столетия воины получили славу народа-победителя. И друзья, и враги отмечали необыкновенную стойкость и терпение солдата. А те, кто его недооценивал, потом, как правило, сильно об этом жалели. Как говорил прусский король Фридрих Великий после битвы под Цорндорфом в Бранденбурге в августе 1758 года между русскими и прусскими войсками: «Русского солдата мало убить, его надо еще и повалить!»13. Поскольку редко бывают даже проигранные сражения, в которых проигравший своей стойкостью вызывает большее восхищение победителя, чем даже его собственные воины.

У каждого поколения была своя война: Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война, Афган, Чечня… Операция в Сирии. Все эти войны болью отзываются в наших сердцах. Наша великая Россия – всегда помогала народам, нуждающимся в помощи.

Спустя семьдесят восемь лет после Победы в Великой Отечественной войне эстафету мужества принял Донбасс. Жители Донбасса были вынуждены встать на защиту своей свободы, правды и своей культуры, когда силы, захватившие власть на Украине, окончательно отказались от мирного разрешения конфликта.

Более 30 лет Россия пыталась договориться со странами НАТО о единых принципах безопасности в Европе. Однако Североатлантический альянс был заинтересован лишь в расширении своего влияния, в том числе путем военного освоения территории Украины, взращивания и укрепления антироссийский настроений.

Целых 8 лет братские республики Донбасса страдали от геноцида, а НАТО и союзники продолжали накачивать Украину вооружением.

24 февраля 2022 года президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин объявил о начале специальной военной операции. «В соответствии со статьёй 51 части 7 Устава ООН, с санкции Совета Федерации России и во исполнение ратифицированных Федеральным Собранием 22 февраля сего года договоров о дружбе и взаимопомощи с Донецкой народной республикой и Луганской народной республикой мною принято решение о проведении специальной военной операции (…) Главная цель - помощь Донецкой и Луганской народным республикам, на территории которых последние восемь лет не прекращаются обстрелы. Перед нашими военными поставлена задача свести до минимума потери личного состава и мирного населения при выполнении боевых заданий. »14, - сказал Президент в своем обращении гражданам России.

Президент Владимир Путин назвал ее целью «защиту людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима». Для этого, по его словам, планируется провести «демилитаризацию и денацификацию Украины», предать суду всех военных преступников, ответственных за «кровавые преступления против мирных жителей» Донбасса. По заявлению Минобороны РФ, Вооруженные силы наносят удары только по военной инфраструктуре и украинским войскам и, на 25 марта, выполнили основные задачи первого этапа – существенно снизили боевой потенциал Украины. Конечная цель операции, по словам верховного главнокомандующего, — «освобождение Донбасса и создание условий, которые бы гарантировали безопасность самой России»15.

Я понимаю, что решение о проведении специальной военной операции наш президент В.В. Путин принял правильно, так как многолетние издевательства над мирными жителями Донбасса не имеют никаких оправданий. Наши солдаты ценой своей жизни и здоровья осознанно защищают мирных жителей, свою Родину, другого выхода в данной ситуации нет и быть не может.

Наши солдаты осознанно защищают мирных жителей, свою Родину ценой своей жизни и здоровья.

Киевский режим при поддержке западной «империи лжи» создает России огромную опасность. России не оставили выбора, и иным, кроме военной операции, способом защитить себя от действий националистической хунты невозможно.

Военнослужащие защищают не только братский народ, но и отдают свои жизни за нашу безопасность, за чистое небо над нашей головой.

Жаль, что за это приходится платить такую высокую цену. Мы все в долгу перед этими ребятами. Они герои- такие же, как и их прадеды в годы Великой Отечественной войны.

Глава 2.

2.1 Герои среди нас

Настоящие патриоты существуют не только на страницах учебников истории, в нашей стране они были и будут всегда. И это доказывает тот факт, что за время спецоперации на поле боя отличились уже более 100 военных. Наши ребята героически идут вперед, несмотря на обстрелы, закрывают от пуль своих товарищей и защищают мирных жителей. Я проживаю в небольшом посёлке, откуда на защиту Донбасса отправились уже 7 человек, выпускников Обь-Юганской школы, это:

Артём Мухамедович Х., выпускник 2004 года

Зухраб Энверович К., выпускник 2010 года

Кирилл Андреевич С., выпускник 2010 года

Семён Алексеевич К., выпускник 2014 года

Анатолий Юрьевич А., выпускник 2019 года

А имена двух выпускников белая стая журавлей Расула Гамзатова выкликает уже с неба:

Я поднимаю глаза к небу и внимательно слушаю их голоса:

- Баранов Олег Александрович, выпускник 2005 года, орден Мужества посмертно;

- Петрищев Евгений Игоревич, выпускник 2015 года, орден Мужества посмертно;

Герои СВО – люди, для которых Родина и Россия – единые понятия. Настоящие патриоты.

Они не сдаются и не падают духом, готовы отдать свою жизнь ради победы над нацизмом.

Во время визита советских рабочих в США Генри Форд спросил: "Почему ваши солдаты с гранатой на танки бросались? Им так много платили?" Ему ответили: "Вам этого не понять." И сегодня запад не сможет понять подвиг русских, освобождающих Украину от нацизма.

Мы всегда будем помнить имена бойцов, отдавших жизнь за справедливость, свободу, историческую память! Я горжусь людьми, продолжающими дело наших прадедов. И один из них, такой же герой, настоящий патриот своей страны, обычный парень - мой папа, Олег Баранов.

2.2. Родом из Молдовы

Баранов Олег Александрович

Мой папа родился в 26 июня 1989 года в республике Молдова, с.Балкауцы. В семье он был третьим ребенком, но старшая сестра, которой бабушка с дедушкой дали имя Алена, умерла еще младенцем.

У папы очень рано умер отец, мой дедушка Александр Андреевич. Это случилось, когда папе было всего 6 лет. У дедушки было больное сердце. Бабушка, Любовь Васильевна, растила одна двоих детей.

В 1997 семья переехала в Россию, в п. Юганская Обь Нефтеюганского района, где папа и окончил среднюю школу в 2005 году.

После окончания школы в 2005 году поступил в БУ СПО ХМАО-Югры «Ханты-Мансийский колледж сервиса и технологий» на автомеханика.

В ноябре 2008 г. папа поступил на срочную службу по призыву в Вооруженные силы России. На тот момент мне было уже 9 месяцев. Мы с мамой ждали его возвращения. Служил он 12 месяцев в г. Шиханы Саратовской области в химических войсках в звании рядового.

После военной службы работал в ТФ «Мостотряд-15» монтажником, в ПАО «Сургутнефтегаз», последнее время трудился в ООО «РН-Бурение» помощником бурильщика.

Мой папа был очень добрым, веселым, любящим человеком. Настоящим патриотом.

В детстве увлекался спортом, занимался хоккеем, футболом. Любил возиться с техникой, ходить на рыбалку.

21 сентября 2022 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации». И в первую группу отправки мобилизованных попал мой папа Олег Александрович. Это было 29 сентября 2022 года. Этот день наша семья не забудет никогда. Мы с сестрой, в силу своего возраста, не совсем понимали цели и задач специальной военной операции, поэтому провожать папу было очень больно. Сегодня мы понимаем, какую работу выполнял наш папа в спецоперации защищая нашу страну и борясь с нацизмом. Это поступок настоящего мужчины.

Первый мобилизационный пункт был развернут в концертном центре «Юность» г. Нефтеюганска. На автобусах их доставили до железнодорожного вокзала г. Сургут.

Затем из г. Сургут эшелон с мобилизованными из разных городов Югры отправился до учебного подразделения, где им предстояло пройти военную подготовку. Изначально было объявлено, что призывников направят в воинскую часть. Но только в пути мобилизованные узнали, что они едут в учебную часть.

Мобилизованные из ХМАО, проходившие боевое слаживание в гарнизоне, вышли с инициативой создать именной батальон. В октябре уже потихоньку родился костяк будущего батальона, в который вошли в основном мобилизованные из Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района, Нефтеюганска, Лангепаса, Пыть-Яха и нескольких других муниципалитетов. «Нашлись, притерлись, служим!» - говорили воины.

В гарнизоне папа находился до 17.12.2022 г., а вечером 17.12.2022 папа в составе батальона был направлен в зону СВО (г. Донецк).

Со 2 января 2023 г. нес службу в составе батальона на Авдеевском направлении, в окопах на первой линии стрелком мотострелкового батальона.

23 апреля 2023 года Вооружённые силы РФ штурмом взяли позиции противника под Невельским. ВСУ атаковали южнее Марьинки и немного продвинулись. Отмечалось подтягивание личного состава и техники ВСУ к линии соприкосновенья в Запорожье. Дроны-камикадзе уничтожили огневые точки украинских нацистов в н.п. Первомайское. Артиллерия нанесла удар по противнику в районе сосредоточения. В этот же день, 23 апреля, бойцы батальона несли боевое дежурство по охране линии обороны. Они находились на «опорнике» на линии боевого соприкосновения. Со стороны противника начался интенсивный обстрел, и миномётный удар пришелся прямо по опорному пункту вблизи Авдеевки. В результате обстрела погибли три человека: это 22-летний Максим Твердохлеб и 35-летний Антон Гаськов из города Пыть-Ях, и мой отец 33-летний Олег Баранов из Нефтеюганского района. «У нас большая беда, мы потеряли трех своих братьев.

За свой подвиг папа награждён медалью «За мужество и отвагу».

Мы гордимся отцом и стараемся сохранить о нем память.

3. Уроки жизни

В ходе написания работы вспомнились внеурочные занятия «Разговоры о важном», на которых неоднократно поднимались темы патриотизма и героизма наших воинов. Я понимаю, что уже сейчас, в школьные годы, закладывается гражданская позиция и неравнодушное отношение к жизни. «В ходе специальной военной операции солдаты и офицеры защищают наших людей, территориальную целостность России, ее право на суверенное развитие, отстаивают исторический выбор, который в 2022 году сделали жители ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, а в 2014-м — крымчане и севастопольцы. Вся Россия, весь наш многонациональный народ поддерживает наших доблестных воинов, гордится верными сынами и дочерями Родины»16,— сказал глава государства на встрече с выпускниками военных вузов.

По словам российского президента, нравственной основой для офицеров всегда были любовь к родине и «чувство ответственности за ее судьбу». «Испокон веков наши офицеры выбирали воинское дело по призванию и по велению сердца, служили родине верно и преданно»,— добавил он.

Именно эти качества, считает Владимир Путин, так же, как «талант полководцев, мужество и стойкость солдат и командиров, единение всего народа», имели решающее значение в сражениях, которые определяли судьбу не только России, но и всего мира.

4. Анкетирование и интерпретация результатов

В целях изучения общественного мнения провела анкетирование на тему «Патриотизм и современные герои». В опросе приняли участие 34 человека.

При первом опросе на вопрос «Считаете ли вы себя патриотом своей страны» утвердительно ответили 82,4 % опрошенных, и 17,6 % считают себя патриотами частично. Отрицательного ответа ни один респондент не дал.

Большинство респондентов (58,8%) считают, что на формирование патриотических чувств повлияли родители, 47% – окружающие люди, друзья, 44 % – школа, 38% – средства массовой информации.

32 человека (94% опрошенных) согласились с тем, что сегодня нужно больше внимания уделять патриотическому воспитанию детей и молодежи. Причём в первую очередь необходимо «рассказывать и объяснять историю России, её войны и подвиги», «подавать пример», «приводить примеры патриотизма», «воспитывать патриотизм с раннего возраста» и др.

О целях СВО знают 91% опрошенных, и 68% готовы встать на защиту Родины на полях специальной военной операции.

85% опрошенных считают, что бойцам неведомо чувство страха, и 97% считают участников СВО героями. Но в то же время только 1 респондент указал, что все участники специальной военной операции являются героями. 14 человек смогла назвать одну фамилию, 3 человека назвали по 4 и 5 фамилий соответственно.

Второй, контрольный, опрос был проведён после открытия постоянного стенда «Герои среди нас». По результатам анкет участников 94% опрошенных считают себя патриотами, 100% согласны с тем, что нужно больше внимания уделять патриотическому воспитанию детей и молодёжи и 88% готовы при необходимости встать на защиту Родины. 73% опрошенных смогли назвать 7 имён выпускников – участников СВО, 27 % - 6 фамилий.

Заключение

Актуальность моей исследовательской работы доказана. Важно воспитать патриота и гражданина своей страны и как важно на примерах современных героев доносить до молодого поколения любовь к своему государству, к своей семье, к своему народу.

Поставленная цель работы достигнута, что доказывают результаты контрольного опроса. Задачи выполнены:

ознакомилась с материалами о ходе специальной военной операции;

провела анкетирование и узнала, что известно о специальной военной операции и его героях моим одноклассникам, другим учащимся школы;

подготовила материал для создания и открытия в школе постоянного стенда «Герои среди нас». В ходе работы видела много фотографий Героев СВО разной национальности и вероисповедания, но, у всех у них есть одна общая черта – в их глазах отражаются золотые купола, синева рек и озер, березовые рощи и обещание, которое они обязательно выполнят: «Не бойся, Вика, победа будет за нами!»

В заключении хочу отметить, что в процессе работы мои одноклассники сделали первый шаг на пути к главному выбору всей дальнейшей жизни - решению служить в рядах Вооруженных сил России.

Вспомню и слова нашего выдающегося героя – маршала Константина Рокоссовского, который начал свой боевой путь рядовым добровольцем в Первую мировую войну: «Величайшее счастье для солдата- сознание того, что ты выполнил свой солдатский долг, долг тяжкий и благородный, выше которого нет ничего на земле!» И только людям, по-настоящему любящим свое Отечество, присуще это чувство.

Формирование патриотических чувств у современной молодёжи на примерах героев сегодня является немаловажным. Нравственные качества личности развиваются на примерах не только былинных героев, или героев прошлого, но и современных. Поэтому необходимо расширять представление подростков и детей о героях – патриотах своей Родины и героических поступках, воспитывать чувство гордости за героев, которые живут и жили среди нас. Именно от этого зависит, как в будущем будут относиться взрослые люди – нынешние ребята – к нашей стране и к ее событиям. То, что сейчас происходит, - это большая веха в новейшей истории. Сегодняшнее поколение пишет эту историю, от нас зависит как мы ее расскажем.

Список использованной литературы

  1. Банникова Л.В. Воспитание патриотизма у учащихся 6-8 классов в учебной и внеклассной деятельности. -М.: 2005

  2. Волков А.С. Кадеты России. Исторический аспект// Формы и методы патриотического воспитания молодёжи. – Рязань, 1996

  3. Даль В.И. Иллюстрированный словарь русского языка/Даль В.И.- М.: Эксмо, 2010.

  4. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская АН.; Российский фонд культуры; 3-+е изд., испр. И доп.-М.:АЗЪ, 1995.

  5. Шкробова М.А. Свобода и необходимость//Граждановедение.-1999.-№ 35.

  6. Циулина М.В. Патриотическое воспитание школьников возможностями социообразовательной среды. Челябинск, 2012.

  7. https://ru.citaty.net/avtory/vissarion-grigorevich-belinskii/

  8. https://www.kommersant.ru/doc/6055838

  9. https://www.interfax.ru/russia/227124

  10. https://iz.ru/1339936/2022-05-25/putin-nazval-geroiami-uchastnikov-spetcialnoi-operatcii-po-zashchite-donbassa

  11. https://www.kommersant.ru/doc/6055838

Приложения.

1 Банникова Л.В. Воспитание патриотизма у учащихся 6-8 классов в учебной и внеклассной деятельности. -М.: 2005

2 Волков А.С. Кадеты России. Исторический аспект// Формы и методы патриотического воспитания молодёжи. – Рязань, 1996

3 Шкробова М.А. Свобода и необходимость//Граждановедение.-1999.-№ 35. С. 3

4 Даль В.И. Иллюстрированный словарь русского языка/Даль В.И.- М.: Эксмо, 2010. (стр. 207)

5 Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская АН.; Российский фонд культуры; 3-+е изд., испр. И доп.-М.:АЗЪ, 1995. (стр. 486)

6 https://ru.citaty.net/avtory/vissarion-grigorevich-belinskii/

7 Циулина М.В. Патриотическое воспитание школьников возможностями социообразовательной среды. Челябинск, 2012.

8 Банников М.И. Патриотическое воспитание. Челябинск, 2019

9 Экзюпери А де С. Планета людей/Антуан де Сент-Экзюпери – М., 1991. – с. 84

10 https://www.interfax.ru/russia/227124

11 https://iz.ru/1339936/2022-05-25/putin-nazval-geroiami-uchastnikov-spetcialnoi-operatcii-po-zashchite-donbassa

12 https://belkadet.by/wp-content/uploads/Суворов-Наука-побеждать2.pdf

13 https://dzen.ru/a/YSj00M-CjkVOSrcr

14 https://yandex.ru/video/preview/3841349442797118114

15 https://www.kommersant.ru/doc/5229815

16 https://www.kommersant.ru/doc/6055838

Просмотров работы: 125