Письменность древних египтян

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Письменность древних египтян

Ананьева Л.Д. 1
1МАОУ СОШ № 96
Журавлёва М.А. 1
1МАОУ СОШ № 96
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Почему человек должен знать и изучать историю, в том числе историю Древнего Мира и других народов? Я думаю, что в процессе получения информации, ее анализа, сопоставления и сравнения у нас развивается способность к анализу, построению логических цепочек, появляются навыки размышлять, критично смотреть на факты и выводы, а значит, быть независимыми в суждениях и поступках. Благодаря этому у человека, сообщества людей, народа, появляется иммунитет и защита от манипуляции и управления другими людьми и народами. История – это накопившийся опыт народов и цивилизаций. Изучая и зная его, мы выявляем основные закономерности и законы развития общества и человечества, узнаем о конкретных фактах и нас уже сложно будет убедить в том, что чья-то искаженная трактовка прошлого является истинной. Поэтому актуальность изучения событий прошлого обосновывается необходимостью разбираться в событиях настоящего. Язык, как и письменность, являются нашим способом передачи информации от предков потомкам, сохраняют нашу идентичность, а значит, независимость и суверенитет. Поэтому мне особенно интересно понять, как происходила эволюция письменности народов мира, как это влияло на их развитие и угасание, что является условием непрерывного развития общества и государства.

Цель данной работы – познакомиться с особенностями древнеегипетской письменности и провести анализ имеющихся исторических данных, ознакомиться с различными теориями происхождения письменности, ее эволюции, практическом значении в хозяйстве и науке этой древней цивилизации. Мы узнаем, как жили древние египтяне, как учили своих детей, как было устроено народное хозяйство и где и каким образом в нем использовали письменность, как шло развитие разных видов науки и на чем основывались взгляды древних на устройство мира и законы его развития. Полученные данные и сделанные выводы помогут нам лучше узнать особенности развития цивилизации Древнего Египта, понять значение письменности и системы образования для развития и эволюции человека и общества как формы его социальной самоорганизации.

Для достижения этой цели я поставила следующие задачи:

1. Описать иероглифы Древнего Египта, их отличия от современных букв.

2. Выявить особенности письменности Древнего Египта;

3. Изучить практику применения письма и обучения ему.

4. Показать способы измерения времени в Древнем Египте как важного условия существования общества.

5. Изучить общепринятый способ прочтения письменности древних египтян и познакомиться с альтернативными теориями ученых.

Методы исследования, которые я применила: обработка, систематизация материала и полученных результатов, сравнение литературных данных.

Гипотезой моей работы стало предположение: древнеегипетская письменность появилась как результат эволюционного развития древнего общества и трансформировалась в соответствии с его потребностями.

  1. Иероглифы.

Высокие стены египетских зданий покрыты таинственными символами. Какие-то необычные изображения составлены в длинные ряды. В них можно разглядеть и животных, и людей, и даже архитектурные сооружения того времени.

Так почему же эти нарисованные фигурки встречаются в Египте настолько часто? Дело в том, что все эти символы обозначают конкретные вещи.

Это и есть древнеегипетская письменность, отличающаяся от привычной нам системы написания слов с помощью букв. Небольшие рисунки египтяне называли древними письменами, или иероглифами.

Иероглифы — письменные знаки, которые используют и использовали раньше в некоторых странах. Один иероглиф может обозначать букву, слог, слово или даже словосочетание.

Удивительно, но в древней египетской письменности насчитывается более семисот иероглифов. Изначально каждый иероглиф представлял собой зарисовку конкретного слова. Например, круг обозначал «солнце», рисунок ног означал «идти».

Из-за их изобразительной элегантности Геродот и другие выдающиеся греки считали египетские иероглифы чем-то священным, поэтому они называли их «священным письмом». Таким образом, слово иероглиф происходит от греческого hiero «святой» и glypho «письмо». На древнеегипетском языке иероглифы назывались меду «нетджер» - «слова богов», поскольку считалось, что письменность — изобретение богов. Шрифт состоял из трех основных типов знаков: логограмм, обозначающих слова; фонограммы, представляющие звуки; и определители, помещаемые в конце слова, чтобы помочь прояснить его значение. В результате количество знаков, используемых египтянами, было намного выше по сравнению с алфавитными системами: первоначально использовалось более тысячи различных иероглифов, а затем их количество сократилось примерно до 750 во время Среднего царства (2055–1650 гг. До н.э.). В 1820-х годах нашей эры француз Жан-Франсуа Шампольон, как известно, расшифровал иероглифы, используя Розеттский камень II века до нашей эры с тройным текстом: иероглифическим, демотическим и греческим. Египетские иероглифы читаются либо столбиками сверху вниз, либо рядами справа или слева. Как и большинство древних письменностей, происхождение египетских иероглифов плохо изучено. Однако существует несколько гипотез, которые были выдвинуты. Одна из наиболее убедительных точек зрения утверждает, что они происходят от наскальных изображений, созданных доисторическими охотничьими сообществами, жившими в пустыне к западу от Нила, которые, очевидно, были знакомы с концепцией общения посредством визуальных образов. Некоторые из мотивов, изображенных на этих наскальных изображениях, встречаются также на керамических сосудах ранних додинастических культур Египта.

  1. Египетский текст.

На первый взгляд, у египтян была логичная и простая система письма, но в ней был недостаток. Она не передавала звуки, поэтому многие слова было невозможно изобразить. К таким словам относились, например, имена или названия.Но египтяне нашли отличное разрешение этой языковой несостыковки. Они решили использовать определенные иероглифы в качестве согласных букв.

Например, слово «рот» теперь обозначал еще и звук «р». По такой же логике иероглиф «хлеб» использовался в качестве звука «т» (на египетском языке «хлеб» звучит как «тэ»). Кроме того, иероглиф мог означать и набор согласных звуков. Например, иероглиф «мотыга» (на египетском «мер») означал еще и сочетания звуков «м» и «р». Необычная черта древней египетской письменности заключается в том, что в ней нет гласных звуков. Поэтому, иероглиф «дом» мог означать все слова, в которых есть сочетание букв «д» и «м». Например, «дама» или «идем». Но чтобы не запутаться, египтяне писали дополнительный иероглиф после основного. Дополнительный иероглиф не читался, но помогал понять смысл предыдущего. То есть слово «идем» обозначалось как два иероглифа — «дом» и «ноги». По такому же принципу египтяне писали имена. Например, если мы с вами хотели бы написать имя Мария, то написали это с помощью иероглифа «мотыга» («мер») и дополнительного иероглифа «человек», который указывал бы на принадлежность этого имени определенному человеку.

Конечно, в египетском письме с иероглифами было много тонкостей и правил. Выучить письменность мог далеко не каждый. Именно поэтому все грамотные египтяне, в частности писцы и жрецы, считались очень уважаемыми людьми.

По мере развития египетской письменности на протяжении ее долгой истории были разработаны различные версии египетского иероглифического письма. Помимо традиционных иероглифов существовало еще два рукописных эквивалента: иератический и демотический. Иероглифический - это была самая старая версия сценария, отличавшаяся элегантным графическим оформлением. Эти знаки обычно встречаются в надписях на памятниках и погребениях.

Иератический- поощряемые жрецами и храмовыми писцами, желавшими упростить процесс письма, иероглифы постепенно стали стилизованными и превратились в иератическое «священническое» письмо. Считается, что иератика была изобретена и развита более или менее одновременно с иероглифическим письмом. Некоторые из иероглифов, найденных в гробницах, датированных около 3200-3000 гг. до н.э. имел форму царских серехов, стилизованного формата имени царя. Некоторые серехи, написанные на керамических сосудах, имели иероглифы в рукописном формате, что, возможно, является преждевременной стадией иератики. Иератика всегда писалась справа налево, в основном на остраках (глиняных черепках) и папирусах, и использовалась не только в религиозных целях, но и в государственных, коммерческих и частных документах.

Демотический - еще более сокращенное письмо, лишенное каких-либо графических следов, известное как демотическое «популярное», вошло в употребление примерно в VII веке до нашей эры. Египтяне называли это сех шат, «письмо для документов». За исключением религиозных и погребальных надписей, демотическое постепенно вытесняло иератическое. В то время как иератика все еще несет в себе некоторые следы изобразительного иероглифического облика, демотика не имеет изобразительного следа, и демотические знаки трудно связать с эквивалентным им иероглифом.

  1. Египетский папирус

На каком материале писали жители Древнего Египта?

Папирус — это растение (cyperus papyrus), которое когда-то в изобилии произрастало, в основном в дикой местности дельты Египта, но также и в других местах долины реки Нил, но сейчас встречается довольно редко. Бутоны папируса раскрылись из горизонтального корня, растущего на мелководье в пресной воде и глубоко насыщенном иле Дельты. Стебли достигали 5 м высотой, оканчивались мелкими коричневыми цветками, часто приносившими плоды. Эти растения когда-то были просто частью естественной растительности региона, но как только люди нашли для них утилитарное применение, их начали выращивать и использовать на фермах, собирать большие объемы урожая, и их запасы истощались. Папирус до сих пор существует в Египте, но в значительно меньшем количестве.

Древние египтяне брали стебли папируса, а затем разделяли их на тонкие продолговатые полоски. После этого все полоски выкладывались в ряд на какой-то гладкой поверхности. Сверху раскладывали новый слой полосок из стебля, но уже поперек предыдущим. В конце производственного процесса египтяне клали на стебли плоские камни, чтобы волокна тростника выделяли растительный сок. Когда такие тростниковые листы высыхали, то становились очень похожи на бумагу. Если старый папирус был полностью заполнен иероглифами, к нему прикрепляли новый лист. Поэтому с каждым разом поверхность для письма становилась все длиннее.

В целях более удобного хранения длинный папирус сворачивали. Сверток папируса назывался свитком. В одном из музеев мира хранится древний свиток, длина которого составляет более 40 метров.

Папирусный свиток — свернутая трубкой или валиком рукопись на полосе папируса.

Папирус Египта наиболее тесно связан с письмом — на самом деле английское слово «бумага» (paper) происходит от слова «папирус», — но египтяне нашли для этого растения множество применений, помимо поверхности для письма для документов и текстов. Папирус использовался в качестве источника пищи, для изготовления веревок, для сандалий, для коробок, корзин и циновок, в качестве оконных штор, материала для игрушек, таких как куклы, в качестве амулетов для защиты от болезней горла и даже для изготовления небольших рыбацких лодок. Он также играл роль в религиозной преданности, поскольку его часто связывали вместе, образуя символ анк, и предлагали богам в качестве дара. Папирус также служил политическим символом благодаря его использованию в Сма-Тави, знаке единства Верхнего и Нижнего Египта. Этот символ представляет собой букет папируса (связанный с Дельтой Нижнего Египта), связанный с лотосом (символом Верхнего Египта).

Папирус, главное портативное средство письма в Египте, появился во времена Первой династии (ок. 3000–2890 гг. до н. э.): самый ранний из известных нам сохранившихся примеров происходит от чистого свитка, найденного в гробнице Хемаки, чиновника короля Дена. Египетские писцы использовали папирус и другие альтернативные поверхности для письма, в том числе доски для письма, обычно сделанные из дерева. До конца Восемнадцатой династии (1550-1295 гг. до н.э.) эти доски были покрыты слоем белой штукатурки, которую можно было мыть и штукатурить, образуя удобную поверхность многоразового использования. Примеры глиняных табличек, популярного носителя информации в Месопотамии, датируемые поздней эпохой Древнего царства (2686-2160 гг. до н. э.), были найдены в оазисе Дахла, районе, расположенном вдали от различных мест, где производился папирус. Кость, металл и кожа были другими материалами, используемыми для письма. Также были найдены сохранившиеся надписи на коже, относящиеся к Новому царству (1550-1069 гг. до н.э.), но сохранность кожи плохая по сравнению с папирусом, поэтому нет уверенности в том, насколько широко использовалась кожа.

  1. Школы Египта.

Даже в далекой древности в крупных государствах уже существовали школы. Как правило, школы основывались неподалеку от храмов. Несложно догадаться, что учителями в ней были мудрые жрецы. Они обучали писцов и молодых жрецов, передавая им все накопленные за долгие годы знания. Однако далеко не для каждого египтянина школа была доступным местом. Дети простых жителей, а также семьи ремесленников и земледельцев не могли позволить себе такое высшее благо, как образование. Удовольствие было крайне дорогим, ведь даже папирус стоил немалых денег. Именно поэтому учеников сначала обучали письму на осколках старой посуды. Только после долгих тренировок на керамических предметах в руки молодого писца доверяли драгоценный папирус.

Дети писали на папирусе тонкой веточкой, которая напоминала кисточку. Чаще всего в их пенале хранилась красная и черная краска. Ее разводили водой и использовали в качестве чернил. Красной краской обычно выводили начало предложений. Учеников обучали не только писать и выводить иероглифы, но и вести счет. Математика была полезна во времена Древнего Египта. Почему? В те времена было необходимо рассчитывать материалы для строительства зданий, вести перепись населения, следить за уплатой налогов. Еще одной популярной наукой в Древнем Египте была астрономия.

Астрономия — наука, которая занимается изучением космического пространства и небесных тел.

Египетская культура и образование сохранялись и контролировались главным образом жрецами, мощной интеллектуальной элитой египетской теократии, которая также служила политическим оплотом, предотвращая культурное разнообразие. Гуманитарные науки, а также такие практические предметы, как естественные науки, медицина, математика и геометрия, находились в руках священников, которые преподавали в формальных школах. Профессиональные навыки, относящиеся к таким областям, как архитектура, инженерное дело и скульптура, обычно передавались вне контекста формального образования.

Египтяне создали два типа формальных школ для привилегированной молодежи под руководством правительственных чиновников и священников: одну для писцов, а другую для священников-стажеров. С 5 лет ученики поступали в школу письма и продолжали обучение чтению и письму до 16—17 лет. В 13—14 лет школьники проходили также практику на отделениях, к которым их готовили. Обучение священству началось в храмовом колледже, куда мальчики поступали в возрасте 17 лет; продолжительность обучения зависело от требований к различным священническим должностям. Неясно, составляли ли практические науки часть систематически организованной учебной программы храмового колледжа. Жесткие методы и строгая дисциплина применялись для достижения единообразия в культурной передаче, поскольку отклонение от традиционного образа мышления было строго запрещено. Типичными методами были тренировка и запоминание. Но, как уже отмечалось, египтяне также использовали метод работы-учебы на заключительном этапе подготовки писцов.

  1. Как египтяне отслеживали время?

Астрономия была незаменима, так как с помощью отслеживания перемещений звезд и планет жрецы могли составить календарь. А благодаря такому календарю они могли наиболее точно предсказать день, когда Нил станет полноводным. Разлив Нила являлся поистине знаменательным событием в Египте, поэтому жрецы считали своим долгом следить за всеми временными циклами. Календарь — система счисления временных периодов, основанная на периодичности движения небесных тел. Как же египтяне измеряли время в течение одного дня? С помощью водяных часов. Водяные часы — это сосуд с отверстием на дне. Вода медленно капала из сосуда, определяя сколько времени за сегодняшний день уже «утекло». Важно понимать, что жрецы не просто смотрели на звезды и пытались отследить траекторию их движения. Они старались познать суть этих небесных тел, связать эти светила с магической силой богов.

По этой причине тайные знания о божественном мире передавались только внутри семьи жрецов. Простые люди не должны были приближаться к главным секретам мироздания.

Древние египтяне были одной из первых культур, которые широко делили дни на общепринятые равные части, используя ранние устройства для измерения времени, такие как солнечные часы, теневые часы и мерхеты (отвесы, используемые ранними астрономами). Обелиски также использовались для чтения тени, которую они создают. Часы были разделены на дневные и ночные, а затем на более мелкие часы.

Несмотря на приписывание Геродотом изобретения солнечных часов вавилонянам в 430 г. до н.э., самыми ранними известными солнечными часами были простые гномоны египетского происхождения, изобретенные около 3500 г. до н.э. Со временем были разработаны более сложные устройства, самые ранние из сохранившихся - это солнечные часы из известняка, датируемые 1500 годом до нашей эры, обнаруженные в Долине царей в 2013 году. Они были найдены в жилом районе строителей и разделили дневное время на 12 часов. части, возможно, использовались для измерения рабочего времени.

Теневые часы представляли собой модифицированные солнечные часы, которые позволяли более точно определять время суток, и впервые были использованы около 1500 г. до н.э. Их главным нововведением стал модифицированный, более точный гномон, который позволял делить ночное время на 50 частей с дополнительными двумя «сумеречными часами» — утром и вечером. Гномон теневых часов состоял из длинной ножки, разделенной на шесть частей, а также приподнятой перекладины, отбрасывавшей тень на отметки. Эти ранние часы утром были направлены на восток, а в полдень их поворачивали на запад, чтобы измерить тени, отбрасываемые заходящим солнцем. Концепция размеренных теней была адаптирована в более крупные и публичные конструкции в виде обелисков. Маркеры вокруг обелиска будут обозначать единицы времени, включая утро и день, а также летнее и зимнее солнцестояние для церемониальных целей.

  1. Загадка иероглифов. Как была разгадана тайна иероглифов?

Легендарное событие произошло два века назад. В Египте был найден большой камень, на котором было множество надписей. Примечательно, что надписи были написаны иероглифами, а рядом виднелись их расшифровки на греческом языке. Ученый из Франции Жан-Франсуа Шампольон обратил внимание на то, что многие иероглифы обведены овалом. Овальные рамки встречались столько же раз, сколько в греческом тексте упоминалось имя фараона Птолемея. После этого наблюдения Шампольон выдвинул предположение о том, что писцы Древнего Египта по-особому выделяли имена своих фараонов. Эта теория подтвердилась, когда на другом камне обнаружились овальные рамки, которые в греческом переводе совпадали с именем царицы Клеопатры. Кроме того, имена Птолемей и Клеопатра имеют общие звуки. Поэтому, когда два овала с иероглифами сравнили между собой, то обнаружили, что некоторые иероглифы совпадают. Тогда Шампольон и убедился: иероглифы — это способ передачи египетских слов или, иными словами, письменность. А еще стало понятно, что иероглифы могут обозначать определенные звуки.

Многие годы иероглифы вообще не были понятны. В 1798 году Наполеон Бонапарт отправился в Египет со многими исследователями, и они скопировали несколько египетских текстов и изображений. Год спустя был найден Розеттский камень — указ Птолемея V, с тем же текстом, написанным греческим, демотическим и иероглифическим письмом. Наконец Жан-Франсуа Шампольон разгадал тайну. Он определил имя Птолемея V, написанное на Розеттском камне, сравнив иероглифы с греческим переводом. Затем он продолжил изучать имена, используя обелиск из Филе (сейчас Дорсет, Англия). На обелиске были написаны имена Птолемея и Клеопатры. Это позволило сделать вывод, что древнеегипетская иероглифическая письменность представляла собой смесь сигналов, обозначающих звуки, идеи и слова, а не общий алфавит. Достижение Шампольона в расшифровке Розеттского камня раскрыло тайну древнеегипетской письменности и позволило миру, наконец, приобщиться к истории Египта.

  1. Древнеегипетская иероглифика - славянская письменность?

При дешифровке письменностей Древнего Египта важная роль отводилась надписям, выбитым на Розеттском камне. Этот камень был найден 15 июня 1799 года офицером французских войск П. Бушаром во время сооружения форта вблизи от арабского городка Розетта, расположившегося в западной части дельты Нила. Камень был отправлен в Институт Египта в Каире. Так как французский флот был полностью уничтожен английским флотом под командованием адмирала Нельсона, вследствие чего прервалась связь войск Наполеона с Францией, французское командование решило оставить Египет, передав найденные древнеегипетские памятники, в том числе и Розеттский камень, англичанам.Розеттский камень имеет высоту 114,4 см, а ширину 72,3 см. Он является фрагментом высокой стелы. На лицевой поверхности камня выбиты три надписи: в верхней части – иероглифический текст, посередине – демотический текст, внизу – текст на древнегреческом языке. В основном, сохранились 32 строки демотического текста. Из иероглифического текста сохранились только последние четырнадцать строк, но и они отколоты все четырнадцать на правой стороне, двенадцать – слева. Иероглифические надписи на камне идут справа налево, т. к. головы людей и животных смотрят вправо. Т. о., окончания двух строк (тринадцатой и четырнадцатой) остались до нашего времени в неизменном виде, что дало возможность дешифровать иероглифическую письменность Египта.

В 2005 году македонскими учёными Т. Бошевским и А. Тентовым был представлен международному научному сообществу труд, явившийся результатом исследований, проведенных в рамках проекта “Дешифровка среднего текста Розеттского камня”, который был осуществлён при поддержке Македонской академии наук и искусств. В 2003 году, приступая к исследованиям, македонские учёные были уверены, что язык среднего текста Розеттского камня, который они собирались исследовать, определенно должен обладать характеристиками славянского языка. Македонские учёные решили, что раз Древним Египтом долгое время правила древнеславянская династия Птолемеев, родиной которых была древняя Македония, то и дешифровку демотической письменности необходимо осуществлять на основе славянских языков.

Их гипотеза нашла подтверждение в результатах исследований, к которым пришли македонские учёные. Результатами их исследования стала идентификация и звуковое отождествление силлабических графем среднего текста Розеттского камня, обозначающих 27 согласных и 5 гласных. Язык среднего текста Розеттского камня – славянский.

8. Русские надписи на древних реликвиях Египта.

Академик В.А. Чудинов в своих работах также уделил много внимания дешифровке древнеегипетской письменности. Он делает следующие выводы: «Таким образом, я объяснил 75% египетских алфавитных знаков из руницы, что трудно считать чисто случайным совпадением. Полагаю, что мне удастся объяснить и какую-то часть из оставшихся знаков, если лучше вникнуть в смысл изображенного предмета. Поэтому я считаю, что задача, поставленная перед первым исследованием связи египетских знаков с руницей, выполнена. Уже на сегодня ясно, что по меньшей мере 3/4 алфавитных знаков египетских иероглифов представляют собой «дотянутые» до вида известного их повседневности предмета лигатуры знаков руница или отдельные знаки руницы, хотя два знака отражают целые кирилловские тексты.

Этого пока еще мало для того, чтобы читать по-новому египетские тексты, но этого уже вполне достаточно, чтобы понять перспективность изучения египетского письма с точки зрения славянской руницы». Славянская руница – это существовавшая, по мнению многих исследователей, дохристианская письменность славян. То есть доктор философских наук, профессор, академик РАЕН В.А. Чудинов считал, что древнеегипетские иероглифы и славянская руница – это одна письменность, а значит – это одни человеческие цивилизации и, может, один народ. В книге В.А. Чудинова «Вселенная русской письменности до Кирилла» он показывает многочисленные русские надписи на древних реликвиях Египта, тем самым доказывает свою гипотезу о том, что именно славяне населяли Древний Египет наряду со многими другими территориями древнего мира. В приложении можно будет увидеть пример такого изображения.

Также и небольшая книжка И.В. Ташкинова (84 с.) посвящена доказательству связи культуры Египта и Руси. В её заключении он пишет: «В результате рассмотрения археологии Египта и территории Причерноморья была не только подтверждена вероятность переселения высокоразвитых энеолитических индоевропейских племён в район Северной Африки, но и установлена связь археологических культур Египта и Причерноморья» (1, с. 79).

Это особенно интересно нам, жителям Кубани, современного Причерноморья.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив литературу, я пришла к следующим выводам.

Древнеегипетская цивилизация просуществовала много столетий и даже тысячилетий. Это была устойчивая и сильная система управления обществом, основанная в том числе на науке, знаниях и необходимых инструментах, одним из которых является письменность. Весь период существования и развития Древнего Египта сопровождали различные изменения в его обществе и системе его управления. Вместе с обществом менялась и письменность, - помимо традиционных иероглифов постепенно появилось еще два рукописных ее эквивалента: иератический и демотический. Сам смысл иероглифов также говорит о том, что люди меняли их значение и способ написания по мере появления новых общественных потребностей о необходимости передачи информации, ее уточнения и детализации. Менялось и количество иероглифов. Изучив папирусное письмо и систему обучения ему в Древнем Египте, мы убеждаемся в том, что оно действительно имело практическое значение, как и математика, астрономия, широко использовавшиеся в этом обществе. Измерение времени в этом важном вопросе для нас тоже как маркер или индикатор уровня развития цивилизации и общества. Конечно, важным элементом общественной вертикали Древнего Египта было жречество. И оно очень серьезно влияло в том числе на письменность и ее использование в культовых сооружениях, изображениях богов и правителей того времени. Современные ученые в основном занимаются изучением этих артифактов. И многие данные говорят о том, что древняя египетская цивилизация не была изолирована от мира, а во многом имела много общего с культурами других народов или даже являлась их частью. Это распространяется в том числе и на письменность и мне кажется, что ученым еще есть что изучать и сопоставлять, чтобы доказать эту гипотезу или опровергнуть ее.

Мы же можем сделать вывод: цели, которые ставились в этой работе, достигнуты, - гипотеза об эволюционном развитии древнеегипетской письменности в целом в ходе работы подтвердилась. Письменность действительно является инструментом управления обществом и меняется в зависимости от его потребностей или потребностей властьимущих

Список использованной литературы:

1. Матье М. Э. «Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта». М.: Восточная литература, 1996.

2. Ассман Я. «Египет: Теология и благочестие ранней цивилизации». М.: Присцельс, 1999.

3. Коростовцев М. А. «Писцы Древнего Египта». СПб.: Нева, 2000.

4. Перепелкин Ю. Я. «История Древнего Египта». СПб.: Нева, 2000.

5. Большаков А.О. Человек и его Двойник: Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства. СПб.: Алетейя, 2000.

6. Египетский язык иератика и иероглифическое письмо, Туктаров Ю.А., 2021.

7. История Египта c древнейших времен до персидского завоевания

Джеймс Брэстед, 2021.

  1. Носовский Г. В. Русь и Рим. Славяно-тюркское завоевание мира. Египет / Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко. 3-е изд., испр. И доп. – М.: Астрель, АСТ; Полиграфиздат, 2010.

  2. В.А. Чудинов «Вселенная русской письменности до Кирилла», Альва-Первая, 2007.

Приложение

        1. Иероглифы

        1. Египетский текст

        1. Египетский папирус

        1. Школы Египта

        1. Как египтяне отслеживали время?

        1. Загадка иероглифов. Как была разгадана тайна иероглифов?

        1. Древнеегипетская иероглифика – славянская письменность?

        1. Русские надписи на древних реликвиях Египта

Просмотров работы: 43