Влияние классической музыки на математические способности

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние классической музыки на математические способности

Чувашова В.А. 1
1МОБУ "Муринская СОШ №3"
Черняева Н.О. 1
1МОБУ "Муринская СОШ №3"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Музыка – математика чувств,

а математика – музыка разума.

Джеймс Джозеф Сильвестр

(английский математик)

Музыка и математика – это две крайности среди наук. Но с давних пор учеными найдена связь между ними. Первым, кто обнаружил связь между математикой и музыкой был Пифагор. Путем долгих и сложных исследований, ему удалось доказать, что музыка математична, а математика музыкальна. Пифагор исследовал это с помощью удара молота. И пришел к выводу, что тональность звука напрямую зависит от веса и размера молота.

Музыка давно стала неотъемлемой частью нашей жизни, как и математика. Мы слышим ее в разных жанрах, и в зависимости от этого, она по-разному влияет на человека.

Музыка и математика являются моими самыми любимыми предметами. Я учусь в музыкальной школе имею хорошие успехи по математике. Именно поэтому мы решили посвятить свою работу следующим вопросам:

  • если связь между моими успехами в математике и занятиями музыкой?

  • могут ли занятия музыкой повлиять на интеллектуальные способности школьников?

Актуальность: данная тема является актуальной, так как многие люди ищут методы развития способностей и интеллекта детей. Музыка, которая сопровождает нас во многих сферах жизни, могла бы стать одним из таких способов, т.к она оказывает влияние на мозг человека и его эмоциональную сферу.

Цель исследования: изучить влияние музыки на интеллектуальную деятельность и развитие математических способностей школьника.

Для достижения поставленной цели определены следующиезадачи:

  1. Изучить литературу о влиянии музыки на человека.

  2. Найти общие элементы между музыкой и математикой.

  3. Узнать механизм влияния музыки на математические способности.

  4. Провести анкетирование среди учащихся 4 класса, с целью изучения влияния музыки на умственную деятельность школьников

  5. Провести эксперимент, с целью наблюдения за динамикой повышения усвоения материала, после регулярного прослушивания классической музыки.

Гипотеза: если регулярно прослушивать классическую музыку, то можно отметить повышение когнитивного развития у школьников. Это позволит лучше сконцентрироваться на уроке и усвоить материал. Профессиональные занятия музыкой положительно влияют на математические способности ребенка.

Объект исследования: развитие умственных способностей детей.

Предмет исследования: произведения классической музыки.

Ожидаемый результат: моя исследовательская работа будет способствовать повышению уровня знаний о влиянии музыки на мозг человека и возможностью использования полученной информации в практике при работе с детьми.

Методы исследования:

  • метод поиска информации (анализ литературных источников и информационных источников по теме исследования);

  • систематизация теоретических и практических знаний;

  • анкетирование;

  • эксперимент;

  • сравнение;

  • анализ.

ГЛАВА I. Теоретическая часть

1.1.Связь музыки и математики

Математика – царица всех наук. Древнегреческий философ и математик Пифагор утверждал, что мир – это гармония, а гармония – это число. Математика – это стройная система законов, теорем и задач. Принято считать, что математика является наукой, а музыка – есть искусство. Это утверждение спорно, так как музыка – это гармоничный строй звуков. И для того, чтобы звуки стали приятны человеческому слуху, они должны иметь гармоничные ритм, строй, интервалы. Разве это нельзя назвать наукой? В основе теории музыки и лежат законы математики. Люди, которые занимаются музыкой профессионально, учащиеся музыкальных школ в процессе обучения, непрерывно применяют математические элементы в музыке.

Когда люди впервые слышат классическую музыку, их сразу поражает ее грандиозность. Она такая мощная и сложная – как будто слышишь сразу десятки инструментов, которые играют разные ноты, но все равно двигаются в одном направлении. Как это получается? Классическая музыка отличается таким обилием коротких нот и быстрых переходов, что для ее исполнения необходимо изучить теорию музыки. Музыка, как и математика подчинена логике и последовательности.

В окружающей нас действительности мы встречаемся с музыкальными звуками, которые имеют определенную высоту и немузыкальными (шумовыми) звуками, которые не имеют определенной высоты. Музыкальные звуки, из которых состоит музыкальное произведение различают по высоте, длительности, тембру (окраске), громкости.

Музыкальная система – это совокупность употребительных в музыке звуков определенной высоты. Звуки музыкальной системы называют ступенями. Основными ступенями музыкальной системы являются 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Это и есть звукоряд, который при написании располагается на нотном стане, состоящем из 5 линеек.

Как и в математике, в музыке есть дроби. В целой ноте – две половинных, четыре четвертных, восемь восьмых и 16 шестнадцатых. Оказывается, что длительности получаются так же, как и дроби: они возникают при делении целой на равные доли. Поэтому длительности можно подсчитывать так же как дробные числа: ½, ¼, 1/8, 1/16. Основное деление длительностей в музыке – четное. Условно самой большой длительностью является целая нота. Все остальные длительности обозначают доли целой ноты, полученные путем деления на 2, 4, 8 и т.д. Мы видим, что названия длительностей служат одновременно и названиями чисел.

Музыкальный ритм – закономерное чередование звуков или пауз одинаковой, или различной длительности, организованных с помощью метра. Это важнейший элемент в музыке. Метр – закономерное чередование сильных и слабых долей, т.е. акцентируемых и неакцентируемых, одинаковых по длительности отрезков времени. Числа тоже обладают ритмом.

Обозначение аппликатуры и размер произведения тоже записывается цифрами. Интервал (от лат. Intervallum - промежуток) – это сочетание двух звуков одинаковой или различной высоты, которые звучат последовательно или одновременно. Интервалы обозначаются латинскими порядковыми числительными, соответствующими количеству ступеней от основания до вершины интервала: прима – первая (1), секунда – вторая (2), терция – третья (3), кварта – четвертая (4), квинта – пятая (5), секста – шестая (6), септима – седьмая (7), октава – восьмая (8).

В музыке, как и в математике есть понятие параллельности. Например, параллельные тональности до мажор – ля минор.

Понятие симметрии так же имеет свое место в музыке. Ряд музыкальных форм строится симметрично, например, в рондо. В рондо постоянно повторяется музыкальная тема, чередуясь с отличными по содержанию эпизодами. Главная тема звучит не менее трех раз в основной тональности, а эпизоды – в других. Это схоже с зеркальной симметрией, когда эпизоды отражаются от основной темы.

Таким образом, мы видим несомненное наличие математических элементов в музыке. Дети, обучающиеся игре на музыкальных инструментах, имеют значительные успехи в математике, так как они постоянно тренируют свой мозг путем кропотливого разбора музыкального произведения, внимания к деталям и дисциплины, чтобы грамотно отобразить ритмический рисунок произведения. В математических задачах часто ставится аналогичная цель: разбор и просчет, чтобы прийти к верному решению.

1.2. Механизм влияния музыки на мозг

Так каким же образом музыка влияет на мозг ребенка? Как можно с помощью музыки повлиять на математические способности?

На мозг человека влияет все, происходящее вокруг и то, что мы делаем. Но именно музыка является мощнейшим элементом воздействия на человека. Рассмотрим механизм влияния занятий музыкой на мозг. Музыка как физическое явление – есть звуковая волна, которая поступает в ухо человека, проходит все отдела слухового прохода, затем по слуховому нерву импульс поступает в продолговатый мозг. Отсюда импульсы проходят соответствующими ведущими путями к слуховым центрам в височных частях коры головного мозга. И только там звук, который мы получаем извне ставится музыкой, после определенной обработки мозговыми центрами, отвечающими за распознавание звуков.

Занятия музыкой, начатые в раннем детстве очень ускоряют и активизируют развитие мозга. Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, которая тесно связана с зонами в головном мозге, отвечающими за мышление, память, математические способности. Именно занятия музыкой в детстве позволяют интенсивно развивать работу мозга, потому что это другой тип тренировки. Ребенок обращает внимание на каждую деталь и знаки, указанные в нотах: длины, паузы, долгота звука, все это является сложной мозговой работой. Занятия музыкой обеспечивают лучшую пластичность мозговых структур. Улучшается качество нейронной сети, так как он тренируется особым образом, и мозг привыкает распознавать тонкие отличия в физическом звуке. Развиваются оба полушария головного мозга, что повышает общий уровень интеллекта и успеваемость в школе.

Существует мнение, что одни люди рождаются способными, а другие нет.

Музыка – это язык, который можно расшифровать, имея ключ. А ключом будут являться знания и когнитивные способности, полученные при занятиях музыкой, причем чем раньше, тем лучше. Мы считаем, что музыке нужно учить всех вне зависимости от способностей человека, и вне зависимости от желания стать известным музыкантом или композитором. Потому что смысл занятий музыкой не в этом, а в том, что происходит очень тонкая настройка нейронной сети, которая пригодится в жизни человека для чего угодно, в том числе повлияет на математические способности.

Как мы уже разобрались: музыкальное восприятие является очень сложным. Следовательно, прослушивание музыкальных произведений так же благоприятно воздействует мозг ребенка, его эмоциональную сферу, так как задействуют несколько отделов головного мозга.

ГЛАВА II. Практическая часть

1.2. Анкетирование учащихся

Мы провели анкетирование в 4 классе с целью выявить отношение учащихся к музыке. И в ходе дальнейшего эксперимента проследить взаимосвязь между занятиями музыкой и успеваемостью учеников.

В ходе анкетирования были опрошены 32 человека. В анкете было 5 вопросов с вариантами ответов. В результате анкетирования, мы получили следующие данные.

1.Любите ли вы музыку? Варианты ответов: да; нет.

Диаграмма 1

2.Слушаете ли вы классическую музыку? Варианты ответов: а) никогда б) иногда в) часто.

Диаграмма 2

3. Посещаете ли вы дополнительные занятия, связанные с музыкой: кружки, секции, музыкальная школа? Варианты ответов: да; нет.

Диаграмма 3

4.Как влияет классическая музыка на ваше настроение? Варианты ответов: а) настроение повышается б) никак не влияет в) настроение падает

Диаграмма 4

  1. Как вы думаете, влияет ли музыка на умственные способности человека? Варианты ответов: а) да б) нет в) не знаю, но предполагаю, что да г) не знаю, но предполагаю, что нет.

Диаграмма 5

Проанализировав результаты анкетирования, мы сделали вывод:

  • почти все учащиеся 4 класса любят слушать музыку; половина из них хотя бы иногда слушают классическую музыку; небольшой процент учащихся ответили, что не любят музыку вообще;

  • только 1/3 часть класса посещают дополнительные занятия, связанные с музыкой;

  • большинство анкетируемых считают, что музыка положительно влияет на настроение; один учащийся ответил, что прослушивание музыки оказывает на него негативное воздействие;

  • 1/4 часть анкетируемых согласны с тем, что музыка влияет на умственные способности; остальные учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос.

Сопоставив результаты анкетирования с результатами успеваемости учащихся, мы выяснили, что низкую успеваемость имеют те 5%, которые не любят музыку, они же не слушают ее, и выбрали все отрицательные варианты ответов.

Отличную успеваемость имеет 14% детей, которые посещают дополнительные секции, связанные с музыкой, они же выбирали положительные варианты ответов. И остальные ученики имеют хорошую и среднюю успеваемость.

2.2. Эксперимент

Многие ученые сходятся во мнении, что классическая музыка благоприятно воздействует на человека: улучшает слух, память и речь, улучшают мозговую деятельность и повышают уровень интеллекта. Это явление вызвано большим количеством звуков высокой частоты. Именно эти частоты несут чудодейственное влияние на человека.

Основываясь на изученном материале о влиянии музыки на человека, мы провели эксперимент. Цель эксперимента: установить взаимосвязь классической музыки и успеваемости учащихся по предметам. Описание эксперимента: на протяжении месяца на переменах перед уроком математики учитель ставил произведения классической музыки, попросив учащихся вслушаться. Для эксперимента были использованы музыкальные произведения следующих известных композиторов: Петр Ильич Чайковский, Модест Петрович Мусоргский, Вольфган Амадей Моцарт, Эдвард Григ, Иоганн Себастьян Бах.

На начало эксперимента средний балл успеваемости в классе по математике был 3,9. По окончании эксперимента средний балл по математике составил 4,1. Положительная динамика также была отмечена и по другим предметам. Кроме того, мы обратили внимание на то, что во время прослушивания музыки дети стали вести себя более спокойно, конфликтные ситуации практически не возникали.

Диаграмма 6

На основании эксперимента можем сделать вывод, что музыка способствует:

  • усвоению материала;

  • стабилизирует эмоциональное состояние;

  • стимулирует процесс мышления, тем самым подготавливая к усвоению нового материала;

  • улучшает внимание и память.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании анализа результатов проведенного исследования, можно сделать вывод, что музыка является важной составляющей частью жизни человека. Классическая музыка оказывает воздействие на развитие всех психических процессов, влияющих на интеллект. Развивается воображение, память, мышление. Это также подтверждают научные исследования разных стран.

Гипотеза о том, что что профессиональные занятия музыкой развивают математические способности ребенка, а классическая музыка положительно влияет на развитие когнитивных способностей школьников и способствует усвоению материала, подтвердилась.

На сегодняшний день значимость музыкального образования снижается. Люди не придают значения тому, что музыка и математика созданы помогать друг другу. Родители, задумываясь, почему их ребенок плохо успевает по математике, не принимают во внимание тот факт, что музыкальное образование значительно повышает математические способности. Математика является одним из основных, и при этом сложным предметом, следовательно, для развития математических способностей необходимо повышать популярность музыкального образования как вспомогательного предмета. Это придет только с пониманием родителей и учителей на сколько музыка способна помогать в изучении математики.

На основе изученного материала, мы разработали буклет-памятку1, в котором даны рекомендации для популяризации музыкального образования детей и применения на практике элементарных шагов к приобщению детей к классической музыке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Волошинов А.В. Математика и искусство/ М.: Просвещение 1992

  2. Левин Р. Хочу все знать о музыке. Детская энциклопедия/ М.: Аванта 2018

  3. Минченко Е. Элементарная теория музыки в курсе сольфеджио для детских музыкальных школ и школ искусств. Учебно-справочное пособие/ М., 2020

  4. Академия Софт Моцарт URL:

https://dzen.ru/video/watch/630eb288f151084ceb173b27?f=d2d

  1. Фоксфорд [Электронный ресурс]

URL:https://foxford.ru/wiki/biologiya/stroenie-i-rabota-sluhovogo-analizatora-cheloveka?utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F

Уважаемые родители!

Помните, что развитие ребенка, не любящего музыку, будет значительно медленнее и беднее, чем развитие его сверстника, увлекающегося музыкой понимающего ее.

  • Начните с создания дома фонотеки. Младшим дошкольникам можно прослушать записи музыкальных сказок: «Теремок», «Лиса, заяц и петух», музыкальные сказки Г.Гладкова, К. Сен-Санс «Карнавал животных», Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка»

  • Прослушивать классическую музыку гораздо полезнее для развития ребенка, чем пассивное фоновое звучание современной попсовой музыки из радио.

  • Постарайтесь сделать прослушивание классической

музыки регулярным занятием, не делайте этого наспех.

Станьте примером для ребенка: сделайте это совместным увлечением.

  • Чтобы произведение нашло эмоциональный отклик у ребенка, после прослушивания, обсудите с ним, что он чувствовал и как это повлияло на его настроение.

Ребенок, с детства познакомившийся с мелодиями Вивальди, Моцарта, Чайковского, Римского-Корсакова, Баха, привыкает слушать классическую музыку, что позволяет сделать его внутренний мир богаче и эмоциональнее.

У классических произведений есть ряд преимуществ: гармония, многообразие

интонаций, оттенков. Это благотворно влияет на эмоциональное состояние ребенка

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.Буклет-памятка

Огромным вложением в будущее ребенка, станет приобщение его к миру музыки. Занятия музыкой повышают умственные способности ребенка за счет постоянной тренировки мозга.

Музыка позволит ребенку не только глубже чувствовать, но и мыслить логически, так как законы нотной грамоты схожи с законами математики. Хотите повысить успеваемость ребенка, дисциплину и усердие?

Тогда включите занятия музыкой в его образовательную деятельность.

1 Титульный лист оформляется в одном документе с основным текстом работы и только на русском языке.

См.Приложение 1

Просмотров работы: 205