Старорусские меры длины. Нужно ли помнить?

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Старорусские меры длины. Нужно ли помнить?

Галимбаев Т.И. 1
1МАОУ Гимназия №56
Прозорова И.Н. 1
1МАОУ Гимназия №56
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Однажды мама принесла из библиотеки «Большой словарь фразеологизмов», мы начали читать, но возникла проблема. В тексте часто попадались непонятные слова и выражения, связанные со старыми обозначениями мер длины.

Если выражение: «Нос с локоть, а ума с ноготь», можно понять, т.к. понятны примерные размеры ногтя и локтя, то следующие выражения ставили нас в тупик:

«Два вершка от горшка, а уже указчик»

«Семь пядей во лбу»

«Как аршин проглотил»

«За семь верст киселя хлебать»

Конечно, можно и по смыслу догадаться, что имеется ввиду, но мы решили узнать сколько это: пядь, локоть, сажень, аршин, вершок, верста.

Актуальность – исследование происхождения мер длины актуально для развития общего кругозора, понимания причин перехода на метрическую систему измерения.

Объект исследования – единицы измерения длины в Древней Руси.

Предмет исследования – использование старинных единиц измерения длины.

Цель исследования – изучение старинных русских мер длины и применение в наше время.

Гипотеза – если изучить старинные русские меры длины, то ими можно пользоваться и в настоящее время. Эти знания пригодятся для правильного понимания пословиц, поговорок, фразеологизмов и произведений русской литературы.

Методы исследования:

1. Изучение специальной литературы.

2. Измерение.

3. Опрос. Эксперимент.

4. Анализ полученных в ходе исследования данных.

Задачи исследования:

1.Изучить систему Старорусских мер длины. Узнать о необычных мерах длины, которые существовали.

  1. Провести анкетирование среди учащихся 2, 6 классов и взрослых.

  2. Провести эксперименты с измерениями.

4. Узнать, что такое фразеологизмы, историю происхождения некоторых из них, изучая информацию в открытых источниках (интернет), в энциклопедиях, в художественной литературе.

5.Создать настольную игру.

6.Подвести итоги исследования.

1.Теоретическая часть.

1.1. Система старорусских мер длины

Отвечая на вопрос: «Далеко ли твоя школа от дома?»

мы говорим: «минут 10-15 пешком», «2 остановки на трамвае», «на машине 5 минут», «ЯНДЕКС-КАРТЫ» показывают 1800 метров! А как же справлялись наши предки? Как они мерили расстояние, размер, рост, не имея привычных для нас мер длины? Давайте разбираться.

Конечно, самым логичным стало использование своего тела. Использовалось все по максимуму:

Ноготь, перст, ладонь, пядь, локоть, аршин, сажень, шаг

Это основные меры длины, которые использовались в Древней Руси. (Приложение 1)

Но, насколько удобными были начальные меры длины - ведь они всегда при себе, настолько они были неточными, ведь у разных людей эти единицы различны. То, что нельзя было измерить при помощи рук и ног, меряли тем, что было под рукой. Например, одной из самых маленьких мер длины была Линия-это мера длины равная 2,54мм или ширине пшеничного зернышка.

Для наглядности мы составили таблицу, где указали значение старинных мер длины в старорусской и метрической мере, а также основную область их применения (Приложение 2).

1.2. Малоизвестные и необычные меры длины.

Помимо этих мер длины, которые более-менее на слуху и встречаются в поговорках, пословицах, сказках, былинах и.т.д. нам в процессе изучения попались и совсем малоизвестные, можно сказать, забытые меры длины.

Вот некоторые из них:

ЛОБ = 7 пядей =124,46 см. Лоб –самая верхняя часть головы, и название «лобное место» становится более понятным, это место на возвышении, примерно на уровне лба.

ПОСОХ - слово образовано с помощью приставки ПО и древнего корня СОХЪ

(от той же основы, что и название сельскохозяйственного орудия соха).

СОХА означало кол, дубина, подпорка.

Вначале так называли палку с загнутым концом, которую странники и

паломники использовали для опоры при ходьбе.

Посох, говоря современным языком, был многофункциональным:

использовался как оружие, средство (пастуший посох) поимки животных коз, баранов, вспомогательное средство для облегчения передвижения пешком, средство промера глубины брода и др.

Посохом было легко пользоваться для измерения площадей.

1 посох = 9 пядей =160,02 см.

Также был ВИТОЙ ПОСОХ. 1 витой посох = 10 пядей =177,8 см.

Ещё пользовались МЕРНЫМ ПОСОХОМ. 1 мерный посох = 11 пядей = 213,76 см.

КРУГ - 16 пядей. Эта мера использовалась, например, при создании поясов, длина которых равнялась 16 пядей владельца, то есть 1кругу.

ДАЛЬ -=150 столбовых верст

И это еще далеко не полный перечень!

Также в процессе изучения старорусских мер длины мы узнали много интересных фактов о разных мерах длины.

Интересный факт про АРШИН. Эта мера длины появилась под необходимостью торговать с Востоком, и пришла она вместе с иностранными купцами. Аршин привязан к длине человеческой руки, примерно 71см.

Восток дело тонкое! Думаю, если бы я попал на базар в те времена, то искал бы продавца с самыми длинными руками!

Так вот, чтобы никто никого при торговле не обманывал, в Москве была изготовлена деревянная линейка, с которой сделали копии и распространили по всей России. Концы казенного аршина были окованы железом и отмечены государственной печатью, чтобы мерку нельзя было укоротить.

Аршин вытеснил из системы мерок такие длины, как локоть и пядь. Но это было гораздо позже.

Интересный факт о ЛИНИИ. В старорусской системе мер 1 линия = 1 ⁄ 16 ногтя

Эта мера длины применялась до введения метрической системы и использовалась для измерения калибра стрелкового оружия, например, трехлинейка — бытовое название русской винтовки образца 1891 года, имела калибр 3 линии (7,62 мм).

Пятилинейка — это керосиновая лампа, в которой «ширина» фитиля равна пяти линиям (= 1,27 см). До пятилинеек были лампы-трехлинейки, сейчас есть и двадцатилинейки.

Интересный факт про САЖЕНЬ. Оказывается, саженей было великое множество. Помимо уже известных нам косой и маховой сажени, существовали также: городовая, греческая, казенная (мерная, трехаршинная) сажень, малая, царская, церковная, кладочная и морская сажени.

Для удобства измерения делали саженые веревки и деревянные складени.

Интересный факт про Пядь. От пяди шел отсчет всех мер длины. Пядевая система использовалась повсеместно. Существовала даже пядевая таблица умножения:

Едина пядь – это пядь,

две пяди – стопа,

три пяди – локоть,

четыре пяди – аршин,

пять пядей – шаг,

шесть пядей – мера, то есть полсажени,

семь пядей – это лоб,

восемь пядей – это столбец,

девять пядей – посох,

двенадцать пядей – это сажень,

шестнадцать пядей – это круг

Существовали и необычные меры длины. Рассмотрим несколько примеров.

Например, в Японии существовала мера, называемая «лошадиным башмаком». Она была равна пути, в течение которого изнашивалась соломенная подошва, привязанная к копытам лошади.

У некоторых народов расстояние определялось длительностью полета стрелы или пушечного ядра.

Моряки измеряли путь «Трубками» - т.е. расстоянием, которое проходит судно за время, пока моряк выкурит трубку.

1.3.Старорусские меры длины в литературе

Красив и богат русский язык. Какие у нас есть сказки, былины, поэмы. Но чем «старше» произведение, тем чаще можно там встретить слова и выражения, которые практически не используются в наше время.

Приведем несколько примеров:

А.С. Пушкин «Зимняя дорога»

«Ни огня, ни чёрной хаты,

Глушь и снег… навстречу мне

Только вёрсты полосаты

Попадаются одне…».

А.С. Пушкин, "Сказка о мертвой царевне"
«Между тем, как он далёко
Бьется долго и жестоко,
Наступает срок родин;
Сына бог им дал в аршин,
И царица над ребенком,
Как орлица над орленком...»

П.П. Ершов, «Конек-горбунок»

«Что ж он видит? Прекрасивых

Двух коней золотогривых

Да игрушечку-конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами,

Да с аршинными ушами.»

«Царь-девица, так что диво!

Эта вовсе не красива:

И бледна-то, и тонка,

Чай, в обхват-то три вершка:

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыпленка!»

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

«С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверкам: уж под ними осталось…

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.»

Наше мнение, что понимание хотя бы примерных размеров и значений, встречающихся с этих произведениях старорусских мер длины поможет лучше понять смысл произведений, представить «картину», нарисованную автором.

1.4. Фразеологизмы. Что бы это значило

В лексике русского языка есть не только отдельные слова, которые помогают описывать окружающую действительность, но и словосочетания, которые называют фразеологизмами. Причем значение фразеологизма не связано со смыслом каждого отдельного слова в его составе. В нашей речи мы употребляем некоторые фразеологизмы не задумываясь и даже не вникая почему именно так говорится, а между тем, каждый фразеологизм имеет свою историю, и это очень интересно. Кстати, фразеологизмы невозможно дословно перевести на другие языки — для иностранца такой перевод будет звучать странно и непонятно.

Теперь, имея представление сколько это: аршин, пядь, верста и пр., разберем несколько фразеологизмов, с которых и начался наш интерес к этой теме, историю их возникновения и значение.

«За семь верст киселя хлебать» старинная мера-верста-произошла от глагола «вертеть». Она характеризовала расстояние или протяженность борозды от одного поворота плуга до другого при пахоте. Верста равнялась пятьсот саженей или-в современной системе мер-почти километру. Кисель был одним из самых распространенным на Руси блюдом, его можно было «хлебать» и дома, а не отправляться «за семь верст», потратив на это уйму времени и сил. Поэтому выражение «за семь верст киселя хлебать» стало означать «ехать далеко и попусту».

«Как аршин проглотил» -русские купцы и мастеровые в своем деле широко пользовались аршинами-металлическими или деревянными линейками. Проглотить такую линейку конечно никто не пытался, но если себе это представить, то перед вами стоял бы человек, неестественно прямо, с негнущимися ногами и руками, и не поворачивающейся головой. Именно это и имеется в виду в выражении «как аршин проглотил».

«Семи пядей во лбу» - в представлении древних большой лоб у человека являлся признаком ума. Пядь - одна из распространенных мер длины, в среднем она составляла 19см и соответствовала ширине лба обычного человека. Славяне считали цифру «Семь» магической, поэтому все, вызывающее удивление или восхищение, связывали с ней. «Он семи пядей во лбу» -с уважением говорят об очень умном, мудром человеке. Это наиболее часто встречающееся трактование этого фразеологизма. Но, проводя наше исследование, в открытых источниках нам встретилось и альтернативный вариант. По этой версии, выражение «Семь пядей во лбу» означает рост (ЛОБ = 7 пядей =124,46 см). Примерно 124см - обычно этого роста ребёнок достигал в 12 лет. Становится семи пядей во лбу – стать совершеннолетним, нести ответственность за все свои слова и поступки. Нам эта версия кажется более правдоподобной.

2.Практическая часть

2.1.Анкетирование

Для того чтобы узнать знакомы ли мои одноклассники, ребята постарше и взрослые люди со старинными мерами длины, мы провели анкетирование.

Участие в анкетирование приняли 60 человек (Приложение 3):

25 человек -дети 8-9 лет, 25 человек -дети 12-13, 10 -человек взрослые

Задача была ответить на следующие вопросы (Приложение 4):

1.Какие старинные русские меры длины вы знаете? Назовите.

2. Расположите от меньшего к большему: аршин, верста, пядь, сажень

3. Что, по-вашему, обозначают следующие выражения:

«Стоит, словно аршин проглотил»

«Коломенская верста»

«Уступишь на пядь, потеряешь сажень»

По итогам анкетирования выяснилось следующее:

Самая младшая группа опрошенных:

Вопрос 1. Смогли назвать одну или несколько мер длины- 5 человек

Остальные 20 человек не справились с заданием.

Вопрос 2. Смогли правильно расположить в порядке возрастания старорусские меры длины: 3 человека справились частично, полностью правильный ответ никто не дал.

Вопрос 3. Частично справились с заданием - 2 человека

Остальные 23 человека не справились с заданием (Приложение 5).

Средняя группа опрошенных:

Вопрос 1. Смогли назвать одну или несколько мер длины- 5 человек, еще пять человек смогли назвать только одну меру длины. Остальные 15 человек не справились с заданием.

Вопрос 2. Смогли правильно расположить в порядке возрастания старорусские меры длины: 2 человека, еще 8- частично справились с заданием, остальные 15 человек не справились.

Вопрос 3.На знание фразеологизмов: Правильный ответ не дал никто. Частично правильный ответ дали 11 человек, остальные 14 человек не справились с заданием.

Вывод: шестиклассники слабо ориентируются в системе старорусских мер длины, лишь отчасти знакомы с фразеологизмами (Приложение 6).

Взрослые:

Вопрос 1. Смогли назвать несколько мер длины- 7 человек, еще 3 человека смогли назвать только одну меру длины.

Вопрос 2. Смогли правильно расположить в порядке возрастания старорусские меры длины: 3 человека, еще 6- частично справились с заданием, 2 человека не справились с заданием

Вопрос 3.На знание фразеологизмов:

Правильный ответ дали 9 человек, 1- не справился с заданием.

Вывод: Взрослые люди знают основные старорусские меры длины, ориентируются в системе старорусских мер длины, знакомы с фразеологизмами (Приложение 7).

2.2. Эксперименты

Цель экспериментов: возможность измерить заданный объект, пользуясь только подручными средствами и рассчитать размер в старорусских мерах длины.

Объекты эксперимента: письменный стол, рост человека

Эксперимент №1. Измеряем стол. Единица измерения МАЛАЯ ПЯДЬ

Измерение производит папа, считаем, сколько малых пядей получится по длине и ширине стола.

Результат замера:

Длина стола- 8 и ¼ пяди.

Ширина стола-3 и ¼ пяди

Зная, что 1 малая пядь равна 19 см, и соответственно ¼ пяди =примерно 5см получаем:

Длина стола 19см*8+5см=157см

Ширина стола 19см*3+5см=62см

Для проверки результатов проводим контрольный замер рулеткой.

Ширина стола 61см

Длина стола 155 см.

Погрешность менее 2%. Неплохо.

Из результатов эксперимента видно, что измерение пядями позволило понять размер стола, но с небольшой погрешностью.

Эксперимент №2. Измеряем мой рост. Единица измерения ВЕРШОК, АРШИН. Измерение производит папа.

Раньше на Руси рост человека и крупных животных обозначался в вершках сверх двух аршин. Рост мелких животных и, видимо, детей-сверх одного аршина.

Например, «Человек 12 вершков роста» означало, что его рост равен 2 аршинам 12 вершкам, т.е. приблизительно 196 см.

Напомним, что 1 аршин- 71см, 1вершок-4,5см

Т.е. 71+71+12*4,5=196 см.

Проведем эксперимент.

На вертикальной стене отмеряем карандашом мой рост.

Далее папа отмечает аршин. Это расстояние от кончиков пальцев вытянутой руки до плеча. Мерять не очень удобно! Отмечаем меткой 1 аршин.

Далее, от отметки меряем вершками. Получилось примерно 12 вершков

Итого мой рост 1 аршин 12 вершков.

Считаем: 71+12*4,5=125см

Проводим контрольный замер рулеткой. Рост 134 см. Погрешность около 8%.

По итогам экспериментов можно сделать следующие выводы:

При необходимости можно провести измерение и без современных измерительных приборов. Важно понимать, что полученный результат будет иметь определенную погрешность, но позволит понять длину или размер измеряемого объекта.

2.3.Создание игры с фразеологизмами «Найди пару».

Чтобы познакомить моих одноклассников с фразеологизмами, старорусскими мерами длины и просто расширить кругозор, мы придумали простую игру. Сделали карточки на одних из которых написан фразеологизм, а на других – его значение. Мы выбрали фразеологизмы со старинными мерами длины. Ребятам предложено составить правильные пары. Вот какие пары мы взяли:

Косая сажень в плечах

Очень широкоплечий, богатырского телосложения человек

Верста коломенская

Шутливое высказывание о высоком человеке

От горшка два вершка

Молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех

Семи пядей во лбу

Так говорят про очень умного человека

За семь верст киселя хлебать

Далеко и попусту идти или ехать

Стоит словно аршин проглотил

Человек, который держится очень прямо

Уступишь на пядь, потеряешь сажень

Уступишь немного, потеряешь очень много

Каждый купец на свой аршин меряет

О человеке с узким кругозором, который судит обо всем со своей точки зрения

Один как перст

Человек, не имеющий ни родных, ни близких, ни друзей

Кстати, этой игрой мы «убили трех зайцев»: познакомили ребят с фразеологизмами, мерами длины, а ещё способствовали расширению их словарного запаса. Мы играли в эту игру на перемене. Ребятам игра очень понравилась.

Заключение

Конечно, в наше время мерить что-то шагами, саженями, а уж тем более «трубками», «лошадиными башмаками», и пушечным ядром не актуально, поэтому наша гипотеза, что знание старорусских мер длины может пригодиться на практике, а также для правильного понимания пословиц, поговорок, фразеологизмов и русской литературы подтвердилась частично.

Изучать историю всегда интересно и полезно. Так же знания старинных русских (и не только) мер длины поможет для правильного понимания литературных произведений, пословиц, поговорок и фразеологизмов.

Цель исследования – изучение старинных мер длины - достигнута.

Все задачи данного исследования выполнены.

Мы изучили систему Старорусских мер длины. Узнали о необычных мерах длины, которые существовали.

Провели анкетирование среди одноклассников, шестиклассников и взрослых. Взрослые люди ориентируются в старинных мерах длины, знают пословицы и фразеологизмы. Дети совсем не ориентируются в этой теме, если целенаправленно не занимались изучением истории или изучением фразеологизмов, пословиц и поговорок. Можно сделать вывод, что эти знания с годами могут быть окончательно утрачены.

Провели эксперименты с измерениями и сделали следующие выводы:

при необходимости можно провести измерение и без современных измерительных приборов. Важно понимать, что полученный результат будет иметь определенную погрешность, но позволит понять длину или размер измеряемого объекта.

Узнали, что такое фразеологизмы, историю происхождения некоторых из них, изучая информацию в открытых источниках (интернет), в энциклопедиях, в художественной литературе.

Создали настольную игру «Найди пару». Подвели итоги исследования.

В завершение нашей работы хочется сказать, что выбранная нами для исследования тема очень интересна, мы узнали много интересного,

погрузились, пусть ненадолго, в прошлое наше Родины. Также нам понятно, что тема эта гораздо глубже, есть еще очень много неизученного, и не исследованного. Рассчитываем продолжить в будущем изучение старинных мер длины, их использования, постепенной трансформации, переходу к метрической системе. Также продолжим изучать фразеологизмы, пословицы и поговорки, т.к. считаем, что именно в них сохраняется первобытность русского человека, его характер, присущее русским людям чувство юмора и самоиронии.

Закончить хочется словами великого русского поэта Федора Тютчева:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

в Россию можно только верить.

Список литературы

1. Большой фразеологический словарь для детей

2. Депман И. Я. «МИР ЧИСЕЛ» Изд. дом Мещерякова, 2018г.

3. Детская энциклопедия «я познаю мир» изд. АСТ

4. Ершов П.П., «Конек-горбунок»

5. Некрасов. Н.А. «Дедушка Мазай и зайцы»

6. Открытые интернет-источники

7. Онлайн школа Skysmart: https://skysmart.ru/articles/russian/frazeologizm

8. Пушкин А.С. «Зимняя дорога»

9. Пушкин А.С. "Сказка о мертвой царевне…"
10.Тютчев Ф.И. «Умом Россию не понять…»

Приложение 1

Старинные меры длины

Приложение 2

Название старорусской меры длины

Значение

Использование в старину

В русской мере

В метрической мере

Линия

Ширина пшеничного зернышка

2,54мм

использовалась для измерения калибра стрелкового оружия

Пядь

Различают два вида:

малая пядь, большая пядь

Малая пядь равнялась расстоянию между концами растянутых большого и указательного пальцев

Большая пядь- расстояние между концами растянутых большого пальца и мизинца.

1 малая пядь 19см

1 большая пядь 23см

Раньше пядями меряли иконы,

в быту это была мерка для толщины снега

Локоть

расстояние от локтя до конца среднего пальца.

Примерно

44-47см

В торговле, быту

Аршин

длина вытянутой руки от плеча до конца пальцев

71 см

В торговле, быту

Шаг

расстояние между стопами ног при движении

71см

Измеряли расстояние

Сажень

маховая сажень, косая сажень

Маховая сажень-расстояние между вытянутыми пальцами раскинутых рук

Косая сажень- она же великая-расстояние от пальцев ноги до конца пальцев руки, вытянутой над головой по диагонали.

1 маховая сажень

=1,78м

1 косая сажень =2,48м

При строительстве

Верста

мера расстояний, приравненная к 500 саженям.

1 верста

=1,08км

Расстояние пути

Земельные участки

Приложение 3

Приложение 4

Анкета

Имя _________________________возраст____

Какие старинные русские меры длины вы знаете? назовите

Ответ____________________________________________________________

Расположите от меньшего к большему: аршин, верста, пядь, сажень

Ответ____________________________________________________________

Что, по-вашему, обозначают следующие выражения:

«Стоит, словно аршин проглотил»

_________________________________________________________________

«Коломенская верста»

_________________________________________________________________

«Уступишь на пядь, потеряешь сажень»

_________________________________________________________________

Приложение 5

Анкетирование 2 класс (дети 8-9 лет)

Приложение 6

Анкетирование 6 класс (дети 12-13 лет)

Приложение 7

Анкетирование взрослые

Приложение 8

Играем в настольную игру «Найди пару»

Просмотров работы: 21