Введение
Изучение математики в младших школьных классах происходит на основании абстрактного оторванного от реальной жизни материала с использованием яблок, деревьев, стульев столов, Маш и Петь и тому подобных объектов. Тогда как и в реальной жизни очень много примеров использования математики прикладного назначения. Я подумал, что интереснее изучать математику на материале конкретных исторических событий, тем самым улучшая знания и по математике, и по истории учеников младших и средних классов. Поэтому объектом исследования являются математические задачи на примерах из отечественной и всемирной истории. Предмет исследования – математические задачи, составленные с привлечением данных российской и мировой истории. Возникает вопрос: возможно ли отыскать материал из научно-популярной и исторической литературы, чтобы его преобразовать в математическую задачу? Этот вопрос и является гипотезой нашего исследования.
Для подтверждения гипотезы, я поставил перед собой цель – изучить исторические материалы из разных источников литературы и попытаться составить отдельные задачи для учебного пособия, объединяющего математику и историю.
Чтобы достичь эту цель я перед собой сформулировал следующие предварительные задачи:
Найти книги, статьи, журналы, энциклопедии, пособия по выбранной теме;
Найти в этой литературе информацию, которую можно преобразовать в математические задачи;
Оформить иллюстрациями задачи, в которых это необходимо;
Решить данные задачи
Актуальность моей работы состоит в том, что ученик 3 класса, решая предложенные мною математические задачи и примеры, сразу учится применять математику в реальной жизни, а также изучит историю, научится отделять существенную информацию от несущественной..
Новизной работы будут является задачи по историческим событиям, которых нет в текущих учебниках по математики для 3 класса.
Практическая значимость работы заключается в том, что у учеников расширяется кругозор и знания по отечественной и всемирной истории.
Для составления задач и анализа исторических событий по моей теме, я использовал в основном л школьный учебник по математике и рабочие тетради для 3 класса «Школа России» М.И. Моро, учебники по истории, энциклопедии, материалы сети Интернет.
Теоретическая часть. Составление задач.
Одной из основных целей школьной математики в младших классах – умение решения задач. Согласно учебника по математики для 3 класса «Школы России» М.И. Моро – ученики 3 класса изучают числа от 1 до 100 и от 1 до 1000. Сложение, вычитание, умножение, деление, деление с остатком, Доли. Все это делается при помощи примеров и задач.
И именно задачи позволяют расширить кругозор, увеличить энциклопедические знания. Задачи состоят из текста задачи, поставленного вопроса, решения и ответа.
Так я и строил свою исследовательскую работу. На основании конкретных событий и значений в истории, постарался построить задачу, решить ее написать ответ.
Задача 1
Текст задачи: Первые орудия труда человека появились 2,6 млн лет назад. Это были отщепы камней(чопперы), острый край которых подправляли 5 ударами. Для изготовления примитивного ручного рубила требовалось уже 25 ударов. А ручное рубило с двумя острыми краями изготавливалось 65 ударами. Неандертальцы и кроманьонцы особенно тщательно обрабатывали лезвие орудия. На обработку неандертальцы тратили 50 ударов из 101. А кроманьонцы наносили 151 удар из 251 для изготовления ножа.
Вопрос: задачи: на сколько ударов ручное рубило с двумя острыми краями изготавливалось дольше, чем ручное рубило? На сколько больше надо нанести ударов на изготовление ножа, чем на чоппер?
Решение: 65-25=40 (ударов)-больше потребовалось больше на рубило с двумя острыми краями
151-5=146 (ударов)-больше потребовалось на нож
Ответ: на 146 ударов больше потребовалось на нож, чем на чоппер, а ручное рубило с двумя острыми краями на 40 ударов больше потребовалось ударов, чем на ручное рубило.
Задача 2
Текст задачи: Термин «Обьединенные Нации» первоначально использовался в период Второй мировой войны для обозначения тех стран, которые объединились в союз против государств оси- Германии, Италии и Японии. Первоначально входили в состав страны «Большой четверки» (Соединенные Штаты, Великобритания, Советский Союз, Китай) и собрались они впервые в период с 21 августа по 7 октября 1944 года. Устав ООН был подписан 50 странами в июне 1945г и вступил в силу 24 октября 1945года .
Вопрос: сколько еще стран присоединилось для подписания Устава ООН?
Решение: 50-4=46 (стран)
Ответ: 46 стран еще присоединилось
З адача 3
Текст задачи: Исаак Ньютон родился в 1642 году по юлианскому календарю. Петр I родился в 1672 году в Москве. В апреле 1698 года Ньютон встретился с Петром I, когда тот посетил Англию в рамках своего «Великого посольства». Спустя 15 лет, ученый лично отослал русскому императору первые шесть печатных экземпляров второго издания своей великой книги « Математические начала натуральной философии», в которой он сформулировал три знаменитых закона механики, позднее названные его именем, а также закон всемирного тяготения.
Вопрос: Сколько лет было Петру I на момент встречи с ученым. Сколько лет было Ньютону на момент встречи с Петром I. На сколько Петр I был моложе Ньютона.
Решение:1698-1672=26(лет)-возраст Петра I
1698-1642=56(лет)-возраст Исаака Ньютона
56-26=30(лет)
Ответ: Петр I на 30 лет моложе, чем Исаак Ньютон.
Задача 4
Текст задачи: Чтобы уберечься от губительных набегов, на границах Российского государства создавали оборонительные рубежи - засечные черты. Между крепостями и сторожевыми вышками рыли земляные валы, ставили частоколы, сооружали засеки – препятствия из поваленных деревьев. Использовали естественные преграды (реки, болота).
Вопрос: Заполни таблицу
Засечные черты и годы их постройки и протяженность |
Сколько лет строились постройки |
Определите скорость постройки в среднем в год |
Белгородская (1635-1646), 800 км |
11 |
800:11=72(ост 8) км в год 72 км в год и 800 метров |
Симбирская (1648-1654), 165км |
6 |
165:6= 27 (ост 3) км в год 27 км 300 метров в год |
Изюмская (1679-1681), 500км |
2 |
500:2=250 км в год |
Сызранская (1683-1684), 250км |
1 |
250:1=250 км в год |
Задача 5
Текст задачи:
Одним из символов Петербурга стал величественный памятник основателю города Петру I, который является уникальным произведением русской и мировой культуры. Необходимый для постамента гранитный монолит был найден в 13 км от Петербурга. Когда-то по местным преданиям в скалу попала молния, образовав в ней трещину. Среди местных жителей скалу называли «Гром-камень». Вопреки своему названию, «Медный всадник» в своем составе не имеет ни грамма меди. Памятник Петру Великому был отлит из бронзы, как изначально и задумывалось. Объяснение у этой странности самое простое — в XVIII–XIX веках в русском языке слово «медь» допускалось к употреблению и в отношении бронзы. Официально автором памятника считается французский скульптор Этьен Фальконе. Вес «Медного всадника» составляет 8 тонн. Если взять в расчет еще и массу постамента, на который установлен «Медный всадник», то следует еще добавить 1600 тонн, именно столько весит гранитный монолит под названием «гром-камень», который была доставлена в Санкт-Петербург, хотя до обработки эта скала весила на 600 тонн больше.
Вопрос: Сколько весит Памятник с «Гром-камнем». Сколько весил «гром-камень» до обработки. Во сколько раз сам памятник весит меньше, чем гром-камень?
Решение: 8+1600=1608(тонн)-вес памятника
1600+600=2200(тонн)-гром камень до обработки
1600:8=200(тонн)
Ответ: 1608 тонн весит сам памятник, 2200 тонн весел камень до обработки, а памятник весит в 200 раз меньше, чем камень.
Задача 6
Текст задачи: Единая русская денежная система сложилась в начале XVI века, благодаря денежной реформе 1530-х годов, проведенной Еленой Глинская, матерью и регентшей князе Ивана Васильевича, известного как Ивана Грозного. Основой единицей были московская серебряная денга весом 0,34 грамма (На ней изображался всадник с мечом, поэтому она еще называлась «мечевой денгой») и удвоенные денги весом 0,68 грамма с изображением всадника с копьем (они назывались «копейными денгами», или попросту «копейками»).
Но расчетными деньгами были Гривна (20 денег или 10 копек), полтина (100 денег или 50 копеек) и рубль (200 денег или 100 копеек).
Вопрос: 1.Сколько Рубль стоил в Гривнах.
2.Сколько Полтина стоила в Гривнах.
3. Сколько рубль стоил в Полтине.
Решение:1) х:20=10 2) х:20=5 3) х:100=2
Х=20*10 х=20*5 х=100*2
Х=200 х=100 х=200
200:20=10 100:20=5 200:100=2
Ответ: 1 рубль стоит 10 гривня, 1 полтина стоит 5 гривня, 1 рубль стоит 2 полтина.
Задача 7
Текст задачи: При Алексеи Михайловиче (период правления 1645-1676 гг), 15 яиц стоило 1 копейка. Сейчас 15 яиц стоит -150рублей. 1 рублей и тогда и сейчас – это 100 копеек.
Вопрос: Сколько стоит рубль эпохи Алексея Михайлович в современных рублях.
Решение:
150*100=15000(руб) –стоит рубль старый в новых рублях
Ответ: 15 000 новых рублей составляет старый рубль
Задача 8
Текст задачи: Колизей Древнего Рима был построен в период с 72 по 80 год н.э. и имеет форму эллипса. Состоял из трех уровней арок и четвертого уровня –пилястры. Некоторые ученые предполагают, что Колизей состоял из 80 кругов сидений и вмещал в себя 45 тыс сидячих мест. На каждого человека предполагалось 44 см. В нем проводили гладиаторские бои.
Вопрос: Каков общая протяженность периметра Колизея в метрах.
Решение: 1) 45.000*44=1.980.000
2) 1.980.000:100=19.800
Ответ: общая протяженность периметра Колизея 19.800 метров.
Задача 9
Т екст задачи: В IV веке до н.э. у Рима было 4 легиона. Римский легион имел многоуровневую систему управления. Управлял им Легат. Легион состоял из 30 манипулов, в каждом манипуле было 2 центурии. Центурия состояла из 100 пехотинцев.
Вопрос: Из скольких человек состоял Легион, определи долю центурии в Легионе.
Решение: 30*2=60(центурии)
60*100=6.000(человек)
1/60 (доля)
Ответ: 6.000 человек в 1 Легионе, 1/60 долю составляла 1 центурия.
Задача 10
Текст задачи: В древни Египте было 10 популярных богов: бог Ра-это бог солнца, Апоп-бог тьмы, Геб-бог земли, Нут-богиня неба, Тот-бог мудрости, Бастет-богиня женской к расоты, Сет-бог пустыни, зла, Осирис-бог страны мертвых, Анубис-бог подземного мира, Маат-богиня правды. На каждого бога насчитывалось по 9 кошек.
Вопрос: Сколько кошек всего на 10 богов?
Решение: 10*9=90
Ответ: 90 кошек всего на 10 богов
Задача 11
Текст задачи: Римское войско выстраивались в шеренге по возрасту и боевого опыта. В первой шеренги стояли самые молодые войны –Велиты -1200 человек в возрасте 17-20 лет, потом шла шеренга –Гастаты 1200 человек в возрасте 20-25 лет, далее Принципы -1200 человек в возрасте 25-35 лет и в последнем ряду стояли самые старые и самые опытные в войны Триарии -600 человек в возрасте до 45 лет.
Вопрос: сколько всего было пехотинцев в таком легионе. Изобрази на диаграмме круга доли каждой группы воинов.
Решение:1200+1200+1200+600=4200(воинов)- в 1 легионе
4200:600=7(доли)
Ответ: в 1 легионе 4200 воинов, 1/7 доли из 4200 человек будет 600 человек.
Задача 12
Текст задачи: 15 сентября 1916 года во время войны (первая мировая) были отправлены первые танки в бой. Первый танк создала страна Британская Империя (в сокращение БИ) этот танк назывался Mk I он испугал немцев и весь мир удивился такой разработке. Франция быстро оценила разработку Британии и создала свои танки Шнейдер и Сен-Шамон Франция их создала примерно одновременно с Британией. Германия тоже не расслабилась и создала танк A7V в 1917 году 16 мая.
Вопрос: на сколько младше танк A7V, чем Британский танк Mk I в днях.
Решение
с 15.09.1916 года |
- |
осталось |
15 дней |
октябрь 1916 года |
- |
осталось |
31 день |
ноябрь 1916 года |
- |
осталось |
30 дней |
декабрь 1916 года |
- |
осталось |
31 день |
январь 1917 года |
- |
осталось |
31 день |
февраль 1917 года |
- |
осталось |
29 дней |
март 1917 года |
- |
осталось |
30 дней |
апрель 1917 года |
- |
осталось |
30 дней |
16.05.1917 года |
- |
осталось |
16 дней |
15+31+30+31+31+29+30+30+16=243 (дня)
Ответ: на 243 дня Mk I старше A7V
Заключение
По результатам исследования я пришел к следующим выводам.
Исследовательская гипотеза подтвердилась: возможно отыскать материал из научно-популярной и исторической литературы, чтобы его преобразовать в математическую задачу.
Основная часть работы – черновик сборника математических задач, созданных на базе исторического материала.
Мне кажется, что история и математика становятся более интересными, если их изучать таким образом.
Подтверждение гипотезы исследования ставит следующий вопрос: каким образом проверить улучшение освоения материала учениками по математике и истории? Этому будет посвящено наше следующее исследование.
Список использованных источников и литературы
Благовестов А., Проказов Б. Стрелковое оружие: - Смоленск: Русич, 2019. – 64 с.
История человечества. – Нур-Султан: Фолиант, 2021. – 96 с.
Танки: - Смоленск: Русич, 2019. – 64 с.
Шоу Э. Вторая мировая война день за днем. Величайшее военное противостояние 1939-1945. М.: Центрполиграф, 2012. – 236 с.