Среднее геометрическое и другие средние

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Среднее геометрическое и другие средние

Гумаров А.Н. 1
1МБОУ "Многопрофильный лицей №10" ЕМР РТ
Санникова Г.И. 1
1МБОУ "Многопрофильный лицей №10" ЕМР РТ
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Введение

 

Цели: выяснить что такое среднее геометрическое, среднее арифметическое, среднее гармоническое, среднее квадратичное для двух отрезков, различные средние для нескольких отрезков и научиться применять их при решении задач в подготовке к ОГЭ, к ЕГЭ и олимпиаде по математике.

Актуальность: область применения и использования средних величин довольно широка. Сами средние и их неравенства широко применяются не только в алгебре, геометрии, математическом анализе, но и в физике, в астрономии, в статистике, в теории вероятностей, в экономике, при обработке результатов измерении: средняя урожайность, средняя плотность населения, средняя температура, средняя рождаемость, средняя глубина реки.

Объект исследования: Среднее арифметическое, среднее геометрическое, среднее гармоническое и среднее квадратичное.

Предмет исследования: Математика, геометрия и алгебра.

Почему я выбрал эту тему: на уроках алгебры и геометрии мы прошли среднее арифметическое, среднее геометрическое, среднее гармоническое и среднее квадратичное. Я заинтересовался их зависимостью между собой. Решил глубже изучить тему. И научиться решать задачи по теме.

1. Среднее геометрическое

Средним геометрическим или средним пропорциональным для двух чисел вычисляется как квадратный корень из их произведения. То есть, если у нас есть два числа a и b, то среднее геометрическое будет равно .

Средним геометрическим или средним пропорциональным для двух отрезков AB и CD называется такой отрезок XY, длина которого является средним геометрическим для длин отрезков AB и СD, т. е.

XY= .

Среднее геометрическое связано с прямоугольным треугольником. На рисунке катеты прямоугольного треугольника ABC равны a и b, гипотенуза AB равна c, высота CD равна h, а отрезки, на которые точка D делит гипотенузу, равны ac и bc. Треугольники ABC, ACD и BCD подобны друг другу. Из их подобия вытекают равенства:

, , .

Понятие среднего геометрического вводится не только для двух, но и для любых n положительных чисел. Средним геометрическим для n положительных чисел a1, a2 ..., аn называется такое положительное число а, что an = а1 а2 ... an. Число а называется также корнем n-й степени из произведения а1 a2 ... аn и обозначается так:

.

В соответствии с этим определением средним геометрическим для n отрезков с длинами a1, a2, ..., an назову отрезок с длиной . Рассмотрю примеры среднего геометрического для трёх и четырёх отрезков.

Задача 1. В прямоугольном треугольнике А ВС отрезок СD — высота, проведенная из вершины прямого угла С, а DЕ и DF — высоты в треугольниках АСD и ВСD.

Доказать: что ,

Решение. Применяя первую формулу к треугольнику ABC, получаю , откуда СD4=АD2×ВD2. Используя вторую (или третью) формулу, из треугольников АСD и ВСD нахожу: АD²=АЕ×АС, ВD²=BF×BС.

Следовательно,

СD⁴=АС×ВС×АЕ×ВF,

СD=⁴√АС×ВС×АЕ×ВF.

Вторая формула доказана. Для доказательства третьей формулы воспользуюсь равенством (оно следует из соотношений SABC=1/2АВ×СD=1/2АС×ВС). Разделив четвёртое равенство на это равенство, получим , откуда .

Формула доказана.

2. Среднее арифметическое, среднее гармоническое и среднее квадратичное для двух отрезков

Средним арифметическим двух чисел a и b называется их полусумма .

Средним гармоническим для чисел a и b называется число c, определяемое равенством = ( + )

Из этого равенства можно выразить c через a и b:

c = .

Средним квадратичным для чисел а и b называется число , т.е. число с равно квадратному корню из среднего арифметического для квадратов чисел а и b. В соответствии с этими определениями средним арифметическим для двух отрезков с длинами a и b будем называть отрезок c длиной , средним гармоническим - отрезок длиной и средним квадратичным - отрезок с длиной .

Задача 2.Пешеход отправился из посёлка А на станцию В со скоростью км/ч. Придя на станцию, он обнаружил, что оставил дома необходимые документы, и возвратился обратно в посёлок со скоростью км/ч. Взяв документы, он снова пошёл на станцию со скоростью км/ч. Выясните, какой была средняя скорость пешехода на всём пройденном им пути.

Пусть расстояние АВ равно s км. Тогда на путь от А до В пешеход затратил сначала — ч., на путь от В до А — ч., а на повторное прохождение пути от А до В — ч.. На весь путь пешеход затратил ч. За это время он прошёл 3s км. Теперь можно найти среднюю скорость пешехода на всем пути:

.

Сократив данную дробь на s, найдём, что

.

Мы получили формулу для вычисления средней скорости, если известны скорости на каждом из трёх участков одинаковой длины. Из полученного равенства видно, что средняя скорость движения пешехода не равна среднему арифметическому скоростей . Она вычисляется по более сложной формуле, которую называют формулой среднего гармонического трёх чисел.

Средняя скорость движения на двух участках пути одинаковой длины вычисляется по формуле среднего гармонического двух чисел:

,

где — скорости на этих участках.

Средняя скорость движения на четырёх участках пути одинаковой длины вычисляется по формуле среднего гармонического четырех чисел:

,

где — скорости на этих участках.

Задача 3. Пусть a и b — положительные числа. Как известно, число называется средним арифметическим чисел а и b, число — средним геометрическим, число — средним гармоническим. Докажу, что среднее арифметическое, среднее геометрическое и среднее гармоническое положительных чисел а и b связаны следующим соотношением:

.

Докажу сначала, что

.

Преобразую разность левой и правой частей этого неравенства:

.

При а >0 и b> 0 рассматриваемая разность неотрицательна и, следовательно, верно неравенство

.

Теперь рассмотрю разность :

.

При а >0 и b> 0 составленная разность либо является отрицательным числом, либо равна нулю и, значит, верно неравенство

.

Итак, доказано, что если a>0 и b>0, то

.

Примеры среднего арифметического, среднего гармонического и среднего квадратичного двух отрезков.

Средняя линия трапеции равна полсумме оснований. Это означает, что средняя линия трапеции является средним арифметическим ее оснований (рис. 1)

Рис. 1 Рис. 2

Оказывается, что среднее гармоническое и среднее квадратичное для оснований трапеции также имеют простой геометрический смысл.

Задача 4. Доказать, что отрезок с концами на боковых сторонах трапеции, параллельный ее основаниям и проходящий через точку пересечения диагоналей; является средним гармоническим для оснований трапеции.

Решение. Пусть основания трапеции АВСD равны a и b, а отрезок МN, параллельный основаниям, проходит через точку О пересечения диагоналей трапеции (рис. 2). Положим МО = х, АО = у, ОС = z. Тогда из подобия треугольников АМО и АВС получим:

,

а из подобия треугольников BOC и AOD следует .

Поэтому ,

Откуда .

Итак, MO= . Аналогично получается, что ON= .

Следовательно,

MN= ,

т. е. отрезок MN является средним гармоническим для оснований трапеции.

Задача решена.

Задача 5. Доказать, что отрезок с концами на боковых сторонах трапеции, параллельный ее основаниям и разбивающий трапецию на две равновеликие трапеции, является средним квадратичным для оснований трапеции.

Рис. 3

Решение. Пусть основания трапеции равны а и b, а отрезок МN, параллельный основаниям, разбивает трапецию на две равновеликие трапеции (рис. 3). МN=х, а высоты в двух получившихся трапециях обозначим через h1 и h2. Площадь верхней трапеции равна h1, площадь нижней равна h2, а площадь всей трапеции составит . Используя равновеликость верхней и нижней трапеций, получаем систему двух уравнений:

,

.

Разделив оба уравнения на и обозначив отношение буквой y, приходим к системе двух уравнений с двумя неизвестными x и y:

.

Решая эту систему, находим:

.

Итак, MN= , т. е. отрезок MN является средним квадратичным для оснований трапеции. Задача решена.

a) б) Рис. 4

Я вернулся к среднему геометрическому и поставим такой вопрос: каким свойством обладает отрезок с концами на боковых сторонах трапеции, параллельный её основаниям и равный среднему геометрическому оснований? Оказывается, этот отрезок разбивает трапецию на две такие трапеции, что стороны одной пропорциональны сторонам другой. Иначе говоря, если основания трапеции АВСD равны a и b, а отрезок MN, параллельный основаниям, равен (рис. 4, а), то

.

В трапециях AMND и MBCN углы соответственно равны. Поэтому эти трапеции можно назвать подобными. Докажем, что равенства действительно верны. Так как , т.е. первое равенство имеет место.

3. Различные средние для нескольких отрезков

Подобно среднему геометрическому понятия среднего арифметического, среднего гармонического и среднего квадратичного можно ввести для n чисел и соответственно для n отрезков. Если имеется n отрезков с длинами а1, а2, ..., аn, то средним арифметическим для этих отрезков называется отрезок с длиной

,

средним гармоническим - отрезок, длина с которого определяется равенством

,

и, наконец, средним квадратичным - отрезок с длиной

.

Трапеция дает возможность наглядно проиллюстрировать эти средние с помощью отрезков, параллельных её основаниям. Начнем со среднего квадратичного.

Рис. 5 a) Рис. 5 б)

Два отрезка, параллельных основаниям трапеции, равным а и b, и разбивающих её на три равновеликие трапеции: S1=S2=S3 (рис. 5, а). Пусть длины этих отрезков равны х1 и х2. Используя результат задачи 5 из п. 2, получаю:

так как S1=S2, то ,

а так как S2=S3, то .

Из этих двух равенств выражаем x1 и x2 через a и b:

,

.

Таким образом, отрезок c длиной x1 есть среднее квадратичное для трёх отрезков, два из которых равны a и один равен b, а отрезок c длиной x2 есть среднее квадратичное также для трех отрезков, один из которых равен a, а два равны b. Теперь рассмотрю (n-1) отрезков, которые параллельны основаниям трапеции и разбивают ее на n равновеликих трапеций: S1=S2=...=Sn (рис. 5, 6). Нетрудно убедиться в том, что каждый из этих отрезков является средним квадратичным для n отрезков, часть из которых равна основанию a, а другая часть-основанию b. Более точно, отрезок длиной x1 (см. рис. 5, 6) является средним квадратичным для n отрезков, из которых (n - 1) отрезков равны a, а один отрезок равен b; отрезок длиной x2 является средним квадратичным для n отрезков, из которых (n-2) отрезков равны a, а два отрезка равны b, и т. д.; отрезок длиной хk является средним квадратичным для n отрезков, из которых (n-k) отрезков равны a и k отрезков равны b. Этот факт можно выразить следующей формулой:

.

Рассмотрю рисунок 6, на котором изображена трапеция ABCD с основаниями, равными a и b. Как было показано в п. 2 (задача 4), отрезок M1N1, проходящий через точку O1 пересечения диагоналей трапеции и параллельный основаниям, является средним гармоническим для оснований трапеции:

.

Рис. 6

Проведем отрезок AN1 и обозначим через O2 точку пересечения AN1 с диагональю BD. Через точку О2 проведем отрезок M2N2, параллельный основаниям трапеции (см. рис. 6). Далее проведем отрезок АN2 и через точку О3 пересечения АN2 и ВD проведем отрезок M3N3, параллельный основаниям трапеции. Продолжая этот процесс, мы построим отрезки M4N4, ..., MkNk, для любого k. Нетрудно доказать, что

,

т.е. отрезок M2N2 является средним гармоническим для трёх отрезков, один из которых равен a и два отрезка равны b. Аналогичная формула получается для любого отрезка MkNk:

т.е. отрезок MkNk, является средним гармоническим для (k+1) отрезков, один из которых равен a и k отрезков равны b.

Задачи.

З адача 1.Докажите, что диагональ делит трапецию на два подобных треугольника тогда и только тогда, когда она равна среднему геометрическому оснований трапеции.

Дано: ABCD-трапеция; треугольник ABC подобен треугольнику ACD;

Доказать:

Доказательство: по условию треугольник ABC подобен треугольнику ACD, от сюда следует

;

следовательно,

(по свойству пропорции),

отсюда ;

Что и требовалось доказать

Задача 2. Через вершину A параллелограмма ABCD проведена прямая, пересекающая прямые BD, CD и BC соответственно в точках M, N и P. Докажите, что отрезок AM является средним геометрическим для отрезков МN и МР

.

Дано: ABCD-параллелограмм; N принадлежит CD; AN пересекает BD=M; AN пересекает BC=P

Доказать:

Доказательство: 1) Пусть AB=CD=a, AD=BC=b

2) треугольник BAM подобен треугольнику DNM (по двум углам), следовательно ; ;

3) треугольник BMC подобен треугольнику DMA (по двум углам), следовательно ;

4) PC параллелен AD (по теореме Фалеса), следовательно

5)

Что и требовалось доказать

 

Задача 3. Первые 3 часа автомобиль петра петровича ехал со скоростью 60 км/ч, затем один час со скоростью 40 км/ч, а после этого два часа со скоростью 85 км/ч. определите среднюю скорость автомобиля петра петровича на протяжении всего пути. ответ дайте в км/ч.ответ:78км/ч

Решение:1)60*3=180км-прооехал за 3 часа

2)40*1=40км-проехал за 1 час

3)85*2=170км-за два часа

4)180+40+170=390км-всего

5)390/5ч=78 км/ч

Ответ: средняя скорость равна 78 км/ч

Задачи для самостоятельного решения.

Задача 4. Одноклассники Коля и Миша вышли одновременно из поселка на станцию. Коля шёл со скоростью 5 км/ч, а Миша первую половину пути шел со скоростью, на 0,5 км/ч большей, чем Коля, а вторую половину пути — со скоростью, на 0,5 км/ч меньшей, чем Коля. Кто из них первым пришёл на станцию?

Задача 5. Мастер может выполнить заказ на изготовление деталей за 4 ч, а его ученик — за 6 ч. За какое время они смогут выполнить два заказа, работая совместно?

Задача 6. Первые 100 км автомобиль Егора Егоровича ехал со скоростью 50 км/ч, затем 100 км — со скоростью 40 км/ч, после чего 30 км — со скоростью 60 км/ч. Определите среднюю скорость автомобиля Егора Егоровича на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.

Заключение.

Исследуя средние величины, я понял, что они играют не последнюю роль в современной математике, давая простое объяснение при доказательстве сложных практических задач по алгебре и геометрии.

Знание формул и зависимостей средних величин значительно упрощают решение задач, особенно, где количество исходных данных недостаточно.

Программа по математике общеобразовательной школы включает в себя лишь малую часть понятия средних величин, что свидетельствует о необходимости самостоятельного изучения. Более подробное знакомство со средними величинами, проведённое в исследовании, позволяет не только расширить кругозор, но и повысить уровень моих знаний в области математики при решении задач, что позволяет по-новому посмотреть на задачи, предлагаемые на экзаменах и олимпиадах.

Список литературы:

  1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 7 – 9: Учеб. для общеобразоват. уч. – М.: Просвещение, 2013.

  2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Шестаков С.А., Юдина И.И. Геометрия. Дополнительные главы к учебнику. 8 кл. – М.: Вита-Пресс, 2006.

  3. Берколайко С.Т. Использование неравенства Коши при решении задач.- М.: Квант, 1975.- №4.

  4. Боковнев О. А., Фирсов В. В., Шварцбурд С. И. Избранные вопросы математики. 9 класс. Факультативный курс. - М.: Просвещение, 1979г.

  5. Галицкий М. Л., А.М. Гольдман, Л.И. Звавич. Сборник задач по алгебре для 8 – 9 классов. – М. Просвещение, 1995.

  6. Журнал «Квант» №23, 1999 г.

  7. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Учебник. – М.: Мнемозина, 2014 г.

  8. Семенов А.Л., ГИА: 3000 задач с ответами по математике. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

  9. https://MathUs.ru https://ru.wikipedia.org/wiki/Коши,_Огюстен

Просмотров работы: 27