Введение.
Рано или поздно
всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле.
А.Н. Крылов
Тема моего проекта – «Математическая газета». Выбор этой темы не случаен. Математика всегда была важной частью человеческой культуры, своеобразным ключом к познанию окружающего мира, ещё Г. Галилей говорил о том, что математика - это язык, на котором написана книга Природы.
Кроме умения решать математические задачи, математика учит:
анализировать сложившуюся ситуацию и с учётом всех факторов вырабатывать и принимать оптимальные решения;
проверять правильность своих действий и корректировать их;
различать аргументированные и не очень утверждения, а значит, видеть попытки манипулирования сознанием и пытаться им противостоять, что особенно актуально в наше время, когда реклама настолько навязчива и агрессивна.
Уже никто не будет спорить с тем, что без математики не может обойтись ни одна современная наука - ни точная, ни гуманитарная.
Но абстрактный характер математики (её объекты носят очень общий характер, выражая самые общие свойства реального мира), формирует у большинства людей (у школьников в том числе) взгляд на математику, как на «сухую», малоинтересную науку и поэтому с течением времени интерес к этой замечательной науке практически полностью пропадает.
Одним из ярких доказательств падения интереса к математике, в целом в нашей стране, может служить сравнение тиражей научно-популярных журналов в разные годы.
Например, очень популярный физико-математический журнал для школьников «Квант» в 80-х годах 20 века издавался тиражом 300000 экземпляров ежемесячно, до начала 2011 года журнал выходил в печатном виде уже только раз в два месяца, а теперь выпускается только его электронная версия, для получения которой необходимо обратиться с письмом по контактам редакции.
Цель проекта: стимулировать у школьников интерес к математике через выпуск математической газеты.
Проектный продукт: математическая газета.
Задачи проекта:
выявить необходимость и интерес у обучающихся к математической газете;
выявить возможности применения математической газеты для развития интереса школьников к математике.
создание математической газеты
Ожидаемые результаты: принимая участие в создании газеты, решая математические задачи, ребята будут не только усваивать важные понятия по предмету, но и получать интересную информацию о роли математике в жизни, что одновременно расширит их кругозор и создаст мотив на изучение предмета.
План работы над проектом.
1) Анкетирование учащихся:
разработка вопросов анкеты,
тиражирование опросных листов,
выбор времени для проведения опроса учащихся 5-11 классов,
обработка опросных листов; представление результатов в виде диаграмм.
Поиск информации о том, что такое математическая газета, какова её структура.
Поиск и анализ информации об организации работы по изданию газеты.
Место публикации газеты, её реклама и финансирование.
Выпуск первого номера газеты.
Презентация газеты среди членов редакции.
Анализ недочётов.
Презентация газеты среди учащихся 5-11 классов.
Рефлексия. Анкетирование учащихся школы.
2.Анкетирование учащихся.
Проведя анкетирование среди учащихся, я убедилась, что математическая газета нужна:
На первый вопрос нужна ли лицею математическая газета, ребята отвечали так: А почему бы и нет?, если будет интересная, то почему бы и нет;
Газета? Математическая? Здорово, 80% ответили утвердительно
На второй вопрос Как бы вы назвали нашу математическую газету – было несколько предложений Квант, Математическая жизнь; Математика вокруг нас; Математика сегодня, завтра и всегда; Математический калейдоскоп Я остановилась на варианте, который тоже предложили ребята Математический калейдоскоп ( смотрю, наблюдаю, интересно, красиво)
На третий вопрос Какие разделы газеты вам будут интересны, ребята предложили Ребусы, кроссворды, головоломки, история математики, новости
В целом я взяла все эти разделы и добавила интервью с успешными лицеистами (победителями и призерами олимпиады, НПК, конкурсы) и разместила в первом номере Интервью с призером муниципального этапа олимпиады по математике Ермолаевым Ярославом
Я задала ему два вопроса:
- Ярослав, ты единственный призер нашего Лицея на Муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Как это тебе удалось?
Я очень много занимаюсь дополнительно математикой на платформах Сириус, Золотое сечение. Решаю логические задачи, смотрю видео. Оказывается Ярослав - был участником многих заочных Всероссийских олимпиад школьников. У него богатый опыт. Второе интервью, которое я разместила вм газете с командой 5»А» класса - Команда 5 «А» класса участвовала в конкурсе проектных задач в школе №55. Решение проектных задач требует очень хороших знаний по математике, внимательности и сплоченности команды. Благодаря всему этому ребятам удалось занять 2 место среди 12 команд пятиклассников.
3.Что такое газета, какова её структура.
Убедившись, что находимся на верном пути, мы продолжили работу, начав изучать информацию о том, что такое электронная газета, какова её структура.
Газета - это печатное периодическое издание, в котором публикуются материалы о текущих событиях.
Газета - печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием и не реже одного раза в месяц.
Математическая газета – должна соответствовать следующим требованиям:
акцент на новости и яркие события;
минимум цветов (2-3), оптимально – чёрный и белый;
минимум графики;
без ошибок;
часто обновляемая;
интересная, содержательная.
После анализа полученной информации, я определились с рабочим вариантом названия газеты «Математический калейдоскоп» и рубрик будущей электронной газеты, учитывая, что уже само название газеты и её рубрик должно привлекать внимание учащихся.
Первый номер Математической газеты я создала в программе Publisher, выбрав стандартный шаблон для выпуска газет.
Из трех шаблонов выбрала Современную газету, шаблон удобный доступный в формате Word, позволяет легко и быстро вносить изменения.
Газета распечатывается в размере малоформатной газеты.
Рубрики:
Известные математики. Интересные факты из жизни математиков
Занимательная математика.
Знаете ли вы, что ….
Цитата дня.
Математика вокруг нас.
На первой странице : размещается высказывание известного математика, результаты проведенного анкетирования,
Было решено, что для формирования интереса к газете в ней будут печататься статьи не только напрямую связанные с математикой, но имеющие косвенное к ней отношение, например, новости о победителях олимпиад, участниках математических конкурсов и т.п.
К каждой рубрике был подобран материал и размещен в выбранный шаблон, два выпуска решила оформить по-разному, чтобы потом выбрать лучший вариант.
4.Создание редакции математической газеты
Сделав два выпуска, я поняла в одиночку работать трудно и неинтересно поэтому решено создать группу активистов – редакцию газеты.
По результатам анкетирования создана редакция газеты в составе:
Маргарита Л. 5а- главный редактор,
Арина К. 7б – журналист,
София К. 11а- верстальщик, корректор,
Регина Ш. 6б – журналист,
Ева К. 6б – дизайнер,
Максим Д. – фотокорреспондент.
Проработав этот вопрос, мы выяснили, чторедакция – это все, кто выпускает одну газету: журналисты, фотокорреспондент, дизайнер, верстальщик, редактор и другие. Так как газета небольшого формата и небольшим количеством разделов, то создавать отделы (как в профессиональных изданиях) у нас не было необходимости.
Планировалось следующее распределение редакционных обязанностей :
Педагоги - кураторы проекта школьной газеты.
Главный редактор – отвечает за работу редакции в целом, за своевременное и качественное выполнение ею задач по предназначению.
Дизайнер - создаёт макет газеты по теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор заметок.
Журналисты - пишут заметки/статьи.
Фотокорреспонденты.
Корректоры - исправляют ошибки в текстах статей.
Верстальщики - компоновка текстовых, иллюстративных и вспомогательных элементов на страницах газеты (для учащихся, умеющих работать на компьютере).
Для обеспечения большого объёма материалов для публикаций (газету планируется выпускать 1 раза в месяц) и вовлечения в процесс создания газеты, а значит достижения цели нашего проекта, я решила в качестве журналистов допускать всех желающих ребят из 5-11 классов.
Учитывая, что опыта выпуска газеты у большинства будущих корреспондентов нет, то предстояло организовать проведение нескольких занятий, на которых будет необходимо рассказать об основах написания заметок для газеты. Говорить о профессиональном обучении не имеет смысла, так как наша основная цель – не научить идеально писать заметки по всем правилам, а посредством участия учащихся в создании электронной версии математической газеты, стимулировать интерес к самой математике (через общение, работу над интересным материалом и т. п.).
Обучающий этап.
Наша редакция планирует проводить заседания 1 раз в неделю между сменами
Теоретические занятия, на которых члены редакции познакомились с основной информацией о газетах, видах, их назначении, о способах сбора и обработки информации
Практические занятия:
информационные технологии, работа с компьютерными программами:
работа с техникой: цифровым фотоаппаратом, сканером, компьютером;
зачётная работа (по группам): самостоятельный поиск информации, работа с печатными материалами, сохранение результатов в формате Word, взаимная оценка работы, создание макета газеты, обсуждение единого дизайна, оформление пробного номера газеты.
5.Место публикации газеты, её реклама и финансирование.
Что касается вопроса финансирования выпуска номеров газеты, то он решился сам собой, в лицее есть принтеры, бумага, все необходимое, а значит средства на покупку краски, бумаги не нужны.
Важный момент - реклама газеты. Я распечатала первый выпуск газеты и разместила ее в кабинетах 39, 18 и на информационном стенде, после первого номера газеты провели анкетирование с целью узнать общее мнение о газете. Согласно результатам опроса, газету прочитали более 80% учащихся и большинству она очень понравилась.
Сейчас идет сбор информации и материала для выпуска третьего номера газеты уже с новой редакцией. Я думаю она будет более содержательной и интересной. В конце учебного года мы планируем провести ещё один опрос уже не только среди учащихся школы, но и среди учителей математики. Главная цель опроса - выяснить в какой степени участие в выпуске математической газеты и чтение готовых номеров способствовало повышению мотивации учащихся на изучение математики в школе.
6.Заключение.
Проект не закончен, но я могу сказать, что все из того, что было запланировано, у меня получилось. Во многом это связано с тем, что сама работа над проектом была для меня значимой. Мне было интересно работать. Я работала над созданием первого номера газеты в программе Publisher, выбрав стандартный шаблон для выпуска газет. Определилась с названием газеты, с рубриками, нашла необходимую информацию и создала два номера. Он не идеален, есть проблемы, но я уверена с каждым выпуском мы будем усовершенствовать нашу газету.
Приложение 1. Выпуск №1
Приложение 2. Выпуск № 2