Введение
Актуальность данной проблемы
В МОУ Раменской СОШ №35 «Вектор успеха» проводится волонтёрская работа на базе ДОБРО.РФ. Учениками нашей школы было принято участие во множестве акций, проектов и марафонов в волонтерской деятельности. Мне наиболее близка экологическая сфера. К сожалению, советником по воспитанию не были предложены мероприятия из экологической сферы, связанные с работой с животными. Позже я узнала про зооволонтерство, начала самостоятельный поиск подходящих мероприятий. При просмотре актуальных мероприятий заметила, что в большей степени они связаны со сбором средств, в меньшей степени – просветительские компании. Как говорил российский актёр театра и кино Д. Козловский: «Нет лучше животного, чем то, которое спасешь от нелюбви и никому ненужности».
Цель: выявление уровня осведомленности и вовлеченности жителей Московской области в сферу зооволонтерства на основе сбора и факторного анализа статистических данных анкетного опроса.
Задачи:
Изучить исторический аспект добровольческого движения в сфере защиты и помощи животным; законы РФ, регламентирующие волонтёрскую деятельность; сложившуюся ситуацию в сфере зооволонтёрства в нынешнее время;
Разработать анкету, получить навык проведения онлайн-анкетирования с использованием Google форм;
Провести разведочный анализ степени осведомленности и вовлечённости жителей МО в сфере зооволонтерства;
Представить аналитику в графическом виде для большей наглядности.
Предмет: осведомленность и участие в сфере зооволонтерства.
Объект: жители Московской области.
Гипотеза: с помощью раздела математики – статистики (разведочного анализа данных), можно наглядно представить данные, удобные для выявления отношения общественности к проблеме бездомных животных, что, в свою очередь, может поспособствовать популяризации этой проблемы.
Результаты данного исследования могут быть полезны для жителей МО и администраций городов Подмосковья - они помогут нам понять дефициты в сфере эковолонтерства и обратить на них внимание общественности.
Глава 1. Теоретические основы
1.1 История развития зооволонтёрства
Итоговым мероприятием Года добровольца в России стал Международный форум добровольцев - он прошел в Москве и был приурочен к Национальному и Международному дням волонтёра. Участниками мероприятия стали 15 тысяч добровольцев из России и зарубежных стран. Политика современной России ориентирована на построение эффективного социального государства.
Существуют множество социальных проблем, и пути их разрешения различны. Проектирование - одно из важных составляющих, направленных на создание новых объектов, преобразование социальной и культурной реальности. Социальные проекты нуждаются в качественном продвижении, чтобы достичь наилучшего результата в процессе их реализации. Вовлечение аудитории в решение государственных социальных проблем необходимо для популяризации, освещенной в проекте проблемы и получения социального отклика.
Миллионы добровольцев во всем мире регулярно оказывают безвозмездную помощь нуждающимся. Согласно исследованию «Мировой рейтинг благотворительности 2019», численность волонтеров в России составила 21 % от всего населения страны. Феномен волонтерства охватывает в обществе статистически значимые массивы населения абсолютно всех социальных общностей, слоев и групп.
Добровольческие движения стали возможными после создания и закрепления нормативной базы. В неё входят следующие документы:
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев);
Конституция Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117)
Одним из самых новых направлений в нашей стране является зооволонтерство. Этот вид добровольческой деятельности зародился в конце эпохи Просвещения - его начало связано с принятием в 1822 г. акта, запрещающего жестокое обращение с животными (первый в мире закон в защиту животных). В 1824 г. в Лондоне было создано «Общество по предотвращения жестокости в отношении животных», в 130-х г. с помощью активной деятельности общества было принято большое количество законов зоозащитной направленности в 1830-х г. С ростом и развитием городов перед обществом возник вопрос - как относиться к животным в стремительно развивающихся условиях городской среды.
В России истоки движения защиты животных также приходятся на рубеж XVIII– XIX вв. Первый в России приют бездомных собак был создан императором Павлом I в Михайловском замке. Во второй половине XIX в. российскими дворянами при императоре Александре II было создано Российское общество покровительства животным. В конце XIX в. филиалы общества были в различных губернских городах. В советский период милосердие «к братьям нашим меньшим» не получало институциональной поддержки, можно сказать, что возрождение и развитие зооволонтерства происходит на наших глазах.
Зооволонтерство можно определить, как добровольные регулярные практики в форме безвозмездного выполнения работы и (или) оказания услуг с целью охраны и защиты животных от жесткого обращения с ними и содействия улучшения их жизни.
Ввести законодательные ограничения недостаточно - для того, чтобы с приходом нового поколения общество продолжало нравственно развиваться, необходимо развивать гуманистические компетенции на воспитательном и образовательном уровне. Таковы актуальные задачи зооволонтерского движения как в нашей стране, так и за рубежом.
1.2. Анкетирование как вид статистического наблюдения
Анкетирование является одним из основных методов изучения общественного мнения. Оно нашло широкое применение в разных областях и позволяет узнать мнение респондентов на интересующие темы. Основное его достоинство в том, что исследователь может опросить большое количество респондентов и получить сопоставимые данные, которые удобно анализировать с использованием методов математической статистики.
Виды анкетирования многообразны. В зависимости от количества опрашиваемых различают сплошное и выборочное анкетирование. В зависимости от способа общения исследователя с респондентом - личное и заочное анкетирование. По способу вручения анкет респондентам различают почтовое, прессовое и раздаточное анкетирование, онлайн анкетирование.
Анкеты относятся к классу формализированных обследований, то есть ответ на вопросы анкеты должен исключить возможность её различного толкования – она стандартизирует как поставленные вопросы, так и ответы на них. Методика проведения анкетирования включает следующие этапы:
Подготовительный (определение целей, задач, выборки, разработка анкеты).
Проведение анкетирования.
Обработка, анализ данных, рекомендации.
Методика разработки анкет руководствуемся следующими принципами: существенные вопросы, которые необходимы для решения исследовательских задач; формулировка вопросов должна быть чёткой и понятной; вопросы не должны вызывать отрицательную реакцию респондентов; последовательность вопросов должна быть подчинена получению необходимой информации (от общих к частным, от простых к сложным).
Формулировка вопросов – одна из наиболее трудоёмких этапов подготовки анкеты. По содержанию разделяются на 2 группы: вопросы для получения информации о фактах (в том числе сведений о респонденте); вопросы о мотивах, оценках и мнениях человека.
Вопросы могут быть "закрытые", т.е. исследуемый должен ответить "да" или "нет", или "открытие", когда анкетируемый дает конструктивные ответы. Последние позволяют получить более полную информацию, но требуют значительных затрат на обработку и анализ.
В анкете существует жёсткая логическая структура: вводная часть (обращение к респонденту с указанием организации, целью исследования, отмечается анонимность), «паспортичка» (сведения о респонденте), основная часть (вопросы, связанные с целью и задачами исследования).
Результаты первичной обработки анкет представляют собой, как правило, базы данных большого объема, требующие дальнейшего анализа и интерпретации результатов, более глубокой проработки и поиска взаимосвязей между переменными и социально-демографическими характеристиками респондента. Для решения этой проблемы на практике может быть рассмотрена методика анализа результатов, включающая в себя два этапа: поиск общих факторов, оказывающих влияние на ответы респондентов и установление взаимосвязи между найденными факторами и дополнительными переменными, такими как возраст и пол респондента.
1.3. Разведочный анализ как метод в решении социологических задач
Под разведочным анализом подразумевается первичный «осмотр» данных с целью получения информации: каких-либо зависимостей между атрибутами, ранжирование по степени влияния тех или иных атрибутов.
«Важно понять, что вы можете сделать, прежде чем вы научитесь измерять, насколько хорошо вы это сделали», писал Дж. Тьюки в своей книге «Анализ результатов наблюдений: Разведочный анализ».
Действительно, если сначала узнать, что можно сделать, это облегчит дальнейшую работу и сделает её эффективнее. Графики, основанные на «разведке» данных, нередко вынуждают заметить то, что они могли бы нам сказать – в таком случае график приобретает наибольшую ценость. Некогда статистика занималась только разведкой, позже научились точно подтверждать вещи – каждую при своих частных обстоятельствах. По мере того, как акцент смещался на точное подтверждение, методы становились неизбежно менее гибкими. В настоящее время гибкость приблизительного подтверждения позволяет почти для каждого случая разведочного анализа ответить на вопрос: «На сколько это подтверждается?» Сегодня же разведка и подтверждние должны идти рука об руку.
Разведочный анализ данных схож с ведением следствия – это работа, в процессе которой приводятся вычисления, строятся графики. Разведочным анализом данных исследование не заканчивается, но ничто другое не может лучше послужить в качестве фундамента, первого шага. Наиболее важными собенностями, которые можно обнаружить при детальном представлении выборки чисел, являются разделение на группы, асимметрия, наличие локальных особенностей, среднее значение и разброс.Перед нами стоит задача научиться выражать в сжатом виде наиболее часто встречающиеся общие особенности выборок. В идеальной ситуации это можно сделать с помощью нескольких чисел, смысл которых легко понять, и, наконец, как легко и с пользой изобразить их графически.
Графический способ представления статистических данных – это способ рационального изложения и обобщения данных; представление их в виде графика – геометрического изображения функциональной зависимости при помощи линий на плоскости. Преимуществами использования графиков являются: лаконичность; однозначность толкования;доступность и наглядность; интернациональность.
Графики заставляют нас замечать неожиданное. Различные графики показывают одни и те же данные с совершенно разных сторон. Было бы нелепо ожидать, что один график расскажет нам всё, так же как трудно этого ожидать от одного числа. Чтобы совместно изобразить х и у, мы должны принять ответственные решения – форма, в которой выражена одна или обе переменных, может сыграть решающую роль.
Рассмотрим двухфакторный анализ, при котором одно и то же множество можно рассматривать с двух или более различных точек зрения – их можно обработать по-разному.
Изучается степень вовлечённости в проблему зооволонтерства для различных сочетаний возраста респондентов и их пола (можно рассматривать также количество свободного времени, уровень доходов, наличие домашних животных). Таким образом мы получим двухфакторную диаграмму, если по оси ординат будем указывать уровень, а по оси абсцисс – количество полных лет, пол респондента будет отображён с помощью цветов.
Глава 2. Практическое применение
2.1.Разработка анкеты
Разработка анкеты (приложение 1) была основана на информации, представленной в теоретической главе. В целях наибольшего охвата опрашиваемых, способ общения исследователя с респондентом был выбран заочный, способ вручения анкет - онлайн анкетирование с использованием Google-формы.
Выборка респондентов была сплошная - к анкетированию приглашались респонденты более 14 лет, т.к. Федеральным законом от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» регламентируются возрастные рамки для участников добровольческой деятельности.
В вводной части было важно указать цель проведения анкетирования, убедить респондентов в конфиденциальности опроса. В «паспортичку» входило всего два вопроса, так как в ходе исследования рассматривались 2 фактора: возраст и пол респондента. Хочется отметить, что на уровень вовлеченности людей в проблемы экологической сферы влияют также: уровень дохода, наличие свободного времени, уровень нравственного развития, политика, проводимая государством в данной сфере. Данные вопросы могли быть рассмотрены респондентами как нетактичные, поэтому некоторые факторы в данной исследовательской работе останутся неучтенными.
Основная часть состоит из: четырёх вопросов, где уровень вовлеченности и заинтересованности измеряется в баллах, где 9 - максимальное кол-во; двух вопросов (без оценивания), включённые в анкету для понимания того, как общественность видит разрешение проблемы.
Важно отметить - если респондент до прохождения опроса не слышал ничего о зооволонтерстве, то эта анкета вполне может быть его первым шагом в этой сфере, так как при выборе ответов в четвёртом вопросе б) Нет, не знаю илив) Слышал(а) что-то об этом, но не уверен(а), предусмотрена подсказка. Таким образом, помимо сбора статистики по интересующему нас вопросу, в некоторой степени будет выполнена просветительская работа.
2.2. Графическая интерпретация результатов опроса и её анализ
Для систематизации информации и анализа анкетирования использовалась Google-таблица, в которой были упорядочены данные, полученные при анкетировании, а именно: возрастной диапазон; пол респондентов; их количество. По ссылке (приложение 2) можно ознакомиться со всеми входными данными на 1 листе «Анкетирование»; с уже обработанными данными на листе 2 «Диаграмма».
Рассмотрим диаграмму, построенную на основе результатов опроса.
Результаты формировались на основе среднего арифметического количества баллов, в каждом диапазоне возрастов. Шагом построения оси ординат был выбран 1 балл, так как это наиболее наглядно показывает разницу значений.
В опросе приняли участие 131 респондент, подавляющее большинство которых – женщины (76,5%). Около 33,6% входили в возрастную группу от 14 до 22 лет. Из всех опрашиваемых 40,5% принимали участие в волонтерской деятельности, 59,5% не принимали вовсе – из них 13,2% хотели бы попробовать. Около половины опрашиваемых с помощью анкеты узнали, что такое зооволонтерство.
Можно наблюдать, что наиболее близкие по значениям результаты показали мужчины и женщины от 23 до 31. Среди подростков и студентов (возрастная группа от 14 до 22) девушки показывают большую активность, нежели юноши, а в возрасте от 40-48 наоборот – интерес к зооволонтерской деятельности преобладает у мужчин.
К сожалению, в нашем опросе не приняли участие мужчины старше 48 лет – это говорит о недостаточности выборки исследуемых, необходимости дальнейших исследований.
С помощью вопросов с возможностью выбора ответа можно заметить, что большинство сходятся в мнении, что поддержка зооволонтерских инициатив со стороны власти в большей мере необходима для вовлечения жителей МО. Касаемо самой деятельности, большинство людей хотели бы оказывать помощь животным в приютах – заниматься кормлением, выгулом и уходом за животными на безвоздмездных началах.
Заключение
В ходе проведения разведочного анализа мной получен опыт работы с лучшими инструментами исследователя: научной электронной библиотекой с множеством исследований; законами РФ; грамотному составлению опроса и созданию Google-формы для анкетирования; структурированию и подсчету данных с помощью формул в Google-таблицах; интерпретацией полученных данных с помощью составлению диаграмм.
С помощью полученных навыков и вышеперечисленных инструментов был выявлен уровень осведомленности и вовлеченности жителей Московской области в сферу зооволонтерства на основе сбора и факторного анализа статистических данных анкетного опроса. Благодаря этому можно наблюдать закономерности функционирования отдельных подсистем общества и его отдельных элементов.
На основе графических данных, представленных в исследовании, смогли сделать вывод: уровень заинтересованности наиболее высокий у девушек от 14 до 22 лет; женщин от 48 лет. Повышенный уровень – мужчины от 40 до 48 лет. Таким образом, применение метода разведоточного анализа позволило выявить три целевых группы населения жителей Московской области, с которыми необходимо развивать активную работу в сфере зооволонтёрства. Потенциал вклада в добровольческую деятельность России этих людей неизмерим.
Беспокоит отсутствие вовлеченности около половины респондентов в проблему, ведь животные – неотъемлемая часть жизни человека, а человек, как разумное существо, за них в ответе. Следовательно, для популяризации и дальнейшего развития зооволонтерства в РФ, необходимо проведение просветительских компаний, начиная с младших возрастов - иначе ситуация может ухудшиться.
Исследование носило по сути своей социологический характер, но без такого раздела математики, как статистики, проведение исследования было бы невозможно. В наше время – математика – прикладная наука, которая поможет разведать обстановку, скорректировать ситуацию и взять правильный вектор в развитии общества. Это в полной мере подтверждает гипотезу исследования.
Список литературы
1. Джон Тьюки. Анализ результатов наблюдений. Разведочный анализ. – М.: Мир, 1981. – 696 с. URL: https://baguzin.ru/wp/wp-content/uploads/2016/11/Джон-Тьюки.-Анализ-результатов-наблюдений.-Разведочный-анализ.pdf (дата обращения: 25.03.2024)
2. Кремкова А.И., Белокуренко Н.С. Анкетирование как вид статистического наблюдения. 2020.- URL:https://elibrary.ru/download/elibrary_42841789_91163918.pdf(дата обращения: 27.03.2024)
3. М. О. Шаваева., В. Цраева Волонтерство в контексте государственной культурной политики Российской Федерации // Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU // Нальчик 2021-270.С.- URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48357584_76300790.pdf(дата обращения: 27.04.2024)
4. Т. П. Белова, В. А. Лучкова. Институционализация Зооволонтерства: проблемы и перспективы // Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. 2020. 5 с. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44469248_42784249.pdf (дата обращения: 15.04.2024)
5. Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 498) – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314646/ (дата обращения: 20.04.2024).
6. Фомина Е.Е., Жиганов Н.К. Методика обработки результатов анкетирования с использованием методов многомерной и параметрической статистики // Вестник ПНИПУ. 2017. №1. С. 106-115.
7. Энциклопедия по экономике URL: https://economy-ru.info/. (дата обращения: 25.05.2024)
Приложение 1
Активная ссылка на анкету: https://docs.google.com/forms/d/1wblRdda0ViPmIVBzv200p4TLyzyVE1sz-X0e1NmiXAI/edit?pli=1&pli=1#responses
Анкета:
Предлагаем к прохождению анкету, составленную Дмитриевой Александрой, учащейся 7 класса МОУ Раменской СОШ №35 «Вектор успеха», с целью выявления уровня осведомленности и вовлеченности жителей Московской области в сферу зооволонтерства. Хотим вас предупредить - ваши персональные данные никому не передаются, все полностью конфиденциально.
1. Укажите полное количество лет: а) от 14 до 22; б) от 23 до 31; в) от 31 до 39; г) от 40 до 48; д) от 48 и более.
2.Укажите ваш пол: а) женский; б) мужской.
3. Принимали ли вы когда-либо участие в волонтерской деятельности?
а) Да, принимал(а) участие (2 балла)
б) Нет, не принимал(а) участия (0 баллов)
в) Хотел(а) бы, но не знаю, как начать (1 балл)
4. Знаете ли вы, что такое зооволонтерство?
а) Да, знаю (2 балла)
б) Нет, не знаю (справка - определение) (0 баллов)
в) Слышал(а) что-то об этом, но не уверен(а) (1 балл)
5. В каких зооволонтерских мероприятиях вы участвовали? (можно выбрать несколько вариантов). (Количество баллов соответствует количеству выбранных вариантов)
а) Помощь в приютах для бездомных животных (1 балл)
б) Участие в акциях по пристройству животных (1 балл)
в) Сбор средств и вещей для животных (1 балл)
г) Участие в экологических акциях по защите животных (1 балл)
д) Участие в просветительском зооволонтерстве (образовательная деятельность) (1 балл)
е) Не участвовал(а) (0 баллов)
6. Что из перечисленного, по вашему мнению, в большей мере является основным препятствием для максимального вовлечения жителей Московской области в зооволонтерство?
а) Отсутствие интереса/лень (0 баллов)
б) Отсутствие свободного времени (1 балл)
в) Нехватка организаций, занимающихся зооволонтерством (2 балла)
Вопросы без балльного оценивания:
7. Какие меры, по вашему мнению, могли бы способствовать большему вовлечению жителей Московской области в зооволонтерскую деятельность?
а) Более активное информирование населения
б) Организация доступных волонтерских программ
в) Поддержка зооволонтерских инициатив со стороны властей
8. О каких мероприятиях вы бы хотели быть осведомлены для принятия непосредственного участия в них
а) Помощь в приютах (кормление, выгул и тд)
б) Участие в акциях (по пристройству животных, по защите животных)
в) Организация и помощь в сборе средств для животных (финансовая поддержка д) Участие в проведении просветительских проектов (образовательная деятельность)
Приложение 2
Активная ссылка на Google-таблицу: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1xn6umGQ0LQ5CyTCu_unkm6sCQTic7s9oUD6VnjTzG2A/edit?usp=sharing