МАТЕМАТИКА В ТУРИЗМЕ

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МАТЕМАТИКА В ТУРИЗМЕ

Титова С.А. 1
1МОУ Гимназия №4 г. Можайска
Доронина И.Н. 1
1МОУ Гимназия №4 г. Можайска
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Среди всех школьных предметов с 1 класса я полюбила математику, потому что это точная наука, с ее помощью можно вычислять, измерять. В математике есть правила, по которым можно вычислить что угодно. Жизнь человека невозможна без математики. Как говорит наш учитель математики, математический язык – универсальный язык всего нашего мира. Математика помогает развивать логическое мышление, внимание, усидчивость. Еще я очень люблю литературу, люблю читать книги. Во всех книгах про путешествия встречается очень много математических терминов и понятий.

Кроме того, я очень люблю путешествовать, и в нашей семье – это стало уже традицией, так как у родителей есть семейный бизнес. В 2018 году после рождения моей сестры папа подарил маме на рождение дочери маленькое турагентство – ее мечта и назвали его в честь моей сестры Мелании «МеланиТур». Мама часто берет меня с собой на работу, и я наблюдаю за ее работой, а иногда и помогаю.

Проблема: Жизненный уровень нашей семьи зависит от успешности нашего туристического агентства. Мы предполагаем, что математический аппарат будет способствовать развитию нашего бизнеса.

Объект исследования: туризм как профессиональная деятельность.

Предметом исследования: математический аппарат, при помощи которого осуществляется туристическая деятельность.

Гипотеза: для того, чтобы успешно заниматься туризмом необходимы знания математики

Цель работы: показать, как используется математика в туризме

Задачи:

  1. Найти источники информации по туризму

  2. Изучить основные направления туристической деятельности

  3. Определить как используются натуральные числа, обыкновенные и десятичные дроби, диаграммы, наглядная геометрия в туризме.

Методы исследования:

Изучение документов, сайтов туроператоров. Наблюдение. Анализ. Систематизация. Обобщение.

В процессе научно-исследовательской работы мы изучили несколько источников: учебники математики и дополнительную литературу, а также интернет-источники, которые используются в туризме.

ВЗАИМОСВЯЗЬ МАТЕМАТИКИ И ТУРИЗМА

Как написано в энциклопедии «туризм (франц. tourisme, от tour – прогулка, поездка), временные выезды (путешествия) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания. Путешествия внутри страны называют внутренним (национальным) туризмом, за ее пределами – международным» [5].

Для меня туризм – это возможность открыть границы своего мира, познать себя в других условиях, познать мир других народов, посмотреть, как живут люди в различных точках России и других странах. Для меня туризм — это знакомство с новыми местами, с новой природой, расширение своего кругозора. Ежегодно летом с родителями я езжу по городам России: Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Карелия, Казань и т.д., где родители заключают договора с отелями, пансионатами с целью дальнейшего прямого сотрудничества, а я с сестрой отдыхаю и смотрю новые места. Также, благодаря турбизнесу мы путешествуем всей семьей заграницу, проводим совместно время и больше общаемся, ездим на экскурсии.

Сегодня туризм является одним из самых востребованных направлений профессиональной деятельности, люди любят путешествовать.

Для того, чтобы организовать путешествия создаются туристические агентства.

Главная задача любого туристического агентства – подбор и реализация туристических туров. Это внешние задачи. Их решает моя мама. Чтобы их решать необходимо обеспечить стабильную работу самого агентства. Это обязанности моего папы – директора. Это расчет общего бюджета, анализ рынка, составление финансового плана, уплата налогов, расчет зарплаты.

На математике в 5 классе мы изучили диаграммы как наглядное представление данных, натуральные числа и действия с ними, обыкновенные и десятичные дроби [3,4]. Посмотрим, как используются эти математические объекты в нашем турагентстве.

  1. Наше туристическое агентство занимается внутренним туризмом, составляет туры по России. Это такие направления как Казань, С-Петербург, Крым, Тюмень (минеральные источники), Алтай и многие другие города.

Международный туризм – Турция, Египет, ОАЭ, Таиланд, Шри-Ланка, Мальдивы, Сейшелы, Маврикий, Бахрейн, Катар, Оман и т.д.

Еще наше агентство организует туры выходного дня по Подмосковью.

Мы изучили количество оформленных туров за неделю с 13 по 19 мая 2024 г. и оформили их в таблицу:

Таблица. Количество туров по направлениям

Международный туризм

Внутренний туризм

Туры выходного дня

30

19

10

Мы определили также, что всего туров – 59. Вначале мы построили круговую диаграмму при помощи транспортира, циркуля и линейки, это довольно трудоемкий процесс, но интересный, а потом учитель математики помогла мне построить диаграмму при помощи программы MExcel. Я научилась строить диаграммы при помощи этой программы.

Рис.1. Круговая диаграмма

По диаграмме видно, что больше половины туров относятся к международному туризму, а наименьшее количество туров – туры выходного дня. Связано это с тем, что сейчас лето и уже много лет самым популярным направлением является Турция и система «Все Включено», которую любят люди. Приехал на отдых и не хочешь тратить деньги. Туров выходного дня стало меньше, потому что начался «дачный сезон» и многие выезжают на выходные на дачу и не хотят тратить деньги на отдых в Подмосковье в хорошую летнюю погоду.

  1. Основная работа туристического оператора состоит в составлении и расчете тура. В нашем агентстве это делают при помощи сайта.

Рис.2. Сайт туроператора

Расчет тура включает в себя: транспортные расходы (авиа или ж/д билеты, проезд на автобусе), проживание в отеле, расходы на питание, трансфер, страховка, экскурсионное обслуживание. Все эти расчеты требуют знания математики.

Рис.3. Работа с Библио-Глобус

При подборе международного тура необходимо пересчитывать валюту

Рис.4. Заказ трансфера

  1. Большой интерес у меня вызвала тема «Округление десятичных дробей». По рассказу мамы, при расчете тура округление всегда в пользу туриста, т.е. с недостатком [4]. Это важный психологический прием, который привлекает туристов.

  2. Мы выяснили, что привлекательность тура повышается с понижением цены. Для этого директор нашего турагенства (папа) старается заключать договора напрямую с объектами туризма, чтобы исключить посредников. Такие договора у нас есть с отелями Санкт-Петербурга, Нижнего и Великого Новгорода, Казани, Смоленска, Москвы, Подмосковья, Алтая, Карелии, Сочи, Краснодарского края, Анапы, КавМинВод и т.д. Также и с другими странами: Турция, Мальдивы, Таиланд. У мамы очень много прямых договоров с отелями и много акционных продуктов, что делает ее конкурентной на этом развивающемся рынке туризма.

Рис.5. Группа компаний НОВТУРИНВЕСТ

  1. После возвращения туристов в РФ, если это поездка заграницу или после окончания тура по России работа моей мамы с клиентом не заканчивается и здесь опять ей на помощь приходит математика. Это выставленные туроператорами агентские договора, в международных турах операторы выставляют их в валюте: евро, $ и здесь мама опять пересчитывает по курсу Центрального банка и затем подписывает, и отправляет туроператору через специальные отчетные программы СБИС, Такском и т.д.

Рис.6. Отчетные программы

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе нашей научно-исследовательской работы мы выяснили, что все темы, которые мы изучали в 5 классе уже используются в работе туристического агентства. Это еще больше мотивирует меня на изучение математики. В дальнейшем я хочу изучать математику углубленно, чтобы помогать родителям и развивать наш семейный бизнес. Кроме того, мне очень понравилось исследовать работу туристического агентства. Мы работали по алгоритму научного исследования, который мне дала учитель математики, мой научный руководитель, последовательно проходили все его этапы. Я задавала вопросы своим родителям о роли математики в их работе, они подробно отвечали. Я узнала много нового и интересного об особенностях туризма, научилась сравнивать, находить похожее и отличия, работать с компьютерной программой по созданию электронных таблиц. В ходе этой работы мы с родителями еще больше сдружились и сплотились.

Гипотеза о том, что для того, чтобы успешно заниматься туризмом необходимы знания математики, полностью подтвердилась. Основной вывод, который мы сделали: математика служит основой успешного туристического бизнеса.

СПИСОК использованных источников и литературы

  1. Апатикова М.Г. Исследование взаимосвязи математики с туризмом или как математика помогла мне почувствовать себя турагентом // Старт в науке. – 2019. – № 1-3.URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=1393 (дата обращения: 24.05.2024).

  2. Козлова Ю. Математика на туристической тропе. Математика. – 2015. – №16.  

  3. Математика. 5 класс : учебник : в двух частях / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков и др. – Москва : Просвещение, Ч. 1. -2022– 160 с.

  4. Математика: 5-й класс : учебник : в двух частях / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков и др.– Москва : Просвещение, Ч. 2.– 2023- 176 с.

Интернет-источники:

  1. Большая советская энциклопедия https://old.bigenc.ru/sport/text/4209944

  1. https://melinotravel.ru/

  2. Туры от Библио Глобус - Поиск туров в Сочи, Крым, Турцию. Онлайн бронирование туров Москва

  3. Официальный сайт туроператора CORAL TRAVEL. Поиск и подбор туров от туроператора Корал Тревел - купите выгодно

Просмотров работы: 18