Реализация шефской работы в школе по направлению «Финансовая грамотность»

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Реализация шефской работы в школе по направлению «Финансовая грамотность»

Козинец Б.Ф. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 имени П.Ф. Евдокимова муниципального образования Абинский район МБОУ СОШ № 9
Фоменко А.М. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 имени П.Ф. Евдокимова муниципального образования Абинский район МБОУ СОШ № 9
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

финансовая грамотность - это умение правильно распоряжаться своими финансами и избежать ошибок. Финансовая грамотность – это модно и актуально в нашем современном обществе. И именно образовательные учреждения должны взять на себя основы формирования финансово грамотного гражданина.

Актуальность работы связана с тем, что в современном мире применение знаний экономического характера является важным навыком. Поэтому выявление уровня знаний в области финансовой грамотности учащихся среднего звена является важным шагом на пути к повышению этого уровня у населения в целом.

Цель работы - разработка и реализация цикла занятий в области обучения финансовой грамотности учащихся 5 класса в рамках реализации шефской работы в школе.

Задачи работы:

- рассмотреть особенности реализации шефской работы в школе в рамках изучения финансовой грамотности,

- разработать план занятий по финансовой грамотности для учащихся 5 класса МБОУ СОШ 9 (с. Светлогорское на 2 полугодие 2023-2024 уч.г.),

- составить технологическую карту урока по теме «Деньги. Виды денег»,

- провести цикл внеурочных занятий по Финансовой грамотности в 5 А классе МБОУ СОШ 9,

- провести анализ уровня усвоения материала учащимися методом анкетирования,

- выявить мнение учащихся по реализации шефской работы в школе,

- провести анализ проделанной работе.

Объект исследования: возможность реализации проекта «Шефская работа» в рамках преподавания курса «Основы финансовой грамотности».

Предмет исследования: разработка, реализация и оценка деятельности учащегося 9 класса под наставничеством учителя по подготовке и проведению занятий по изучению финансовой грамотности.

Гипотеза: современная школа ставит задачи поиска новых способов решения задач образования и воспитания подрастающего поколения. Одной из эффективных форм работы с учащимися младших классов является шефская работа старшеклассников под наставничество педагога, что успешно реализуется в рамках внеурочной деятельности (например, при обучении учащихся основам финансовой грамотности).

Методы исследования: анализ литературы по теме, аналитический, метод творческих проектов, анкетирование.

1ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Особенности шефской работы в школе

Шефская работа – одно из составляющих единого воспитательного пространства, направленного на развитие личности каждого ребёнка, приобщение его к истинным ценностям, формирование гражданского сознания, представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, способствуя их взаимному обогащению, формированию новых устремлений; с другой стороны, происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями [1]. Шефская работа выполняет и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка. Союз старшеклассников и младших школьников укрепит институт наставничества, приведет к повышению уровня безопасности в школьной среде, вооружит учащихся знаниями основ успешного социального поведения.

Школьники совместно с классными руководителями и учителями создают систему массовых мероприятий с детьми, работают по организации коллективно-творческих дел и досуга учащихся, разрабатывают сценарии, тематические классные часы.

Цель шефской работы в школе - оказание помощи ученикам младшего возраста, мотивация учащихся на внеклассную работу, реализация интеллектуальных и творческих способностей детей.

Работа в сотрудничестве учащихся разных ступеней обучения под наставничеством учителя (педагога) представляет собой важный фактор воздействия на ребенка, влияя двояким образом: с одной стороны, создает условия для удовлетворения потребностей, интересов, способствуя их взаимному обогащению, формированию новых устремлений; с другой стороны, происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями.  Вышеуказанные причины способствовали разработке проекта сотрудничества старшего и младшего звена школы. 

Ожидаемые результаты

- Обретение школьниками опыта социально активной жизни.

- Развитие творческих способностей и самореализация учащихся.

- Разнообразие видов деятельности младших школьников.  

Для младших школьников – приобретения новых друзей, нового жизненного опыта, дополнительное внимание и ощущение нужности, проявление интереса к их жизни. Подобное общение обогащает, дает ребенку положительный образ взрослого человека, который способен дарить заботу, решать бытовые вопросы, прийти на помощь в трудный момент.

Для старших школьников – чувство сопричастности к проблемам младших детей, новые чувства и опыт во время общения с ребенком, возможность оказания реальной помощи.

В основе проекта используются воспитательные методы работы с учащимися:

 - вовлечение в деятельность;

 - сотрудничество;

 - стимулирование;

 - личный пример [1].

 Таким образом, сотрудничество, основанное на чувстве сопричастности и ответственности за проблему воспитания подрастающего поколения активно заинтересованно в выработке единой воспитательной политики. А привлечение ресурсов сообщества к поддержке этой политики, способствует взращиванию вокруг школы в сообществе традиции и практики гражданской активности, благотворительности, добровольничества. Происходит расширение воспитательного пространства, расширение сферы совместной воспитательной деятельности. Шефы на личном примере помогают воспитателям и преподавателям корректировать позитивную Я-концепцию воспитанников. Сочетание же традиций и инновационных тенденций, позволяет достигать совместными усилиями высокого качества в образовании.

1.2 Обучение финансовой грамотности в школе

Программы обучения действующей сегодня системы российского образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности современного человека, что обеспечивает качественную подготовку школьников к взрослой жизни. Исключением до недавнего времени являлась только практическая подготовка учеников к нынешним экономическим условиям, то есть финансовая грамотность детей. И это несмотря на то, что Россия входит в список стран с высоким уровнем развития экономики.

2016 году этот пробел образовательной программы школьников устранен – в российских школах ввели уроки финансовой грамотности, в ходе которых детей учат бережно обращаться с деньгами, рассказывают и объясняют, как можно и нужно отстаивать свои финансовые права в случае необходимости [1].

Специалисты уверены, чтобы российское общество научилось оперативно реагировать на изменения в экономической ситуации, что положительно скажется на всеобщем благосостоянии, ребенок должен знакомиться с темами денежных валют и операций с ними, накопления и ведения семейного бюджета, обретения финансовой независимости уже на школьной скамье [1]. Тем более что мировая практика показала неплохой результат развития государств за счет внедрения программ обучения в сфере денежных взаимоотношений.

Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. Ведь большая часть взрослого населения нашей страны, к сожалению, до сих пор финансово безграмотна и ничем не защищена в случае непредвиденных обстоятельств или потери работы. Во многих семьях не ведутся учеты расхода и дохода. И это печально сказывается на развитии экономики в сфере потребления [1].

В процессе внедрения уроков финансовой грамотности в школах в первую очередь было решено два основных вопроса:

  • Предоставление необходимой информации — разработка учебников с учетом возрастных категорий учеников.

  • Подготовка преподавательского состава для обучения новой дисциплине.

Ребенок со школьного возраста начинает знакомиться с темами денежных валют и операций с ними, накопление и введение домашнего бюджета, обретения финансовой независимости. С раннего возраста дети оперируют денежными знаками, активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. Благодаря урокам по финансовой грамотности решаются основные вопросы: предоставление нужной информации с учетом возрастных категорий учеников, повышается уровень образования в сфере финансовой грамотности.  Хорошо, когда обучение детей начинается с 7 летнего возраста и вводится такое понятие как «Труд». Ребенок начинает понимать, что доход - это результат трудовой деятельности. Очень важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим [1]. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.

Финансовая грамотность неразрывно связана с государством, так как именно оно внедряет финансовые правовые нормы и правила, которые носят императивный характер. Участники финансовых отношений не вправе изменять их предписания и вынуждены им следовать, в этом заключается национальная идентичность финансовой грамотности.

Таким образом, финансовая грамотность - это умение правильно распоряжаться своими финансами и избежать ошибок. Финансовая грамотность – это модно и актуально в нашем современном обществе. И именно образовательные учреждения должны взять на себя основы формирования финансово грамотного гражданина.

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Содержание социально значимого проекта «Шефская работа в школе по направлению Финансовая грамотность».

Шефская работа в школе – важная составляющая воспитательного процесса. Она направлена на духовно-нравственное развитие каждого ребенка и формирование гражданского сознания. Шефство над младшими школьниками позволяет укрепить институт наставничества и формировать дружескую среду во всем школьном коллективе.

Настоящий проект по шефской работе направлен на финансовое просвещение и воспитание детей школьного возраста – сравнительно новое направление в школьной педагогике. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями. Именно поэтому включение в школьную программу курсов, направленных на изучение финансовой грамотности, является актуальной задачей современного образования.

Актуальность проекта связана с тем, что в современном мире применение знаний экономического характера является важным навыком. Поэтому выявление уровня знаний в области финансовой грамотности учащихся среднего звена является важным шагом на пути к повышению этого уровня у населения в целом. Цель проведенного исследования, результаты которого представлены в работе - выявление уровня знаний основ финансовой грамотности учащихся.

Важность и необходимость реализации данного проекта заключается в следующем: способствовать повышению уровня знаний школьников в области финансовой грамотности, проводить работу по развития ведущих компетенций учащихся в области финансовой грамотности, используя метод шефской работы.

Социальная польза проекта:

- развитие у учащихся знаний и компетенций в области финансовой грамотности,

- повышение уровня осведомленности школьников в области финансовой грамотности,

- развитие у учащихся способности решать простейшие финансовые задачи и делают первые шаги на пути становления себя как полноценных участников финансовой жизни,

- стимулирование развития сотрудничества старшего, среднего и младшего звена школы.

В данной работе речь пойдет о реализации социального проекта в 2023-2024 гг. в МБОУ СОШ 9.

Таблица 1

План реализации проекта

Мероприятие

Дата

Ответственные

1

Подготовка методического материала для работы с учащимися 4-8 класса в рамках проекта

2022-2024 гг.

Ответственный за шефскую работу

2

Проведение внеурочных занятий по курсу «Основы финансовой грамотности». Анкетирование с целью констатации знаний учащихся

2022-2024 гг.

Ответственный за шефскую работу

3

Участив в онлайн уроках по финансовой грамотности, организованных Банком России

2022-2024 гг.

Фоменко Анна Михайловна - организатор

4

Подготовка материала и участие в Международных научно-практических конференциях ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

(анкетирование школьников и работников различный сфер деятельности)

2022-2024 гг.

Ответственный за шефскую работу

Реализаторы проекта

5

Участие в научно-практических конференциях

2022-2024 гг.

Ответственный за шефскую работу

6

Экскурсии в финансовые организации, лекции с приглашенными специалистами из сферы экономики и финансов

2022-2024 гг.

Фоменко Анна Михайловна, специалисты (по согласованию)

Ожидаемые результаты

- расширение и углубление знаний школьников младшего и среднего звена в области финансовой грамотности,

- практика работы старшеклассников в качестве наставника в рамках реализации шефской работы,

- развитие у учащихся умений практиковать сой бюджет и сохранять свои финансы,

- воспитание финансово-грамотного населения.

В январе 2023 г. - марте 2024 г. в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 9 г. с. Светлогорское МО Абинский район была продолжена работа по реализации социально значимого проекта «Шефская работа в направлении повышения финансовой грамотности школьников» под руководством учителя обществознания Фоменко А. М. Ответственным за шефскую работу над учащимися 5 класса был назначен Козинец Богдан, учащийся 9 класса

Для организации шефской работы в направлении повышения финансовой грамотности школьников была организована группа в составе 9 человек.

Занятия проводились в рамках внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» в количестве 2 часа в неделю. (всего 17 часов). В рамках занятий, проведенным старшеклассником, были изучены темы «Творческое задание «Доходы семьи». Из чего складываются доходы семьи», «Ролевая игра «Семейный бюджет». Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»», «Деньги. Виды денег», «Познавательная беседа «Социальные пособия», «Проект «Государство – это мы»», «Составление бизнес-плана «Собственный бизнес», «Решение практических задач «Валюта в современном мире», «Конференция по курсу «Основы финансовой грамотности». Всего было проведено 7 занятий. Формы проведения занятий: лекция, беседа, выполнение практических заданий, проектная деятельность (рисунки, тесты).

1.2 Исследование уровня знаний учащихся 5 классов в области финансовой грамотности

С целью исследования уровня знаний учащихся МБОУ СОШ 9 с. Светлогорское МО Абинский район в области финансовой грамотности было проведено анкетирование среди учащихся 5 класса. В анкетировании приняло участие 7 человек. Анкета включала в себя 9 вопросов с выбором одного правильного ответа из трех - четырёх. Вопросы анкеты были составлены с учётом уровня знаний учащихся 5 класса. Результаты анкетирования представлены ниже.

Таблица 1 Ответы учеников на вопрос «Финансово грамотный человек это…»

 

a

б

в

5 класс

7

0

0

На основании данных таблицы 1 можно сделать вывод, что все 7 учащихся пятого класса выбрали верный ответ.

Таблица 2 Ответы учащихся на вопрос «Финансово НЕграмотный человек»

 

a

б

в

5 класс

0

2

5

На основании данных таблицы 2 можно сделать вывод, большая часть опрошенных (71%) выбрали верный ответ. Определить признак финансово неграмотного человека не удалось лишь двум учащимся. Причиной выбора неправильного ответа предположительно может служить невнимательность при прочтении текста задания или незнание материала. Наглядно результаты ответов учащихся на вопрос 2 представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 Результаты ответов учащихся на вопрос 2

Таблица 3 Ответы учащихся на вопрос «Налог это ….»

 

a

б

в

5 класс

6

1

0

На основании данных таблицы 3 можно сделать вывод, что 86% учащихся знакомы с понятием «Налог». Наглядно результаты ответов учащихся 5 класса на вопрос 3 представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 Результаты ответов учащихся на вопрос 3

Таблица 4 Ответы учащихся на вопрос «Кто получает пенсию по старости?»

 

a

б

в

5 класс

0

7

0

На основании данных таблицы 4 можно сделать вывод, что все 100% учащихся класса справились с вопросом 4. Уровень сложности этого вопроса низкий, вопрос связан с повседневной жизнью и структурой доходов семьи. Все учащиеся, принимавшие участие в исследовании, общаются или живут вместе со своими бабушками и дедушками, поэтому им известен основной источник доходов пенсионеров. Также данный вопрос рассматривался подробно на занятиях по финансовой грамотности.

Таблица 5 Ответы учащихся на вопрос «Что является личными расходами семьи?»

 

a

б

в

 

5 класс

1

5

2

 

Рисунок 3 Результаты ответов учащихся на вопрос 5

На основании данных таблицы 5 можно сделать вывод, что только 2 человека (12,5%) справились с ответом на поставленной вопрос. Удивляет тот факт, что с предыдущим заданием, касающимся бюджета семьи, статья доходов учащиеся справились на 100 %, а с вопросом 5, также связанным с бюджетом семьи, но со статьей расходов, справилось только 2 человека. Большинство учащихся (62,5%), определяя расход семьи, остановились на выборе стипендии. Вероятно, данная ошибка связана с тем, что лишь в некоторых семьях проживают старшие дети, являющиеся студентами и получающие стипендию. Поэтому данный доход не известен учащимся 5 класса, а на занятиях, вероятно, этому вопросу было уделено недостаточное внимание. Наглядно результаты ответов учащихся 5 класса на вопрос 5 представлены на рисунке 3.

Таблица 6 Ответы учащихся на вопрос «Прибыль и доход это…»

 

a

б

в

5 класс

0

5

3

На основании данных таблицы 6 можно сделать вывод, что ни один из учеников, участвующих в исследовании, не владеет информацией об основных экономических показателей. Один учащийся, отвечая на вопрос, выбрал сразу два ответа, но не один из них не оказался верным. Данный факт говорит о том, что сложные экономические понятия не усваиваются учащимися, которые только окончили начальную школу и перешли в среднее звено. Поэтому в дальнейшем необходимо делать упор на изучение практической экономики, связанной со знакомством с понятиями, формулами и алгоритмами решения задач. Наглядно результаты ответов учащихся 5 класса на вопрос 6 представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 Результаты ответов учащихся на вопрос 6

Таблица 7 Ответы учащихся на вопрос «Хороший бюджет это…»

 

a

б

в

5 класс

2

3

2

На основании данных таблицы 7 можно сделать вывод, что 42% опрошенных выбрали верный ответ. Несмотря на то, что правильный ответ является самый распространенными среди участников анкетирования, большинство ребят (58%) все-таки ошиблись. Возможные причины неудачи можно объяснить сложностью формулировки ответов или недостаточной осведомленностью учащихся в данной области. Результаты ответов учащихся 5-7 классов на вопрос 7 представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 Результаты ответов учащихся на вопрос 7

Таблица 8 Ответы учащихся на вопрос «Денежная единица России?»

 

a

б

в

г

5 класс

7

0

0

0

Таблица 9 Ответы учащихся на вопрос «Денежная единица Америки?»

 

a

б

в

г

5 класс

7

0

0

0

На основании данных таблиц 8 и 9 можно сделать вывод, что все учащиеся 5 класса усвоили материал о названиях денежных единиц различных стран мира. Данной теме, действительно, на занятиях по финансовой грамотности было уделено доставочное внимание. В рамках изучения этой темы использовались различные формы работы: беседа, интерактивные задания.

По результатам проведённого анкетирования можно сделать вывод, что у учащихся 5 класса сформировался средний уровень знаний в области финансовой грамотности. Ребята продемонстрировали высокий уровень знаний в вопросах о признаках финансово грамотного и финансово неграмотного человека. Учащиеся владеют знаниями о налогах, денежных единицах стран мира, а также частично справляются с заданиями, связанными с формированием и распределением бюджета семьи. Более пристального внимания для изучения требуют темы, связанные с экономическими показателями, в частности доходы, расходы, прибыль.

В перспективе планируется, что ребята продолжат изучать финансовую грамотность, как в 5 классе в рамках внеурочной деятельности «Читаем, решаем, живем (математическая грамотность)», так и на следующих ступенях образования. Более внимательное изучение базовых тем по финансовой грамотности, с акцентом на те темы, понимание и усвоение которых вызывает затруднение у учащихся, в будущем, вероятно, даст учащимся возможность показать более высокий уровень знаний.

По завершению курса изучения основ финансовой грамотности пятиклассникам предложено было принять участие в опросе по организации занятий «Финансовая грамотность». Ответы и мнения учащихся представлены ниже.

Таблица 10 Ответы учащихся на вопрос «По вашему мнению, необходимо ли изучать финансовую грамотность в школе?»

На основании данных рисунка 6 можно сделать вывод, что 71% учащихся (5 человек из 7) считают важным изучать финансовую грамотность в школе.

Рисунок 6

Оценка ответов учащихся на вопрос «Будете ли вы применять полученные знания в жизни при планировании своих доходов и расходов?» показывает, что 100% учащихся готовы в будущем применять полученные знания на практике несмотря на то, что ранее 29% учащихся не утверждали, что считают важным изучение финансовой грамотности в школе.

86% учащихся, 6 человек из 7 (см. Рисунок 7) положительно относятся к проведению занятий старшеклассником под наставничеством педагога. По мнению учащихся 5 класса ребята из старших классов проводят уроки интереснее, так как объясняют материал более доступными и понятными словами. Также младших школьников привлекает в старшеклассниках более мягкий характер, наличие доброжелательной, дружеской атмосферы на уроке. Однако эти плюсы зачастую приводят к нарушению дисциплины на уроке.

Рисунок 7

При ответе на вопрос «Что Вас привлекает в уроках, проводимых старшеклассником, по сравнению с уроками учителей» большинство ребят отметили, что старшеклассник отвечает на все вопросы, подбирает понятные примеры, много шутит, что создает комфортную обстановку на уроке. При этом также важными моментами для учащихся 5 класса явилось то, что старшеклассник объясняет более понятным языком и старшеклассник не такой строгий, на его уроках можно расслабиться, пошалить.

Рисунок 8

Анализирую данные рисунка 8 можно сделать вывод, что 62,5% учащихся (5 человек) положительно оценивают практику проведения уроков старшеклассником. Несмотря на то, что не всем ребятам нравится работать с учащимся старшей школы в качестве учителя, все 100% учащихся отметили, что с нетерпением ждут следующего урока.

В качестве рекомендаций по проведению уроков пятиклассники высказали предложения, чтобы уроки проводились чаще, педагог-учащийся продолжал сохранять позитивную и доброжелательную обстановку на уроке. В качестве тем занятий, которые учащиеся 5 класса желали бы изучить в дальнейшем, ребята выделили «Расходы и доходы», «Кто придумал деньги?», «На что можно потратить деньги при необходимости», «Как правильно тратить деньги?».

Таким образом, для дальнейшего развития проекта планируется следовать по следующим направлениям:

1. Продолжать работу по воспитанию у учащихся финансовой культуры и финансовой грамотности.

2. Ежегодно участвовать в мероприятиях, проводимых по инициативе Министерства финансов и Банка России.

3. Дальнейшее участие в тематических конкурсах, конференция, олимпиадах по финансовой грамотности.

4. Продолжать реализовывать шефскую работу в МБОУ СОШ 9, внедрять ее в другие научные сферы и предметные области.

В результате нашей работы над проектом по теме «Шефская работа в направлении повышения финансовой грамотности школьников» получилось добиться следующих результатов:

- провести мероприятия по воспитанию финансовой грамотности школьников,

- подготовить методический материал для работы с учащимися школы в рамках проекта.

В целом проведенные мероприятия по реализации шефской работы в школе по направлению формирования финансовой грамотности школьников можно оценить положительно, выделив перспективы дальнейшей работы в этом направлении.

Заключение

Шефская работа – одно из составляющих единого воспитательного пространства, направленного на развитие личности каждого ребёнка, приобщение его к истинным ценностям, формирование гражданского сознания. Шефская работа выполняет и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность ребенка. Союз старшеклассников и младших школьников укрепит институт наставничества, приведет к повышению уровня безопасности в школьной среде, вооружит учащихся знаниями основ успешного социального поведения.

Цель шефской работы в школе - оказание помощи ученикам младшего возраста, мотивация учащихся на внеклассную работу, реализация интеллектуальных и творческих способностей детей.

С целью исследования уровня знаний учащихся МБОУ СОШ 9 с. Светлогорское МО Абинский район в области финансовой грамотности было проведено анкетирование среди учащихся 5 класса. В анкетировании приняло участие 7 человек. Анкета включала в себя 9 вопросов с выбором одного правильного ответа из трех - четырёх. Вопросы анкеты были составлены с учётом уровня знаний учащихся 5 класса. Результаты анкетирования представлены ниже.

По результатам проведённого анкетирования можно сделать вывод, что у учащихся 5 класса сформировался средний уровень знаний в области финансовой грамотности. Ребята продемонстрировали высокий уровень знаний в вопросах о признаках финансово грамотного и финансово неграмотного человека. Учащиеся владеют знаниями о налогах, денежных единицах стран мира, а также частично справляются с заданиями, связанными с формированием и распределением бюджета семьи. Более пристального внимания для изучения требуют темы, связанные с экономическими показателями, в частности доходы, расходы, прибыль.

В перспективе планируется, что ребята продолжат изучать финансовую грамотность, как в 5 классе в рамках внеурочной деятельности «Читаем, решаем, живем (математическая грамотность)», так и на следующих ступенях образования. Более внимательное изучение базовых тем по финансовой грамотности, с акцентом на те темы, понимание и усвоение которых вызывает затруднение у учащихся, в будущем, вероятно, даст учащимся возможность показать более высокий уровень знаний.

Цель работы достигнута, поставленные задачи решены.

Список использованных источников и литературы

  1. https://nsportal.ru/ Образовательная социальная сеть. «Для чего нужна финансовая грамотность в школе». Опубликовано 02.06.2022 - 21:40 - Екатерина Градова.

  2. Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018

Приложения

Приложение 1

Проведение фрагмента внеурочного занятия по курсу «Основы финансовой грамотности»

   

Приложение 2

Творческие работы учащихся 5 класса по теме «Деньги»

   

Приложение 3

Тест на оценку уровня знаний школьников в области финансовой грамотности

Добрый день, уважаемые учащиеся 5 класса. Вам предлагается принять участие в анкетировании "Знание финансовой грамотности” и ответить на 9 вопросов

Желаем удачи !

1. Финансово грамотный человек

А) ведет учет своих доходов и расходов

Б) тратит больше, чем зарабатывает

В) берет в долг в надежде на будущий заработок

2. Финансово НЕграмотный человек

А) откладывает сбережения

Б) планирует свой бюджет

В) тратит больше, чем зарабатывает

3. Налог это ….

А) обязательный безвозмездный платеж в пользу государства

Б) денежная единица

В) возместимый платеж (не обязательный)

4. Кто получает пенсию по старости?

А) матери

Б) пожилые люди

В) студенты

5. Что является личными расходами семьи?

А) пенсия

Б) стипендия

В) содержание сына в детском саду

6. Прибыль и доход это…

А) экономические понятия

Б) бюджет семьи

В) деньги

7. Хороший бюджет это…

А) доходы меньше расходов

Б) доходы больше расходов

В) эти показатели равны

8. Денежная единица России?

А) рубль

Б) юань

В) евро

Г) доллар

9. Денежная единица Америки?

А) доллар

Б) тенге

В) биткоин

Г) рубль

Просмотров работы: 28