Правовая грамотность ребёнка как система знаний

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Правовая грамотность ребёнка как система знаний

Кондакова В.М. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Щёлковская гимназия №6» городского округа Щёлково Московской области
Хусаинов Р.Р. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Щёлковская гимназия №6» городского округа Щёлково Московской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Незнание закона не освобождает от ответственности, а знание нередко освобождает»

(Ежи Лец, польский философ и поэт)

I. Введение (актуальность проблемы)

20 ноября 2023 г. в России проводилось ежегодное мероприятие – День правовой помощи детям. В этот день по всей России проводились акции и мероприятия, которые знакомили детей с их правами и обязанностями, что должно повысить их правовую грамотность.

На таких мероприятиях затрагивают только права и обязанности. И я задалась вопросом достаточно ли знать свои права и обязанности, чтобы стать грамотным человеком в правовой сфере? В моем представлении правовая грамотность находится в центре треугольника, углы которого взаимосвязаны и отражают такие стороны, как «Права» – «Обязанности» – «Ответственность (последствия нарушений)» (схема 1)

(Схема 1. «Права элементы правовой грамотности»)

По моему мнению, на фоне прав и обязанностей очень мало внимания уделяется возможным видам ответственности, что, может быть, и ведет к тому, что у подростков складывается представление, что закон не предусматривает для них наказаний.

Перед началом работы я задала себе два вопроса:

  1. Для чего самому человеку правовая грамотность?

  2. Для чего обществу нужно, чтобы граждане обладали правовой грамотностью?

Ответ на поверхности – для собственной безопасности и безопасности общества. Эту мысль я и вынесла цитатой польского философа и поэта Ежи Лец в эпиграф своего исследования.

Гипотеза: Видя, что кроме воспитательных бесед по поводу поведения учеников, к нарушителям нечего применяют, можно сделать вывод, что закон не предусматривает для детей наказаний. Такое всепрощение может привести к вседозволенности, а значит в законе должны быть меры более действующие, чем просто воспитательные беседы.

Цель: изучить российские законы в вопросе ответственности несовершеннолетнего за правонарушения в школе и подготовить информационный буклет для повышения правовой грамотности подростков.

Задачи:

  1. Изучить понятие «юридической ответственности» и её виды.

  2. Установить возраст юридической ответственности.

  3. Выявить какие виды взысканий предусмотрены для лиц, не достигших возраста юридической ответственности.

  4. Разработать информационный буклет для повышения правовой грамотности школьника.

Методы исследования.

Для решения поставленных задач я наиболее полно использовала методы теоретического характера в виде анализа нормативно-правовых актов по проблеме, и методы эмпирического характера в виде социологического опроса.

II. Теоретическая часть (вопрос о юридической ответственности несовершеннолетних)

1. Понятие «юридическая ответственность»

Свой проект я хотела начать с определения понятия «юридической ответственности» и в процессе своего поиска я просмотрела несколько статей в журнале «Российское право №8». Все авторы статей говорят, что законодательного определения юридической ответственности не существует.

Для своего исследования я выделила два определения юридической ответственности, которые, по моему мнению, больше подходят к моей теме. Первое определение принадлежит одному из крупнейших в России эксперту по различным аспектам ретроспективной и позитивной юридической ответственности Д.А.Липинскому: «Юридическая ответственность – это юридическая обязанность соблюдения и исполнения требований, предусмотренных нормой права, реализующихся правомерном поведении субъектов, одобряемом или поощряемом государством, а в случае её нарушения – обязанность правонарушителя претерпеть осуждение, ограничение прав материального или личного характера и её реализации»1. Но более близкое определение к теме моего проекта я нашла в статье П.П. Серова «О понятии юридической ответственности»: «Юридическая ответственность – это особая правовая реакция общества по защите публичных интересов, оформленную совокупностью материальных и процессуальных норм, в целях возложения на правонарушителя обязанности претерпевания неблагоприятных для него последствий»2.

В обоих определениях человек имеет «обязанность претерпеть» лишения за правонарушение, то есть за нарушение норм права.

Главная правовая норма Российской Федерации это Конституция Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации в статье 15 п.2: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской федерации и законы»3. Исходя из этой статьи можно сделать вывод, что за несоблюдение Конституции Российской Федерации и законов следует юридическая ответственность.

Давайте разберём виды юридической ответственности. Их всего пять и каждый из них регулируется нормативно-правовыми актами: административная (КоАП РФ), гражданско-правовая (ГК РФ), дисциплинарная (ТК РФ), материальная (ТК РФ) и уголовная (УК РФ).

2. Возраст юридической ответственности

Моей задачей было определить возраст юридической ответственности школьников, то есть подростков в возрасте до 18 лет, для чего я провела анализ статей кодексов.

  1. Административная ответственность – с 16 лет.

КоАП РФ статья 2.3: «Административной ответственности подлежит лицо, достигшие к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет»4.

  1. Гражданско-паровая ответственность – с 14 лет

ГК РФ статья 1074: «Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причинённый на вред общих обоснованиях»5.

  1. Дисциплинарная ответственность

Возраст дисциплинарной ответственности зависит от места совершения правонарушения. Если подросток совершает правонарушения в процессе учёбы, то возраст применения дисциплинарной ответственности 11 лет, а если подросток, работающий по трудовому кодексу, совершит правонарушение, то возраст наступления дисциплинарной ответственности 14 лет.

  1. Материальная ответственность

Возраст материальной ответственности так же зависит от места совершения правонарушения. Это значит, если человек совершает правонарушение во время работы по трудовому договору, то по ТК РФ возраст наступления полной материальной ответственности 18 лет. А если подросток совершит правонарушение во время учёбы, то в таком случае возраст наступления материальной ответственности 14 лет, по ГК РФ.

  1. Уголовная ответственность – с 16 лет (14 лет)

УК РФ статья 20 п.1: «Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшие ко времени совершения правонарушения 16 лет»6.

Но за ограниченный круг деяний с 14 лет. А именно по 20 статье п.2.7

3. Виды правонарушений

Целью моего проекта является вопрос о последствия за правонарушения в школе совершённые учащимися, не достигшими возраста юридической ответственности (т.е., в большинстве случаях – до 14 лет, а это 7-8 класс).

Сначала я рассмотрю виды правонарушений, а затем сосредоточусь на последствиях, которые закон предусматривает для лиц, не достигших возраста юридической ответственности. Так как целью моего проекта является повышение правовой грамотности школьников, то я сконцентрируюсь на ответственности за правонарушения во время учёбы в школе.

Для этого я остановлюсь на одном вопросе: Какие правонарушения подростки совершают в школе и предусмотрены ли за них наказания?

Правоведение делит правонарушения на два вида: проступки и преступления. Проступок – это противоправное действие, которое имеет малую степень тяжести, а преступление – это общественно опасное действие, ответственность за которое предусмотрена уголовным законодательством.

По результатам моего исследования я сделала вывод, что для лиц не достригших возраста юридической ответственности закон не предусматривает наказаний. Для них закон устанавливает два вида ответственности:

  1. меры дисциплинарного взыскания по ФЗ №43 «Об образовании в РФ»;

  2. принудительные меры воспитательного воздействия по УК РФ.

Все эти меры я представила в схеме (схема 2).

(Схема 2. «Виды ответственности лиц, не достигших возраста юридической ответственности»)

Сначала я остановилась на проступках, так как среди подростков они встречаются чаще. За какие правонарушения в школе предусмотрена ответственность по ФЗ «Об образовании в РФ». За нарушения обязанностей, перечисленных в статье 43 «Обязанности и ответственность обучающихся»8. Переведу на более понятный язык. Ответственность школьников предусмотрена за:

  1. прогулы уроков и не выполнение домашних заданий;

  2. нарушение дисциплины и несоответствующий внешний вид;

  3. курение, употребление алкоголя, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

  4. оскорбление и нецензурную брань, за срывы уроков;

  5. порчу школьного имущества.

За такие проступки согласно статье 43 ФЗ «Об образовании в РФ» следуют дисциплинарные взыскания. Они могут применяться к детям начиная с пятого класса, примерно с 10-11 лет (п.5 «Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательной программе дошкольного, начального общего образования»).

На первый раз за нарушение ребёнок получит предупреждение в устной форме, на второй раз выговор с занесением в приказ, а на третий раз уже возможно отчисление из учебного заведения, но только если ребёнку на момент совершения правонарушения есть 15 лет. Однако стоит заметить, что не бывает выговора без предупреждения и отчисление без выговора и предупреждения.

А что будет если, ребёнок, например, разобьёт стекло, разрисует стены или парты, или нанесёт какой-либо другой материальный ущерб школьному имуществу, то наступает гражданско-правовая ответственность, которая регулируется Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), т.к. все имущество в школе является государственной или муниципальной собственностью.

Когда дети портят школьное имущество, очень важно понять случайно ребёнок испортил ту или иную вещь, или из хулиганских побуждений специально. Если же выясниться, что вред причинён специально, то надо разобраться, кто будет возмещать причинённый ущерб. По ГК РФ в данном случае ответственность можно возлагать на:

  1. Ребёнка в возрасте 14 лет

ГК РФ Статья 1074. «Ответственность за вред, причинённый несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет»: «1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати лет до восемнадцати лет несут ответственность за причинённый ущерб на общих основаниях».

  1. Его родителям или опекунам

  2. Работникам учебной организации.

Если подросток в возрасте до 14 лет причинил вред, когда он находился в школе, то отвечает за причинённый им ущерб учитель, классный руководитель, педагог доп. образования или другой работник школы осуществляющий в данный момент надзор над школьником.

Однако если учитель, наблюдающий за ребёнком в данный момент, докажет, что были попытки с его стороны предотвратить порчу имущества, на которые подросток не реагировал, то за причинённый ущерб отвечает виновные в недостатках воспитания родители, а не школа.

Теперь перейдём к проступкам. С 8 лет за такие деяния как: безнадзорность и беспризорность, заболевания наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом и т.д, ребёнка могут поместить в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа (СУВУОТ). Ребёнок может попасть туда, только с согласием родителей, а если на момент совершения правонарушения подростку уже есть 14 лет, то его мнение учитывается и без его согласия он не может быть помещён в СУВУОТ.

Далее рассмотрим самые тяжкие правонарушения – преступления. Как уже отмечалось выше по УК РФ возраст наступления уголовной ответственности 16 лет, а за ограниченный круг деяний, перечисленных в статье 20 п.2 – с 14 лет. Я задала себе вопрос, а что же будет, если ребёнок, не достигший возраста уголовной ответственности, совершит преступление?

В таких случаях к подросткам применяются не наказания, а принудительные меры воспитательного воздействия. Они предусматриваются ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Согласно статье 15, с 11 лет ребёнок за совершения преступлений средний тяжести или преступлений особо тяжкого характера по решению или приговору суда может быть помещён в специальное учебно-воспитательное учреждения закрытого типа (СУВУЗТ).

Отдельно хочу отметить одно правонарушений в школе, которое в последн6ее время происходит чаще, чем раньше – съёмка преподавателей в школе и распространение фотографий и видеозаписей в интернете. Школьники не знают, что это не законно. Хотя согласно ГК РФ статье 1529: обнародование, хранение и дальнейшее использование фотографий и видеозаписей гражданина, возможно только с его разрешения. Очевидно, школьники не спрашивают разрешение на съёмку и тем более распространение этих фотографий у учителей. За это педагоги могут подать иск в суд, с требованием удалить фото (ГК РФ статья 152 пункт 3).

III. Социологический опрос.

Для своего исследования я выбрала непосредственную (личную) форму опроса, в виде анкетирования. Целью моего социологического опроса является определение уровня правовой грамотности у подростков до 14 лет, для того чтобы понять, полезен ли мой проект для школьников. Было опрошено 163 респондента 6-7 классов (11-13 лет). Им было предложено ответить на 5 вопросов.

Вопрос 1. С какого возраста человек сам несёт юридическую ответственность (т.е. отвечает по закону за свои правонарушения)?

Варианты ответа

Результаты

С 18 лет

73 (44,8%)

С 16 лет

6 (3,7%)

С 14 лет

73 (44,8%)

Другие варианты

11 (6,7%)

Результаты я представила в диаграмме (диаграмма 1).

(Диаграмма 1. Результаты ответа на вопрос 1)

По результатам видно, что самые популярные ответы – с 14 лет и 18 лет. По моему мнению, достаточно большое количество подростков (44,8%) знают, что ответственность наступает с 14 лет. Столько же ответило, что ответственность наступает с 18 лет. Это может быть связано с тем, что подростки связывают совершеннолетие и возраст юридической ответственности.

Вопрос 2. Кто будет нести ответственность за нарушение закона, совершённые подростками до этого возраста?

Варианты ответа

Результаты

Родители или опекуны

152 (93,3%)

Родитель или органы опеки и попечительства

1 (0,6%)

До 14 лет – родитель, после – ребёнок

3 (1,8%)

Сам ребёнок

4 (2,4%)

Другие варианты

3 (1,8%)

Результаты я представила в диаграмме (диаграмма 2).

(Диаграмма 2. Результаты ответа на вопрос 2)

Эти результаты позволяют сделать вывод, что, по мнению подростков, за их правонарушения, ответственность несут другие (родители, опекуны). Это может быть связано с тем, что дети, эмоционально и психологически не готовы взять на себя ответственность за свои поступки.

Вопрос 3. Представьте ситуацию, когда школьники нецензурно выражаются на перемене в школе. По вашему мнению, закон предусматривает наказание за это?

Варианты

Результаты

Да

70 (42,9%)

Нет, т.к это незаконно

37(22,6%)

Нет, до определённого возраста

14 (8,5%)

Не знаю

39(23,9%)

Штраф

3(1,84%)

Результаты я представила в диаграмме (диаграмма 3).

(Диаграмма 3. Результаты ответа на вопрос 3)

Таким образом видно, что значительная часть детей не знает об ответственности за нецензурную брань. 43% знает, что за мат их могут привлечь к ответственности. Однако есть и те, кто считает нецензурную лексику законной с 14 лет. Таких ответов было 3. Я думаю, это может быть связано с безнаказанностью. Дети знают, что им ничего не будет и продолжают позволять себе плохие слова.

Вопрос 4. Представим ещё одну ситуацию. Если ученики во время урока сломали парту, в момент, когда учитель вышел из класса. Будет ли кто-нибудь нести ответственность за это и если будет, то кто?

Варианты

Результаты

Да, родитель

82 (50,3%)

Да, ученик

35 (21,5%)

Да, школа

33 (20,2%)

Не знаю

12 (7,4%)

Другие варианты

1 (0,6%)

Результаты я представила в диаграмме (диаграмма 4).

(Диаграмма 4. Результаты ответа на вопрос 4)

Как видим, как и в ответах на вопрос 2 «Кто будет нести ответственность за нарушение закона, совершённые подростками», в случае порчи имущества в школе более половины опрошенных подростков (50,3%) ответственность перекладывают на родителей. Примерно равное количество считают, что ответственными будут либо сам подросток, либо школа. Причина, как я думаю, та же, что и по результатам ответов на второй вопрос – неготовность и нежелание нести какую-либо ответственность и детская привычка все перекладывать на чужие плечи,

Вопрос 5. Ну и, наконец, представим последнюю ситуацию. Если ребёнок в возрасте 11-13 лет в школе, совершит кражу или нанесёт серьёзные телесные повреждения (вред здоровью) в драке другому ученику, то могут ли быть какие-нибудь последствия для него в соответствие с законом?

Варианты

Результаты

Да, постановка на учёт

53 (32,5%)

Да, помещение в закрытую школу (колонию)

20 (12,2%)

Да, возмещение материального ущерба

27 (16,6%)

Да, вызов родителей

13 (8%)

Не знаю

38 (23,3%)

Последствий нет

12 (7,3%)

Результаты я представила в диаграмме (диаграмма 5).

(Диаграмма 5. Результаты ответа на вопрос 5)

По результатам видно, что большая часть школьников, знают о наказание за такие правонарушения (69,3%). Однако есть и те, кто считает, что наказаний нет (8%). Такое мнение у подростков могло сформироваться на основе жизненного опыта, так как в случае драк, если родители не дают официального хода, всё для подростков заканчивается воспитательной беседой, которую они не воспринимают как наказание.

По итогам анализа ответов на все вопросы можно сделать два основных вывода.

В-первых, подростки в возрасте до 14-ти лет не знают об ответственности за свои правонарушения.

Во-вторых, они склонны ответственность перекладывать на других, по всей видимости, прикрываясь несовершеннолетием.

Мы знаем, что отсутствие знаний ведет к вседозволенности, и поэтому я делаю вывод, что результаты моего исследования будут крайне полезны подросткам и могут способствовать улучшению их поведения, а, значит, и повышению безопасности как самих подростков, так и окружающих их людей.

IV. Заключение

Исследование проблемы подтвердило мою гипотезу о том, что и к несовершеннолетним закон в России предусматривает и наказания (с 14-16 лет) и принудительные меры воспитательного воздействия (с 8 до 14 лет). Но сами подростки больше знакомы с правами и обязанностями, а не с ответственностью, что не позволяет считать их грамотными в правовой сфере.

Именно поэтому в качестве итогового продукта я выбрала информационный буклет, так как он разработан для подростков, а им легче воспринимать информацию визуально.

Буклет я разделила на информационные зоны, в которые внесла взаимосвязанные информационные блоки. В буклете я постаралась отразить самые важные правовые элементы, которые необходимы для повышения правовой грамотности подростков, что может удержать их от совершения правонарушений.

Буклет прилагается (приложение 1).

V. Источники и литература

  1. Конституция РФ. / КонсультантПлюс // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

  2. Поцелуев Е.Л., Горбунов А.Е. О дефиниции «Юридическая ответственность» / Журнал «Юридический вестник Самарского университета» том 4, №1, 2018. С19./ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-definitsii-yuridicheskaya-otvetstvennost/viewer

  3. Серков П.П. О понятии юридической ответственности./ «Журнал российского права», №12, 2010. С49.// Киберленинка – научная электронная библиотека URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-yuridicheskoy-otvetstvennosti/viewer

  4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / КонсультантПлюс // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174

Приложение 1

1 Е.Л.Поцелуев, А.Е.Горбунов О дефиниции «Юридическая ответственность» / « Журнал Юридический вестник Самарского университета» том 4, №1, 2018. С19./ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-definitsii-yuridicheskaya-otvetstvennost/viewer

2 П.П.Серков. О понятии юридической ответственности. «Журнал российского права», №12, 2010. С49./ Киберленинка – научная электронная библиотека // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-yuridicheskoy-otvetstvennosti/viewer

3 Конституция РФ. Статья 15 п.2 / КонсультантПлюс // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/54dd4e1f61e0b8fa47bff695f0c08b192a95f7a3/

4 Конституция РФ. Статья 2.3 / КонсультантПлюс // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/2244fcd3b7b86a331a75c3b551f4f6057c363ccb/

5 Конституция РФ. Статья 1074 / КонсультантПлюс // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/b22b98c9e05ed976d69333f3cfdf7787282e4fb7/

6 Конституция РФ. Статья 20 п1 / Консультантплюс // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/fd969cc22a68d513db2c83a94d6ad355a95dbec7/

7 Конституция РФ. Статья 20 п.2 / КонсультантПлюс // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/fd969cc22a68d513db2c83a94d6ad355a95dbec7/

8 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / КонсультантПлюс // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/03ed3d9a84d233e0791495bf8600996efca437fa/

9 Конституция РФ ГК РФ статья 152/ Консультантплюс//URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/14c6c3902cffa17ab26d330b2fd4fae28e5cd059/

Просмотров работы: 13