Введение
Мы живем в потоке информации, где музыка – это тоже информационный поток. Иногда музыка вызывает излишнюю энергию, а порой оказывает расслабляющее действие. Но какова бы ни была реакция слушателя на музыку, она имеет свойство оказывать влияние на психику человека, что доказано учеными из разных стран.
Мы можем проследить, как из века в век менялся ритм нашей жизни, становясь все более и более быстрым, а вместе с ним менялся и ритм музыки. А вместе с появлением новомодных музыкальных стилей, менялось и мировоззрение общества: снижался общий уровень культуры, менялись нравственные ориентиры, терялась духовность. При этом музыка продолжает являться постоянным спутником нашей долгой жизни. И не важно, кто вы–старик или юная леди, музыка – это часть вашей личности. Она может помочь вам справится со сложной ситуацией, подготовиться к встрече с неизвестным, т.к. музыка затрагивает вечные темы.
Современная музыка отражает ритм нашего напряженного, беспокойного времени. Ритм, который особенно остро ощущают подростки. В период активного взросления, чтобы найти себя, подросток подражает многим популярным в обществе личностям, например, музыкантам, полностью копируя своего идола.
Рок-музыка повышает эмоции – как отрицательные, так и положительные. Рок может заряжать энергией, повышать мотивацию и настроение, стимулировать умственную активность, однако большинство исследователей отмечает нарушение внутренней гармонии, искривление естественных ритмов организма, появление агрессии и других девиантных форм поведения особенно среди подростков.
Объектом нашего исследования является рок-музыка, а предметом –мифы и стереотипы влияния рок-музыки на подростков.
При этом нами использовались следующие методы исследования: нарративные, анкетирование, статистические, моделирование.
Исходя из всего вышесказанного, цель нашей работы – выявить мифы и стереотипы влияния рок-музыки на подростков.
Задачи:
1. Систематизировать источники и литературу по теме нашего исследования;
2. Изучить мифы и стереотипы: понятие, функции, факторы;
3. Выявить мифы и стереотипы влияния рок-музыки на подростков на основе анализа научных работ по теме нашего исследования;
4. Разработать анкету и провести опрос с целью выявления мифов и стереотипов влияния рок-музыки среди разных возрастных групп;
5. Разработать эффективные способы борьбы с выявленными стереотипами.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные данные опроса могут быть использованы для обозначения того, насколько распространены мифы и стереотипы влияния рок-музыки среди разных возрастных групп и какие имеют формы и причины появления.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные рекомендации помогут подросткам правильно воспринимать рок-музыку, повысить музыкальную грамотность, научиться противостоять негативным последствиям музыки, лучше понять самого себя.
Таким образом, структура нашей работы выглядит так:
Введение
Глава 1: Мифы и стереотипы: понятие, функции, факторы
Глава 2: Мифы и стереотипы влияния рок-музыки на подростков
Глава 3: Практическая часть
Заключение
Список литературы
Приложение
Глава 1: Мифы и стереотипы:понятие, функции, факторы
Для любой культуры характерна неоднородность. В ее структуре сосуществуют ее доминирующий слой и прослойка контркультуры, а также многочисленные сегменты субкультуры. Все перечисленные структуры, составляющие культуру в целом, имеют свои мифы, которые являются их смысловой основой и определяются культурными стереотипами.
Миф – базисный элемент человеческой культуры. Как форму общественного сознания миф можно рассматривать с различных подходов. Психоаналитическая школа изучения мифа рассматривает его как социально-историческое проявление архетипа. К.Г. Юнг описывает архетип как «образ, который постоянно повторяется в ходе исторического развития везде, где проявляется творческое воображение», что по существу является мифологическим образом, который формировался под воздействием многочисленного опыта наших предков [20, с. 126]. Социально-философское направление исследования мифа считает, что миф является «атрибутивным свойством сознания, специфическим социокультурным духовным образованием, не сводимым к политико-идеологическим концепциям и теориям, и к спонтанным, бессознательным чувственно-конкретным представлениям» [3, с. 16]. В рамках семиотического подхода, по мнению Р. Барта, миф есть «символическая языковая форма вечных моделей личных и общественных связей; архаичный элемент человеческой культуры» [5, с. 174]. А.Ф. Лосев понимает миф как «необходимейшая – прямо нужно сказать, трансцендентально-необходимая – категория мысли и жизни; и в нем нет ровно ничего случайного, ненужного, произвольного, выдуманного или фантастического. Это – подлинная и максимально конкретная реальность» [12, с. 1]. В представлении Т. Манна миф это – «изначальный образец, изначальная форма жизни, вневременная схема, издревле заданная формула, в которую укладывается осознающая себя жизнь, смутно стремящаяся вновь обрести некогда предначертанные ей приметы» [3, с. 175]. Политологическая интерпретация мифов считает, что мифы – это составная часть идеологии политической системы общества, направленная как средство на манипулирование массовым мифологическим сознанием [6, с. 1].
Миф выполняет определенные функции, среди которых можно выделить:
1. Потребность в объяснении мира и окружающей действительности. Мифология часто служит для того, чтобы заполнить пробелы в знаниях и объяснить явления, которые не имеют научного объяснения.
2. Потребность в создании связи между человеком и вселенной. Мифы помогают людям понять свою роль и место в мире, а также установить взаимодействие с ним.
3. Потребность в создании и поддержании идентичности и групповой принадлежности. Мифология может использоваться для объединения людей и поддержания общих ценностей и верований.
4. Потребность в управлении страхами и тревогами. Мифы могут помочь людям справиться со страхом перед неизвестным и неуправляемым.
5. Функция мифа как источника мудрости и уроков жизни. Многие мифы содержат в себе моральные уроки и ценности, которые передаются от поколения к поколению[21, с. 57].
В настоящее время в обществе присутствуют социальные мифы. Социальный миф – это сформировавшееся на бессознательном уровне мировоззрение, влияющее на социальные действия людей и выражающее интересы различных социальных групп. А.В. Ульяновский давал следующее определение социальном мифу: «Если можно найти точки зрения, когда информация ложна, но в то же время есть точки зрения, когда она истинна, при этом есть заинтересованное в определенной интерпретации лицо – это и есть современный миф» [19, с.125].
Важнейшей чертой, характерной как для мифа социального, так и для традиционного, является то, что он существует на уровне коллективного сознания. Социальный миф основан на традиционных архетипах и подражает древним моделям объяснения реальности. Он так же направлен на некритическое сознание индивида, апеллируя к сложившимся в данном социуме традициям. В современном обществе миф сохраняет свою нормативную функцию – предлагает определенный набор правил, норм, принципов, следование которым принято в социуме. Миф сохраняет и свою символическую, метафорическую сущность [10, с. 2].
Социальные мифы имеют определенную специфику по сравнению с традиционными мифами. Во-первых, в традиционных мифах объектом мифологизации являются боги, культурные герои или предки, то в социальных мифах – это люди, явления, процессы и события настоящего или недавнего прошлого. Во-вторых, социальные мифы не передаются по традиции, а создаются сознательно определенными людьми или группами людей, опираясь на научные теории своего времени, что придает им видимость правдоподобия и наукообразия. В-третьих, каналами распространения современных мифов являются СМИ, в то время как традиционные мифы передавались устным или рукописным путем [10, с. 2].
Для мифологического типа сознания важно не само историческое событие, а его истолкование в имеющейся системе предсказаний. Поэтому в мифе будущее строго детерминировано и может иметь только одно воплощение – то, которое уже было предсказано.
При этом можно говорить о латентной и активной фазе функционирования социального мифа. Во время активной фазы он становится доминантой общественного сознания, охватывая собой либо все общество, либо его большую часть. При смене общественных настроений, круг его приверженцев сужается, уступая место другой идеологической модели. Но при возникновении типологически сходных исторических условий, старый миф может быть реанимирован и вновь стать идеологической доминантой [6, с. 2]
Факторами формирования мифов являются:
1. Культурный и исторический контекст: мифы часто отражают особенности истории и культуры определенного народа или региона.
2. Религиозные верования: многие мифы имеют прямое отношение к религиозным верованиям и представлениям о богах и духах.
3. Символы и образы: мифы используют различные символы и образы, которые имеют глубокий символический смысл и могут оказывать влияние на мышление и поведение людей.
4. Моральные уроки и ценности: многие мифы включают в себя моральные уроки и ценности, которые передаются от поколения к поколению.
5. Психологические аспекты: мифы могут отражать различные психологические аспекты, такие как страхи, желания, мечты и т.д.[3, с. 46; 19, с. 125]
Стереотипы – это «формы, в которые действия и мысли людей сводятся к простейшим схемам и реакциям» [18, с. 648]; «стандартизированный, схематизированный и упрощенный, обычно эмоционально окрашенный образ какого-либо социально-политического явления» [17, с. 360]. Данный термин был введен в научный оборот в 1922 г. американским журналистом и исследователем У. Липпманом, который описывал его как упрощенное, схематизированное, зачастую искаженное, характерное для сферы обыденного сознания представление о каком-либо социальном объекте [11, с. 105]. Таким образом, стереотип представляет собой некую модель действия, связанную с определенным национально детерминированным выбором, который обусловливает стратегию поведения в определенной ситуации [8, с. 137]. По мнению Ю.М. Лотмана, стереотип – это «минимальная организация, включающая бинарную систему, состоящую из двух семиотических механизмов, находящихся в отношении непереводимости и одновременно подобных друг другу, поскольку каждый своими средствами модернизирует одну и ту же внесемиотическую реальность» [13, с. 370]. Денисова Г.В. предлагает рассматривать стереотипы как знаки, которые являются вербальной фиксацией определенным образом опредмеченных потребностей социальной группы, этноса, национально-культурного ареала [8, с. 137].
К факторам формирования стереотипов можно отнести:
1. Культурные факторы: стереотипы могут формироваться под влиянием культурных норм и ценностей, которые приняты в обществе. Например, определенные роли и поведенческие модели могут быть назначены мужчинам и женщинам, основываясь на социальных ожиданиях.
2. Средства массовой информации: медиа часто усиливают стереотипы через показ стереотипных образов и историй в кино, телевидении, музыке и других формах развлечения. Это может приводить к укреплению и устойчивости стереотипов в обществе.
3. Воспитание и образование: с детства люди воспитываются в соответствии с определенными культурными и социальными нормами, которые могут быть связаны со стереотипами. Знания и представления, которые мы получаем в школе и университете, также могут оказывать влияние на формирование стереотипов.
4. Личный опыт и общение: личный опыт и общение с людьми также могут влиять на стереотипы. Например, если у человека был негативный опыт с определенной группой людей, это может привести к формированию стереотипов обо всех представителях этой группы.
5. Биологические факторы: некоторые исследования показывают, что нейрологические различия и гормональные изменения могут способствовать формированию стереотипов о людях различных полов, рас и национальностей[2, с. 494].
Между стереотипами и структурой мифа существует прямая связь, ибо миф способствует созданию стереотипов в массовом сознании, которые отвечают его основному сюжету, что позволяет сделать отношения в обществе стабильными и упорядоченными [3, с. 14].
При этом культурные паттерны естественного характера формируются на основе системы ценностей, которую содержит в себе миф, а стереотипы, имеющие искусственную природу, сами генерируют те ценности, которые привнесены чужими мифами извне [4, с. 2].
Миф становится достоянием коллективного сознания, он формирует определенные мироощущения, психологические и идеологические установки, обладающие стойкостью предрассудка, устанавливает вымышленные причинно-следственные связи между реальными объектами. Мифы, таким образом, проникают в сознание благодаря текстам, вживаются и формируют горизонт ожидания носителей, способствуют возникновению стереотипов. Любая культура располагает набором ключевых концептов и стереотипов, которые порождаются национальными мифами и обеспечивают «выход» на образ мира [15, с. 5].
Различные виды и формы групповых культур при своем взаимодействии приводят к столкновению заложенных в их мифологическое ядро паттернов. Роль этих стереотипов состоит главным образом в защите собственного культурного пространства от вторжения чужеродных культурных образований, однако некоторые из них могут естественным образом переходить из одного вида или формы культуры к другой [4, с. 3].
Глава 2: Мифы и стереотипы влияния рок-музыки на подростков
В данной главе мы постараемся выявить мифы и стереотипы влияния рок-музыки на подростков на основе анализа научных работ по теме нашего проекта.
В своей статье Болдырева Е.А. выдвигает несколько тезисов.
«Воздействие рок-музыки на организм подростка часто имеет негативные последствия, так, например, ухудшение слуха» [7, с. 64]
В данной статье не описано, как именно рок-музыка влияет на слух. Важно отметить, что громкость музыки зависит от настроек устройства или проигрывателя, которые выбирает сам слушатель. Все типы музыки, включая реп, рок, поп и классическую, могут повредить слух, если слушать их слишком громко.
«Стиль одежды, преобладание черного цвета, изображение черепов, диких животных, агрессивная атрибутика (шипы, цепи), татуировки, яркие цвета волос или их отсутствие» [7, с. 64]
Описание внешности слушателей рока, представленное в статье, не соответствует реальности. Согласно статистике, рок-музыка занимает лишь четвертое место среди музыкальных предпочтений подростков. Как часто мы можем увидеть молодых людей или девушек, одетых в цепи, косухи и шипы?
«Подросткам, слушающим рок, труднее контактировать с другими людьми» [7, с. 65]
С одной стороны, может быть сложно найти кого-то, кто разделяет интерес к рок-музыке. Однако, музыка – это не единственная тема для разговоров. Подростки могут общаться на различные темы и не изолироваться от других людей только из-за своих музыкальных предпочтений.
«Движения в роке вызывают галлюцинации и экстаз» [7, с. 65]
Рок-музыка сама по себе не может вызывать реакции, которые обычно возникают под воздействием галлюциногенных веществ.
«Тексты, наполненные мотивами самоубийства, навевают подростка на подобные мысли» [7, с. 66]
Эту характеристику можно применить ко многим родственным жанрам. Вопрос в том, как человек воспринимает музыку. Если у него слабая психика, низкая устойчивость к стрессу и высокая восприимчивость, то неважно, слушает ли он музыку, играет в компьютерные игры или смотрит фильмы - результат может быть одинаковым.
«Рок-музыка способствует развитию импульсов гнева и вандализма», «Необходимо противопоставить року «настоящую» музыку» [7, с. 66]
Понятие «настоящая музыка» очень субъективно и зависит от многих факторов, таких как образование, уровень воспитания и культуры, мировоззрение и т.д. При этом автор не приводит никаких конкретных примеров.
Многочисленные исследования ученых всего мира показали, что агрессивная манера исполнения рок-композиций оказывает негативное влияние на живую и неживую природу. Все помнят фотографии снежинок, которые получились из воды, замороженной при проигрывании рок-музыки. Музыка на повышенной громкости напрямую влияет на скорость физических и умственных реакций. На целых 20 % времени больше уходит на все действия.Как правило, если скорость музыкальной композиции превышает 60 ударов в минуту, то у слушателей учащается сердцебиение и повышается кровяное давление. Что касается ее влияния на психику человека, то психологи доказали его отрицательное значение. Они считают, что на рок-концертах под влиянием большой громкости слушатели впадают в состояние, подобное трансу, и теряют контроль над собой, находятся в депрессивном состоянии и склонны к суицидным мыслям, а также в некоторой мере опасны для общества в целом[16].
Однако ученые австралийского университета в Квинсленде – Лия Шарман и Женевьева Дингал провели эксперимент над 39 людьми в возрасте от 13 до 34 лет. Сначала испытуемых ввели в стрессовую ситуацию, а затем позволили несколько минут слушать рок-композиции для успокоения. При повторном эксперименте музыку заменили на несколько минут полной тишины, так как большинство учёных заявляют о положительном влиянии молчания и тишины на нервную систему человека. Результаты были удивительными, оказалось, что прослушивание тяжелого металла расслабило группу испытуемых быстрее. Лия Шарман уточнила, что тексты песен несли на себе либо агрессивный, либо унылый, вызывающий грусть характер. По окончанию эксперимента участники сообщили о том, что музыка стиля «хэви-метал» помогла им вдохновиться, а тяжёлые и агрессивные тексты привели их в тонус и придали энтузиазма[1].
Таким образом, рок-музыка помогает продуктивности. И связано это с тем, что хороший специалист начинает исполнять свою работу ещё лучше, если прослушивает свои любимые песни и тут уже неважно будет это легендарная классика, поп или песни жанра тяжёлого рока. Например, Стивен Кинг несколько раз упоминал в своих интервью, что предпочитает творить под свои любимые рок-композиции, что музыка помогает ему прийти в продуктивное состояние и часто подбрасывала ему идеи для новых шедевров.
Давно известно, что каждое направление в музыке влияет по-своему на формирование характера человека. Принято стереотипно мыслить, что если ты интеллектуал, то ты слушаешь классическую музыку. Но результаты исследований Стюарта Кадволладера, психолога из университета Уорика, показали, что это не совсем верно. В его исследовании приняли участие 1057 обучающихся Национальной академии для одарённой и талантливой молодёжи в возрасте между 11 и 18 годами. По итогам ученые пришли к выводу, что интеллектуальные подростки, опережающие своих сверстников в умственном развитии чаще, чем прочие, слушают тяжелый рок. Эта музыка помогает им справиться со сложностями переходного возраста, с давлением, оказываемым социальной сферой на одаренных подростков, нивелировать последствия социального неприятия общества [9, с. 469].
Кроме того, рок в некоторых случаях определяют, как стиль жизни, а не только музыки. Главной особенностью такого стиля является сопротивление несовершенству общественного строя. Некоторые исследователи истории музыки считают, что рок-музыка возникла, как выражение неприятия молодым поколением традиций и требований своих старших родственников[16]. Именно старшее поколение уверено в том, что рок-музыканты– это сплошь и рядом алкоголики и наркоманы. Конечно, нельзя поспорить с тем, что среди адептов рока никогда не было людей, зависимых от психотропных средств, однако самой большой популярности добились все-таки те, кто не злоупотребляет этими наркотическими веществами.
Рок – это разновидность многогранного музыкального стиля. Он может быть не только тяжелым, но и мелодичным напевом. Однако многие согласятся с таким мнением, что, слушая рок, человек хочет активно действовать. Такое направление музыки дает ему энергию и делает его наиболее подвижным. Миллионы людей на всем земном шаре обожают рок, который настраивает их на быструю реакцию, резкие движения, на ярость, страх, любовь и секс. Рок неким образом воспитывает людей и делает их мировоззрение другим. На практике большинство рокеров, повзрослев, начинают отдавать предпочтение классическому жанру музыки, при этом, не отказываясь от любимого рока. Удивительно, но поклонники обоих жанров чем-то схожи между собой. И те, и другие являются личностями творческими, непринужденными и не очень коммуникабельными.
Таким образом, мы видим, что у рок-музыки имеются и достоинства, и недостатки. Каждый человек выбирает себе песни и мелодии с учетом своего характера и предпочтений. В большинстве своем мы имеем дело со стереотипами влияния рок-музыки на подростков, которые формируются через культурные факторы, СМИ, личный опыт, а также воспитание и образование.
Глава 3: Практическая часть
Социологическое исследование проводилось с 29 марта по 11 сентября 2023 в г. Перми с помощью анонимного анкетирования с использованием Google-формы. Целью анкетирования было выявить мифы и стереотипы влияния рок-музыки среди разных возрастных групп. Вопросы опросного листа были разработаны на основе анализа научной литературы и выявленного в ней набора стереотипов (см. Приложение 1).
В анкетировании приняли участие 100 человек, в возрасте от 11 до 50+ (см. Рис.1). Из них 48 % – женщин, 52 % – мужчин (см. Рис.2). При этом слушают рок-музыку в основном мужчины, а основными возрастными группами оказались 25-50 лет и 18-25 лет (см. Рис.3).
Рис.1 Рис.2 Рис.3
Третий вопрос был посвящен влиянию рок-музыки на физиологическое здоровье человека. Большая часть людей(35,7%) написали, что на здоровье рок-музыка никак не влияет, но 13,3% указали на ухудшение или полную потерю слуха, 7,1 % на нарушение работы нервной системы (см. Рис.4).
Рис.4
Четвертый вопрос был посвящен влиянию рок-музыки на психологическое здоровье человека. Большая часть людей(61,2%) ответили, что рок-музыка поднимает настроение. Только 12,2% указали, что рок-музыка вызывает агрессию (см. Рис.5).
Рис.5
Пятый вопрос был посвящен представлению о том, как выглядит типичный рокер. 24,5% отметили, что рок-музыканты носят клетчатую рубашку и за спиной чехол от гитар. 23,5% думают, что они носят кожаные вещи с шипами, 13,3 % – косуху и ирокез на голове в кожаных костюмах с шипами (см. Рис.6).
Рис.6
Шестой вопрос был посвящен поведению. Большая часть людей(63,3%) ответили, что рокеры общительные люди и стараются быть со всеми на одной волне. Только 8,2% ответили, что рокеры агрессивные (см. Рис.7).
Рис.7
В последнем вопросе мы решили спросить о смысле текстов рок-песен. 23,5% опрошенных отметили, что рок-музыка посвящена сопротивлению несовершенству, 11,2% – любви, 9,2 % – жизни и многообразию ее проявлений (см. Рис.8)
Рис.8
Таким образом, на основе полученных результатов мы можем сделать вывод о том, большинство стереотипов, указанных в научных исследованиях, не подтвердилось. Стереотипы формируют по причине того, что подростки имеют поверхностное представление о рок-музыке и образе жизни рокеров, воспринимая сценический образ рок-музыкантов за реальный. При этом часто рок-музыка используется как форма протеста и выражения неприятия молодым поколением традиций и норм старшего поколения. Поэтому в обществе формируются стереотипы негативного влияния рок-музыки на подростков.
На основе полученных результатов социологического исследования нами было разработано внеклассное мероприятие, направленное на формирование правильного восприятия рок-музыки, музыкальной грамотности (см. Приложение 2).
Заключение
Подводя окончательные итоги проделанной работы, мы можем говорить о том, что мы смогли изучить мифы и стереотипы: понятие, функции, соотношение.
На основе анализа научных работ мы выявили, что мифы и стереотипы влияния рок-музыки на подростков связаны, прежде всего, с негативным влиянием на физиологическое и психологическое здоровье подростка, внешностью, агрессивным поведением и другими формами девиантного поведения, содержанием текстов песен. Однако другая часть исследований опровергает эти данные.
Проведенное нами социологическое исследование показало, что большинство стереотипов, указанных в научных исследованиях не подтвердилось. Стереотипы формируют по причине того, что подростки имеют поверхностное представление о рок-музыке и образе жизни рокеров, воспринимая сценический образ рок-музыкантов за реальный. При этом часто рок-музыка используется как форма протеста и выражения неприятия молодым поколением традиций и норм старшего поколения. Поэтому в обществе формируются стереотипы негативного влияния рок-музыки на подростков.
Исходя из этого, мы разработали внеклассное мероприятие.Данное мероприятие является итоговым обобщением всей полученной информации, её наглядным, образным отражением. В связи с этим, данное мероприятие может быть широко использовано в педагогической деятельности. С помощью этого мероприятия можно научить подростков правильно воспринимать рок-музыку, повысить их музыкальную грамотность, научить противостоять негативным последствиям музыки, лучше понять самого себя.
Исходя из всего вышесказанного, мы заключаем, что все поставленные нами задачи были выполнены, и мы успешно достигли цели нашей работы. Данная работа представляет, как практическую, так и теоретическую ценность, исследования в данной области могут быть продолжены.
Список литературы
1. Linnemann A., Strahler J., Nater U. The stress-reducing effect of music listening varies depending on the social context. Psychoneuroendocrinology, № 38(12), 2013. – Р. 2934-2939.
2. Rupp D. E., Williams K. M. The social psychology of stereotypes: Implications for group-based disparities. AmericanJournalofOrthopsychiatry, №81 (4), 2011. – Р. 491-503.
3. Алпеева Т.М. Социальный миф: сущность, структура, функции. – Минск: Университетское, 1992. – 208 с.
4. Афанасьев Н.В. Стереотипы и ценности в качестве механизма функционирования мифа в системе культуры // Международный научно-исследовательский журнал, №8, 2022. – С. 1-4
5. Барт Т. Мифология. – М.: Академический проект, 2017. – 351 с.
6. Беспалов Ю.В. Миф в массовом сознании современного общества // Вестник ВГТУ, №7, 2010. – С. 1-3
7. Болдырева Е.А. Влияние рок-музыки на детей подросткового возраста // Современные проблемы образования: сборник научных статей / науч. ред. М.А. Дьячкова; отв. ред. О.Н. Томюк. – Екатеринбург: Ажур, 2014. – С. 64-66
8. Денисова Г.В. Социокультурные стереотипы в межкультурной коммуникации // Вестник Московского университета, №3, 2020. – С. 127-148
9. Зёльднер Л., Маммен М., Паулюс М. Появление целостной самооценки: лонгитюдное исследование развития морального «я». // Психология развития, №60 (3), 2024. – С. 467–480
10. Курочкина Л.Я., Екимова О.В. Миф традиционный и современный: сходства и различия. // Вестник ВГТУ, №7, 2010. – С. 1-3
11. Липпман У. Общественное мнение. – М.: АСТ, 2023. – 448 с.
12. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. – М.: Академический проект, 2008. – 303 с.
13. Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т.3 – Таллинн: Александра, 1992. – 457 с.
14. Манн Т. Собрание сочинений. Т. 9. – М.: Художественная литература, 1960. – 683 с.
15. Осьмачко С.Г. Культурологические проблемы взаимодействия мифа и стереотипа в современном общественном сознании // Верхневолжский филологический вестник, №4(15), 2018. – С. 1-7
16. Саранин В.П. Музыка и здоровье // Аналитика культурологии, 2007. – С. 1-8
17. Современный философский словарь. – М.: Академический проект, 2015. – 823 с.
18. Социальная философия. Словарь. – М.: Академический проект, 2005. – 624 с.
19. Ульяновский А.В. Современный социальный миф как проект // Философские науки, №11, 2008. – С. 122-134
20. Юнг К.Г. Архетипы и коллективное бессознательное. – М.: АСТ, 2023. – 224 с.
21. Юнг К.Г. Человек и его символы. – М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2020. – 404 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Анкета
Инструкция: «Внимательно прочитайте каждое утверждение и выберите необходимый вариант ответа».
1. Укажите свой пол
ЖенскийМужской
2. Возраст
11-1414-18
18-2525-50
50+
3. Как влияет рок-музыка на организм физиологически
Убивает нервную систему
Ухудшение слуха или потеря слуха
Улучшение кровеносной системы
Улучшает нервную систему
Улучшение слуха
Другое:
4. Как влияет рок-музыка на организм психологически
Поднимает настроение
Вызывает агрессию
Вызывает депрессию
Способствует засыпанию
Активирует умственные процессы
Другое:
5. Как обычно выглядит рокер
В косухе и ирокезом на голове
В кожанных вещах с шипами
Как девочка с пышными, длинными волосами
В клетчатой рубашке и чехлом от гитары за спиной
Другое:
6. Как ведёт себя рокер
Закрыт, нелюдим
Общителен, со всеми на одной волне
Проявляет агрессивное поведение
Другое:
7. О чём поётся в рок-музыке
О драконах
О самоубийстве
О политике
О разрушении режима
Сопротивление несовершенству
О любви
Другое
Приложение 2
Внеклассное мероприятие
Тема: «Музыка, которая меняет мир»
Цель: создание условий для личностного самосовершенствования обучающихся посредством рок-музыки.
Задачи мастер-класса:
1. Повысить музыкальную грамотность обучающихся;
2. Показать роль рок-музыки в истории общества;
3. Научить обучающихся правильно воспринимать рок-музыку;
4. Научить противостоять негативным последствиям музыки напримере рок-музыки.
Участники: общее количество 15-20 человек (с делением на группы по 3-4 человека) в возрасте 14-18 лет.
Продолжительность: 40 мин.
Оснащение: экран, проектор, ноутбук/компьютер, материалы для мотивационного задания, дидактический материал (на группу), презентация.
Ход:
№ п/п |
Этап |
Содержание этапа |
Деятельность участников |
Время этапа |
1 |
Подготовительно-организационный |
Проведение мотивационного задания «Музыкальный киоск» |
Участники по предложенным фрагментам определяют жанр музыки |
5 |
2 |
Основная часть |
1. Проведение лекции-дискуссии по теме «На волне рок-музыки» 2. Организация работы в парах и решение познавательных задач |
1. Участие в лекции-дискуссии 2. Решение задач: - «Найди рокера» - «Что написано пером…» - «Музыка нас связала…» |
20 |
3 |
Заключительная часть |
Проведение круглого стола «Музыка, которая меняет мир» |
Участники дают обратную связь и отвечают на вопросы |
15 |
Дидактический материал:
Игровое поле
Задание «Найди рокера»
Задание «Что написано пером…»
Lost |
Потерянный |
Just a scar somewhere down inside of me Something I cannot repair Even though it will always be I pretend it isn't there (This is how it feel) I'm trapped in yesterday (This is how it will be) Where the pain is all I know (This is all I know) And I'll never break away (Can't break free) 'Cause when I'm alone I'm lost in these memories Living behind my own illusion Lost all my dignity Living inside my own confusion |
Где-то глубоко внутри меня остался шрам, От того, что я не могу исправить. Даже если так будет всегда, Я притворяюсь, что это не так (Вот, как оно ощущается). Я в ловушке вчерашнего дня (Так оно и будет), Где я не знаю ничего, кроме боли (Это всё, что мне известно), И я никогда не вырвусь оттуда (Не вырвусь на свободу), Потому что, когда я один, Я теряюсь в воспоминаниях, Проживая дни позади собственных иллюзий. Я теряю своё достоинство, Проживая дни в собственном хаосе. |
Master of puppets |
Кукловод |
End of passion play, crumbling away I'm your source of self-destruction Veins that pump with fear, sucking darkest clear Leading on your deaths construction Taste me you will see More is all you need Dedicated to How I'm killing you Come crawling faster Obey your Master Your life burns faster Obey your Master Master Master of Puppets I'm pulling your strings Twisting your mind, smashing your dreams Blinded by me, you can't see a thing Just call my name, 'cause I'll hear you scream Master, master |
Кончен райский сон, ветром унесен. Я твой облик разрушаю. В венах страх течет, будоражит, жжет. К эшафоту приближая. Пробуй! Ты поймешь — Нужно больше. Что ж! Ты безмерно рад В кровь принять мой яд. Ползи навстречу Ты мой навечно Сгорай как свечка Ты мой навечно! Вечно! Как кукловод я за нитки тяну Путаю мысль, разбиваю мечту Мной ослеплен, жизнь не видишь вокруг. Громче кричи — я твой единственный друг! Вечно! Вечно! |
Zeit |
Время |
Manches sollte, manches nicht Wir sehen, doch sind wir blind Wir werfen Schatten ohne Licht Nach uns wird es vorher geben Aus der Jugend wird schon Not Wir sterben weiter, bis wir leben Sterben lebend in den Tod Dem Ende treiben wir entgegen Keine Rast, nur vorwärts streben Am Ufer winkt Unendlichkeit Gefangen so im Fluss dеr Zeit Bitte bleib stеh'n, bleib steh'n Zeit Das soll immer so weitergeh'n |
Что-то должно, что-то — нет, Мы видим, пусть мы слепы. Мы отбрасываем тени без света. После нас будет раньше, Юность превратится в тяготы. Мы будем умирать, пока не станем жить, Умирать заживо до самой смерти. Течение несёт нас к концу, Ни намёка на передышку, лишь стремление вперёд. Бесконечность манит к берегу, В ловушке реки времени. Прошу, остановись, остановись, Время, Пусть всё будет так, как сейчас |
Lügen |
Ложь |
Barfuß am Strand lang gehen In den Sternenhimmel sehen Sich in grüne Wiesen legen Spazieren gehen, im Regen Klassische Musik anhören Für immer dir gehören Viele, viele Kinder kriegen Und dich für immer Lieben Ich fluche niemals, bin sehr treu Schlafen, gern nochmal im Heu Immer Frühstück an das Bett Kochen allzeit ohne Fett Ganz viel dichten und auch denken Herz und Seele so verschenken An jemand der es Wert ist Und wenn ich fort bin mich vermisst Sonntags Kaffee und auch Kuchen Und die Großmutter besuchen Lügen, alles Lügen Ich lüge und betrüge Ich belüge sogar mich Keiner glaubt mir Niemand traut mir Nicht mal ich |
Подолгу бродить босиком по пляжу, Смотреть на звёздное небо, Лежать на зелёных лугах, Гулять под дождём, Слушать классическую музыку, Быть твоим навеки, Завести много-много детей И всегда любить тебя... Я никогда не ругаюсь матом, я очень верен, Обожаю поспать в сене, Завтрак в постель каждое утро, Диетические блюда в любой момент. Постоянно слагаю стихи и размышляю, Бесконечно преданный сердцем и душой Той, которая этого достойна, И если я не рядом — скучает по мне. По воскресеньям — кофе с пирогами И поездки в гости к бабушке... Ложь, всё ложь! Я лгу и обманываю! Я лгу даже сам себе! Никто мне не верит! Никто мне не доверяет! Даже я сам! |
Given up |
Сдался |
Wake in a sweat again Another day's been laid to waste In my disgrace Stuck in my head again Feels like I'll never leave this place There's no escape I'm my own worst enemy I've given up I'm sick of feeling Is there nothing you can say Take this all away I'm suffocating Tell me what the fuck is wrong with me I don't know what to take Thougt I was focused but i'm scared I'm not prepared I hyperventilate Looking for help somehow somewhere And no one cares I'm my own worst enemy I've given up I'm sick of feeling Is there nothing you can say Take this all away I'm suffocating Tell me what the fuck is wrong with me |
Вновь просыпаюсь весь в поту, Еще один никудышный день В моем бесчестье... Вновь увяз в своих мыслях, Кажется, мне никогда не покинуть это место... Выхода нет. Я сам себе худший враг! Я сдался. Мне надоело чувствовать... Разве тебе нечего ответить? Забери это все! Я задыхаюсь... Скажи, ну, что со мной не так?! Я не знаю, что предпринять, Думал, я сосредоточился, но мне страшно. Я не готов... Дыхание учащается... Ищу помощи — как-нибудь, где-нибудь, Но всем плевать... Я сам себе худший враг! Я сдался. Мне надоело чувствовать... Разве тебе нечего ответить? Забери это все! Я задыхаюсь... Скажи, ну, что со мной не так?! |