Обществознание в кроссовках

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Обществознание в кроссовках

Мербаум П.Я. 1
1 Автономная некоммерческая общеобразовательная организация «Гимназия «Жуковка
Борисова М.Г. 1
1 "Гимназия Жуковка"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. Введение.

 

Первые настоящие кроссовки я получил в подарок от отца в 12 лет и тотчас погрузился в мир этого вида обуви. С помощью родителей стал искать книжки и видеоролики. В результате у меня сформировалась небольшая библиотека и каталог сайтов. Я научился легко ориентироваться в сетевом пространстве, узнал имена людей, жизнь и деятельность которых повлияла на кроссовочную индустрию. Кроссовки и всё, что связано с ними, стали для меня не просто удобным видом обуви, но и частью моих увлечений.

В 9 классе решил сдавать экзамен по обществознанию и объединить свои интересы с учебной деятельностью. Поэтому естественно, что кроссовки стали объектом моего проектного исследования. Так возникла тема «Обществознание в кроссовках». Её можно рассматривать с двух сторон: «общество в кроссовках», т.к. это сейчас один из самых популярных видов обуви, что подтвердило проведённое в школе анкетирование, и «знание» о кроссовках.

Источники по выбранной теме, в основном, представлены общей литературой по производству обуви, научными и популярными статьями различных издательств: от академических до популярных, а также интернет-источниками. Информация о всех них указана в списке литературы.

На подготовительном этапе работы выдвинул гипотезу:

возможно ли использовать знания о кроссовках при подготовке к экзамену по обществознанию? Затем определил цели:
использовать имеющиеся и приобрести новые знания по теме для проверки выдвинутой гипотезы, поделиться ими в школе, с родными и близкими.

В процессе работы использовал различные методы исследования:

- поисковый (работа с источниками);

- аналитический (анализ литературы, СМИ, рекламы, кинематографа, произведений искусства как источников информации);

- коммуникативный (интервьюирование);

- творческо-поисковый (фотосъемка; посещение выставок, тематической лекции; иллюстрация темы в виде творческой выставки).

В результате работы над проектом осуществил следующие виды деятельности:
- проведение урока обществознания в День Дублёра в Гимназии в 6 классе по теме «Потребности человека»;
- посещение выставок: «Что такое дизайн?», «Век спорта. К 100-летию московского спорта» (осень 2023 г., Третьяковская галерея);
- фотосъёмка;
- посещение лекции: «Спорт глазами дизайнера: история спортивной экипировки»;
- просмотр фильмов: М. Шемякин «Башмак в искусстве», «
AIR. Большой прыжок»;

- анкетирование взрослых и обучающихся Гимназии;

- интервьюирование: эксперта по истории кроссовочного бизнеса;
- составление памятки «Правила интервьюирования»;
- составление «Словаря сникерхэда» - словаря терминов;
- оформление тематической выставки «
Thereisnofinishlinе»;

- создание презентации по материалам проекта.

Актуальность темы заключается в том, что, используя материалы данной работы, обучающиеся смогут не только больше узнать об объекте моего исследования и понять, что «учение может быть с увлечением», но и использовать данную информацию в учебном процессе в соответствии с Федеральной рабочей программой по обществознанию. Отдельные части работы могут служить иллюстрацией при знакомстве с финансовой грамотностью и в профориентационной работе.Также отдельные фрагменты работы можно использовать и во внеурочной деятельности, в частности, спортивного направления.

В реферате, представленном на публичную защиту в Гимназии, представлены Приложения (они не вошли в данную версию,т.к превышают конкурсный формат): Задание-график в формате ОГЭ по обществознанию; Конспект урока «Потребности человека»; Словарь сникерхэда; Правила интервьюирования; Материалы интервью с экспертом по продаже кроссовок; Материалы тематической выставки; Фотогалерея по теме; Видео-презентация проекта.

I. Основная часть.

Краткая историческая справка

Этот вид спортивной обуви появился в 20 веке [3]. Производство первых кроссовок началось в Англии (название кроссовок в единственном числе используется только в женском роде – она).

Однако поисками удобной беговой обуви занимались ещё в Древнем мире. В средние века также использовалась удобная мягкая кожаная обувь, которую в народе называли «подкрадули» [6]. У такой обуви был тихий ход, так как подошва была выполнена из кожи, и можно было незаметно подойти, как бы подкрадываясь. А в 19 веке появился вполне современный дизайн комфортной для бега обуви.
В Советском Союзе первая спортивная обувь появилась после проведения в Москве 6 Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в 1957 году [9]. В то время слово кроссовки не использовалось. Говорили – спортивные ботинки или резиновые ботинки, сейчас мы называем их – кеды [2].
С 60-х годов кеды совместного советско-китайского производства «Два мяча» приобретают в СССР большую популярность. Их поклонником был Юрий Гагарин. Этот факт можно рассматривать как вид скрытой рекламы, о которой в то время советские люди не знали.

Сейчас модели мужской «кроссовой», как её тогда называли, обуви отечественного производства можно увидеть в музейном пространстве, посвященном истории и развитию обувного дела в провинциальном российском городе Кимры.Там, среди прочих экспонатов, интерес вызывает модель «Динамо», изготовленная в Ленинграде.

В наше время производством кроссовок в России занимается ряд обувных производств: ООО Фабрика спортивной обуви «Динамо» (1962 год); Demix (в сети магазинов «Спортмастер» с 1992 года); Tervolina (1992 год); Econika (1992 год); Sigma (2010 год ); Burgershuhe (2001 год); Сalipso (2003 год); RalfRinger (2000 год); AFOUR (2009 год); Sigma (2010 год ); Oll.go (2014 год); Sigma (2010 год ) и другие. Но этого не достаточно для удовлетворения внутреннего рынка спроса. Поэтому старые производители российской обуви, такие как Юничел (1932 год), АО «Егорьевская обувь» (1936 год) разрабатывают и открывают линии производства спортивной обуви. К сожалению, их имена известны немногим. И в том, чтобы информировать своих ровесников и наставников о развитии кроссовочного производства в России, также заключается задача и актуальность моей работы.

Импортные кроссовки стали появляться в советских магазинах в

80-е годы прошлого века. Первыми на отечественном рынке появились «Адидас», затем «Найк», «Пума» [11], а также ещё 15 брендов, которые были названы взрослыми и обучающимися 6-10 классов во время проведённого мною анкетирования.

В наше время непросто назвать точное число производителей. Но оно однозначно большое! Только официально зарегистрированных марок более 400 [1]. Самыми популярными мировыми брендами являются: Nike, Adidas, Puma, Asics, UnderArmour.

Из истории российского бренда «Два мяча»

Как уже упоминалось, советские люди познакомились со спортивной обувью на резиновой подошве после проведения в Москве 6 Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Тогда же появился ГОСТ (государственный стандарт, который включает требования к качеству продукции, его различные размеры и характеристики) на «Обувь спортивную резиновую и резинотекстильную» № 9155-88 [9]. В это же время в СССР появились первые кеды китайского, корейского и финского производства. Кеды «Два мяча» стали известны в середине 60-х годов прошлого века, а их продажа в советских магазинах началась с 1965 года. Невероятный успех этого производства описал в 1967 году американский журналист Билл Эппридж в репортаже SovietYouth [21].Он рассказал и показал на фотоснимках, как «Два мяча» проникли на спортивные и танцевальные площадки, на эстраду и даже в культурную среду. Кроме Ю.А. Гагарина эти кеды носили Сергей Белов – звезда советского баскетбола; Виктор Цой – поэт и музыкант и даже Волк из мультфильма «Ну погоди!». Выпускали этот вид обуви гигантскими партиями. Но в к.80-х – начале 90-х годов эти кеды исчезли с прилавков. Сейчас производство «Двух мячей» восстановлено Евгением Райковым. История этого молодого предпринимателя является примером не только современного стартапа, но и может быть полезной молодым людям, как пример успешного инвестирования. В 2014 году бывший маркетинг-менеджер нашёл деньги и отправился в Китай искать подрядчиков для возобновления производства «Два мяча», подлинные образцы которых он нашёл на АВИТО. Но попытка сотрудничества с китайскими «партнёрами» не только не удалась, но и привела к потере части денег. Евгений решил не отчаиваться и нашёл единомышленников дома, в России. Определив старый дизайн «Двух мячей» как напоминающий «…о давно ушедшей эпохе грубых форм и добрых нравов…, где небольшие детали призваны умилять соотечественников своими брутальными линиями и вставками…» [19], он отказался от неэкологичных материалов и немного изменил дизайн. Е.Райков считает, что старые технологии – залог высокого качества! В результате этого непростого пути в бизнес и преодоления трудностей, в 2023 году на Кузнецком мосту был открыт pop-up-магазин. Продажи «Двух мячей» также осуществляются через интернет-магазины. Оборот компании за прошлый год составил 32,4 млн рублей. Прибыли от бизнеса вкладываются в развитие, основными статьями которого являются: разработка и производство новых моделей; заработная плата сотрудников; оплата аренды помещений; маркетинг и продвижение рекламы.

Экономический аспект выдвинутой гипотезы

Вернёмся к нашей гипотезе. В науке принято рассматривать жизнь общества через призму общественных сфер. Первой и основополагающей является экономическая. В программе обществознания с ней знакомятся, начиная с 6 класса. Я разработал модель для рассмотрения процесса современного производства обуви на примере создания кроссовок, где использовал информацию, полученную в процессе исследования.

Ресурсами производства обувной продукции в целом и кроссовок в частности являются: материалы, технология, производственные помещения, сотрудники отрасли и информационная составляющая, которая в наше время представлена, в основном, рекламой (этого вопроса мы уже касались во 2-м разделе Основной части работы «Из истории российского бренда «Два мяча»).

Сейчас для производства кроссовок используют натуральную, искусственную и комбинированную кожу; заменители кожи; замшу и нубук: как натуральный, так и искусственный. В результате изучения эргономичности спортивной обуви ученые, врачи и производители пришли к выводу, что искусственные материалы более эффективны в фиксации стопы, смягчении возможных ударов, снижении нагрузки на суставы. Поэтому в кроссовочной индустрии активно внедряются экологичные синтетические материалы. В российском производстве спортивной обуви экологичности материалов уделяется большое внимание. Это же характеризует и фурнитуру, и обувные аксессуары. Производство кроссовок осуществляется как на крупных предприятиях, производящих различные виды обуви, так и на специализированных производствах. Примерами в России могут служить: АО «Ральф Рингер», АО Обувная фирма «Юничел», АО «Егорьевская обувь» - как крупные производители, и ООО «Динамо», как специализирующееся на производстве спортивной обуви.

Первым этапом производства является разработка дизайна от идеи до финального варианта. Затем начинается подготовительный этап процесса производства: сначала создание лекал и колодки, затем опытного образца, который должен пройти первичное тестирование. После этого обувь поступит в массовое производство. Для успешной реализации произведённой продукции на рынке используется реклама, которая играет большую роль (некоторые рекламные плакаты Nike были использованы мною в тематической выставке «THEREISNOFINISHLINE» - «Финишной черты не существует», созданной как практическая часть проекта). Реклама начинается с крупных выставок, переходит в рекламные кампании разных уровней - от социальных сетей до розничных магазинов.

Этап сбыта произведённого товара представляет собой следующую схему:

- продукция тестовой партии поступает в дилерскую партнёрскую сеть;

- осуществляются оптовые продажи;

- затем реализация производится через розничные сети.

На основании материалов анкетирования и рассмотрения экономического аспекта производства кроссовок, мною составлено задание в формате ОГЭ, которое можно использовать при подготовке к экзамену по обществознанию.

Теперь обратимся к мировой статистике продаж. На мировом рынке лидирует продукция Nike. Мне при помощи отца удалось взять интервью у эксперта по продажам кроссовок Дмитрия Н., который рассказал о первом рыночном успехе производителей Nikeи подтвердил, что лидирующие позиции компания держит вплоть до наших дней. Возникает вопрос: в чём причина успеха? Nikeстабильно успешны потому, что компания умело сочетает инновации с традиционным качеством, которое характеризуется комфортностью, экологичностью и стилем. (Готовясь к интервью и после него, я понял, что этот вид деятельности не так прост, как может показаться. И так как мною были допущены некоторые ошибки, я составил памятку для себя и всех, кто будет готовиться и проводить интервьюирование). На сегодняшний день Nike производит не только кроссовки, но и спортивную одежду, инвентарь, аксессуары, парфюмерию, косметику и многое другое. Таким образом, на примере Nike, мы можем рассматривать модель многопрофильного производства.

Социально-политический аспект выдвинутой гипотезы
Теперь обратимся к социальной сфере общественной жизни. Популярные мировые модели кроссовок, известные как именные модели, разрабатывались в сотрудничестве с различными людьми . Здесь подробнее остановлюсь на некоторых из них. Вирджил Абло - американский модельер, архитектор и композитор. Он основатель миланского модного дома Off-White, художественный директор дома LouisVuitton, член коллегии кутюрье Франции. В 2016 году был приглашён для того, чтобы оформить и издать книгу о 10 самых главных моделях в истории Nike. После выпуска книги он принимал участие в работе компании как дизайнер и в рамках своего бренда Off-White выпустил ремейки этих 10 кроссовок. Кроме Вирджила Абло ещё могу назвать Трэвиса Скотта, Эминема, Дрейка, Такаши Мураками, Марка Уолберга и других, основная деятельность которых разнообразна - от музыки до литературы [4].
Каждая именная модель Nike индивидуальна. И это даёт широкий выбор потребителю. Сейчас кроссовки пользуются популярностью у представителей самых различных социальных страт, разных возрастов: от детей до пожилых людей.Генри Киссинджер, бывший государственный секретарь и советник президента США по безопасности, недавно покинувший этот мир в возрасте 100 лет, тоже был поклонником кроссовок Nike.

В кроссовках Nike был и Мухаммед Бен Зейд Аль Нахайян на встрече в верхах с президентом Российской Федерации В.В. Путиным [10]. Политики тоже люди и им не чуждо ношение кроссовок. Объединённые Арабские Эмираты и Российская Федерация - нефтяные страны. А, как известно, одним из материалов для изготовления кроссовочных полимеров является нефть. Но нефтяные ресурсы Земли исчерпаемы и актуальной задачей человечества сегодня является экономия природных ресурсов. Поэтому учёные всего мира работают в направлении вторичного использования переработанных материалов. Nike поддерживает эту экологическую инициативу и разработал линейку биоразлагаемых кроссовок «Movetozero». В 1990 году ими была запущена программа Reuse-A-Shoes, которая действует и сегодня. Суть её в сборе и переработке старых, ношеных кроссовок в материалы для тренажеров (беговые дорожки) и спортивных площадок (теннисные корты, баскетбольные поля). Такие пункты есть в США и некоторых других странах [13]. Nike проводит большую благотворительную работу, оказывая помощь людям с ограниченными возможностями, неблагополучным подросткам и малоимущим категориям населения.

В российском производстве спортивной обуви, как уже упоминалось, экологичности материалов также уделяется большое внимание. На российском рынке спортивной обуви фанаты Nike - часть субкультуры сникерхэдов. Это движение зародилось в 20-ые годы прошлого века в США, в России движение появилось в начале 2000-ых годов.

Культурный аспектвыдвинутой гипотезы

Продолжая тему популярности в современном обществе нужно отметить отражение кроссовочной индустрии в культуре и искусстве. Таким образом, мы переходим, выше немного коснувшись и политики, к духовной сфере жизни общества. На выставках, которые я посетил в этом учебном году: «Век спорта. К 100-летию московского спорта» и «Что такое дизайн» (Третьяковская галерея) художники обращают внимание зрителя на то, что кроссовки являются и спортивной обувью, и широко используются как повседневная.

Также сникер-индустрия находит отражение в скульптуре. Подтверждение тому мы находим в городах России: Санкт-Петербурге, Хабаровске и мира: Гамбурге, Вене, Праге, Мадриде и других, где установлены памятники кроссовкам.
Как уже упоминалось, реклама является не только экономической составляющей кроссовочной индустрии, но и видом изобразительного искусства. Ежегодно проводится международный Каннский рекламный фестиваль. Одна из реклам
Nike стала лауреатом фестивального конкурса [18].В ней используются такие слова: «Просыпайся каждое утро с мыслью стать лучше, чем ты был вчера, чего бы это ни стоило. Лучше мечтай, лучше просыпайся, лучше растягивайся, лучше ходи, лучше говори, лучше обещай и лучше выполняй, лучше защищайся, лучше бегай, лучше проигрывай, лучше выигрывай. Просто будь лучше! Делайте самые простые вещи правильно!» Трудно не согласиться, что кроме рекламы продукции Nike здесь большое внимание уделяется нравственным ценностям.

В кинематографе, который старше рекламного искусства, также затрагивается история кроссовок Nike. И всемирно известный российский художник Михаил Шемякин в одном из фильмов «Воображаемого музея», «Башмак в искусстве», также касается темы кроссовок.
Конкуренция на кроссовочном рынке так высока, что производители для привлечения внимания к этому виду обуви разрабатывают самые необычные модели. Например, кроссовки для собак и лошадей, а также подиумные модели. Для специалистов кроссовочной индустрии и искусствоведов этот вид обуви является не только товаром. Отдельные модели они рассматривают как произведения искусства. Ежегодно устраиваются
международные конвенты в разных городах мира: Лондоне, Милане, Цюрихе, Париже, Берлине, Амстердаме.
III. Заключение.

Таким образом, проведя своё проектное исследование, могу сделать ряд выводов.

Вывод 1.

Знакомясь с историей возникновения и развития производства такого вида обуви как кроссовки, можно изучать экономический аспект производства в целом. На примере возрождения производства спортивной обуви «Два мяча» можно ознакомиться с примером стартапа в данной отрасли. Также, в частности, пример развития компании Nike на уроках обществознания может служить материалом для рассмотрения темы:«Многопрофильное производство».

Вывод 2.

Через изучение кроссовочного производства можно понять принцип выполнения ряда заданий в формате ОГЭ по обществознанию, как это было показано мною на примере составления одного из них.

Вывод 3.

Участие отдельных людей в продвижении кроссовочного бизнеса может служить материалом для изучения тем на уроках обществознания, связанных с личностями и деятельностью людей в целом. Социальный аспект в обществознании можно рассматривать через мотивацию создания и функционирования групп субкультуры, которую составляют подростки и взрослые, ценящие кроссовки. Материал данного реферата можно

использовать при изучении тем: «Стратификация общества», «Потребности людей» и других.

Вывод 4.

В наше время кроссовки завоевали популярность самых различных слоёв населения. Это не замедлило сказаться на развитии кроссовочной индустрии и в области культуры. Как показано в работе, кроссовочный аспект занимает определённую нишу в различных областях культуры, начиная с дизайна и заканчивая модой.

Вывод 5.

Развитие кроссовочной индустрии невозможно без знакомства с самыми различными науками: экономика, социология, политология, химия, физика, математика, обществознание, история, мировая художественная культура, в чём мы могли убедиться выше. Одной из них является лингвистика. В разговорной речи сейчас часто используются заимствования из других языков. При неправильном их произношении и понимании смысла, они искажают и засоряют наш родной язык. В реферате проекта, как и в вопросах анкеты, я использовал ряд специфичных терминов, без которых нельзя рассматривать кроссовочную индустрию. Составленный мной словарь терминов, надеюсь, поможет всем желающим не только лучше разобраться в затронутых мною вопросах, но и будет использован на уроках обществознания.
По итогам моей работы и выводов, к которым пришёл, можно сделать заключение, что
выдвинутая мною гипотеза нашла подтверждение.

IV. Список использованных источников и литературы.

  1. Какие бренды кроссовок популярны в РФ? [Электронный ресурс]. URL: https://investim.guru/gaydy/kakie-brendy-krossovok-populyarny-v-rf (дата обращения 15.12.2023).

  2. Кеды: чем они отличаются от кроссовок [Электронный ресурс]. URL: https://fineshoes.ru/about-shoes/kedy-chem-oni-otlichayutsya-ot-krossovok.html (дата обращения 15.12.2023).

  3. Кокс К. История обуви в деталях. С античных времён до наших дней. Москва: Эксмо, 2013.

  4. Коррал Р. Кроссовки. История мирового безумия. Москва: БОМБОРА, 2019.

  5. Кулиничева Е. Кроссовки. Культурная биография спортивной обуви. Москва: Новое Литературное Обозрение, 2019.

  6. Магомедова Л. Что такое подкрадули [Электронный ресурс]. URL: https://aif.ru/society/education/chto_takoe_podkraduli (дата обращения 15.12.2023).

  7. Макнил П., Риелло Дж. Обувь. От сандалий до кроссовок. Москва: Новое Литературное Обозрение, 2013.

  8. Найт Ф. Продавец обуви. История компании Nike, рассказанная её основателем. Москва: БОМБОРА, 2023.

  9. Новикова А. Строго по ГОСТу [Электронный ресурс]. URL: https://style.rbc.ru/items/577cd9609a7947522dc6bdd0 (дата обращения 15.12.2023).

  10. Президент ОАЭ пришёл на встречу с В.В. Путиным в кроссовках [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5607551 (дата обращения 15.12.2023).

  11. Смит Б. Adidas или Puma? Борьба братьев за мировое лидерство. Москва: Олимп-Бизнес, 2012.

  12. Смит Н. Кроссовки. История культовой обуви шаг за шагом. Москва: БОМБОРА, 2019.

  13. Can I recycle my Nike shoes? [Электронный ресурс]. URL: https://www.nike.com/help/a/recycle-shoes (дата обращения 15.12.2023).

  14. Jackson R. Sole Provider.Thirty Years of Nike Basketball. New York: powerHouse Books, 2002.

  15. NikeInc. - крупнейший в мире продавец спортивной обуви и одежды [Электронный ресурс]. URL: https://www.mtbank.by/mtbankfx/analytics/articles/nike-inc-krupneyshiy-v-mire-prodavets-sportivnoy-obuvi-i-odezhdy-544111-p/ (дата обращения 15.12.2023).

  16. Semmelhack E. Collab. Sneakers x Culture. New York: Rizzoli Electa, 2019.

  17. Staple J. Not Just Sneakers. New York: Rizzoli Electa, 2022.

  18. Witek-Kusmider D. Cannes Lions 2021 - the festival of values [Электронный ресурс]. URL: https://cmoinsider.pl/en/cannes-lions-2021-the-festival-of-values/ (дата обращения 15.12.2023).

  19. Как преуспеть в продаже «советских» кед «Два мяча» [Электронный ресурс]. URL: https://incrussia.ru/fly/god-spustya-kak-preuspet-v-prodazhe-sovetskih-ked-dva-myacha-i-ne-stat-zhertvoj-kitajskogo-kovarstva/(дата обращения 10.04.2024).

  20. Российские бренды кроссовок [Электронный ресурс]. URL: https://fineshoes.ru/about-shoes/rossiyskie-brendy-krossovok.html(дата обращения 10.04.2024).

  21. Как жила советская молодежь в 1960-х [Электронный ресурс]. URL: https://cameralabs.org/11540-kak-zhila-sovetskaya-molodjozh-v-1960-kh-snimal-amerikanskij-fotograf-bill-eppridzh(дата обращения 10.04.2024).

Просмотров работы: 51