Особенности коммуникативных умений подростков – активных пользователей социальных сетей

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Особенности коммуникативных умений подростков – активных пользователей социальных сетей

Варченко Д.А. 1
1МБУДО "Центр "Радуга" г. Волгодонска
Бердник М.Д. 1
1МБУДО "Центр "Радуга" г. Волгодонска
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность исследования. Коммуникативные умения являются сегодня важнейшим фактором, определяющим успешность развития личности подростка и его будущее самоопределение. Без коммуникативных навыков и эффективных коммуникаций с окружающими людьми практически невозможно развиваться как личности, добиться личностных успехов, получить признание в своем социальном окружении. Проблема развития коммуникативных умений и навыков у подростков становится наиболее актуальной, особенно когда они только начинают активно включаться в общественную жизнь и пытаются найти пути для самоопределения, самореализации и проявления своей индивидуальности.

Коммуникативная деятельность является в подростковом возрасте ведущей, отсутствие коммуникативных навыков существенно затрудняет внутреннее раскрытие подростка и реализацию его в учебе, среде сверстников и социуме в целом, приводит к неконструктивному общению подростка и появлению отклонений в его социализации. 

Под социальной сетью понимается онлайн платформа, которая используется для создания социальных отношений между людьми. На сегодняшний день подростки все больше своего времени проводят в социальных сетях. Отмечается преобладание именно виртуального способа общения с окружающими.

Сегодня актуальны исследования о влиянии социальных сетей в Интернете на формирование коммуникативных умений у подростков. Погружение в интернет социальные онлайн - платформы может привести к замещению личных контактов, несформированности опыта личного общения и негативно повлиять на развитие коммуникативных свойств личности подросткового возраста. Специалистами отмечено, что чрезмерная и неконтролируемая активность подростков в социальных сетях часто приводит к форме поведенческой зависимости от социальных сетей и к проблемам в коммуникативном развитии личности. Такие подростки выбирают пассивное общение, имеют низкий уровень коммуникативных компетенций и организаторских способностей, испытывают трудности в установлении контактов с людьми, неинициативны, равнодушны к потребностям других. Психологи утверждают, что у интернет - зависимых учащихся подросткового возраста наблюдается низкий уровень социальной смелости, чтохарактеризуется повышенной чувствительностью,осторожностью, застенчивостью, сдержанностью, уклончивостью, социальной пассивностью. У подростков может наблюдаться депрессивные состояния, склонность к высокой эмоциональной чувствительности, проявляющейся в раздражительности, ранимости, обидчивости. Меня волнует данная проблема, так как все больше моих сверстников выбирают общение в социальных сетях, отказываясь от реального взаимодействия.

Цель исследования: выявить особенности коммуникативных умений и навыков подростков – активных пользователей социальных сетей.

Объект исследования: развитие коммуникативных умений и навыков современного подростка

Предмет исследования: коммуникативные умения подростков-активных пользователей социальных сетей

Гипотеза исследования состоит в том, что чрезмерное погружение в виртуальное общение может оказать негативное влияние на развитие коммуникативных умений подростков – активных пользователей социальных сетей.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ литературы и информационных источников по теме.

  2. Изучить особенности развития коммуникативных умений подростков.

  3. Выявить особенности влияния социальных сетей на подростков

  4. Провести эмпирическое исследование развития коммуникативных умений подростков, активных пользователей социальных сетей.

  5. Провести анализ полученных результатов исследования, сделать вывод.

  6. Оформить доклад, подготовить презентацию.

Характеристика методов исследования:

- поисковый метод;

- теоретический анализ литературы и других источников;

- эмпирические методы:

  • «Тест-опросник коммуникативных умений» Л.Михельсона;

  • Тест-опросник Спилбергера-Ханина;

  • Методика «Социальная смелость» (фрагмент методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (фактор Н);

  • Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2).

Практическая значимость: в исследовательской работе представлены результаты исследования особенностей развития коммуникативных умений подростков – активных пользователей социальных сетей, разработки мероприятий, которые могут быть использованы в работе школьного психолога, педагогов и других специалистов.

База исследования: МБУДО «Центр «Радуга» г. Волгодонска, Ростовской области, МБОУ «ИТ Гимназия» Юнона». Выборку составили 39 подростков в возрасте 13-16 лет, активных пользователей социальных сетей.

Объем работы: 14 страниц основного текста, 4 таблицы, 4 рисунка, 15 наименования списка литературы, 6 приложений.

  1. Теоретическая часть исследования

    1. Особенности развития коммуникативных качеств личности подростка

Коммуникативные умения и навыки играют огромную роль в формировании личности, особенно в подростковый период, так как коммуникативное взаимодействие с другими людьми и со сверстниками имеет для подростка самостоятельную ценность. В педагогическом словаре коммуникация описывается, как научное понятие, с помощью которого обозначается обмен информацией, происходящий между отдельными индивидуальными и коллективными субъектами общества в ходе осуществления ими совместных действий и общения [9].

Согласно взглядам отечественных психологов, общение, как правило, выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей в любом возрасте. Некоторые авторы считают, что коммуникативные навыки — это навыки межличностного общения, описывающие, как вы работаете и взаимодействуете с другими людьми.О. А. Светлякова  рассматривает коммуникативные навыки как способность использовать свои знания, вербальные и невербальные умения для достижения целей коммуникации. Автор выделяет три группы коммуникативных навыков: информационные, перцептивные, поведенческо-прикладные. С.Л. Рубинштейн утверждает, что общение представляет собой субъект-субъектное взаимодействие. А.Н. Леонтьев полагает, что роль общения заключается в приобщении личности к общественным знаниям, усвоении им общественного опыта, развитии мышления [9, 10].

В подростковом возрасте происходит рост индивидуальности подростка, осознания им своего «Я», своих потребностей, качеств, стремлений и интересов. Возникает потребность и в расширении круга общения подростка, вовлекая во взаимодействие множество новых личностей разных социальных групп. У учащихся подросткового возраста появляется интерес участия в деятельности различных социальных групп в независимом коммуникативном общении.Коммуникативные умения с другими людьми, в первую очередь, со сверстниками, играют огромную, определяющую роль для детей в подростковом возрасте. Подростки стремятся к самовыражению в действиях, направленных на занятие лидерских позиций, для некоторых ребят важно пользоваться авторитетом. В этом возрасте для них особенно важно чувствовать поддержку и уважение со стороны сверстников, а также иметь возможность выразиться и представить себя. Неспособность удовлетворить потребность в самовыражении чаще всего приводит к проявлению недисциплинированности у подростков, к нарушениям правил и социальных норм, ухода от реальности в виртуальное пространство. Именно то, как складываются взаимоотношения подростка с окружающими его людьми, во многом формирует остальные черты модели его поведения и обуславливают его действия [2, 9].

Коммуникативные навыки  – это навыки общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию.

Коммуникативные умения можно условно разбить на ряд блоков:

– умения оказывать и принимать знаки внимания (комплименты);

– умения реагировать на справедливую и несправедливую критику, задевающее или провоцирующее поведение со стороны собеседника;

– умения обращаться с просьбой; отвечать отказом на чужую просьбу;

– умения оказывать и принимать сочувствие, поддержку со стороны людей;

– умения вступать в контакт с другими людьми, контактность;

– умения реагировать на попытку вступить в контакт.

Развитие коммуникативных умений и навыков у подростка многими авторами рассматривается как составляющее звено социализации, так как степень сформированности данных умений влияет на результативность обучения учащихся, на процесс их самореализации, жизненного самоопределения и на социализацию в целом. Исследования основных трудностей общения у подростков выявило, что наиболее часто нарушения в межличностных отношениях вызваны несформированностью у них коммуникативных умений и навыков.

    1. Влияние социальных сетей на подростков

Социальные сети имеют значительный вклад в образ жизни современного подростка. Подростки используют социальные сети как средство для поддержания контактов с друзьями, получения необходимой информации, самовыражения и выражения своих мыслей и эмоций. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных подростков. А создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяются межличностные отношения подростков, их коммуникации [4,6].

Социальная сеть (Интернет) — интерактивный многопользовательский веб – сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом. Под социальной сетью понимается онлайн платформа, которая используется для создания социальных отношений между людьми и выполнения какой-либо работы. Это социальная структура, состоящая из групп узлов, которыми являются социальные группы, личности, индивидуумы. Связь осуществляется посредством веб-сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями. В настоящее время подростки все больше проводят своего времени в социальных сетях «YouTube», «Телеграмм», «TikTok», «В контакте», «Одноклассниках» и другие.

Рассматривая статистику, можно увидеть, что количество активных пользователей интернета за прошлый год увеличилось более чем на 7%. Согласно исследованиям, каждый год среднее время пребывания в интернете увеличивается на полчаса: если в 2015 году оно составляло 6 часов 20 минут в день, то в 2022 году - российские пользователи проводят в сети около 8 часов в день. Чаще всего ищут какую-то информацию, поддерживают связь с родными и друзьями, отслеживают новости. Рассматривая особенности общения в социальных сетях, можно отметить следующие положительные моменты межличностных отношений в социальных сетях: осведомленность необходимой информацией (социальной, политической и др.); полная свобода слова; решение учебных моментов в школе / организации; новые знакомства; изучение полезной информации; налаживание полезных контактов с людьми [2].

Цифровые технологии знакомят подростков с ценностями и нормами опосредствованных форм общения, способствуют апробации себя в различных ролях, присоединению к сообществам по интересам и взглядам. С помощью них подростки могут предоставлять информацию о себе в форме самопрезентации: личный блог, «лайки», списки друзей, выбор фотографий и аватара, посты, комментарии, стиль реагирования на публикации других людей, сведения о хобби, любимых фильмах, сериалах, книгах, музыкальных произведений и другое. Социальные сети очень полезны для тех, кому необходимо оказание какой-либо помощи: в сборе денежных средств на лечение больного или другие нужды, сборе подписей и петиций против чего-либо, поиска пропавших людей и т.д. Глобальная сеть позволяет обрести множество способов самовыражения, начиная с размещения картинки или фото на «стене» друга до выражения эмоций словами [4].

Также существуют и отрицательные моменты влияния социальных сетей на подростков. Согласно результатам различных исследований среди подростков отмечаются разные цели использования интернета. Менее привлекательной целью является «помощь в учебе и получении знаний». Больше всего преобладает цель «общения». Так же еще одной из предпочитаемых целей среди подростков отмечается «развлечение и игры». Рассматривая предпочитаемый вид общения, установлено, что у подростков отмечается преобладание именно виртуального способа общения с окружающими. По мнению исследователей у таких подростков отмечается высокий уровень: уклонения от ответственности и серьезных решительных действий; создание положительного впечатления о себе; доминирования и завышенной самооценки; силового и статусного давления на окружающих.

Также среди подростков отмечается неблагоприятная ситуация по самопрезентации о себе как личности через социальные сети. Подростки считают значимым общение в социальных сетях, так как им представится возможность показать себя в более выгодном «свете». У ребят регистрируется признаки беззащитности, уклонение от ответственности, что указывает на неправильную позицию поведения подростков в социальных сетях.

Многие подростки видят для себя «плюсы» в общение в социальных сетях, которые в реальности искажают представления о себе и других:

1) Если не видно человека, то легче высказать своё мнение.

2) Не видно истинных намерений человека, его реакций, можно говорить, что угодно, и тебе поверят, даже если это ложь.

3) В жизни человек может смущаться, краснеть, а в Интернете чувств смущения не видно, и это облегчает общение.

4) Собеседник не видит манер, эмоций, мимику и жестов собеседника. «Смайлами» или «лайками» нельзя выразить то, что можно сказать словами и выразить мимикой вживую.

5) Не нужно выходить из дома.

6) В социальных сетях можно найти разных людей по любым интересам и общаться с теми, кто живёт далеко.

7) Если возникают проблемы и конфликты, человека можно просто «удалить» из друзей и контактов, не прикладывая усилий к разрешению конфликта. Тогда как в реальной жизни и общение трудно избежать неприятного разговора или взаимодействия.

8) Можно не говорить своё настоящее имя и не показывать, как ты выглядишь (придумать имя, ник; поставить чужое фото). Можно «спрятаться» за придуманным героем.

Некоторые подростки осознают отрицательные стороны общения в социальных сетях, но в большинстве, относятся к ним легкомысленно. Вот некоторых из них:

1) В социальных сетях чаще могут обмануть, притворившись кем – то другим, например знакомым.

2) В социальных сетях легче манипулировать людьми, убеждать их делать что-либо (например, скидывать номер карты с деньгами), притворившись кем-то (например, в случае карты – банком).

3) В сети могут взломать страницу и узнать секреты, написать от твоего лица родственникам, потребовав что-либо, снять деньги и т.д.

Предпочитаемым видом общения у подростков отмечается преобладание именно виртуального способа общения с окружающими [6]. Погружение в интернет социальные онлайн-платформы может привести к замещению личных контактов, несформированности опыта личного общения и негативно повлиять на развитие коммуникативных свойств личности подросткового возраста.

  1. Практическая часть исследования

2.1. Организация эмпирического исследования

Исследование проводилось в несколько этапов:

  1. Подготовительный этап – выделение групп, подбор методик.

2. Конструктивный этап – проведение эмпирического исследования

3.Заключительный этап – обработка полученных данных и их интерпретация; обобщение результатов исследования.

В исследование приняли участие 39 подростков в возрасте от 13 до 16 лет, (20 девочек и 19 мальчиков), учащиеся МБУДО «Центр «Радуга» г. Волгодонска, Ростовской области и МБОУ «ИТ Гимназия» Юнона».

В соответствии с задачами исследования были подобраны методики:

  1. «Тест - опросник коммуникативных умений» Л.Михельсона (перевод и адаптация Ю. З. Гильбуха) [3].

Цель: определить уровни коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений.

Шкалы: коммуникативные умения в общении со сверстниками и взрослыми людьми.

Процедура исследования. Испытуемому предлагают внимательно прочитать каждую из описанных ситуаций и выбрать один вариант поведения.

  1. Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) [7].

Цель: определить коммуникативные и организаторские склонности.

Шкалы: коммуникативные склонности, организаторские склонности.

Процедура исследования. Испытуемым предлагается ответить «Да» или «Нет» на каждый из вопросов теста.

  1. Тест-опросник Спилбергера-Ханина [7].

Цель: диагностика тревоги как реактивного состояния и тревожности как свойства личности временного, преходящего и постоянного состояния.

Шкалы: ситуативная тревожность (СТ), личностная тревожность (ЛТ).

Процедура исследования. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Испытуемым предлагается ответить на вопросы теста согласно инструкции.

  1. Методика «Социальная смелость» (фрагм. метод. Р. Кеттелла (фактор Н) [3].

Цель: изучение степени активности в социальных контактах

Шкалы: уровень социальной смелости

Описание методики. Испытуемому предлагается ответить на вопросы.

    1. Анализ результатов исследования

1. «Тест - опросник коммуникативных умений» Л. Михельсона (приложение 2).

Таблица 1. Особенности коммуникативных умений подростков

 

Способ общения

Уровень коммуникативных умений

Пассивный

Компетентный

Агрессивный

кл.ч.

%

кл.ч

%

кл.ч.

%

Кол-во испытуемых %

21

54

16

41

2

5

Вывод: в результате полученных данных мы наблюдаем показатели:

- 54% подростков выбирают пассивный способ общения, что указывает на недостаточную сформированность коммуникативных умений, проявлению пассивности, бездеятельности, равнодушию в отношении потребностей и просьб других людей.

- 41% учащихся выбрали компетентный стиль поведения и общения. Можно утверждать, что у подростков сформированы коммуникативные компетенции и гармоничные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

- 5% человек выбрали агрессивный стиль общения, что говорит о низком уровне коммуникативной компетентности подростков и приводит к возникновению конфликтных ситуаций, агрессивности, враждебности.

Рис. 1. Особенности коммуникативных умений подростков

  1. Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей (кос-2) (приложение 3).

Таблица 2. Особенности коммуникативных и организаторских склонностей у подростков

Уровень

Коммуникативные склонности %

Организаторские склонности %

Низкий

28

33

Ниже среднего

31

31

Средний

21

21

Выше среднего

15

13

Высокий

5

3

В результате мы получили следующие данные исследования:

- 28 % подростков характеризуются низким уровнем проявления коммуникативных и 33 % - организаторских склонностей. Это указывает на то, что они не стремятся к общению, предпочитают проводить время наедине с собой / социальных сетях. Испытывают трудности в установлении контактов с людьми, не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды, избегают инициативы.

- 21% подросткам характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся к контактам с людьми, иногда отстаивают свое мнение, их склонности не устойчивы.

- испытуемые имеют высокий уровень проявления коммуникативных (15%) и (13%) организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, легко расширяют круг своих знакомых, оказывают помощь друзьям, проявляют инициативу в общении, готовы принимать решения в нестандартных ситуациях.

- в меньшинстве подростки отличились высшим уровнем коммуникативных (5%) и организаторских склонностей (3%), что указывает на сформированную потребность в коммуникативной и организаторской деятельности. Такие ребята свободно ориентируются в трудных ситуациях, инициативны, способны принимать самостоятельные решения. Подростки всегда отстаивают свое мнение и принятия нужных решений. Готовы организовывать игры, различные мероприятия, настойчивы в деятельности.

Рис. 2. Особенности коммуникативных и организаторских склонностей подростков

  1. Методика «Социальная смелость» (приложение 4).

Таблица 3. Особенности социальной смелости подростков

(фактор Н) методика Р.Кеттела)

Шкала

Социальная смелость

Оценка

Низкая степень %

Высокая степень %

Кол-во испытуемых %

64

36

Вывод: в результате исследования мы можем наблюдать следующие показатели:

- 64 % подростков показали низкий уровень социальной смелости, чтохарактеризуется повышенной чувствительностью,осторожностью, застенчивостью, сдержанностью, уклончивостью, социальной пассивностью;

- 36 % учащимся характерна повышенная степень социальной смелости; такие подростки отличаются предприимчивостью, смелостью, склонностью к авантюризму и проявлению качеств.

Рис. 3. Особенности социальной смелости подростков

  1. Тест - опросник Спилбергера-Ханина (приложение 5).

Таблица 4. Особенности ситуативной и личностной тревожности подростков

Шкала

Ситуативная тревожность (СТ)

Уровень

Низкий

Умеренный

Высокий

Кол-во испытуемых %

18

56

26

Шкала

Личностная тревожность (ЛТ)

Уровень

Низкий

Умеренный

Высокий

Кол-во испытуемых %

13

56

31

Вывод: в целом по группе наблюдается умеренный уровень как личностной (56%), так и ситуативной (56%) тревожности. При умеренном уровне ЛТ подросток чувствует себя комфортно, сохраняет эмоциональное равновесие. При умеренной ситуативной тревожности подросток придает повышенную значимость отдельным элементам ситуации и находит в себе силы и возможности контролировать свои эмоциональные переживания.

Также мы можем наблюдать и другие показатели:

- 26% испытуемых показали высокий уровень ситуативной тревожности; ситуация, затрагивает актуальные на данный момент потребности подростка, он воспринимает ее как угрозу его авторитету в группе или собственной оценке самого себя;

- 31% подростков имеют высокий уровень личностной тревожности, что может обусловливаться сферой межличностных отношений, поскольку она связана с тем, как человека оценивают другие. Высокотревожные подростки склонны к высокой эмоциональной чувствительности, проявляющейся в раздражительности, ранимости, обидчивости, повышении чувства собственной вины. Чем выше уровень проявляемой тревожности, тем сложнее подростку регулировать свои эмоции и поведение;

- 18% подросткам присущ низкий уровень ситуативной тревожности; что отражает недостаточно высокую значимость для подростка той ситуации, в которой он оказывается на момент обследования. Такой подросток, как правило, мало заинтересован в ситуации, внутренне расслаблен, воспринимает происходящее как незначащее, или как преодолимое;

- 13% испытуемых характерен низкий уровень личностной тревожности: подросток воспринимает появившиеся трудности адекватно их объективной эмоциональной насыщенности.

Рис. 4. Особенности ситуативной и личностной тревожности подростков.

Вывод: согласно полученным результатам, мы выяснили, что большинство подростков выбирают пассивный способ общения, что указывает на недостаточную сформированность коммуникативных умений; низкий или ниже среднего уровень коммуникативных и организаторских склонностей. Большинство подростков показали недостаточный уровень социальной смелости в реальном общении, умеренный уровень 56% как личностной, так и ситуативной тревожности. Однако есть ребята, которые показали высокий уровень тревожности, что указывает на проблемы межличностных отношений.

    1. Профилактические мероприятия

Существует несколько эффективных способов профилактики интернет -зависимости у подростков.

  • Занятия в кружках, творческих объединениях, секциях. Занятия могут отвлечь подростка от гаджетов, помогут раскрыть способности, приобрести коммуникативные компетенции, найти новых друзей, помогут получить каждому ситуации успеха для дальнейшего движения личности, раскрыть возможности для профессионального самоопределения. Подросток познакомится с разными людьми, натренирует эмоциональный интеллект, отвлечётся от проблем, реализует свои таланты. Подросток может посещать разные кружки с учетом его предпочтений и интересов: рисование, музыкальную студию, занятия кинологии, спортивные секции и т.п.

  • Волонтёрство. Волонтёрская деятельность поможет отвлечься подростку от гаджетов, приобрести важный социальный опыт, найти новых друзей, раскрыть возможности для профессионального самоопределения. Подросток будет совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, получит навыки социального взаимодействия, научится самостоятельно находить решения проблем. Можно подобрать вид волонтёрства, который заинтересует и увлечет подростка, он сможет проявить себя, развиваться и самореализоваться.

  • Профилактические мероприятия (приложение 6).

Цель: профилактика зависимости от интернета и социальных сетей (гаджетов), повышение социальной активности учащихся, улучшение коммуникативных умений подростков.

Место для проведения мероприятия: кабинет, зал или территория школы, в каком-либо развивающем центре или на фестивалях и праздниках.

Количество участников: 5-20 участников, 1-2 взрослых (ведущие, педагоги, волонтеры).

  1. Мероприятие. «Давайте познакомимся»

  2. Мероприятие. «Опрос-Вопрос»

  3. Мероприятие. «Новый формат»

  4. Мероприятие. «Ярмарка добрых дел»

  5. Профилактические беседы.

  • «Безопасная школа».

  • «Как выходить из конфликтных ситуаций».

  • «Как использовать интернет для учебы и развития?».

  • «Угрозы интернета».

  • «Досуг без интернета»

  • «Я могу заменить интернет»

  • Упражнение «Неоконченные предложения».

  • Ознакомление с памятками «Безопасный интернет».

  • Мини-конкурс плакатов «Я без интернета».

Заключение

Коммуникативные умения являются важнейшим фактором, определяющим успешность развития личности подростка и его будущее самоопределение. В настоящее время подростки все больше своего времени проводят в социальных сетях. Предпочитаемым видом общения у подростков отмечается преобладание именно виртуального способа общения с окружающими.

Анализируя литературу, я рассмотрела особенности и проблемы коммуникативного развития в подростковом возрасте. Большинство авторов рассматривает развитие коммуникативных умений как составляющее звено социализации подростка, так как эти умения влияют на результат обучения, самореализацию, жизненного самоопределения и на развитие личности в целом. Социальные сети вносят значительный вклад в образ жизни современного подростка. Рассматривая статистику, можно увидеть, что количество подростков - активных пользователей социальных сетей увеличивается с каждым годом, у подростков преобладает виртуальный способ общения.

Согласно полученным результатам эмпирического исследования мы выяснили, что 54% подростков выбирают пассивный способ общения, что указывает на недостаточную сформированность коммуникативных умений, отсутствие гармоничных отношений со сверстниками и другими людьми. Большинство подростков имеет низкий или ниже среднего уровень коммуникативных и организаторских склонностей. Такие ребята не стремятся к личному общению, предпочитают проводить время наедине с собой, в соцсетях. Также в ходе исследования мы выяснили, что большинство подростков показали недостаточный уровень социальной смелости в реальном общении, чтопроявляется повышенной чувствительностью,осторожностью, застенчивостью, социальной пассивностью. В ходе исследования особенностей тревожности у подростков мы получили следующие результаты: в целом по группе испытуемых наблюдается умеренный уровень 56% как личностной, так и ситуативной тревожности. Однако есть ребята, которые показали высокий уровень тревожности, что указывает на проблемы межличностных отношений.

Чтобы подростки обратили внимание на проблему, больше проявляли себя в личном общении, я разработала план профилактических мероприятий. Возможно, кому-то это поможет переоценить значимость социальных сетей и проявит интерес к общественно-полезной деятельности, волонтерству.

Итак, гипотеза подтвердилась и можно сделать вывод: чрезмерное погружение в виртуальное общение может оказать негативное влияние на развитие коммуникативных умений и навыков подростков – активных пользователей социальных сетей.

Список литературы

  1. Беличева, С.А. Сложный мир подростка / С.А. Беличева. – Свердловск: Средне-Уральск, 2000. – 129 с.

  2. Бодалев А.А. Общение и формирование личности школьника. / Под ред. А.А. Бодалева, Р. Л. Кричевского. – М.: Педагогика, 2007. – 149 с.

  3. Бурлачук Л., Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).

  4. Дрепа М.И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии / М.И. Дрепа // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – №2. – С. 189–193

  5. Жмырко К. С. Особенности общения подростков посредством Интернета / К.С. Жмырко // Молодой ученый. – 2015. – №10 (90). – С. 1333–1335 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/90/18749/ (дата обращения: 08.10.2022).

  6. Киселева Т.Г Индивидуальные особенности подростков, предрасположенных к интернет-зависимости // Вестник КГУ: Педагогика. Психология. Социокинетика, № 3, 2017., С. 46-50.

  7. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов – Москва : ЭКСМО, 2005.

  8. Карпова М.К. Социальные сети как особый канал самопрезентации индивида / М.К. Карпова, М.А. Монина // Наука. Общество. Государство. – 2018. – Т. 6. №1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://esj.pnzgu.ru

  9. Педагогический словарь. – СПб.: Форум, 2014. – 566 с.

  10. Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 2014. – 225 с

  11. Психологические тесты онлайн https://psytests.org/

  12. Собкин В.С. Сеть как пространство социализации современного подростка / В.С. Собкин, А.В. Федотова // Консультативная психология и психотерапия. – 2019. – Т. 27. №3. – С. 119–137. – DOI: 10.17759/cpp.2019270308

  13. Солдатова Г.У. Особенности межличностных отношений подростков в социальных сетях / Г.У. Солдатова, О.И. Теславская // Национальный психологический журнал. – 2018. – №3 (31). – С. 12–22.

  14. Солодников В.В. Использование социальных сетей и социализация российских подростков / В.В. Солодников, А.С. Зайцева // Социологическая наука и Издательский дом «Среда» – 2021. – Т. 9. №1. – С. 23–42.

  15. Очирова Л. И. Формирование коммуникативных навыков подростков в условиях совместной деятельности // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-navykov-podrostkov-v-usloviyah-sovmestnoy-deyatelnosti (дата обращения: 27.01.2024).

Приложение 1.

Социальные сети весьма популярны среди подростков. По данным опроса детей и подростков, самой популярной социальной сетью является YouTube, за ним идёт Телеграм, TikTok, Instagram (соцсеть признана экстремистской и запрещенной на территории России, заблокирована РКН)и т.д.

Приложение 2.

«Тест - опросник коммуникативных умений» Л. Михельсона

Показатели диагностики коммуникативных умений

 

Зависимые/пассивные

компетентные

агрессивные

1

22

52

15

2

48

11

22

3

31

26

29

4

15

30

35

5

22

48

7

6

17

52

9

7

52

10

12

8

28

27

29

9

23

47

10

10

13

56

7

11

41

35

11

12

26

22

24

13

38

26

12

14

37

17

33

15

30

38

10

16

11

67

9

17

30

15

35

18

50

10

14

19

28

26

26

20

18

44

10

21

13

56

7

22

41

35

11

23

38

28

12

24

10

60

8

25

37

21

12

26

31

26

29

27

29

48

11

28

36

30

14

29

48

22

12

30

16

50

10

31

50

12

14

32

26

28

26

33

41

35

11

34

38

28

12

35

27

46

13

36

30

26

20

37

47

20

13

38

48

11

22

39

21

36

19

Приложение 3.

Методика по определению коммуникативных и организаторских склонностей (кос-2) (таблица 2).

Показатели коммуникативных и организаторских склонностей подростков

 

Коммуникативные склонности

Организаторские склонности

 

Кол-во баллов

Уровень

Кол-во баллов

Уровень

1

0,45

ниже среднего

0,40

низкий

2.

0,45

ниже среднего

0,35

низкий

3.

0,65

средний

0,75

средний

4.

0,65

средний

0,55

ниже среднего

5.

0,2

низкий

0,25

низкий

6.

0,85

высокий

0,6

средний

7.

0,65

средний

0,55

ниже среднего

8.

0,7

выше среднего

0,75

средний

9.

0,4

ниже среднего

0,65

средний

10.

0,55

ниже среднего

0,55

ниже среднего

11.

0,5

ниже среднего

0,7

средний

12.

0,3

низкий

0,3

низкий

13.

0,8

высокий

0,35

низкий

14.

0,35

низкий

0,65

ниже среднего

15.

0,7

выше среднего

0,85

выше среднего

16.

0,40

низкий

0,65

ниже среднего

17.

0,65

ниже среднего

0,55

ниже среднего

18.

0,40

низкий

0,65

ниже среднего

19.

0,55

ниже среднего

0,6

ниже среднего

20.

0,65

средний

0,45

низкий

21.

0,6

средний

0,8

выше среднего

22.

0,4

низкий

0,6

ниже среднего

23.

0,6

средний

0,75

выше среднего

24.

0,75

выше среднего

0,8

выше среднего

25.

0,35

низкий

0,4

низкий

26.

0,55

ниже среднего

0,65

средний

27.

0,35

низкий

0,6

ниже среднего

28.

0,45

ниже среднего

0,40

низкий

29.

0,35

низкий

0,5

низкий

30.

0,65

средний

0,55

ниже среднего

31.

0,4

ниже среднего

0,40

низкий

32.

0,6

средний

0,75

выше среднего

33.

0,45

низкий

0,40

низкий

34.

0,75

выше среднего

0,6

средний

35.

0,7

выше среднего

0,8

выше среднего

36.

0,25

низкий

0,4

низкий

37.

0,45

ниже среднего

0,4

низкий

38.

0,7

выше среднего

0,65

средний

39.

0,45

ниже среднего

0,5

ниже среднего

Приложение 4.

Показатели диагностики социальной смелости подростков (фактор Н Кеттела) (баллы)

Социальная смелость

Уровень

1.

23

низкий

2.

35

высокий

3

36

высокий

4.

23

низкий

5.

21

низкий

6

36

высокий

7.

25

низкий

8.

36

низкий

9.

22

низкий

10.

30

высокий

11.

23

низкий

12.

37

высокий

13.

26

низкий

14.

22

низкий

15.

37

высокий

16.

25

низкий

17.

27

низкий

18.

26

низкий

19.

33

высокий

20.

23

низкий

21.

35

высокий

22.

22

низкий

23.

36

высокий

24.

24

низкий

25.

33

высокий

26.

21

низкий

27.

30

высокий

28.

27

низкий

29.

27

низкий

30.

35

высокий

31.

27

низкий

32.

33

высокий

33.

22

низкий

34.

28

низкий

35.

27

низкий

36.

27

низкий

37.

37

высокий

38.

23

низкий

39.

20

низкий

Приложение 5.

Показатели ситуативной и личностной тревожности (тест Спилбергера-Ханина)

СТ

Уровень

ЛТ

Уровень

1.

28

низкий

27

низкий

2.

33

умеренный

34

умеренный

3

38

умеренный

44

умеренный

4.

45

высокий

47

высокий

5.

37

умеренный

36

умеренный

6

23

низкий

34

умеренный

7.

32

умеренный

32

умеренный

8.

32

умеренный

37

умеренный

9.

34

умеренный

38

умеренный

10.

39

умеренный

48

высокий

11.

62

высокий

74

высокий

12.

23

низкий

31

умеренный

13.

31

умеренный

32

умеренный

14.

49

высокий

60

высокий

15.

31

умеренный

34

умеренный

16.

46

высокий

59

высокий

17.

46

высокий

54

высокий

18.

48

высокий

46

высокий

19.

48

высокий

60

высокий

20.

31

умеренный

29

низкий

21.

33

умеренный

35

умеренный

22.

30

умеренный

33

умеренный

23.

27

низкий

29

низкий

24.

37

умеренный

41

умеренный

25.

34

умеренный

31

умеренный

26.

37

умеренный

48

высокий

27.

31

умеренный

34

умеренный

28.

29

низкий

32

умеренный

29.

49

высокий

50

высокий

30.

25

низкий

28

низкий

31.

27

низкий

33

умеренный

32.

32

умеренный

32

умеренный

33.

36

умеренный

34

умеренный

34.

31

умеренный

36

умеренный

35.

45

высокий

48

высокий

36.

31

умеренный

29

низкий

37.

33

умеренный

36

умеренный

38.

48

высокий

49

высокий

39.

32

умеренный

31

умеренный

Приложение 6.

Профилактические мероприятия

Цель: профилактика зависимости от интернета и социальных сетей (гаджетов), повышение социальной активности учащихся, улучшение коммуникативных умений подростков.

Место для проведения мероприятия: кабинет, зал или территория школы, в каком-либо развивающем центре или на фестивалях и праздниках.

Количество участников: 5-20 участников, 1-2 взрослых (ведущие, педагоги, волонтеры).

1 мероприятие. «Давайте познакомимся»

Материалы и оборудование: листы, ручки.

Сценарный ход: участники и ведущие собираются вместе и договариваются о том, сколько времени будет идти такое мероприятие. Их задача - познакомиться как можно с большим количеством ребят. Для точного подсчёта необходимо, чтобы ребята, с кем познакомились участники, записали на листиках свои имена. Когда отведённое время закончится, участники собираются вместе и определяют победителя. Тот, кто смог пообщаться с большим количеством ребят – тот и становится победителем. Для усиления мотивации и стимула к победе можно определить приз для победителей и призеров.

2 мероприятие. «Опрос»

Материалы и оборудование: листы (с вопросами или без), ручки.

Сценарный ход: участники и ведущие собираются вместе и договариваются о том, сколько времени будет идти мероприятие. С помощью жребия каждому участнику выбирают, разыгрывают по два вопроса (например «Какой у тебя любимый цвет» или «Какое любимое животное» и т.д.). Далее участники расходятся. Их задача – познакомиться с большим количеством ребят, попросить их ответить на вопросы, разговорить их, получить информацию о их интересах. Когда отведённое время закончится, участники собираются вместе и определяют победителя. Тот, кто уговорил больше людей ответить на вопросы – тот победил. Для усиления мотивации, можно определить приз победителю.

3 мероприятие. «Новый формат»

Место проведения мероприятия: школьное учреждение, приходящий лагерь. Сценарный ход: школьники ежедневно или через день меняются в составе команд (отрядов) на определенное время. Задача состоит в том, чтобы познакомиться с новыми ребятами, освоиться в новом коллективе, участвовать в различных командных играх, квестах, мероприятиях, праздниках, наладить хорошие отношения с новыми подростками из разных групп, оказывать товарищескую поддержку, проявить лидерские качества, коммуникативные и организаторские способности и т.п. В процессе мероприятия и успешности участники получают поощрительные баллы, по окончании мероприятия идёт подсчёт баллов. Наибольшее количество набранных баллов указывает на победителя мероприятия. Участники получат опыт коммуникаций, работы в команде, лидерских навыков, дружеских отношений.

4 мероприятие. «Ярмарка добрых дел»

Сценарный ход: за месяц или несколько недель, возможно с начала учебного года до ярмарки вводятся жетоны – за хорошие оценки, участие в различных мероприятиях. Предварительно до начала Ярмарки, подростки делают различные игрушки, печенье, мыло, свечи, браслетики, кольца, закладки, блокнотики, вяжут шарфы, шапки, перчатки, готовят мастер-классы и т.д. На Ярмарке ребята должны выставить цену своих товаров (приблизительно по критериям, которые определят управляющие ярмаркой, учителя). Во время этого мероприятия ребятам нужно разговорить своих покупателей, рекламировать свой товар, договориться и продать свой товар за цену, которую выбрали или дороже. Также можно за жетоны покупать понравившиеся товары, договариваясь и снижая по возможности настоящую цену.

5. Волонтёрство.

Волонтёрство поможет отвлечь подростка от гаджетов, раскрыть свои таланы, приобрести важный социальный опыт, найти новых друзей и товарищей раскрыть возможности для профессионального самоопределения. Подросток познакомится с разными типами людей, натренирует эмоциональный интеллект, отвлечётся от проблем. Можно найти тот вид волонтёрства, который заинтересует именно этого подростка.

6. Занятия в кружках.

Занятия в кружках могут отвлечь подростка от гаджетов, помогут получить ситуации успеха для дальнейшего движения личности, приобрести важный социальный опыт, найти новых друзей, раскрыть возможности для профессионального самоопределения, обеспечить эмоциональное благополучие. Подросток познакомится с разными типами людей, натренирует эмоциональный интеллект, отвлечётся от проблем, раскроет свои таланты. Можно ходить в разные кружки, смотря на предпочтения подростка: на рисование, в музыкальную студию, на занятия кинологии, спортивные секции и т.п.

  1. Профилактические беседы.

  • «Безопасная школа».

  • «Как выходить из конфликтных ситуаций».

  • «Как использовать интернет для учебы и развития?».

  • «Угрозы интернета».

  • «Досуг без интернета»

  • «Я могу заменить интернет»

  • Упражнение «Неоконченные предложения».

  • Ознакомление с памятками «Безопасный интернет».

  • Мини-конкурс плакатов «Я без интернета».

Просмотров работы: 16