Игрушка как инструмент изучения истории семьи

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Игрушка как инструмент изучения истории семьи

Малаева Е.В. 1
1МБОУ "СОШ №1" г. Реутов
Белова Ю.А. 1
1МБОУ "СОШ №1" г. Реутов
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Изучать историю своей семьи важно для каждого человека. Это сохранение семейных традиций, воспитание патриотизма, развитие преемственности поколений, что понимают и поддерживают в своих традициях все народы России. Академик Д. С. Лихачёв писал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе». [1] Однако, не более 20% взрослого населения занимаются изучением своей семейной истории [2], и еще труднее вызвать и поддержать интерес к этому вопросу у детей, что подтверждает актуальность выбранной темы.

А ведь первое знакомство с историей семьи для ребенка может начаться с чего угодно, например, с игрушки! Игрушки отражают время, в котором они созданы, и людей, которым они принадлежат. Игрушка – это язык, с помощью которого ребенок с рождения познает мир. И она, по нашему мнению, может стать реальным инструментом для более серьезных исследований, в том числе генеалогических.

Цель исследования – предложить способы изучения детьми семейной истории с помощью игрушек. Задачи исследования: узнать историю появления игрушек; узнать истории из жизни семьи с помощью игрушек разных поколений; организовать домашний музей игрушек и ведение родословной книги своей семьи; предложить необычные способы вызвать у младших школьников интерес к истории своей семьи.

Методы исследования: анализ, наблюдение, сравнение, интервью. Объект исследования – детские игрушки. Предмет исследования – способы изучения истории семьи посредством детских игрушек. Гипотеза исследования – игрушки являются одним из инструментов изучения детьми истории своей семьи.

В литературе и других источниках много информации о том, где и когда появились первые игрушки, какую роль они играют в сохранении культурных, творческих традиций. Также много написано о способах изучения истории семьи. Но о том, как игрушки помогут помочь детям заинтересоваться семейной историей и узнать больше о жизни своего рода, – информации мало. Это придает новизну нашей теме исследования. Выводы, полученные в исследовании, могут быть использованы для проведения занятий по предметам «Разговоры о важном» и «Окружающий мир».

1. Игрушки как отражение истории

Может ли детская игрушка стать инструментом в историческом исследовании? Конечно! Ведь детские игрушки отражают время, в котором они созданы – обычаи и вкусы, царившие в обществе, уровень производства, отношения между людьми.

Игрушки сопровождают человечество на протяжении многих тысяч лет. Сначала мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево; выпиливали из кости, янтаря, камней, вязали из ниток, мастерили из ткани.  Известно, что первые игрушки начали делать ещё первобытные люди. [3] Часто такие игрушки выглядели как уменьшенная орудий труда или оружия, что помогало детям осваивать жизненно необходимые навыки. Археологами были найдены мячи и скакалки, изготовленные много тысяч лет назад, встречались даже игрушки с заводным механизмом, а самым древним египетским куклам 4000 лет.

Только в 19 веке появилось массовое производство игрушек. В России до 18 века игрушка называлась «потеха», «потешка». Это были деревянные фигурки: лошадки, барашки, козлики, птички, медведи, петушки, собаки, львы, мужички, куклы; деревянные и глиняные сосуды, игрушечные ковшики, стаканы, чашки и так далее; игрушечные домики, избы, городки, беседки. Одной из первых игрушек был мячик (мечик) из ткани с бубенцами внутри. [4]

Для того, чтобы узнать, как развивалась история детской игрушки в нашей стране, мы посетили московский Музей игрушек (рисунок 1). Это уникальное место, где можно окунуться в атмосферу детства разных времен и эпох. 

Рисунок 1 – В московском Музее игрушек

Музей игрушки призван собирать, хранить и изучать игрушку не только как уникальное явление материальной культуры, но и как особый вид искусства, в котором сплетаются национальные и художественные традиции разных времен. В Музее, который мы посетили, представлены куклы-неваляшки, герои известных мультфильмов и машинки. Все игрушки предстают на фоне предметов интерьера своего времени – книг, ламп, мебели. При взгляде на витрину сразу возникают ассоциации с исторической эпохой, в которую игрушки были сделаны.

Именно поэтому можно сказать, что игрушки – это настоящее отражение истории. И если в Музее это отражение истории государства и общества, то дома они могут стать отражением истории семьи! Тогда у нас появилась идея создать коллекцию игрушек, принадлежавших разным членам семьи, которые помогут узнать о них лучше и положат начало изучению семейной истории.

2. Создание семейного музея игрушек

Бабушки и дедушки любят рассказывать нам об игрушках своего детства и эти рассказы – настоящее путешествие в прошлое! Очень важно сохранить и беречь эту память, ведь через историю семьи мы приобщаемся к истории своего рода и своей Родины. Бабушка, вспоминая своё детство, говорит о том, что ей с сестрами особо некогда было играть, потому что они много учились и во всем помогали взрослым. Игрушки покупали очень редко, она сама шила себе кукол из ткани, делала из соломы и других подручных материалов. А дедушка говорит, что у него в детстве была лишь одна любимая игрушка – резиновый слон. Этот слон сохранился по сей день, став настоящей семейной реликвией.

Я заинтересовалась этими историями и решила сделать наш домашний музей игрушек, которые когда-то принадлежали членам моей семьи. Первый экспонат – игрушечный слон моего дедушки Алексея Александровича Малаева. Я узнала, что этой игрушке уже почти сто лет. Им играла еще наша прабабушка. Когда подросли дети прабабушки, то и они развлекались этой замечательной игрушкой. Несмотря на то, что в жизни было много перемен, дедушка сохранил слона, чтобы передать его своим детям и внукам (рисунок 2).

Видно, как ребята берегли слона, ведь он был чуть ли не единственной игрушкой в семье. И сделан очень добротно, качественно, как говорится, как века. Он и сейчас выглядит великолепно, в пример многим современным игрушкам.

Рисунок 2 – Первый экспонат в домашнем музее игрушек – довоенный слон.

Так я впервые узнала историю жизни свей прабабушки и ее семьи, а также историю появления нашей фамилии. Мой предки родом из Украины, мой прапрадед носил фамилию не Малаев, а Малай, а история изменения фамилии оказалась очень интересной и необычной – как сценарий кинофильма! К рассказу об игрушках и их истории добавился просмотр семейного фотоархива. Раньше было не очень интересно разглядывать старые черно-белые фотографии, на которых изображены лица неизвестных людей. А благодаря игрушкам история ожила, было интересно находить одну игрушку в руках разных поколений моих предков.

В дальнейшем удалось найти еще игрушки разных времен – и вот уже в нашей коллекции несколько экспонатов! Например, маленький бильярдный стол (рисунок 3). Такого мы еще никогда не видели: год выпуска 1978 – год рождения моей тети, а сохранился он как новый. Через рассказ об этой игрушке я узнала о юности и молодости маминых родителей – моих бабушки и дедушки. О том, как они познакомились, как зародилась их семья. Было много воспоминаний и о других игрушках, которые к сожалению, не сохранились.

Папа нашел своего любимого резинового гнома, которым он так любил играть в детстве, а потом и со своей младшей сестрой. Было это в далеких 1980-х годах. А вот и маленькая кошечка – любимая игрушка нашей мамы, которую ей подарили в 1991 году. С тех пор многое изменилось, но игрушечный любимец всегда оставался рядом, и даже положил начало маминой коллекции игрушечных кошек (рисунок 4).

Р исунок 3 – Игрушечный бильярдный стол – ровесник моей тети

Рисунок 4 - Игрушки моих родителей хранят память об их детстве

Хорошо, когда семья большая – вот и двоюродный брат нашел игрушку из своего детства, пиратский корабль 2007 года производства. В 2012 году родился мой брат, Потап. Ему подарили маленького слоника - отличный экспонат для нашего музея! А в 2015 году на свет появилась я, Малаева Елизавета. И у меня тоже был свой любимый слон – отправляем его в нашу коллекцию! Два года назад родился наш маленький братик Алексей, пусть и у него будет своя игрушка в нашей подборке.

 

Рисунок 5 – Игрушки младшего поколения моей семьи

Так на полке появился небольшой, но очень родной домашний музей игрушек, каждая из которых связана с историей жизни моих близких. Быть может, наши дети и внуки продолжат формировать этот музей и, глядя на наших слоников, будут рассказывать своим потомкам о том, какими игрушками играли их предки.

Для того, чтобы поделиться идеей изучения истории семьи через детские игрушки, мы с братом сделали видеоролик: https://disk.yandex.ru/i/a0csE8SVa0gqAg. Теперь каждый сможет собрать такую выставку у себя дома и узнать больше о своих родных людях.Некоторые знакомые ребята заинтересовались этой темой и от родителей узнали, что в их семьях тоже хранятся старые игрушки.

3. От игрушки к родословной книге

Изучение детских игрушек, принадлежавших членам моей семьи, пробудило интерес к семейной истории. Так в нашей семье впервые появилась родословная книга (рисунок 6). Первой на страницах этой книги ожила история жизни моего прапрадеда Ивана Филипповича Малая. Источником рассказа о нем стал мой дедушка, семейные фотографии, воспоминания других родственников. Я узнала, что мои предки с Винницкой области Украины, но в конце 19 века прапрадеда сослали на каторжные работы на Дальний Восток. Там он познакомился с моей прапрабабушкой Ефросией, девушкой из состоятельной семьи. А для того, чтобы свадьба состоялась, решили «превратить» Ивана в вольного человека, подменив ему документы. Вместо Малая он стал Малаев! Так появилась моя фамилия. Рассказ записывали на диктофон, потом печатали и вклеивали в книгу – так истории об игрушках переплелись с историями реальных людей.

Рисунок 6 – Родословная книга – путешествие в мир семейной истории

4. Увлекательный способ изучить историю семьи в игровой форме

Детские игрушки действительно могут раскрыть интересные семейные истории и стать инструментом изучения истории своего рода! Мы разработали план изучения семейной истории с помощью игрушек, им может воспользоваться каждый ребенок:

  1. Спроси у родных, сохранились ли у них игрушки их детства. Найди их, расспроси, кто и когда ими играл, в какое время они были приобретены.

  2. Попроси родных посмотреть фотографии из семейного архива. Попробуй найти на фотографиях изображения игрушек.

  3. Запиши истории о родных на диктофон или в родословную книгу, дополни рассказы фотографиями.

А чтобы сделать изучение семейной истории еще более увлекательным для детей, мы преобразовали полученные знания в семейную игру «Моя семья». Это настольная игра-бродилка с колодой карт с вопросами. Попадая на сектор определенного цвета, игрок берет карту с вопросом и отвечает на него. Так как игра семейная, игроки могут помогать друг другу. Каждый раз ответы могут быть более разнообразными, подробными. Играя разным составом, участники будут каждый раз пополнять истории и знания.

Описание игры «Моя семья» (рисунок 7). Формат – настольная игра. Жанр – классическая игра-бродилка, с колодой карт, на которых нанесены вопросы о семье. Оформление – игра украшена тематическими изображениями и фотографиями родных.

Рисунок 7

На игровом поле есть круги, при вступлении на которые игрок берет карту с вопросом. Вопросы, к примеру, следующие: Что означает твоя фамилия? Кто из твоих родных участвовал в Великой Отечественной войне? Какие еще фамилии встречались в твоем роду? Из каких стран или городов были твои предки? Где сейчас живут твои родственники, перечисли эти места. Какие профессии были в истории твоей семьи? Расскажи о какой-нибудь традиции в истории твоей семьи. Какие народы и национальности были представлены в твоей семье? Расскажи смешную историю, связанную с твоей семьей. Какой самый известный твой родственник? Были ли в твоей семье люди с таким же именем как у тебя? За 30 секунд назови как можно больше имен своих родных и др.

С такой игрой будет замечательно провести семейный вечер – не только интересно, но и познавательно!

Заключение

Порой игрушки – не просто развлечение. Это возможность заглянуть в прошлое, узнать, какими были наши бабушки и дедушки, наши родители. Это увлекательная история моей семьи и моей Родины! Важность приобщения детей к изучению семейной истории связана и с тем, что в настоящее время люди с рождения окружены гаджетами, телевидениям, виртуальной средой. Сокращается общение в семье, из-за чего происходит постепенное отдаление каждого поколения от своих истоков.

В ходе работы мы узнали о появлении игрушек, о музеях игрушек, отражающих историю страны и общества. Тогда появилась идея создать свой домашний музей игрушек, принадлежавших разным поколениям моих родных. Через каждый экспонат мы познакомились с какой-то семейной историей, раскрыли интересные факты о моем роде. Самой старинной игрушкой в коллекции стал слон, благодаря которому я узнала не только о далеких предках, но и историю появления моей фамилии. Теперь в нашей коллекции несколько экспонатов, а каждый ребенок с помощью наших рекомендаций сможет повторить такое необычное исследование в своей семье. Создание такого мини-музея будет приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствовать сохранению традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Рассказы, изученные в ходе знакомства с игрушками, легли в основу первой в нашей семье родословной книги и собственной настольной игры!

На основании проведенного исследования предлагаем следующие способы изучения детьми семейной истории с помощью игрушек: 1) создать домашний музей или коллекцию игрушек, принадлежавших членам семьи; 2) взять интервью у родных о том, кому принадлежали игрушки, об интересных фактах семейной истории; 3) все рассказы, связанные с такими игрушками, записать в родословную книгу; 4) оформить и сыграть в игру «Моя семья».

Считаем, что цели и задачи, поставленные в начале работы, достигнуты, гипотеза доказана. Нам удалось показать, что с помощью детских игрушек можно приобщить ребенка к изучению семейной истории.

Список использованных источников и литературы:

  1. Лихачев Д.С. Экология культуры // Москва. - 1979. - № 7. - С. 49. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.lihachev.ru/lihachev/bibliografiya/4428/

  2. Только 20% россиян интересуются глубоким исследованием своей семьи / Газета.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/social/news/2022/04/22/17616290.shtml?ysclid=lps53sqqln947231205

  3. Человек и каменный век: Охотники, собиратели и лохматые мамонты; Пер. с англ. – М.: «Контэнт», 2020. – 32 с.

  4. История появления игрушки - "Игры и Игрушки" №6-2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.i-igrushki.ru/archive/istoriya-poyavleniya-igrushki.html?ysclid=lps56lady71786089

Просмотров работы: 9