Социальный контроль

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Социальный контроль

Добрынина Д.М. 1
1МОУ СОШ 2 п.Карымское
Иванченко В.В. 1
1МОУ СОШ 2 п.Карымское
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность: Я считаю, что тема моего проекта актуальна, так как социальный контроль остается актуальным и необходимым в нашей современной жизни. Он играет важную роль в поддержании порядка, формировании и поддержке ценностей, а также обеспечивает стабильность в обществе.

Целью данной работы является рассмотрение вопросов по данной теме, а именно, что такое социальный контроль, его формы и структуру, а также проведение исследования по теме “как социальный контроль влияет на поведение учеников в школе, в которой я учусь”. Для выполнения целей поставлю для себя задачи:

  • Проанализировать литературу и интернет-ресурсы по данной теме;

  • Узнать, что такое социальный контроль;

  • Рассмотреть формы, структуру социального контроля;

  • Провести исследование и узнать, как социальный контроль влияет на поведение учеников в школе.

Вид проекта: исследовательский.

Объект исследования: социальный контроль

Предмет исследования: формы проявления социального контроля

Гипотеза: Социальный контроль оказывает значительное влияние на поведение людей, так как они стремятся соответствовать общепринятым нормам и ожиданиям, присущим в социальной среде, где они находятся.

Анализ литературы

Тему “социальный контроль” рассматривали множество современных учёных.

А. И. Кравченко даёт такое определение социальному контролю: социальный контроль – это особый механизм поддержания общественного порядка. Он считает, что социальный контроль выполняет функцию милиционера на улице. Он “штрафует” тех, кто неправильно “переходит улицу”. Если не было социального контроля, люди могли делать все, что им заблагорассудится, и таким способом, какой им больше нравится. Неизбежно возникли бы конфликты, столкновения, ссоры и, как следствие, общественный хаос. По мнению А. И. Кравченко, социальный контроль – фундамент стабильности в обществе. [5]

Василий Киселев считает, что социальный контроль – это совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа обеспечивает соблюдение норм и и гарантирует упорядоченность этих общностей [4].

Л. Н. Боголюбов даёт такое определение социальному контролю: социальные нормы составляют один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется социальный контроль. Он считает, что целенаправленное воздействие общества на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности обеспечивается социальным контролем. [2]

Боголюбов, Кравченко и Киселев дают разное определение социальному контролю, но все они сходятся в том, что социальный контроль нужен для поддержания порядка в обществе, для соблюдения социальных норм и для поддержания в обществе порядка и стабильности, для того чтобы не было ссор, столкновений и конфликтов.

1.1.Понятие социального контроля и его формы

Каждый день человек активно взаимодействует с социальной средой (обществом, индивидами, государством и т.д.). Все действия, поступки и поведение человека находятся под контролем общества, окружающих людей, групп. Этот контроль мы не замечаем, пока наши действия не нарушают общественного порядка. Но как только мы нарушаем установленные обычаи, правила поведения, социальный контроль сразу же начинает себя проявлять.

Например, перешли дорогу в неположенном месте, не поздоровалась с соседями, опоздали в школу и т. д. Во всех этих примерах может последовать реакция окружающих: замечание, выражение недовольства, соответствующие действия полиции, администрации. Эта реакция окружающих людей обусловлена нарушением социальный норм, правил, традиций. Люди, которые среагировали на подобные нарушения, выражают установки общественного мнения, которое поддерживает порядок в обществе, который охраняется нормами. Именно поэтому может последовать реакция осуждения на подобные ситуации.

Но не только общество оценивает человека, но и человек оценивает самого себя. Такой вид социального контроля называется - самоконтроль. Он зависит от личностных особенностей каждого человека. Общество влияет на формирование личности в ходе образования и воспитания. В семье человека учат основам поведения в обществе, задают нравственные ориентиры, влияют на становление жизненных принципов и убеждений. В образовательных учреждениях у индивида закрепляются представления о том, как вести себя в социуме, а также закладываются отобранные самим обществом знания, которые затем станут частью мировоззрения. В результате рождается неповторимое сочетание личностных качеств, характеризующее человека. Именно эти особенности человека и определяют его поведение в обществе.

В процессе самоконтроль большую роль играет совесть человека. Например, у человека, который совершил плохой поступок, совесть вызывает чувство вины и желание исправить ошибку или искупить вину.

Совесть – это чувство, знание того, что хорошо, а что плохо; субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственные нормам.

Социальный контроль – это это механизм, призванный отслеживать поведение людей в обществе. Он основывается на принятых в социуме правилах поведения, которые усваиваются человеком в процессе общения.

Таким образом, социальный контроль – это способы регулирования отношений, которые использует общество для соблюдения социальных норм. Социальный контроль имеет две формы: внешний контроль и самоконтроль.

1.2.Элементы социального контроля

Основными элементами социального контроля являются социальные нормы и санкции.

Социальные нормы – это правила ж, установленные в обществе, которые регулируют отношения между людьми и общественную жизнь.

В мире существует множество социальных норм. Это, прежде всего, обычаи и традиции, в них закрепляются привычные для людей образцы поведения.

Далее, правовые нормы – нормы, закрепленные в законах, за нарушение которых наступает юридическая ответственность.

Затем, моральные нормы. В отличие от права мораль в основном несёт оценочную нагрузку (хорошо – плохо, справедливо – несправедливо). Нарушение моральных норм встречает общественное порицание.

Существуют ещё и религиозные нормы. По содержанию многие из них выступают как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение этих норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи.

Если общество находит, что чье-то поведение противоречит его правилам, то оно начинает реагировать на такое поведение, т. е. начинает применять социальные санкции к нарушителю.

Замечание, штраф, выражение недовольства, выговор, наказание, которое выносит суд - все это санкции.

Социальные санкции – это реакция общества на поведение индивида или социальной группы.

Другими словами, санкции – это последствия для человека, после того, как общество оценит его действия. Санкции бывают двух видов либо позитивные, либо негативные. В первом случае это поощрение, во втором – наказание. Позитивные следуют за одобряемое в обществе поведение. Если человек всегда готов помочь и уважает окружающих людей, то его всегда будут ценить. Негативные санкции обычно следуют за нарушение социальных норм. Общество будет делать все возможное, чтобы защитить установленные порядки, обеспечивающие его функционирование.

Социальные санкции бывают двух видов: формальные и неформальные, это зависит от того, кто эти санкции накладывает. Формальные санкции основываются на приказах, распоряжения, должностых инструкциях и т. д., применение к человеку таких санкций подвластно только уполномоченным на то лицам или специальным органам. Формальные санкции вступают в действие, когда нарушение правил угрожает важным общественным отношениям.

Неформальные санкции могут накладывать любым членом общества. Обычно такие последствия наступают в рамках частных взаимоотношений индивидов или групп. Чтобы воспользоваться ими, не нужно иметь специальных полномочий. Неформальные санкции зависят от эмоций людей больше, чем формальные, поэтому могут быть очень разными.

Социальный контроль состоит из двух элементов: социальные нормы и санкции. Социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, а санкции предусматривают реакцию общества на то, как эти правила соблюдаются.

2.Исследование

Изучив теоретический материал, я решила провести исследование среди учеников и работников школы, так как мне стало интересно, как они относятся к правилам поведения в школе.

В результате исследования (приложение 1) у меня получились вот такие результаты:

  1. Некоторые учащиеся считают, что правила поведения в школе не нужны, но их мало. Все учителя и другие работники школы считают, что эти правила нужны. Мнения учеников о необходимости правил поведения в школе могут различаться по той причине, что некоторые ученики могут не осознавать, что правила поведения в школе устанавливаются для обеспечения безопасной среды. Они могут считать, что правила лишь ограничивают их свободу или мешают им делать то, что им хочется. В то же время, учителя считают, что правила поведения в школе являются необходимыми, так как для них важно создать безопасную учебную среду. Правила поведения помогают обеспечить безопасность всех участников образовательного процесса. Они предотвращают конфликты и насилие, что способствует более эффективному обучению;

  2. Большинство из числа всех опрошенных знают правила поведения в школе, так как все люди знакомятся со школьными правилами с первого дня своего обучения;

  3. Некоторые учащиеся, учителя и другие работники школы ответили, что правила поведения отрицательно влияют на учеников, но число таких ответов очень мало. Возможно, это связано с тем, что они считают, что правила поведения могут ограничивать самовыражение и индивидуальность учеников, что может негативно сказываться на их развитии и самооценке;

  4. Большинство опрошенных ответили, что за соблюдением правил поведения в школе следят учителя;

  5. Больше половины опрошенных ответили, что они нарушали правила поведения в школе. Я считаю, что все люди когда-либо нарушали правила поведения, потому что иногда человеку хочется выделиться или привлечь внимание других, а иногда - просто не хочется соблюдать правила, так как человек не видит в них смысла.

Заключение

1.В заключение своей проектной работы можно сказать, что я узнала много нового о том, что такое социальный контроль. Я считаю, что тема моего проекта интересная, и она будет актуальна всегда.

2.Я провела анкетирование, которое показало, что большинство учеников школы знают правила поведения в школе, но они их почему-то нарушают. Возможно в будущем я проведу исследование на тему, почему дети нарушают правила поведения. В ходе опроса выяснилось, что некоторые учителя и другие работники школы тоже иногда нарушают правила поведения.

3.Также я поняла, что социальный контроль положительно влияет на человека, даже больше половины опрошенных ответили, что положительно, потому что контроль помогает избежать конфликтов, сохраняет порядок в жизни общества, и социальный контроль нужен человеку для того, чтобы чувствовать себя в безопасности.

4.Я считаю, что все цели моего проекта достигнуты, задачи выполнены, а гипотеза моя подтвердилась.

Приложение

Приложение 1

Анкета

1. Нужны ли правила поведения в нашей школе?

2. Знаете ли вы какие правила поведения существуют в нашей школе?

3. Как вы считаете, положительно ли правила поведения влияют на учеников?

4. Кто следит за соблюдением правил в школе?

5. Нарушали ли вы правила поведения в школе?

Список литературы

1. Обществознание. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Ю. А. Аверьянов, А. В. Белявский и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.] ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во “Просвещение”. – М. : Просвещение, 2014. - 350 с.

2. Обществознание. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, Ю. А. Аверьянов, Н. И. Городецкая и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова; Рос. акад. образования, изд-во “Просвещение”. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2009. – 351 с.

3. Обществознание. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : профил. уровень / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.] ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во “Просвещение”. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 415 с.

4. Киселев В. П.

Обществознание: учебное пособие для подготовки к ЕГЭ. – М.: МАКС Пресс, 2010. – 300с.

5. Кравченко, А. И.

Введение в социологию: 10-11-й кл. : Учебное пособие для общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. – 253, [3] с.: ил.

Список интернет-ресурсов

https://obrazovaka.ru/obschestvoznanie/socialnyy-kontrol.html

https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/sotsialnyy-kontrol

https://ru.m.wikipedia.org/wiki

https://dnevnik--znaniy-ru.turbopages.org/turbo/dnevnik-znaniy.ru/s/obshestvo/socialnyj-kontrol.html

Просмотров работы: 31