Мобильные мошенники

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мобильные мошенники

Андросов С.А. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Валуйки
Хваль Т.В. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Валуйки
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Человека в современном мире уже невозможно представить без компьютеров, планшетов, телефонов, социальных сетей. Жизнь людей становится комфортной, однако создаёт много угроз. С развитием мобильных сетей, доступности телефонов к сети Интернет и перечисления денежных средств, с помощью мобильных устройств и приложений, появились возможности воровства для телефонных мошенников.

Проблема появления телефонного мошенничества очень актуальна в наши дни. Мошенники используют самые разнообразные схемы обмана с применением мобильной телефонной связи. Это звонки или СМС сообщения, которые вынуждают перечислить деньги или перезвонить на указанный номер телефона, что в дальнейшем также приведет к потере денежных средств. Такие способы обмана привлекают мошенников, так как сложно установить личность виновного.

Актуальность выбора темы подтверждается большим количеством пострадавших от мошенников и тем, что телефонные мошенники, зная, что их сложно вычислить, становятся все более разнообразными, обманывая в основном пенсионеров, пожилых и больных людей. Поэтому чем шире будет раскрыта тема телефонного мошенничества, и чем больше людей узнает о новых мошеннических схемах, тем меньше людей пострадает.

Объект исследования: мошенничество с использованием сотовой связи.

Предмет исследования: Телефонное мошенничество и способы защиты от него.

Целью работы стало изучение проблемы мошенничества с использованием средств сотовой связи.

Чтобы изучить проблему были поставлены задачи:

  • собрать информацию о видах телефонного мошенничества;

  • провести опрос учеников, побеседовать с работниками школы, родителями, односельчанами;

  • выяснить какие способы защиты от мошенников предлагают специалисты;

  • проанализировать собранный материал, сделать выводы.

Гипотеза: если я узнаю что это за люди, телефонные мошенники, пойму схемы и приемы их обмана, то, возможно, смогу защитить себя и своих близких.

Методы исследования: Чтение литературы и сбор информации о телефонных мошенничествах и методах борьбы с ними. Социологический опрос среди населения. Анализ полученной информации.

Предполагаемый конечный результат: После ознакомления с работой предполагается, что люди больше узнают, что такое телефонное мошенничество, какие хитрости используют злоумышленники; что она поможет определить, как защититься от мошенников, чтобы денежные средства были в безопасности, а люди не были обманутыми.

Теоретическая часть

  1. Опрос общественного мнения

Свою работу я начал с того, что выяснил у своих родителей, друзей на улице, односельчан, одноклассников и учителей, сталкивались ли они с телефонными мошенниками. (Приложение 1)

Результаты опроса представил в виде диаграммы.

Д

ля выяснения вопросов были опрошены ученики и педагоги МОУ СОШ №2 с УИОП г. Валуйки. Из разговора с учениками школы выяснилось, что с

такими звонками и СМС сообщениями некоторые из них сталкивались. Пришлось обратиться с просьбой к ребятам, расспросить родителей, получали ли они звонки или СМС с незнакомых номеров.

Проведя беседы с педагогами, выяснилось, что

ч

аще всего по телефону сообщают: «Ваша карта заблокирована, с неё пытались

снять денежные средства, а что бы ее разблокировать сообщите номер карты и трёхзначный номер с обратной стороны и тогда мы вам поможем», но к счастью, никто эту информацию не сообщил, хотя тревогу испытывали и потом проверяли карту.

А вот на просьбу вернуть ошибочно переведенные средства с незначительной суммой, некоторые ответили положительно и перечисляли деньги (таких не много). На вопрос о том, знают ли, как защититься от телефонных мошенников, ответили, что просто не отвечать на такие звонки.

Анализ результатов анкетирования еще раз подтвердил правильность моего выбора темы исследовательской работы.

2. Телефонное мошенничество виды и способы обмана

Телефонное мошенничество – это действия, целью которого является незаконное завладение чужим персональными данными или денежными средствами, совершенное обманным способом, а также путем злоупотребления доверием в ходе телефонного звонка или СМС сообщения [1].

Самые распространенные схемы мошенничества:

  • призыв о помощи от родственника. Мошенники рассылают сообщения «Мама, я в полиции», «Мне срочно нужна твоя помощь» и т.д. Иногда в тексте просят перечислить деньги на какой-либо счет. Если этого нет, то мошенники рассчитывают, что жертва перезвонит.

  • блокировка банковской карты. На телефон приходит сообщение: «Ваша карта заблокирована. Перезвоните по указанному телефону». Во время телефонного звонка мошенник представится сотрудником банка и предложит уточнить данные карты (номер, срок действия и код с обратной стороны карты). После получения такой информации с карты списывают все доступные средства.

  • выигрыши в розыгрышах. Приходит СМС, что вы стали победителем какого-либо конкурса или розыгрыша, но для получения приза необходимо перезвонить по указанному номеру или перевести небольшую сумму денежных средств.

  • т

    ребование вернуть ошибочный перевод. Мошенники звонят абоненту и сообщают, что на его телефон или счет были ошибочно перечислены средства. Их, как правило, просят вернуть. Указывают обычно

н

ебольшие суммы, рассчитывая на то, что человек не станет проверять свой счет, а просто перечислит средства.

  • звонок из прокуратуры. Мошенник звонит под видом «представителя прокуратуры» и сообщает, что некий сотрудник банка с доступом к вашему счёту находится под подозрением и в его отношении ведутся

следственные действия. Он убеждает вас перевести свои деньги на «специальный счёт» для гарантии их сохранности.

Эти схемы мошенничества всего лишь часть способов обмана, мошенники пользуются различными способами и ухищрениями. Во всех этих случаях человек сам передаёт информацию, пусть даже не осознавая этого.

3. Защита от телефонного мошенничества

При получении сообщения от мошенников необходимо оценить полученную информацию. Стоит подумать:

  • где мог бы находиться попавший в беду родственник,

  • открывались ли когда-нибудь счета в банке, карта которого якобы заблокирована,

  • участвовали ли вы когда-нибудь в розыгрыше,

  • нужно ли вступать в контакт с незнакомыми людьми, которые вдруг предлагают вам деньги или ценные вещи, которые вам никогда не принадлежали и т.д. [2]

Сбербанк предупреждает своих клиентов об участившихся случаях мошенничества, когда граждане получают на мобильные телефоны информацию о якобы произошедшей блокировке карты, окончании срока ее действия, изменении пин-кода. Банк настоятельно рекомендует не перезванивать на номер мобильного телефона, с которого было отправлено СМС сообщение.

Будьте бдительны, мошенники заинтересованы только в своей выгоде, никто из них не собирается вам помочь, улучшить благосостояние или решить проблему.

4. Рекомендации специалистов как защититься от телефонных мошенников

Лучше всего защититься от мошенников вам поможет умения пользоваться современными технологиями. Помимо умения распознавать обман вам помогут и некоторые дополнительные меры безопасности.

Установите сложные пароли. Никогда не используйте один и тот же пароль дважды.

Установите приложение, блокирующее неизвестные звонки. Такие приложения защитят ваш телефон от звонков, выполняемых роботами, и прочих типов телефонного мошенничества.

Если вы всё-таки ответили на звонок с незнакомого номера обязательно смотрите, каким образом, и какую информацию хотят получить от вас. Обычно мошенники пытаются надавить на человека, запугать его угрозами. Не стоит паниковать и выполнять требования мошенников. По нескольку раз переспрашивайте, давайте другие ответы помимо «да».

Помните, что есть данные, которые нельзя сообщать, не важно, кто звонит мошенник или нет. Например, никогда не говорите по телефону код, что указан на обратной стороне карты. Также запрещается передавать коды подтверждения, что отправляет банк через СМС. Никогда не разглашайте логин и пароль от персонального кабинета. Тем более, что сотрудники банка, согласно УК РФ никогда не будут спрашивать подобные данные, а чтобы отправить деньги, ничего кроме номера карты не нужно.

В случае, если вы обнаружили подозрительные списания с карты, переведите все оставшиеся на карте деньги на другую карту или счет, заблокируйте карту, напишите заявление на перевыпуск карты.

Практическая часть

5. Психология на службе у мошенников

Я задал себе вопрос, почему люди вступают в разговор с мошенниками и выполняют требования злоумышленников. Я обратился за помощью к медицинскому психологу ОГБУЗ «Валуйской ЦРБ» Василике Сергеевне Л.. Из беседы удалось выяснить, что

м

ошенники используют систему психологических манипуляций для воздействия на сознание человека, чтобы им управлять, то есть человека программируют по телефону на какие-то действия.

Для этого мошенники используют технологии нейролингвистического программирования (НЛП). В медицинской среде их применяют для лечения пациентов, а преступники их используют в своих целях.

Во время телефонного звонка происходит присоединение к сознанию человека, мошенник подстраивается к ритму, темпу, громкости речи,

выявляет некие слова-маркеры, а затем начинается манипуляция.

По словам психолога, обману, больше всего подвержены пожилые люди. Так же подвержены обману люди художественного типа. Именно эти люди самые внушаемые. А лучше противостоят гипнозу недоверчивые люди мыслительного склада, склонные к анализу, которые всю полученную информацию обязательно разложат по полочкам. Именно они начинают сомневаться в честности и достоверности «сказочных» предложений, задают уточняющие вопросы, которыми разрывается цепочка внушений мошенника. 

Чтобы вас не заболтали и не ввели в транс, психолог предложил использовать ряд советов:

  • концентрируйте внимание. У большинства людей, особенно у пенсионеров, все контакты есть в телефоне. Чужой номер уже должен насторожить. Даже если к вам обращаются по имени-отчеству, это не повод кому-то доверять;

  • сделайте паузу. Что бы вам ни говорили, чем бы вас ни пугали и какие бы советы ни давали, сделайте паузу: «Я сейчас не могу говорить, перезвоните позже». И сразу отключайтесь от разговора. Главное не принимать быстрых решений и не сообщать ту информацию, которую у вас просят;

  • глубоко подышите. У большинства людей в момент сильных эмоций, стресса, притупляется бдительность. Начинайте глубоко дышать. Это оправданная стратегия для того, чтобы снять эмоциональное и физиологическое напряжение. Только потом начинайте действовать. Звоните в ваше отделение банка, полицию, родственникам.

  • задавайте встречные вопросы.  Если вы не положили трубку и вас все же втянули в разговор. Задавайте встречные вопросы-сомнения. Любые, самые неожиданные, какие придут на ум, даже если они не относятся к теме разговора. Телефонные мошенники используют подготовленные шаблоны. Своими вопросами вы начинаете сбивать собеседника, разрушаете ритм его речи, его мошенническую программу. Это очень важно.

Эти психологические приемы помогут взять себя в руки, уровень тревожности снизится, вы начнете рассуждать логически.

6. Беседа с сотрудником банка

Я

решил проверить изученный материал практически.

Побеседовав с сотрудником банка Татьяной Ивановной М., мне удалось выяснить про «Вишинг» и подброшенный кредит.

Вишинг – это телефонная версия «фишинга», голосовое выуживание личной информации или внушение к переводу денег. Самая распространённая уловка — притвориться сотрудником банка, который якобы поможет защитить ваши деньги, переведя их на «защищённый счёт». На самом деле это просто карта мошенника и вернуть деньги будет невозможно.

Главное в такой ситуации помнить, что сотрудники банка вообще редко звонят клиентам, только в самых экстренных ситуациях. И уж тем более они никогда не предлагают куда-либо перевести деньги, в том числе на некий «защищённый счёт». Так делают только мошенники!

П

одброшенный кредит встречается редко, но имеет место быть. Это кредит, который мошенники оформили на ваше имя, его никто не оплачивает, поэтому долг быстро растёт вместе с процентами и штрафами за просрочку. В итоге кредитор обращается к судебным приставам, а те списывают деньги с вашей карты.

Быстро узнавать о любых изменениях в кредитной истории можно с помощью сервиса уведомлений СберБанка. Подписавшись на уведомления, вы будете в курсе всего, что происходит с вашей кредитной историей. Если кто-то только

попытается взять на ваше имя кредит, вы получите СМС уведомление с кратким описанием события от СберБанк Онлайн. Уведомления защитят и от других способов мошенничества. Подключить уведомления можно в СберБанк Онлайн. Услуга платная: первый месяц подписки стоит 1 ₽, далее — 99 ₽ в месяц.

7. Беседа с правоохранительными органами

П

олучив информацию про то, как мошенники обманывают людей, у меня возник логический вопрос, а как борются с мошенниками правоохранительные

органы. Для этого я обратился за помощью в полицию.

Из беседы с капитаном полиции Николаем Юрьевичом Щ. удалось выяснить, что в 2022 году было совершено почти 300 тысяч преступлений с использованием различных

информационных технологий, что на 68,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. На 130% чаще стали регистрироваться преступления, связанные с использованием банковских карт. И на 91% возросло количество мошенничеств с применением мобильных телефонов.

В 2022 году о финансовых потерях из-за мошенников сообщили 20% граждан (в 2021 году — 12%). Таких обращений стало больше в основном за счет роста числа пострадавших от рук телефонных мошенников. Самой большой суммой которую удалось выманить обманным путем мошенникам достигла порядка 10 млн.руб.

Согласно статистике правоохранителей, за 2023 года число киберпреступлений выросло на 85%, а количество преступлений, совершённых с использованием пластиковых карт в шесть раз.

По данным статистики в 2023 году банки отразили более 6,5 млн. атак на счета клиентов. Мошенники не смогли похитить 911 млрд. рублей. Злоумышленники совершили 279,7 тыс. операций без согласия клиентов на сумму 3,6 млрд. рублей.

Из беседы с сотрудником полиции удалось выяснить, что практически каждый сталкивался с ситуацией, когда кто-то звонит с незнакомого номера и молчит в трубку. Это вам звонят «спамеры» — мошенники, которые купили базу

телефонных номеров и производят обзвон. Если владелец взял трубку номеру

присваивается статус «активный». Именно на такие номера потом будут звонить злоумышленники.

Сотрудник полиции сообщил, что поимка преступников не достаточно решают проблему телефонного мошенничества, потому, что в нашей стране до сих пор фактически нет ответственности за киберпреступления. Очевидно, мошенникам, известно, что, если размер причинённого ущерба меньше 2500 рублей, привлечению к уголовной ответственности они не подлежат. И это позволяет им при наличии большого объёма данных практически безнаказанно массово воровать у граждан мелкие суммы денег. Даже у тех, кто изначально не был настроен на криминальные действия, может возникнуть соблазн попробовать новый лёгкий способ «заработать» деньги и остаться безнаказанным.

8. Собственная история встречи с телефонными мошенниками

Из любопытства я поинтересовался у родителей, случалось ли им сталкиваться с телефонными мошенниками. Оказалось, что Да.

Мошенники взломали социальную

сеть друга семьи. Пришло сообщение с просьбой одолжить денег для погашения кредита.

Отказать в данном случае родители не могли и решили помочь, перевести указанную в сообщении сумму. Но прежде чем перевести решили убедиться в этом и позвонили ему, в надежде выяснить, что случилось и так ли это на самом деле. Телефон абонента был занят, а потом недоступен. Связаться с женой друга также оказалось невозможно по той же причине. В голову закрались сомнения.

На интересующие вопросы родителей, что случилось, были получены ответы, что все хорошо, и следом была прислана фотография банковской карты, в которой указан номер карты, банк и фамилия нашего знакомого.

После чего сомнения были рассеяны, и средства были переведены злоумышленникам. В момент перевода, когда уже не было никаких сомнений, никто не обратил внимания на получателя средств.

Позже выяснилось, после взлома социальной сети, для ее блокировки потребовалось немало времени для смены паролей, чем и воспользовались мошенники. Типичные сообщения были посланы всем контактам в сети, а когда все начали перезванивать, сеть была недоступной и перегруженной. В итоге жертвами мошенников еще стали несколько человек.

При попытке вернуть денежные средства родители были вынуждены обратиться в банковскую службу, чтобы заблокировать платеж до выяснения обстоятельств. Все наши усилия были тщетными, вернуть деньги оказалось невозможно, так как они были перечислены нами лично, хоть и под воздействием уговоров мошенников.

9. Беседа с населением

М

не стало еще любопытнее. Хотелось узнать кто еще из родственников, соседей, односельчан, пострадал от телефонных мошенников и какие схемы обмана использовали злоумышленники. Для этого я попросил местного участкового пройти со мной

п

о домам. К моему удивлению каждый опрошенный мной человек сталкивался с телефонными мошенниками и даже не один раз.

Ларисе Петровне Б. позвонили мошенники и попросили оплатить курьерскую доставку товаров из интернет магазина. К счастью, злоумышленникам не повезло, место проживания тети находится на удаленном расстоянии и туда доставка не осуществляется.

Еще одна история приключилась с Александром Валерьевичем Б., которого мошенники уговорили перевести денежные средства. Он работал в поле на тракторе, и у него не было с собой карты, чтобы продиктовать данные. Карта была у жены. Она заинтересовалась, зачем мужу понадобилась карта в поле, ведь там нет терминалов и интернет отсутствует.

Моему папе довелось повторно пообщаться с телефонными мошенниками. На этот раз они представились работниками полиции, которые расследуют некое дело о преступлении. И якобы эти злоумышленники располагают банковскими данными, чтобы незаконно оформить кредиты. А чтобы не допустить этого, необходимо передать настоящие денные для сверки и защиты от мошеннических действий.

К счастью мой папа уже имел опыт общения с мошенниками. Он решил выяснить у мошенников адрес отдела полиции, адрес банка, попросил позвонить позже, чтобы в это время обратиться в службу безопасности банка и выяснить была ли на самом деле утечка информации.

Р

еакция мошенников не заставила себя долго ждать и разговор был завершен. После чего на телефон был обрушен шквал звонков с разных неопределенных номеров.

После беседы я решил сделать брошюры (Приложение 2), о том, как вести себя с телефонными мошенниками, что никогда не стоит сообщать злоумышленникам. Совместно с заместителем главы администрации Духаниной

Юлией Сергеевной мы провели подомовой обход и раздали брошюры.

П

о результатам общения, я понял, что лучшая защита от телефонного мошенничества это знания. Чем больше знаешь, как себя ведут мошенники, как общаются, какими уловками пользуются, тем меньше вероятность стать жертвой преступников. Я смонтировал видеоролик,

предостерегающий от телефонного мошенничества, и поместил его на своей страничке в социальной сети.

https://vk.com/id595988855?z=video595988855_456239095%2Fda24ac47c6c73a77f2%2Fpl_wall_595988855

П

оместил видеоролик в https://youtu.be/llNIhFy7db4

Совместно с учителями мы поместили видеоролик на сайте нашей школы. https://vk.com/valschool2?w=wall-189990538_1606

Пользуясь современными технологиями, я сделал информационный постер (Приложение 3), ссылка на инструкцию, как распознать мошенников и защитить себя и своих родственников. По совету участкового я поместил его в общественных местах: в администрации, в школе, в магазинах, в больнице.

Я обратился в местную библиотеку. Собранные мною материалы оказались востребованы. Я ознакомил с работой библиотекарей, раздал брошюры и разместил постер. К сожалению, провести беседу с читателями библиотеки не получилось, поскольку наша область находится в желтой зоне террористической опасности и все мероприятия запрещены.

О

днако я нашел выход. Находясь на дистанционном обучении, в режиме видеосвязи, я провел беседу с одноклассниками

на классном часе. Ознакомил их материалом, разослал по почте видеоролик, попросил их рассказать про мошенников своим родителям, родственникам, друзьям.

Надеюсь, распространенная мною информация принесет пользу и поможет защитить людей.

Заключение

Все люди, имеющие сотовые телефоны, сталкивались хотя бы один раз с телефонным мошенничеством, некоторые попадались и перечисляли деньги.

Выяснилось, что существует множество способов обмана, но почти всегда мошенники нуждаются в информации о картах, счетах, номерах, кодах, и люди выдают эти данные сами.

Моё предположение (гипотеза): если я узнаю современные схемы и приемы телефонного обмана, то, возможно, пойму что это за люди – телефонные мошенники, и смогу защитить себя, своих близких и односельчан не подтвердилось. Стало понятно, мошенники это обычные люди, у которых одна цель, завладеть нашими сбережениями. Их способы обмана разнообразны, поэтому защитить близких мне людей полностью я не смогу, так как неизвестно когда мошенники позвонят, а результат таких бесед зависит от количества полученной информации о телефонных мошенниках.

В результате проведённого исследования мной были получены новые знания о данном виде преступности. Материалы, которые были изучены, доступны всем, но мало кто их читает и не использует на практике. Сейчас я смогу дать советы, как общаться с незнакомым человеком и распознать, что это злоумышленник, а не доброжелатель, если уж взяли трубку. Объясню, куда обращаться, если пострадали.

Кроме того, я давно занимаюсь современными информационными технологиями и уже многое умею, поэтому помогу установить защиту на телефон, скачать нужное приложение и объяснить, как им пользоваться.

К моему большому удивлению, мои старания в борьбе с телефонными мошенниками не остались без внимания. Администрация ОГБУЗ «Валуйской ЦРБ» выразила свою благодарность и выдала мне грамоту (Приложение 4).

Я понял, что моя работа оказалась востребована, поэтому я продолжу работу в борьбе с телефонными и интернет мошенниками, ведь злоумышленники выдумывают новые схемы обмана населения и об этом должны знать все.

Список используемой литературы

1. Альбрехт У., Венц Дж., Уильяме Т. Мошенничество. СПб: Питер, 2011.

2. Ларичев В.Д. Как уберечься от мошенничества в сфере связи. М.: Юристъ, 2011.

3.  Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изм. и доп. на 1 апреля 2022 г.-М. Проспект, 2021.

Интернет источники

https://www.sberbank.ru/ru/person/cybersecurity/

https://cbr.ru/statistics/ib/review_2q_2023/

https://news.rambler.ru/other/42912834-pochemu-nikto-ne-boretsya-s-telefonnymi moshennikami/

https://pravo.team/uk-i-koap/protiv sobstvennosti/moshennichestvo/vidy/telefonnoe.html

https://prav.io/browse/blogs/grazhdanskoe-pravo

https://www.9111.ru/questions/7777777771632991/

Приложения

Приложение 1

Анкета.

Вопрос 1: Сталкивались ли вы с телефонными мошенниками?

да – 67%

нет – 33%

Вопрос 2: Выполнили ли вы их просьбы, требования?

да – 5%

нет – 95%

Вопрос 3: Знаете ли вы как защититься от телефонного обмана?

да – 24%

нет – 76%

Вопрос 4: Знаете ли вы о схемах телефонного обмана?

да – 11%

нет – 89%

Приложение 3

Информационный постер, ссылка на инструкцию, как распознать мошенников и защитить себя и своих родственников.

БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!

НЕ ДАЙТЕ ПРЕТУПНИКАМ

ШАНСА

ВИДЕОИНСТРУКЦИЯ, КАК РАСПОЗНАТЬ МОБИЛЬНЫХ МОШЕННИКОВ

И ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ И СВОИХ РОДСТВЕННИКОВ ОТ

ЛОУМЫШЛЕННИКОВ

Приложение 4

Приложение 2

Буклет. Осторожно! «Мобильные мошенники»

Просмотров работы: 76