Введение
Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.
Карл Маркс
В Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что Россия является правовым государством, следовательно, права граждан являются наивысшей ценностью. Каждый ребенок вместе со школьной программой должен изучать свои права и обязанности, уметь пользоваться ими в любой жизненной ситуации.
В общении со сверстниками я выяснила, что многие из них знают свои права, но мало кто может четко сформулировать обязанности. В связи с этим у меня возник вопрос: все ли права, а вместе с ними и свои обязанности мы знаем, и могут ли эти знания облегчить нам жизнь? Имеем ли мы свободный доступ к информации и материалам, дающий ответ на этот вопрос? Легко ли соблюдать права, прописанные в Конституции РФ и выполнять свои обязанности?
Я считаю, что актуальность правового воспитания объясняется особенностями современного развития, потому что экономическая и политическая нестабильность требует развитие правосознания и правовой культуры, гражданственности. Подросток должен быть уверенным и достойным гражданином, реализующим свои свободы и права, соблюдая законный порядок в обществе. Бывает, что это не соблюдается, потому что мои сверстники не готовы выполнять свои обязанности, но всеми силами отстаивают свои права.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Исходя из рассмотренной объективной ситуации цель исследования заключается в том, чтобыповысить правовую грамотность среди обучающихся, поддержать их активную жизненную позицию, развить навыки оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственные действия.
Для достижения цели необходимо решить следующиезадачи:
Изучить теоретический материал по теме проекта.
Провести анкетирование обучающихся, их родителей и учителей БМАОУ «Лицей №7» с целью осознания и понимания ими нормативных основ прав и обязанностей в разных возрастных группах и профессиональной деятельности.
Провести классный час на тему «Наши права и наши обязанности».
Создать буклет и комикс для мотивации к повышению правовой грамотности моих сверстников.
Объект исследования: права и обязанности обучающихся 6-7 классов.
Предмет исследования: знание, понимание и степень соблюдения прав и обязанностей моих сверстников.
В исследовании мною сформулирована гипотеза: обучающиеся будут осознанно соблюдать права и выполнять свои обязанности, если станут получать об этом больше информации в разных форматах, в том числе и интерактивных.
Для подтверждения гипотезы мне необходимо изучить историю прав и свобод в России, познакомиться с государственными и локальными нормативно-правовыми актами, регулирующие права и обязанности моих сверстников и раскрыть их суть. Изученный мною материал предложить для проведения классного часа «Наши права/Наши обязанности»
1. Теоретическая часть
1.1. Права ребенка: о истории к настоящему
История прав детей насчитывает множество страниц, созданных за долгие годы. Я начала изучение прав ребенка с основания Руси в 9 века н.э.
Проведенный контент-анализ источников по данному вопросу показал, что родительская власть на Руси была весьма сильна, хотя права жизни и смерти над детьми родители никогда не имели. До принятия христианства на Руси была признана власть обоих родителей над детьми, существовало право родителей отдавать детей в рабство. С принятием христианства на Руси (988г.) отношение к детям изменилось. На положение детей стали влиять церковные каноны, христианская семейная мораль и древнерусское право. Родители не распоряжались правом жизни и смерти ребенка, однако их власть также была значительной, а правовой статус ребенка определялся правовым статусом его родителей.
Меня поразило, что принуждение детей к повиновению осуществлялось отцом с помощью домашних наказаний. Жаловаться на родителей дети не могли. Родители могли обратиться для наказания детей и к публичным властям. Достаточно было одной только жалобы родителей, чтобы приговорить ребенка к порке кнутом.
Уже в древнерусском праве находят отражение вопросы принятия в семью ребенка, потерявшего кровных родителей. Формальное понятие усыновления в Древней Руси в X-XVII вв. отсутствовало, однако, фактическое принятие в семью имело место.
На протяжении нескольких веков права ребенка не менялись. Как и прежде демонстрировался высокий авторитет родителей и невмешательство государства в вопросы выбора родителями средств к воспитанию детей.
Во времена Петра I родительская власть смягчается. Петр I воспретил против воли детей: отдавать в монастырь, женить, отдавать замуж. При Петре I устанавливается за детьми признание личных прав.
При Екатерине II большое внимание уделяется праву ребенка на опеку. Указ от 1775 г. установил различия между опекой и попечительством по возрастному критерию: до 14 лет – опека, с 14 до 21 – попечительство, предусмотрел систему органов опеки. Этим Указом также устанавливались лица, которые не могут быть опекунами. При Екатерине II функционировала система учреждений для детей-сирот: учреждались специальные государственные организации – воспитательные дома для оставшихся без семьи, брошенных родителями детей. Эпоха правления Екатерины II ознаменовалась расширением прав ребенка.
Следующим рубежным этапом вполне обоснованно можно назвать создание ювенальной юстиции в Российской империи в конце XIX века, т.е. специальных судов по делам несовершеннолетних. Простыми словами, ювенальная юстиция – это система государственных законов и органов, которые защищают права детей и подростков.
Одним из значимых примеров усиления общественно-правового понимания необходимости особой защиты детей является документ: Декларация прав ребенка, разработанная русским педагогом К. Н. Вентцилем в 1918 году, которая провозгласила для детей равные со взрослыми права и свободы, в том числе право ребенка на свободу и неприкосновенность.
Во многом перспективные идеи Декларации прав ребенка К. Н. Вентцеля не получили дальнейшего развития из-за Октябрьской революции, которая поставила на повестку дня новые злободневные задачи.
Далее я выделяю советский период, который был в первую очередь связан с ликвидацией ювенальных судов и построением целой системы социального обеспечения и охраны материнства и детства. Затем начинается период, ориентированный на поощрение высокой рождаемости и многодетности. Создаются органов опеки и попечительства, пионерские и комсомольские организации. После Великой Отечественной войны основной задачей государственной семейной политики стала поддержка семей с детьми.
После распада Советского Союза первым нормативным документом, регламентирующим деятельность Российской Федерации в области государственной политики в отношении детей, стал Указ Президента РФ от 1 июня 1992 года № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы».
Федеральный законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 1998 года, гласит: ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Спустя много лет, современное общество наконец-то пришло к выводу, что такие неотъемлемые права ребенка, как права на жизнь, право на имя, образование, право на судебную защиту и многие другие права требуют законодательного закрепления. Исходя из этого в моем исследовании выявлены основные нормативно-правовые документы о правах ребенка, они представлены ниже.
1.2. Нормативно-правовые документы о правах ребенка
Я познакомилась с основными международными документами по защите прав ребенка. Таковыми являются:
1. Всеобщая декларация прав человека.
2. Декларация прав ребёнка.
3. Конвенция ООН (Организация Объединенных Наций) о правах ребёнка.
4. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Права и обязанности ребенка отражены в следующих нормативных документах федерального уровня:
1. Конституция РФ.
2. Гражданский кодекс.
3. Семейный кодекс РФ.
4. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
5.Федеральный Закон №273 «Об образовании в Российской Федерации».
Из документов мною выделены основные права ребенка, гарантированные Конституцией РФ: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на воспитание в семье, право на образование, право на жилище. Так, право на жизнь является неотъемлемым правом человека, так как возникает с момента его рождения и ограничению не подлежит.
Впервые вопросы, связанные с актуальными проблемами детства, были подняты на международном уровне женщинами в 1925 году, на Всемирной конференции, которая проходила в Женеве. Международный день защиты детей учрежден в ноябре 1949 года в Париже решением конгресса Международной демократической федерации женщин, впервые отмечался 01 июня в 1950 году.
Меня заинтересовала история разработки документов о правах ребёнка на международном уровне. В целях обеспечения детям счастливого детства, их прав и свобод, которые должны быть использованы на их собственное благо и благо общества, приняты Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года, Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 года. Дети и их права находились в центре внимания ООН с момента её создания в 1945 году. Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), который в настоящие время является главным механизмом международной помощи детям. В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребёнка. Основной её тезис состоял в том, что человечество обязано давать ребёнку лучшее из того, что имеет. В ней провозглашены десять социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях.
Однако вскоре возникла необходимость в принятии нового документа – конвенции. Конвенция о правах ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (резолюция 44/25 от 20 ноября 1989 года), вступила в силу 2 сентября 1990 года. Конвенция ООН о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка.
Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет каждому государству на основе общих для всех прав выбрать собственные национальные средства для выполнения этих норм. Конвенция призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежат подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам. Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения.
При изучении Конвенции меня очень заинтересовало то, что права и обязанности ребенка изменяются в зависимости от достижения определенного возраста ребенка (Приложение №1).
1.3. Права и обязанности обучающихся на основании Конституции РФ.
В Законе об образовании общее название всех людей в нашей стране, которые учатся, называют обучающиеся. «А что ученики делают в школе? Учатся!» – скажете вы и будете правы, но только отчасти, поскольку учимся мы не только в школе, но и дома.
Государство в сфере образования через деятельность органов государственной власти осуществляет решение общественных проблем, реализует цели развития общества. Такая деятельность называется государственной политикой в сфере образования.
Для такого основного права, как право на образование, Закон об образовании предусматривает государственные гарантии его реализации (ст. 5):
- в РФ гарантируется право каждого человека на образование;
- право на образование в РФ гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
- в РФ гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Права обучающегося в школе:
1. Право на получение бесплатного среднего образования. Статья 43 Конституции РФ.
2. Право на уважение своего достоинства и личную неприкосновенность. Статья 16 Конвенции ООН «О правах ребёнка», статья 34 закона «Об образовании в Российской Федерации».
3. Право выбирать школу, форму обучения, программу и язык. Статья 44 закона «Об образовании в Российской Федерации».
4. Право не посещать кружки и факультативы. Статья 34 закона «Об образовании в Российской Федерации».
5. Право не участвовать в благоустройстве школы. Статья 37 Конституции Российской Федерации, статья 34 закон «Об образовании в Российской Федерации».
6. Право бесплатно получать учебную литературу в школьной библиотеке. Статья 35 закона «Об образовании в Российской Федерации».
7. Право на бесплатную медицинскую помощь в школе. Статья 41 закона «Об образовании в Российской Федерации».
8. Право на неприкосновенность имущества. Статья 35 Конституции Российской Федерации.
Обязанности обучающегося в школе:
Кроме прав, у школьников есть и обязанности, которые установлены законом «Об образовании в Российской Федерации» и Уставами образовательных организаций. В каждой школе – свои правила, вот некоторые обязанности обучающихся.
1. Не пропускать занятия без уважительной причины.
2. Добросовестно учиться.
3. Следовать распорядку школы.
4. Беречь школьное имущество.
5. Уважать других учеников и работников школы.
6. Не приносить в школу опасные предметы
7. Не курить, не употреблять алкоголь и наркотики
В дополнение к Уставу создан нормативно-правовой документ «Правила внутреннего распорядка обучающихся» (Приказ 29.06.2021 №115-ОД). Где более развернуто расписаны права и обязанности учащихся. (Приложение №2).
Вывод по теоретической части: несмотря на то, что сегодня в России защита прав детей – задача государственного масштаба, выделять права ребенка начали совсем недавно. За период чуть более столетия, защита прав ребенка эволюционировала от ювенальной юстиции до одной из важнейших задач государства. Все чаще предпринимаемые на национальном уровне меры приводят к пересмотру законодательства, вносятся изменения и в Конституцию. Правовые реформы нацелены на устранение прежде всего проблем дискриминации в отношении детей. Совершенствование нормативных основ и политических платформ на национальном уровне приводит к повышению уровня образования детей, материнского здоровья, уменьшает детскую смертность. Правовые реформы способствуют учреждению компетентных и эффективных национальных институтов по защите прав детей.
2. Практическая часть
2.1 Практическая работа №1.
«Анкетирование обучающихся 6 «Б» класса».
Цель: определить уровень правовой грамотности обучающихся 6-го класса.
В анкетировании принимало участие 19 человек.
Итоги опроса показали, что большинству опрашиваемых интересно узнать информацию о своих правах, несмотря на то, что 17 из 19 человек уверены, что и так получают такую информацию. Источником знаний указаны семья, школы и социальные сети.
11 из 19 человек знают о существовании Конвенции о правах ребенка.
Но, к сожалению, более 4 прав никто из опрашиваемых вспомнить не мог.
Далее был вопрос – нарушаются ли ваши права в школе. Три человека указали на оскорбления, остальные считают, что их права соблюдены.
В случае нарушения прав большинство опрошенных обратятся к родителям, на втором месте ответ – полиция и завуч по воспитательной работе.
Блок вопросов об обязанностях вызвал трудности.
11 опрошенных считают, что учащиеся всегда или почти всегда добросовестно исполняют свои обязанности, 8 затруднились ответить и никто не выбрал вариант – не исполняют никогда.
Причиной невыполнения своих обязанностей большинство моих одноклассников считают незнание своих обязанностей; несколько человек считают, что обучающиеся не боятся наказаний и 6 человек затруднились ответить.
Вопрос без предложенных вариантов ответа вызвал у анкетируемых значительные сложности. Какие права вы хотели бы иметь? Воздержались от ответа – 14 человек, использовать телефон/играть – 4 человека, спать до обеда – 1 человек.
Все результаты опроса представлены в виде диаграмм в Приложении №3.
Вывод практической работы: большинство обучающихся плохо ориентируются в правах и обязанностях.
2.2 Практическая работа №2.
Проведение классного часа о правовой грамотности и ответственности учащихся (Приложение №4).
Цель: повысить интерес к правам и обязанностям и уровень правовой грамотности обучающихся.
Во вступительной части классного часа я рассказала, что такое права и обязанности, что основной документ, защищающий права ребенка – Конвенция о правах ребенка, которая была принята после окончания Второй мировой войны – бедствия мирового масштаба, поставившего под угрозу будущее целых наций.
Далее я перечислила основные права ребенка и отдельно выделила права ребенка в роли обучающегося. Для наглядности разработала комикс, который был продемонстрирован в классе (Приложение №5).
Для понимания причин нарушения прав я провела небольшой эксперимент. Для его осуществления я вызвала 4 человека на небольшое пространство перед доской и раздала спортивные обручи. Участвующим в эксперименте я поставила задачу – в течение одной минуты крутить обручи. После нескольких неудачных попыток участники отказались от продолжения эксперимента.
На вопрос почему им не удалось крутить обручи –они ответили, что места мало, обручи задевают друг друга и мешают вращению.
Тогда я изменила условия задания и предложила участникам эксперимента выйти в пустой коридор. На свободной площадке задание было успешно выполнено. Всем было просторно, участники не боялись никого задеть.
А теперь представьте, что вместо обручей наши права, которые мы хотим реализовывать постоянно. Что же получится?
В общем обсуждении мы пришли к выводу, что часто бывает так, когда кто-то пользуется своими правам без оглядки на других людей, то нарушает их права.
По итогам классного часа был проведен опрос, итоги которого показали, что большинству присутствующих информация была полезной (15 человек из 19).
Вывод: У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека.
В завершении классного часа и раздала памятки о правах и обязанностях учащихся (Приложение №6).
Вывод практической работы: моим сверстникам интересна информация о правах и обязанностях. Очень хорошо такая информация воспринимается в виде интерактивных игр, флеш-мобах, комиксах, т.к. скучные законы и положения объясняются в доходчивой игровой форме.
2.3 Практическая работа №3.
Анкетирование родителей учеников 6 «Б» класса.
Цель: выяснить как родители оценивают уровень правовой грамотности детей и какие меры предпринимаю для его повышения.
В анкетировании приняло участие 26 родителей.
Опрос показал, что большинство родителей считают уровень правовой грамотности своих детей неудовлетворительный. В частности, дети плохо знают или не знаю совсем свои обязанности, несмотря на то, что бОльшая часть родителей проводит об этом беседы дома.
Основным источником информации о правах и обязанностях родители считают семью и школу (25 ответов за семью и 21 за школу). По мнению родителей, в школе основы правовой грамотности освещают на уроках обществознания и классных часах.
На вопрос исполняют ли дети свои обязанности в школе 19 человек из 29 затруднились ответит, 7 человек считают, что дети всегда или почти всегда исполняют обязанности.
Основной причиной неисполнений детьми своих обязанностей в школе, родители считают отсутствие в школе системы наказаний за неисполнение обязанностей.
Результаты опроса родителей представлены в Приложении №7.
Вывод практической работы: родители не удовлетворены уровнем правовой грамотности детей, хотя очень многие рассказывают дома детям об их правах и обязанностях. Из опроса детей и родителей можно сделать вывод, что у детей недостаточно информации про обязанности. Либо родители мало уделяют этому внимания, либо детям не понятна взаимосвязь между соблюдением прав и исполнением обязанностей, либо родителям не озвучены обязанности детей в школе.
2.4 Практическая работа №4.
Анкетирование педагогов БМАОУ «Лицей №7».
Цель: выяснить отношение педагогов к уровню правовой грамотности обучающихся 6-7 классов.
В анкетировании приняло участие 18 педагогов лицея.
Опрос показал, что бОльшая часть педагогов (12 из 18 человек) считают, что обучающиеся 6-7 классов знают свои права, но забывают про обязанности.
По мнению педагогов, ответственность за знание ребенком прав и обязанностей лежит на семье и школе (17 ответов набрал вариант семья и 12 ответов – школа).
На вопрос почему обучающиеся не выполняют свои обязанности – большинство ответов пришлось на варианты: не боятся наказаний, в школе нет системы наказаний за невыполнение обязанностей.
Результаты опроса педагогов представлены в Приложении №8.
Вывод: как и родители, педагоги не удовлетворены знанием и исполнением обязанностей обучающимися.
Вывод по практическим работам: результаты анкетирования обучающихся, педагогов и родителей выявили одну основную проблему – незнание или невыполнение подростками своих обязанностей. Также можно сделать вывод, что моих сверстников нет понимания взаимосвязи прав и обязанностей. К сожалению, не многие родители проводят дома беседы на эту тему.
Способом решения данной проблемы я вижу в проведении классных часов, интерактивных игр и других мероприятий с привлечением как детей, так и взрослых.
Заключение:
Основные выводы проекта таковы:
1. Обучающиеся знают свои основные права, но большинство не знает или знает, но не выполняет обязанности.
2. Обучающиеся не понимают взаимосвязь между соблюдением прав и выполнением обязанностей.
3. Чтобы обучающиеся знали свои права и обязанности, надо чаще об этом говорить, проводить классные часы, мероприятия с привлечением родителей и взрослых, в которых наглядно демонстрируется взаимосвязь между соблюдением прав и исполнением обязанностей.
Я подтвердила свою гипотезу о том, что обучающиеся будут лучше соблюдать права и выполнять обязанности, если будут повышать уровень правовой грамотности. Для этого, я изучила историю прав и обязанностей детей в разные времена, рассмотрела права и обязанности детей сейчас и сделала вывод, что несмотря на то, что сегодня в России защита прав детей – задача государственного масштаба, выделять права ребенка начали совсем недавно. Совершенствование нормативных основ и политических платформ на национальном уровне приводит к повышению уровня образования детей, материнского здоровья, уменьшает детскую смертность.
В практической части работы я провела опрос, среди обучающихся 6 классов, их родителей и учителей БМАОУ «Лицея №7». По результатам опросов я поняла, что большинство обучающихся плохо ориентируются в правах и обязанностях, родители не удовлетворены уровнем правовой грамотности детей, хотя очень многие рассказывают дома детям об их правах и обязанностях, а педагоги, как и родители, не удовлетворены знанием и исполнением обязанностей обучающимися. Чтобы достигнуть цели, я провела классный час в моем классе, создала буклеты и провела анкетирование, результаты которого были таковы: ученикам интересна эта тема. Очень хорошо такая информация воспринимается в интерактивных играх, флеш-мобах, комиксах, т.к. скучные законы и положения объясняются в доходчивой игровой форме. Поэтому, я создала комикс по данной теме.
Список литературы и интернет-источников:
Вентцель К. Н. Отделение школы от государства и декларация прав ребенка. М., 1918.
Герасимов В. Н. Семейно-правовые принципы воспитания и защиты детей // Защита прав ребенка в современной России: материалы научно-практической конференции. М., 2004
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1944 года № 51-ФЗ. - КонсультантПлюс: справ. правовая система.
Законодательство древней Руси. Т. 1. М.: Юрид. лит., 1984
Конвенция ООН о правах ребенка: принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 нояб. 1989 г. // КонсультантПлюс: справ. правовая система.
Конституционное право России. Основные законы, конституции и документы ХУШ-ХХ веков: хрестоматия / сост. А.П. Угроватов. Новосибирск: ЮКЭА, 2000.
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в действующей редакции от 6 октября 2022 г)
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) - КонсультантПлюс: справ. правовая система.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Шнекендорф, З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. – М.: Норма, 2018.
https://externat.foxford.ru/polezno-znat/prava-i-obyazannosti-rebenka-v-shkole
https://rskrf.ru/consumer_rights/reviews/prava-i-obyazannosti-rebenka-v-shkole/
Приложение №1.
Фактические изменения прав и обязанностей ребенка
в зависимости от достижения им определенного возраста,
Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов, главный из которых – признание ребёнка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей или опекунов. Меня заинтересовало то, что права и обязанности ребенка изменяются в зависимости от достижения определенного возраста ребенка.
С рождения ребенок имеет права:
- на имя;
- жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;
- знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребенка);
- на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);
- на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
- выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
- на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;
- на гражданство;
- иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);
- на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;
Также, в документах обозначены и обязанности ребенка с его рождения:
- слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего. человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;
- соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
Далее с 6 лет у ребенка добавляются следующие права:
- совершать мелкие бытовые сделки;
- совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
- совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или для свободного распоряжения;
Добавляются и обязанности:
- получить основное общее образование (9 классов);
- соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения, учебной дисциплины;
В документе прописана ответственность ребенка:
- перед преподавателями, администрацией учебного заведения;
- за совершение общественно опасных действий, бродяжничества, уклонение от учебы, пьянства, вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения.
С возрастом у ребенка добавляются не только определенные права и обязанности, но и прописана его ответственность перед обществом, школой, семьей.
с 8 лет добавляются права:
- на участие в детском общественном объединении;
обязанности:
- соблюдать устав школы, правила детского общественного объединения;
ответственность:
- перед детским общественным объединением и его участниками.
с 10 лет добавляются права:
- на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса;
- быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
- давать согласие на изменение своего имени и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью;
ответственность:
с 11 лет несовершеннолетний может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.д.) в случае совершения общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения.
с 14 лет добавляются права:
- получить паспорт гражданина Российской Федерации;
- самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;
- требовать отмены усыновления;
- давать согласие на изменение своего гражданства;
- требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке;
- работать в свободное от учебы время (например, во время каникул) с согласия одного из родителей, не более 4 часов в день с определенными трудовым законодательством РФ льготами;
- заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих;
- самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
- самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или другого результата своей интеллектуальной деятельности;
- вносить вклады в банки и распоряжаться ими;
- управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла;
- участвовать в молодежном общественном объединении;
обязанности:
- выполнять трудовые поручения в соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;
- соблюдать устав школы, правила молодежного общественного объединения;
ответственность:
- исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы;
- самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
- возмещение причиненного вреда;
- ответственность за нарушение трудовой дисциплины;
- уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (убийство, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, изнасилование, кража, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение транспортным средством, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, вандализм, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения и др.).
Таким образом, уже с 14 лет подросток, получив паспорт гражданина РФ, имеет более расширенный спектр не только прав, но и обязанностей, а также за противоправное действие несет уголовную ответственность.
с 15 лет добавляются права:
- работать не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ.
с 16 лет добавляются права:
- вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах Федерации законом могут быть установлены порядок и условия вступления - - в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет);
- работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством РФ;
- быть членом кооператива;
- управлять мопедом при движении по дорогам, учиться вождению автомобиля;
- быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей);
ответственность:
- за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством РФ;
- за совершение всех видов преступлений.
с 17 лет добавляется обязанность:
- встать на воинский учет (пройти комиссию и получить приписное свидетельство).
В 18 лет человек становится полностью дееспособным, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.
Приложение № 2.
Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей №7» им. А.А.Лагуткина
Правила внутреннего распорядка обучающихся (новая редакция)
Документ опубликован на официальном сайте лицея и доступен по ссылке:
http://xn--7-jtbifh1e.xn--p1ai/sveden/document
Приложение №3.
Анкетирование учащихся 6 «Б» класса на знание прав и обязанностей
Приложение 4.
Проведение классного часа на тему «Наши права – наши обязанности»
Приложение №5.
Создание Комикса «Наши права и обязанности в школе»
-
Приложение №6.
Памятка для учащихся БМАОУ «Лицей №7»
«Наши права/Наши обязанности»
Приложение №7.
Анкетирование родителей «Знают ли ваши дети свои права и обязанности»
Приложение №8.
Анкета для педагогов
«Знают ли обучающиеся свои права и выполняют ли обязанности».