История семейной иконы

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

История семейной иконы

Климов И.А. 1
1МБОУ СОШ №4 г.Полярные Зори Мурманской области
Молчанова Т.А. 1Климова О.В. 1
1МБОУ СОШ №4 г.Полярные Зори Мурманской области
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность проекта

Память и знание прошлого, заполняя мир, делают его более интересным и значительным. Без прошлого мир пуст для людей, без прошлого нет и будущего. В каждом доме, в каждой семье есть что-то ценное, хранимое годами: письма, драгоценности, ордена, книги, иконы, другие бесценные для рода вещи. Реликвия - это вещь, которая досталась в наследство от предков. Она бережно хранит светлую память о них. В нашей семье такой бесценной вещью, реликвией, является икона Божьей Матери Праворучная.

Семейные реликвии ценны вдвойне. Они помогают понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки. Они позволяют прикоснуться к истории семьи и почувствовать, что она нам близка, что она затрагивает и нашу жизнь, влияет на всё происходящее сегодня.

Основная часть

  1. Обзор словарных статей

Реликвия… Что же означает это слово? Я обратился к словарям. Так, в словаре русского языка Д.Н. Ушакова имеется следующее определение:

1. Вещь, являющаяся предметом религиозного поклонения и представляющаяся верующим чудодейственной (церк.). К числу реликвий относятся мощи.

2. перен. Особо чтимая, дорогая по воспоминаниям или по традициям вещь (книж.). Семейные реликвии.

В словаре русского языка под ред. А. П. Евгеньевой дается следующее объяснение слова «реликвия»:

1. Особо чтимый предмет, принадлежащий якобы богу, пророку или святому, а также останки святого (мощи), обладающие, по представлению верующих, чудодейственной силой.

Вещь, хранимая как память о прошлом и являющаяся предметом почитания. [От лат. reliquiae (мн. ч.) — остатки, останки]…

В толково-словообразовательном словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой реликвия имеет следующее значение:

1. предмет, ставший объектом религиозного поклонения;

2. предмет, особо чтимый и хранимый как память о прошлом.

Делаем вывод, что реликвия – это предметы, которые несут в себе глубинные, человеческие чувства и представляют собой духовную ценность целого народа в первом случае, и отдельной семьи во втором.

  1. Иконы: история, позиции сравнения

  1. история первой иконы

В нашей семье тоже есть реликвия. Это икона. В переводе слово «икона» означает «образ», «изображение». Самые первые иконы появилась в христианстве во II столетии нашей эры и представляли собой живописные картины с изображением святых и библейских сцен. Эти картины писали на камне, на полотне, на дощечках. Уже к IV веку ими украшали стены христианских церквей.

Какая же икона была первой? Образ Христа “Спас Нерукотворный” по праву называется первой иконой Иисуса Христа. Уникальность ее в том, что лик Спасителя не был зафиксирован человеческой рукой (отсюда название “Нерукотворный”). Это отпечаток лица Иисуса Христа на полотне – убрусе. Впоследствии образ стал иконографическим, его стали изображать на иконах. Все современные иконы с формальной точки зрения дело рук иконописцев и художников, и только первообраз является Нерукотворным.

По Преданию Церкви, история происхождения иконы относится ко времени земной жизни Спасителя. Древним городом Эдессой (современный город Шанлыурфа на юго-востоке Турции) правил Авгарь Ухама. Он был неизлечимо болен проказой. Правитель узнал об Иисусе Христе, который совершал многие чудеса, в том числе исцелял безнадежно больных. Авгарь послал в Палестину своего слугу Ананию. Слуге было приказано, если Спаситель не сможет прийти сам, изобразить его на холсте. 

Живописец из-за большого скопления народа, всегда окружавшего Иисуса Христа, не смог написать Его Лик. Господь не мог посетить Авгаря, но пообещал прислать к нему кого-то из Своих учеников. Узнав о желании Анания изобразить Его, Христос повелел принести воды и полотенце. Он умылся, отёр Свое Лицо и на полотне чудесным образом остался отпечаток Его лика. Так был явлен миру нерукотворный образ Спасителя. Это изображение было принесено в Эдессу правителю, после чего Авгарь исцелился от проказы.

  1. позиции сравнения

Какие бывают иконы? Позиций очень много. Я рассмотрю некоторые из них.

Первая позиция. По размеру:

а) малые:

  • листоушка (её размер от 1 до 4 вершков; 1 вершок равен 4,5 см.)

  • пядница (размером в пядь, т.е примерно 18 см.)

б) большие:

  • осьмерик (8 вершков)

  • девятерик (9 вершков)

  • десятерик (10 вершков)

Вторая позиция. По технике живописи:

  1. канонические (именно так писали первые иконы; они схематичны);

  2. живописные (в иконы добавляются больше человеческих черт);

  3. вышитые (оклады иконы вышивают бисером, драгоценными камнями; обычно этим занимались женщины, т.к. работа кропотливая)

  4. резные (мастер с помощью инструментов вырезает лик, оклад и раму; это очень трудоёмкая работа, требующая большого мастерства)

  5. литые (сначала мастер создавал форму, в которую потом заливался металл; после застывания металл вынимали из формы)

  6. типографские (иконы, которые печатают на типографском станке)

Третья позиция. По масштабу изображаемых фигур:

  1. ростовые (образ изображен в полный рост)

  2. тронные (святой образ изображен га троне, который символизирует Царство Небесное)

  3. поясные (изображение святого Лика чуть ниже пояса)

  4. огрудные (изображение по пояс)

  5. оплечные (изображение чуть ниже линии плеч)

  6. оглавные (изображение Лика)

Четвертая позиция. По месту нахождения выделяют 4 вида икон:

  1. храмовые (иконы, которые находятся в храме; например, на центральном иконостасе)

  2. путевые (иконы, которые берут в дорогу; часто это складные иконы, чтобы сохранить изображение от повреждений)

  3. выносные (иконы, которые выносят из храма во время Крестного хода; это и большая икона, и знамена с изображением Лика святых, такие знамёна называют хоругви)

  4. домовые. Иконы, которые находятся в доме. Их можно разделить на следующие виды:

  • семейные иконы (они передаются из поколение в поколение)

  • мерная икона (она писалась к Крещению младенца и в высоту была равна росту ребенка при рождении)

  • именная икона (икона с изображением Лика Святого, в честь которого тебя назвали)

  • венчальная икона (икона, которая участвует в таинстве венчания)

  1. зачем нужна икона в доме

Зачем нужна икона в доме? Ответ очень прост: во-первых, перед ними молятся; во-вторых, для благословения; в-третьих, через икону получают исцеление. Икона для верующего человека – это окно в новый мир, это связь с Богом. Икона для неверующего человека – это произведение искусства, связь времен.

Где должна находиться икона в доме? Обычно иконы располагают в восточной стороне комнаты, т.к. восток – это восход солнца, новый день, когда в мир придет Христос. Место, где располагают иконы, называют красным углом. Желательно, чтобы рядом не было телевизора, музыкального центра, фотографий. Это место должно принадлежать только духовной жизни человека.

  1. История семейной иконы

У нас дома тоже есть красный угол, и почетное место в нем отдано нашей семейной иконе. Икона очень красивая (см. Приложение №1). И меня заинтересовал вопрос: откуда у нас эта икона и сколько ей лет. Чтобы узнать нужную информацию, я обратился к маме, Климовой Ольге Владимировне. И мама рассказала мне, что икона появилась в нашей семье в 1970 году.

В это время моя бабушка, Макаричева Зоя Михайловна, вместе с мужем и дочерью жила в деревне Селище Брянской области. Дочери Галине исполнилось 2 года, когда мой дед уехал на север строить КАЭС. Бабушка осталась одна. В новом доме, который был построен, одной было неуютно и страшновато. И тогда моя бабушка пригласила к себе в дом одну старушку, которая жила в деревне. Звали её Меркушова Марфа Николаевна. Детей у нее не было. И было ей в 1970 году 70 лет. Она многое повидала за свою жизнь: Первую мировую войну, революцию 1917 года, Великую Отечественную войну. Все это научило ее экономить, не тратить деньги на себя. Поэтому она очень мало ела и никогда не пила чая. Считала, что это очень дорого. Моя бабушка окружила её заботой. Но самое главное – бабушка относилась к ней по-доброму и с уважением.

Через некоторое время мой дедущка, Макаричев Владимир Иванович, сообщил, что ждет жену и дочь на новом месте, т.е. на севере. Бабушка собралась уезжать. Марфа Николаевна очень хотела отблагодарить мою бабушку за доброту, но бабушка отказывалась от всех подарков. И тогда Марфа Николаевна сказала: «Зоя, спасибо тебе. У меня нет детей и передать самое ценное мне некому. Прошу, возьми икону. Она досталась мне от бабушки. Будет трудно – помолись. Будет хорошо – поблагодари».

Марфа Николаевна рассказала, что никогда не расставалась с этой иконой. И во время войны, когда в деревню пришли немцы, она спрятала её в подвале. Марфа Николаевна сказала, что передавать эту икону надо младшей дочери в семье.

Моя бабушка не смогла отказаться от такого подарка.

Вот так икона оказалась в другой семье. Семье не Меркушовых, а Макаричевых.

  1. Анализ иконы

Если рассмотреть икону, то можно увидеть надпись «ОБРАЗ ПРАВОРУЧНАЯ»

Образ Богородицы «Праворучица» написан, как гласит предание, апостолом Лукой, который знал Деву Марию при жизни. В связи с этим икона считается более правильной, чем другие изображения, написанные более поздними авторами. Особенностью иконы «Праворучица» является положение Богомладенца на руках Матери. В этом варианте Иисус восседает на правой руке Девы Марии, а не на левой, как это изображается на большинстве образов (см. Приложение №2)

Известно, что апостол Лука за время своей жизни написал несколько образов Богородицы. В качестве полотна он использовал доски, из которых был собран стол для трапезы. За этим столом Святое Семейство вкушало пищу. Икона «Праворучица», получившая своё название из-за особенностей положения Сына Божьего на руках Матери, пребывала в Иерусалиме до 450 года. Затем её переправили в Константинополь.

Лука вывез из Палестины этот образ и передал его в качестве дара новообращенным христианам Пелопоннеса. Однако со временем гонения на христианскую веру и её последователей значительно усилились. Верующим пришлось укрываться в пещере.

Через какое-то время на том месте создали монастырь Мега Спилеон. Не раз в обители возникали пожары. Этим объясняется потемнение иконы. Её списки стали распространяться по другим храмам.

Итак, я узнал, что за икона находится у нас дома и историю её появления.

Остался еще один вопрос: сколько лет иконе. Как же можно определить возраст иконы? Во-первых, сопоставить известные факты об иконе (время появления в семье). Во-вторых, математически высчитать, опираясь на достоверные сведения. И в-третьих, самый верный способ – обратиться к специалисту.

  1. Результаты исследования

Я провел анализ иконы по известным мне теоретическим сведениям и пришёл к следующим выводам:

  1. по размеру наша икона – большая (высота – 36 см., т.е. осьмерик);

  2. по технике живописи – живописная;

  3. по изображению фигуры – огрудная;

  4. по месту нахождения – домовая (семейная).

Затем я более внимательно рассмотрел обратную сторону иконы (см. Приложение №3) и увидел, что:

  1. обратная сторона иконы состоит из двух продольных крашеных досок, между которыми есть отверстия;

  2. четко видны небольшие отверстия, что говорит о её значительном возрасте;

  3. с обратной стороны задней стенки виден торчащий гвоздь, что может говорить о повреждениях, которые претерпела икона за свою долгую жизнь;

  4. к доскам прикреплена верёвка, по виду старая.

Следующим этапом я измерил боковые стенки рамки (см. Приложение №4) и выяснил, что их ширина составляет 8,5 см. На древесине присутствуют следы от насекомых. Стенки закруглённые, с вырезанными элементами для крепления. Между соединениями досок есть отверстия.

Лицевая сторона иконы имеет оклад, выполненный из тонкого листа металла желтого цвета (см. Приложение №1). Изображение и оклад находятся за стеклом, которого раньше не было. Оно появилось в 1980 году. Его установил мой дедушка по просьбе бабушки, которая волновалась за чистоту оклада и всей иконы в целом.

Нижняя левая сторона рамы имеет повреждения. Между соединениями частей рамы есть небольшие отверстия.

Исходя из тщательного осмотра иконы, я сделал следующие выводы:

1) опираясь на сведения о состоянии древесины, из которой выполнена рама иконы, можно судить о том, что иконе много лет;

2) математическим путём можно посчитать, что иконе примерно 162 года.

Мы знаем, что Меркушова Марфа Николаевна родилась в 1900 году. Ее мать примерно родилась на 20 лет раньше (т.е. в 1880 году). Можно предположить, что бабушка Меркушовой Марфы Николаевны родилась на 40 лет раньше внучки (т.е. в 1860 году). Мы знаем, что икона Марфе Николаевне досталась от бабушки. Значит, возьмем 1860 год за точку, когда икона у нее появилась. Следовательно, иконе 162 года.

Для подтверждения своих выводов я обратился к специалисту по живописи, иконописцу Рожновой Татьяне Ивановне (см. Приложение №5). Она подтвердила мои выводы. По ее оценке наша семейная икона относится к концу XIX века. Это живопись маслом по доске.

Но самое главное, что эта икона передает историю многих поколений. И эта связь никогда не должна прерваться, потому что, следуя традициям, икона перейдет в семью моей сестры. Она расскажет своим детям историю нашей семейной реликвии. И память о Марфе Ивановне и о моей бабушке будет жить очень долго, потому что икона – это связь поколений, она учит человека духовному совершенству.

Заключение

Традиции – великое дело. Соблюдая и развивая их, мы набираемся мудрости, опыта, проникаемся чувством благодарности к старшим.

Вековые традиции оказывают большое и благотворное воспитательное воздействие на всех людей, способствуют более глубокому осмыслению духовных начал в человеке. В итоге исследования я узнал много интересного из истории нашей семьи.

Семья – лучшая опора в жизни, особенно в наше время. Наша семейная реликвия, икона Божьей Матери «Праворучица», помогла мне понять, что жизнь человека бесконечна, если о ней помнят потомки.

Список использованных источников и литературы

  1. Литература

  1. Книга о Пресвятой Богородице. – М.: «Новая книга», «Ковчег», 2002.- 512 с.; ил.

  2. Детская православная энциклопедия, Изд-во «РОСМЭН», М. 2008. с. 108

  3. Орлова Н. Иконопись энциклопедия живописи для детей М.,Изд-во «Белый город» 2008. с-48

II. Ресурсы интернет:

  1. http://www.tsurganov.info/bogorodica/bogorodica-znamenie-znachenie-ikony.html

  2. http://temples.ru/card.php?ID=9470

  3. http://www.liveinternet.ru/users/5018580/post299264592/

  4. http://www.tsurganov.info/bogorodica/bogorodica-znamenie-znachenie-ikony.html

Приложения

Приложение №1

семейная икона Божьей Матери «Праворучица»

Приложение №2

Икона Божьей Матери «Праворучица», написанная апостолом Лукой

Приложение №3

задняя стенка иконы

Приложение №4

левая боковая стенка правая боковая стенка

Приложение №5

Рожнова Татьяна Ивановна, иконописец

Просмотров работы: 29