Влияние фигуры отца на патриотическое воспитание ребенка

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние фигуры отца на патриотическое воспитание ребенка

Попова Д.С. 1
1МБОУ СШ №15 им. В. Н. Рождественского
Протопопов Г.С. 1
1МБОУ СШ №15 им. В. Н. Рождественского
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Проблема патриотизма являлась предметом постоянного внимания на протяжении всей многовековой истории развития отечественной педагогической мысли.
За многие столетия наше государство создало свою педагогическую культуру, в основе которой лежат народность, патриотизм, духовность.

«Любовь к Родине начинается с семьи». Как пишет Савин Н.В. (Педагогика. – Москва «Просвещение» 1972): "Семья - это целый мир, в котором ребёнок живёт и родители первые воспитатели своих детей. Родителям важно помнить, что в их семье растет гражданин, деятель, борец за общее счастье".

Семья – основа патриотизма. Содержанием понятия патриотизма является любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к любым жертвам ради неё. Это любовь к культуре, народу, семье.
Чувство любви к Родине начинается с любви к семье и к формированию чувства ответственности за каждого её члена. Воспитание патриотизма должно начинаться и укрепляться в семье. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны.

Однако, особую роль в воспитании патриотизма у ребёнка в семье, на наш взгляд, играет именно фигура отца. Этот аспект мало изучен. Мы обратили своё внимание именно на него.

В последние годы в России собранные данные о распадах брака являются неутешительными, так как более 50% браков заканчиваются разводом [4, 8]. Вследствие этого огромное количество детей живут в неполных семьях. Поэтому изучение данной темы актуально.

Цель данной работы: исследовать взаимосвязь между отсутствием отца в семье и уровнем патриотических чувств у ребенка.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. дать психологическую характеристику семьям, в которых отсутствует отец, узнать причины неполноты семьи;

  2. найти и описать факторы, которые могут негативно сказаться на воспитании ребёнка в семье без отца;

  3. составить анкету с помощью которой можно будет узнать уровень сформированности патриотизма ребёнка в семье с отцом и без него;

  4. провести среди учащихся анкетирование, проанализировать данные, полученные по итогам анкетирования;

Нами была выдвинута гипотеза, которая заключается в том, что отсутствие отца в неполной семье негативно сказывается на развитии чувства патриотизма у ребенка. Предполагается, что отец, как символ авторитета и защитника, играет важную роль в формировании чувства принадлежности к Родине. Отсутствие этого влиятельного фактора в развитии ребенка может привести к снижению его патриотических убеждений и приверженности к своей стране. Поэтому исследование направлено на выявление возможной связи между отсутствием отца в семье и уровнем патриотизма у детей.

Объект исследования: дети, проживающие в неполных семьях, где отсутствует отец.

Предмет исследования: влияние отца, на воспитание патриотизма у детей в полных и не полных семьях.

Методы исследования: эмпирический (анкетирование, сравнение, интервью), теоретический.

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут представлять интерес для психологов, педагогов, социологов, и других специалистов, работающих с детьми, а также для семей, где отсутствует отец. Понимание влияния отсутствия отца на патриотические чувства ребенка может помочь разработать эффективные методы и подходы для поддержки таких семей и стимулирования развития патриотизма у детей из неполных семей.

Краткий обзор используемой литературы:

— понятие патриотизма нам раскрывают авторы: Ёлкин С.М., Косова А.А., Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю.

— более глубоко мы можем погрузиться в психологию неполных семей благодаря авторам: Апкаева С.А., Волошко В.В., Нафикова Г. З., Токарева Ю.А., Светлана К.Ж., Жанна Ю.Ю., Хан С.Р.

— узнать больше про воспитание патриотизма в семьях нам помогают работы таких авторов: Гузенина С.В., Джумаева К.Т., Норова З.И.

Характеристика личного вклада автора работы в решении избранной проблемы состоит в определении цели работы, постановке и решении задач, выборе объекта и предмета исследования, а также в сборе, обработке необходимой информации, которая сформировала практическую значимость исследования. Полученные и описанные данные, сделанные выводы по теме исследовательской работы также являются результатом самостоятельного исследования.

База исследования: МБОУ «СШ №15» им. В. Н. Рождественского, обучающиеся 7 – 11 классов.

Следует сказать, что данная тема практически не изучена, мы не нашли работы, в которых бы рассматривалась связь отца с уровнем патриотизма у ребенка, нам встретились лишь похожие работы, где было изучено как влияет полноценная семья на воспитание патриотизма у детей. Поэтому мы решили изучить сами эту тему подробнее, и в этом заключается новизна нашего исследования.

Глава 1. Отцовство, семья и влияние на патриотическое воспитание детей

1.1. Отцовство и его влияние на патриотическое воспитание

Проявление отцовства играет важную роль в формировании патриотического воспитания у детей. Он может оказывать значительное воздействие на развитие патриотических ценностей у своих детей. Приведем несколько аспектов, как отцовство проявляется и влияет на патриотическое воспитание:

  1. Пример и авторитет: Отец, являясь образцом для своих детей, может стать живым примером патриотизма. Активное участие в национальных событиях, проявление уважения к культурным традициям и гражданским ценностям создают у ребенка положительный образ своей Родины.

  2. Общение и образование: Если отец будет рассказывать про свою Родину только в хорошем ключе или если говорить про недостатки, то пояснять их, то он будет способствовать формированию патриотического мировоззрения. Объяснение национальных ценностей и принципов помогает ребенку осознать свою принадлежность к определенной культуре и стране.

  3. Соблюдение гражданских обязанностей: Отец, выполняя гражданские обязанности и активно участвуя в общественной жизни, передает ребенку понимание важности активного гражданства и ответственности перед своей страной.

  4. Эмоциональная поддержка: Поддержка, забота и любовь со стороны отца создают у ребенка чувство безопасности и уверенности, что является основой для формирования позитивного отношения к своей стране.

Из этого всего мы можем понять что, отцовство имеет большое влияние на патриотическое воспитание, формируя осознанное и устойчивое отношение к родной стране у будущего поколения [3, 9].

1.2. Риски и факторы, влияющие на ребёнка в ситуации, когда отца нет

Отсутствие отца в жизни ребёнка может иметь разнообразное влияние на его развитие и благополучие. Далее мы перечислили основные риски и факторы, которые могут возникнуть в такой ситуации:

  1. Эмоциональные трудности: Отсутствие отца может привести к эмоциональным трудностям у ребёнка, таким как чувство утраты, пустоты или даже ненависть к отцу за его отсутствие. Это может повлиять на эмоциональное состояние, самооценку и способность устанавливать здоровые отношения.

  2. Недостаток мужского образца: Отсутствие отца может привести к отсутствию мужского образца и авторитета в жизни ребёнка. Это может оказать влияние на формирование гендерной идентичности, развитие самоопределения и поиск своего места в обществе.

  3. Социальная адаптация: Ребенок может столкнуться с трудностями в установлении отношений с окружающими, особенно с представителями того же пола. Это может повлиять на его социальную адаптацию, коммуникационные навыки и способность строить здоровые взаимоотношения.

  4. Потенциальные проблемы в поведении: Некоторые исследования связывают отсутствие отца с повышенным риском развития проблем в поведении у детей, таких как употребление алкоголя и наркотиков, поведение риска, проблемы с законом и т.д.

  5. Образовательные трудности: Дети без отца также могут столкнуться с образовательными трудностями, такими как снижение успеваемости в школе, недостаток мотивации к учёбе или проблемы с концентрацией внимания.

  6. Восприятие себя: Отражается на самооценке у ребенка. Он испытывает сомнения в своей стоящей роли в семье и в обществе.

Родители, замещающие отсутствие отца, играют крайне важную роль в минимизации этих рисков. Важно обеспечить ребенку поддержку, стабильность, укрепление взаимоотношений и обеспечение доступа к необходимым ресурсам для полноценного физического, эмоционального и интеллектуального развития [2, 9, 10].

1.3. О неполной семье и какие качества прививает каждый из родителей

Традиционно принято считать, что неполной называется семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.

Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим необходимо выделять следующие разновидности неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. Но сегодня мы поговорим о неполной семье, где нет отца, такие семьи называются материнскими.

Мама для ребёнка это всегда любовь, взаимоуступчивость поддержка, чувство защищенности материнской любовью. Мать побуждает ребенка к активности. Такой стиль отношений наиболее благоприятный при воспитании детей в неполных семьях. Но есть и свои недостатки, ведь отец для ребенка это, как правило: дисциплина, физическая активность, безопасность. И без него эти качества плохо развиты [6, 10].

1.4. Что такое патриотизм и как он проявляется

Понятием патриотизм обозначается ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу. Он не совместим с неприязнью к другим народам. Патриотом не может быть тот, кто эксплуатирует и притесняет своих соотечественников. Патриотически настроенный человек соблюдает национальные традиции, общественные и политические устройства, язык и веру своего народа, он не мыслит своего счастья без общего блага. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в сопереживании её неудачам и бедам, в уважении к её историческому прошлому, к народной памяти, культуре.

Н. А. Добролюбов считает, что «патриотизм есть ни что иное, как желание трудится на пользу своей страны и происходит ни от чего дурного, как желания делать добро, – сколько возможно больше и сколько возможно лучше…»

Сознательный патриотизм предполагает трезвую оценку успехов и неудач Отечества, а также уважительное отношение к другой культуре. Отношение к другому народу является критерием, отличающим патриота от националиста, т. е. человека, стремящегося поставить свой собственный народ выше других. Патриотические чувства и идеи лишь тогда нравственно возвышают человека, когда они сопряжены с уважением к людям различных национальностей [1, 5, 7, 12].

Глава 2. Анкетирование

2.1. Описание анкетирования

Мы проводили анкетирование, среди учащихся МБОУ «СШ №15» им. В. Н. Рождественского. В нем приняло участие 220 учеников, обучающихся с 7 по 11 класс. Анкета состоит из следующих вопросов:

  1. Как вы относитесь к России (варианты ответов: негативно, нейтрально, люблю)?

  2. Как вы относитесь к своему родному городу Глазову (варианты ответов: негативно, нейтрально, люблю)?

  3. Любите ли вы свою семью (варианты ответов: да, нет)?

  4. Вы живете в полной семье (вместе с папой), (варианты ответов: да, нет)?

  5. В каком возрасте от вас ушёл отец (у меня полная семья, в раннем возрасте, в подростковом, вообще не видел)?

  6. Говорят ли в вашей семье о родственниках (варианты ответов: да, нет)?

  7. Принято ли в вашей семье обсуждать политическую обстановку (варианты ответов: да, нет)?

  8. Говорят ли в вашей семье о любви к Родине, значимости патриотизма (варианты ответов: да, нет)?

  9. Считаете ли вы себя патриотом своей Родины (варианты ответов: да, нет)?

  10. Какие вы знаете проявления патриотизма?

2.2. Исследование анкетирования

По итогам проведения анкетирования мы имеем следующую статистику:

Дети, проживающие в полной семье, имеют положительное отношение к России в 70.2% случаев, нейтральное 25.8%, а негативно относятся к своей Родине всего 4%(Рис. 1.).

Считают себя патриотами дети, проживающие в полных семьях 68.5%, не считают же 31.5% (Рис. 2.).

А обучающиеся из неполных семей представляются патриотами в 69% случаев, нейтральны в 28.6%, и негативно относятся в 2.4% случаев (Рис. 3.).

Считают же себя патриотами в неполных семьях – 64.3%, не считают – 35.7% (Рис. 4.).

2.3. Обработка результатов

Проанализировав данные, полученные по итогам анкетирования мы видим, что разница в уровне патриотизма между детьми из полных и неполных семей есть, но она не большая, она получилась в 1.2%. Но все же у неполных семей в большинстве присутствует нейтральность, а полная семья выигрывает в любви к своей Родине. Также есть разница в 4.2% и в диаграмме, которая показывает, считают ли ребята себя патриотами России, в полных семьях большее количество детей называют себя патриотами, нежели в неполных. В нашем анкетировании все равно будет присутствовать погрешность полученных результатов, мы не можем утверждать, что опрошенные отвечали полностью честно, а еще большую в развитии патриотических чувств играет возраст ребенка на момент ухода отца.

 

Заключение

Мы выполнили все поставленные нами задачи:

  1. дали психологическую характеристику семьям, в которых отсутствует отец, узнали причины неполноты семьи;

  2. нашли и описали факторы, которые могут негативно сказаться на воспитании ребёнка в семье без отца;

  3. составили анкету с помощью которой можно будет узнать уровень сформированности патриотизма ребёнка в семье с отцом и без него;

  4. провели среди учащихся анкетирование, проанализировать данные, полученные по итогам анкетирования;

А также пришли к выводу, что, конечно, не только отец развивает патриотизм, но и школа вносит большой вклад в развитии патриотических чувств, где ввели новые предметы такие как “разговоры о важном”, “профориентационный минимум”, каждую неделю по понедельникам с утра играет гимн Российской Федерации, который объясняет принадлежность к своей стране. Безусловно, семья независимо от того полная она или нет имеет большой потенциал в воспитании патриотизма у ребенка, это общение с мамой, бабушкой, дедушкой и другими родственниками.

Изучив подробнее нашу тему, мы пришли к выводу, что отсутствие отца в семье может негативно влиять на уровень патриотизма ребенка, наша гипотеза подтвердилась.

Список литературы

  1. Абрамов А. В. Российский патриотизм: история и современность: монография / А. В. Абрамов. – Москва : ИИУ МГОУ, 2016. – 184 с.

  2. Апкаева С.А., Волошко В.В. Влияние отсутствия отца на формирование личности ребенка // Смоленский медицинский альманах. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-otsutstviya-ottsa-na-formirovanie-lichnosti-rebenka

  3. Гузенина С. В. Роль семьи в патриотическом воспитании личности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2015. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-semi-v-patrioticheskom-vospitanii-lichnosti

  4. Джумаева К. Т., Норова З. И. РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ // ELS. 2023. №январь. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-semi-v-formirovanii-patrioticheskih-kachestv-u-detey

  5. Ёлкин С.М., Косова А.А. О содержании понятий «Патриотизм» и «Патриотическое воспитание» // Вестник НовГУ. 2017. №1 (99). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-soderzhanii-ponyatiy-patriotizm-i-patrioticheskoe-vospitanie

  6. Нафикова Г. З. Понятие неполной семьи и ее типы // Вестник Башкирск. ун-та. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-nepolnoy-semi-i-ee-tipy

  7. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. О-28 организаций: базовый уровень/[Л.Н.Боголюбов и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. – 4-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2022. – 319с.

  8. Жиляева С. В., Юзефович Ж. Ю., Максимова А. А. АНАЛИЗ СТАТИСТИКИ БРАКОВ И РАЗВОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Вестник экономической безопасности. 2019. №4.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-statistiki-brakov-i-razvodov-v-rossiyskoy-federatsii-na-sovremennom-etape

  9. Селезнева Е. П. Взаимосвязь отношений с отцом и собственного родительского опыта у мужчин. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://clck.ru/3AroiW

  10. Токарева Ю. А. Проявления отцовства: гендерный аспект // Вестник ЮУрГГПУ. 2009. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proyavleniya-ottsovstva-gendernyy-aspekt

  11. Хан С.Р. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2014/article/2014002773

  12. Циулина М. В. Патриотическое воспитание школьников возможностями социообразовательной среды [Текст] : монография / М. В. Циулина. – Челябинск : Цицеро, 2012. – 203 с.

Приложение 1

Анкета «Выявление отношения к Родине и семье»

  1. Как вы относитесь к России (варианты ответов: негативно, нейтрально, люблю)?

  2. Как вы относитесь к своему родному городу Глазову (варианты ответов: негативно, нейтрально, люблю)?

  3. Любите ли вы свою семью (варианты ответов: да, нет)?

  4. Вы живете в полной семье (вместе с папой), (варианты ответов: да, нет)?

  5. В каком возрасте от вас ушёл отец (у меня полная семья, в раннем возрасте, в подростковом, вообще не видел)?

  6. Говорят ли в вашей семье о родственниках (варианты ответов: да, нет)?

  7. Принято ли в вашей семье обсуждать политическую обстановку (варианты ответов: да, нет)?

  8. Говорят ли в вашей семье о любви к Родине, значимости патриотизма (варианты ответов: да, нет)?

  9. Считаете ли вы себя патриотом своей Родины (варианты ответов: да, нет)?

  10. Какие вы знаете проявления патриотизма?

Приложение 2

«Как отцу воспитывать патриотизм у своих детей»

Привлечение отцов к воспитанию детей и формированию у них патриотизма является важным аспектом семейного воспитания. Вот несколько рекомендаций:

  1. Активное взаимодействие: Отец должен активно участвовать в жизни ребенка, проводить с ним время, обсуждать интересы и заботиться о его потребностях.

  2. Будьте примером: Отец должен быть примером для ребенка в плане патриотизма, демонстрируя свою любовь и преданность своей стране через свои поступки и слова.

  3. Образование: Отец должен помогать ребенку понимать и ценить историю, культуру и ценности своей страны, а также обучать его быть ответственным гражданином.

  4. Обсуждение: Важно обсуждать с ребенком вопросы, связанные с патриотизмом, объяснять значение и важность любви к родине.

  5. Участие в общественных мероприятиях: Отец может вместе с ребенком участвовать в общественных мероприятиях, парадах, мероприятиях посвященных историческим событиям и прочих мероприятиях, способствующих формированию патриотических чувств.

  6. Поддержка интересов ребенка: Важно поддерживать интересы ребенка в патриотической сфере, например, поощрять его участие в мероприятиях, связанных с защитой окружающей среды или помощью нуждающимся.

Эти рекомендации помогут отцам эффективно воспитывать патриотизм у своих детей и создавать прочные связи между ними и их Родиной.

Приложение 3

Методические рекомендации по воспитанию патриотизма у детей специалистами сферы образования

Для психологов, социологов и педагогов воспитание патриотизма у детей является важной задачей, это формирует у ребёнка чувство патриотизма, а это не только любовь к своей стране, но и готовность к защите ее интересов и ценностей. Для того чтобы дети стали патриотами, нужно проводить системную работу в различных областях и применять разнообразные методы. Ниже мы представили методические рекомендации по воспитанию патриотизма у детей:

  1. Формирование у детей уважения к своей стране. Педагогам истории стоит обучать детей уважению к истории, культуре и традициям своей страны. Рассказать им о героических деяниях наших предков, о великих ученых и художниках, о памятных событиях в истории России. Психологи могут помогать в этом, проводя беседы о важности уважительного отношения к своей стране и ее символам.

  2. Обучение детей гражданской ответственности. Социологи могут помогать в обучении детей осознанному отношению к обязанностям гражданина, разъясняя им, что каждый человек должен вносить свой вклад в развитие своей страны.

  3. Воспитание чувства гордости за свою страну. Педагоги могут организовывать различные мероприятия, связанные с историей и культурой страны, а также рассказывать детям о достижениях и традициях своей страны. Психологи могут помогать в этом, обучая детей ценить свои корни и историю.

  4. Развитие понимания важности межнационального единства. Социологи могут помогать детям понимать важность толерантности, уважения к различным культурам и народам, объясняя, что единение и взаимопонимание народов делает страну сильной.

  5. Создание возможностей для патриотической деятельности. Педагоги могут организовывать различные мероприятия, посвященные праздникам и событиям страны, например организовать экскурсию в музеи, мемориальные комплексы, поездки на природу, чтобы дети видели и чувствовали красоту и уникальность своей страны, а также обсуждайте с детьми важные для страны темы, недавние новости. Социологи и психологи могут помогать в организации и проведении таких мероприятий, а также анализировать их влияние на формирование патриотических чувств у детей.

  6. Поддержка и воспитание патриотического духа среди родителей. Педагоги, социологи и психологи могут оказывать помощь родителям в воспитании у детей патриотических чувств, проводя консультации и обучающие мероприятия.

  7. Уважение к государственным символам Российской Федерации. Патриотизм можно сформировать через уважение к государственным символам страны: гимну, флагу, гербу. Стоит научить детей правильно относиться к этим символам, объясняйте им их значение и историю. Большую роль в этом играют учителя ОБЖ, физкультуры. Им нужно относиться к детям с уважением, проводить строевые подготовки, общие физкультурные мероприятия.

Таким образом, воспитание патриотизма у детей – это комплексный процесс, включающий в себя информационную работу, эмоциональное воздействие, обучение ценностям и практическое действие. Психологам, социологам и учителям важно совмещать различные подходы и методики, чтобы дети стали гордиться своей страной и готовы были отстаивать ее интересы. Важно помнить, что воспитание патриотизма не должно сводиться к пропаганде, а должно основываться на осознании ценностей и уважении к своей стране[12].

Просмотров работы: 76