Введение
«Покажи мне свои любимые цвета – и я скажу тебе, кто ты» - примерно так говорил швейцарский врач и психолог Макс Люшер.
Действительно, состояние человека, в том числе и его самочувствие, во многом зависит от окружающей цветовой палитры. Каждый стремится выразить свою индивидуальность, и цвет – один из наиболее явных способов выделиться и проявить себя. Любимый цвет может много рассказать о человеке, нужно только уметь «читать» эти тайные послания, в этом и заключается актуальность моего проекта.
Проблемой является то, что мы редко задумываемся над тем, какое значение в нашей жизни имеет цвет. Привычка видеть траву – зеленой, снег – белым, лимон – желтым, а кровь – красной, так сильна, что других сочетаний мы не можем себе представить без определённых интеллектуальных усилий.
Я считаю, если мы предпочитаем в своей жизни определенные цвета, то они оказывают влияние на наше эмоциональное состояние и говорят об определенных чертах характера.
Целью моего исследования является изучение влияния цвета на эмоциональное состояние человека.
Мои задачи:
Изучить информацию о влиянии цветов на человека, написать теоретическую часть.
Провести опрос среди учеников разных возрастных категорий.
Представить результаты опроса в виде диаграмм, сделать выводы.
Подобрать цветовую гамму и нарисовать картинку, которая поможет настроиться на учёбу.
Подготовить выступление и презентовать свой проект.
Объектом моего исследования являются учащиеся 10 и 4 классов, предметом – цвет и его влияние на человека.
В моем проекте используются практические (опрос) и теоретические (изучение литературы, анализ, синтез) методы.
Глава 1
1.1.Что значит цвет в психологии
Несмотря на то, что с незапамятных времен цвет всегда окружал человека и влиял на него, мы сравнительно недавно научились воспроизводить цвет и свободно пользоваться им. До XIX века было известно ограниченное количество красителей и, в основном, это были красители органического происхождения. Кроме того, они стоили очень дорого, поэтому цветными изделиями и материями могли пользоваться только богачи. Изменения произошли только за последние сто лет и, в первую очередь, благодаря появлению анилиновых красителей1, производных каменного угля и окисей металлов. Сейчас очень немногие вещи мы видим в их первоначальной окраске. К нашим услугам тысячи цветов и оттенков.
Расширение возможностей в использовании цвета вместе с ростом конкуренции между производителями товаров, стремящихся увеличить свои доходы, привело к развитию науки о психологии цвета, хотя она и прошла через серию проб и ошибок. Психология цвета - это изучение оттенков как фактора, определяющего поведение человека. Цвет влияет на восприятие неочевидных факторов, таких как вкус пищи. Цвета обладают свойствами, которые могут вызывать у людей определенные эмоции. То, как цвет влияет на людей, может отличаться в зависимости от возраста, пола и культуры. Хотя цветовые ассоциации могут различаться в зависимости от контекста в разных культурах, считается, что цветовые предпочтения относительно одинаковы для разных полов и рас.
Психология цвета также широко используется в маркетинге2 и брендинге3. Маркетологи рассматривают цвет как важный фактор, поскольку цвет может влиять на эмоции и восприятие потребителей товаров и услуг. Область психологии цвета применима ко многим другим областям, таким как медицинская терапия, спорт, больничные условия и даже геймдизайн4.
1.2.Характеристика цвета
В контексте тесной связи цвета и психологии человека различные оттенки обладают следующими характеристиками:
вызывают определенные реакции психики человека
могут подчеркивать настроение, эмоции и чувства
отражают смену времен года
обращаются к чувствам и эмоциям
В соответствии с колориметрической системой цвета состоят из трех основных составляющих:
Оттенок цвета.
Яркость цвета (светлота).
Насыщенность цвета (хрома).
К расный цвет
Означает силу воли. Он олицетворяет:
Интерес к окружающему миру
Активность
Агрессивность
Независимость
Стремление к постоянному движению
Стремление к соревнованию
Подвижность
Его психологические проявления:
Жизнелюбие
Возбудимость
Стремление к господству
Характеризуется насыщенностью, стойкостью и яркостью. Может оказывать влияние на становление качеств лидера, активность, властность и дружественность.
Психология красного цвета связана с силой, страстью, воинственностью и темпераментом. Светло-красный тон отражает возбуждение, тогда как темный оттенок выглядит солидно и важно.
Красный цвет стимулирует, наделяя властью и грубоватой силой. Психология выделяет красный цвет в качестве стимулятора нервной системы, источника адреналина, который улучшает кровообращение и способствует возбуждению.
Ж ёлтый цвет
Означает самопроизвольность, непосредственность. Он олицетворяет:
Интерес к окружающему миру
Активность
Прожектерство
Экспансивность
Целеустремленность
Любознательность
Несдержанность в проявлении чувств
Бурное реагирование
Точность
Его психологические проявления:
Непостоянство
Оптимизм
Оригинальность характера
Весёлая натура
Является символом солнечного света, всего божественного и золота. Психология желтого цвета обеспечивает активность, веселый нрав, хорошие впечатления и положительно воздействует на умственную деятельность. Этот оттенок способен в течение долгого периода оставаться в памяти.
Желтый помогает принимать серьезные решения, улучшая концентрацию и внимательность. Он способствует принятию верных и незамедлительных решений, избавляя от отрицательных эмоций.
З елёный цвет
Означает гибкость ума. Он олицетворяет:
Спокойствие
Мир
Любовь
Гармонию
Развитие
Жизненную силу
Его психологические проявления:
Умиротворение
Насыщенность
Свежесть
Ласка
При нехватке зелёного человек ощущает потерю гармонии. Его воздействие успокаивает, воссоединяет с природным началом, позволяя быть ближе к природе.В психологии за счет влияния зеленого цвета избавляются от отрицательных эмоций: злости, стеснения в проявлении чувств и эмоций, невежества и нерешительности. Не рекомендуется такой оттенок лишь в том случае, если нужно вдруг принять незамедлительно решение, так как он действует на психику расслабляюще.
С иний цвет
Означает глубину чувства. Он олицетворяет:
Сосредоточенное внимание к своим делам
Пассивность
Вовлеченность
Чувствительность
Восприимчивость
Стремление достичь цельности
Загадочность
Чистота
Его психологические проявления:
Спокойствие
Удовлетворенность
Нежность
Любовь и привязанность
Психология синего цвета создает ощущение доверительных отношений и чувства безопасности с успокаивающим воздействием, а также расслабление на ментальном и физическом уровне. Синий является холодным и насыщенным тоном. Он является символом самой Вселенной. С успехом используется для улучшения работы психики. Этот цвет обладает способностью избавлять от фобий, переживаний, очищать мысли, позволяя слышать внутренний голос и полагаться на интуицию.
Г олубой цвет
Означает творчество. Он олицетворяет:
Лёгкость
Нежность
Воздушность
Ощущение чистоты
В нем есть немного пассивности, но он говорит о постоянстве. Если вас окружает слишком много голубого цвета, то это через какое-то время это может вызвать лень и апатию.Эта палитра способствует устранению бессонницы, так как способствует расслаблению. Психологи с помощью этого цвета убирают отрицательные состояния: стеснение, разрушительные отношения, боязнь разговоров и так далее.Еще голубой цвет способствует отрешению от всех проблем и спокойному рассуждению.
Р озовый цвет
Означает романтичность. Он олицетворяет:
Очарование
Романтичность
Женственность
Нежность
Искренность
Мягкость
Утончённость
Спокойствие
Его психологические проявления:
Беспечность
Доверие
Влюбленность
Безобидные мечты и фантазии, чувство успокоения и отвлечение от негативных мыслей – подобные свойства присущи этому нежному тону. Это наиболее любимый цвет для недоверчивых и рациональных людей, которые долго обдумывают каждый шаг. Розовый цвет выбирают те, кто боится громко говорить о своей личности. Если же индивиду не нравится этот оттенок, то это говорит о его легкомысленном и «взрывчатом» характере.Люди, выбирающие розовый цвет, любят мечтать и отличаются трудоголизмом. Они преданы своей работе и могут характеризоваться детским доверием и расстраиваются по поводу и без.
Ф иолетовый цвет
Означает высший разум, мудрость, зрелость. Он олицетворяет:
Подлинность
Очарование
Достоинство
Эксклюзивность
Роскошность
Высокое качество
Величественность
Высший класс
Фиолетовый цвет связан с артистизмом, мистикой, большими идеями, а еще с чувством интуиции.Любовь к фиолетовому цвету символизирует высшее сознание, опытность, зрелость, мудрость. Такой цвет может вызвать меланхолию, если его много в интерьере или предметах одежды. Фиолетовые оттенки способствуют вдохновению, пробуждению чувственности и соучастию. Среди королевской одежды и предметов духовенства часто можно встретить именно этот тон. Большинство креативных людей отдают предпочтение именно фиолетовому. Он способствует душевному спокойствию, принятию всего происходящего, наполнению высокой энергией.
О ранжевый цвет
Означает дружественность, молодость. Он олицетворяет:
Дружелюбность
Доверие
Тепло
Энергию
Веселье
Оживленность
Счастье
Психология оранжевого цвета имеет много общего с желтым оттенком. Это довольно теплый и легкий цвет, который оказывает возбуждающие воздействия.Данная цветовая палитра обозначает прилив сил, внезапность, готовность к сложным задачам, позитивное настроение, страсть и счастье. Оранжевый цвет оказывает положительное влияние на людей и может вывести их из состояния депрессии после тяжелейших ситуаций или утрат, стимулирует самооценку, способствует освобождению эмоций, учит всепрощению. Люди, отдающие предпочтение оранжевому, отличаются светлым и отходчивым характером. При этом они могут быть непостоянными и надменными.
К оричневый цвет
Означает ощущение силы и надёжности. Он олицетворяет:
Ощущение силы и надёжности
Чувство одиночества, грусти и изоляции
Ощущение тепла, комфорта и безопасности
Негативные эмоции
Коричневый часто воспринимается как твердый, подобно земле, и этот цвет часто ассоциируется с устойчивостью, надежностью, безопасностью и защищенностью. Так же он часто описывают как естественный, приземленный и традиционный, но он также может быть изысканнымВ больших количествах он может казаться огромным, суровым и пустым, как огромная пустыня, лишенная жизни и как и другие темные цвета, ассоциируется с негативными эмоциями.
С ерый цвет
Означает скуку, тоску и печаль. Он олицетворяет:
Нейтральность
Нерешительность
Отстранённость
Грусть
Депрессия
Его психологические проявления:
Спокойствие
Скромность
Долговечность
Грусть
Как правило, серый цвет выступает основным фоном для других оттенков, не обладая никаким эффектом. Если смешать два противоположных цвета (черный и белый), то это даст нейтральные чувства. Серые тона довольно часто не замечаются многими людьми, потому что они ассоциируются с рутиной.Тех, кто отдает предпочтение серому цвету, мало. Но этот оттенок несёт в себе постоянство, дружелюбие, рациональность и реализм. Но если серым цветам постоянно отдается предпочтение, то это говорит о нервозности человека и нервной истощенности.
Ч ерный цвет
Означает силу, тайну. Он олицетворяет:
Достоинство
Эффективность
Богатство
Тёмные силы
Злость
Траур
Роскошь
Элегантность
Его психологические проявления:
Депрессивное состояние
Подавленность
Опустошенность
Какое-то ограничение, воздержание
Люди, которые отдают предпочтение такому тону, пытаются скрыть собственное «я» от общества. Этот оттенок обозначает конец, но, однако, именно с черного цвета и начинается возрождение. Жизнь начинается с неизвестности.В психологии цвета такой тон оказывает влияние на характер людей. Человек, выбирающий черный цвет, умеет держать ситуацию под контролем, отличается властностью.
Б елый цвет
Означает чистоту. Он олицетворяет:
Покой
Ясность
Рай
Приземлённость
Воздушность
Невинность
Мир
Безмятежность
Искренность
Нежность
Его психологические проявления:
Утрата веры
Рождение
Неразделимость
Самоотверженность
Этот цвет говорит о невинности и стерильности. Он символизирует смирение, уважение, точность и юность. Белому цвету присуща, свобода, чувство легкости, простота, высокомерие, бесплодность, оледенение. Этот оттенок обозначает справедливость и беспристрастность.
1.3. Цвет и экзамены
Многие сталкиваются с такими проблемами как усталость, апатия, депрессия во время подготовки к экзаменам и просто в учебное время. Сомневаются в себе, теряют веру в успех, впадают в отчаяние, и в итоге сдаются и перестают прилагать усилия.
Чтобы выйти из этого состояния, конечно, одних только цветов недостаточно, но в сочетании с прогулками на свежем воздухе, активным образом жизни, общением с друзьями и многими другими мелкими радостями, они могут хорошо помочь выйти из депрессии и в будущем поддерживать хороший настрой.
Цвета, которые помогают настроиться на учёбу:
Фиолетовый цвет – самый загадочный, цвет всего мистического. Пробуждает интерес к выполняемому заданию, поможет проявить в себе качества лидера. Но переизбыток ведёт к сонливости, усталости от общения.
Желтый цвет - стимулирует работу мозга и нервной системы, помогает генерировать новые идеи, сосредоточиться на выполнении поставленных задач, улучшает память. Желтый это радость, теплота и вера в самое хорошее.
Голубой цвет – способствует размышлению, вдохновению, активизирует умственную активность. Но переизбыток приводит к ощущению человека себя одиноким, ненужным, вплоть до суицидальных мыслей.
То же самое с синим цветом. С одной стороны активизирует умственную активность, а с другой стороны приводит к подавленному состоянию.
Учитывая эту информацию, я создала несколько мотивационных плакатов, которые будут положительно влиять на школьников и мотивировать их на хорошую учебу. (см. приложение)
Глава 2
2.1. Исследовательская часть
Я провела опрос среди учащихся 10 и 4 классов, в опросе участвовало 50 человек.
Результаты опроса я представила в виде круговых диаграмм.
В
1.Ваш любимый цвет
2. Цвет, который вам не нравится
от как ученики 10 класса ответили на вопросы:
Выводы: большинству не нравятся фиолетовый, розовый и оранжевый цвета. Фиолетовый не нравится в основном юношам, а оранжевый – девушкам.
Выводы: большинству нравятся черный, белый и красный цвета. Среди любителей черного цвета в основном девушки.
4. Какой цвет раздражает, вызывает тревожность?
3. Помните ли вы какой цвет был вашим любимым в детстве? Какой?
Выводы: большинству в детстве нравились синий и розовый цвета. Синий нравился в основном мальчикам, розовый – девочкам.
Выводы: у большинства тревожность вызывает красный цвет.
5.Какой цвет успокаивает, расслабляет?
6.Насколько по вашему мнению влияет цвет на настроение человека (по шкале от 1 до 5)
Выводы: многих успокаивает и расслабляет зеленый, розовый и голубой цвета.
Выводы: многие считаю, что цвет имеет некоторое влияние на человека.
8.Какой цвет в одежде учителей вызвал бы у вас мотивацию к учёбе?
7. Какой цвет в одежде учителя вызывает у вас неприязнь?
Выводы: у большинства белый и черный цвета в одежде учителей вызвали бы мотивацию к учебе.
Выводы: у многих красный цвет в одежде учителя вызывает неприязнь.
10. Какой цвет настраивает вас на экзамен?
9.Какой цвет в одежде одноклассников вызывает у вас неприязнь?
Выводы: многих мотивируют черный, белый и синий цвета.
Выводы: у большинства зеленый и фиолетовый цвета вызывают неприязнь в одежде одноклассников.
Общие выводы: у большинства любимыми являются черный и белый цвета, они же настраивают их на учебу. Красный цвет вызывает тревогу и неприязнь.
2. Цвет, который тебе не нравится
Результаты опроса 4 класса:
1.Твой любимый цвет
Выводы: многим не нравится розовый, зеленый и желтый цвета. Розовый в основном не нравится девочкам.
Выводы: почти у половины учеников любимый цвет черный. Также среди любимых есть белый и фиолетовый цвета. Фиолетовый в основном нравится девочкам.
Общие выводы: у учениц 10 класса в детстве любимым цветом являлся розовый, у учениц 4 класса этот цвет нелюбимый. У учеников 10 и 4 классов совпадает любимый цвет – это черный.
Заключение
Данная работа посвящена изучению влияния цвета на человека. Было выявлено, что каждый цвет несет определенный смысл и воздействует на нас как на психологическом, так и на физиологическом уровнях. Именно поэтому нужно правильно использовать цвета: не перебарщивать с ними, уметь правильно сочетать их и понимать, в каких ситуациях нужен тот или иной цвет. Все цвета должны присутствовать в нашей жизни, ведь каждый из них важен.
Результаты моего опроса показали, что среди всех учеников более пятидесяти процентов предпочитает черный цвет. Это, скорее всего, говорит о том, что многие из них, особенно старшеклассники, к сожалению, находятся в депрессивном, подавленном состоянии. На мой взгляд, причиной такого состояния могут быть нелегкая программа, большое количество домашних заданий по дополнительным предметам, переживания из-за предстоящих экзаменов, а также сложное расписание, где на первом месте стоят внеурочные предметы. Переживания – это абсолютно нормальное явление, это значит, что школьникам небезразлично их будущее, ребята стараются для того, чтобы оно было хорошим. И определенно, так и будет, если хорошо работать и прилагать усилия. А чтобы эмоциональное состояние учеников не страдало так сильно и нужна психология цвета. Ведь цвета действительно влияют на нас. И правильно подобранные, они (а именно желтый, фиолетовый, синий и голубой) помогут настраиваться на хорошую учебу.
Таким образом, я выяснила, что цвета действительно имеют на нас влияние и могут говорить об определенных чертах характера.
Полученные результаты исследования дают возможность утверждать, что продукт исследовательской работы является актуальным и востребованным, а мотивационные плакаты будут мотивировать тех, кто в этом нуждается.
Источники информации
Люшер, М. Цвет вашего характера. – Пер. с англ. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», «Вече», 1997. – 240 с.
Соколова, Т.А. Цвет в ландшафтном дизайне / Т.А. Соколова; И.Ю. Бочкова; О.Н. Бобылева – М.: ЗАО «Фитон +», 2007. – 128 с.
Психология цвета: как влияет на нас [Электронный ресурс] // GeekBrains. URL: https://gb.ru/blog/psihologiya-tsveta/ (дата обращения 16.04.2024)
Влияние розового цвета на человека [Электронный ресурс] // Ярмарка Мастеров. URL: https://www.livemaster.by/topic/3746074-blog-vliyanie-rozovogo-tsveta-na-cheloveka (дата обращения 16.04.2024)
Влияние чёрного цвета на здоровье [Электронный ресурс] // Мультиурок. URL: https://multiurok.ru/blog/vliianie-chiornogo-tsveta-na-zdorove.html (дата обращения 16.04.2024)
Тайны черного цвета в духовном и психологическом плане [Электронный ресурс] // Дзен. URL: https://dzen.ru/a/Zh0m4tvBQwrZ0K2Y (дата обращения 16.04.2024)
Белый цвет в психологии - как влияет на человека и что символизирует? [Электронный ресурс] // Дефектология проф. URL: https://www.defectologiya.pro/zhurnal/belyij_czvet_v_psixologii_kak_vliyaet_na_cheloveka_i_chto_simvoliziruet/ (дата обращения 16.04.2024)
Цвет и его влияние на человека [Электронный ресурс] // Старт в науке. URL: https://science-start.ru/ru/article/view?id=766 (дата обращения 16.04.2024)
Психология коричневого цвета [Электронный ресурс] // Hr – portal. URL: https://hr-portal.ru/story/psihologiya-korichnevogo-cveta (дата обращения 16.04.2024)
Как цвет комнаты влияет на учёбу [Электронный ресурс] // Гуру красок.
URL: https://kraska.guru/dizajn/interery/vliyaet-na-uchebu.html#kakoj-tsvet-vybrat (дата обращения 17.04.2024)
Значение цвета для успешной учёбы [Электронный ресурс] // Инфоурок. URL: https://infourok.ru/znachenie-cveta-dlya-uspeshnoy-uchebi-2643269.html (дата обращения 17.04.2024)
Влияние цвета в интерьере на человека[Электронный ресурс] //Sociotrix.URL:https://sociotrix.com/research?id=f73e69c6325bd2b4d86fc910831f49eb (дата обращения 17.04.2024)
Приложения
Опрос для старшеклассников.
Уважаемые ребята! Просим вас ответить на наши вопросы
1 .Ваш любимый цвет (можно несколько)
2 . Цвет, который вам не нравится
3. Помните ли вы какой цвет был вашим любимым в детстве? Какой?
4 . Какой цвет раздражает, вызывает тревожность?
5 .Какой цвет успокаивает, расслабляет?
6 .Насколько по вашему мнению влияет цвет на настроение человека (по шкале от 1 до 5)
7. Какой цвет в одежде учителя вызывает у вас неприязнь?
8.Какой цвет в одежде учителей вызвал бы у вас мотивацию к учёбе?
9.Какой цвет в одежде одноклассников вызывает у вас неприязнь?
10. Какой цвет настраивает вас на экзамен?
Опрос для учеников начальной школы.
Уважаемые ребята! Просим вас ответить на наши вопросы
1 .Твой любимый цвет (можно несколько)
2 . Цвет, который тебе не нравится
1 Анилиновые красители – органические соединения, образующиеся при окислении анилина или его солей.
2 Маркетинг – деятельность, направленная на удовлетворение рыночных потребностей с целью извлечения прибыли.
3 Брендинг – это процесс создания и развития бренда.
4 Геймдизайн – процесс создания формы и содержания игрового процесса разрабатываемой игры.