Психологические особенности показаний очевидцев

XXII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Психологические особенности показаний очевидцев

Типикина Ф.Г. 1
1Воронежский государственный университет
Стояновский М.В. 1
1Воронежский государственный университет
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Без наличия правдивых показаний свидетелей успешно вести борьбу с преступностью просто невозможно.

Лжесвидетельство – достаточно распространенное явление. Согласно определению, лжесвидетельство — это преступление, которое выражается в сознательной даче ложных показаний правоохранительным органам, суду или органам власти.

Дача заведомо ложных показаний затягивает процесс расследования, помогает виновным избежать наказания, а также может привести к осуждению невиновных. Ложные показания приводят к нарушению принципа неотвратимости, тем самым укрепляя веру преступников в безнаказанность.

Преступления против правосудия в Уголовном кодексе России1 выделены в отдельную главу в связи с исключительной важностью деятельности органов правосудия, что вызывает необходимость особой охраны правосудия от преступных посягательств. Наиболее распространенным преступлением против правосудия являются заведомо ложные показания свидетелей и потерпевших.

Лжесвидетели подрывают авторитет суда и правоохранительных органов в глазах граждан и в конечном счете расшатывают основы правосудия.

Кроме того, одной из проблем является верная диагностика следователем добросовестного заблуждения очевидцев, обусловленного теми или иными факторами при восприятии криминальных событий.

Актуальность темы исследования выражается в важности и ценности показаний свидетелей в уголовном судопроизводстве.

Целью работы является исследование психологических особенностей показаний очевидцев.

Задачи:

  1. Выяснить сущность ложных показаний и их психологическую
    характеристику

  2. Проанализировать психологические особенности получения и накопления информации свидетелями и потерпевшими

  3. Выявить особенности запечатления и сохранения информации

  4. Охарактеризовать специфику воспроизведения и передачи информации на допрос

  5. Рассмотреть психологические особенности свидетельских показаний ребёнка

Ложные показания и их психологическая характеристика

Ложные показания – это преступление, заключающееся в умышленном сокрытии фактов, сознательном искажении истины свидетелем или потерпевшим в суде либо в процессе предварительного следствия или дознания.

В повседневной жизни люди часто используют слова «ложь», «неправда», «обман» в качестве синонимов, однако эти понятия с точки зрения психологии имеют различное содержание. Сущность ложных показаний составляет ложь, под которой понимается сознательное утверждение понятий, высказывание суждений, противоречащих правильно отраженной в сознании субъекта объективной действительности, то есть сознательная дезинформация кого-либо. Однако, не всякая ложь образует состав заведомо ложного показания, а лишь такая, которая высказана судебно-следственным органам по обстоятельствам, имеющим значение для конкретного дела, то есть относящаяся к фактам, подлежащим доказыванию и допускаемым законом в качестве доказательства.

Ложь – это намеренное искажение действительности; чаще всего выражается в содержании речевых сообщений, немедленная проверка которых невозможна или затруднительна; при ложных сообщениях индивид осознает их неустойчивость и прибегает к гиперкомпенсациям.

Ложь является неотъемлемой частью человеческого бытия, проявляется в самых различных ситуациях и толкуется достаточно разнопланово. Ложь человека может быть порождена эгоистическими мотивами и направлена, например, на достижение личного благополучия за счет других людей: такая ложь вызывает порицание со стороны общества. Ложь может быть обусловлена благородными побуждениями и в подобной ситуации признается морально оправданной. Как это ни парадоксально звучит, но человеку жить без лжи невозможно.

Общество требует известной доли скрытности и лжи. Оно всех нас ставит в такие условия, что безусловная искренность становится почти совершенно немыслимой. Никто из нас не показывает себя таким, каков он есть: существует, так сказать, особая общественная маска, которую вынужден носить каждый человек. Это необходимо, потому что в нас есть много чувств, которые мы не можем проявить, не шокируя, не раздражая или не оскорбляя окружающих нас людей. Ложь у психически здорового, нормально развитого человека, как правило, определяется реальными мотивами и направлена на достижение конкретных целей. Поэтому полная искренность становится практически невозможной.

Следует помнить, что ложь не всегда бывает обусловлена тем, что конкретный человек совершил тот или иной проступок.

Ложь может быть и защитной реакцией невиновного. Опасение незаслуженного обвинения и наказания нередко толкает подозреваемого на отрицание действительных фактов и ложные утверждения, в которых он ищет средства защиты от ошибочных подозрений.

В отличие от лжи, умалчивание — это полуправда, провоцирующая понимающего ее человека на ошибочные выводы из достоверных фактов: сообщая некоторые подлинные факты, человек умышленно утаивает другие, важные для понимания сведения. Ложь возникает тогда, когда сталкиваются чьи-либо интересы и нравственные нормы, и там, где для прибегающего ко лжи человека затруднено или невозможно достижение желательного результата иным путем. Неправда же — это высказывание, основанное на искреннем заблуждении говорящего или на его неполном знании о том, о чем он говорит.

Неправда, как и ложь, основывается на неполноте информации, но, в отличие от лжи, говорящий не утаивает известной информации и не преследует иных целей, кроме передачи сообщения, содержащего неполную (или искаженную) информацию. Поэтому, исследуя психологическую сторону лживых показаний и понимая под ложью намеренное искажение действительности, можно прийти к выводу, что в названии ст. 307 УК РФ некорректно употребляется термин «заведомо ложное показание».

В целом, можно констатировать, что ложь, обман и неправда неискоренимы: они являются неизбежными спутниками (социально-психологическими компонентами) жизнедеятельности человека в обществе. Поэтому любые попытки «исключить» их из нашей жизни являются утопичными, психологически неверными и, в силу этого, бесперспективными.

Процесс формирования показаний свидетелей и потерпевших

Формирование показаний свидетелей и потерпевших – это сложный процесс, в котором участвуют различные формы чувственного познания и логического мышления. Объективные и субъективные факторы, влияющие на процессы восприятия, запоминания и воспроизведения обстоятельств расследуемого дела, такие как скоротечность событий, неблагоприятные условия видимости, дефекты слуха/зрения, особенности памяти и т.п., сказываются на полноте и объективности показаний. Поэтому при допросе следователю необходимо учитывать общие психологические закономерности формирования показаний.2

Процесс формирования показаний можно разделить на следующие стадии:

  1. Получение и накопление информации

  2. Запоминание и сохранение информации

  3. Воспроизведение и передача информации

  4. Прием информации следователем

  5. Повторное свидетельствование

Получение и накопление информации

Познание предметов и явлений, окружающих человека, начинается с первичных психических процессов, то есть, с его ощущений. Такие ощущения делятся на зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные (осязательные и температурные), мускульно-двигательные (ощущения мягкости, твердости, тяжести, движения), статические (ощущение положения объекта в пространстве) и органические (жажда, голод).

Наибольшую сложность для следователя представляет оценка результатов восприятия пространства, времени, а также движения. При допросе свидетелей и потерпевших необходимо учитывать тот факт, что такие цвета, как красный, желтый, белый видны на более отдаленном расстоянии, а также то, что возможны оптические искажения от расположения теней от предметов. Относительно точное восприятие расстояния с точки зрения науки возможно в пределах до полукилометра.

Неточным может быть и восприятие времени (длительности и последовательности явлений). Это происходит из-за того, что при положительной эмоциональной окраске восприятия и при быстрой смене разнообразных мыслей у человека создается впечатление «летящего» времени. Когда человек болен или его сознание заполнено однообразными мыслями, время, по его ощущению, «тянется» медленно.

Восприятие характера движения и скорости – это одновременное восприятие пространства и времени. Восприятие скорости бывает относительным (когда воспринимается и движущийся предмет и неподвижный объект) и безотносительным (когда предмет воспринимается изолированно от других объектов). Наиболее точным восприятием является относительное. Человек воспринимает движение в зависимости от скорости движущегося предмета и расстояния между ними. Чем больше расстояние, тем больше неточность восприятия, а движение воспринимается как более медленное.

Точность восприятия скорости движения зависит от угла зрения наблюдающего и от расстояния до движущегося объекта (чем больше угол зрения и ближе движущийся объект, тем большей кажется скорость движения).

При допросе следует учитывать объективные и субъективные факторы, которые затрудняют получение полной и достоверной информации о произошедшем событии.

Что касается субъективных факторов, оказывающих то или иное влияние на формирование свидетельских показаний, их содержание, то в основе своей они зависят от особенностей организма человека и состояния его здоровья, как физического, так и психологического. При этом надо учитывать и их «подвижный» характер, изменчивость, вызываемую разнообразными обстоятельствами.

По типу темперамента и характера люди подразделяются на холериков, меланхоликов, сангвиников и флегматиков. В силу своей подвижности, повышенного интереса к обстоятельствам жизни холерики, как правило, не оставят без внимания, например события автодорожного происшествия, тем более если оно будет сопровождаться человеческими жертвами, скоплением людей, санитарного и полицейского транспорта; флегматика такое происшествие может совершенно не взволновать, он может его просто не заметить. Человек с хорошим состоянием здоровья, когда состояние зрения, слуха, обоняния, осязания и т.п. в норме, в психическом плане его ничего не волнует, конечно же, будет воспринимать происходящие вокруг него события полнее, яснее, конкретнее, чем человек, страдающий физическим или психическим заболеванием, тем более если он находится, например, в состоянии алкогольного опьянения. На восприятие происходящих событий влияет и такое качество, как рост человека (низкорослому труднее среди скопления людей разглядеть внешность преступников). На процесс восприятия состояния объектов, явлений влияют и такие факторы, как возраст и пол воспринимающих. Взрослый дееспособный человек более четко, ясно воспринимает заинтересовавший его объект, чем подросток, тем более если он еще малолетний. Восприятие объектов, явлений материального мира у мужчин и женщин даже в условиях одинакового возраста также может существенно отличаться. Внимание женщин большей частью, например, привлекает внешность взрослого мужчины, его походка, манера разговора, общения, а также, как и во что он одет. Что касается мужчины, то его внимание, наряду с лицом женщины, привлекает строение ее фигуры и ног; особенности же одежды, тем более ее цветовой гаммы, могут остаться вне поля зрения мужчины.

На процесс восприятия объектов, явлений материального мира в очень высокой степени влияет профессия и род занятий воспринимающего. Очевидец автодорожного происшествия, связанного с наездом на пешехода, никогда самостоятельно не садившийся за руль автомашины, вряд ли в достаточной степени правильно сможет свидетельствовать о скорости движения автомашины, сбившей пешехода.

Зато опытный водитель, со значительным водительским стажем, уверенно может свидетельствовать о том, что скорость автомобиля, сбившего пешехода, не превышала и 120 км в час.

Не стоит забывать и о хобби человека. Так, увлечённый математикой очевидец ДТП обязательно обратит внимание на номер автомобиля, но при этом оставит без внимания другие особенности транспортного средства.

Свидетель, особенно свидетель-очевидец, и потерпевший нередко затрудняются изложить на допросе полно и подробно все воспринятые обстоятельства вследствие страха перед преступником и боязни мести с его стороны.

Советский, российский психолог П.В. Симонов считает, что страх возникает при недостатке информации, требующейся для организации своего поведения и успешной защиты.3

При всей сложности и противоречивости механизма действия эмоций на процесс восприятия и формирования показаний очевидцев ряд исследований психологов и практическая деятельность органов следствия и суда дают основание связывать определенные эмоциональные состояния с качеством, сопутствующим им со временем психических процессов. Отрицательные эмоции, такие как чувство опасности, испуг, страх оказывают существенное отрицательное влияние на объем и качество восприятия.

После отрицательных эмоций восприятие не получает достаточного количества разнообразных связей, необходимых для качественного запоминания. При таких эмоциональных состояниях нарушается деятельность внимания.4

В подобных случаях нужно осторожно подвести допрашиваемого к осознанию важности его показаний для разоблачения преступника и раскрытия дела, пробудить в нем гражданские чувства, желание помочь следствию.

Воспроизведению показаний на допросе может помешать волнение, которое вызвано процедурой допроса. Поэтому важно обеспечить благоприятную психологическую атмосферу допроса и помочь свидетелю (потерпевшему) быстрее освоиться с новой для него обстановкой. Рекомендуется сначала побеседовать на нейтральные темы.

Следует иметь в виду, что далеко не всегда более полному воспроизведению способствует допрос сразу же после случившегося. В этот период может проявить свое действие такое психическое явление, как реминисценция. Суть его состоит в том, что субъект в силу образующегося в процессе восприятия эмоционального, интеллектуального, физического напряжения не в состоянии сразу вспомнить все обстоятельства произошедшего. Потребуется некоторое время (обычно два-три дня или несколько более), чтобы память обрела временно утраченную способность к воспроизведению.

Возможны дефекты и в восприятии информации следователем. Поспешность, невнимательность, необъективность следователя, увлечение одной наиболее предпочтительной версией могут помешать ему правильно уяснить, запомнить и передать в протоколе сообщенные на допросе сведения. Ошибки могут проистекать и в результате недостаточной компетентности допрашивающего в некоторых специальных отраслях знания. Очень важно, чтобы следователь предварительно познакомился со специальной литературой, ведомственными инструкциями и распоряжениями, а также использовал на допросе помощь соответствующих специалистов.

Чтобы избежать ошибок при допросе и проверить достоверность полученных показаний, в каждом случае следует тщательно выяснять все условия восприятия, ту реальную основу, на которую опираются сообщаемые допрашиваемыми сведения.

Запечатление и сохранение информации

Запоминание, так же, как и восприятие, избирательно. Оно зависит от целей, способов, мотивов деятельности, индивидуальных особенностей субъекта. Стремление понять наблюдаемое явление, постичь его внутренний смысл и мотивы действий участвовавших в нем лиц, также способствует запоминанию.

Не исключено, что свидетель (потерпевший), понимая значение происходящего, предвидя возможность будущего допроса, может ставить перед собой специальную цель – удержать в памяти наиболее важные моменты воспринятого. Такое запоминание называется произвольным, преднамеренным. Сохранение воспринятого зависит также от времени, прошедшего с момента случившегося, преобладания определенного типа памяти (образная, словесно-логическая, моторная, эмоциональная), индивидуальных, в частности, возрастных особенностей и наличия дефектов. Забыванию нередко благоприятствуют новые впечатления, напряженная умственная работа, события в личной жизни и т.п. При этом возникает опасность смешения и подмены воспринятой информации сведениями, почерпнутыми из других источников (разговоров, слухов, сообщений прессы т.п.)

Воспроизведение и передача информации на допросе

Вызов лица на допрос является своеобразным толчком к припоминанию определенных обстоятельств. Субъект мысленно обращается к событиям прошлого, перебирает их в памяти, пытаясь, если ему неизвестна причина вызова, определить, какие конкретно факты интересуют следствие. На этом этапе формирования показаний, так же, как и при восприятии, возможно неосознанное восполнение некоторой части пробелов в воспоминаниях привычными представлениями, тем, что должно быть при обычном развитии события. Этот психологический феномен называется «подменой действительного обычным» и должен быть обязательно учтен при оценке полученных на допросе сведений, так как создает серьезную угрозу достоверности показаний.

Потерпевший является специфическим субъектом допроса. Его особое положение определяется во многом своеобразными психическими переживаниями, обусловленными совершенным преступлением и его последствиями. Возникающие под воздействием преступления страх, боль, физические страдания, желание освободиться от преступного посягательства или скорее его прекратить, возбуждение и напряжение, обусловленные борьбой, образуют сложное, своеобразное психическое состояние потерпевших.

И хотя довольно часто показания потерпевших бывают достаточно полными и достоверными, тем не менее, нельзя не учитывать возможность появления некоторых дефектов в сообщаемых ими сведениях. Под влиянием острых психических переживаний, потерпевшие нередко, особенно на первых допросах, не могут вспомнить об обстоятельствах, которые предшествовали событию преступления или же, наоборот, последовали за ним (так называемое ретроактивное и проактивное торможение). На повторных допросах показания потерпевших оказываются порой борее полными, чем сразу же после преступного посягательства. Кроме того, в получаемых от потерпевших сведениях возможны и невосполнимые потери, когда вследствие чрезмерного нервно-психического напряжения, вызванного совершенным преступлением, наступает амнезия, т.е. частичное или полное необратимое выпадение из памяти пережитого события.

Амнезия может появиться и вследствие потери сознания, а также при кратковременном состоянии оглушенности, нередко наступающих в результате особо грубых физических воздействий преступников (нанесения ударов в область головы, лица, переломов костей носа, причинения сильных болей), которые могут сопровождаться контузиями и сотрясениями мозга различной степени, а также различными шоковыми состояниями.

В показаниях потерпевших встречаются:

1) различного рода преувеличения о некоторых моментах пережитого события;

2) обобщенность в первоначальных объяснениях и показаниях о действиях виновных лиц («все держали», «все активно участвовали»);

3) пробелы, пропуски при описании некоторых важных элементов происшедшего;

4) заблуждения относительно последовательности развития – путаница, перестановка при воспроизведении его отдельных деталей и действий конкретных участников преступления.

На основании этих данных было бы неверно делать вывод о непригодности получаемой от потерпевших информации для установления истины по делу. Изъяны и пробелы в передаваемой потерпевшими информации обычно не носят всеобъемлющего характера и касаются лишь отдельных обстоятельств происшедшего.

Прием информации следователем

В начале допроса следователь устанавливает с допрашиваемым психологический контакт. Большая роль в этом принадлежит уважительному, доброжелательному обращению с допрашиваемым лицом. Не лишним будет выражение благодарности за явку и готовность помочь следствию. Если у следователя нет оснований сомневаться в добросовестности свидетеля и потерпевшего, то предупреждение об уголовной ответственности по ст. 307 и 308 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний и отказ от дачи показаний должно быть сделано так, чтобы не обидеть необоснованным подозрением в возможном лжесвидетельстве.
Можно, например, сказать, что у следствия нет сомнений в том, что допрашиваемый сообщит правдиво все, что ему, известно, по делу, но разъяснение положений ст. 307 и 308 УК РФ предусмотрено законом и подлежит неукоснительному соблюдению.

При установлении психологического контакта с потерпевшим. Здесь следует учесть глубину его психических переживаний и те факторы, которые предопределяют его состояние.

В целях активизации мыслительной деятельности потерпевшего по припоминанию отдельных обстоятельств случившегося надо разъяснить ему важность получения как можно более полных сведений о преступлении и лицах, его совершивших. Необходимо, чтобы умело поставленная перед допрашиваемым цель следственного действия - получение полной, детальной и объективной информации - на определенный период времени вытеснила из его сознания или оттеснила на второй план психические переживания, мешающие допросу.

Установление психологического контакта позволяет перейти к рабочему этапу допроса, который открывает свободный рассказ допрашиваемого лица. Значение свободного рассказа состоит в том, что он позволяет оценить общий уровень осведомленности лица, диагностирует его установку, помогает вспомнить забытые детали события, факты. В процессе свободного рассказа следователю рекомендуется:

  1. Предложить допрашиваемому определенную последовательность рассказа (хронологическую, по эпизодам, по отдельным периодам, по отдельным местам происшествий, по лицам, причастным к расследуемому событию)

  2. Не прерывать допрашиваемого репликами

  3. . Не останавливать и не прерывать рассказ с целью более подробного изложения допрашиваемым тех или иных обстоятельств

  4. Не протоколировать показания во время свободного рассказа

  5. Поддерживать речевую активность допрашиваемого лица

  6. Внимательно наблюдать за поведением допрашиваемого с целью пресечения попыток дачи ложных показаний

При допросе свидетелей и потерпевших важное значение имеют приемы оказания помощи в преодолении добросовестного заблуждения и припоминании забытых фактов и обстоятельств.
Данные приемы применяются при условии, что:
1. Интересующие следователя факты действительно воспринимались допрашиваемым, но были им временно забыты, либо допрашиваемый воспроизводит эти факты неполно и неточно
2. Пропуски, пробелы, несоответствия в показаниях допрашиваемого носят непреднамеренный характер, и следователь выяснил причины, по которым такие искажения произошли.

Для установления причины непреднамеренного искажения информации у допрашиваемого выясняют:

  1. Условия наблюдения допрашиваемым обстоятельств, о которых он дает свои показания

  2. Состояние допрашиваемого в момент воспринимавшегося события и как это, по его мнению, это сказалось или могло сказаться на адекватности восприятия им обстоятельств, составляющих предмет допроса

  3. Не страдает ли допрашиваемый каким-либо болезнями и не имеет ли субъективных особенностей, который могли сказаться на точности и объективности восприятия обстоятельств происшедшего события

  4. Не влияет ли время, прошедшее с момента события, о котором допрашиваемый дет показания, на точность передаваемой им информации

  5. Роль допрашиваемого в расследуемом событии, отношение к его участникам

Существует целый ряд приемов, используемых для оказания помощи в припоминании забытого:
1. Использование ассоциативных связей
2. Допрос в разных планах
3. «Смена перспективы»
4. Использование изобразительных возможностей допрашиваемого
5. Предъявление для повторного восприятия тех или иных предметов, связанных с интересующими следствие обстоятельствами
6. Ознакомление допрашиваемого в необходимых пределах с показаниями других лиц
7. Допрос на месте события
8. Повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств
9. Очная ставка

Повторное свидетельствование

Следователь должен помнить, что процесс забывания может быть обратимым. При благоприятных условиях забытые события и факты могут быть восстановлены в памяти потерпевшего и свидетеля. как уже было сказано, это вяление в психологии называется реминисценцией. Используя данную психологическую закономерность, можно получить новые данные при повторном допросе свидетеля или потерпевшего. Первый допрос нередко дает толчок к припоминанию забытых обстоятельств, мобилизует возможности памяти и создает благоприятные предпосылки для восполнения пробелов в показаниях в дальнейшем.

Проведение повторного допроса целесообразно, если во время первого
допроса:
1. Допрашиваемый сильно волновался, что отрицательно сказалось на полноте и достоверности его показаний

  1. Допрашиваемый ссылается на то, что забыл определенные
    обстоятельства дела, но надеется их вспомнить в дальнейшем

  2. Следователь упустил, не воспринял или не занес в протокол часть поступившей от допрашиваемого информации

  3. Допрашиваемый просит допросить его повторно, мотивируя это тем, что вспомнил новые обстоятельства дела

Повторный допрос проводится при условии, что пропуски и пробелы в показаниях допрашиваемого вызваны забыванием, а не дефектом восприятия.

Если какие-либо факты не воспринимались допрашиваемым, не имеет смысла выяснять их на повторном допросе.

Повторный допрос проводится по тем вопросам, которые допрашиваемый забыл и затрудняется вспомнить. при необходимости повторный допрос может быть произведен по всем обстоятельствам расследуемого события. такая ситуация нередко возникает при допросе потерпевших, первоначальны показания которых из - за сильных эмоциональных переживаний могут быть односторонними и неполными. в этом случае по окончании первого допроса целесообразно оговорить с потерпевшим время, когда будет произведен его повторный допрос.

Следует учитывать, что зачастую при повторном допросе свидетель или потерпевший помнит и иногда текстуально воспроизводит свои первоначальные показания, а не первичную информацию, основанную на реально произошедших событиях. То есть налицо подмена самого события преступления первоначальными показаниями о нем. Ценность такого повторного допроса сомнительна. Поэтому при производстве повторного допроса допрашиваемого целесообразно попросить мысленно отвлечься от своих показаний на первом допросе и повторные показания давать только на основе того, что ему довелось воспринимать с помощью органов чувств. При этом допрос не следует начинать с вопроса о том, подтверждает ли допрашиваемый ранее данные показания.

При повторном допросе отрицательную роль может сыграть, также неправильное понимание допрашиваемым лицом сущности предупреждения об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Иногда даже добросовестные свидетели в силу этого обстоятельства избегают вносить изменения и дополнения в свои прежние показания, хотя необходимость в этом очевидна. Поэтому, я считаю, что при повторном допросе целесообразно разъяснить свидетелю или потерпевшему, что само по себе устранение неточностей и ошибок в показаниях, зафиксированных при предыдущих допросах, не свидетельствует об их ложности. Настаивание же на прежних показаниях при очевидной ошибочности отдельных их положений может свидетельствовать о перерастании добросовестного заблуждения при первоначальных показаниях в преднамеренную ложь.
Именно по этой причине следователь при повторном допросе должен особо обращать внимание на то, чтобы свидетель или потерпевший сообщал ему фактические данные, имеющие отношение к расследуемому преступлению.

Причины расхождений в показаниях должны следователем тщательно выясняться и сопоставляться с условиями восприятия, запоминания и воспроизведения событий допрашиваемым лицом. Только такой подход позволяет правильно оценить достоверность повторных показаний.

Повторные допросы зачастую расцениваются ими как своего рода недоверие следователя к их показаниям и побуждают упорствовать в своем заблуждении.

Психологические особенности свидетельских показаний ребенка

Ложь, целиком состоящая из вымысла, встречается редко. Обычно лжец по-своему обрабатывает правду, искажая ее. Соответственно и ложные показания чаще всего не являются сплошным вымыслом; такой свидетель отталкивается от подлинных событий, искажая их лишь в той части, правдивое освещение которой необходимо по тем или иным соображениям для допрашиваемого. Как правило, ложь, выражается либо в сообщении сведений о событиях и явлениях, не имевших место в действительности (преувеличение и преуменьшение реальных фактов, изменение их последовательности, замена одних фактов другими), либо в утаивании информации о фактах, имевших место (отрицание происходивших событий и явлений). На ложность показаний может указывать неосведомленность свидетеля о тех обстоятельствах, которые должны были быть ему хорошо известны в случае, если его показания объективно верны.

Искажение обстоятельств дела в показаниях недобросовестного свидетеля чаще всего выступает в форме:

  1. «умолчания, сокрытия, исключения из сообщения отдельных элементов описываемого события, собственных действий и действий иных участвующих лиц;

  2. дополнения описания вымышленными деталями или элементами, при помощи которых событию придается нужный характер и окраска;

  3. перестановки и смещения в описании отдельных фрагментов событий по их месту, времени, последовательности, взаимосвязи и т.п.

  4. замены отдельных элементов событий иными вымышленными обстоятельствами и деталями».

Оценка показаний свидетеля с точки зрения их «психологической достоверности» определяется: а) способностью свидетеля правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них правильные показания; б) желанием и стремлением давать правдивые показания; в) отсутствием ситуации неумышленного случайного введения следствия в заблуждение.

Показания детей и подростков имеют свою специфику. Ребенок может быть уверен, что говорит правду, хотя его показания объективно не соответствуют действительности, т.к. он может смешивать представления своей фантазии с реальностью, особенно когда эти представления связаны с сильными эмоциональными переживаниями. И таким образом то, что ребенок слышал от других людей, может превращаться в воспоминания якобы пережитого им самим.5

В прошлом некоторые авторы вообще отрицали достоверность свидетельских показаний малолетних и несовершеннолетних. Несовершеннолетний с этой точки зрения - неполноценный свидетель, а потому представляет собой сомнительный источник сведений. «Перед нами не строгий свидетель, а источник получения сведений, который должен быть подвергнут тщательной проверке путем обследования несовершеннолетнего и изучения его поведения и реакций».1 «По общему правилу на показания детей до 10 лет следует смотреть не как на доказательство по делу, а как на предварительный материал, подлежащий проверке другими способами».

Противоположной точки зрения придерживался Г. Гросс. Он считал, что показания малолетних и несовершеннолетних свидетелей являются гораздо более достоверными, чем показания взрослых. Эти две позиции отражают крайние точки зрения. На самом деле свидетельские показания малолетних и несовершеннолетних свидетелей в принципе имеют такую же доказательственную силу, как и показания взрослых. Однако при допросе и оценке показаний необходимо учитывать их индивидуально-психологические и возрастные особенности.

При оценке психологической достоверности важное значение имеют первоначальные показания ребенка об интересующих следствие обстоятельствах. Но надо иметь в виду, что если показания даются непосредственно после расследуемого события, ребенок, как правило, находится в состоянии возбуждения, которое вызвано самим происшествием, и это может быть причиной различного рода ошибок.

Необходимо добиться от допрашиваемого подробного описания происшествия. О правдивости показаний могут свидетельствовать конкретное изложение обстоятельств дела, описание своих переживаний, а также второстепенных моментов в той мере, в которой они находятся в связи с главным. Незначительные подробности в рассказе свидетеля могут подкреплять его показания о важных обстоятельствах. Чем подробнее описание, тем больше оно дает отправных точек для оценки логичности его содержания. Эта логичность состоит не только в том, что сообщаемые сведения совпадают с объективными данными, но они едины во времени и, как правило, отражают чувства и мысли, владевшие свидетелем в момент происшествия. Если в ходе изложения вначале опускаются детали, но подробно описывается суть события, это не значит, что сведения недостоверны, скорее наоборот – свидетельствует, что в основе сообщаемых сведений истинное происшествие.

На протяжении расследования показания ребенка могут существенно меняться. Речь идет прежде всего о процессе забывания с течением времени, в результате чего свидетель часто не помнит отдельные детали своих показаний. Однако это может происходить и под влиянием воздействия на свидетеля многократных допросов и расспросов. Существенное значение имеют данные о том, обсуждались ли в его присутствии события и обстоятельства, которые в дальнейшем стали предметом допроса; не расспрашивали ли его другие лица по поводу этих обстоятельств; не подсказывали ли ему ответов. Неоднократные рассказы о реально происшедших событиях родителям, друзьям и приятелям приводят к тому, что сами воспоминания стираются в силу прошедшего времени и последующие показания нередко являются воспоминаниями не о происшедшем, а о первых показаниях.

В ходе проведения экспертизы необходимо проанализировать манеру и стиль изложения фактов. Гладкость, заученность показаний, употребление не свойственных данному возрасту оборотов речи, противоречивость сведений, сообщенных при свободном рассказе и при ответах на вопросы, нередко являются следствием того, что показания даются под чьим-то влиянием. Однообразная монотонная речь, одни и те же слова, одна и та же интонация от допроса к допросу, напоминающие чтение заученного текста, могут говорить в пользу того, что свидетель описывает происшествие не по воспоминаниям. Возможно, зная, что его будут допрашивать, подросток «готовился» к этому, мысленно многократно воспроизводя свой рассказ. Неуверенные и явно осторожные ответы не менее подозрительны, чем бойкий, явно «выученный» рассказ.

При заученных показаниях несовершеннолетний, описывая происшествие, старается показать себя в наиболее выгодном свете. Свидетель по-новому изображает целые эпизоды, количество подробностей нередко увеличивается, а не уменьшается, они приукрашиваются деталями, которые с большой вероятностью были бы забыты при реальных обстоятельствах. При этом чувства выражаются демонстративно и даже утрированно, рассказ ведется одними и теми же словами, предложениями, в чем можно убедиться, сравнивая диктофонную запись. Такой свидетель часто выдвигает новые версии, опуская при этом целые фрагменты преступления. О ложности показаний могут свидетельствовать также явное уклонение от ответов, паузы (необходимые для обдумывания) и прочее.

При оценке показаний ребенка необходимо иметь в виду, что внезапное грубое нападение со стороны взрослого могло вызвать у него состояние аффекта страха, что способствует снижению возможности правильного восприятия и запоминания деталей события. В некоторых случаях, особенно на первом допросе, ребенок из чувства стыда не сообщает о тех или иных действиях насильника, отдельных элементах преступления. Эти данные могут быть восполнены в ходе дальнейших допросов, а также беседы с экспертом-психологом.

Если свидетель говорит о таких событиях, которые происходили в действительности, правильность его показаний зависит, как уже указывалось, от условий, в которых происходило восприятие, индивидуально-психологических особенностей памяти, внимания, от его добросовестности. Но в тех случаях, когда он так или иначе оценивает факты, явления, необходимо иметь в виду, насколько свидетель способен к правильному суждению о них. Свидетель говорит правду, когда передает то, чего не мог выдумать. Например, малолетний свидетель описывает такие факты, смысл которых для него непонятен.

Проще говоря, чем менее вероятно то или иное обстоятельство, тем менее вероятна и возможность того, что оно было сознательно выдумано или же в отношении него свидетель добросовестно заблуждается.

Заключение

Ложь является неотъемлемой частью человеческого бытия, проявляется в самых различных ситуациях и толкуется достаточно разнопланово. Ложь человека может быть порождена эгоистическими мотивами и направлена, например, на достижение личного благополучия за счет других людей: такая ложь вызывает порицание со стороны общества. Ложь может быть обусловлена благородными побуждениями и в подобной ситуации признается морально оправданной. Как это ни парадоксально звучит, но человеку жить без лжи невозможно.

Формирование показаний свидетелей и потерпевших — это сложный процесс, в котором участвуют различные формы чувственного познания и логического мышления. Объективные и субъективные факторы, влияющие на процессы восприятия, запоминания и воспроизведения обстоятельств расследуемого дела, такие как скоротечность событий, неблагоприятные условия видимости, дефекты слуха/зрения, особенности памяти и т.П., сказываются на полноте и объективности показаний. Поэтому при допросе следователю необходимо учитывать общие психологические закономерности формирования показаний - объективные и субъективные факторы, которые затрудняют получение полной и достоверной информации о произошедшем событии.

К объективным факторам относят: расстояние до объекта наблюдения,
время восприятия свидетелем интересующего следствие события, метеорологические условия (например, туман, солнце, дождь, снег), условия освещения наблюдаемого объекта, сила раздражителя воспринимаемого объекта (например, резкий скрип тормозов, яркость света от загоревшегося в темноте источника), большой объем полученной информации (например, крушение поезда, массовые беспорядки).

К субъективным факторам относятся: состояние органов чувств,
эмоциональное состояние, состояние алкогольного опьянения, направленность внимания, профессиональные навыки.

Потерпевший является специфическим субъектом допроса. Его особое положение определяется во многом своеобразными психическими переживаниями, обусловленными совершенным преступлением и его последствиями. Возникающие под воздействием преступления страх, боль, физические страдания, желание освободиться от преступного посягательства или скорее его прекратить, возбуждение и напряжение, обусловленные борьбой, образуют сложное, своеобразное психическое состояние потерпевших.

Показания детей и подростков в качестве свидетелей имеют свою специфику. Ребенок может быть уверен, что говорит правду, хотя его показания объективно не соответствуют действительности, т.к. он может смешивать представления своей фантазии с реальностью, особенно когда эти представления связаны с сильными эмоциональными переживаниями. И таким образом то, что ребенок слышал от других людей, может превращаться в воспоминания якобы пережитого им самим.

Список литературы

  1. Нормативные правовые акты:

  1. УК РФ Статья 307. Заведомо ложные показания, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод.

  1. Специальная литература:

  1. Алексеев А.М. Психологические особенности показаний очевидцев. М., 1972.

  2. Еникеев М. И. Юридическая психология. М., 2003.

  3. Кертес И. Тактика и психологические основы допроса. М., 1966.

  4. Коченов М. М., Осинова Н. Р. Психология допроса малолетних свидетелей. Методическое пособие. М., 1984.

  5. Лурия А.Р. Экспериментальная психология в судебно-следственном деле. - М.: Зерцало, 2003.

  6. Симонов П. В. Что такое эмоция. М., 1966.

  7. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.

  8. Соловьев А. Б. Допрос свидетеля и потерпевшего: учеб. пособие. М.,1976.

  9. Ратинов А.Р. Феноменология лжи. // Судебно-психологический взгляд. Юридическая психология: Сб. научных трудов. М., 2008.

  10. Ратинов А.Р., Гавршова Н. И. Логико-психологическая структура лжи и ошибки в свидетельских показаниях // Вопросы борьбы с преступностью. М., 2006. Вып. 37.

  11. Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей. М., 1967.

  12. Шемякин Ф. Н. О связи пространственных представлений с восприятиями. Сб. «Проблемы восприятия пространства и времени». M., 1961.

1 УК РФ Статья 307. Заведомо ложные показания, заключение эксперта, специалиста или неправильный перевод.

2 Соловьев А. Б. Допрос свидетеля и потерпевшего: учеб. пособие. - М., 1976. С. 126

3 Симонов П. В. Что такое эмоция, М., 1966, С. 50.

4Срезневский В. В.. Испуг и его влияние на некоторые физические и психологические процессы, СПб, 1906, докторская диссертация, выполненная в лаборатории академика В. М. Бехтерева.

5 Коченов М. М., Осинова Н. Р. Психология допроса малолетних свидетелей. Методическое пособие. М., 1984. С. 31.

Просмотров работы: 113