Введение
Тема моего проекта: Раздельный сбор мусора: Что? Где? Когда?
Разделить отходы и сдать их в специальные пункты приёма просто, и это очень помогает природе. Это значительный шаг, который может сделать каждый.
Великий Нильс Бор предрекал: человечество погибнет не от атомной бомбы, бесконечных войн, оно похоронит себя под горами собственных отходов. В результате человеческой деятельности ежегодно образуются миллионы тонн различных отходов, в том числе и бытовых.
На сегодняшний день одним из основных и главных проблем является утилизация мусора. Актуальность проблемы утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) возрастает с каждым годом. Мы сталкиваемся с мусором ежедневно, поэтому каждый человек может сделать первый шаг к очищению планеты – разделение мусора.
Проблема: Проблема утилизации бытовых отходов приобретает глобальное значение, так как отходы стали в том числе и неорганическими и требуют специальной утилизации и переработки, что в свою очередь требует навыков от граждан сортировать мусор в быту. В школе мусор так же не сортируется. По мнению экологов, существует несколько причин того, что вопрос раздельного сбора отходов в России в целом и в Москве в частности развивается медленно. Это проблема коммуникации: люди просто не понимают, как это работает и для чего нужно.
Цель моей работы: привлечь внимание обучающихся школы к возможности, лёгкости и доступности раздельного сбора мусора и сдачи его для дальнейшей переработки.
Проектным продуктом экологическая акция по раздельному сбору отходов в нашей школе.
План работы
Содержание этапа работы |
Сроки |
Результат |
1. Выбор темы и руководителя 1.1. Выбор научного руководителя 1.2. Обсуждение своих интересов с руководителем проекта 1.3. Выбор темы проекта и уточнение ее формулировки |
Сентябрь |
Выбор руководителя проектной работы. Знакомство с возможными темами. Предварительная формулировка темы проекта. |
2. Сбор информации по теме 2.1. Ознакомление с критериями оценивания проектной работы 2.2. Поиск информации в Интернете, печатных источниках 2.3 Работа с источниками и обсуждение информации с руководителем проекта 2.4. Составление плана работы над проектом |
Октябрь |
Знакомство с критериями оценивания. Разработка плана работы |
3. Анализ собранной информации 3.1. Изучение собранного материала 3.2. Отбор подходящей информации, соответствующей теме и проблеме проекта 3.3. Составление предварительного списка литературы 3.4. Обсуждение с руководителем формата проектного продукта. |
Октябрь - ноябрь |
Определение возможного вида проектного продукта |
4. Подготовка к предзащите и предзащита 4.1. Подготовка к процедуре предзащиты и ее прохождение. 4.2. Корректировка введения по итогам предзащиты |
Ноябрь |
Написание введения для успешной предзащиты. Успешное прохождение предзащиты. Внесены изменения в ведение |
5. Создание проектного продукта 5.1. Ознакомление с критериями оценивания проектного продукта 5.2. Подготовка проектного продукта 5.3. Выбор мусорных контейнеров для проведения экологической акции. 5.4. Проведение экологической акции 5.6. Подведение итогов. |
Ноябрь - декабрь |
Создан проектный продукт Успешная презентация проектного продукта. Получение обратной связи о качестве проектного продукта. |
6. Работа над письменной частью 6.1. Ознакомление с критериями оценивания письменной части 6.2. Написание основной части и заключения 6.3. Оформление письменной части работы |
Январь |
Готовый отчет по проектной работе. |
7. Подготовка к защите проектной работы. 7.1.Ознакомление с критериями оценивания устного выступления и презентации работы. 7.2.Подготовка к выступлению на школьной конференции «Наука для жизни!» 7.3. Репетиция защиты. |
Февраль |
Готовая презентация и текст для выступления на школьной конференции. |
8. Защита проектной работы 8.1. Прохождение процедуры защиты проектной работы. 8.2. Получение результатов защиты 8.3. Анализ и обсуждение результатов. 8.4. Доработка проектной работы для участия в конкурсах различного уровня. |
Март |
Успешная защита проектной работы. Получение результатов. Обсуждение личных результатов и подведение итогов работы. |
Основная часть
Сегодня каждый россиянин выбрасывает примерно 350 кг бытовых отходов за год. Это в два раза больше, чем 15 лет назад. Темпы роста бытового мусора вселяют тревогу. Это огромное количество мусора – чтобы перевести его КАМАЗами, грузоподъемность которых составляет 450 т, понадобилось бы 8400 таких машин.
Выбранная тема актуальна, так как отношение к охране окружающей среды становится одним из основных показателей уровня развития нашего государства. Одной из острейших экологических проблем остается проблема переработки и утилизации отходов. Проблема отходов является, несомненно, одной из важнейших проблем современного общества. И одним из эффективных ее решений является организация раздельного сбора отходов с их дальнейшим вторичным использованием.
По мнению экологов, существует несколько причин того, что вопрос раздельного сбора отходов в России в целом и в Москве в частности развивается медленно. Во-первых, это проблема коммуникации: люди просто не понимают, как это работает и для чего нужно.
К тому же состав мусора кардинально изменился. Еще совсем недавно домашняя мусорная корзина содержала в основном пищевые и бумажные отходы, старая одежда была из натуральных тканей, а техника в мусоре почти не оказывалась. Современный бытовой мусор - это разнообразный пластик, искусственные материалы, из которых сделана упаковка, одежда, домашние вещи, батарейки, электроника. При захоронении эти вещи разлагаются сотни лет, а может, и больше, выделяя токсичные вещества в почву, воду и воздух. Полиэтиленовый пакет, который послужил вам 20 минут, останется на мусорном полигоне и через 100 лет. При этом многие бытовые отходы можно переработать, пустить в дело и благодаря этому сократить объемы захоронения мусора и сэкономить природные ресурсы. Переработка отходов - это необходимость сегодня. Ведь каждый человек, должен понимать, своим поведением, привычками и активными действиями каждое мгновение влияет на будущее и создаёт его. Мы сами делаем выбор – усугублять проблему или приложить все усилия к её решению.
Классификация отходов
Принять участие в улучшении экологической обстановки не так сложно- достаточно начать самостоятельно сортировать отходы и отдавать мусор на переработку. При сортировке отходов могут возникнуть вопросы - например, стаканчик от йогурта или сметаны не всегда можно опускать в урну для пластика.
Основной критерий, по которому определяется возможность вторичной переработки мусора, - наличие компании, способной осуществить данную переработку.
Пластик — ПЭТ-бутылки, канистры пластиковые, бутылки бытовой химии и косметики, упаковка из полиэтилена и пленка, полипропиленовые изделия (мешки из-под сырья, комбикорма, пищевых продуктов – сахара, муки и т.д.)
Из полиэтилена есть возможность вторичной переработки пластика видов HDPE, PE и PP, PET, LDPE. Вторичной переработке подлежат упаковки TetraPak, бутылки (в том числе и от средств для ухода за автомобилем, хранения масла), полиэтиленовые пакеты. Упаковки из полистирола, комбинированные варианты переработке не подлежат, поэтому их не стоит выбрасывать в специализированные урны, сюда относятся упаковки от зубной пасты, моющих средств, крышки от бутылок, одноразовая посуда, канцелярские изделия;
Стекло — переработке подлежит любая стеклянная тара, банки от продуктов питания и лекарств. Нельзя выбрасывать в контейнеры для вторичной переработки автомобильные, оконные и мебельные стекла, зеркала, лампочки. Фаянсовая, хрустальная и глиняная посуда также относится к смешанным коммунальным отходам;
Бумага — для переработки подходят материалы без примесей, то есть чистая бумага и картон, газеты, журналы, проспекты, глянцевые журналы, книги, бумажные пакеты и украшения. Собранная для раздельного сбора бумажная упаковка должна быть сухой и не содержать остатков пищи.
Не стоит помещать в урны для бумаги обои, бумагу с ламинированным или клеевым слоем, фольгу, чеки, бумажные стаканчики. Салфетки и туалетная бумага не подлежат вторичной переработке, так как чаще всего загрязняются органическими отходами;
Пищевые и растительные отходы (органические отходы) — сухая листва, измельченная бумага, трава, овощи, фрукты, стебли овощных культур – растительные остатки следует собирать в кучи, ящики и специально-подготовленные ямы для создания условий, способствующих перегниванию – делать удобрение для почвы – компост. Для компостирования подходят измельченные ветки и солома, скошенная трава, деревянная щепа, шелуха семечек, скорлупа орехов, очистки и кусочки овощей и фруктов, кофейная гуща, чайные пакетики, черствый хлеб, цветы, бумажные полотенца и т.д.
Строительный мусор подлежит утилизации, но его нельзя выбрасывать в обычные контейнеры и мешки во дворе. В крупных городах есть специальные пункты сбора строительных отходов. После сортировки часть мусора будет отправлена на вторичную переработку, а остальной — на специализированные свалки.
Отходы, содержащие токсические вещества, необходимо отвозить на специальные пункты сбора. Выброшенные в обычный контейнер упаковки от автомобильных масел, люминесцентные лампы, содержащие ртуть термометры могут вызвать отравления.
В крупных универмагах и супермаркетах есть специальные контейнеры для сбора старых батареек — впоследствии они будут утилизированы по специальным правилам.
Таким образом, Россия приближается к европейским стандартам, где раздельный сбор отходов воспринимается как стандарт.
Способы утилизации отходов.
Существуют три типа обращения с отходами. Их можно сжечь, захоронить на полигоне или переработать, вернув материалы в производственный цикл.
1. Складирование.
Самый простой и дешёвый способ избавиться от мусора - это сложить его в кучу где-нибудь подальше и забыть. Но, к сожалению, мусор не даёт о себе забывать. Небольшие кучи со временем разрастаются, превращаются в горы и требуют всё больше и больше территорий, которые навсегда становятся испорченными. На свалке часто происходят самовозгорания, и ядовитый дым загрязняет воздух, переносясь ветром на большие расстояния. Дождевая вода просачивается через свалку, собирая по дороге опасные вещества, и попадает вместе с ними в почву и грунтовые воды, отравляя их. Кроме того, свалка — это отличное место для размножения крыс, которые распространяют вредные для человека инфекции. И, конечно, выглядят такие «горы» не очень красиво, а спрятать их невозможно.
Суммарная площадь земельных отводов для размещения полигонов ТКО (твердые коммунальные отходы) составляет около 19000 га, более 50% которых занято отходами. На мини-полигоны приходится примерно 10 тыс. га земли.
Так, в нашей стране действует около 1600 полигонов ТБО (твердых бытовых отходов), а также сеть мини-полигонов.
На данный момент в соответствии с национальной стратегией, а также концепцией развития объектов по захоронению отходов планомерно закрываются существующие мини-полигоны. Когда-то они были организованы, чтобы люди не создавали несанкционированные свалки, тогда мини-полигоны выполнили свою функцию и поспособствовали развитию культуры населения в обращении с отходами. Но теперь в соответствии с национальной стратегией все мини-полигоны должны быть закрыты до 31 декабря 2025 года, а земли под ними должны быть рекультивированы и переданы в хозяйственный оборот до конца 2027 года.
Достоинства:
- позволяет забыть о проблеме утилизации отходов;
- создаётся видимость - если закопать ТБО, то они исчезнут;
- не требует постоянных и крупных капиталовложений.
Недостатки:
- подземные свалки не заметны, на первый взгляд, но на поверхности земли над ними почва отравлена. Более того, с поверхности почв над свалками часто испаряются едкие токсичные вещества;
- находящиеся в почве отходы отравляют её, попадая через подземные воды в водоёмы;
- затраты на борьбу с последствиями губительного влияния захоронений отходов т.е. на охрану природы, здравоохранение, во много раз превышают расходы на строительство заводов по переработке ТБО;
- требуются новые огромные территории.
2. Сжигание
Такой способ может показаться очень привлекательным - мусор можно заставить просто исчезнуть. Объём мусора действительно уменьшается, но не до нуля. Вместо кучи мусора образуется высокотоксичная зола, которую тоже придётся везти на свалку.
При сжигании мусора можно получать тепло и электроэнергию. Это так, но если сжигать всё подряд, то много энергии получить сложно - например, стекло, металл, пищевые отходы горят не очень хорошо.
При сжигании мусора образуются яды — диоксины, которые имеют свойство накапливаться в воде, почве, в телах животных и человека. Они вызывают серьёзные заболевания и от них почти невозможно избавиться. Установка и обслуживание на мусоросжигательных заводах фильтров, улавливающих диоксины и другие вредные вещества, которые выбрасываются при сжигании смешанных отходов, стоит очень дорого.
И ещё все те материалы, для которых было добыто очень много природных ресурсов, уже никогда нельзя будет восстановить и использовать. Хорошо, что в нашей стране сжигается совсем немного отходов - меньше одного процента.
Достоинства:
- позволяет единовременно избавиться от большого количества мусора;
- удобно в больших городах и на крупных предприятиях, так как позволяет избавляться от отходов по мере их поступления;
- существует также несколько групп отходов, сжигание для которых применять необходимо. Это отходы, которые могут быть инфицированными: медицинские - перевязочный материал, шприцы, спецодежда, медицинские инструменты, органические послеоперационные отходы; отходы служб судебно-медицинской экспертизы, трупы животных; отходы пищеблоков.
Недостатки:
- ядовитые газы, выбрасываемые в атмосферу с дымом, провоцируют тяжелые заболевания у людей, способствуют образованию озоновых дыр;
- из-за постоянных выбросов дыма в атмосферу над предприятиями образуются плотные дымовые завесы;
- после сжигания отходов остаётся ядовитый пепел, который, тоже приходиться утилизировать.
3. Переработка
Материалы возвращаются в хозяйственный оборот, на производство новых вещей затрачивается меньше энергии и меньше воды, при производстве новых вещей вода меньше загрязняется, меньше отходов вывозится на свалку, сохраняются природные ресурсы для потомков.
Переработка отходов позволяет:
- экономить природные ресурсы;
-значительно снижать затраты энергии и воды при производстве;
-сокращать вредные выбросы при добыче сырья и производстве товаров;
-понижать стоимость производства новых изделий;
-уменьшать объем отходов, размещаемых на свалках.
В России, по различным данным, уже передается на переработку от 10 до 17% отходов. Существуют предприятия по переработке различных видов пластика, резины, электролома. Целлюлозно-бумажные заводы повсеместно используют макулатуру как один из видов сырья, а на стекольных заводах к первичным компонентам при выплавке всегда добавляется стеклобой.
Чтобы отправить полезные отходы на переработку, их нужно отделить от другого мусора. Мусор правильнее всего разделять в момент его образования. Только так можно выделить максимум пригодных для переработки фракций.
Не нужно думать, что собранные вместе пищевые отходы, полезные фракции, не перерабатываемый мусор можно разделить на специальных сортировочных линиях. При транспортировке в мусоровозах смешанные отходы прессуются, в результате образуется масса, которую сложно разделить как вручную, так и механически. Доля выделенных полезных фракций в этом случае не превышает 15%.
Захоронение отходов является неотъемлемой частью системы обращения с отходами, так как не все виды мусора можно переработать или безопасно сжечь. Однако, при комплексном подходе данному способу отводится последнее место. Первый приоритет, как правило, отдается переработке отходов, а второй – сжиганию. На свалки отправляются только совсем «безнадежные» отходы. Такой подход обусловлен следующими принципами:
- лучше перерабатывать отходы, экономя природные ресурсы и возвращая сырье в производственный цикл;
- лучше сжигать не перерабатываемый мусор, получая энергию и уменьшая его массу и объем;
- лучше максимально сократить количество территорий, отведенных под свалку.
Таким образом, правильная утилизация отходов поможет не только улучшить состояние окружающей среды, но и сэкономить минеральные ресурсы.
Опыт раздельного сбора отходов в разных странах
Для нашей страны раздельный сбор мусора – понятие не новое. Однако мы пока ещё только учимся культуре раздельного сбора отходов и сильно отстаём от других стран мира в вопросах сортировки мусора.
Практически все отходы, которые из нашего мусорного ведра отправляются на свалку, можно переработать. Технологии и предприятия, ориентированные на эту задачу, существуют в большинстве стран мира, в том числе, и в нашей стране.
Многие страны достигли больших успехов в области переработки отходов и борьбы с мусором. Уровень переработки в европейских странах различен. Больше всего отходов – от 30-50% и более – подвергается вторичной переработке в Швеции, Дании, Швейцарии, Германии, Бельгии, Норвегии, Австрии и Нидерландах. Меньше всего – до 15% – перерабатывают Великобритания, Исландия, Португалия и Греция.
Япония.
В Японии проблема утилизации отходов особенно актуальна, поскольку на островах не так много места для их захоронения. Во многом именно по этой причине японцы уже давно разработали систему сортировки и утилизации мусора, а также придумали особую «безотходную» философию.
Мусор делится на 4 категории – сгораемый, несгораемый, перерабатываемый и крупногабаритный. Сгораемый мусор выносят в красном пакете. В него следует отправлять не подлежащие переработке деревянные, кожаные, резиновые, пластиковые и бумажные изделия, а также ненужную одежду и сухие продукты. Несгораемые отходы отправляются в синий пакет. Чтобы избавиться от крупного мусора, который не помещается в пакет, нужно сделать специальный заказ и в указанный день выставить его со специальной наклейкой. Все перерабатываемые отходы тщательно моют, сушат и складывают в прозрачный пакет.
Пластиковые бутылки собирают отдельно, так как их них получается самый качественный вторичный пластик, который превращается в школьные спортивные формы, рабочую спецодежду, ковры, напольные покрытия, канцелярские товары – или снова в бутылки.
За тем, чтобы все было рассортировано правильно, следят рабочие, обслуживающие мусоровоз. Машина по сбору мусора приезжает в определенные часы.
День для вывоза крупногабаритных вещей обычно назначается отдельно: жители звонят в компанию по сбору мусора и делают заявку, там им сообщают, когда за мебелью приедет мусоровоз. Именно за мебелью, потому что бытовая техника к крупногабаритному мусору не относится. За ее утилизацию нужно платить отдельно.
Сделать это можно разными способами. Ее можно отвезти в магазин, в котором техника была куплена, и заплатить компании-производителю за утилизацию. Или можно оплатить в этом магазине утилизацию товара, взамен за это выдадут специальную наклейку. Ее можно наклеить на старую технику и вынести к мусорным бакам — мусоровоз заберет ее и отвезет в утиль. Такая практика привела к неплохим результатам: утилизация бытовой техники дает стране более 1 млн тонн железа и 50 тысяч тонн цветных металла в год.
Мусорки-сортеры. Чтобы гости страны тоже соблюдали правила раздельного сбора, японцы установили на улицах особые урны: отверстия в них сделаны так, чтобы ничего кроме того, для чего они предназначены, туда не входило. Если отделение урны предназначено для тетрапаков, вы не сможете протиснуть туда стеклянную бутылку. Для того, чтобы было понятно, к какой категории отходов относится тот или иной мусор, на всех упаковках товаров есть маркировка, подсказывающая куда ее выкидывать. Например, на йогурте указано, что крышку нужно выбрасывать в пластиковый мусор, а стаканчик - в сгораемые отходы.
Для того чтобы избавиться от мусора, нужно покупать специальные пакеты разного цвета и размера для разных видов мусора и наклейки. Пакеты выносят в строго определённые дни недели согласно специальному «мусорному календарю». Если отходы рассортированы неправильно, то их просто не станут забирать. «Хозяин» такого мусора станет врагом для всех соседей и сильно испортит свою репутацию.
Германия.
Немецкая система разделения мусора - наиболее рациональная, не только в Европе, но и в мире в целом.
Жители обязаны не только отделять макулатуру от стекла или жести, остатки пищи от батареек, но и складывать в различные уличные баки бутылки, отличающиеся по цвету, относить просроченные лекарства в аптеку, выбрасывать стеклянные емкости из-под напитков только в рабочие дни (дабы не нарушать покой людей).
В частности, требуется: необработанную термическим воздействием органику (обрезки овощей-фруктов, цветы и листву, скорлупу и использованные кофейные фильтры) собирать лишь в коричневые контейнеры, предварительно (по возможности) упаковав их в газетный лист, что убережет содержимое свертка от ускоренного процесса разложения; обрезки мясных продуктов и полуфабрикатов складировать в отдельную емкость.
В этой стране довольно много правил для раздельного сбора отходов. Жители соблюдают их точно и аккуратно, ведь иначе им придётся платить большие штрафы.
Стекло можно сдать в специальные автоматы в супермаркетах. Умный аппарат может принимать бутылки по одной или целую коробку, и он сам сразу же их сортирует. Также на улицах можно встретить специальные контейнеры для стекла, причём свой для каждого цвета (коричневого, зелёного, бесцветного). Большинство бутылок моют, стерилизуют и заново наполняют напитками. В синие контейнеры отправляется бумага и картон. В жёлтые контейнеры складывают упаковку из металла, пластика и смешанных материалов с особым знаком «зелёная точка». Ну, а в серые – всё, что осталось. За вывоз этого контейнера нужно платить достаточно высокую цену, а все остальные контейнеры вывозят бесплатно.
Швеция.
В большинстве городов отслужившую свое печатную продукцию выставляют в определенные дни за двери, предварительно аккуратно упаковав. Как и немцы, шведы утилизируют цветные емкости в разные баки.
Жители многоэтажек выбрасывают в общий мусороприемник лишь то, что нельзя отнести к жестяным, пластиковым, стеклянным или бумажным изделиям.
Обладатели собственного дома имеют возможность вдвое сократить расходы на вывоз отходов, если подпишут договор, согласно которому будут тщательно сортировать выбрасываемый мусор.
Сегодня Швеция признана самой экологически чистой страной в мире. В стране практически не осталось мусора.
Дело в том, что бытовые отходы шведы перерабатывают в электричество и энергию для обогрева. Отходы сжигаются, за счёт этого нагревается вода, которая обогревает жилые и административные здания. Это обеспечивает 20% центрального отопления в городах Швеции, а в столице – до 45%. Часть получаемой энергии используется для выработки электричества, которое питает примерно четверть миллиона домов.
В стране сортировка мусора развита настолько, что на свалку отправляется только 4-7% от всех отходов.
В каждом доме установлено примерно шесть контейнеров: под биоотходы, стекло, бумагу, пластик, металл, картон. За неправильно отсортированный мусор шведы получают штрафы.
Вдобавок в супермаркетах установлены специальные автоматы, которые принимают у жителей пластиковые бутылки и взамен выдают деньги. Так как в стоимость многих напитков включена цена на бутылку.
Информацию о важности переработки отходов рассказывают шведам с самого раннего возраста – в детском саду и школах.
В результате экологической жизни шведы столкнулись с другой проблемой – теперь им не хватает мусора для получения энергии и электричества. На данный момент стране помогает Норвегия. Оттуда в Швецию поступает 800 000 тонн отходов ежегодно. Но власти намерены создать импорт отходов и из других стран.
Финляндия
Жители этой страны очень ответственно сортируют вторсырье. В благодарность они имеют льготы на плату за жилье и коммунальные услуги, если хорошо и качественно сортируют мусор. Также существует система залоговой стоимости упаковки. Это значит, что, покупая продукт, покупатель платит не только за товар, но и за упаковку (обычно это банки и бутылки из-под различных напитков). Покупатель может получить залог обратно, вернув использованную тару в магазин. В большинстве магазинов существуют специальные автоматы, которые принимают банки и бутылки, а потом выдают чек с суммой, которую покупатель может получить обратно.
Как и во многих других странах, недалеко от дома всегда есть контейнеры для органических отходов, картона, бумаги, стекла, металла и пластика. Одежда, мебель, батарейки, электроника, лекарства, банки от краски и многое другое тщательно сортируется и превращается в новые изделия или безопасно утилизируется.
Жителей учат разбираться в мусоре с помощью специальных книжечек, которые рассылают по почте, раскладывают в супермаркетах и центрах переработки. Для детей в школах проводят интересные занятия.
Соединенные штаты Америки
Более 500 штатовских заводов по переработке бытовых отходов должны работать в полную силу и как можно эффективнее. Для этого типичный горожанин или житель поселка выкидывает мусор строго по различным контейнерам, а некоторые фирмы получают неплохой доход, выкупая у населения рассортированные отходы и перепродавая их предприятиям соответствующего профиля. Одним из элементов системы вознаграждения за правильную утилизацию является выплата некоторой суммы денег за сдачу бутылок.
Канада
Органические отходы собирают в зелёные баки или оранжевые пакеты. Всё, что можно отправить на переработку, должно попасть в синие баки или пакеты. А весь остальной мусор – в чёрные. В определённые дни недели и часы жители выставляют контейнеры или мешки к дороге, чтобы их легко могла забрать машина одного из трёх типов. Опасные отходы (например, лаки и краски, аэрозоли, батарейки) ни в коем случае нельзя складывать ни в один из перечисленных контейнеров. Их нужно относить в специальные центры. На улицах расположены контейнеры, предназначенные для сбора одежды, обуви, игрушек и других полезных вещей, которые ещё могут кому-нибудь пригодиться.
В этой стране существует закон, согласно которому жители, не сортирующие мусор или делающие это неправильно, облагаются штрафом. Однако здесь принято быть законопослушными. Кроме того, развитию культуры обращения с отходами способствует социальная реклама, в которой подробно объясняется, что и как нужно делать.
Таким образом, на сегодняшний день решение «мусорной» проблемы состоит в налаживании раздельного сбора и переработки отходов. Опыт самых развитых стран показывает, что участие каждого жителя вносит значительный вклад в развитие культуры грамотного обращения с отходами и помогает сделать процесс избавления от мусора безопасным и эффективным.
Организация раздельного сбора мусора в нашей школе
Среди учащихся школы был проведен социологический опрос с целью определения степени осведомленности, актуальности и вовлеченности в процесс раздельного сбора отходов.
По вопросу осведомленности учащихся о раздельном сборе отходов, осведомлены – 70 учащихся (96,4%).
По степени осознания актуальности проблемы раздельного сбора отходов респондентами, число которых составило 59,6% от общего количества опршенных.
При этом, только малая часть опрошенных сортирует отходы домаю
Таким образом, в ходе анализа опроса я выяснил, что при понимании проблемы раздельного сбора мусора, практически никто не сортирует мусор дома и не занимаются раздельным сбором отходов.
При проведении опроса своих друзей я выяснил, что большинство респондентов волнует проблема раздельного сбора мусора, они активно принимают участие в раздельном сборе мусора, знают как сортировать отходы. Но при этом в Москве это сделать достаточно сложно, так как мусор все равно (даже тот, который был рассортирован по разным пакетам дома, все равно складывается в один мусорный бак).
В нашей школе так же такая проблема существует.
Я опросил заведующую производством Светлану Михайловну Р. и узнал, что в школьной столовой в соответствии с требованиями Роспотребнадзора существует раздельный сбор пищевых отходов и сбор твердых отходов. Но более детальной сортировки мусора нет.
При этом наша школа предпринимает попытки организации раздельного сбора мусора.
Например: мы участвуем в экологической акции «Бумажный бум» по сбору макулатуры. К сожалению, некоторые наши ученики, при сдачи макулатуры, иногда сдают и другой бытовой мусор. Например, в прошлом году, когда мой класс отвечал за сбор макулатуры мы обнаружили в коробках с макулатурой: кирпич, электрические провода, мокрую бумагу. Я могу сделать вывод, что все это было сделано умышленно, с целью увеличить вес сданной макулатуры и выиграть во внутри школьном соревновании.
Еще одна акция, в которой участвует наша школа - «Добрые крышечки» - это российский эколого-благотворительный волонтерский проект, имеющий двойную цель: сделать наш мир чище и помочь детям, которым нужна поддержка. Крышечки собираются в большие емкости и отправляются на переработку.
Ранее в нашей школе проводилась акция по сбору батареек. В школе был установлен контейнер и собранные батарейки передавались на переработку. К сожалению, сейчас эта акция не проводится.
В качестве своего проектного продукта я решил установить специализированные баки по раздельному сбору мусора в школе. Мне кажется, что эта проблема в нашей школе актуальна. У учителей и учащихся школы всегда есть различные виды отходов: кто-то съел яблоко на перемене – пищевые отходы, у кого-то сломалась ручка – это пластик, а кто-то решил выкинуть рваный листочек бумаги.
Для выбора специальных емкостей для сбора мусора я обратился за помощью к Антону Сергеевичу, руководителю моей работы. Мы выяснили, что существует различные варианты сбора отходов. Существует огромное количество видов контейнеров. При выборе контейнеров мы выделили несколько важных моментов:
долговечность - некоторые контейнеры в продаже изготовлены из картона, а это не очень долговечный материал;
мобильность – контейнеры должны быть легкими или иметь подставку на колесиках, чтобы сотрудникам было легко с ними работать;
наглядность – контейнеры должны наглядно показывать для чего они установлены;
яркость – они должны быть заметны;
стоимость – как выяснилось – стоимость контейнера для раздельного сбора мусора начинается от 3000 рублей и заканчивается в около 80 000 руб.
Когда мы определились с видом контейнеров, я попросил свою семью купить два комплекта контейнеров в школу. Место установки контейнеров мы согласовали с заместителем директора по хозяйственной части Наталей Ивановной Т. К слову сказать, уборщицы были не очень рады установки таких контейнеров, так как думали что теперь нужно больше работать. Места установки контейнеров – наиболее массовые места в школе: актовый зал и коридор первого этажа около библиотеки. Я попросил сотрудников школы складывать пакеты из этих контейнеров отдельно и так же отдельно отправлять в мусорную компанию.
Так же я выяснил, что у нашей школы заключен договор на вывоз мусора с компанией ГКСЭТ (Группа Компаний «Современные Экологические Технологии»). У этой компании есть возможность организовывать раздельный вывоз мусора с объектов. Я попросил Антона Сергеевича договориться с этой фирмой на раздельный вывоз мусора из нашей школы.
Ежедневно сотрудники школы забирали мусорные пакеты из этих баков. Я каждый вечер смотрел, что получилось из моей идеи. За то время, пока установлены контейнеры, четко прослеживается интерес к раздельному сбору мусора. Так, первые 10-14 дней никто не разделял отходы. На вторые две недели начал отдельно собираться пластик. К концу первого месяца пластиковые отходы стали собираться полностью отдельно.
Все отходы, которые мы сортировали в школе, складировались в разные контейнеры на общей мусорной площадке и их раздельный вывоз был организован нашей мусорной компанией.
Со временем, ученики и сотрудники нашей школы стали отдельно собирать и пищевые отходы. Конечно, до сих пор мы полностью не сортируем мусор, но первый шаг уже сделан. А это главное.
Заключение
Обращение с отходами – деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов, подготовкой, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием или использованием отходов.
Закончив свой проект, я могу сказать, что все из того, что было задумано - получилось, так как я разобрался в вопросе раздельного сбора бытовых отходов. Я выбрал и смог установить в школе специализированные контейнеры для раздельного сбора мусора. У нас получилось организовать раздельный вывоз мусора с территории школы. Так же я выяснил, что наша школа участвовала ранее, участвует на данный момент и я уверен, что будет участвовать дальше во многих экологических акциях. Я очень рад, что при работе над проектом я смог внести свой вклад в эту очень важную миссию.
Если бы я начал работу заново, я бы старался более четко следовать плану работы, уделять больше времени письменной части. Работа над проектом - дело очень серьезное, которое требует много усердия, внимания, организованности умений и времени. Необходимо четко следовать поставленному плану, самостоятельно принимать решения. Мне не всегда удавалась следовать плану моей работы. Но работа над проектом мне показала, что нужно быть внимательным ко всем мелочам. Для меня это большой опыт, и я уверен, что он пригодиться мне в будущем.
Я думаю, что я решил проблему своего проекта и достиг поставленной цели своей работы, потому что по результатам своей работы я смог привлечь внимание учеников и сотрудников школы к проблеме раздельного сбора бытовых отходов. Специализированные контейнеры, которые приобрел мой отец будут подарены школе, что бы и дальше можно было реализовывать принципы разделения мусора. Мой проектный продукт готов к использованию в жизни школы.
Хочу поблагодарить за помощь в работе своего руководителя Антона Сергеевича, моих одноклассников за поддержку, сотрудников школы: Наталью Ивановну, Михаила Михайловича, Светлану Михайловну, моих родителей.
Список использованных источников информации
ГКСЭТ – текст: электронный // ГКСЭТ: группа компаний: «Специальные экологические технологии». – URL: https://gkset.ru/ (дата обращения: 19.12.2023)
Что значит раздельный сбор отходов? – текст: электронный // Центр ЖКХ. – URL: h https://centerjkh.ru (дата обращения 31.01.2024)
Озон – Интернет магазин. – текст: электронный ресурс – URL: https://www.ozon.ru/ (дата обращения: 12.12.2023)
Твердые бытовые отходы и их классификация – текст: электронный // https://so22.ru/othody/ (дата обращения: 31.01.2024)
Что такое ТБО? – текст: электронный // Эко-Москва https://musor.moscow/blog/chto-takoe-tbo// (дата обращения: 31.01.2024).
Сколько мусора оставляют после себя россияне и сколько перерабатывают – текст: электронный // Эко-Москва https://neg.by/novosti/otkrytj/skolko-musora-ostavlyayut-posle-sebya-belorusy-i-skolko---pererabatyvayut // ( Дата доступа:16.09. 2021)
Артемова О.В., Балдина Н.А., Вологдина Е.В. и др. Большая энциклопедия открытий и изобретений: Науч.-поп.издание для детей.-М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007 г.
Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с.