ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ-ЗАГАДКА И ЧУДО

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ-ЗАГАДКА И ЧУДО

Волошина А.В. 1
1Гимназия №7
Терновская И.М. 1
1Гимназия №7
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

“Человек, лишённый памяти, по сути, перестанет быть человеком”(высказывание Чингиза Айтматова). Как такое может быть? Что же это за чудо память человеческая? Почему мы одно помним, а другое забываем; почему, казалось бы, пустяковое событие врезается в наш мозг и сохраняется надолго, а другое важное, испаряется из памяти? Задав себе эти вопросы, я решила узнать побольше о нашей памяти.

Актуальность: проблема развития памяти подростков является особо значимой. В условиях изменяющихся образовательных стандартов, постоянного роста потока информации, увеличивается нагрузка на интеллектуальные функции учащегося.

Цель: изучить,как происходит процесс запоминания, у всех ли одинаковая память и можно ли её улучшить.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1. Узнать какие бывают виды памяти.

2. Каковы особенности памяти.

3. Возможности развития памяти.

4. Опытным путём доказать, что при применении специальных упражнений память можно значительно улучшить.

5. Сделать выводы и составить рекомендации по развитию памяти для учащихся и педагогам.

Объект исследования: возможность и свойства памяти учащихся 4 «Б» класса.

Гипотеза: Если память человека, по каким либо причинам слабо развита и это мешает ему в обучении, то используя специальные тренировочные упражнения для развития и укрепления её, возможно, качественно повысить уровень запоминания информации, что поспособствует успешному обучению.

Методы исследования: анализ литературы по исследуемой проблеме, общение со специалистами, проведение исследований, диагностика, анализ результатов.

2. Теоретическая часть

2.1. Что такое память?

В словаре Ожегова [1] я прочла, что память-это важнейшая функция головного мозга, способность его воспринимать информацию, запечатлевать её в клетках мозга, хранить, а затем по мере необходимости воспроизводить нужное точь-в-точь или своими словами. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигла у человека.

Такими способностями и возможностями, какими обладает память человека, не обладает ни одно живое существо в мире.

“Без памяти, - писал Рубинштейн - мы бы существовали мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезло бы в прошлом”. [2]

Память человеческая – это двери, распахнутые в прошлое, вчерашнее и далекое будущее человека.

Рассмотрим, как устроена память и как она работает с точки зрения современной психологии. Всё, что происходит с нами, всё, что мы видим, говорим, слышим, может сохраняться долгое время. Внутренний мир человека наполнен образами тех людей, которые окружают его, героями прочитанных книг, просмотренных кинофильмов, пережитых чувств. За хранение информации отвечает наша память.

Память включает в себя такие процессы, как запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание. Нарушение даже одного из них ведёт к расстройству памяти в целом.

Интересны исследования немецкого психолога Германа Эббингауза о том, что наибольшая потеря материала происходит сразу после заучивания, а в дальнейшем процесс забывания замедляется. Для предотвращения забывания необходимо повторение. Первое повторение следует сделать через 15-20 минут после заучивания, второе – через 9 часов, а третье – через 24 часа. Забывание протекает быстрее, если материал непонятен, труден или неинтересен.[6]

Память также зависит от того, что нам больше нравится делать. Если у человека есть любимые дела, то они требуют меньше усилий, и всё, что связано с ними, запоминается очень легко.

Где же хранится важная для нас информация? В научном мире пока нет единого мнения о том, в какой именно части головного мозга хранятся наши воспоминания. Учёные лишь пришли к выводу, что разные участки коры головного мозга отвечают за разные психические функции. Например, лобная доля – это наши планы и цели, левая височная доля – это эмоции и чувства; есть центры аппетита, поведения, юмора и любви.

Также я узнала, что у представителей разных профессий преобладают разные виды памяти. У художников лучше всего развита зрительная память, у музыкантов - слуховая, у спортсменов - двигательная, а у политиков – словесно - логическая.

2.2.Виды памяти

Существуют несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. [3]

Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала и по преобладающему процессу восприятия информации.

1. Мгновенная память длится всего 0,1 – 0,5 секунд. Она представляет собой память – образ.

2. Кратковременная память сохраняет информацию всего несколько секунд (до 20). Без специального повторения эта информация забывается. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объём. Он в среднем равен от 5 -9 единиц информации и определяется по числу единиц, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько секунд после однократного предъявление информации. Кратковременная память связана с актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в неё попадает только осознанная информация, основанная на интересах и потребностях человека и привлекает к себе его повышенное внимание.

К особенностям кратковременной памяти относиться свойство замещение. Если представить кратковременную память в виде кувшина с водой, то можно сказать, что у каждого человека объём кувшинчика индивидуален. При переполнении информацией, наша кратковременная память частично освобождается, вытесняя старую информацию, которая может безвозвратно стереться или отправиться в долговременное хранилище до лучших времён. Это происходит и в том, случае, если человек не может запомнить всю информацию сразу.

Благодаря кратковременной памяти человек перерабатывает самый большой объём информации, она помогает нам отсеивать нужную и ненужную, полезную и бесполезную, важную и неважную информацию. Вследствие этого, не происходит информационных перегрузок. Срабатывает психологическая и физиологическая защита организма и если мы устали и наш кувшинчик переполнился, то мы чувствуем усталость, теряем интерес к работе, требуется перерыв.

3. Оперативная память – рассчитана на хранение информации в течение заданного срока, от секунды до нескольких дней. Срок хранения информации определяются задачей, которую нужно решить человеку. После этого информация может исчезнуть. Оперативная память по своим временным характеристикам находиться между кратковременной и долговременной памятью.

4. Долговременная память способна хранить информацию неограниченное время, практически без изменений. Более того многократное повторение данной информации только укрепляет её в памяти. Вспомнить старую информацию помогают мышление и сила воли.

5. Генетическая память позволяет передавать информацию через гены по наследству. Генетическая память – единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

6. Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она очень важна для многих профессий, в том числе для инженеров и художников. Зрительная память помогает развитию воображения.

7. Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Она необходима учёным, филологам, музыкантам, акустикам, логопедам, людям, изучающим иностранные языки и учителям. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Человек может быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений, смысл читаемого и т.п. Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Именно с помощью словесно-логической памяти мы заучиваем то, что задают нам учителя. Если же, мы повторяем не задумываясь и не понимая, то это механическая память или зубрёжка. Только сочетание осмысленного и механического запоминания позволит прочно усвоить материал.

8. Двигательная память помогает запомнить, сохранить и воспроизвести сложные движения. Она помогает нам сделать первые шаги, усвоить трудовые и спортивные навыки, умения. С помощью её мы научились писать. Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Научившись ходить, бегать, плавать, ездить на велосипеде, играть в футбол, мы, как правило, сохраняем эти навыки благодаря двигательной памяти.

9. Эмоциональная память – это память на переживания. Она влияет на все виды памяти и проявляется в человеческих отношениях. На этой памяти основана прочность запоминания материала. Самые яркие и счастливые моменты человек запоминает на долго без особого труда. Благодаря эмоциональной памяти мы помним переживания как весёлые, так и грустные. Помня их, мы стремимся туда, где нам было хорошо и приятно, и стараемся избегать ситуаций, в которых мы испытывали страх и горе. Интересно и эмоционально проведённый урок учителем, на долго останется в памяти учащихся. Изучаемый материал запомниться сам собой, если относиться к процессу обучения положительно, без сопротивления.

10.Осязательная, обонятельная и вкусоваяпамять особой роли в жизни человека не играют и их возможности ограничены. Их роль в основном сводиться к удовлетворению биологических потребностей или потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма. Данные виды памяти играют большую роль в профессиональной деятельности человека. Например, очень хорошо развита обонятельная и вкусовая память у повара, кондитера, винодела, дегустатора, сыровара. Острым обонянием обладают парфюмеры.

11. Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой и осязательной. Зрительная память позволяет нам помнить лица близких людей, внешний облик предметов. Слуховая память сохраняет разные звуки: журчание воды, трели соловья, лай собаки, шум моря. Обонятельная память даёт нам возможность помнить запахи. Осязательная память хранит ощущения тепла и холода, неприятные ощущения укола, тесной обуви. Она спонтанна, гибка и обеспечивает длительное хранение впечатлений. Много лет спустя мы можем совершенно точно вспомнить вкус бабушкиного пирога, её голос или прикосновение. Образная память причудливо избирательна. Мы видим в городской толпе тысячи лиц, но одно почему-то еще долго стоит перед глазами. Ни с того, ни с сего, запоминаем услышанную где-то мелодию.

Особый, редкий вид образной памяти представляет собой эйдетическая память. Она удерживает в течение некоторого времени чрезвычайно яркие образы и детали. Если человеку, обладающему ею, продемонстрировать на экране какую-нибудь картинку, а затем оставить его перед пустым экраном и начать задавать те или иные вопросы о показанном, он будет продолжать «рассматривать» эту картинку. Глаза при этом движутся так, как если бы она оставалась перед ним. Данный вид памяти – исключение, а не правило. Чаще всего она проявляется у детей.

Эйдетиками были некоторые выдающиеся художники и музыканты. Например, об известном французском графике Гюставе Доре рассказывают такую историю. Однажды издатель поручил ему сделать рисунок с фотографии альпийского пейзажа. Доре ушёл, забыв взять с собой снимок, однако на следующий день принёс совершенно точную копию увиденного накануне.

Эйдетическая память связана с такой особенностью восприятия, как синестезия. Это явление возникает благодаря тесной связи между сенсорными системами. Например, восприятие определенного цвета может быть сопряжено с ощущением тепла, а звуки музыки способны вызвать череду зрительных образов. Некоторым композиторам присущ «цветной слух». Александр Николаевич Скрябин стал даже создателем светомузыки.

По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят нанепроизвольную и произвольную. При непроизвольном запоминании, информация сохраняется автоматически, без особых усилий со стороны человека, без постановки им специальной задачи. При произвольном запоминании человек ставит перед собой цель запомнить что-либо, и данный процесс требует силы воли. Интересным является тот факт, что непроизвольное запоминание иногда может быть сильнее произвольного, если работа требует от человека интеллектуальных усилий и имеет большое значение.

2.3. Что такое мнемотехника?

Мнемотехника — это способ развить память, упростить процессы запоминания, ускорить их с помощью визуальных ассоциаций. В основе мнемотехники лежит визуализация информации посредством образов. Чем ярче образ, тем лучше он запоминается. Мнемотехника, или мнемоника, помогает быстро запоминать большие объёмы информации, преобразовав их в картинки. Из-за разницы мышления и многообразия личного опыта визуальные образы у всех свои, индивидуальные. У одних примитивные, незатейливые; у других — абстрактные, понятные только самому носителю информации.[7]

Мнемотехника — это не новая методика. Само слово «мнемоника» восходит корнями к древнегреческому слову «искусство запоминать». Впервые приёмы мнемоники описали ещё древние римляне в I веке до нашей эры.

Одной из исторической личностью, который пользовался мнемотехникой был Иосиф Сталин. Современники вождя народов утверждают, что он мог запоминать колоссальные объемы информации. Он на всех выступления произносил речи без листа или суфлера. Он всегда помнил информацию из тысячи прочитанных книг и мог дословно цитировать нужные места. Он знал по фамилиям всех военных начальников и все точки дислокации войск по время Великой Отечественной войны. Сталин мог за день легко прочитать пару книг.Он всё сохранял в памяти, не доверяя даже бумагам.

Но как же это возможно? Кто-то скажет, что это природный дар, сверхспособности или просто чудеса мозга генералиссимуса. Но весь секрет в особой системе запоминания, которую глава СССР регулярно практиковал - мнемотехника.И мнемотехникой пользовался не только Иосиф Сталин. Ее использовали такие исторические личности, как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Моцарт, Никола Тесла, Наполеон и многие другие.[8]

Чаще всего приёмы мнемотехники используют при обучении. В изучении любой дисциплины приходится запоминать много новой информации. Составляя ассоциативный визуальный ряд, гораздо легче запомнить даже сложные правила, математические формулы и большой объём лексики на иностранном языке. С некоторыми приёмами мнемоники мы встречаемся ещё в начальной школе. Их используют школьные учителя для запоминания информационных рядов из разных дисциплин. Например: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» (окружающий мир, последовательность цветов радуги), «Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку» (русский язык, названия падежей).

Мнемотехнику можно освоить как с тренером, так и самостоятельно. Все приемы основаны на одном главном принципе: информации нужно присвоить какой-то яркий или знакомый образ. При этом есть приемы для взрослых, для детей. Изучив и комбинируя их, вы сможете легче запоминать информацию. (Приложение 1)

3. Практическая часть

3.1 Консультация со специалистами.

Первой, к кому я обратилась с вопросами, была Гордеева Наталья Валерьевна - психолог.

- Можно ли развить память?

Н.В.: Чем лучше работает головной мозг, тем лучше память: если человек активно и много читает, думает, занимается творчеством, то его память развивается, а если он ленится, не читает и не размышляет, то способности его памяти ослабевают. Самое главное, человек должен знать для чего, зачем ему нужно это запоминать. Для улучшения своей памяти необходимо повторение. Это один из главных приемов. Также очень хорошо, чтобы запомнить, чертить, изображать, и, конечно же, проговаривать вслух! И еще, многие ребята, когда стоят перед выбором: выучить что – нибудь полегче или потруднее, выбирают первое. И… ошибаются! В долговременную память откладывается более сложная информация, так как, сами того не замечая, прикладываем больше усилий для ее запоминания.

Вывод:тренировка памяти - очень важный процесс, который необходимо поддерживать с детства.

Наталья Валерьевна дала рекомендации по улучшению памяти. (Приложение 2)

Следующим специалистом, к которому я обратилась,был врач - педиатрВолкотруб Ирина Дмитриевна.

- Каковы особенности детской памяти?

И.Д.: Воспоминания из детства считаются самыми прочными. Это вполне объяснимо: в детском возрасте память острее, а впечатления насыщеннее и глубже.

У малышей каждый день начинается с открытий. Все оценивается с одной позиции: интересно - неинтересно.

Память ребенка необычна. Неразрывно соединены эмоции и поступки. Взрослые не запрыгают по-настоящему от радости, им будет стыдно завизжать от восторга. В детстве сознание не умеет думать, оно только воспринимает.

- Предположим, что ученик по дороге в школу утратил память. Чего бы он лишился?

И. Д.: Решительно всего! Прежде всего, такой человек не пришел бы к цели своего пути, а если бы его туда привели, не знал бы, что там делать. Он забыл бы себя, как его зовут, где живет, не смог бы протянуть руку за стаканом воды, потому что потерял память на движения и этот список можно продолжать дальше

- Наверное, существуют чудодейственные таблетки для развития памяти?

И.Д.: Таких таблеток не существует, но могу раскрыть некоторые секреты быстрого запоминания:

- Запоминай важную информацию утром или вечером. В это время влияние процессов торможения наименьшее.Непосредственно перед сном прочитать то, что особенно важно запомнить.

- Делай перерывы при запоминании. Во время перерывов нельзя получать никакую другую информацию (читать, смотреть телевизор, слушать радио). Это уменьшит влияние процессов торможения.

- Не запоминай однотипную информацию друг за другом. Так не следует учить математику после запоминания исторических дат. И там, и там работа происходит с цифрами. Это затруднит запоминание.

-Чаще читать вслух; от этого запоминание улучшается примерно на 40 %

- Лучше запоминается информация, добытая с трудом. Например, если спросить у кого-нибудь перевод незнакомого слова, то, скорее всего, забудешь его через 5 минут. Надо найти это слово в словаре, и оно запомнится надолго.

-Запомни «Самый совершенный в мире мозг ржавеет без дела». Благодаря памяти человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человека без постоянного улучшения этой функции немыслим.

- Для улучшения памяти необходимо соблюдать режим дня. Зарядка, пробежка, или любая другая физическая нагрузка необходима для нормального развития мозга и памяти. Сосуды расширяются – кровоток улучшается. Полноценный сон также очень важен (не менее 9 часов).

- Питаться необходимо часто (5 раз в день), но небольшие порции. Это поддержит мозг в тонусе. Есть лучше всего различные каши, орехи, жирную рыбу, бобы, фрукты и овощи. Принимать рыбий жир в капсулах и кушать салаты с растительным маслом.

- Для улучшения памяти можно принимать витамины:  витамины B1 (тиамин), В6,  С, холин, фолат, ниацин, кальций, медь, йод, железо, магний, марганец, калий, цинк и прежде всего - лецитин.

Вывод: память лежит в основе способностей человека и является условием приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.

3.2. Исследования памяти обучающихся 4 класса

3.2.1.Анкетирование

Я провела анкетирование в 4 «Б» классе. Анкета включает в себя 5 вопросов открытого и закрытого характера. (Приложение 3)

В опросе приняли участие 27 человек. Целью анкетирования было выяснить, как оценивают ученики уровень своей памяти, какая память преобладает у ребят, как и какими способами дети развивают свою память.

Результаты анкетирования:

1. «Как ты считаешь, хорошая ли у тебя память?

Вывод: большинство ребят отмечает у себя хорошую память, некоторые ребята не смогли оценить свой уровень памяти.

2. «Как ты думаешь, сколько учеников твоего класса обладают хорошей памятью?»

Вывод: ученики класса высоко оценили уровень памяти своих сверстников, из диаграммы видно, что более 60 % детей согласно опроса владеет хорошей памятью.

3. «Какой вид памяти у тебя развит лучше? Зрительная или слуховая?

Вывод:ребята считают, что у них преобладает зрительная память, но и многие отметили у себя основной слуховую память.

4. «Тренируешь ли ты свою память?»,

Вывод:большинство учеников стремятся развивать свою память.

5. Отвечая на пятый вопрос анкеты, ученикам нужно было перечислить способы и приёмы для успешного запоминания, которые они используют при обучении. И вот, что у нас получилось:

3.2.2. Эксперимент по улучшению памяти

Опытная работа №1.

Цель: исследовать преобладание у учащихся определённого вида памяти:

1) зрительная;

2)слуховая;

3)двига­тельная.

В экспериментальной группе участвовали обучающиеся 4 «Б» класса, в количестве 7 человек. Участие добровольное анонимное.

Эксперимент № 1

Я разложила карточки с 10 изображениями, пригласила Участников, дала 1 минуту на запоминание этих изображений, затем перевернула карточки обратной стороной и попросила написать, что они запомнили в произвольном порядке. Результаты представлены ниже:

Вывод: у Участника № 5 лучше всех развита зрительная память.

Эксперимент № 2

Я по очереди каждому участнику называла 10 слов: «Дом, цветок, молоко, шоколад, бумага, зеркало, лампа, дверь, карта, книга». Затем попросила повторить эти слова в произвольном порядке и занесла результаты эксперимента в анкеты участников .

Вывод: у Участника № 1,2,5 лучше развита слуховая память.

Эксперимент № 3

Участникам были показаны 10 движений:

  1. Правая рука вверх, опустить.

  2. Левую ногу согнуть в колене, опустить.

  3. Наклон туловища вперед, выпрямиться.

  4. Прыжок на месте.

  5. Дотронуться правой рукой до носа.

  6. Присесть, подняться.

  7. Поворот вокруг себя.

  8. Повернуть голову направо.

  9. Показать язык.

  10. Сделать выпад левой ногой вперед.

Затем я попросила повторить эти движения в произвольном порядке и занесла результаты эксперимента в анкеты участников.

Вывод: у Участников № 2,7 лучше развита двигательная (моторная) память.

Участникам были оглашены результаты эксперимента и даны рекомендации по улучшению разных видов памяти.

Опытная работа №2.

Цель: при помощи специальных упражнений (Приложение4)для улучшения памяти повысить уровень памяти обучающихся.

Для этого все обучающиеся экспериментальной группы после уроков проводили тренинги по развитию памяти. Эксперимент продолжался в течение 2 недель. Затем ребята выполнили те же задания, что и в начале.

Анализ результатов показал, что ребята улучшили свои прежние показатели.

Вывод:используя специальные приёмы и упражнения для развития памяти у учащихся повышается уровень запоминания информации, что способствует улучшению обучаемости детей.

Заключение

В течение всей своей жизни человек получает огромное множество информации, которая закрепляется и воспроизводится с помощью психического процесса, который называется - память. Без неё наше существование было бы немыслимо. Человеческая память действительно чудо, драгоценный и сложный подарок, который природа преподнесла человеку.

Работая по данной теме, я достигла намеченной цели: изучила особенности развития памяти школьников и выполнила поставленные задачи.

Моя гипотеза подтвердилась: используя специальные тренировочные упражнения для развития и укрепления памяти, возможно, качественно повысить уровень запоминания информации, что поспособствует успешному обучению.

Не стоит поднимать панику если вы что-то забываете, нужно просто начать работать над памятью, постепенно тренируя её.Тренировка памяти - очень важный процесс, который необходимо поддерживать с детства. Поэтому каждый из моих одноклассников получил памятку с тренировочными упражнениями.

Возможности человеческого мозга на сегодняшний день ещё не до конца изучены, и никто не может сказать, какой объём информации способен вместить наш мозг.

Список используемой литературы

  1. Толковый словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой

  2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т. I. – М., 1989– С. 302.

  3. Грановская Р., Элементы практической психологии: 5-е изд. – СПб: Речь, 2003 – 655 с.

  4. Квин В. Прикладная психология – СПб: Питер, 2001 – 560 с.

  5. Черёмушкина Л.В. Развитие памяти у детей. Яр: Академия развития, 1997 – С. 89-237.

  6. https://ru.wikipedia.org

  7. https://interneturok.ru/blog/voprosy_psihologii/mnemotehnika-chto-eto

  8. https://dzen.ru/a/YmUXFEujegJ7T7yo

ВОЛОШИНААрина Вячеславовна

Краснодарский край, город Крымск

МБОУ гимназия № 7 имени Героя Советского Союза Ермолаева Василия Антоновича , 4 класс

ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ – ЗАГАДКА И ЧУДО

Научный руководитель: Терновская Ирина Михайловна, учитель начальных классов МБОУ гимназии № 7, города Крымска

Приложения

Приложение 1.

Приемы мнемотехники

Метод историй

Суть данной техники состоит в том, чтобы связать слова и определения в один текст. Смешную историю запомнить гораздо легче, чем двадцать абстрактных понятий. Чем более парадоксальным и фантастическим будет рассказ, тем легче он войдёт в память.

Упражнение

Даны слова: почтальон, тигр, кукуруза, оса, река, сковорода, крестоносец, диван, мармелад, араб, борщ, зубная щётка, дождь, тюльпан, пепел, удача. Придумайте и визуализируйте историю с этими словами. Обязательно добавьте в свой рассказ эмоции и сопереживайте своим героям.

Пример: Почтальон Печкин верхом на тигре скакал через кукурузное поле. Печкин в страхе обернулся назад — за ним гнались разъярённые осы. Вдруг он наткнулся на реку. «Что делать?! — крикнул в пустоту бедный почтальон. — Моста нет!». Но к счастью, поблизости вместо моста была огромная сковорода. Печкин, подгоняя тигра, пробежал по ней. На другом берегу реки крестоносцы уже строили баррикады из диванов, и как только осы стали приближаться, крестоносцы начали сбивать их меткими бросками мармелада. Печкин подбежал к старому арабу — получателю посылки — и передал ему коробку. В ней оказалась тарелка ярко-красного борща, в которой вместо ложки лежала зубная щётка. Неожиданно пошёл дождь. Все подняли головы вверх, мармелад больше не летел в противника. Сначала падали самые обычные капли воды, но потом из грозового облака начали сыпаться тюльпаны. Тысячи тюльпанов медленно опускались, и как только касались земли, тут же превращались в пепел. Удивительно, но из образовавшейся золы получался отчётливый рисунок лошадиной подковы (образ на слово «удача»).

Метод «Цепочка»

Суть данной техники запоминания — соединение образов между собой. Необходимо нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку. Важно соединять их ярко и следить за последовательностью. При воспроизведении нужно представлять всю «конструкцию» сразу: снимайте образы с цепочки так же последовательно, как надевали.Упражнение

Запомните цепочкой слова: лиса, космонавт, кольцо, яблоко, шахматы, учитель, Африка, молоко.

‍Пример: Рыжая лиса в скафандре (ассоциация с космонавтом), кольцом на лапе и яблоком на носу играет в шахматы с учителем географии (Африка), но не фигурами, а стаканами молока.

Метод Цицерона

Суть данного приёма мнемотехники — создание в воображении пространства с опорными образами.

Необязательно создавать пространство с нуля, можно представлять свою квартиру или комнату. Выберите там несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложите между ними маршрут.

К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку (как в предыдущем методе). Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от размера локации и тренированности.

‍ Образы можно менять, то есть многократно запоминать новую информацию на одни и те же локации. Но если часто использовать одни и те же места, образы начнут путаться. В таком случае локации нужно дать «отдохнуть».

Приложение 2.

Приёмы улучшения и развития памяти

Упражнения для развития зрительной памяти:

  • Составление словесного портрета.

Для того, чтобы быстро проверить эффективность методики, вам потребуется человек, который будет вас проверять. Пусть он даст вам задачу — максимально точно описать фотографию вашего общего знакомого или медийной личности. Затем вместе проверьте, насколько точным вышло описание, и что вы упустили.

  • Упражнение «Вижу — не вижу».

Хорошее упражнение для тех, кто не хочет подключать помощников. Распечатайте на картинке один предмет. Положите перед собой, изучайте его в течение нескольких секунд. Затем переверните лист бумаги изображением вниз, закройте глаза и попробуйте максимально точно, во всех деталях воспроизвести этот предмет у себя в голове. Затем откройте глаза, снова переверните лист изображением вверх и посмотрите: не упустили ли вы какие-то вещи. Двигайтесь от простого к сложному. Начните с одного предмета и продвигайтесь дальше, тренируясь, например, на фотографиях городов с большим количеством людей.

Развитие слуховой памяти:

  • Упражнение "Снежный ком"

Такое упражнение построено на многократном повторении и постепенном увеличении количества слов, которые нужно запомнить. Для его проведения рекомендуется расположить детей по кругу. Смысл упражнения заключается в том, что первый ребенок называет любое слово, а его сосед должен повторить это слово и добавить к нему свое. Третий участник называет уже два предыдущих слова и произносит свое. Обычно предлагается называть слова на определенную тему. Игра идет до тех пор, пока не выскажется последний участник (количество игроков должно быть не больше 15). Если кто-то из детей не сможет сразу повторить весь ряд, следует предложить каждому ребенку, кто уже называл свои слова, по очереди озвучить их еще раз. Затем игра продолжается далее. Данное упражнение можно проводить в паре.

  • Упражнение "Жук"

Для проведения этого упражнения на развитие слуховой памяти нужно подготовить игровое поле в виде шахматной доски и несколько фигурок жуков. Дети ставят своих жуков на стартовую позицию. После этого для каждого участника по очереди озвучивается команда для передвижения (на две клетки вверх, на три клетки вправо и т.д.). Постепенно количество произнесенных одновременно команд нужно увеличивать. Выиграет тот участник, который правильно запомнит и выполнит все указания.

Работа с двигательной памятью помогает развивать у ребенка координацию движений, правильную моторику (а чем более развита моторика у ребенка, тем богаче его словарный запас и коммуникативные способности – это утверждение психологов), снимает нервное напряжение и тонизирует мышечные ткани

  • Упражнение «Так нельзя».

Это упражнение рассчитано на условия спортивной площадки или зала, где есть достаточно свободного пространства и инвентаря. Задача ведущего – показывать детям различные комбинации движений, а дети обязаны за ним все в точности повторять. Однако вводится запрет на какое-то из движений. Например: поднять две руки вверх – так нельзя! Ведущий должен показывать различные движения в максимальном темпе, может использовать небольшие хитрости и приемы для запутывания участников – гримасничать, издавать смешные звуки. Участники же должны быть полностью сосредоточенными, чтобы не повторить движение, которое нельзя.

  • Упражнение «Как запомнить движения».

Упражнение очень напоминает традиционный урок физкультуры. Так же, как и в предыдущей игре располагаться лучше всего на спортивной площадке, с собой взять мячики, скакалки. Ведущий показывает упражнение или связку упражнений, но при этом молчит. Дети должны только благодаря визуальному контакту запомнить последовательность фигур и постараться точно их повторить. Путем многократных повторений каждый ребенок должен освоить весь цикл.

Рекомендации для педагогов по развитию памяти учащихся

1. Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.

2. Обучать культуре запоминания.

3. Учить вспоминать последовательность событий.

4. Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.

5. Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.

6. Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.

7. Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.

8. Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.

9. Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.

10. Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.

11. При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.

12. Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.

13. При появлении у школьника явных признаков утомления сделайте перерыв.

Приложение 3.

Анкета для учащихся (социологический опрос)

  1. Как ты считаешь, хорошая ли у тебя память? Да, нет, не знаю

  2. Как ты думаешь, сколько учеников твоего класса обладают хорошей памятью? _____

  3. Какой вид памяти у тебя развит лучше? зрительная или слуховая

  4. Тренируешь ли ты свою память? Да, нет

  5. Какие способы и приёмы применяешь для успешного запоминания?

1.­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­____________________________________________________

2.____________________________________________________

3.____________________________________________________

Приложение 4.

Упражнения с экспериментальной группой.

1. Запомни пары картинок. Затем закрой верхнюю часть картинки и скажи, каких картинок не хватает. (Время запоминания 15-20 секунд, нижнюю часть картинки лучше закрыть).

 

2. За 20 секунд запомнить и по­том записать как можно большее количество чисел.

3. Из предложенных чисел, постараться запомнить их, затем в уме сложить первое число со вторым, а полученную сумму записать; второе число сложить с третьим, сумму записать и четвертое с пятым, снова записать сумму. Таким образом, у вас должно быть получено и записано четыре суммы. Время для вычислений - 15 секунд

Числовые ряды.

а) 5, 2, 7, 1, 4

е) 4, 2, 3, 1, 5

б) 3, 5, 4, 2, 5

ж) 3, 1, 5, 2, 6

в) 7, 1, 4, 3, 2

з) 2, 3, 6, 1, 4

г) 2, 6, 2, 5, 3

и) 5, 2, 6, 3, 2

д) 4, 4, 6, 1, 7

к) 3, 1, 5, 2, 7

Ключ.

а) 7 9 8 5

е) 6 5 4 6

б) 8 9 6 7

ж) 4 6 7 8

в) 8 5 7 5

з) 5 9 7 5

г) 8 8 7 8

и) 7 8 9 5

д) 7 9 7 8

к) 4 6 7 9

4. «Опиши товарища». Это игра для группы малышей. Малышей просят посмотреть внимательно на соседа, запомнить, как он выглядит, во что одет, а потом отвернуться и рассказать про его внешность.

5.Упражнение "Снежный ком"

Просмотров работы: 17