Наш Ломоносовский огород – круглый год

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Наш Ломоносовский огород – круглый год

Хачатурова М.Т. 1Лежнев Я.Е. 1
1ЧОУ СОШ Ломоносовская школа г. Москва
Метелева А.В. 1
1ЧОУ СОШ Ломоносовская школа г. Москва
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Аннотация

Уж сколько лет на территории школы существует настоящий Ломоносовский огород, которым далеко не каждая городская школа может похвастаться. Традиция ухода за огородом и выращиванием овощных культур передается учениками из поколения в поколение.

Для того чтобы что-то вырастить на земле, надо вложить в это дело много труда, значит и любви. Своими руками посадить, вырастить, увидеть результаты своего труда. Вот этим и занимаются ученики с 5 по 7 классов Ломоносовской школы.

Ломоносовский огород существует и в зимнем варианте, только на подоконнике. И это тоже идея учеников Ломоносовской школы, которую они успешно реализуют.

Введение.

Актуальность проекта

В нашей Ломоносовской школе есть замечательная традиция всегда совмещать теорию с практикой, что касается и биологических изысканий.

Уж сколько лет на территории школы существует настоящий Ломоносовский огород, которым далеко не каждая московская городская школа может похвастаться. Традиция ухода за огородом и выращиванием овощных культур передается учениками из поколения в поколение.

Возникает вопрос: Для чего нам Ломоносовский огород?!

Ведь все овощи можно без проблем купить в магазине?

Наш огород  для нас - «азбука» земли. Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам! То есть мы делаем сами свои открытия в растительном мире… (Приложение 1.1)

Именно здесь, начиная с пятого класса, мы можем приобрести полезные трудовые навыки, во многом удовлетворить свой интерес к природе, развить свои познавательные и творческие способности. Именно здесь, на участке, формируется наше отношение к земле, закладывается любовь к труду, воспитывается бережное отношение к растениям.

Для того чтобы что-то вырастить на земле, надо вложить в это дело много труда, значит и любви. Своими руками посадить, вырастить, увидеть результаты своего труда. Конечно, это имеет огромное воспитательное и экологическое значение для нас!

Тип проекта

По продолжительности – долгосрочный (с 15 марта по 15 октября каждого учебного года). По направленности деятельности участников проекта – познавательно-исследовательский. Так как проект долгосрочный, то можно разделить его на 2 части, которые реализуют одну общую цель: 

1. Ломоносовский огород на участке

2. Ломоносовский огород на подоконнике.

Основная часть проекта

1 часть проекта: «Ломоносовский огород на участке»

Цель проекта «Ломоносовский огород на участке»: Получение собственного опыта выращивания различных овощных культур, приобщение к экологической культуре и трудовой деятельности посредством совместного коллективного ведения Ломоносовского огорода

Задачи проекта:

  1. Изучить опыт выращивания различных овощных культур, сроки созревания, агротехнику выращивания.

  2. Подготовить материал для выращивания: выбрать семена, вырастить рассаду для огорода.

  3. Подготовить и обработать землю для посадки овощей (открытый грунт и теплица).

  4. Высадить овощные культуры в соответствии с выбранным планом.

  5. Вести уход за овощными культурами (полив, прополка, рыхление почвы)

  6. Собрать урожай в Ломоносовском огороде

  7. Подвести итоги, провести школьное мероприятие «Праздник урожая»

Работа над проектом

В нашем возрасте закладывается трудолюбие, открывается удивительное многообразие растительного мира, осознается роль природы в жизни человека.

Наши ученики сами решают, какие растения они хотят посадить на Ломоносовском огороде, самостоятельно выращивают рассаду, сами осуществляют посадки, уход за ними, сбор урожая и подведение итогов общего дела среднего звена Ломоносовской школы.

Этапы работы на нашем Ломоносовском огороде:

1. Выбор семян и выращивание рассады. (Приложение 1.2)

Ранней весной, в начале марта, каждый класс Ломоносовской школы (5-7 классы) принимает участие в выборе культур для посадки на огороде, выборе семян. Позднее - к подготовке и выращивании рассады овощей.

2. Подготовка грунта теплицы, посев семян листовых культур и рассады.

В апреле теплица уже прогрета. Самое время – высадить семена редиса, укропа салата, петрушки, лук для наблюдения за ранним весенним ростом культур. Садим и несколько кустиков рассады в теплицу в ожидании увидеть возможные плоды в конце мая. (Приложение 1.3)

3. Подготовка грунта, посев семян и высаживание растений на грядки Ломоносовского огорода. (Приложение 1.4)

В мае в школе проводится День Земли в Ломоносовской школе. Все классы принимают активное участие: готовим грунт на грядках, сеем семена и высаживаем всю рассаду.

4. Уход за первыми всходами посеянных растений, прореживание или досаживание семян. (Приложение 1.5)

По определенному графику в классах, ученики ухаживают за посеянными растениями. Прореживают и пропалывают первые всходы, своевременный полив и рыхление. Все для будущего урожая.

5. Работы по уходу за овощными культурами, высаженными рассадой.

До начала летних каникул ученики выстраивают график работ на Ломоносовском огороде по прополке, поливу, рыхлению. Уход идет полным ходом. (Приложение 1.6)

6. Сбор урожая с Ломоносовского огорода.

Проведение «Праздника урожая в школе» в начале сентября , подведение итогов наших работ и планирование на следующий год. (Приложение 1.7)

Вывод по проектной работе:
Из года в года происходит сбор богатого урожая с нашего Ломоносовского огорода. (Приложение 1.8) Каждому, посадившему семя или кустик рассады, важно увидеть его рост, развитие, поливать и ухаживать за своим «питомцем», а потом и собрать урожай осенью. Многообразие и количество овощных культур на нескольких грядках удивляет всякого, кто заходит в гости в школу. Вот, например, в прошлом году умещалось аж 13 различных культур, выращенных и из семян и рассадой. (Приложение 1.9) Интересный факт: в прошлом году наши учениками из малюсеньких семечек земляники выращены плодоносящие кустики. Попробовали свой урожай, который был аж до выпадения снега.

Актуальные результаты реализации проекта:

Проект «Ломоносовский огород на участке» создает важные условия для:

  • активного участия детей в практической деятельности по выращиванию культурных растений;

  • привития интереса к опытнической и исследовательской работе в области растениеводства;

  • развития познавательного интереса у учеников к агротехническим приемам;

  • формирования знаний и умений у учеников о том, что необходимо для роста и формирования растений (свет, влага, почва, тепло);

  • развития чувства общности детей в группах, навыки сотрудничества и коммуникативных навыков.

Таким образом, учеником прослеживается весь путь развития растения от семени до готового продукта, получатся целостная картина развития овощных культур самостоятельно, а не со слов взрослых. (Приложение 2.0) В процессе ухода за растениями у ребят вырабатывается умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.

2 часть проекта: «Ломоносовский огород на подоконнике»

Актуальность проекта:

В зимнее время года в рационе очень не хватает свежей зелени и овощей. Выращенные своими руками, они полезнее и вкуснее, чем в магазинах. Раннеспелые сорта редиса уже через 20 – 30 дней после всходов дают урожай в виде корнеплодов, а у некоторых сортов в пищу употребляют также и молодые нежные листья. Вне зависимости от сезона и при отсутствии открытого грунта, в помещении найдем возможность вырастить любимые овощные культуры и порадовать ими близких. (Приложение 2.1)

Цель проекта:

Выращивание некоторых скороспелых овощных культур на подоконнике в зимнее время в домашних условиях и в школьном кабинете биологии.

Задачи проекта:

  1. Ознакомиться с информацией по выращиванию овощных культур в зимнее время в домашних условиях.

  2. Прорастить в домашних условиях и в школе (в кабинете биологии) овощные культуры в максимально короткие сроки.

  3. Сравнить показатели роста овощных культур в школе и дома, где использовались дополнительные источники тепла и света.

  4. Ознакомить с результатами проектной работы одноклассников.

  5. Предложить создание соревновательного проекта в школе по классам по выращиванию разных культур овощей в зимнее время.

Этапы работы над проектом:

Для Ломоносовского огорода на подоконниках были выбраны культуры: редис, руккола, укроп, петрушка и лук-батун.

Домашний вариант работы над проектом:

Чтобы создать комфортные условия для проращивания, семена сначала замачивались теплой водой и стояли сутки на теплом полу под лампой.

  1. 20 января 2024 г. были замочены семена. В результате было обнаружено, что данные условия являются комфортными, так как семена раскрылись в течение суток. (Приложение 2.2)

  2. На следующий день дома семена были высажены в почвенный грунт и накрыты пленкой, при этом постоянно использовалась осветительная лампа, которая была включена круглосуточно.

  3. 21 января 2024 г. появились первые всходы.

  4. 22 января 2024 г. всходы значительно подросли. Ростки на поверхности грунта прибавляли в росте по 0,5-1,0 см в течение 2-х дней. При этом в темное время суток ростки стояли под лампой, а днем на окне под естественным светом.

  5. 26 января 2024 г. мои растения стали просто рваться наружу

  6. К 5 февраля 2024 г. растения моего Ломоносовский огорода на подоконнике не стали вмещаться в ящик с землей. (Приложение 2.3)

Школьный вариант работы над проектом:

Параллельно с выращиванием культур дома, я посеял семена в почвенный грунт в ящик в кабинете биологии. Семена заранее замочены не были и проросли лишь через неделю. (Приложение 2.4)

  1. 21 января семена высажены в почвенный грунт без пленки и дополнительного освещения.

  2. 30 января появились первые всходы, которые были редкими и тонкими.

  3. 5 января – всходы тянулись к свету, были длинные и слабые.

Так как дополнительного освещения кроме дневного, в кабинете биологии не было задумано, то проростки стали тянуться к свету. Их было много, но они были не крепкие, длинные и слабые. (Приложение 2.5)

Выводы по работе над проектом:

В домашних условиях семена культур быстро набухают при условии предварительного замачивания в теплой воде. С использованием дополнительных источников тепла и света в зимнее время, а также полиэтиленовой пленки, значительно уменьшаются сроки проращивания культур. Минимальный срок появления ростков в почве – менее 2 суток.

Перспектива моего проекта:

Своими идеями выращивания овощей зимой в разных условиях я поделился с одноклассниками. Мы обсудили результаты моей работы и решили, что это полезный, интересный и увлекательный опыт, который можно перевести в соревнование между классами. Данная работа может быть выполнена как в школьных условиях, так и в домашних. Как в индивидуальном порядке, так и группой учащихся в качестве соревнований между классами.

Приглашаем всех желающих присоединиться к проекту! (Приложение 2.6)

  • Проект «Ломоносовский Огород на подоконнике» продолжится и мы приглашаем в зимнее время всех желающих попробовать свои силы в выращивании растений!

  • Теперь, в любое время года, можно выращивать овощные культуры. Это интересно, полезно и очень увлекательно!

Источники информации для проекта:

  1. Екатерина Кузнецова «Сад, огород, цветник. От первого росточка до последнего листочка», из-во АСТ, 2022

  2. Галина Кизима «Теплица для любых овощей. Правила и советы для начинающих» из-во АСТ, 2018

  3. Галина Кизима «Урожайный огород на 6 сотках. Правила и советы для начинающих», из-во АСТ, 2023

  4. Галина Кизима «Крепкая рассада и правильные грядки. Правила и советы для начинающих», из-во АСТ, 2018

  5. Александр Сапелин «10 этапов проектирования малого сада», Из-во АСТ, 2012

  1. Галина Кизима «Шпаргалка садовода-огородника. Как ухаживать за участком круглый год. Дача круглый год», из-во АСТ, 2023

  1. Галина Кизима «Огород без хлопот. Как земля сама помогает вырастить урожай», из-во АСТ 2012.

Приложения (фото)

Приложение

Фото к приложению

Приложение 1.1

 

Приложение 1.2

 

Приложение 1.3

 

Приложение 1.4

 

Приложение 1.5

 

Приложение 1.6

 

Приложение 1.7

 

Приложение 1.8

 

Приложение 1.9

 

Приложение 2.0

 

Приложение 2.1

 

Приложение 2.2

 

Приложение 2. 3

 

Приложение 2.4

 

Приложение 2.5

 

Приложение 2.6

 
Просмотров работы: 13