Нейроотличность

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Нейроотличность

Пономаренко Е.Е. 1
1АНОО Пушкинская школа
Фесенко Н.А. 1
1АНОО "Пушкинская школа"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Человеческий мозг- уникальный орган. Он обладает множеством функций, руководит другими органами человеческого тела. Все это мы знаем с уроков по биологии. Но было бы странно полагать, что в мире, где 8 миллиардов человек, мозг каждого работает по определенному шаблону, одинаковому для всех. Конечно же это не так. Существует такое понятие как нейроразнообразие. Простыми словами — это зонтичный термин для обозначения разнообразия вариаций работы мозга. Нейроразнообразие охватывает естественное проявление различных форм мышления, обработки информации и развития человеческого мозга. Различают два общих нейротипа-нейротипичность и нейроотличность[6]

Нейротипичность реч. neuro - нерв) - работа мозга и нервной системы, которая свойственна бóльшей части населения Земли и которая считается "стандартной" в обществе.[4]

Нейроотличность — работа мозга и нервной системы, которая не считается типичной и "нормальной" в обществе. Это не медицинский диагноз, а общий термин, который образует своеобразный спектр. В него входят РАС (расстройства аутического спектра), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность), ОКР (обсессивно-компульсивное расстройство),расстройства обучения (дислексия, дисграфия,дискалькулия), эпилепсия, синдром Туретта и другие. Нейроотличность бывает врожденной или приобретенной [4].

Цельработы:Обратитьвниманиеобществана данную проблем, дать понимание нейроотличных людей и как нужно коммуницировать с представителями данной группы.

Задачи:

  1. проанализировать научно–методическую литературу по проблеме исследования;

  2. Выяснить какие бывают виды нейроотличности

  3. Изучить мифы о нейроотличных людях и опровергнуть их

Гипотеза: Могут ли люди с особенностями поведения и мышления и вести обычный образ жизни ?

Предмет исследования: плохая осведомленность общества о нейроотличности, мифы и стереотипы

Актуальность:Внашевремямногиенейроотличныелюдиподвергаютсятравле и социальной изоляции.Подросткиихнепонимаютисторонятся,авзрослыеневоспринимаютвсерьез.Нашеобществонаданныймоментплохоосведомленноосамойконцепциинейроотличности. Поэтому крайне важно распространять информацию и делать всё возможное ради борьбы со стигматизацией

1.История изучения нейроотличности

Так называемое движение за нейроотличность было инициировано в 1990-х годах Джуди Сингер, австралийской аутичной социологиней. Сингер рассматривала нейроотличность как движение за социальную справедливость, способствующееравенству тех, кого она называла “неврологическими меньшинствами” — людей, чей мозг работает нетипичным образом.[4] По ее определению, эти меньшинства включали аутичных людей, а также людей с СДВГ, особенностями в обучении(дислексия, дисграфия, дискалькулия) и тиковыми растройстваи. Сингер считала, что эти различия следует рассматривать не как недостатки, а скорее как нормальные и потенциально ценные вариации работы мозга.[1]

Стигматизациянедостаточная осведомленность и отсутствие соответствующей инфраструктуры могут привести к "исключению" из общества людей с различиями в развитии нервной системы. Понимание и принятие нейроразнообразия в сообществах, школах, медицинских учреждениях и на рабочих местах может улучшить инклюзивность для всех людей. Для всех нас важно создавать среду, способствующую нейроразнообразию, а также признавать и подчеркивать индивидуальные сильные стороны и таланты каждого человека, одновременно оказывая поддержку их различиям и потребностям.[4]

2 Парадигма патологии и нейроразнообразия

Парадигма – набор фундаментальных принципов, которая определяет, как человек думает и говорит о некотором предмете. Парадигма формирует способ интерпретирования информации и задаваемые вопросы. Это линза, через которую человек видит реальность. На данный момент можно выделить две системы взглядов о нейроотличности[4]

Парадигма патологии заключается в том, что есть эталонный показатель «здоровья» или «нормальности». Когда вы отличаетесь от эталона, с вами «что-то не так». В основе парадигмы патологии лежит предположение, что существует только один «правильный» тип нейрокогнитивного функционирования человеческого мозга. Вариации, которые в значительной степени отличаются от социально конструированных стандартов «нормальности», например аутизм,классифицирован в рамках этой парадигмы как медицинская патология. Научные и профессиональные дискуссии об аутизме, основано на парадигме патологии, и поэтому на данный момент в мире доминирует именно она.

Парадигма нейроразнообразия подразумевает, что аутичность — один из многих вариантов мышления. Например, как интроверсия и экстраверсия.
Фундаментальные принципы парадигмы нейроразнообразия:
1) Нейроразнообразие – разнообразие мозга и мышления – это природная, здоровая и ценная форма человеческого разнообразия.
2) Нет «правильной» или «нормальной» схемы работы человеческого мышления, как нет единственной «правильной» и «нормальной» этнической группы, расы или культуры. [4]

3. Виды нейроотличности

Нейроотличность формирует спектр, который включает в себя различные виды девиаций нервной системы и мозговой активности.[7]

РАС или расстройство аутического спектра. Как следует из названия, РАС включает в себя множество проявлений, каждое из которых отличается особыми признаками. Человек с РАС нуждается в особой рабочей среде, часто отличается уникальными сферами интересов и талантами, однако испытывают трудности во взаимодействии с окружающей средой. Наиболее часто встречаются такие черты как сложности со зрительным контактом, потребность в рутине, фокус на детали и так далее.[3]

СДВГ или синдром дефицита внимания и гиперактивности. В этом случае, напротив, человек испытывает трудности, сталкиваясь с рутиной. Ему постоянно нужно переключаться между задачами, а фокусироваться на чем-то одном трудно. Принято считать, что СДВГ может развиваться из-за нарушения выработки дофамина.[3]

Дислексия. В этом случае человеку сложно воспринимать текст, читать. Многие люди не могут читать вслух или испытывают трудности с быстрым чтением.[3] (Приложение 2 рис1)

Дисграфия — нарушение письма. Проблема проявляется в искажении правописания даже в том случае, если человек идеально знает правила.[3] (Приложение 2 рис. 2)

Дискалькулия — сложности со счетом. Любые математические операции вызывают трудности.[3]

Дислалия — нарушение фонетического произношения даже при хорошем слухе и знании языка.[3]

Синдром Туретта и тиковые расстройства. Первая девиация носит генетический характер. Люди с таким синдромом имеют как минимум один вокальный тик (непроизвольное произношение звуков или слов) и несколько моторных.  Проявляться они могут произвольно несколько раз в день. Другие тиковые расстройства могут быть либо моторными, либо вокальными, с той же периодичностью.[3]

Раньше сказать, что входит в нейроотличность, было намного проще, так как это понятие касалось только РАС. Сейчас термин распространяется на значительно большее число девиаций. Это не значит, что диагностировать нейроотличность стало сложнее. Это значит, что намного больше людей теперь понимают, что их реакция на окружающий мир абсолютно нормальна, хоть и отличается от традиционной, в то время как раньше такое поведение считалось отклонением. [2]

4. Расстройство аутичного спектра.

Аутизм, на данный момент, один из самых стигматизированных видов нейроразнообразия. Это генетически обусловленная неврологическая вариация, благодаря которой аутичные люди мыслят и взаимодействуют с миром иначе, чем неаутичные. Главное различие в том, что аутичный мозг имеет более высокий уровень синаптических связей и повышенную чувствительность. Это приводит к тому, что субъективное восприятие аутичного человека более интенсивное и хаотичное, чем восприятие неаутичного человека: и на сенсорном, и на когнитивном уровне аутичный мозг стремится воспринимать больше информации, и воздействие каждого бита информации, как правило, более сильное и менее предсказуемое. Аутизмом нельзя заболеть и нельзя вылечить. Аутичный человек таким рождается, живёт и доживает до старости.
Согласно парадигме нейроразнообразия, аутизм не является расстройством, так как нейрокогнитивные вариации – естественная часть человеческого биоразнообразия. По сути, подход к аутизму как к расстройству – оценочное суждение [9]

 Аутизм не заболевание, а особенность личности, тип мышления и восприятия мира, имеющее биологическую природу. Но если говорить конкретно о диагностике – "РАС" или "расстройство аутического спектра", конечно, можно употребить[9]
Общие признаки, проявляемые аутичными людьми: (Приложение 1 рис.1)

Не реагируют на свое имя или иногда кажется, что не слышат вас

Предпочитают быть в одиночестве, уходя в свой собственный мир

Не удерживают зрительный контакт с людьми в процессе разговора

Не могут начать разговор или поддерживать его

Говорят либо слишком быстро, либо слишком медленно, могут использовать певучий голос или роботоподобную речь.

Не выражают эмоций и переживаний или выражают их слишком интенсивно.

Испытывают трудности с распознаванием невербальных сигналов, таких как интерпретация выражений лица других людей, поз тела или тона голоса

Выполняют повторяющиеся движения, такие как раскачивание, вращение или взмахи руками (самостимулирующее поведение или стимминг)

Вырабатывают определенный распорядок дня или ритуалы, становятся встревоженным при малейшем их изменении

Имеют проблемы с координацией или модели движений, такие как неуклюжесть или хождение на цыпочках, а также скованный или преувеличенный язык тела

Необычайно чувствительны к свету, звуку или прикосновениям

Имею специальные интересы, направление в которое человек углубляется, что помогает ему развиваться в конкретном виде деятельности и социализироваться (именно благодаря этому есть стереотип о том, что все аутичные люди – гении. Он развиваются в конкретном направлении и если спец. Интерес не поменяется, о вполне могут стать лучшими в нем.)

Имеют пищевую избирательность, например, едят только несколько продуктов или отказываются от продуктов с определенной текстурой

Аутизм не означает, что человек не обучаем или ничего не добьётся в жизни.

Среди знаменитостей так же есть аутичные люди, такие как Тим Бёртон и Лионель Месси [10]

5. Синдром дефицита внимания и гиперактивности

СДВГ- синдром дефицита внимания и гиперактивности. У людей с СДВГ проблемы с выработкой дофамина в организме. Дофамин является важным гормоном и нейромедиатором, который помогает нам в повседневной жизни. Он вырабатывает чувство удовлетворения, любви и привязанности, и если у человека проблемы с его выработкой и получением, то это может повлиять на когнитивные функции. СДВГ может привести к нестабильным отношениям, плохой успеваемости на работе или в школе, низкой самооценке и другим проблемам.

 Выделяют 3 типа СДВГ: преимущественно невнимательный, преимущественно гиперактивный/импульсивный и комбинированный.

Симптомы начинаются в раннем детстве и продолжаются во взрослом возрасте:
невнимательность , импульсивность , гиперактивность[11]


Невнимательность проявляется, когда ребенок выполняет задачи, требующие бдительности, быстрой реакции, визуального восприятия и устойчивой концентрации внимания, а также длительного и целенаправленного восприятия вербальной информации. ( Приложение 1рис.2)

Симптомы невнимательности:

Не обращает внимание на детали или делает небрежные ошибки в школьных работах или при другой деятельности

Испытывает трудности концентрации внимания на уроках в школе или в течение игры

Складывается впечатление, что ребенок не слушает, когда к нему непосредственно обращаются

Не следует инструкциям или конечным задачам

Имеет трудность в организации задач и мероприятий

Избегает, не любит или не хочет заниматься активностью, которая требует постоянных умственных усилий в течение долгого периода времени

Часто теряет вещи, необходимые для школьных уроков или деятельности

Легко отвлекаем

Забывчив в повседневной деятельности

Импульсивность относится к поспешным действиям с отрицательным потенциалом (например, у детей, которые перебегают улицу, не глядя, у подростков и взрослых, которые внезапно бросили школу или работу, не задумываясь о последствиях).
Гиперактивность включает в себя излишнюю двигательную активность. Дети, особенно младшего возраста, могут иметь проблемы с усидчивостью в ситуациях пассивного обучения, которые требуют непрерывной работы и завершения задачи.
Симптомы гиперактивности и импульсивности:
Часто двигает руками или ногами или ерзает

Часто оставляет свое место в классе или в другой ситуации

Часто бегает взад-вперед или чрезмерно поднимается вверх, когда такая активность нецелесообразна

Не способен играть спокойно

Часто при ходьбе действует, как будто управляется дигателем

Часто говорит много, слишком быстро и громко

Часто выпаливает ответы, прежде чем вопросы будут завершены

Часто испытывает трудности с ожиданием своей очереди

Часто прерывает или перебивает

Почти у каждого в какой-то момент жизни есть какие-то симптомы, похожие на СДВГ. Однако СДВГ диагностируется только тогда, когда симптомы достаточно серьезны, чтобы вызвать постоянные проблемы более чем одной сфере[9]

6. Тиковые расстройства

Тиковые расстройства – состояния, для которых характерны нерегулярные, неконтролируемые и повторяющиеся движения, возникающие в любой части тела, и/или вокализации. Чаще всего они передаются генетически, но также могут быть приобретены при жизни из-за стресса, травм, сложностей в обучении, тревожных расстройств, ОКР, СДВГ и аутизма (или же могут быть коморбидны с ними). Тики делятся на 3 типа:

Временные тики: один или несколько моторных (двигательных) и/или вокальных тиков, которые длятся меньше 1 года.

Стойкие/хронические тиковые расстройства: один или несколько моторных или вокальных тиков (но не их сочетание), которые длятся в течение больше 1 года.

Простые моторные тики – это единичные движения, например: поворот головы, высовывание языка, зажмуривание, моргание, дёргание головой, ногами или руками, сжимание кулаков.

Комплексные моторные тики – более сложные движения. Например: качания вперёд-назад, похлопывания в ладоши несколько раз, тряска ног и так далее. Несколько разных тиков, идущих вместе – это тоже комплексный тик.
Простые вокальные тики: кашель, свист, любой короткий звук, резкий вдох или выдох, цоканье языком, мычание.

Комплексные вокальные тики – это серии звуков или, например, слова и фразы.
Большинство людей, ничего не знающих о тиках, придают им излишнее внимание. Смеются, навязчиво расспрашивают, обвиняют в попытках привлечь к себе внимание. Многим кажется, что тики – это что-то, что человек может контролировать, хотя само их определение говорит об обратном. Нередко людям с тиковыми расстройствами говорят «просто прекратить», как будто это действительно что-то, что кто-либо выбирает делать. Нередко персон с тиками пытаются выставить некими злодеями, «детьми», людьми, которые хотят получить внимание таким извращённым способом. Легко понять, что мало кто захочет притворяться человеком с тиковым расстройством, это отнимает много энергии, мешает жизни и иногда бывает опасным. С заметными тиками труднее ходить в школу, найти работу, завести друзей. Далеко не все относятся с принятием к тому, чего не понимают, и это может негативно сказываться на состоянии людей с тиками[11]

7. Проблемы и преимущества нейроотличных людей

Трудности:
Сложности в коммуникации с людьмиМогут проявляться по-разному и бывают разной интенсивности. Некоторые нейроотличные люди кажутся просто замкнутыми и скромными, другие же испытывают более серьезные проблемы и могут даже совсем не овладеть речью. Иногда бывает, что они не понимают, что имеет в виду другой человек, неправильно воспринимают его тон, слова и эмоции.[4]

Необычные отклики на сенсорные раздражители. Нейроотличные люди чувствительны к яркому свету, громким звукам, температуре. Сенсорные перегрузки вызывают у них необычные реакции, например ступор. Нейроотличный может замереть посреди вестибюля метро, потому что его мозг перегружен из-за количества людей и шума поездов.

Гиперфиксации. Нейроотличные могут увлечься и сконцентрироваться на какой-то деятельности на несколько часов и игнорировать даже базовые потребности.

Сложности в обучении. У дислексиков сложности с чтением, у людей с дискалькулией — со счётом, некоторые нейроотличные испытывают трудности с восприятием устной речи. Из-за особенностей мозга им сложно овладеть этими навыками, они чаще ошибаются и сложнее фокусируются, но все еще читают и считают. Наиболее распространенная проблема, которая доставляет трудности большинству нейроотличных при обучении, — проблемы с вниманием. Им сложно его направлять и контролировать. Если задача очень важная, но неинтересная, сфокусироваться на ней будет сложно.

Искаженное восприятие времени. Нейроотличные не могут оценить, сколько времени займет задача. Из-за этого опаздывают, пропускают дедлайны и прокрастинируют, потому что думают, что задача займет больше времени, чем у них есть.

Неумение заниматься тем, что неинтересноЗадачи, которые не дают быстрого дофамина и требуют усилий, часто ощущаются для таких людей неподъемными.

Склонность к маскингу из-за неосведомленности окружающих людей о разных типах нейрокогнитивного функционирования. Маскинг (англ. "mask"-маска) – травмагенный защитный механизм, явление, когда нейроотличный человек осознанно или неосознанно скрывает свои нейроотличные черты ради избежания непринятия их нейротипичным обществом. Это исключительно опасный и нездоровый защитный механизм, который может привести к большому количеству негативных последствий – от выгорания и депрессии до частичной или полной потери личности.

Издевательства сверстников. Недостаточная осведомленность людей приводит к тому, что нейроотличные люди сталкиваются с недопонимаем и даже с издевательствами из-за своих различий в мышлении и поведении. Порой нейроотличных обделяют, потому что считают их ненормальными и «чокнутыми». Это может приводить к психическим травмам, стрессу и чувству одиночества.[4]

Преимущества:
Нестандартное мышление. Неудивительно, что люди, чей мозг работает по-другому, мыслят, что называется, outside of the box. Они предлагают нестандартные решения проблем, придумывают классные креативные идеи.

ВнимательностьМозг нейроотличных постоянно обращает внимание на стимулы вокруг. Такой человек очень наблюдателен и внимателен к деталям. Нейроотличные лучше замечают и распознают закономерности, зависимости и логические связи.

Специальные интересы. У аутичных людей часто встречаются специальные интересы — вещи и занятия, которые вызывают у них больше всего энтузиазма. Это может быть живопись, чтение, программирование, сортировка мусора, коллекционирование ключей от алюминиевых банок. Своими специальными интересами аутичные люди могут заниматься часами, поэтому среди них много успешных дизайнеров, художников, программистов и музыкантов. Им искренне интересно то, чем они занимаются, это мотивирует их развиваться и часто становится оплачиваемой работой.

Долгая концентрация. Нейроотличным людям сложно направлять и переключать внимание, их сфокусированность очень зависит от дофамина. Но если какое-то занятие их увлекло, мозг фокусируется намертво и может удерживать внимание дольше, чем нейротипичный.

Организованность. Многие нейроотличные очень организованные и аккуратные из-за аутических симптомов — потребности в упорядоченности, системности и рутине[5]

8. Мифы о нейроотличности

Неправильная репрезентация, стереотипы и предубеждения часто приводят к тому, что нейроотличные люди оказываются непонятыми. Это мешает им добиваться успеха в образовании и на работе, а также приводит к замешательствам при общении с людьми. Ниже представлены распространённые мифы о нейроотличности.[4]

Аутизм – это только про детей. Это, конечно же, не правда. Нет какой-то даты, когда человек становится «слишком взрослым для аутизма» и его мозг начинает работать так же, как и у большинства.

Аутизм, СДВГ, дислексию, синдром Туретта можно вылечить.Такие нейроотличия, как аутизм, СДВГ, синдром Туретта, дислексия и другие вылечить нельзя. Нейроотличность бывает врожденной (аутизм, дислексия, СДВГ синдром Туретта) или приобретенной (эпилепсия и ОКР). С ними люди живут и доживают до старости. Однако некоторые из них могут поддаваться корректировке с помощью квалифицированных специалистов.
Нейроотличность включает в себя только аутизмНейроотличность охватывает множество неврологических вариаций, включая СДВГ, дислексию, диспраксию, синдром Туретта, ОКР и т.д. Таким образом, этот термин относится не только к аутизму.

Нейроотличные люди схожи. Даже если у людей с нейроотличиями часто процессы мышления более уникальны, чем у большинства людей, это не означает, что все они сталкиваются с одинаковыми проблемами или обладают одинаковыми особенностями друг друга.
Аутизму присущи нарушения интеллекта. Нарушения интеллекта присущи некоторым аутичным потому что аутизм может быть коморбиден с интеллектуальной инвалидностью, а не потому что нарушения интеллекта – это черта аутизма. [4]

Заключение

Признаков и симптомов нейроотличности много, потому что сама идея заключается в разнообразии, в том, что нет «правильных» и «неправильных» способов мыслить и взаимодействовать с миром.

Главной целью данного проекта было распространение информации о нейроотличных людях. В нашем обществе принято отторгать все непривычное, незнакомое. В моем проекте нейроотличность представлена как один из множества вариантов нормы. Всегда будут существовать разные люди, которые будут казаться странными и непонятными, но на самом деле многие странности имеют очень простое объяснение. В случае нейроотличных людей - это особенности работы их мозга. Нейроотличные люди нуждаются в принятии обществом, нуждаются в вашей помощи во многих социальных ситуациях и в понимании.

Несмотря на то, что нейроотличные люди могут сталкиваться с проблемами на работе/школе (такими как трудности с концентрацией внимания или адаптацией к изменениям), многие будут мыслить нестандартно и будут более творческими и инновационными. Это может привести к более высокому уровню производительности.

Некоторые нейроотличные учащиеся испытывают трудности с типичными социальными навыками, которые важны для успешного участия в уроках, но это не значит, что нейроотличные учащиеся плохо умеют общаться. Такие неврологические вариации, как аутизм, СДВГ и дислексия не являются психическими расстройствами. Это неврологические различия в том, как люди мыслят и обрабатывают информацию. В диагностических критериях нет ничего из разряда «низкий интеллект», напротив, у большинства аутичных интеллект средний, как и у всех остальных людей. Поэтому нейроотличные люди ведут обычный образ жизни, просто
человек может лучше или хуже справляться с теми или иными ситуациями в зависимости от того, кто его окружает, как он себя чувствует и что происходит вокруг него.

Список источников

1. Электронный ресурс. Кто такие нейроотличные люди | Сайт психологов b17.ru | Дзен (dzen.ru)

2. Электронный ресурс. Как общаться с людьми, чей мозг работает по-другому :: РБК (rbc.ru)

3. Электронный ресурс. Нейроотличность - что это такое, какие бывают виды расстройств и какие признаки нейроотличных людей (prostoapp.ru)

4. Электронный ресурс. Нейроотличность (tilda.ws)

5. Электронный ресурс. Нейроотличность: как учиться, когда мозг работает по-другому (unipage.net)

6. Электронный ресурс. Нейрологические идентичности и движение за нейроразнообразие – тема научной статьи по языкознанию и литературоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru)

7. Электронныйресурс https://ru.wikipedia.org/wiki/Нейроразнообразие

8. Электронныйресурс. https://www.unipage.net/ru/neurodiversity

9. Электронный ресурс. https://neurodiversityinrussia.com/2015/07/08/ник-волкер-что-такое-аутизм/

10.Электронный ресурс. https://www.mayoclinic.org/diseases-conditions/autism-spectrum-disorder/symptoms-causes/syc-20352928

11. Электронный ресурс https://www.unipage.net/ru/neurodiversity

Приложение 1

Рисунок 1

Рисунок 2

Приложение 2

Рисунок 1

Рисунок 2

Просмотров работы: 43