Введение
Тема моего проекта: создание настольной игры для обучающихся 2-5 классов школы «Премьер» по русскому языку.
Несмотря на то, что подбирать однокоренные слова детей учат ещё в начальной школе, самыми распространёнными на экзаменах оказываются ошибки, связанные с поиском проверочных слов. И дети, и даже взрослые иногда допускают ошибки в корнях с безударными гласными просто потому, что навык не был доведён до автоматизма (хотя это правило простое). А с помощью игры легко и ненавязчиво формируется привычка находить проверочные слова и выбирать правильное написание.
Проблема: у обучающихся начальной школы возникают сложности с написанием слов с пропущенной проверяемой безударной гласной в корне. Этот вид работы на уроке русского языка занимает у школьников младшего возраста достаточно продолжительное время. Во время обучения в начальной школе мои одноклассники также испытывали затруднения в изучении данной темы. Для подтверждения актуальности этой проблемы мы обратились к Камиле Руслановне, учителю второго класса школы «Премьер». Камила Руслановна подтвердила, что эти сложности возникают у ребят и сейчас.
Цель моей работы улучшить навык подбора проверочных слов с безударными гласными в корне
Проектным продуктом будет настольная игра для обучающихся 2-5 классов школы «Премьер».
План работы
Содержание этапа работы |
Сроки |
Результат |
1. Выбор темы и руководителя 1.1. Выбор научного руководителя 1.2. Обсуждение своих интересов с руководителем проекта 1.3. Выбор темы проекта и уточнение ее формулировки 1.4. Выбор вида проектного продукта |
Сентябрь |
Выбор руководителя проектной работы. Знакомство с возможными темами. Предварительная формулировка темы проекта. Определение вида проектного продукта |
2. Сбор информации по теме 2.1. Ознакомление с критериями оценивания проектной работы 2.2. Поиск информации в Интернете, печатных источниках, проведение опроса учителей начальной школы 2.3 Работа с источниками и обсуждение информации с руководителем проекта 2.4. Составление плана работы над проектом |
Октябрь |
Знакомство с критериями оценивания. Выявление проблемы проекта, формулировка цели, уточнение темы Разработка плана работы |
3. Анализ собранной информации 3.1. Изучение собранного материала 3.2. Отбор подходящей информации, соответствующей теме и проблеме проекта 3.3. Составление предварительного списка литературы 3.4. Обсуждение с руководителем формата проектного продукта. |
Октябрь - ноябрь |
Определение возможного вида проектного продукта |
4. Подготовка к предзащите и предзащита 4.1. Подготовка письменной части. 4.2. Подготовка к процедуре предзащиты и ее прохождение. 4.3. Внесение возможных изменений в работу. |
Ноябрь |
Написание введения для успешной предзащиты Прохождение процедуры предзащиты. Корректировка работы в соответствии с рекомендациями на предзащите |
5. Создание проектного продукта 5.1. Ознакомление с критериями оценивания проектного продукта 5.2. Подготовка проектного продукта 5.3. Проведение презентации проектного продукта в начальной школе. 5.4. Сбор обратной связи по итогам презентации проектного продукта 5.5. Внесение возможных изменений в проектный продукт по итогам анализа обратной связи |
Ноябрь - декабрь |
Создание проектного продукта – настольной игры. Успешная презентация проектного продукта. Получение обратной связи о качестве проектного продукта. |
6. Работа над письменной частью 6.1. Ознакомление с критериями оценивания письменной части 6.2. Написание основной части и заключения 6.3. Оформление письменной части работы |
Январь |
Подготовка письменной части проекта. Готовый отчет по проектной работе. |
7. Подготовка к защите проектной работы. 7.1.Ознакомление с критериями оценивания устного выступления и презентации работы. 7.2.Подготовка к выступлению на школьной конференции «Наука для жизни!» 7.3. Репетиция защиты. |
Февраль |
Готовая презентация и текст для выступления на школьной конференции. |
8. Защита проектной работы 8.1. Прохождение процедуры защиты проектной работы. 8.2. Получение результатов защиты 8.3. Анализ и обсуждение результатов. 8.4. Доработка проектной работы для участия в конкурсах различного уровня. |
Март |
Успешная защита проектной работы. Получение результатов. Обсуждение личных результатов и подведение итогов работы. |
Основная часть
Несмотря на то, что подбирать однокоренные слова детей учат ещё в начальной школе, самыми распространёнными на экзаменах оказываются ошибки, связанные с поиском проверочных слов. И дети, и даже взрослые иногда допускают ошибки в корнях с безударными гласными просто потому, что навык не был доведён до автоматизма (хотя это правило простое). А с помощью игры легко и ненавязчиво формируется привычка находить проверочные слова и выбирать правильное написание.
У обучающихся начальной школы возникают сложности с написанием слов с пропущенной проверяемой безударной гласной в корне. Этот вид работы на уроке русского языка занимает у школьников младшего возраста достаточно продолжительное время. Во время обучения в начальной школе мои одноклассники также испытывали затруднения в изучении данной темы. Для подтверждения актуальности этой проблемы мы обратились к Камиле Руслановне, учителю второго класса школы «Премьер». Камила Руслановна подтвердила, что эти сложности возникают у ребят и сейчас.
Я начал свою работу с того, что выяснил, какие разделы в науки о языке существуют.
Орфография и лексика – разные разделы науки о языке, но они взаимосвязаны. Орфография – раздел науки о языке, который изучает правила написания слов. Слово орфограмма означает то место в слове, где нужно применить какое-то правило, то есть трудное место для написания. Какую правильную букву надо написать в этом месте, вот что означает орфограмма.
Лексика – это раздел языкознания, изучающий словарный состав языка. Её интересует лексическое значение, смысл слова. Лексика рассматривает исторические изменения, происходящие в словарном составе языка, изучает слова с точки зрения их происхождения и употребления.
Пунктуация — система знаков препинания в письменности какого-либо языка, сами правила их постановки в письменной речи, а также раздел грамматики, изучающий эти правила.
Орфоэпия — совокупность правил устной речи, закреплённых в литературном языке.
Морфология - это раздел грамматики, который изучает разные аспекты слова: его принадлежность к определенной части речи, структуру, формы изменения, способы выражения грамматических значениях. Части речи — это лексико-грамматические разряды, на которые распадаются слова языка.
Затем я уточнил у учителя начальной школы Камилы Руслановны какие слова с пропущенными гласными буквами можно использовать в начальной школе. Затем я приступил к изготовлению проектного продукта.
Мой проектный продукт – настольная игра по русскому языку.
«Словодыр» - настольная игра на развитие грамотности. Она имеет три уровня сложности, рассчитанных на учеников с 1 по 5 класс, а ее правила очень просты и объясняются за 1 минуту.
Об игре
Смысл игры «Словодыр» заключается в быстром подборе проверочных слов на проверку правильности написания гласных в корне слова. В состав игры входят три колоды карт со словами разной сложности:
зеленая колода – для учеников 1-2 классов;
синяя – для учеников 3-4 классов;
сиреневая – 5 класс и старше.
На одной стороне карты написано слово с одно пропущенной гласной буквой, на второй – правильный ответ.
Второй важный момент игры – 2 игральных кубика на сторонах которых написаны буквы А, О, Е, И, Я, именно их нужно правильно вставить на пропущенное место в слове на карте.
Как играть
Принцип игры очень прост. Игроки выбирают колоду карт, подходящую под нужный уровень сложности и перемешивают ее. На столь выкладываются 6 карт стороной с пропущенными буквами вверх, а затем бросаются 2 кубика.
Игроки одновременно начинают поиск карт со словами, в которые можно вписать выпавшие буквы. Первый нашедший такую карту, накрывает ее рукой и произносит проверочное слово. Если все выполнено без ошибок, игрок забирает карту себе. За один раунд можно забрать несколько карт. На место разобранных карт выкладываются новые, и начинается новый раунд.
Игра заканчивается, как только игроки не могут выложить на стол 6 карт. Победителем игры «Словодыр» становится участник с наибольшим количеством карт на руках.
Вначале я определился с перечнем слов, которые будут напечатаны на этих карточках. С этим мне помогла Камила Руслановна. Затем я стал думать на какой бумаге напечатать эти слова так, что бы игру можно было использовать не один раз.
Было принято решение изготовить карточки для игры в типографии. Это обусловлено тем, что в школе нет возможности напечатать карточки на очень плотной бумаге. С макетом карточек мне помог Сергей Игоревич, а моя мама, Ольга Владимировна заказала и оплатила услуги типографии.
Когда игра была готова я провел презентацию игры во 2 классе нашей школы. В игре приняли участие 10 человек.
Работая над проектом, я узнал много интересного и полезного для себя: пополнил свой словарный запас, нашел много интересных омонимичных слов, значение которых раньше не знал, а также не знал, что они пишутся по-разному. Но мы столкнулись и с трудностями. Например, изготовление макетов и последующая печать карточек в типографии затянулась по времени, из-за этого мы немного отклонились от графика работы.
После проведённой игры среди учащихся 2 класса мы отметили неподдельный интерес к правилам игры, ребята с удовольствием играли в команде, искали не только нужную карточку, но и сами пытались придумывать новые слова. После игры я попросил ребят оценить мою игру. Учащиеся сказали, что игра их заинтересовала, что многие хотели бы поиграть ещё после уроков, а также, что русский язык – «лучший предмет в мире». Также через несколько лет им предстоит сдавать экзамены по русскому языку и литературе, которые проверяют владение навыками письменной речи школьников в соответствии с нормами литературного языка. Я очень надеюсь, что эта игра им поможет!
Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что все из того, что было задумано получилось, так как я смог разработать свой проектный продукт – игру по русскому языку. Я смог провести игру в во 2 классе школы «Премьер» и получил положительные отзывы о своем проектном продукте как от участников игры, так и от учителя.
Если бы я начал работу заново, то распределил время работы более целесообразно.
Я считаю, что моей игрой можно пользоваться в начальной школе и в 5 классе. Кроме того, если изготовить новые карточки по другим темам, то моей игрой можно пользоваться в других классах или даже по другим предметам. Например, в матемтике.
Хочу поблагодарить за помощь в работе своего руководителя Антона Сергеевича, Сергея Игоревича за изготовление макетов карточек, Камилу Руслановну за помощь в планировании и проведении игры, моих родителей за спонсирование моего проекта и всех, кто принимал участие в моей игре.
Список использованных источников информации
Как создать настольную игру – текст: электронный // Мосигра: интернет магазин. – URL: https://www.mosigra.ru/kak-sozdat-i-prodat-nastolnuju-igru (дата обращения: 159.12.2023)
Русский орфографический словарь – текст: электронный // Грамота.ру: энциклопедия. – URL: https://gramota.ru/biblioteka/slovari/russkij-orfograficheskij-slovar (дата обращения 31.01.2024)
Печать карточек в Москве – Типография Тпринт: электронный ресурс https://tprint.ru/pechat-kartochek/ (дата обращения: 12.12.2023)
Примеры игр по русскому языку – текст: электронный // https://bandaumnikov.ru/product/ihnii-ihnievich/ (дата обращения: 31.01.2024)
Печать и изготовление игрового поля – текст: электронный // Принтреди https://printready.ru/pechat-i-izgotovlenie-igrovogo-polya-dlya-nastolnyix-igr.html/ свободный. (дата обращения: 31.01.2024).