Пантограммы в хештегах социальной сети «Вконтакте»

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Пантограммы в хештегах социальной сети «Вконтакте»

Насонова А.А. 1
1ГБОУ РО "Таганрогский педагогический лицей-интернат"
Насонова Н.В. 1
1ГБОУ РО "Таганрогский педагогический лицей-интернат"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Ведь это такое удовольствие —

вглядываться, вслушиваться в слова,

открывая в них новые смыслы»

Сергей Федин [1]

Введение

На факультативе по литературе мы познакомились с ярким представителем комбинаторной поэзии – поэтом Дмитрием Авалиани. Уникальный человек, виртуозно владеющий словом. Для меня он открыл такие понятия как «листовертень», «панторифмы», «анаграммы» …Мое же внимание привлек термин «пантограмма». Пантограмма – это фраза, в котором буквенный состав одинаковый, но разная смысловая нагрузка лишь по расположению словоразделов. Я активный пользователь социальной сети «Вконтакте», и заметила следующее, что, например, в некоторых хештегах к публикациям можно встретить такие фразы.

1.1. Актуальность темы.

Умение читать пантограммы в хештегах социальной сети «Вконтакте» способствует формированию речи обучающихся через понимание лексического значения слова с целью повышения мотивации в изучении русского языка, обогащение словарного запаса.

1.2. Цель исследования.

Уметь расставлять пробелы в последовательности букв, учитывая лексическую сочетаемость слов.

1.3. Задачи исследования.

1. Изучить, обобщить и систематизировать вопросы, связанные с понятиями «пантограмма», «хештег».

2. Найти в социальной сети «Вконтакте» хештеги, в которых встречаются пантограммы, объяснить их лексическое значение, указать количество публикаций, проанализировать данные.

3. Провести социологический опрос среди обучающихся и преподавателей ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат» на тему: «Деление хештега на слова в соответствии с лексической сочетаемостью» и проанализировать результаты; сделать аналитические выводы по данному вопросу.

1.4. Гипотеза исследования.

Мы предполагаем, что пользователи социальной сети «Вконтакте» в своих хештегах используют одно понимание лексического значения пантограммы.

1.5. Объект исследования.

Объектом нашего исследования являются пантограммы, которые используются в хештегах социальной сети «Вконтакте».

1.6. Практическая ценность.

Данный материал может быть использован в школьном курсе русского

1.Федин Сергей Николаевич Лучшие игры со словами / Сергей Федин. - М.: Айрис-Пресс: Рольф, 1999, стр.8

языка при изучении лексики и культуры речи.

2.Обзор литературы.

2.1 Пантограмма

Исключительный вклад в развитие русской визуальной поэзии внес Дмитрий Евгеньевич Авалиани. Его стихи сочетают лёгкость звучания и изящество фразировки с герметичной образностью, следуя лирике Мандельштама начала 1930-х годов. Однако наибольшее признание Авалиани принесли не они. Прежде всего, наряду с Владимиром Гершуни, Еленой Кацюбой и, несколько ранее, Николаем Ладыгиным, Авалиани является основоположником современного русского палиндрома. Авалиани изобрёл (независимо от более ранних англоязычных прецедентов) и довёл до совершенства своеобразную поэтическую форму, получившую название листовертень — это текст небольшого размера (от одного слова до нескольких строк), выписанный таким образом, чтобы при переворачивании (на 180°, реже на 90°) читался уже другой текст (в отдельных случаях тот же самый, иногда два прочтения составляют вместе рифмованное двустишие или четверостишие). Авалиани также развил и превратил в особую литературную форму панторифмы и анаграммы, экспериментировал с некоторыми другими редкими и трудными приёмами стихосложения. [1].

ПАНТОРИ’М, или пантори́фма (от греч. παντ — корень слова πᾶς — весь и франц. rime — рифма или греч. ῥυθμός — ритм, размерность), — стихотворение или часть стихотворения, в котором почти все слова рифмуются между собой. [2]

В статье «Палиндромия: от перевертня до пантограммы» Александр Владимирович Бубнов дает определение: «фразы, состоящие из одинаковой последовательности букв и различающиеся местоположением пробелов,более точным представляетсятерминпантограмма» [3] и с этого момента слово «пантограмма» является авторским термином. А.В.Бубнов — российский поэт, литературный критик и филолог; визуальный поэт, эссеист, автор-исполнитель, теоретик и практик палиндромии и экспериментальных форм стиха, доктор филологических наук. Член Русского ПЕН-центра, Российского союза профессиональных литераторов (РСПЛ), Южнорусского союза писателей (ЮРСП) и Союза журналистов России. Основатель и куратор арт-лит-фестиваля «Курский контекст» и Фестиваля Литературного Эксперимента (ФЛЭ). [4]

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Авалиани,ДмитрийСергеевич (07.11.2020г. 17:50)

  2. Квятковский, Александр Павлович. Поэтический словарь [Текст] / А. П. Квятковский; [науч. ред. и сост. И. Б. Роднянская]; Российский гос. гуманитарный ун-т. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Изд. центр РГГУ, 2013. – стр.317.

  3. А.В.Бубнов. Палиндромия: от перевертня до пантограммы — Журнальный зал. magazines.gorky.media. Дата обращения: 13 ноября 2020.

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Бубнов,АлександрВладимирович (13.11.2020г. 18:25)

Википедия дает толкование слова «пантограмма» шире: «Пантограмма, омограмма (термины А. Бубнова); равнобуквица (термин С. Федина), равнорифмица (термин Г. Лукомникова) - произведение комбинаторной поэзии, в котором буквенный состав стихотворных строк попарно идентичен, а различно лишь расположение словоразделов. В некоторых источниках также ошибочно называется гетерограммой, несмотря на то, что этот термин был ранее закреплён за другой формой комбинаторной поэзии. Пантограмму также квалифицируют как визуальную панторифму: в отличие от собственно панторифмы, в пантограмме могут различаться места расположения ударений, зато в панторифме могут употребляться слова одинакового звучания, но разного написания.» [1]

2.2 Хештег

Хеште́г, также Хэштег (англ. hashtag от hash — знак решётки (#) и tag — метка) — ключевое слово или несколько слов сообщения, тег (пометка), используемый в микроблогах и социальных сетях, облегчающий поиск сообщений по теме или содержанию и начинающийся со знака решётки.

Представляет собой слово или объединение слов (без пробелов), которому предшествует символ #, например: #искусство, #техника, #биткоин. Хештеги используют в рекламной продукции или арт-представлениях в качестве отсылки к появившейся тенденции в интернете или в попытке создать такую тенденцию. [2]

2.3 Вконтакте

VK (Вконтакте) — приложение для обмена фотографиями и видеозаписями с элементами социальной сети, позволяющее снимать фотографии и видео, а также распространять их через свой сервис и ряд других социальных сетей. [3]

3 Методы исследования.

3.1 Метод теоретического уровня

Изучение и обобщение теоретического материала

Изучив научную литературу, познакомились с определениями следующих терминов: «панторифма», «пантограмма», «хештег», «вконтакте». Знакомство с биографией и творчеством Дмитрия Евгеньевича Авалиани. Изучение научных статей Александра Владимировича Бубнова.

3.2. Метод экспериментально-теоретического уровня

Анализ хештегов социальной сети «Вконтакте»

Нашли и проанализировали хештеги социальной сети «Вконтакте», содержащие пантограммы. Изучили и описали найденные фотоматериалы.

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пантогамма (07.02.2024г. 17:32)

  1. http://gramota.ru/slovari/dic/?word=хештег (20.02.2024г. 20:31)

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/ВКонтакте (20.02.2024г. 20:55)

3.3. Метод эмпирического уровня

Наблюдение.

Наблюдали за появившимися публикациями в социальной сети.

Фотографирование

Зафиксировали данное явление для дальнейшего анализа.

*см. приложение

Социологический опрос «Деление хештега на слова в соответствии с лексической сочетаемостью».

Основная часть

В социальной сети «Вконтакте» публикуются фотографии, под которыми часто можно встретить различные хештеги. Прочитав стихотворения Д.Авалияни, решила взять несколько имеющихся в его произведениях пантограмм и найти их в тегах.

За основу взяла следующие панторифмы:

В орнаменте - вор на менте.

Небом живы – не бомжи вы.

Поэта путь мой - по этапу тьмой.

Злато и тоги - зла то итоги.

Не закон, чучело вечное - не закончу человечное.

Ибо где точка, утро бабочка - и Бог деточка, утроба бочка

Ниц, шея, гнись - ницше, ягнись!

Получу человечек - получучел овечек

На мне дом, узы - нам не до музы.

Нет обеда – не то беда,

Не боль, нож алеет - но жалеет небо ль?

Раз дева юная, душа рада - раздеваю наяду.

Забор мочу - забормочу

Про махинации, и про закон Торы-Промахи нации, и проза конторы. [1]

    1. . Составление и анализ таблиц

Особенность написания тегов - слова пишутся без пробелов. Взяв хештеги, в которых имеются интересующие меня пантограммы, расставила пробелы в последовательности букв, учитывая лексическую сочетаемость слов.

Таблица 1 «Деление хештега на слова в соответствии с лексической сочетаемостью»

 

Хештег с пантограммой

Расставленные пробелы в последовательности букв, учитывая лексическую сочетаемость слов.

1

#ворнаменте

в орнаменте

вор на менте

  1. Лазурные кувшины: Стихотворения. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2000.

2

#небомживы

небом живы

не бомжи вы

3

#поэтапутьмой

поэта путь мой

по этапу тьмой

4

#вотигробразлук

вот и гроб разлук

вот игр образ лук

5

#промахинации

промахи нации

про махинации

6

#околокола

о колокола

около кола

7

#нетобеда

нет о беда

не то беда

8

#надождать

надо ж дать

надо ждать

9

#тыжеребенок

ты жеребенок

ты же ребенок

10

#гордаль

гор даль

горда ль

11

#ослабел

ослабел

осла б ел

12

##утробабочка

утроба бочка

утро бабочка

13

# мыженаты

мы женаты

мы женаты

14

#покалечилась

покалечилась

пока лечилась

15

# задело

задело

за дело

16

# идикомне

иди ко мне

и дико мне

17

#получучеловечек

получу человечек

получучел овечек

18

#помашинам

по машинам

помаши нам

Затем акцентировала внимание на то, какой из вариантов пантограммы чаще встречается в публикациях.

Таблица 2 «Количество публикаций тегов с пантограммами»

Тег с пантограммой

Количество публикаций

Тег с пантограммой

Количество публикаций

1

в орнаменте

32

вор на менте

0

2

небом живы

398

не бомжи вы

0

3

поэта путь мой

1

по этапу тьмой

0

4

утро бабочка

0

утроба бочка

0

5

вот и гроб разлук

0

вот игр образ лук

1

6

промахи нации

0

про махинации

1

7

о колокола

13

около кола

0

8

не то беда

0

нет обеда

8

9

надо ж дать

0

надо ждать

34

10

ты жеребенок

0

ты же ребенок

247

11

гор даль

6

горда ль

1

12

ослабел

1

осла б ел

0

13

мы женаты

1024

мы же на ты

0

14

покалечилась

0

пока лечилась

1

15

задело

0

за дело

13

16

иди ко мне

4

и дико мне

0

17

бери гитару

32

беги тару

0

18

по машинам

2

помаши нам

2

Было просмотрено 1827 публикаций, в которых имелись хештеги с интересующими меня пантограммами. Меня интересовало количество пользователей, которые видят в этом теге одно или несколько значений. Выяснилось, что 92% публикаций имеют одно значение, 8% - имеют два значения. Таким образом, очевидно, что большинство пользователей сети «Вконтакте» имеют одно понимание лексического значения пантограммы. Конечно же, мы не можем на 100% утверждать, что наблюдается бедность словарного запаса, использование слов в их неточном значении, так как другая сочетаемость слов не является общеупотребимой и, возможно, неинтересна пользователям.

4.2. Социологический опрос

Мы решили провести социологический опрос среди обучающихся лицея и преподавателей ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей-интернат» на тему: «Деление хештега на слова в соответствии с лексической сочетаемостью». Для этого мы составили текст анкеты:

Часть 1

  1. А) Ученик

    Б) Учитель

    Вы
  1. А) Да

    Б) Нет

    Знаком ли вам термин пантограмма?

Часть 2

Разделите данных хештеги, содержащие пантограммы, на слова в соответствии с лексической сочетаемостью. (Пантограмма – это фразы, состоящие из одинаковой последовательности букв и различающиеся местоположением пробелов)

Хештег с пантограммой

Расставленные пробелы в последовательности букв, учитывая лексическую сочетаемость слов.

1

#небомживы

   

2

#времяистекло

   

3

#задело

   

4

#идикомне

   

5

#гордаль

   

6

#полетишь

   

7

#намнедомузы

   

8

#утробабочки

   

9

#ворнаменте

   

10

#небомживы

   

В опросе приняли участие 27 обучающихся лицея-интерната и 8 преподавателей.

В первой части анкеты нас интересовало, есть ли среди них те, кому знаком термин пантограмма. Выяснилось, что только 20% имеют представление о данном термине. Этот процент составляют учителя. Остальные же 80% не знают о таком понятии, но планируют узнать.

Во второй части при рассмотрении ответов наше внимание было направлено на количество респондентов, которые сумели выделить наибольшее количество слов из данных им хештегов, не допуская ошибок и неточностей.

Рисунок 1. Гистограмма «Результаты опроса обучающихся на тему: «Деление хештега на слова в соответствии с лексической сочетаемостью».

Выводы:

  1. С помощью гистограммы мы видим, что 27 обучающихся не справились полностью с заданием, что говорит нам о нарушении вариативного использования слов.

  2. Один респондент показал высокий уровень, что свидетельствует о высоком уровне интеллектуального развития человека.

  3. Восемь человек справились с заданием наполовину.

  4. В результатах опроса встречается неточность употребления слов.

  5. У нескольких участников встречается отсутствие понимания лексического значения некоторых слов.

Рисунок 2. Гистограмма «Результаты опроса учителей на тему: «Деление хештега на слова в соответствии с лексической сочетаемостью».

Выводы:

  1. Гистограмма дает нам понять, что учителя сумели выделить наибольшее количество слов, это говорит о культурном кругозоре, начитанности.

  2. Шестеро респондентов не допустили ошибок в членении слов, указывает на то, что развито лингвистическое мышление.

  3. У трех участников анкетирования имеются нарушения вариативного использования слов.

  4. Наблюдается несколько неточностей.

Заключение

В ходе проведённого исследования наша гипотеза о том, что пользователи социальной сети «Вконтакте» в своих хештегах используют одно понимание лексического значения пантограммы подтвердилась.

Было просмотрено 1827 публикаций, в которых имелись хештеги с интересующими меня пантограммами. Меня интересовало количество пользователей, которые видят в этом теге одно или несколько значений. Выяснилось, что 92% публикаций имеют одно значение, 8% - имеют два значения. Таким образом, очевидно, что большинство пользователей сети «Вконтакте» имеют одно понимание лексического значения пантограммы. Конечно же, мы не можем на 100% утверждать, что наблюдается бедность словарного запаса, использование слов в их неточном значении, так как другая сочетаемость слов не является общеупотребимой и, возможно, неинтересна пользователям.

Ценность этого исследования заключается в том, чтобы обратить внимание обучающихся на возможность вариативного использования слов, понимания лексического значения, точность употребления слов.

Изучение научных трудов, статей, знакомство с терминами помогло расширить имеющиеся знания.

Данные социологического опроса среди обучающихся и преподавателей привели нас к пониманию того, что умение видеть пантограммы, значительно обогащают словарный запас, указывают на вариативность использования слов, дает понимание лексического значения слов, развивает лексическое мышление, да и в целом, культурный кругозор, и, конечно же о начитанности. И хотелось бы закончить свою работу словами Сергея Федина «Ведь это такое удовольствие — вглядываться, вслушиваться в слова, открывая в них новые смыслы».

Список использованных источников и литературы:

  1. Федин Сергей Николаевич Лучшие игры со словами / Сергей Федин. - М. : Айрис-Пресс : Рольф, 1999, стр.8

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Авалиани,ДмитрийСергеевич (07.11.2020г. 17:50)

  3. Квятковский, Александр Павлович. Поэтический словарь [Текст] / А. П. Квятковский; [науч. ред. и сост. И. Б. Роднянская]; Российский гос. гуманитарный ун-т. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Изд. центр РГГУ, 2013. – стр.317.

  4. А.В.Бубнов. Палиндромия: от перевертня до пантограммы — Журнальный зал. magazines.gorky.media. Дата обращения: 13 ноября 2020.

  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Бубнов,АлександрВладимирович (13.11.2020г.18:25)

  6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Бубнов,АлександрВладимирович (13.11.2020г. 18:25)

  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Пантогамма (07.02.2024г. 17:32)

  8. http://gramota.ru/slovari/dic/?word=хештег (20.02.2024г. 20:31)

  9. https://ru.wikipedia.org/wiki/ВКонтакте (20.02.2024г. 20:55)

  10. Лазурные кувшины: Стихотворения. — СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2000.

Просмотров работы: 32