Введение
Объект исследования: семейное чтение.
Предмет исследования: отношение к семейному чтению.
Цель работы: показать важность традиций семейного чтения как необходимое средство развития каждого ребёнка на примере анализа рассказа А. П. Чехова «Ведьма», проекта «Голосуй за КНИГУ».
Задачи работы:
1. Выделить взаимосвязь чтения и воспитания; 2. Проанализировать роль значимости традиций семейного чтения в развитии ребёнка; 3. Выяснить эффективные формы и методы, которые позволят семье постоянно поддерживать интерес к чтению;
4. Реализовать пример проекта «Голосуй за КНИГУ», отражающего читательские практики.
5. Рассмотреть психологизм героев и взаимоотношения в семье в рассказе А. П. Чехова «Ведьма» через имена, портреты, действия и речь персонажей.
Гипотеза: если в каждой семье возродить утраченную традицию семейного чтения, то у ребенка повысится интеллектуальный, воспитательный уровни, которые большинству помогут увереннее адаптироваться в социуме.
Методы исследования: изучение литературы по данной теме исследования, классификация, сравнение, обобщение.
Актуальность: всегдарешающее, главнейшее значение в формировании развитой личности ребёнка имел его интерес к книге, поэтому данные традиции семейного чтения являются важным средством развития неподдельного интереса к чтению.
Проблема работы: как помочь ребенку полюбить книги? Кто это должен сделать? Конечно, чтение книги вслух своему ребёнку, когда тот ещё не умеет читать. В школу, чаще приходят детки, которые знают буквы, даже умеют читать, большинство из них. Это занятие для многих остаётся на всю жизнь очень увлекательным, но не для всех почему-то. Что же нам можно сделать, чтобы подобное чтение стало главной потребностью для всех, приносило истинное удовольствие? Ответ нам напрашивается только один: будущего грамотного читателя необходимо воспитывать, когда тот начинает познавать мир, переживать события в прочитанных текстах, делать для себя выводы.
Работа интересна в первую очередь, филологам, библиотечным работникам, школьникам. Хочется надеяться, что она будет очень полезна всем людям, которые захотят поддержать подобную семейную традицию.
Этапы исследования:
Содержание этапа |
Временной промежуток |
Проект «Голосуй за КНИГУ |
Июнь- август 2023 г |
Постановка цели и задач |
Сентябрь 2023г. |
Обзор литературы |
Октябрь 2023г |
Проведение исследования |
Ноябрь 2023 г. |
Статистическая обработка результатов |
Декабрь 2023 г, март 2024г. |
Написание работы |
Январь – март 2024 г. |
Основная часть. Что такое семейное чтение?
Что означает понятие семейное чтение? Это регулярное общение, взаимодействие между всеми взрослыми и детьми, когда обсуждение текста, выход на него происходит в разных формах: игровых, устных, письменных. Это интересное словосочетание может подразумевать постоянное взаимодействие через книгу между членами семьи.
Глава 1. Проблема значимости чтения.
Теория исследования проблемы, связанной с семейным чтением.
Любую семью важно заново обучать совместному читательскому досугу, которое было раньше нормой жизни. Б.В. Дубинин говорит о нынешней России: «...телепрограммы сегодня не просто много смотрят – телевидение формирует картину мира, отношение к себе и другим людям, к опеке государства и собственной инициативе, поддерживает общее представление о коллективном “мы”».[1] Так и совместное чтение. И.И. Тихомирова отмечает возникшие разногласия в понимании важности роли чтения, которое обозначилось как средство развития личности: «… в век цифровых технологий чтение утрачивает свое значение, поскольку медиатехнологии удобнее для восприятия, при этом содержат все элементы, присущие печатному слову».[2] Как одну из важных моделей, Ю.П. Мелентьева выявляет семейное чтение ,которое обязательно должно включать деловое, нормативное, учебное, развлекательное и самообразовательное. Весь 20 век наша страна считалась самой читающей во всём мире. [8] Анализируя эту модель семейного чтения, Ю.П. Мелентьева отмечает несколько существенных признаков. Во-первых, чтение вслух, которое присутствует в основе любого семейного чтения. Всё это способствует формированию доверительной атмосферы, общности интересов, понимания. Во-вторых, «семейное чтение» очень тесно связано с новым понятием «библиотеки особого вида». Ю.П. Мелентьева была убеждена, что для такого семейного чтения всегда выбирались «занимательные», «добрые» тексты, которые бы не содержали сомнительных ситуаций, «дающих пищу уму и сердцу». В-третьих, данная эта модификация показывает особую роль именно женщины в деле воспитании ребенка, а также и становлении его как преданного читателя. Но и отцу семейства отводится также не менее важная роль. В-четвертых, семейное чтение сопровождает совместное действие, тесно связанное со всеми происходящими процессами. В-пятых, данная необычная модель подразумевает очень широкий круг разнообразных по содержанию текстов, по жанру. В-шестых, если выбранная книга интересна каждому члену семьи, тогда только пройдёт высокий уровень обсуждения. В-седьмых, «…в модификации «семейное чтение» представлены практически все важнейшие функции чтения: познавательная, воспитательная, развивающая, рекреационная, социализирующая, коммуникационная и др.), причем реализуются они одновременно».[8] Также считает Мелентьева Ю. П., что подобная модель «семейное чтение», в силу какой-то особой эмоциональной атмосферы этого взаимодействия всех членов обязательно сможет повлиять на удручающую ситуацию, сложившуюся с чтением в нашей стране, став «наиболее результативным рычагом воздействия».[8] И.А. Зеткина и Е.А. Николаева заостряют внимание на том, что у семьи есть общая заинтересованность. Чтение раньше было нормой. В нём участвовали близкие родственники, добрые няни и, конечно, гувернантки. Часто такое семейное чтение обычно превращалось в совместное творчество: сочинительство интересных историй, постановку необычных спектаклей, издание иллюстрированных литературных журналов, создание сценариев, рисование и т.д. [9] В работе А.С. Павловой выделены четыре стадии семейного чтения, которые она считала универсальными: выбор книги – сам процесс чтения – обязательное обсуждение прочитанного и «послечтение». [3] Существует психологический барьер: многие родители предпочитают давать ребенку классику, полагая, что современные книги не всегда выдерживают четкие этические критерии, касаются острых социальных проблем, заставляют детей слишком рано взрослеть.[4].
Итак, семейное чтение всегда формировало читательский вкус, предпочтения.
ГЛАВА 2. История развития традиций семейного чтения в нашей стране. 2.1 Семейное чтение - прекрасная традиция, которая была в России в 19 и 20 веке.
Традиция семейного чтения в нашей стране имеет очень удивительную историю. Ярким памятником древнерусской литературы являются сочинения Владимира Мономаха, которые являются фактом становления давних традиций семейного чтения. Очень много рассуждений о семейном чтении писали Н.С.Лесков, А.П.Чехов, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие писатели.
В 1917 году в России были открыты семейные библиотеки, где проводились следующие мероприятия: диспуты, литературные вечера, читательские конференции, обсуждение книг, обзоры ещё не напечатанных текстов, которые выносили для обсуждения писатели.
Со второй половины 20 века в России снова стало престижно быть человеком-читателем - "homo legens. Русская литература всегда была центром духовной жизни общества, колыбелью русской интеллигенции. Именно поэтому возникло понятие литературоцентризм, которое было характерно для русской культуры XIX-XX веков. Поскольку большинство людей читали книги, получали удовольствие от этого занятия.[7]
2.2 Традиции семейного чтения в современном мире.
Чтение и практика чтения значительно изменились за последние 20 лет. Т.В. Степичева отмечает существование двух важных подходов к пониманию семейного чтения: «Совместное чтение родителей с детьми, не умеющими или недостаточно хорошо умеющими читать, и понимание семейного чтения как совместного чтения взрослых членов семьи». [5] Книга - самый древний, очень полезный и проверенный источник информации: ее удобно носить с собой, в ней нет вредного излучения. Самый популярный вопрос, который родители задают психологам и учителям литературы: «Как заставить сына (дочь) читать»?
ГЛАВА 3. Практическая часть работы. 3.1 Почему наблюдается тенденция снижения интереса школьников к чтению?
Международные исследования показали, что Россия занимает 28-е место среди 32 развитых стран по уровню грамотности и чтения. Это та страна, которую когда-то называли самой читающей во всём мире! Мы обратились за помощью в библиотеку им. «А. И. Васильева» выяснить, как часто посещают эту библиотеку семьи ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ. В основном, это жители залинейной части города Ишима.Неутешительная статистика за последнее десятилетие, когда число постоянных читателей сократилось с 49% до 26%. (Диаграмма 1).
Диаграмма 1.
Число постоянных читателей
Проведя анкетирование среди учеников с 5 по 11 класс МАОУ СОШ №4 (всего 250 человек) выяснили, что 43% школьников из среднего звена любят читать, к сожалению, среди старших — 17%. Каковы текстовые предпочтения учащихся средней школы № 4 города Ишим? (Диаграмма 2).
20% учеников читают по заданию учителя, 10 % школьников читают только развлекательную литературу на досуге, а 15 % - только познавательную литературу, для самообразования - 15 % школьников, а 40 % вообще не хотят ничего читать. Мы видим, что существует серьезная тенденция снижения интереса к чтению к старшему школьному возрасту. Многие дети не могут внимательно прочитать текст, они не в состоянии
Диаграмма 2.
Предпочтение текстов школьниками
усвоить информацию из разных типов прочитанных текстов и выбрать необходимый материал, который был заявлен в задании. Трудность вызвана у детей переходом от детали к целому и наоборот. Наши ученики не проявили способности понимать смысл текста, задавать вопросы и выдвигать гипотезы. Какой же выход из этой серьёзной проблемы? Думаем, что должны помочь практики семейного чтения.
Диаграммы 3, 4. Практики семейного чтения
К сожалению, мы теряем традицию семейного чтения. (Диаграммы 3, 4. Практики семейного чтения). Это печальный факт. 65 % родителей считают, что чтение — это рациональный процесс, и только 35 % - эмоциональный. Во многих странах сегодня существуют так называемые "книжные кафе", где можно не только купить книгу, но и в ожидании заказа просто почитать ее. Особенно среди молодежи такие формы приобщения к книжным новинкам становятся все более популярными. [5]. «Перед педагогами встаёт двойная задача - воспитание и детей, и родителей, потому что семейные традиции чтения – это одно из самых благотворных воспитательных средств». [6]
3.2 Традиция семейного чтения в моей семье.
Для меня оказался открытием текст А. П. Чехова «Ведьма», где главные герои - семейная пара. Их брак, к сожалению, имел только выгоду под собой. А. П. Чехов демонстрирует отдельные детали, а мы дорисовываем уже сами этот образ. Во взаимоотношениях с окружающими автор помогает в раскрытии характера своего героя (Приложение, таблица 1). Савелий и Раиса живут как заключенные в тюрьме. Когда мы читаем, мы узнаем о них то, чего они не замечают. Савелий — это пассивная, вечно лежащая на кровати. Своеобразный прием, с помощью которого достигается активизация воображения читателя, описание внешности персонажа — это имеет немаловажное значение для А. П. Чехова - мастера короткого рассказа (Приложение, таблица 1). Автор интересуется не только тем, что происходит с героями, но и почему они так действуют. Он исследует внутренний мир героев, их эмоции, стремления, внутренние конфликты и мыслительные процессы. Благодаря этому Чехов создает многослойных и реалистичных персонажей, ненавязчиво показывая нам незаметные детали, а мы уже сами начинаем дорисовывать образ. Всё это понять помогает автор, который тщательно раскрывает характер своего героя во всех взаимоотношениях с окружающими. (Приложение, таблица 1). Интересен пейзаж, он предназначен для того, чтобы обрисовать среду, в которой происходит действие произведения. События здесь – циклы природных состояний, определяющие жизнедеятельность как мира, так и человека. Хотя в тексте «бушует» метель, идёт снег, и весна задерживается. Это, явно, не случайно (Приложение, таблица 1). Чеховские герои обычно испытывают разочарование, незавершенность и отсутствие надежды. Они часто оказываются узниками своих собственных эмоций, стремясь найти истинное счастье и смысл жизни. Передать нам ведущий эмоциональный тон, показать психологический настрой персонажа, воспроизвести детально внутренний мир через движения — все это А. П. Чехов старается показать в тексте. Он художественно воссоздаёт основу внутренней жизни героини, красочно сравнивая Раису с тигрицей (Приложение, таблица 1). Читателем овладевает совершенно определенное настроение, которое как бы "вливается" в текст, пронизывает его. Писателю удивительно удается насытить произведение определенным эмоциональным оттенком, который формируют "подводное течение" рассказа, составляющее главную основу внутренней жизни героя. В подтексте тон произведения, как ощущение тоски, неудовлетворенности, смутного беспокойства, страха, дурных предчувствий. Этот общий эмоциональный тон пронизывает всё произведение. (Приложение, таблица 1) Диалоги в рассказе Антона Чехова «Ведьма» отличаются особым вниманием к психологическим аспектам. Писатель выстраивает речевые обмены между персонажами так, чтобы передать их внутренний мир, эмоции, конфликты и отношения друг к другу. В результате они становятся не только средством передачи информации, но и способом раскрытия глубинных характерологических черт, подробно вскрывают взаимоотношения в этой семье. Термин этот А.Б. Есин определяет так: «Психологизм – это определенная художественная форма, за которой стоит и в которой выражается художественный смысл, идейно-эмоциональное содержание». [7] Через внутренний мир персонажей, читатель получает возможность проникнуть в душу героев и понять их состояние, мотивы и действия. Психологическая глубина в диалогах проявляется также в использовании повторов и параллелей. Чехов часто возвращает героев к обсуждаемым ранее темам и ситуациям, демонстрируя их внутренний рост и изменение. Параллели между разными диалогами наглядно показывают сходства и различия между персонажами и раскрывают их внутренний мир. Внутренний мир персонажа становится каждому очень близким и понятным. Мысли и переживания героя невозможно отделить друг от друга. Психологизм полностью достигает своей цели, хотя действует незаметно. Он способствует возникновению читательского сопереживания персонажу, которое через слово лежит в основе текста. (Приложение, таблица 2).
Возможно, на этом умозаключения были бы закончены, но мама подсказала, что А.П. Чехов выделяет систему образов мифа о Персефоне, структуру ритуала, посвящённого ей Элевсинского, где Персефона была похищена злым богом подземного царства Аидом-Плутоном. Богиня зерна и плодородия Деметра была очень опечалена исчезновением своей дочери. Она наслала на землю засуху. Поэтому Зевс отправил Гермеса освободить девушку. Персефона уже попробовала гранатовое зернышко и не смогла вернуться на землю навсегда. Персефона может жить со своей матерью две трети года, но треть года она должна проводить в подземном мире со своим мужем. Как царица мира теней, богиня плодородия и повелительница демонов и духов показана в мифе Персефона. Так же и Раиса, героиня рассказа А. П. Чехова «Ведьма», показана как богиня царства мёртвых и повелительница возрождающейся природы.
Итак,в творчестве А. П. Чехова художественно освоены новые формы и аспекты внутренней жизни человека. Он раскрыл течение повседневной психологической жизни. Развивая психологизм, автор показал, как скрытые душевные движения могут привести к серьезным жизненным результатам, стать формой идеологических и нравственных поисков, которые в конечном счете меняют духовное содержание человеческой личности. Я рада, что привычка к семейному чтению стала в нашей семье замечательным ритуалом совместного проведения повседневного досуга. Когда читается текст, мама всегда ненавязчиво рассказывает: какие предположения были у меня относительно дальнейшего развития сюжета, все ли понятно во время чтения, что было интересно узнать. Она всегда хвалит меня за сообразительность и трудолюбие. Мы говорим о том, что прочитали, таким образом, я чувствую себя уверенной, что текст понят мной правильно.
Глава 4. Практика чтения: «Голосуй за КНИГУ». Реализовалась в библиотеке им. «А. И. Васильева» в рамках конкурса добровольческих проектов «Формула добрых дел». Реализаторы практики. Специалисты библиотеки им. «А. И. Васильева»; учителя, ученики МАОУ СОШ №4 г. Ишима, волонтёры, подключившиеся через социальные сети.
Место практики: город Ишим, улица Чехова, 15, библиотеке им. «А. И. Васильева». Идею практики можно кратко определить как формирование навыков чтения у детей из пришкольного лагеря посредством постоянных занятий чтением со взрослыми волонтёрами. Несмотря на то, что эта практика не имеет прямого отношения к практике поддержания семейного чтения, ее можно охарактеризовать как компенсирующую, воспитывающую в детях из образовательных учреждений качества, которые развивает совместное чтение дома, и создающую кратковременную атмосферу между взрослым и ребенком.
Хронология создания практики:
1 июня 2023 год – открытие проекта «Голосуй за КНИГУ». Июнь – подборка тематической литературы, встреча волонтеров с детьми для чтения вслух, Август- празднование открытия читального уголка "Друг книги», организация фотовыставки "Я читаю!"
Участники практики - дети от 7 до 16 лет. Цель: установить коммуникацию между детьми и волонтерами, которые четко подтверждают свой интерес к чтению и способны заинтересовать детей чтением, а сам процесс чтения будет приятным и желанным элементом повседневной жизни. Задачи: а) создание дружественного и доступного читального пространства – библиотеки "свободного доступа" – с целью приобщения детей к чтению, социальной адаптации и психологической поддержки детей; б) организация регулярных встреч читателей и детей для проведения волонтерами "Клубов чтения вслух"; в) тематическая подборка книг. После ремонта в библиотеке им. «А. И. Васильева» размещены кресла- мешки и удобные диваны, постелен ковролин. «Мягкое пространство» помогло сделать чтение более естественным, непринуждённым.
Оценка эффективности практики. Главное условие -участие детей в чтении по желанию. Взрослый читал до тех пор, пока внимание детей не ослабевало. Примерно около 15 минут. В чтении бывали естественные перерывы: дети могут захотеть порисовать, а потом опять читать. Несмотря на то, что изначально волонтёрам было дано задание только прочитать книгу (не нужно ничего объяснять, добавлять самостоятельно), в ходе практики стало ясно, что без комментариев и пояснений им не обойтись. Есть слова, которые дети не понимали. То, что мы на правильном пути — это предложение детьми о постановке спектакля. Мальчиков было тяжелее вовлечь в чтение, чем девочек, но зато для них сформировался «авторитетный» круг волонтёров, с которыми ребята читали постоянно. После нескольких книжных сессий стали ясны требования к книгам. Энциклопедии тематических профи-книг стали наиболее подходящими для этой практики. Спросом пользовались книги, посвященные одной и той же теме (например, о собаках, морских обитателях и т.д.), в которых мало текста и фоновых картинок. Книги, описывающие чувства, которые детям трудно понять: "Почему мне грустно?", "Что такое радость?" – и тому подобное. Волонтеры часто оказывались не готовы к тому, что дети отвлекались, не могли усидеть на месте, а бегали во время чтения, занимаясь другими делами одновременно с прослушиванием книги. В то же время дети, которые получили возможность сидеть в креслах-мешках только во время занятий чтением, рассматривали читальные уголки как пространство свободы и много двигались, к чему волонтёрам пришлось приспосабливаться. В летний период этого года планируем подтвердить подобную практику, провести мониторинг.
Таким образом, предполагалось, что после встреч с волонтерами дети приобретут начальный навык как группового, так и самостоятельного чтения.
Заключение
Умная, хорошая книга, семейное чтение должны снова сближать людей, вдыхать любовь в сложные человеческие отношения. Ведь проблема снижения интереса учащихся к чтению - одна из самых актуальных в образовании. Основы мировоззрения человека, его образ жизни и ценностных ориентаций даёт семья, в которой формируются традиции семейных чтений. Сегодня она относится к исчезающим, поскольку происходит разрушение традиционных моральных норм в человеческих взаимоотношениях, в том числе и в семье, приоритет развлекательных предпочтений над познавательными. Если до 90-х годов XX века 50% родителей читали книги своим детям, то сегодня это делают лишь 7%.
Ребенок вырастет настоящим ценителем чтения в среде, где:
• читают абсолютно все члены семьи, показывая их своему ребенку, рассказывая ему о прочитанном;
• книги для своего ребенка они покупаются регулярно;
• у ребенка есть своя книжная полка, с которой он может удобно и легко сам взять любую книгу.
Итак, основным способом широкого приобщения детей к миру книг является семейное чтение. Поэтому все мероприятия по укреплению традиций проведения времени вместе – важная задача, которая стоит перед всеми участниками образовательного процесса.
Выводы:
1. Всегда вопросы, связанные с важностью чтения, воспитания через книгу, являются в нашей стране актуальными. Читательский вкус и предпочтениявсегда формировалось в семье.
2. Без живого, реального общения невозможно полноценного развития человека, умеющего свободно разговаривать, общаться с людьми.
3. Выбор литературы, кинематограф, какие - тонеобычныеместа в повествовании, сюжет, совместное обсуждение и т.д. — всё это будет развивать интерес детей к чтению в семье.
4. Практика поддержания семейного чтения через волонтёрство может быть охарактеризована как компенсирующая, формирующая у детей качества, которые развивает домашнее совместное чтение, и создающая кратковременную атмосферу близости между взрослым и ребёнком.
5.Чехов очередной раз показал на примере семьи дьячка, как малозаметные детали смогут изменить жизнь, понять сущность поступков действующих лиц, меняющих в итоге духовное содержание личности.
Список использованных источников и литературы.
Книга одного, двух, трёх авторов:
Дубинин, Б.В. Очерки по социологии культуры / Б. В. Дубинин. - Москва: Просвещение,2017.-912 с.
Тихомирова, И.И. О модели чтения, ведущей к жизни // Школьная библиотека. 2017. № 4. С. 15–22
Львов, М.Р., Горецкий,В.Г., Сосновская, О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В.:- Сосновская, М., 2000. 464 с.
Барковская Н.В. Роль детской книги в семейном воспитании // Педагогическое
образование в России. 2015 №4. С. 140-148.
Степичева, Т.В. Формирование представлений о традиции семейного чтения в библиотековедческих и книговедческих исследованиях // Библиосфера. 2016. № 1.С. 52.
Холодницкая, Т. Возрождение традиций семейных чтений и их роль в формировании личности ребенка, воспитании нравственности и культуры. // Новая библиотека. - 2003. - № 9. - С. 16 - 19.
Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие / А. Б. Есин. - М.: Флинта, Наука, 2000. - 248 с.
Книга под редакцией, или имеется составитель:
Кризис литературоцентризма. утрата идентичности vs. новые К82 возможности: монография / отв. ред. Н.В. Ковтун. — М.: Флинта : Наука, 2014. — 576 с
Многотомные издания:
Чехов А.П. Ведьма // Чехов А.П. Собр. соч.: в12 т. Т. 4 М.: Художественная литература, 1955, С.95-108.
Электронные ресурсы:
Мелентьева Ю.П. Семейное чтение: теоретический аспект [Электронный ресурс] // Библиосфера. 2011. № 4. Электрон. версия печат. публ. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-chtenie-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 14.11.2019).
Зеткина И.А., Николаева Е.А. Семейное чтение в России: в поисках утраченных традиций [Электронный ресурс] // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011. № 3 (27). Электрон. версия печат. публ. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ semeynoe
Приложение Таблица 1
Дьячок Савелий Гыкин (муж) |
Раиса Ниловна(жена) |
ИМЕНА ГЕРОЕВ В ТЕКСТЕ: САВЕЛИЙ, РАИСА; ПОЧТАЛЬОН И ЯМЩИК (ОБОБЩЁННЫЕ ОБРАЗЫ) |
|
Имя Савелий означает «простой», «неприхотливый». Данная фамилия является производной от междометия, она означает отсутствие собственного слова, заменяя его на «гыканьем». |
Имя Раиса- «лёгкая" и "беспечная", "парящая" "покорная". Значение отчества Ниловна- хитра, расчетлива, ради самозащиты готова и приврать. (Возможно, название рассказа «Ведьма» такое) |
ПОРТРЕТ |
|
…рыжие,жесткие волосы, торчали большие, давно не мытые ноги. …волосатое, рябое лицо… |
…широкие плечи, красивые, аппетитные рельефы тела, на толстую косу. …ее красивое лицо с вздернутым носом и ямками на щеках. тусклый, неподвижный взгляд… |
Психологические портреты являются глубоким и чутким изучением внутреннего мира персонажей, эмоций и взаимоотношений. |
|
ДЕЙСТВИЯ ГЕРОЕВ |
|
Савелий побледнел, крякнул повалился на перину и, сердито сопя, повернулся лицом к стене. |
руки ее быстро двигались, всё же тело, выражение глаз, брови, жирные губы, белая шея замерли, погруженныев однообразную, механическую работу и, казалось, спали. Ни желаний, ни грусти, ни радости — ничего не выражало ее красивое лицо |
ВЫВОД:Чехов не просто рассказывает о внешних действиях героев, он скрупулезно анализирует их моральную и психологическую природу. |
|
ОСОЗНАНИЕ ПЕРСОНАЖЕМ ОБРЕЧЕННОСТИ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ |
|
Какая-то победительная сила гонялась за кем-то по полю, бушевала в лесу и на церковной крыше, злобно стучала кулаками по окну, метала и рвала, а что-то побежденное выло и плакало... Жалобный плач слышался то за окном, то над крышей, то в печке. В нем звучал не призыв на помощь, а тоска, сознание, что уже поздно, нет спасения. Снежные сугробы подернулись тонкой льдяной корой; на них и на деревьях дрожали слезы, по дорогам и тропинкам разливалась темная жижица из грязи и таявшего снега…А ветер гулял, как пьяный... |
За окном всё еще злилась вьюга. В печке, в трубе, за всеми стенами что-то плакало… |
ВЫВОД:возможно, через показ «затянувшейся» зимы сюда будут попадать люди, которым очень рада Раиса. |
|
СОЗДАНИЕ АТМОСФЕРЫ ТОСКИ И БЕЗЫСХОДНОСТИ |
|
…дьячиха рванулась с места и нервно заходила из угла в угол. Сначала она была бледна, потом же вся раскраснелась. Лицо ее исказилось ненавистью, дыхание задрожало, глаза заблестели дикой, свирепой злобой, и, шагая как в клетке, она походила на тигрицу, которую пугают раскаленным железом. |
|
ВЫВОД:еще одной особенностью психологизма в творчестве Чехова является его способность создавать атмосферу тоски и безнадежности. |
|
ОСОЗНАНИЕ НЕСЧАСТЛИВОГО ЗАМУЖЕСТВА |
|
На минуту остановилась она и взглянула на свое жилье. Чуть ли не полкомнаты занимала постель, тянувшаяся вдоль всей стены и состоявшая из грязной перины, серых жестких подушек, одеяла и разного безымянного тряпья. Эта постель представляла собой бесформенный,некрасивый ком, почти такой же, какой торчал на голове Савелия всегда, когда тому приходила охота маслить свои волосы. От постели до двери, выходившей в холодные сени, тянуласьтемная печка с горшками и висящими тряпками. |
|
ПРИЁМ КОНТРАСТА |
|
Всё, не исключая и только что вышедшего Савелия, было донельзя грязно, засалено, закопчено, так что было странно видеть среди такой обстановки белую шею и тонкую, нежную кожу женщины. |
|
ВЫВОД:В чеховском тексте антитеза используется как средство, помогающее раскрыть образ персонажа, его чувства и переживания, подчеркивая их противоречивую, контрастную природу. |
|
ТОН ПОВЕСТВОВАНИЯ |
|
Дьячиха подбежала к постели, протянула руки, как бы желая раскидать, растоптать и изорвать в пыль всё это, но потом, словно испугавшись прикосновения к грязи, она отскочила назад и опять зашагала... |
|
ВЫВОД:Писатель не прибегал к выражению собственной позиции и огромное внимание акцентировал на простых вещах, чтобы мы сами почувствовали это состояние. |
Таблица 2
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ. АНАЛИЗ ЧЕРЕЗ РЕЧЬ |
|
ДЬЯЧОК САВЕЛИЙ ГЫКИН(МУЖ) |
РАИСА НИЛОВНА(ЖЕНА) |
— Поди ложись! — проворчал дьячок. |
Бесишься, глупый... — покойно заметила дьячиха. |
щуря на жену глаза. |
Тьфу! — удивилась Раиса, пожимая плечами и крестясь. — Да ты перекрестись, дурень! |
прохрипел он, злобно косясь на жену. |
— Вот дурень! — усмехнулась дьячиха. — Что ж, по-твоему, по дурацкому уму, я ненастье делаю? |
Ведьма!— негодовал он. — Тьфу,противная! |
Да и глупый же ты, Савелий! — вздохнула дьячиха, с жалостью глядя на мужа. |
чертиха! Твои дела, чтоб ты пропала! |
Да что ты пристал ко мне, окаянный? — вышла из терпения дьячиха. — Что ты пристал ко мне, смола? |
в тебе сучья кровь |
А тебе что? Лежи! — ответила дьячиха |
Ведьма и есть ведьма, — продолжал Савелий глухим, плачущим голосом, торопливо сморкаясь в подол рубахи. |
А, сатана длиннополая! — прошипела дьячиха, поморщившись от досады. — Погоди же! |
О, красней рака стала! Ага! |
Дьячиха быстро повернулась к нему лицом и сверкнула на него глазами. |
бесова балаболка, похоть идольская! |
— Будет с тебя и места, — сказала она, — а жену поищи себе в лесу! Какая я тебе жена? Да чтоб ты треснул! Вот еще навязался на мою голову телепень, лежебока, прости господи! |
Ну, гляди же ты мне! |
Несчастная я! — зарыдала дьячиха. |
Врешь! — прохрипел Савелий. |
Коли б не ты, я бы теперь мужа любила! |
Ну, чего воззрилась? — сердито прошептал Савелий. |
Не замело тебя снегом, не замерз ты там на большой дороге, ирод! |
И горе тебе, баба! |
— Отстань! — крикнула она и так стукнула его локтем в переносицу, что из глаз его посыпались искры. |
— Ну, не хитрость ли бесовская? — воскликнул он. — А? Ну, есть ли какая тварь хитрее бабьего роду? |
|
— Даром только ворожила: уехал! — сказал он, злорадно ухмыльнувшись. |
|
А вот завтра я объясню отцу Никодиму, какая ты жена! — пробормотал он, съеживаясь калачиком. |
|
ВЫВОД:А. П. Чехов с сарказмом называет Савелия дьячком, используя уменьшительно- ласкательный суффикс, который предполагает покладистый характер, доброту. На самом деле он злой, агрессивный, всем недовольный человек. Раису называет дьячихихой. В этих словах мы чувствуем отрицательную авторскую оценку. Автор нас пытается как будто запутать. Но, на самом деле, Чехов заставляет разобраться самим, вчитаться в текст и выразить свою позицию к каждому герою. |
Анкета "Какой я читатель?"
1. В каком возрасте вы стали самостоятельными читателями?
2.Где вы чаще всего берете книги для чтения (в школьной библиотеке, в домашней библиотеке, в библиотеке им. «А.И. Васильева»)?
3. Сколько книг вы читаете в год?
4. Читаете ли вы вслух в своей семье (да или нет)?
5. Ведете ли вы дневники чтения?
6. Какой вы читатель (честно)?
7. Принято ли в вашей семье читать?