Семейное чтение- традиция прекрасная

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Семейное чтение- традиция прекрасная

Милиш Е.Я. 1
1МАОУ СОШ №4
Дощинская И.А. 1
1МАОУ СОШ №4, Г. Ишим
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Объект исследования: семейное чтение.

Предмет исследования: отношение к семейному чтению.

Цель работы: показать важность традиций семейного чтения как необходимое средство развития каждого ребёнка на примере анализа рассказа А. П. Чехова «Ведьма», проекта «Голосуй за КНИГУ».

Задачи работы:

1. Выделить взаимосвязь чтения и воспитания; 2. Проанализировать роль значимости традиций семейного чтения в развитии ребёнка; 3. Выяснить эффективные формы и методы, которые позволят семье постоянно поддерживать интерес к чтению;

4. Реализовать пример проекта «Голосуй за КНИГУ», отражающего читательские практики.

5. Рассмотреть психологизм героев и взаимоотношения в семье в рассказе А. П. Чехова «Ведьма» через имена, портреты, действия и речь персонажей.

Гипотеза: если в каждой семье возродить утраченную традицию семейного чтения, то у ребенка повысится интеллектуальный, воспитательный уровни, которые большинству помогут увереннее адаптироваться в социуме.

Методы исследования: изучение литературы по данной теме исследования, классификация, сравнение, обобщение.

Актуальность: всегдарешающее, главнейшее значение в формировании развитой личности ребёнка имел его интерес к книге, поэтому данные традиции семейного чтения являются важным средством развития неподдельного интереса к чтению.

Проблема работы: как помочь ребенку полюбить книги? Кто это должен сделать? Конечно, чтение книги вслух своему ребёнку, когда тот ещё не умеет читать. В школу, чаще приходят детки, которые знают буквы, даже умеют читать, большинство из них. Это занятие для многих остаётся на всю жизнь очень увлекательным, но не для всех почему-то. Что же нам можно сделать, чтобы подобное чтение стало главной потребностью для всех, приносило истинное удовольствие? Ответ нам напрашивается только один: будущего грамотного читателя необходимо воспитывать, когда тот начинает познавать мир, переживать события в прочитанных текстах, делать для себя выводы.

Работа интересна в первую очередь, филологам, библиотечным работникам, школьникам. Хочется надеяться, что она будет очень полезна всем людям, которые захотят поддержать подобную семейную традицию.

Этапы исследования:

Содержание этапа

Временной промежуток

Проект «Голосуй за КНИГУ

Июнь- август 2023 г

Постановка цели и задач

Сентябрь 2023г.

Обзор литературы

Октябрь 2023г

Проведение исследования

Ноябрь 2023 г.

Статистическая обработка результатов

Декабрь 2023 г, март 2024г.

Написание работы

Январь – март 2024 г.

Основная часть. Что такое семейное чтение?

Что означает понятие семейное чтение? Это регулярное общение, взаимодействие между всеми взрослыми и детьми, когда обсуждение текста, выход на него происходит в разных формах: игровых, устных, письменных. Это интересное словосочетание может подразумевать постоянное взаимодействие через книгу между членами семьи.

Глава 1. Проблема значимости чтения.

    1. Теория исследования проблемы, связанной с семейным чтением.

Любую семью важно заново обучать совместному читательскому досугу, которое было раньше нормой жизни. Б.В. Дубинин говорит о нынешней России: «...телепрограммы сегодня не просто много смотрят – телевидение формирует картину мира, отношение к себе и другим людям, к опеке государства и собственной инициативе, поддерживает общее представление о коллективном “мы”».[1] Так и совместное чтение. И.И. Тихомирова отмечает возникшие разногласия в понимании важности роли чтения, которое обозначилось как средство развития личности: «… в век цифровых технологий чтение утрачивает свое значение, поскольку медиатехнологии удобнее для восприятия, при этом содержат все элементы, присущие печатному слову».[2] Как одну из важных моделей, Ю.П. Мелентьева выявляет семейное чтение ,которое обязательно должно включать деловое, нормативное, учебное, развлекательное и самообразовательное. Весь 20 век наша страна считалась самой читающей во всём мире. [8] Анализируя эту модель семейного чтения, Ю.П. Мелентьева отмечает несколько существенных признаков. Во-первых, чтение вслух, которое присутствует в основе любого семейного чтения. Всё это способствует формированию доверительной атмосферы, общности интересов, понимания. Во-вторых, «семейное чтение» очень тесно связано с новым понятием «библиотеки особого вида». Ю.П. Мелентьева была убеждена, что для такого семейного чтения всегда выбирались «занимательные», «добрые» тексты, которые бы не содержали сомнительных ситуаций, «дающих пищу уму и сердцу». В-третьих, данная эта модификация показывает особую роль именно женщины в деле воспитании ребенка, а также и становлении его как преданного читателя. Но и отцу семейства отводится также не менее важная роль. В-четвертых, семейное чтение сопровождает совместное действие, тесно связанное со всеми происходящими процессами. В-пятых, данная необычная модель подразумевает очень широкий круг разнообразных по содержанию текстов, по жанру. В-шестых, если выбранная книга интересна каждому члену семьи, тогда только пройдёт высокий уровень обсуждения. В-седьмых, «…в модификации «семейное чтение» представлены практически все важнейшие функции чтения: познавательная, воспитательная, развивающая, рекреационная, социализирующая, коммуникационная и др.), причем реализуются они одновременно».[8] Также считает Мелентьева Ю. П., что подобная модель «семейное чтение», в силу какой-то особой эмоциональной атмосферы этого взаимодействия всех членов обязательно сможет повлиять на удручающую ситуацию, сложившуюся с чтением в нашей стране, став «наиболее результативным рычагом воздействия».[8] И.А. Зеткина и Е.А. Николаева заостряют внимание на том, что у семьи есть общая заинтересованность. Чтение раньше было нормой. В нём участвовали близкие родственники, добрые няни и, конечно, гувернантки. Часто такое семейное чтение обычно превращалось в совместное творчество: сочинительство интересных историй, постановку необычных спектаклей, издание иллюстрированных литературных журналов, создание сценариев, рисование и т.д. [9] В работе А.С. Павловой выделены четыре стадии семейного чтения, которые она считала универсальными: выбор книги – сам процесс чтения – обязательное обсуждение прочитанного и «послечтение». [3] Существует психологический барьер: многие родители предпочитают давать ребенку классику, полагая, что современные книги не всегда выдерживают четкие этические критерии, касаются острых социальных проблем, заставляют детей слишком рано взрослеть.[4].

Итак, семейное чтение всегда формировало читательский вкус, предпочтения.

ГЛАВА 2. История развития традиций семейного чтения в нашей стране. 2.1 Семейное чтение - прекрасная традиция, которая была в России в 19 и 20 веке.

Традиция семейного чтения в нашей стране имеет очень удивительную историю. Ярким памятником древнерусской литературы являются сочинения Владимира Мономаха, которые являются фактом становления давних традиций семейного чтения. Очень много рассуждений о семейном чтении писали Н.С.Лесков, А.П.Чехов, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие писатели.

В 1917 году в России были открыты семейные библиотеки, где проводились следующие мероприятия: диспуты, литературные вечера, читательские конференции, обсуждение книг, обзоры ещё не напечатанных текстов, которые выносили для обсуждения писатели.

Со второй половины 20 века в России снова стало престижно быть человеком-читателем - "homo legens. Русская литература всегда была центром духовной жизни общества, колыбелью русской интеллигенции. Именно поэтому возникло понятие литературоцентризм, которое было характерно для русской культуры XIX-XX веков. Поскольку большинство людей читали книги, получали удовольствие от этого занятия.[7]

2.2 Традиции семейного чтения в современном мире.

Чтение и практика чтения значительно изменились за последние 20 лет. Т.В. Степичева отмечает существование двух важных подходов к пониманию семейного чтения: «Совместное чтение родителей с детьми, не умеющими или недостаточно хорошо умеющими читать, и понимание семейного чтения как совместного чтения взрослых членов семьи». [5] Книга - самый древний, очень полезный и проверенный источник информации: ее удобно носить с собой, в ней нет вредного излучения. Самый популярный вопрос, который родители задают психологам и учителям литературы: «Как заставить сына (дочь) читать»?

ГЛАВА 3. Практическая часть работы. 3.1 Почему наблюдается тенденция снижения интереса школьников к чтению?

Международные исследования показали, что Россия занимает 28-е место среди 32 развитых стран по уровню грамотности и чтения. Это та страна, которую когда-то называли самой читающей во всём мире! Мы обратились за помощью в библиотеку им. «А. И. Васильева» выяснить, как часто посещают эту библиотеку семьи ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ. В основном, это жители залинейной части города Ишима.Неутешительная статистика за последнее десятилетие, когда число постоянных читателей сократилось с 49% до 26%. (Диаграмма 1).

Диаграмма 1.

Число постоянных читателей

Проведя анкетирование среди учеников с 5 по 11 класс МАОУ СОШ №4 (всего 250 человек) выяснили, что 43% школьников из среднего звена любят читать, к сожалению, среди старших — 17%. Каковы текстовые предпочтения учащихся средней школы № 4 города Ишим? (Диаграмма 2).

20% учеников читают по заданию учителя, 10 % школьников читают только развлекательную литературу на досуге, а 15 % - только познавательную литературу, для самообразования - 15 % школьников, а 40 % вообще не хотят ничего читать. Мы видим, что существует серьезная тенденция снижения интереса к чтению к старшему школьному возрасту. Многие дети не могут внимательно прочитать текст, они не в состоянии

Диаграмма 2.

Предпочтение текстов школьниками

усвоить информацию из разных типов прочитанных текстов и выбрать необходимый материал, который был заявлен в задании. Трудность вызвана у детей переходом от детали к целому и наоборот. Наши ученики не проявили способности понимать смысл текста, задавать вопросы и выдвигать гипотезы. Какой же выход из этой серьёзной проблемы? Думаем, что должны помочь практики семейного чтения.

Диаграммы 3, 4. Практики семейного чтения

К сожалению, мы теряем традицию семейного чтения. (Диаграммы 3, 4. Практики семейного чтения). Это печальный факт. 65 % родителей считают, что чтение — это рациональный процесс, и только 35 % - эмоциональный. Во многих странах сегодня существуют так называемые "книжные кафе", где можно не только купить книгу, но и в ожидании заказа просто почитать ее. Особенно среди молодежи такие формы приобщения к книжным новинкам становятся все более популярными. [5]. «Перед педагогами встаёт двойная задача - воспитание и детей, и родителей, потому что семейные традиции чтения – это одно из самых благотворных воспитательных средств». [6]

3.2 Традиция семейного чтения в моей семье.

Для меня оказался открытием текст А. П. Чехова «Ведьма», где главные герои - семейная пара. Их брак, к сожалению, имел только выгоду под собой. А. П. Чехов демонстрирует отдельные детали, а мы дорисовываем уже сами этот образ. Во взаимоотношениях с окружающими автор помогает в раскрытии характера своего героя (Приложение, таблица 1). Савелий и Раиса живут как заключенные в тюрьме. Когда мы читаем, мы узнаем о них то, чего они не замечают. Савелий — это пассивная, вечно лежащая на кровати. Своеобразный прием, с помощью которого достигается активизация воображения читателя, описание внешности персонажа — это имеет немаловажное значение для А. П. Чехова - мастера короткого рассказа (Приложение, таблица 1). Автор интересуется не только тем, что происходит с героями, но и почему они так действуют. Он исследует внутренний мир героев, их эмоции, стремления, внутренние конфликты и мыслительные процессы. Благодаря этому Чехов создает многослойных и реалистичных персонажей, ненавязчиво показывая нам незаметные детали, а мы уже сами начинаем дорисовывать образ. Всё это понять помогает автор, который тщательно раскрывает характер своего героя во всех взаимоотношениях с окружающими. (Приложение, таблица 1). Интересен пейзаж, он предназначен для того, чтобы обрисовать среду, в которой происходит действие произведения. События здесь – циклы природных состояний, определяющие жизнедеятельность как мира, так и человека. Хотя в тексте «бушует» метель, идёт снег, и весна задерживается. Это, явно, не случайно (Приложение, таблица 1). Чеховские герои обычно испытывают разочарование, незавершенность и отсутствие надежды. Они часто оказываются узниками своих собственных эмоций, стремясь найти истинное счастье и смысл жизни. Передать нам ведущий эмоциональный тон, показать психологический настрой персонажа, воспроизвести детально внутренний мир через движения — все это А. П. Чехов старается показать в тексте. Он художественно воссоздаёт основу внутренней жизни героини, красочно сравнивая Раису с тигрицей (Приложение, таблица 1). Читателем овладевает совершенно определенное настроение, которое как бы "вливается" в текст, пронизывает его. Писателю удивительно удается насытить произведение определенным эмоциональным оттенком, который формируют "подводное течение" рассказа, составляющее главную основу внутренней жизни героя. В подтексте тон произведения, как ощущение тоски, неудовлетворенности, смутного беспокойства, страха, дурных предчувствий. Этот общий эмоциональный тон пронизывает всё произведение. (Приложение, таблица 1) Диалоги в рассказе Антона Чехова «Ведьма» отличаются особым вниманием к психологическим аспектам. Писатель выстраивает речевые обмены между персонажами так, чтобы передать их внутренний мир, эмоции, конфликты и отношения друг к другу. В результате они становятся не только средством передачи информации, но и способом раскрытия глубинных характерологических черт, подробно вскрывают взаимоотношения в этой семье. Термин этот А.Б. Есин определяет так: «Психологизм – это определенная художественная форма, за которой стоит и в которой выражается художественный смысл, идейно-эмоциональное содержание». [7] Через внутренний мир персонажей, читатель получает возможность проникнуть в душу героев и понять их состояние, мотивы и действия. Психологическая глубина в диалогах проявляется также в использовании повторов и параллелей. Чехов часто возвращает героев к обсуждаемым ранее темам и ситуациям, демонстрируя их внутренний рост и изменение. Параллели между разными диалогами наглядно показывают сходства и различия между персонажами и раскрывают их внутренний мир. Внутренний мир персонажа становится каждому очень близким и понятным. Мысли и переживания героя невозможно отделить друг от друга. Психологизм полностью достигает своей цели, хотя действует незаметно. Он способствует возникновению читательского сопереживания персонажу, которое через слово лежит в основе текста. (Приложение, таблица 2).

Возможно, на этом умозаключения были бы закончены, но мама подсказала, что А.П. Чехов выделяет систему образов мифа о Персефоне, структуру ритуала, посвящённого ей Элевсинского, где Персефона была похищена злым богом подземного царства Аидом-Плутоном. Богиня зерна и плодородия Деметра была очень опечалена исчезновением своей дочери. Она наслала на землю засуху. Поэтому Зевс отправил Гермеса освободить девушку. Персефона уже попробовала гранатовое зернышко и не смогла вернуться на землю навсегда. Персефона может жить со своей матерью две трети года, но треть года она должна проводить в подземном мире со своим мужем. Как царица мира теней, богиня плодородия и повелительница демонов и духов показана в мифе Персефона. Так же и Раиса, героиня рассказа А. П. Чехова «Ведьма», показана как богиня царства мёртвых и повелительница возрождающейся природы.

Итак,в творчестве А. П. Чехова художественно освоены новые формы и аспекты внутренней жизни человека. Он раскрыл течение повседневной психологической жизни. Развивая психологизм, автор показал, как скрытые душевные движения могут привести к серьезным жизненным результатам, стать формой идеологических и нравственных поисков, которые в конечном счете меняют духовное содержание человеческой личности. Я рада, что привычка к семейному чтению стала в нашей семье замечательным ритуалом совместного проведения повседневного досуга. Когда читается текст, мама всегда ненавязчиво рассказывает: какие предположения были у меня относительно дальнейшего развития сюжета, все ли понятно во время чтения, что было интересно узнать. Она всегда хвалит меня за сообразительность и трудолюбие. Мы говорим о том, что прочитали, таким образом, я чувствую себя уверенной, что текст понят мной правильно.

Глава 4. Практика чтения: «Голосуй за КНИГУ». Реализовалась в библиотеке им. «А. И. Васильева» в рамках конкурса добровольческих проектов «Формула добрых дел». Реализаторы практики. Специалисты библиотеки им. «А. И. Васильева»; учителя, ученики МАОУ СОШ №4 г. Ишима, волонтёры, подключившиеся через социальные сети.

Место практики: город Ишим, улица Чехова, 15, библиотеке им. «А. И. Васильева». Идею практики можно кратко определить как формирование навыков чтения у детей из пришкольного лагеря посредством постоянных занятий чтением со взрослыми волонтёрами. Несмотря на то, что эта практика не имеет прямого отношения к практике поддержания семейного чтения, ее можно охарактеризовать как компенсирующую, воспитывающую в детях из образовательных учреждений качества, которые развивает совместное чтение дома, и создающую кратковременную атмосферу между взрослым и ребенком.

Хронология создания практики:

1 июня 2023 год – открытие проекта «Голосуй за КНИГУ». Июнь – подборка тематической литературы, встреча волонтеров с детьми для чтения вслух, Август- празднование открытия читального уголка "Друг книги», организация фотовыставки "Я читаю!"

Участники практики - дети от 7 до 16 лет. Цель: установить коммуникацию между детьми и волонтерами, которые четко подтверждают свой интерес к чтению и способны заинтересовать детей чтением, а сам процесс чтения будет приятным и желанным элементом повседневной жизни. Задачи: а) создание дружественного и доступного читального пространства – библиотеки "свободного доступа" – с целью приобщения детей к чтению, социальной адаптации и психологической поддержки детей; б) организация регулярных встреч читателей и детей для проведения волонтерами "Клубов чтения вслух"; в) тематическая подборка книг. После ремонта в библиотеке им. «А. И. Васильева» размещены кресла- мешки и удобные диваны, постелен ковролин. «Мягкое пространство» помогло сделать чтение более естественным, непринуждённым.

Оценка эффективности практики. Главное условие -участие детей в чтении по желанию. Взрослый читал до тех пор, пока внимание детей не ослабевало. Примерно около 15 минут. В чтении бывали естественные перерывы: дети могут захотеть порисовать, а потом опять читать. Несмотря на то, что изначально волонтёрам было дано задание только прочитать книгу (не нужно ничего объяснять, добавлять самостоятельно), в ходе практики стало ясно, что без комментариев и пояснений им не обойтись. Есть слова, которые дети не понимали. То, что мы на правильном пути — это предложение детьми о постановке спектакля. Мальчиков было тяжелее вовлечь в чтение, чем девочек, но зато для них сформировался «авторитетный» круг волонтёров, с которыми ребята читали постоянно. После нескольких книжных сессий стали ясны требования к книгам. Энциклопедии тематических профи-книг стали наиболее подходящими для этой практики. Спросом пользовались книги, посвященные одной и той же теме (например, о собаках, морских обитателях и т.д.), в которых мало текста и фоновых картинок. Книги, описывающие чувства, которые детям трудно понять: "Почему мне грустно?", "Что такое радость?" – и тому подобное. Волонтеры часто оказывались не готовы к тому, что дети отвлекались, не могли усидеть на месте, а бегали во время чтения, занимаясь другими делами одновременно с прослушиванием книги. В то же время дети, которые получили возможность сидеть в креслах-мешках только во время занятий чтением, рассматривали читальные уголки как пространство свободы и много двигались, к чему волонтёрам пришлось приспосабливаться. В летний период этого года планируем подтвердить подобную практику, провести мониторинг.

Таким образом, предполагалось, что после встреч с волонтерами дети приобретут начальный навык как группового, так и самостоятельного чтения.

Заключение

Умная, хорошая книга, семейное чтение должны снова сближать людей, вдыхать любовь в сложные человеческие отношения. Ведь проблема снижения интереса учащихся к чтению - одна из самых актуальных в образовании. Основы мировоззрения человека, его образ жизни и ценностных ориентаций даёт семья, в которой формируются традиции семейных чтений. Сегодня она относится к исчезающим, поскольку происходит разрушение традиционных моральных норм в человеческих взаимоотношениях, в том числе и в семье, приоритет развлекательных предпочтений над познавательными. Если до 90-х годов XX века 50% родителей читали книги своим детям, то сегодня это делают лишь 7%.

Ребенок вырастет настоящим ценителем чтения в среде, где:

• читают абсолютно все члены семьи, показывая их своему ребенку, рассказывая ему о прочитанном;

• книги для своего ребенка они покупаются регулярно;

• у ребенка есть своя книжная полка, с которой он может удобно и легко сам взять любую книгу.

Итак, основным способом широкого приобщения детей к миру книг является семейное чтение. Поэтому все мероприятия по укреплению традиций проведения времени вместе – важная задача, которая стоит перед всеми участниками образовательного процесса.

Выводы:

1. Всегда вопросы, связанные с важностью чтения, воспитания через книгу, являются в нашей стране актуальными. Читательский вкус и предпочтениявсегда формировалось в семье.

2. Без живого, реального общения невозможно полноценного развития человека, умеющего свободно разговаривать, общаться с людьми.

3. Выбор литературы, кинематограф, какие - тонеобычныеместа в повествовании, сюжет, совместное обсуждение и т.д. — всё это будет развивать интерес детей к чтению в семье.

4. Практика поддержания семейного чтения через волонтёрство может быть охарактеризована как компенсирующая, формирующая у детей качества, которые развивает домашнее совместное чтение, и создающая кратковременную атмосферу близости между взрослым и ребёнком.

5.Чехов очередной раз показал на примере семьи дьячка, как малозаметные детали смогут изменить жизнь, понять сущность поступков действующих лиц, меняющих в итоге духовное содержание личности.

Список использованных источников и литературы.

Книга одного, двух, трёх авторов:

Дубинин, Б.В. Очерки по социологии культуры / Б. В. Дубинин. - Москва: Просвещение,2017.-912 с.

Тихомирова, И.И. О модели чтения, ведущей к жизни // Школьная библиотека. 2017. № 4. С. 15–22

Львов, М.Р., Горецкий,В.Г., Сосновская, О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В.:- Сосновская, М., 2000. 464 с.

Барковская Н.В. Роль детской книги в семейном воспитании // Педагогическое

образование в России. 2015 №4. С. 140-148.

Степичева, Т.В. Формирование представлений о традиции семейного чтения в библиотековедческих и книговедческих исследованиях // Библиосфера. 2016. № 1.С. 52.

Холодницкая, Т. Возрождение традиций семейных чтений и их роль в формировании личности ребенка, воспитании нравственности и культуры. // Новая библиотека. - 2003. - № 9. - С. 16 - 19.

Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие / А. Б. Есин. - М.: Флинта, Наука, 2000. - 248 с.

Книга под редакцией, или имеется составитель:

Кризис литературоцентризма. утрата идентичности vs. новые К82 возможности: монография / отв. ред. Н.В. Ковтун. — М.: Флинта : Наука, 2014. — 576 с

Многотомные издания:

Чехов А.П. Ведьма // Чехов А.П. Собр. соч.: в12 т. Т. 4 М.: Художественная литература, 1955, С.95-108.

Электронные ресурсы:

Мелентьева Ю.П. Семейное чтение: теоретический аспект [Электронный ресурс] // Библиосфера. 2011. № 4. Электрон. версия печат. публ. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-chtenie-teoreticheskiy-aspekt (дата обращения: 14.11.2019).

Зеткина И.А., Николаева Е.А. Семейное чтение в России: в поисках утраченных традиций [Электронный ресурс] // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011. № 3 (27). Электрон. версия печат. публ. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ semeynoe

Приложение Таблица 1

Дьячок Савелий Гыкин (муж)

Раиса Ниловна(жена)

ИМЕНА ГЕРОЕВ В ТЕКСТЕ: САВЕЛИЙ, РАИСА; ПОЧТАЛЬОН И ЯМЩИК (ОБОБЩЁННЫЕ ОБРАЗЫ)

Имя Савелий означает «простой», «неприхотливый».

Данная фамилия является производной от междометия, она означает отсутствие собственного слова, заменяя его на «гыканьем».

Имя Раиса- «лёгкая" и "беспечная", "парящая" "покорная".

Значение отчества Ниловна- хитра, расчетлива, ради самозащиты готова и приврать. (Возможно, название рассказа «Ведьма» такое)

ПОРТРЕТ

…рыжие,жесткие волосы, торчали большие, давно не мытые ноги.

…волосатое, рябое лицо…

…широкие плечи, красивые, аппетитные рельефы тела, на толстую косу.

…ее красивое лицо с вздернутым носом и ямками на щеках. тусклый, неподвижный взгляд…

Психологические портреты являются глубоким и чутким изучением внутреннего мира персонажей, эмоций и взаимоотношений.

ДЕЙСТВИЯ ГЕРОЕВ

Савелий побледнел, крякнул

повалился на перину и, сердито сопя, повернулся лицом к стене
Савелий нетерпеливо дрыгнул ногой и ближе придвинулся к стенке. Савелий сердито выдохнул из груди весь воздух и резко повернулся к стене.всплеснул руками.Савелий, видя, что гости собираются уезжать, даже заржал от удовольствия.

руки ее быстро двигались, всё же тело, выражение глаз, брови, жирные губы, белая шея замерли, погруженныев однообразную, механическую работу и, казалось, спали. Ни желаний, ни грусти, ни радости — ничего не выражало ее красивое лицо

ВЫВОД:Чехов не просто рассказывает о внешних действиях героев, он скрупулезно анализирует их моральную и психологическую природу.

ОСОЗНАНИЕ ПЕРСОНАЖЕМ ОБРЕЧЕННОСТИ ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ ОПИСАНИЕ ПРИРОДЫ

Какая-то победительная сила гонялась за кем-то по полю, бушевала в лесу и на церковной крыше, злобно стучала кулаками по окну, метала и рвала, а что-то побежденное выло и плакало... Жалобный плач слышался то за окном, то над крышей, то в печке. В нем звучал не призыв на помощь, а тоска, сознание, что уже поздно, нет спасения. Снежные сугробы подернулись тонкой льдяной корой; на них и на деревьях дрожали слезы, по дорогам и тропинкам разливалась темная жижица из грязи и таявшего снега…А ветер гулял, как пьяный...

За окном всё еще злилась вьюга. В печке, в трубе, за всеми стенами что-то плакало

ВЫВОД:возможно, через показ «затянувшейся» зимы сюда будут попадать люди, которым очень рада Раиса.

СОЗДАНИЕ АТМОСФЕРЫ ТОСКИ И БЕЗЫСХОДНОСТИ

…дьячиха рванулась с места и нервно заходила из угла в угол. Сначала она была бледна, потом же вся раскраснелась. Лицо ее исказилось ненавистью, дыхание задрожало, глаза заблестели дикой, свирепой злобой, и, шагая как в клетке, она походила на тигрицу, которую пугают раскаленным железом.

ВЫВОД:еще одной особенностью психологизма в творчестве Чехова является его способность создавать атмосферу тоски и безнадежности.

ОСОЗНАНИЕ НЕСЧАСТЛИВОГО ЗАМУЖЕСТВА

На минуту остановилась она и взглянула на свое жилье. Чуть ли не полкомнаты занимала постель, тянувшаяся вдоль всей стены и состоявшая из грязной перины, серых жестких подушек, одеяла и разного безымянного тряпья. Эта постель представляла собой бесформенный,некрасивый ком, почти такой же, какой торчал на голове Савелия всегда, когда тому приходила охота маслить свои волосы. От постели до двери, выходившей в холодные сени, тянуласьтемная печка с горшками и висящими тряпками.

ПРИЁМ КОНТРАСТА

Всё, не исключая и только что вышедшего Савелия, было донельзя грязно, засалено, закопчено, так что было странно видеть среди такой обстановки белую шею и тонкую, нежную кожу женщины.

ВЫВОД:В чеховском тексте антитеза используется как средство, помогающее раскрыть образ персонажа, его чувства и переживания, подчеркивая их противоречивую, контрастную природу.

ТОН ПОВЕСТВОВАНИЯ

Дьячиха подбежала к постели, протянула руки, как бы желая раскидать, растоптать и изорвать в пыль всё это, но потом, словно испугавшись прикосновения к грязи, она отскочила назад и опять зашагала...

ВЫВОД:Писатель не прибегал к выражению собственной позиции и огромное внимание акцентировал на простых вещах, чтобы мы сами почувствовали это состояние.

Таблица 2

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ. АНАЛИЗ ЧЕРЕЗ РЕЧЬ

ДЬЯЧОК САВЕЛИЙ ГЫКИН(МУЖ)

РАИСА НИЛОВНА(ЖЕНА)

— Поди ложись! — проворчал дьячок.

Бесишься, глупый... — покойно заметила дьячиха.

щуря на жену глаза.

Тьфу! — удивилась Раиса, пожимая плечами и крестясь. — Да ты перекрестись, дурень!

прохрипел он, злобно косясь на жену.

— Вот дурень! — усмехнулась дьячиха. — Что ж, по-твоему, по дурацкому уму, я ненастье делаю?

Ведьма!— негодовал он. — Тьфу,противная!

 Да и глупый же ты, Савелий! — вздохнула дьячиха, с жалостью глядя на мужа.

чертиха! Твои дела, чтоб ты пропала!

Да что ты пристал ко мне, окаянный? — вышла из терпения дьячиха. — Что ты пристал ко мне, смола?

 в тебе сучья кровь

А тебе что? Лежи! — ответила дьячиха

Ведьма и есть ведьма, — продолжал Савелий глухим, плачущим голосом, торопливо сморкаясь в подол рубахи.

А, сатана длиннополая! — прошипела дьячиха, поморщившись от досады. — Погоди же!

О, красней рака стала! Ага!

Дьячиха быстро повернулась к нему лицом и сверкнула на него глазами.

бесова балаболка, похоть идольская!

— Будет с тебя и места, — сказала она, — а жену поищи себе в лесу! Какая я тебе жена? Да чтоб ты треснул! Вот еще навязался на мою голову телепень, лежебока, прости господи!

Ну, гляди же ты мне!

 Несчастная я! — зарыдала дьячиха.

Врешь!прохрипел Савелий.

Коли б не ты, я бы теперь мужа любила!

 Ну, чего воззрилась? — сердито прошептал Савелий.

Не замело тебя снегом, не замерз ты там на большой дороге, ирод!

И горе тебе, баба!

— Отстань! — крикнула она и так стукнула его локтем в переносицу, что из глаз его посыпались искры.

— Ну, не хитрость ли бесовская? — воскликнул он. — А? Ну, есть ли какая тварь хитрее бабьего роду?

 

— Даром только ворожила: уехал! — сказал он, злорадно ухмыльнувшись.

 

 А вот завтра я объясню отцу Никодиму, какая ты жена! — пробормотал он, съеживаясь калачиком.

 

ВЫВОД:А. П. Чехов с сарказмом называет Савелия дьячком, используя уменьшительно- ласкательный суффикс, который предполагает покладистый характер, доброту. На самом деле он злой, агрессивный, всем недовольный человек. Раису называет дьячихихой. В этих словах мы чувствуем отрицательную авторскую оценку. Автор нас пытается как будто запутать. Но, на самом деле, Чехов заставляет разобраться самим, вчитаться в текст и выразить свою позицию к каждому герою.

Анкета "Какой я читатель?"

1. В каком возрасте вы стали самостоятельными читателями?

2.Где вы чаще всего берете книги для чтения (в школьной библиотеке, в домашней библиотеке, в библиотеке им. «А.И. Васильева»)?

3. Сколько книг вы читаете в год?

4. Читаете ли вы вслух в своей семье (да или нет)?

5. Ведете ли вы дневники чтения?

6. Какой вы читатель (честно)?

7. Принято ли в вашей семье читать?

Просмотров работы: 75