Образы и символика цветов в поэзии Н. Дмитриева (поэтический гербарий)

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образы и символика цветов в поэзии Н. Дмитриева (поэтический гербарий)

Шадская А.С. 1
1МБОУ"Космодемьянская СОШ"
Переведенцева Т.И. 1
1МБОУ"Космодемьянская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Тема «Образы и символика цветов в поэзии Н. Дмитриева (поэтический гербарий)» является актуальной, поскольку позволяет рассмотреть творчество одного из ярких поэтов Рузского края и использование им символов и образов цветов. Исследование помогает понять, как поэт Рузского края Николай Дмитриев применял образы цветов и какие значения он им придавал. Кроме того, работа даёт возможность более глубоко изучить символику цветов в литературе в целом и понять, как она может влиять на толкование произведения.

Цель исследования: выявить и проанализировать образы и символику цветов, используемые поэтом Н. Дмитриевым, создать поэтический гербарий.

Задачи исследования:

  • познакомиться со стихами местного поэта Н.Дмитриева;

  • выделить образы и символы, связанные с цветами, использованные автором в поэзии;

  • проанализировать значения и значимость каждого образа цветка и символа в поэзии Н. Дмитриева;

  • выявить связи и контексты, в которых использованы образы цветов в поэзии Н. Дмитриева;

  • определить, какую роль играют образы цветов и их символика в творчестве Н. Дмитриева, как они способствуют созданию образности и глубины его поэзии;

  • собрать и оформить гербарий растений (цветов) из стихотворений Н.Дмитриева.

Объектом исследования является поэзия Николая Дмитриева.

Предметом исследования являются образы и символы, связанные с цветами, использованные Н. Дмитриевым в его поэзии, и их значение и функции в творчестве поэта.

Проблема заключается в анализе связи между использованием образов и символики цветов в поэзии Н. Дмитриева и их влиянии на толкование и восприятие его творчества.

Гипотеза состоит в том, что Николай Дмитриев использовал образы цветов и символы как средство создания образности и эмоционального насыщения своей поэзии. Кроме того, гипотеза предполагает, что символика цветов в поэзии Н. Дмитриева связана с традициями и образами русской литературы, но при этом поэт придавал им свой особый контекст и значение.

Новизна исследования. Исследование «Образы и символика цветов в поэзии Н. Дмитриева» оригинально:

  • во-первых, в нём уделяется внимание использованию образов и символики цветов в поэзии Н. Дмитриева, что не было предметом подробного анализа ранее;

  • во-вторых, в исследовании используется комплексный подход к анализу образов цветов и символов в творчестве Н. Дмитриева, проводится анализ значений и значимости каждого образа цветка и символа в его поэзии, а также выявляются связи и контексты, в которых они используются;

  • в-третьих, в исследовании осуществляется попытка сопоставления использования цветов в поэзии Н. Дмитриева с их символикой и традиционным значением в литературе, что поможет лучше понять литературное наследие поэта и использование им образов цветов и символов.

Таким образом, исследование является оригинальным и значимым в рамках изучения творчества Н. Дмитриева и выявления особенностей его поэтического стиля.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно расширяет понимание символической системы русской поэзии, связывает образы и символы цветов в поэзии Н. Дмитриева с литературными традициями и выявляет их символический потенциал. Это помогает лучше понимать литературные произведения, особенно поэзию, и их глубинный смысл.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть полезным для преподавателей литературы, школьников и любителей поэзии, а также для всех, кто интересуется русской поэзией и символикой цветов в ней. Его результаты могут быть использованы при чтении и анализе стихотворений. В целом исследование может способствовать более глубокому пониманию поэзии Н. Дмитриева и русской литературы в целом.

Для достижения цели исследования использованы следующие методы исследовательской работы:

методы теоретического уровня:

  • теоретический анализ литературных источников, газет, Интернет-ресурсов;

  • изучение источников исследования: фотографий, архивных документов;

  • осмысление собранного материала: ана­лиз, обобщение;

методы эмпирического уровня:

  • поиск односельчан с целью сбора интересующих данных, интервью, запись рассказов и воспоминаний;

  • наблюдение;

  • сравнительно-сопоставительный анализ полученной информации.

В ходе исследования мной были изучены следующие виды источников:
 письменные: книги: по сборнику стихотворений «Зимний Никола» познакомилась со стихотворениями Н.Дмитриева, определила их тематику, выбрала необходимые цитаты; по книгам Бидерманна Г. «Энциклопедия символов», Желниной Е. А. «Цветы в литературе, в нашей жизни», Золотницкого Н.Ф. «Цветы в легендах и преданиях», Павловича Н. Словарь поэтических образов» изучила символику цветов;

материалы школьного музея:

  • газета «Красное знамя»;

изобразительные:

  • портреты поэта;

устные:

  • беседы, интервью с поэтом Б.Лукиным;

технотронные:

  • сайты Интернета: изучила биографию поэта Рузского г.о., отзывы на его творчество.

Своё исследование я строила на основе книг, архивных документов, воспоминаний и бесед.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

    1. Из биографии Н. Дмитриева.

Николай Фёдорович Дмитриев (25 января 1953, д. Архангельское, Московская область — 13 июня 2005, д. Аниськино, Владимирская область) — советский и российский поэт, прозаик, публицист (Приложение1). Родился в с. Архангельское 25 января 1953 г. в доме №4 в семье сельских учителей. Здесь прошли его детские и юношеские годы.  "В девятом классе сложились первые стихи. Отправил их в районную газету. Через несколько дней, веря и не веря глазам, читал свою первую публикацию... На моё счастье, редактор был профессиональный поэт... Он начал печатать меня часто, правя почти каждую строчку". [2,577] Посещал литературное объединение при Рузской районной газете, которым руководил Ю.М. Леднёв. В 1969г. поэт поступил в Орехово-Зуевский педагогический институт. Начал посещать литературное объединение "Основа" при редакции "Орехово-Зуевской правды". В 1974 г. познакомился с поэтом Н.Старшиновым. Рекомендован для участия в VI Совещании молодых писателей, по итогам которого выпущена первая книга "Я - от мира сего". Член Союза писателей СССР с 1977 г. Издал 11 стихотворных книг. Лауреат премий:Лучшая книга года. Поэзия (1975г.); Премия Ленинского комсомола (1981г.); Премия имени Александра Невского "России верные сыны" (2003г.); Премия имени А.Дельвига (посмертно, 2005г.).

    1. Образы и символы цветов, использованные в поэзии Н. Дмитриева.

С древних времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов и писателей всего мира. Цветочные символы одного народа нередко отличны от символов, принятых у другого. На цветочную символику влияли не только популярные в народе мифы и легенды, но и важные исторические события. Люди с древности переносили на растения человеческие чувства и качества[4,14].

Особо значимы образы цветов в поэзии. Целые стихотворения посвящены отдельным цветам. На «языке цветов» поэты говорят о том, что считают самым важным и интересным в искусстве – о душе современного человека, о его сложных отношениях с миром природы. Николай Дмитриев использовал образы и символы, связанные с цветами, для передачи своей поэтической идеи. Я собрала некоторые из таких образов и символов и попыталась сама их истолковать.

Роза – один из самых известных цветов в мире, символизирующий любовь, красоту, страсть и нежность. В христианской традиции роза символизирует Марию - матерь Иисуса Христа.

В творчестве же Николая Дмитриева роза часто используется как символ поклонения и любви к Родине. В одном из стихотворений, посвящённых поэту А.Блоку, поэт с негодованием пишет о том, что нет памятников известнейшему поэту ХХ века, он возмущён тем, что « отчего ж не удостоен// Мрамора, и роз, и флоксов? [2,521]. Здесь роза – символ поклонения, как и в другом стихотворении:

Запахом таким, что будет сниться

В розами осыпанном гробу [2,359].

А в стихотворении «На сонливом своём, торопливом…» с помощью метафорического образа снежной, морозной розы поэт показывает красоту своего края: «Так, что белыми розами стужи// Все в округе моей расцвело» [2,545].

Лилия – символ чистоты, нежности и благородства. В литературе образ лилии часто ассоциируется с изяществом, изысканностью и элегантностью. Также, по преданию, лилия является цветком Ангелов и символизирует Божественную мудрость и просветление. Лилии в поэзии Дмитриева - это символ совершенства и красоты. В стихотворении «Лилии» они олицетворяют исполненную красотой ожившую природу:

Простите, лилии, простите-

Я в прочной копоти земной.

Вы отпустите, отпустите

Меня на грешный берег мой [2,241].

Пижма – это растение, которое широко используется в народной медицине, а его цветок является символом твердости, силы и устойчивости. В литературе образ пижмы часто используется для описания твердости, стойкости и непоколебимости. Она символизирует прочность и устойчивость в сложных и непредсказуемых ситуациях.В стихах Николая Дмитриева пижма встречается часто. Это и символ родного села:

Ты растешь вдоль пыльного откоса,

До асфальта провожаешь ты,

Пижма, среднерусская мимоза-

Горькие любимые цветы [2,358].

(И хочу, чтобы увидел ты)

Пыльную архангельскую пижму,

Жесткие любимые цветы [2,358].

Пижма, я приду с хорошей вестью

Только ожидай меня, прошу [2,358].

И символ уходящей жизни:

Качну на родину качели.

Руками разведу туман.

Соцветья пижмы почернели,

Трясет лохмотьями бурьян [2,381].

И нечто вечное, незыблемое, обязательное в жизни:

Если вдруг за спорами о рифмах

Вновь цветенье пижмы пропущу [2,193].

Подснежник – это цветок, который символизирует очарование и нежность. Некоторые авторы используют его образ, чтобы описать чувственность и романтику. У Николая Дмитриева в стихотворении «Оттаяли зимние тайны» в самом конце появляется подснежник как символ особого очарования, чувственности: «Сияет подснежник-улыбка//Оттаявшая твоя» [2,3 ].

Мать-и-мачеха - это цветок, который, как говорят народные предания, растет там, где упал молниеносный огонь. В литературе образ мать и мачехи ассоциируется с образами женской силы и выносливости. Именно такой предстаёт мать-и-мачеха в стихотворении Николая Дмитриева:

Над обрывом мать-и-мачеха цветет,

Золотой пыльцой по просеке метет [2,22].

Ты и в зное, ты и в холоде цвела,

Ты и мамой, Ты и мачехой была [2,22].

Ромашка испокон веков является символом русской природы. Её цветок, по народному преданию, похож на чудесный глаз, который все видит. У древних славян она считалась одним из 7 священных растений (орешник, ромашка, дуб, хмель, плакун, верба и омела). Ромашка на языке цветов - юность, невинность, романтичность. Поэтому в литературе образ ромашки всегда ассоциируется с образом скромной красоты, отзывчивости, доброты и стойкости. 

Образ ромашки очень часто встречается в творчестве Николая Дмитриева. В одном из горьких стихотворений, написанных на смерть родителей «Ты земля, вот так меня держала…»[2,108] автор, обращаясь к земле, герой просит «вместо мамы - белую ромашку». Ведь именно этот цветок ассоциируется с образом доброй мамы, скромной труженицы, сельской учительницы в тяжёлое послевоенное время.

Ещё ромашка является символом детства. Именно в этом значении она появляется в одном из стихотворений Н.Дмитриева, посвящённых родному селу Архангельское: «Твоя не минула пора, //Не отцвели твои ромашки»[2,118].Автор пытается убедить читателя в ещё малом возрасте села во Вселенной, в том, что его «малая родина» не должна исчезнуть.

Одуванчик - это цветок, который символизирует настойчивость, свободу и оптимизм. Он часто используется для описания сильных и независимых личностей, которые не сдаются перед трудностями. Одуванчик также ассоциируется с детством и игривостью, а также символизирует изменение и возобновление. Его появление после зимы означает наступление весны и нового начала. Он ассоциируется с возможностью преодоления препятствий и преобразования неблагоприятных обстоятельств во что-то позитивное. В стихотворении «Выпускной вечер» Николай Дмитриев показал дважды одуванчики. Сначала как символ весны:

Тьма за окном, и до столицы

То островками, то подряд,

Белея, словно выпускницы,

Там одуванчики стоят. [2,168].

В конце стихотворения как символ ушедшей юности:

Ты не пошёл, ты передумал,

Но где она и где ты, друг?

Как будто майский ветер дунул

На одуванчиковый луг…. [2,168].

Клевер часто ассоциируется с удачей, счастьем и привлекательностью. Его листья, образующие трефовую форму, считаются символом трех благоприятных качеств: веры, надежды и любви. Во многих культурах клевер считается священным растением и даже используется в ритуалах и обрядах. В творчестве Николая Дмитриева клевер показан в одном из горьких стихотворений «Вся в росе моя рубашка...», где герой размышляет о прошедшем:

Клевер, донник и ромашка,

Расскажите, в чем промашка [2,125].

И приходит к выводу о правильности своего пути:

Но росли перед лицом

Клевер, донник и ромашка-

И я не был подлецом. [2,125].

Здесь клевер-символ веры, надежды.

Незабудка – символ нежности, верности и ностальгии. Этот цветок ассоциируется с детством, юношеством и незабываемыми воспоминаниями. Он символизирует чувства и эмоции, которые не могут быть забыты или оставлены в прошлом. Незабудка также ассоциируется с верностью и преданностью. В литературе и искусстве часто упоминается как символ ностальгии и тоски по ушедшим временам. Именно в этом значении Николай Дмитриев использует незабудку в стихотворении «Посещение», где говорит о тяжёлом возвращении домой, на Родину, в прошлое: «Сломав незабудку и колос,//Подарки тяжелые снял [2,227].

Таволга – символ стойкости, приспособляемости и жизненной силы. Она также ассоциируется с цикличностью жизни и возрождением. Во многих культурах эта растение считается символом вечной жизни, так как способность к размножению и возрождению делает его бессмертным в некотором смысле. Таволга встречается в творчестве Николая Дмитриева неоднократно. Поэт – сын участника войны. Тема отца и войны одна из основных в творчестве Н.Дмитриева. В стихотворении «Чтоб не торопились с похоронкой…» таволга выступает символом стойкости, несгибаемости и в то же время приспособляемости к любым условиям:

Мудрая солдатская примета!

Плачет чибис, таволга цветет.

Если верить ей, на поле это

Ни один снаряд не упадет [2,30].

А в стихотворении «Вся родня с пчелой была в союзе…» символ примирения:

Там, за речкой, таволга клубится,

Там, на взгорьях, вянет резеда-

Ты не станешь на меня сердиться,

Я шалить не буду никогда [2,38].

Лютик – символ мужества, силы и энергии. Этот цветок ассоциируется с духовной силой и энергией, которые помогают преодолевать трудности и достигать целей.Для Николая Дмитриева лютик – один из символов Родины, силы, чего-то вечного и незыблемого:

Уберечь как достоянье нации

Радостную эту красоту,

Как луга и рощи заповедные,

Лютики и церковь Покрова [2,121].

Василек – цветок, который символизирует нежность, чистоту и простоту. В языке цветов он часто ассоциируется с добротой, доверием и приятными воспоминаниями, олицетворяет нежные и иногда романтические чувства. В литературе васильки могут быть использованы для описания сдержанной красоты или нежности женского образа.Для Николая Дмитриева василёк прежде всего ассоциировался с образом отца-фронтовика, со смертью которого он никак не мог смириться, мечтал, чтобы весною земля, забравшая отца, подарила «…вместо папы - синий василек…» [2,108]. Это образ чистоты и простоты.

Сурепка – это цветок, который символизирует скромность, упорство и выносливость. Он часто используется для описания тихих и сдержанных личностей, которые не стремятся к славе или вниманию, но продолжают трудиться и достигать своих целей, а также ассоциируется с простотой и непритязательностью, так как она процветает даже в скромных условиях.Изображение сурепки в творчестве Николая Дмитриева служит символом скромности, непритязательности и упорства – характеристик, с которыми этот цветок ассоциируется:

Ты ушла тропинкою заросшей,

Где сурепка и вороний глаз [2,156].

Тропа заросла именно сурепкой, которая растёт, невзирая ни на что.

Гвоздика – это цветок, который символизирует любовь, страсть и красоту, а также прочность и устойчивость, выносливость и упорство, так как может цвести даже в неблагоприятных условиях.Николай Дмитриев - русский поэт, поэтому в его творчестве можно найти изображения различных цветов, включая гвоздику. В стихотворении «Разговор с земляной пчелой», где герой ведёт беседу с пчелой-солдатом, решившим ужалить и умереть, появляется цветок гвоздика как один из символов устойчивости и постоянства нашего мира: Хмурый, не умеющий качаться

На гвоздике и на васильке [2,250].

Колокольчик символизирует красоту и изящество. В литературе ассоциируется с нежностью, чистотой и незапятнанной красотой. Он часто используется для описания чувственности и воздушности. В стихотворении «На моей стене часы…» Николай Дмитриев использует реминисценцию. В его произведении дословно используются слова из стихотворения А.Толстого «Колокольчики мои, цветики степные» [2,428]. У Дмитриева это символ жизни, которая может оборваться под «ударом косы».

Кипрей узколистый - это уникальное растение, обладает огромным количеством целебных свойств. По-другому, его называют иван-чай, много легенд о нём сложено. А в народе кипрей считают символом возрождения и  жизнелюбия.Не случайно в мёде, о котором пишет в стихотворении «Вся родня с пчелой была в союзе» Н.Дмитриев, который собирал «дедуся», есть «грусть кипрея», цветка, который часто растёт на месте пожарищ, где горе прошло по земле. Это цветок возрождения!

    1. Литературный гербарий.

Материал к работе я собирала по самому крупному посмертному сборнику стихотворений Н.Ф.Дмитриева «Зимний Никола», куда вошли произведения разных лет. Мне интересны были произведения поэта о природе и Родине. Я узнавала места, о которых он пишет. Растения из его произведений, цветы и деревья, растут у нас, в Средней полосе России, в его родном селе Архангельское. Читая стихотворения, я отмечала страницы, выписывала цитаты с названиями цветов. Потом определила время цветения этих растений. Свои наблюдения заносила в таблицу (Приложение 2). По мере цветения растений я собирала цветы, сушила их, потом приклеивала в альбом. К каждому растению подобрала цитату. Таким образом, у меня получился поэтический гербарий по стихам нашего местного поэта Николая Дмитриева.

    1. Результаты анкетирования.

Рассматривая творчество Н. Дмитриева, я провела анкетирование среди обучающихся 6 класса в количестве 22 человек. Цель исследования: оценить популярность творчества Н. Дмитриева среди обучающихся 6 класса. Ниже проведены данные проведенного анкетирования

Вопросы анкеты

Да

Нет

Вы слышали о творчестве Н.Дмитриева?

3

19

Рекомендовали бы вы творчество Н.Дмитриева для чтения другим людям?

2

20

На основании полученных результатов, можно сделать следующие выводы: основная часть обучающихся моего класса незнакома с творчеством Н. Дмитриева, поэтому моя работа будет интересна и полезна им. Если даже мои одноклассники просто полистают гербарий, они всё равно прикоснутся к творчеству нашего поэта.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ.

В ходе проводимого исследования я познакомилась со стихами местного поэта Н.Дмитриева, выделила образы и символы, связанные с цветами, проанализировала значения и значимость каждого образа цветка и символа в поэзии Н. Дмитриева, выявила связи и контексты, в которых использованы образы цветов и символы в поэзии. Я определила, какую роль играют образы цветов и символы в творчестве Н. Дмитриева и как они способствуют созданию образности и глубины его поэзии на примере проанализированных произведений. Выдвинутая гипотеза подтвердилась. В ходе работы выяснила, что из 16 выбранных цветов 8 образов и символов цветов в стихотворениях Н. Дмитриева традиционны, они такие же, как ранее сложились в литературе. А 8 образов и символов оригинальны, они являются таковыми только в стихотворениях нашего поэта. Свои наблюдения я представила в таблицах (Приложения 3, 4).

Результатом моей работы является гербарий растений, названных в стихах Н.Дмитриева.

  1. ВЫВОДЫ.

В заключение можно отметить, что исследование образов и символики цветов в поэзии Н. Дмитриева позволило мне лучше понять мировоззрение и творческую индивидуальность автора. Н. Дмитриев не просто использует цветы в своих стихотворениях, но также и показывает, как они взаимодействуют с эмоциональным состоянием героя, отражают его духовные ценности. Я смогла увидеть, как поэт умело использует цветы в своем творчестве для передачи настроения и эмоций, что помогает читателю глубже проникнуться в смысл стихотворения. Но чаще всего в стихах Н.Дмитриева цветы служат для выражения его любви к «малой родине», селу Архангельское, и к людям, которые особенно дороги: к отцу, матери, любимой женщине.

Исследование образов и символики цветов в поэзии Н. Дмитриева было интересным и позволило лучше понять автора. В одном из своих стихотворений Н.Дмитриев пишет:

Скажи мне, кто твой друг,

И я скажу, кто ты,

Но у меня давно

Друзья – одни цветы.[2,563]

Это говорит о многом, в том числе об одиночестве поэта.

Учитывая, что цветы являются важным элементом в литературном творчестве, это исследование может быть полезным для любителей поэзии и будущих исследователей в данной области.

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Бидерманн Г. Энциклопедия символов: энциклопедия, М.: Изд-во Республика, 1996. – 336 с.

2. Дмитриев Н.Ф., «Зимний Никола», М., ОАО ИД «Литературная газета», 2008г.- 696с.

3. Желнина Е. А. Цветы в литературе, в нашей жизни. [Электронный ресурс]. - https://multiurok.ru/files/tsviety-v-litieraturie-v-nashiei-zhizni.html

4.Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях, М.: Изд-во Абрис, 1913.

5. Павлович Н. Словарь поэтических образов, СПб. Изд-во Славия, 2000.

Приложение 1.

Копия портрета Н.Ф.Дмитриева, переданного в дар школьному музею «Всему начало здесь, в краю родном…» вдовой поэта 25.01.2006г.

Приложение 2.

Название

Страница

Цитата

Когда цветет

Мать- и- мачеха

22

*Над обрывом мать-и-мачеха цветет,

Золотой пыльцой по просеке метет.

*Ты и в зное, ты и в холоде цвела,

Ты и мамой, Ты и мачехой была.

С марта по апрель

Подснежник

35

468

*Сияет подснежник-улыбка

Оттаявшая твоя.

*У него есть мачеха. Под Тверью.

Нет, она не посылала

Собирать подснежники в мороз.

С марта по апрель

Таволга

30

38

*Мудрая солдатская примета!

Плачет чибис, таволга цветет.

Если верить ей, на поле это

Ни один снаряд не упадет.

*Там, за речкой, таволга клубится,

Там, на взгорьях, вянет резеда-

Ты не станешь на меня сердиться,

Я шалить не буду никогда.

Июнь-июль

Белая ромашка (ромашка)

108

118

125

142

203

212

230

299

502

*Или поняла свою промашку

И подаришь в свой весенний срок

Вместо мамы-белую ромашку,

Вместо папы синий василек?

*Твоя не минула пора,

Не отцвели твои ромашки.

*Но росли перед лицом

Клевер, донник и ромашка-

И я не был подлецом.

*Ночь подожду, и забелеет печь,

Как тысяча сошедшихся ромашек.

*Я тебе собираю ромашки,

Чтоб скорей на земле рассвело.

*Здесь хорошо откинутой руке,

Зарывшейся в засохшие ромашки.

*Эти милые тихие рощи,

И поля, и ромашки по грудь.

июль

Василёк (синий василёк)

108

250

*Вместо папы-синий василек?

*Хмурый, не умеющий качаться

На гвоздике и на васильке.

С июня по сентябрь

Лютики

121

*Как луга и рощи заповедные,

Лютики и церковь Покрова.

июнь

Клевер

125

*Клевер, донник и ромашка,

Расскажите, в чем промашка

С мая по сентябрь

Сурепка

156

*Ты ушла тропинкою заросшей,

Где сурепка и вороний глаз.

Июнь-июль

Одуванчик

168

*Как будто майский ветер дунул

На одуванчиковый луг….

Май-июнь

Пижма

193

358

381

*Если вдруг за спорами о рифмах

Вновь цветенье пижмы пропущу.

*Ты растешь вдоль пыльного откоса,

До асфальта провожаешь ты,

Пижма, среднерусская мимоза-

Горькие любимые цветы

*(И хочу, чтобы увидел ты)

Пыльную архангельскую пижму,

Жесткие любимые цветы.

*Пижма, я приду с хорошей вестью,

Только ожидай меня, прошу.

*Качну на родину качели.

Руками разведу туман.

Соцветья пижмы почернели,

Трясет лохмотьями бурьян.

Июль-сентябрь

Незабудка

227

*Сломав незабудку и колос,

Подарки тяжелые снял

Май-июнь

Лилии

241

*Я в лилиях запутал весла

И понял, что не одолеть

Пространства замершего леса…

*Простите, лилии, простите-

Я в прочной копоти земной.

Вы отпустите, отпустите

Меня на грешный берег мой.

Июль-август

Гвоздика

250

*Хмурый, не умеющий качаться

На гвоздике и на васильке

Июнь-август

Розы

359

521

545

*Запахом таким, что будет сниться

В розами осыпанном гробу

*Отчего ж не удостоен

Мрамора, и роз, и флоксов?

*Так, что белыми розами стужи

Все в округе моей расцвело

Июнь-август

Колокольчик

428

*Колокольчики мои,

Цветики степные

июнь

Приложение 3.

Цветок

Традиционная символика

Символический образ в стихотворениях Н.Дмитриева

Подснежник

символ очарования и нежности, чувственности и романтики

«Сияет подснежник-улыбка

Оттаявшая твоя»

Мать-и-мачеха

символ женской силы и выносливости

Над обрывом мать-и-мачеха цветет,

Золотой пыльцой по просеке метет…

Ты и в зное, ты и в холоде цвела,

Ты и мамой, Ты и мачехой была

Незабудка

символ ностальгии и тоски по ушедшим временам

Сломав незабудку и колос,

Подарки тяжелые снял

Таволга

символ стойкости, приспособляемости, жизненной силы

Мудрая солдатская примета!

Плачет чибис, таволга цветет.

Если верить ей, на поле это

Ни один снаряд не упадет

Василёк

символ нежности, чистоты и простоты

«…вместо папы - синий василек…»

Сурепка

символ скромности, упорства и выносливости

Ты ушла тропинкою заросшей,

Где сурепка и вороний глаз

Гвоздика

Символ любви, страсти и красоты, а также прочности и устойчивости, выносливости и упорства

Хмурый, не умеющий качаться

На гвоздике и на васильке

Кипрей

символ возрождения и  жизнелюбия

«грусть кипрея», цветка, который часто растёт на месте пожарищ, где горе прошло по земле.

Приложение 4.

Цветок

Традиционная символика

Символический образ в стихотворениях Н.Дмитриева

Роза

Символ любви, красоты, страсти и нежности

символ поклонения

« отчего ж не удостоен// Мрамора, и роз, и флоксов?

любви к Родине

«Так, что белыми розами стужи// Все в округе моей расцвело»

Лилия

символ чистоты, нежности и благородства

символ совершенства и красоты

Простите, лилии, простите-

Я в прочной копоти земной.

Вы отпустите, отпустите

Меня на грешный берег мой

Пижма

символ твердости, стойкости и непоколебимости

символ родного села

(И хочу, чтобы увидел ты)

Пыльную архангельскую пижму,

Жесткие любимые цветы.

символ уходящей жизни:

Качну на родину качели.

Руками разведу туман.

Соцветья пижмы почернели,

Трясет лохмотьями бурьян .

И нечто вечное, незыблемое, обязательное в жизни:

Если вдруг за спорами о рифмах

Вновь цветенье пижмы пропущу

Ромашка

символ скромной красоты, отзывчивости, доброты и стойкости

Образ мамы:

«вместо мамы - белую ромашку»

Символ детства:

«Твоя не минула пора, //Не отцвели твои ромашки»

Одуванчик

символ настойчивости, свободы, оптимизма, детства, игривости, а также изменения и возобновления

символ весны:

Тьма за окном, и до столицы

То островками, то подряд,

Белея, словно выпускницы,

Там одуванчики стоят.

символ ушедшей юности:

Ты не пошёл, ты передумал,

Но где она и где ты, друг?

Как будто майский ветер дунул

На одуванчиковый луг...

Клевер

символ удачи, счастья и привлекательности

символ веры, надежды:

Но росли перед лицом

Клевер, донник и ромашка-

И я не был подлецом.

Лютик

символ мужества, силы и энергии

символ Родины, силы, чего-то вечного и незыблемого:

Уберечь как достоянье нации

Радостную эту красоту,

Как луга и рощи заповедные,

Лютики и церковь Покрова

Колокольчик

символ нежности, чистоты и незапятнанной красоты

символ жизни, которая может оборваться под «ударом косы».

Просмотров работы: 23