ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Тема «Образы и символика цветов в поэзии Н. Дмитриева (поэтический гербарий)» является актуальной, поскольку позволяет рассмотреть творчество одного из ярких поэтов Рузского края и использование им символов и образов цветов. Исследование помогает понять, как поэт Рузского края Николай Дмитриев применял образы цветов и какие значения он им придавал. Кроме того, работа даёт возможность более глубоко изучить символику цветов в литературе в целом и понять, как она может влиять на толкование произведения.
Цель исследования: выявить и проанализировать образы и символику цветов, используемые поэтом Н. Дмитриевым, создать поэтический гербарий.
Задачи исследования:
познакомиться со стихами местного поэта Н.Дмитриева;
выделить образы и символы, связанные с цветами, использованные автором в поэзии;
проанализировать значения и значимость каждого образа цветка и символа в поэзии Н. Дмитриева;
выявить связи и контексты, в которых использованы образы цветов в поэзии Н. Дмитриева;
определить, какую роль играют образы цветов и их символика в творчестве Н. Дмитриева, как они способствуют созданию образности и глубины его поэзии;
собрать и оформить гербарий растений (цветов) из стихотворений Н.Дмитриева.
Объектом исследования является поэзия Николая Дмитриева.
Предметом исследования являются образы и символы, связанные с цветами, использованные Н. Дмитриевым в его поэзии, и их значение и функции в творчестве поэта.
Проблема заключается в анализе связи между использованием образов и символики цветов в поэзии Н. Дмитриева и их влиянии на толкование и восприятие его творчества.
Гипотеза состоит в том, что Николай Дмитриев использовал образы цветов и символы как средство создания образности и эмоционального насыщения своей поэзии. Кроме того, гипотеза предполагает, что символика цветов в поэзии Н. Дмитриева связана с традициями и образами русской литературы, но при этом поэт придавал им свой особый контекст и значение.
Новизна исследования. Исследование «Образы и символика цветов в поэзии Н. Дмитриева» оригинально:
во-первых, в нём уделяется внимание использованию образов и символики цветов в поэзии Н. Дмитриева, что не было предметом подробного анализа ранее;
во-вторых, в исследовании используется комплексный подход к анализу образов цветов и символов в творчестве Н. Дмитриева, проводится анализ значений и значимости каждого образа цветка и символа в его поэзии, а также выявляются связи и контексты, в которых они используются;
в-третьих, в исследовании осуществляется попытка сопоставления использования цветов в поэзии Н. Дмитриева с их символикой и традиционным значением в литературе, что поможет лучше понять литературное наследие поэта и использование им образов цветов и символов.
Таким образом, исследование является оригинальным и значимым в рамках изучения творчества Н. Дмитриева и выявления особенностей его поэтического стиля.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно расширяет понимание символической системы русской поэзии, связывает образы и символы цветов в поэзии Н. Дмитриева с литературными традициями и выявляет их символический потенциал. Это помогает лучше понимать литературные произведения, особенно поэзию, и их глубинный смысл.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть полезным для преподавателей литературы, школьников и любителей поэзии, а также для всех, кто интересуется русской поэзией и символикой цветов в ней. Его результаты могут быть использованы при чтении и анализе стихотворений. В целом исследование может способствовать более глубокому пониманию поэзии Н. Дмитриева и русской литературы в целом.
Для достижения цели исследования использованы следующие методы исследовательской работы:
методы теоретического уровня:
теоретический анализ литературных источников, газет, Интернет-ресурсов;
изучение источников исследования: фотографий, архивных документов;
осмысление собранного материала: анализ, обобщение;
методы эмпирического уровня:
поиск односельчан с целью сбора интересующих данных, интервью, запись рассказов и воспоминаний;
наблюдение;
сравнительно-сопоставительный анализ полученной информации.
В ходе исследования мной были изучены следующие виды источников:
письменные: книги: по сборнику стихотворений «Зимний Никола» познакомилась со стихотворениями Н.Дмитриева, определила их тематику, выбрала необходимые цитаты; по книгам Бидерманна Г. «Энциклопедия символов», Желниной Е. А. «Цветы в литературе, в нашей жизни», Золотницкого Н.Ф. «Цветы в легендах и преданиях», Павловича Н. Словарь поэтических образов» изучила символику цветов;
материалы школьного музея:
газета «Красное знамя»;
изобразительные:
портреты поэта;
устные:
беседы, интервью с поэтом Б.Лукиным;
технотронные:
сайты Интернета: изучила биографию поэта Рузского г.о., отзывы на его творчество.
Своё исследование я строила на основе книг, архивных документов, воспоминаний и бесед.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Из биографии Н. Дмитриева.
Николай Фёдорович Дмитриев (25 января 1953, д. Архангельское, Московская область — 13 июня 2005, д. Аниськино, Владимирская область) — советский и российский поэт, прозаик, публицист (Приложение1). Родился в с. Архангельское 25 января 1953 г. в доме №4 в семье сельских учителей. Здесь прошли его детские и юношеские годы. "В девятом классе сложились первые стихи. Отправил их в районную газету. Через несколько дней, веря и не веря глазам, читал свою первую публикацию... На моё счастье, редактор был профессиональный поэт... Он начал печатать меня часто, правя почти каждую строчку". [2,577] Посещал литературное объединение при Рузской районной газете, которым руководил Ю.М. Леднёв. В 1969г. поэт поступил в Орехово-Зуевский педагогический институт. Начал посещать литературное объединение "Основа" при редакции "Орехово-Зуевской правды". В 1974 г. познакомился с поэтом Н.Старшиновым. Рекомендован для участия в VI Совещании молодых писателей, по итогам которого выпущена первая книга "Я - от мира сего". Член Союза писателей СССР с 1977 г. Издал 11 стихотворных книг. Лауреат премий:Лучшая книга года. Поэзия (1975г.); Премия Ленинского комсомола (1981г.); Премия имени Александра Невского "России верные сыны" (2003г.); Премия имени А.Дельвига (посмертно, 2005г.).
Образы и символы цветов, использованные в поэзии Н. Дмитриева.
С древних времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов и писателей всего мира. Цветочные символы одного народа нередко отличны от символов, принятых у другого. На цветочную символику влияли не только популярные в народе мифы и легенды, но и важные исторические события. Люди с древности переносили на растения человеческие чувства и качества[4,14].
Особо значимы образы цветов в поэзии. Целые стихотворения посвящены отдельным цветам. На «языке цветов» поэты говорят о том, что считают самым важным и интересным в искусстве – о душе современного человека, о его сложных отношениях с миром природы. Николай Дмитриев использовал образы и символы, связанные с цветами, для передачи своей поэтической идеи. Я собрала некоторые из таких образов и символов и попыталась сама их истолковать.
Роза – один из самых известных цветов в мире, символизирующий любовь, красоту, страсть и нежность. В христианской традиции роза символизирует Марию - матерь Иисуса Христа.
В творчестве же Николая Дмитриева роза часто используется как символ поклонения и любви к Родине. В одном из стихотворений, посвящённых поэту А.Блоку, поэт с негодованием пишет о том, что нет памятников известнейшему поэту ХХ века, он возмущён тем, что « отчего ж не удостоен// Мрамора, и роз, и флоксов? [2,521]. Здесь роза – символ поклонения, как и в другом стихотворении:
Запахом таким, что будет сниться
В розами осыпанном гробу [2,359].
А в стихотворении «На сонливом своём, торопливом…» с помощью метафорического образа снежной, морозной розы поэт показывает красоту своего края: «Так, что белыми розами стужи// Все в округе моей расцвело» [2,545].
Лилия – символ чистоты, нежности и благородства. В литературе образ лилии часто ассоциируется с изяществом, изысканностью и элегантностью. Также, по преданию, лилия является цветком Ангелов и символизирует Божественную мудрость и просветление. Лилии в поэзии Дмитриева - это символ совершенства и красоты. В стихотворении «Лилии» они олицетворяют исполненную красотой ожившую природу:
Простите, лилии, простите-
Я в прочной копоти земной.
Вы отпустите, отпустите
Меня на грешный берег мой [2,241].
Пижма – это растение, которое широко используется в народной медицине, а его цветок является символом твердости, силы и устойчивости. В литературе образ пижмы часто используется для описания твердости, стойкости и непоколебимости. Она символизирует прочность и устойчивость в сложных и непредсказуемых ситуациях.В стихах Николая Дмитриева пижма встречается часто. Это и символ родного села:
Ты растешь вдоль пыльного откоса, До асфальта провожаешь ты, Пижма, среднерусская мимоза- Горькие любимые цветы [2,358]. |
(И хочу, чтобы увидел ты) Пыльную архангельскую пижму, Жесткие любимые цветы [2,358]. |
Пижма, я приду с хорошей вестью
Только ожидай меня, прошу [2,358].
И символ уходящей жизни:
Качну на родину качели.
Руками разведу туман.
Соцветья пижмы почернели,
Трясет лохмотьями бурьян [2,381].
И нечто вечное, незыблемое, обязательное в жизни:
Если вдруг за спорами о рифмах
Вновь цветенье пижмы пропущу [2,193].
Подснежник – это цветок, который символизирует очарование и нежность. Некоторые авторы используют его образ, чтобы описать чувственность и романтику. У Николая Дмитриева в стихотворении «Оттаяли зимние тайны» в самом конце появляется подснежник как символ особого очарования, чувственности: «Сияет подснежник-улыбка//Оттаявшая твоя» [2,3 ].
Мать-и-мачеха - это цветок, который, как говорят народные предания, растет там, где упал молниеносный огонь. В литературе образ мать и мачехи ассоциируется с образами женской силы и выносливости. Именно такой предстаёт мать-и-мачеха в стихотворении Николая Дмитриева:
Над обрывом мать-и-мачеха цветет, Золотой пыльцой по просеке метет [2,22]. |
Ты и в зное, ты и в холоде цвела, Ты и мамой, Ты и мачехой была [2,22]. |
Ромашка испокон веков является символом русской природы. Её цветок, по народному преданию, похож на чудесный глаз, который все видит. У древних славян она считалась одним из 7 священных растений (орешник, ромашка, дуб, хмель, плакун, верба и омела). Ромашка на языке цветов - юность, невинность, романтичность. Поэтому в литературе образ ромашки всегда ассоциируется с образом скромной красоты, отзывчивости, доброты и стойкости.
Образ ромашки очень часто встречается в творчестве Николая Дмитриева. В одном из горьких стихотворений, написанных на смерть родителей «Ты земля, вот так меня держала…»[2,108] автор, обращаясь к земле, герой просит «вместо мамы - белую ромашку». Ведь именно этот цветок ассоциируется с образом доброй мамы, скромной труженицы, сельской учительницы в тяжёлое послевоенное время.
Ещё ромашка является символом детства. Именно в этом значении она появляется в одном из стихотворений Н.Дмитриева, посвящённых родному селу Архангельское: «Твоя не минула пора, //Не отцвели твои ромашки»[2,118].Автор пытается убедить читателя в ещё малом возрасте села во Вселенной, в том, что его «малая родина» не должна исчезнуть.
Одуванчик - это цветок, который символизирует настойчивость, свободу и оптимизм. Он часто используется для описания сильных и независимых личностей, которые не сдаются перед трудностями. Одуванчик также ассоциируется с детством и игривостью, а также символизирует изменение и возобновление. Его появление после зимы означает наступление весны и нового начала. Он ассоциируется с возможностью преодоления препятствий и преобразования неблагоприятных обстоятельств во что-то позитивное. В стихотворении «Выпускной вечер» Николай Дмитриев показал дважды одуванчики. Сначала как символ весны:
Тьма за окном, и до столицы
То островками, то подряд,
Белея, словно выпускницы,
Там одуванчики стоят. [2,168].
В конце стихотворения как символ ушедшей юности:
Ты не пошёл, ты передумал,
Но где она и где ты, друг?
Как будто майский ветер дунул
На одуванчиковый луг…. [2,168].
Клевер часто ассоциируется с удачей, счастьем и привлекательностью. Его листья, образующие трефовую форму, считаются символом трех благоприятных качеств: веры, надежды и любви. Во многих культурах клевер считается священным растением и даже используется в ритуалах и обрядах. В творчестве Николая Дмитриева клевер показан в одном из горьких стихотворений «Вся в росе моя рубашка...», где герой размышляет о прошедшем:
Клевер, донник и ромашка,
Расскажите, в чем промашка [2,125].
И приходит к выводу о правильности своего пути:
Но росли перед лицом
Клевер, донник и ромашка-
И я не был подлецом. [2,125].
Здесь клевер-символ веры, надежды.
Незабудка – символ нежности, верности и ностальгии. Этот цветок ассоциируется с детством, юношеством и незабываемыми воспоминаниями. Он символизирует чувства и эмоции, которые не могут быть забыты или оставлены в прошлом. Незабудка также ассоциируется с верностью и преданностью. В литературе и искусстве часто упоминается как символ ностальгии и тоски по ушедшим временам. Именно в этом значении Николай Дмитриев использует незабудку в стихотворении «Посещение», где говорит о тяжёлом возвращении домой, на Родину, в прошлое: «Сломав незабудку и колос,//Подарки тяжелые снял [2,227].
Таволга – символ стойкости, приспособляемости и жизненной силы. Она также ассоциируется с цикличностью жизни и возрождением. Во многих культурах эта растение считается символом вечной жизни, так как способность к размножению и возрождению делает его бессмертным в некотором смысле. Таволга встречается в творчестве Николая Дмитриева неоднократно. Поэт – сын участника войны. Тема отца и войны одна из основных в творчестве Н.Дмитриева. В стихотворении «Чтоб не торопились с похоронкой…» таволга выступает символом стойкости, несгибаемости и в то же время приспособляемости к любым условиям:
Мудрая солдатская примета!
Плачет чибис, таволга цветет.
Если верить ей, на поле это
Ни один снаряд не упадет [2,30].
А в стихотворении «Вся родня с пчелой была в союзе…» символ примирения:
Там, за речкой, таволга клубится,
Там, на взгорьях, вянет резеда-
Ты не станешь на меня сердиться,
Я шалить не буду никогда [2,38].
Лютик – символ мужества, силы и энергии. Этот цветок ассоциируется с духовной силой и энергией, которые помогают преодолевать трудности и достигать целей.Для Николая Дмитриева лютик – один из символов Родины, силы, чего-то вечного и незыблемого:
Уберечь как достоянье нации
Радостную эту красоту,
Как луга и рощи заповедные,
Лютики и церковь Покрова [2,121].
Василек – цветок, который символизирует нежность, чистоту и простоту. В языке цветов он часто ассоциируется с добротой, доверием и приятными воспоминаниями, олицетворяет нежные и иногда романтические чувства. В литературе васильки могут быть использованы для описания сдержанной красоты или нежности женского образа.Для Николая Дмитриева василёк прежде всего ассоциировался с образом отца-фронтовика, со смертью которого он никак не мог смириться, мечтал, чтобы весною земля, забравшая отца, подарила «…вместо папы - синий василек…» [2,108]. Это образ чистоты и простоты.
Сурепка – это цветок, который символизирует скромность, упорство и выносливость. Он часто используется для описания тихих и сдержанных личностей, которые не стремятся к славе или вниманию, но продолжают трудиться и достигать своих целей, а также ассоциируется с простотой и непритязательностью, так как она процветает даже в скромных условиях.Изображение сурепки в творчестве Николая Дмитриева служит символом скромности, непритязательности и упорства – характеристик, с которыми этот цветок ассоциируется:
Ты ушла тропинкою заросшей,
Где сурепка и вороний глаз [2,156].
Тропа заросла именно сурепкой, которая растёт, невзирая ни на что.
Гвоздика – это цветок, который символизирует любовь, страсть и красоту, а также прочность и устойчивость, выносливость и упорство, так как может цвести даже в неблагоприятных условиях.Николай Дмитриев - русский поэт, поэтому в его творчестве можно найти изображения различных цветов, включая гвоздику. В стихотворении «Разговор с земляной пчелой», где герой ведёт беседу с пчелой-солдатом, решившим ужалить и умереть, появляется цветок гвоздика как один из символов устойчивости и постоянства нашего мира: Хмурый, не умеющий качаться
На гвоздике и на васильке [2,250].
Колокольчик символизирует красоту и изящество. В литературе ассоциируется с нежностью, чистотой и незапятнанной красотой. Он часто используется для описания чувственности и воздушности. В стихотворении «На моей стене часы…» Николай Дмитриев использует реминисценцию. В его произведении дословно используются слова из стихотворения А.Толстого «Колокольчики мои, цветики степные» [2,428]. У Дмитриева это символ жизни, которая может оборваться под «ударом косы».
Кипрей узколистый - это уникальное растение, обладает огромным количеством целебных свойств. По-другому, его называют иван-чай, много легенд о нём сложено. А в народе кипрей считают символом возрождения и жизнелюбия.Не случайно в мёде, о котором пишет в стихотворении «Вся родня с пчелой была в союзе» Н.Дмитриев, который собирал «дедуся», есть «грусть кипрея», цветка, который часто растёт на месте пожарищ, где горе прошло по земле. Это цветок возрождения!
Литературный гербарий.
Материал к работе я собирала по самому крупному посмертному сборнику стихотворений Н.Ф.Дмитриева «Зимний Никола», куда вошли произведения разных лет. Мне интересны были произведения поэта о природе и Родине. Я узнавала места, о которых он пишет. Растения из его произведений, цветы и деревья, растут у нас, в Средней полосе России, в его родном селе Архангельское. Читая стихотворения, я отмечала страницы, выписывала цитаты с названиями цветов. Потом определила время цветения этих растений. Свои наблюдения заносила в таблицу (Приложение 2). По мере цветения растений я собирала цветы, сушила их, потом приклеивала в альбом. К каждому растению подобрала цитату. Таким образом, у меня получился поэтический гербарий по стихам нашего местного поэта Николая Дмитриева.
Результаты анкетирования.
Рассматривая творчество Н. Дмитриева, я провела анкетирование среди обучающихся 6 класса в количестве 22 человек. Цель исследования: оценить популярность творчества Н. Дмитриева среди обучающихся 6 класса. Ниже проведены данные проведенного анкетирования
Вопросы анкеты |
Да |
Нет |
Вы слышали о творчестве Н.Дмитриева? |
3 |
19 |
Рекомендовали бы вы творчество Н.Дмитриева для чтения другим людям? |
2 |
20 |
На основании полученных результатов, можно сделать следующие выводы: основная часть обучающихся моего класса незнакома с творчеством Н. Дмитриева, поэтому моя работа будет интересна и полезна им. Если даже мои одноклассники просто полистают гербарий, они всё равно прикоснутся к творчеству нашего поэта.
РЕЗУЛЬТАТЫ.
В ходе проводимого исследования я познакомилась со стихами местного поэта Н.Дмитриева, выделила образы и символы, связанные с цветами, проанализировала значения и значимость каждого образа цветка и символа в поэзии Н. Дмитриева, выявила связи и контексты, в которых использованы образы цветов и символы в поэзии. Я определила, какую роль играют образы цветов и символы в творчестве Н. Дмитриева и как они способствуют созданию образности и глубины его поэзии на примере проанализированных произведений. Выдвинутая гипотеза подтвердилась. В ходе работы выяснила, что из 16 выбранных цветов 8 образов и символов цветов в стихотворениях Н. Дмитриева традиционны, они такие же, как ранее сложились в литературе. А 8 образов и символов оригинальны, они являются таковыми только в стихотворениях нашего поэта. Свои наблюдения я представила в таблицах (Приложения 3, 4).
Результатом моей работы является гербарий растений, названных в стихах Н.Дмитриева.
ВЫВОДЫ.
В заключение можно отметить, что исследование образов и символики цветов в поэзии Н. Дмитриева позволило мне лучше понять мировоззрение и творческую индивидуальность автора. Н. Дмитриев не просто использует цветы в своих стихотворениях, но также и показывает, как они взаимодействуют с эмоциональным состоянием героя, отражают его духовные ценности. Я смогла увидеть, как поэт умело использует цветы в своем творчестве для передачи настроения и эмоций, что помогает читателю глубже проникнуться в смысл стихотворения. Но чаще всего в стихах Н.Дмитриева цветы служат для выражения его любви к «малой родине», селу Архангельское, и к людям, которые особенно дороги: к отцу, матери, любимой женщине.
Исследование образов и символики цветов в поэзии Н. Дмитриева было интересным и позволило лучше понять автора. В одном из своих стихотворений Н.Дмитриев пишет:
Скажи мне, кто твой друг,
И я скажу, кто ты,
Но у меня давно
Друзья – одни цветы.[2,563]
Это говорит о многом, в том числе об одиночестве поэта.
Учитывая, что цветы являются важным элементом в литературном творчестве, это исследование может быть полезным для любителей поэзии и будущих исследователей в данной области.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Бидерманн Г. Энциклопедия символов: энциклопедия, М.: Изд-во Республика, 1996. – 336 с.
2. Дмитриев Н.Ф., «Зимний Никола», М., ОАО ИД «Литературная газета», 2008г.- 696с.
3. Желнина Е. А. Цветы в литературе, в нашей жизни. [Электронный ресурс]. - https://multiurok.ru/files/tsviety-v-litieraturie-v-nashiei-zhizni.html
4.Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях, М.: Изд-во Абрис, 1913.
5. Павлович Н. Словарь поэтических образов, СПб. Изд-во Славия, 2000.
Приложение 1.
Копия портрета Н.Ф.Дмитриева, переданного в дар школьному музею «Всему начало здесь, в краю родном…» вдовой поэта 25.01.2006г.
Приложение 2.
Название |
Страница |
Цитата |
Когда цветет |
Мать- и- мачеха |
22 |
*Над обрывом мать-и-мачеха цветет, Золотой пыльцой по просеке метет. *Ты и в зное, ты и в холоде цвела, Ты и мамой, Ты и мачехой была. |
С марта по апрель |
Подснежник |
35 468 |
*Сияет подснежник-улыбка Оттаявшая твоя. *У него есть мачеха. Под Тверью. Нет, она не посылала Собирать подснежники в мороз. |
С марта по апрель |
Таволга |
30 38 |
*Мудрая солдатская примета! Плачет чибис, таволга цветет. Если верить ей, на поле это Ни один снаряд не упадет. *Там, за речкой, таволга клубится, Там, на взгорьях, вянет резеда- Ты не станешь на меня сердиться, Я шалить не буду никогда. |
Июнь-июль |
Белая ромашка (ромашка) |
108 118 125 142 203 212 230 299 502 |
*Или поняла свою промашку И подаришь в свой весенний срок Вместо мамы-белую ромашку, Вместо папы синий василек? *Твоя не минула пора, Не отцвели твои ромашки. *Но росли перед лицом Клевер, донник и ромашка- И я не был подлецом. *Ночь подожду, и забелеет печь, Как тысяча сошедшихся ромашек. *Я тебе собираю ромашки, Чтоб скорей на земле рассвело. *Здесь хорошо откинутой руке, Зарывшейся в засохшие ромашки. *Эти милые тихие рощи, И поля, и ромашки по грудь. |
июль |
Василёк (синий василёк) |
108 250 |
*Вместо папы-синий василек? *Хмурый, не умеющий качаться На гвоздике и на васильке. |
С июня по сентябрь |
Лютики |
121 |
*Как луга и рощи заповедные, Лютики и церковь Покрова. |
июнь |
Клевер |
125 |
*Клевер, донник и ромашка, Расскажите, в чем промашка |
С мая по сентябрь |
Сурепка |
156 |
*Ты ушла тропинкою заросшей, Где сурепка и вороний глаз. |
Июнь-июль |
Одуванчик |
168 |
*Как будто майский ветер дунул На одуванчиковый луг…. |
Май-июнь |
Пижма |
193 358 381 |
*Если вдруг за спорами о рифмах Вновь цветенье пижмы пропущу. *Ты растешь вдоль пыльного откоса, До асфальта провожаешь ты, Пижма, среднерусская мимоза- Горькие любимые цветы *(И хочу, чтобы увидел ты) Пыльную архангельскую пижму, Жесткие любимые цветы. *Пижма, я приду с хорошей вестью, Только ожидай меня, прошу. *Качну на родину качели. Руками разведу туман. Соцветья пижмы почернели, Трясет лохмотьями бурьян. |
Июль-сентябрь |
Незабудка |
227 |
*Сломав незабудку и колос, Подарки тяжелые снял |
Май-июнь |
Лилии |
241 |
*Я в лилиях запутал весла И понял, что не одолеть Пространства замершего леса… *Простите, лилии, простите- Я в прочной копоти земной. Вы отпустите, отпустите Меня на грешный берег мой. |
Июль-август |
Гвоздика |
250 |
*Хмурый, не умеющий качаться На гвоздике и на васильке |
Июнь-август |
Розы |
359 521 545 |
*Запахом таким, что будет сниться В розами осыпанном гробу *Отчего ж не удостоен Мрамора, и роз, и флоксов? *Так, что белыми розами стужи Все в округе моей расцвело |
Июнь-август |
Колокольчик |
428 |
*Колокольчики мои, Цветики степные |
июнь |
Приложение 3.
Цветок |
Традиционная символика |
Символический образ в стихотворениях Н.Дмитриева |
Подснежник |
символ очарования и нежности, чувственности и романтики |
«Сияет подснежник-улыбка Оттаявшая твоя» |
Мать-и-мачеха |
символ женской силы и выносливости |
Над обрывом мать-и-мачеха цветет, Золотой пыльцой по просеке метет… Ты и в зное, ты и в холоде цвела, Ты и мамой, Ты и мачехой была |
Незабудка |
символ ностальгии и тоски по ушедшим временам |
Сломав незабудку и колос, Подарки тяжелые снял |
Таволга |
символ стойкости, приспособляемости, жизненной силы |
Мудрая солдатская примета! Плачет чибис, таволга цветет. Если верить ей, на поле это Ни один снаряд не упадет |
Василёк |
символ нежности, чистоты и простоты |
«…вместо папы - синий василек…» |
Сурепка |
символ скромности, упорства и выносливости |
Ты ушла тропинкою заросшей, Где сурепка и вороний глаз |
Гвоздика |
Символ любви, страсти и красоты, а также прочности и устойчивости, выносливости и упорства |
Хмурый, не умеющий качаться На гвоздике и на васильке |
Кипрей |
символ возрождения и жизнелюбия |
«грусть кипрея», цветка, который часто растёт на месте пожарищ, где горе прошло по земле. |
Приложение 4.
Цветок |
Традиционная символика |
Символический образ в стихотворениях Н.Дмитриева |
Роза |
Символ любви, красоты, страсти и нежности |
символ поклонения « отчего ж не удостоен// Мрамора, и роз, и флоксов? любви к Родине «Так, что белыми розами стужи// Все в округе моей расцвело» |
Лилия |
символ чистоты, нежности и благородства |
символ совершенства и красоты Простите, лилии, простите- Я в прочной копоти земной. Вы отпустите, отпустите Меня на грешный берег мой |
Пижма |
символ твердости, стойкости и непоколебимости |
символ родного села (И хочу, чтобы увидел ты) Пыльную архангельскую пижму, Жесткие любимые цветы. символ уходящей жизни: Качну на родину качели. Руками разведу туман. Соцветья пижмы почернели, Трясет лохмотьями бурьян . И нечто вечное, незыблемое, обязательное в жизни: Если вдруг за спорами о рифмах Вновь цветенье пижмы пропущу |
Ромашка |
символ скромной красоты, отзывчивости, доброты и стойкости |
Образ мамы: «вместо мамы - белую ромашку» Символ детства: «Твоя не минула пора, //Не отцвели твои ромашки» |
Одуванчик |
символ настойчивости, свободы, оптимизма, детства, игривости, а также изменения и возобновления |
символ весны: Тьма за окном, и до столицы То островками, то подряд, Белея, словно выпускницы, Там одуванчики стоят. символ ушедшей юности: Ты не пошёл, ты передумал, Но где она и где ты, друг? Как будто майский ветер дунул На одуванчиковый луг... |
Клевер |
символ удачи, счастья и привлекательности |
символ веры, надежды: Но росли перед лицом Клевер, донник и ромашка- И я не был подлецом. |
Лютик |
символ мужества, силы и энергии |
символ Родины, силы, чего-то вечного и незыблемого: Уберечь как достоянье нации Радостную эту красоту, Как луга и рощи заповедные, Лютики и церковь Покрова |
Колокольчик |
символ нежности, чистоты и незапятнанной красоты |
символ жизни, которая может оборваться под «ударом косы». |