«Открытия в каждом слове». Изучение русского языка на основе истории Родного края

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Открытия в каждом слове». Изучение русского языка на основе истории Родного края

Садуакас Амина Ондасынкызы 1
1ГУ "Гимназия №3 для одаренных детей" г.Павлодара
Назарова И.Ф. 1Кенжебаева Г.С. 2
1ГУ «Гимназия №3 для одаренных детей» г. Павлодара
2Образовательный комплекс "Лингва"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель:

доказать,чтовыполняязаданияпорусскомуязыку,основанныенаисторииРодногокрая,детинетолькоповысятуровеньрусскогоязыка,ноибудутлучшезнатьисториюсвоейРодины-Павлодарскойобласти.

Гипотеза: если, задания по русскому языку, основанные на истории

Родного края применять в игровой форме, то детям легче будет запоминать изученные орфограммы, а также изучить историю.

Практическаяценность иреализациярезультатов исследования:

Приуспешномтестированииразработанногопособия,можновнедритьегодляиспользованиявдругихшколахобласти,такимобразом,детиповысятуровеньрусскогоязыка иизучат историю родногокрая.

Задачи:

Для реализации цели были поставлены и решены следующие задачи:

  1. .изучитьдревнейшуюисториюПавлодарскогоПрииртышьяиспользуясоответствующуюлитературу,интернет,научныематериалыкраеведческихмузееви т.д.

  2. .изучитьучебникирусскогоязыказа2-3класс,проанализировать,систематизироватьи составить план учебногопособияпорусскомуязыку.

  3. .выпуститьучебноепособиепорусскомуязыкудля2-3хклассовнаосноведревнейшей истории ПавлодарскогоПрииртышья.

  1. протестироватьданноепособиенаученикахсвоейшколы,провестианализусвояемости материалаи практическойценности.

  2. вусловияхглобальнойцифровизации,выпуститьнаинтернет-платформе,онлайн-тестированиеподаннойработе.

Методы:

сборинформации, изучение, обобщение, анализ.

Этапы работы:

  1. .организационныйвыбортемы, постановка целей и задачисследования.

  2. .теоретическийизучениелитературыиинтернет–источниковповыбраннойтеме исследования. Посещение краеведческих музеев икафедры«История, археологияиэтнология»приТорайгыровуниверситетдлясбораинформации.Анализиработасучителемрусскогоязыкадлясоставлениясборника заданий.

  3. .практическийсоставлениепечатногоиэлектронногометодическогопособияпорусскомуязыкудляучеников2-3классанаосноведревнейшейисторииПавлодарскогоПрииртышья

  4. .исследовательскийтестированиепособияспомощьюучеников2и3классов,анализинформации,систематизация полученныхрезультатов, выводы.

Новизна и степень самостоятельности: заключается в том, что связь предметов истории и русского языка показали, что детям было интересно, они анализировали текст, запоминали. Ученики закрепили пройденный материал по русскому языку и узнали много интересного про свою Родину. Так как, материалов по данной теме я не встретила ни в литературе, ни в интернет-ресурсах, решила исследовать эту тему.

Результат:

Были выпущены печатный и онлайн сборники заданий по русскому языку, основанные на истории Павлодарского Прииртышья, которые были экспериментально введены в работу 2-3х классов. После тестирования, было доказанно, что дети закрепили знания по русскому языку и запомнили историю Родного края.

Оглавление:

1.Введение 5

1.1 Требования к учебнику русского языка 5

1.2 Цель проекта 6

1.3 Практическая ценность и реализация результатов исследования 6

1.4 Задачи 6

1.5 Методы, этапы работы 6

2. Теоретическая часть 7

2.1 Особенности формирования материальной культуры в регионе 7

2.2 Периоды каменного века на территории Павлодарского Прииртышья 7

2.3 Ранний палеолит (1,5 млн-80 тыс.лет до н.э.) 8

2.4 Средний палеолит (80-35 тыс.лет до н.э.) 8

2.5 Поздний палеолит (35-8 тыс.лет до н.э.) 9

2.6 Мезолит (12-5 тыс.лет до н.э.) 10

2.7 Неолит или Новокаменный век (7-4 тыс.лет до н.э.) 10

2.8 Энеолит (4-3 тыс.лет до н.э.) 10

3.Практическая часть 11

4.Заключение 15

5. Список литературы 16

6.Приложение №1 Сборник заданий по русскому языку 17

ВВЕДЕНИЕ.

Каждый день в школе ученик работает с различным учебным материалом, то есть ресурсами. Учебник является одним из таких ресурсов.

И мне стало интересно, как составляются учебники, в данном случае русского языка.

Учебник – основа учебного процесса. Хорошо организованная, систематическая работа по учебнику во многом определяет успех обучения – и теоретического, и практического.

К учебникам применяются жесткие правила и требования. Они должны нести следующие функции:

а) воспитательную функцию;

б) познавательную функцию – он дает ученику определенный объем информации, знаний по предмету «Русский язык»;

в) функцию развития интеллекта, умственных способностей, речи.

К учебнику предъявляются требования:

1.содержательные: он дает школьникам языковой материал, доступный, адаптированный к детскому восприятию, изложенный в строгой системе, в соответствии с программой и государственным стандартом.

2.интегративные: учебник объединяет в единую систему различные области изучаемого языка;

3. методические: учебник организует познавательную деятельность учащихся в классе и дома, предлагает учителю и учащимся методически подготовленный языковой материал, различного назначения упражнения, задания, литературные образцы, отобранную лексику и пр. В нем предусмотрено повторение ранее изученного материала.

Но так же я узнала, что существуют учебники, созданные самими учащимися, но это не отказ от учебника, а творческое дополнение к нему, методический прием. На уроке учебник используется, как правило, и на этапе изучения нового материала, и при его закреплении, и на этапе обобщения, на контрольно-оценочном этапе, по учебнику даются задания на дом. Он используется и при повторении, и для справок, как по языковой теории, так и по правописанию.

И тогда я решила составить справочное пособие по русскому языку для учеников 2 класса, используя древнейшую историю Павлодарского Прииртышья. Я надеюсь, что дети запомнят историю нашего края лучше, если будут не только читать, но и прорабатывать задания, а это значит, что ребята будут вчитываться, возвращаться к тексту, работать с материалом. И тогда, моя цель, чтобы дети лучше запомнили историю и закрепили пройденный материал, будет достигнута. Также я считаю, что патриотизм как качество личности закладывается через семью и образование в детстве. Чувство любви к своему Дому, к своей Земле приходит через изучение истории края, где ты живешь. Поэтому я считаю важным в каждой области Казахстана, создавать учебники для начальных классов, на основе краеведения. Таким образом, к началу средней школы дети будут знать не только основные предметы, но и в их памяти отложится информация по истории родной области.

Цель:

доказать, что выполняя задания по русскому языку, основанные на истории Родного края, дети не только повысят уровень русского языка, но и будут лучше знать историю своей Родины - Павлодарской области.

Практическая ценность и реализация результатов исследования:

При успешном тестировании разработанного пособия, можно внедрить его для использования в других школах области, таким образом, дети повысят уровень русского языка и изучат историю родного края.

Задачи:

Для реализации цели были поставлены и решены следующие задачи:

1.изучить древнейшую историю Павлодарского Прииртышья используя соответствующую литературу, интернет, научные материалы краеведческих музеев и т.д.

2.изучить учебники русского языка за 2-3 класс, проанализировать, систематизировать и составить план учебного пособия по русскому языку.

3.выпустить учебное пособие по русскому языку на основе древнейшей истории Павлодарского Прииртышья.

4. протестировать данное пособие на учениках своей школы, провести анализ усвояемости материала и практической ценности.

5. в условиях глобальной цифровизации, выпустить на интернет-платформе, онлайн-тестирование по данной работе.

Методы:

сбор информации, изучение, обобщение, анализ.

Этапы работы:

1.организационный – выбор темы, постановка целей и задач исследования.

2.теоретический – изучение литературы и интернет–источников по выбранной теме исследования. Посещение краеведческих музеев и кафедры  «История, археология и этнология» при Торайгыров университет для сбора информации. Анализ и работа с учителем русского языка для составления сборника заданий.

3.практический – составление печатного и электронного методического пособия по русскому языку для учеников 2-3 класса на основе древнейшей истории Палодарского Прииртышья

4.исследовательский – тестирование пособия с помощью учеников 2 и 3 классов, анализ информации, систематизация полученных результатов, выводы.

Теоретический этап

Материальная культура – это результат трудовой, производственной деятельности человека, остатки которой находятся на археологических памятниках. История развития материальной культуры любого региона начинается с момента появления на его территории первых людей, которые в процессе своей жизнедеятельности создавали орудия труда, предметы быта, духовной и материальной культуры, сохранившейся в виде остатков жилищ, погребений, хозяйственных и монументальных сооружений: стоянок, поселений, древних выработок, курганов, каменных оград, жертвенных кругов, стел, изваяний, наскальных рисунков, тамг, надписей и отдельных предметов. Точки отсчета везде разные, зависящие порою от случайных факторов, сложившихся в том или ином регионе, от наличия отдельных специалистов или организаций, занимающихся изучением археологических памятников, от их специализации и от того, проводились ли вообще археологические исследования на его территории. В этой связи история изучения материальной культуры Павлодарского Прииртышья очень типична для Казахстана в целом.

Каменный век Павлодарского Прииртышья

Эта эпоха нашей истории называется каменным веком, потому что человек делал орудие труда из камня. И она делится на несколько периодов.

1.Ранний палеолит (1,5 млн-80 тыс.лет до н.э.)

Сюда входят Ашельская и Олдувайская культура

2.Средний палеолит (80-35 тыс.лет до н.э.)

Мустьерская культура

3.Верхний палеолит (35-8 тыс.лет до н.э.)

Ориньяк, солютре и мадлен

4.Мезолит (12-5 тыс.лет до н.э.)

5. Неолит или Новокаменный век (7-4 тыс.лет до н.э.)

6. Энеолит (4-3 тыс.лет до н.э.)

Изучение периодов каменного века в музее «Ertis»

Ранний палеолит

В этот период В павлодарском Прииртышье происходили бурные процессы развития животного мира- гиппарионовой фауны. Условия напоминали африканскую саванну, обитало много копытных, прежде гиппарионов- небольшой трехпалой лошади, самотерии с вытянутой шеей и удлиненными ногами, носороги хилотерии, саблезубый тигр и др.

Животные раннего палеолита

Самым древнем следом человеческой культуры является местонахождение галечных орудий у с.Лебяжье.

Средний палеолит

К этому периоду относится существование неандертальцев и людей современного вида в условиях относительного климатического похолодания, что в некоторых частях земного шара связано с максимальным оледенением, но территории Сарыарки, Кызылтау и левобережного Прииртышья оставались свободными от ледника, а значит, были заселены. В эпоху мустье происходит трансформация каменных орудий труда и образа жизни первобытного человека, появляется более прогрессивная техника расщепления камня, когда из одной и той же грыбы камня производится гораздо большее количество орудий - более уплощенные и геометрически правильные заготовки ведут к увеличению разнообразия каменных орудий и их функций. К этому периоду относятся первые стоянки-мастерские по добыче сырья для производства орудий близ г.Экибастуза. Это крупнейшее месторождение высококачественного кварцита на протяжении тысячелетий снабжало прекрасным сырьем не только древнее население Павлодарской области, но и соседние племена Южной Сибири.

Поздний палеолит

С этого времени наметился решающий перелом развития человека в сторону доминирования современного вида, принятия природно-климатических вызовов конца ледниковья и победы над ним за счет сплоченного коллектива, передачи накопленной информации внутри него. Усложняется технология обработки камня, используются более трудоемкие породы сырья. На смену крупным и тяжелым орудиям труда приходят более мелкие и удобные. Однако, в виду отсутствия дефицита сырья в Павлодарском Прииртышье, технология обработки камня претерпит изменения только под воздействием изменившегося климата и постепенного вымирания крупных представителей мамонтовой фауны.

Орудия труда эпохи палеолита

Мезолит

Во многом переход к данной эпохе связан с климатическими изменениями, повлиявшими на состав и численность мира животных – основной кормовой базы человека. Ледник начал таять, отступая все дальше к северу и освобождая громадные пространства, ранее занятые лесами. теперь эти территории становятся лесостепью, по которой в бесчисленном количестве бродят стада диких лошадей, оленей, джейранов. Таяние ледника наполняет лесостепь множеством речек и озер, которые заполнены птицей и рыбой. Все это, подвигло первобытных охотников двинутся следом за добычей. Человек изобретает лук и стрелы, сети и гарпуны.

Неолит

На территории Прииртышья зафиксированы десятки стоянок кочевых охотников-собирателей этого времени, места добычи камня и пути следования за стадами копытных. Изобретен первый искусственный материал – керамика, из которого изготавливают посуду, грузила для сетей. Камни теперь не только колют, но и шлифуют. Также развивается мастерство обработки дерева и кости. Первобытное искусство становятся схематичным, появляются изображения людей (озеро Жасыбай, грот Драверта и т.д.). К этому периоду относится зарождение земледелия и животноводства, обнаруживаются серпы, каменные мотыги.

Энеолит

Данный период ознаменован открытием первого металла – меди. Для поселений характерно обилие орудий обрабатывающего характера - каменных ножей, скребел, топоров, мотыг, грузил и т.д. Появляются крупные стационарные поселения (Ботай, Борлы), где родоплеменные объединения в 40-50 человек строят жилища в виде полуземлянок, ведут общее хозяйство и отправляют культы. Именно к этому времени относятся самые древние захоронения людей в Казахстане, найденные близ с.Железинка и стоянки Щидерты 3. К этому времени относится еще одно великое открытие – одомашивание лошади, что явилось основным фактором в развитии кочевой цивилизации степей Евразии в последующие эпохи.

Практическая часть

В данном проекте представлен Сборник заданий по Русскому языку на основе древнейшей истории Павлодарского Прииртышья. Данный сборник может использоваться, как и в бумажном варианте офлайн, так и в виде онлайн-игры.

В школе я презентовала реферат, на тему «Изучение Русского языка на основе древнейшей истории Павлодарского Прииртышья». В процессе написания реферата, меня увлекла история Родного края. Также, увидев активный интерес моих одноклассников к данному докладу, я решила углубить проект, изучив дополнительную информацию и создать интересное учебное пособие для своих одноклассников.

Презентация реферата в классе.

Далее я начала изучать соответствующую литературу, посещала библиотеки и музеи г.Павлодара.

Музей «Ertis»

Историко-краеведческий музей им.Потанина

Также я посетила музей при ПГУ им. Торайгырова, встретилась с директором Объединенного археологического научно-исследовательского центра им. А.Маргулана, кандидатом исторических наук, начальником Павлодарской археологической экспедиции, профессором кафедры истории Мерц Виктором Карловичем. Виктор Карлович как автор множества книг и учебников для студентов и школьников, дал мне свои рекомендации и советы. Также помог в выборе теоретического материала.

профессор истории Мерц Виктор Карлович

археологический научно-исследовательский центр им. А.Маргулана

После сбора и систематизации необходимого материала, я приступила к созданию «Сборника заданий по Русскому языку на основе древнейшей истории Павлодарского Прииртышья» в формате Microsoft Word . Смотреть приложение 1.

Учитывая, что в современном мире сейчас большую роль играет интернет, после выполнения бумажной версии «Сборника заданий по Русскому языку на основе древнейшей истории Павлодарского Прииртышья», я решила создать электронную версию Сборника в виде игры - презентации. Это дает возможность использовать мой Сборник всем желающим ученикам.

Работа над проектом

Ссылка на игру-презентацию.

https://1drv.ms/p/s!AncrZ4ofpwOaigXpwHp4DgZ2yIou

или

проект-1.pptx — Microsoft PowerPoint Online (live.com)

Далее я провела презентацию проекта и тестирование среди учеников своей параллели в нашей школе ГУ «Гимназии №3 для одаренных детей» г.Павлодара.

Ученики выполняют задания

После проверки заданий мною было проведено анкетирование среди учеников третьих классов. Детям были предложены следующие вопросы:

  1. Тебе было сложно выполнять задания по русскому языку? (да, нет, затрудняюсь ответить)

  2. Помогли ли тебе данные задания вспомнить программу второго класса по русскому языку? (да, нет, затрудняюсь ответить)

  3. Легко ли читается тексты, по которым заданы упражнения? (да, нет, затрудняюсь ответить)

  4. Ты узнал для себя что-то новое? (да, нет, затрудняюсь ответить)

  5. Как ты думаешь, задания на основе истории Павлодарской области помогут тебе лучше знать историю своей Родины? (да, нет, затрудняюсь ответить)

  6. Напиши, пожалуйста, что тебе понравилось и не понравилось, при выполнении упражнений из моего сборника. (Принимается свой вариант ответа.)

Анкетирование проводилось среди 43-х учеников:

Ответы на 1 вопрос:

На вопросы 2-5  100% респондентов ответили ДА.

На 6 вопрос, детьми были даны следующие ответы:

  1. Мне понравилось, что я вспомнила правила русского языка.

  2. Было интересно узнать про древних людей, которые жили на территории Павлодарской области.

  3. Мне понравилось оформление игры-сборника.

  4. Удобно отвечать на вопросы в электронном виде.

  5. Узнала много нового.

  6. Повторил правила и узнал свою историю.

  7. Решил посетить музеи, очень интересно.

  8. Вспомнил уроки русского языка и естествознания.

  9. Пришлось повторять правила русского языка, которые я забыл.

  10. Оказывается у нас интересная история.

  11. Узнал про животного-эндемика.

  12. Вспомнила правила и узнала, какие украшения одевали древние люди.

и другие ответы, отрицательные отзывы никто из детей не написал.

Заключение

Таким образом, проведя всю вышеописанную работу и проанализировав данные анкетирования, я пришла к выводу, что выполняя задания для учеников вторых классов по русскому языку на основе древнейшей истории Павлодарского Прииртышья, были получены следующие плюсы:

  1. Так как тестирование проводилось в начале сентября, это позволило детям вспомнить программу второго класса, повторить правила, которые забыли за длительные каникулы, и более продуктивно начать учебную программу третьего класса.

  2. Узнали много интересного из древнейшей истории Родного края.

  3. Расширили свой кругозор, узнали значения новых слов.

  4. Возник интерес к расширению своих знаний по изучению истории. Дети выказали свое желание посетить повторно краеведческие музеи, таким образом, развивается патриотизм юного поколения.

Считаю, что цель моего исследования была достигнута, и в дальнейшем можно было бы создавать подобные сборники за 3 и 4 классы, но уже на основе эпохи бронзы, железного века, средневековья. Это бы привело не только к вышеописанным плюсам, но и подготовила бы детей к изучению предметов средней школы, таких как История Казахстана, Всемирная история.

Список литературы:

  1. Древнейшая история Павлодарского Прииртышья», экспериментальный учебник для 6-7классов, Алматы,2007г. Зайцева Е.Д., Мерц В.К.

«История Павлодарского Прииртышья», Павлодар 2003 Захаренко А., Б.Косаяков, В.Мерц

  1. «Краткая история развития материальной культуры Павлодарского Прииртышья» Павлодар 2019 В.К. Мерц

  2. «Методика преподавания русского языка в начальных классах» Авторы: М.Львов, В.Горецкий, О.Сосновская. Москва 2007г.

  3. Учебник русского языка для 2 и 3 класса, Алматыкiтап. Богатырева Е.В., Бучина Р.А., Остроухова Н.А.

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

  5. https://xn--80aajhqhktebqcvc2c9e6cj.xn--p1ai/chronological-periods/%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B2%D0%B5%D0%BA

  6. https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/058/214.htm

  7. http://history.syktnet.ru/02/10/021.html

  8. http://megamozg.kz/index.php?page=theory&theme=novokamennyy_vek_neolit

  9. https://e-history.kz/ru/history-of-kazakhstan/show/9067/

Приложение 1.

СБОРНИК

заданий по русскому языку

выполнила ученица

5 «М» класса

ГУ «Гимназии для одаренных детей»

города Павлодара

Садуақас Амина

1.Ранний палеолит (1,5 млн-80 тыс.лет до н.э.)

Олдувайская культура.

Природа:

Рельеф местности резко отличался от современной территории Казахстана. Большую часть территории занимала равнина. Воздух был теплым и влажным. Река Иртыш была одной из полноводных рек, наблюдалась обширная группа водоемов. Вместо Б(б)аянаульских гор росли хвойные и лиственные леса: сосна, ель, пихта, лиственница. Вместо Л(л)ебяжинского и Щ(щ)ербактинского районов росли обширные сосновые лесные массивы. Теплый и влажный климат напоминал африканскую саванну. Ученые палеонтологи нашли кости южного слона, джейрана, газели, лошади С(с)тентона, архаров, верблюдов-пребактрианов.

Задание 1.

  1. Выполни фонетический разбор слова: рельеф

  1. Раскрой скобки и правильно напиши имена собственные.

Первобытные люди.

В 1995г в Лебяженском районе ученые нашли галечное оружие, возраст которых был более 1,5 млн лет. Это чопперы(грубое орудие весом более кг, обработанное сколами с одной стороны), чоппинги(обработанное сколами с двух сторон), рубило(вес полкг, удобно держать в руке, имеет упор для ладони).

Найденное оружие и кости животных дает ученым право считать, что первые люди в Павлодарском Прииртышье появились1,5 млн. лет назад, а не как считалось ранее примерно 350-300 тысяч лет назад. Первобытные люди, населявшие наш край назывались австролопитекамии питекантропами. Они занимались охотой, собирательством. Люди стали жить первобытным стадом.

Задание 2

  1. Раздели выделенные слова на слоги.

  1. Узнай из разных источников значение выделенных слов

Ашельская культура 700-130 тыс.лет назад.

К концу периода резко изменяются природно-климактические условия жизни на территории Прииртышья. Начиналась эпоха приближения Великого ледникового похолодания. Становилось все холоднее. Появляются более устойчивые к холодному климату животные и растения.

Первобытные люди представлены синантропами. Они среднего роста, плотного телосложения, устойчивая походка. Объем мозга позволяет судить, что синантропы пользовались членораздельной речью. Широко использовали огонь. Приближение холодов заставило первобытных людей искать жилища в гротах и пещерах. Люди стали использовать шкуры животных для одежды. Люди стали жить общинами.

Интерестный факт: На северо –западной окраине старого Экибастуза обнаружена стоянка-мастерская. Здесь были обнаружены древние орудия труда: нуклеус-рубило и пластины, отщепы.

Задание 3.

1.Выпиши выделенные слова, разбери слова по составу.

2. Напиши свои предложения с этими словами.

2.Средний палеолит (80-35 тыс.лет до н.э.)

Мустьерское время

Древний человек этого периода - неандерталец. Среднего роста, невысокие, кре…..кого телосложения, очень выносливые. Объем мозга 1400 м3.

Большим прорывом человека того периода является осознанное разведение огня для своих нужд. Добычу огня производили выскабливанием. Деревянной палочкой долго в….дили, сильно наж….мая по деревянной палке, чтобы получились тонкие стру…..ки, и они начинали тлеть. К ним подносили трут, получался огонь.

В связи с продолжающимся похл…..данием появляются новые ж….вотные. В г.Павлодаре, селах Акку и Черноярки найдены кости носорогов эласмотерия (высота 2 м, длина 5м) и носорога Мерка(похож на современного). В районе трассы канала Иртыш-Караганда был найден слон Вюста(5 м высотой). Около села Черноярка найден широколобый лось (размах рогов 2,5 м). в 1972г. близ села Жамбыл Лебяженского района, был найден самый крупный большерогий олень, его р….га имеют размах 3м, и весят 37кг.

Мужчины занимались загонной охотой, они гнали стадо бизонов и овцебыков, слонов к обрывам, болотам и потом добивали их. Дети и женщины собирали орехи, ягоды, пл…..ды, к……ренья. Начинало развиваться примитивное рыболовство. Люди начали готовить пищу на огне. Выделывали шкуры ж….вотных и ш…..ли из них одежды. Строили ж….лища из веток, костей и шкур. Зарождались первобытные религиозные верования. Первобытные люди живут начальной формой материнской родовой общины.

Задание 4.

  1. Прочитай, спиши слова с пропущенными буквами, объясни их написание.

  2. Составь план этого текста.

3.Верхний палеолит (35-8 тыс.лет до н.э.)

Появляется современный человек - «человек-разумный» или кроманьонец.

На обширных просторах Прииртышья основными видами животных были мамонты, шерстистые носороги, гигантские олени, бизоны, медведи, бык-тур, сайгаки. Их останки были найдены около сел Железинка, Жанааул. Около с.Черноярка найден тигролев - полутигр, полулев. Однако климат на территории древнего Павлодара становился все засушливее, что вело к вымиранию крупных животных.

Ученые находят в этот период ножи, клинки, резцы, скребки,. Основным оружием стало кремне-кварцитовое копье с древком. Находят примитивные топоры.

Задание 5.

  1. Найди 5 имен существительных из текста, выпиши, определи их род и число, подчеркни, выдели окончания.

  2. Составь пятистишие со словом: кроманьонец

На стоянке Экибастуз 15 найдены шахты микрокварцитов, из которых тут же изготавливались орудия туда, охоты. Также использовали кремень, яшму, брекчу.

С улучшением качества оружия, усовершенствуется охота. В Рыболовстве используют гарпуны и примитивные крючки из костей. Люди научились заготавливать растительную пищу впрок-сушить.

Интересный факт: на территории областного акимата в 1972г. впервые было обнаружено жилище ледникового периода, сделанное из костей мамонта. К сожалению, он не был полностью изучен. Оно было овальным, размером 4 на 6 метров. Кости служили основанием жилища, каркас был из стволов дерева, сверху, скорее всего, были покрыты шкуры. В нем могли жить до 10 человек. В центре был очаг из гальки.

В это время появляются первые клады, с каменными и костяными орудиями.

Кроманьонцы научились выделывать шкуры. Снимали их с животных, выскабливали, высушивали, затем дубили растворами сосновой коры и орешника. Одежду шили из иголок, которые делали из рогов оленьего рога. Для украшения использовали разноцветные камушки и ракушки. Из костей и мягкого камня выпиливали бусы, браслеты, кольца.

Первая религия древних людей Прииртышья, это тотемизм и охотничья магия. Это привело к развитию наскальной живописи. Древние люди рисовали то, что их окружало: животных, охотничьи сцены.

Задание 6.

  1. В последнем абзаце найди глаголы, спиши, определи их число, время, подчеркни.

  2. Перед тобой эскиз костюма кроманьонца. Напиши какие украшения добавишь к этому украшению.

4.Мезолит (12-5 тыс.лет до н.э.)

Мезолит- время изменения климата, растительного и животного мира. Зимы были суровые, холодные, а лето жаркое и знойное. Выпадало мало осадков. Из деревьев остались сосна, береза, тополь, осина, ива. Вымерли мамонты, носороги, крупные травоядные. Основную часть представляли бизон, лошадь Преживальского, лось, косуля, кулан, волк, лиса, заяц. Много было водоплавающей птицы: гусь, утка, лебеди шипун и кликун. В Иртыше водилось много рыбы: осетр, окунь, щука, язь, хариус, плотва.

Широкобыло развита рыбная ловля, собирательство, охота на птиц. Изготавливались гарпуны, ловушки для рыб из тонких ивовых прутьев. Так как Прииртышье было теперь населено мелкими быстроногими животными, люди изобрели новое оружие: лук и стрелы.

Костяные и деревянные изделия мезолита

Костяные изделия: 1 - кинжал; 3-6 - стрелы; 11,12- гарпуны; 13 - струг

Деревянные изделия: 2 - лук; 7 - гарпун; 8, 10 - наконечники стрел; 9 — топор с муфтой из соснового корня

В мезолите была приучена собака.

Учеными на стоянке Щидерты 3, на берегу реки был обнаружен лагерь охотников, часть находок указывают на племена которые приходили из других регионов Казахстана, таким образом в Прииртышье шел процесс взаимовлияния и взаимообогащения племен. Люди продолжали жить сообща, вели общий труд, каждый имел право на равную долю добычи.

Задание 6.

1.Выпиши прилагательные, определи их род, число, поставь вопросы, подчеркни, выдели окончания.

2. К выделенным словам подбери противоположные и близкие по значению слова.

5. Неолит или Новокаменный век (7-4 тыс.лет до н.э.).

В этот период природа приобретает облик, близкий к современному. Лесостепи Павлодарской территории плавно переходятв степи.

В июне 1926 года в окрестностях Баянаула были обнаружены 3 неолитические стоянки. На озере Жасыбай, Сабындыколь и около аула Кафар. Здесь были обнаружены кремневые скребки, наконечники стрел, глиняная посуда.

В 1955году Академия наук Казахстана посылает в Павлодарскую область группу ученых во главе с Агеевой. Ученые открыли знаменитое Железинское неолитическое захоронение.

На первый план на юге Казахстана выступают земледелие и скотоводство, как основные источники пищи человека. Но в Павлодарском Прииртышье для этого еще потребуются столетия, идет неравномерное развитие отдельных отраслей.

В Павлодарской области неолит это время максимального использования камня. На всех стоянках найдены каменные орудия из местных материалов: кварцита, кремня, яшмы, халцедона, песчаника и других.

Наконечники стел приобрели треугольную форму, широко используются каменные топора, тесла, долота. Используются новые приемы обработки камня, шлифовка и пиление. В 1992г на оз.Жасыбай обнаружены первые цельные лодки.

Первая керамика сделанная из глины найдена у села Железинка. Это были 3 небольших глиняных кувшина, украшенные орнаментом. Самая богатая коллекция керамики была найдена около села Кызылтан.

Другим, крупнейшим, достижением человека неолита, является изобретение способа получения тканей. Нитки делали из растений, чаще конопли и крапивы. Позже научились делать шерстяные нити. Находятся первые пряльца.

На территории Павлодарской области сформировались племенные объединения. Они состояли из нескольких родовых общин, объединенных кровнородственными узами и одним характером хозяйства: охота, рыболовство, добыча горных пород, собирательство.

Задание 7.

  1. Спиши выделенные слова, определи часть речи, поставь к данным словам вопросы.

  2. Определи число и время, измени их число и время.

6. Энеолит (4-3 тыс.лет до н.э.).

Люди Прииртышья научились добывать первый металл человека-медь. Медь добывали на Босшакольском месторождении в Экибастузе и Майкаинском месторождении в Баянаульском районе. Из нее изготавливали мелкие орудия труда (наконечники стрел, иглы, шилья, крючки) и украшения.

Глиняная посуда стала изготавливаться с толстыми стенами, на дно наносился орнамент, узор становится более свободным, оформляется начальный казахский орнамент. Для отжига керамики стали делать земляные печи, такая была обнаружена на стоянке Шидерты-3.Там же обнаружили яркую находку - скульптуры из камня, изображающие лося и кабана.

Зарождается и развивается скотоводство, охота и рыболовство становятся вспомогательными отраслями. Совершенствуется горное дело, выплавляется и куется медь. Развивается гончарное ремесло и ткачество.

Так как скотоводством занимались больше мужчины, они приобретали большее влияние в обществе, обладали излишками продуктов, становились хозяевами в семье. Таким образом, в Павлодарском Прииртышье возник патриархат-господство мужчины.

Полученные излишки питания привели к развитию обмена, и зарождению торговли. Люди начали развивать литейное, гончарное и ткацкое дело.

Таким образом, в эпоху каменного века происходило становление человечества. Этот период характеризуется низким уровнем производительных сил. Происходит трансформация к производящему типу хозяйства. Социальная организация прошла сложный путь развития: от первобытного стада к родовой общине.

Задание 8.

  1. Напиши сочинение на тему «Как я представляю жизнь людей каменного века в Павлодарской области».

  2. Составь план сочинения.

  3. Нарисуй природу и обитателей каменного века.

Просмотров работы: 13