Героини А.С.Пушкина, А.И.Куприна и М.А.Булгакова

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Героини А.С.Пушкина, А.И.Куприна и М.А.Булгакова

Андреева Д.Г. 1
1ГБОУ Школа 1748
Мухачева Г.Б. 1
1ГБОУ Школа 1748
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Во все времена влияние общественного мнения на формирование личности человека было велико. Кто-то придерживался его, не выражая ярко свою индивидуальность. Но находились и личности, стремящиеся к свободе, счастью, идеалу, любви, вопреки всему. Русская литература особенно богата такими примерами. Это Ассоль в произведении А. Грина «Алые паруса», Анна Каренина в одноименном произведении Л.Н. Толстого и др. Своё внимание хочу остановить на пушкинской Татьяне и купринской Олесе.

Философ Н. Бердяев писал, что человек, пожив духовно и творчески, хочет после пожить цивилизованно, комфортно, но, ударившись головой в цивилизацию, он превращается в машину. Я разделяю точку зрения философа, обе героини подтверждают его слова. Хоть и не по своему желанию, но они сталкиваются с этим механизмом. Татьяна становится его частью, Олесю же он практически уничтожает.

Одной из общих черт персонажей двух произведений является то, что они выглядят самобытно на фоне других. Олеся буквально живет в лесу, является кудесницей. Татьяна же очень близка к природе, любит долгие прогулки, особенно милым ей становится родной край после того, как её чувства отвергает Евгений:

Её прогулки длятся доле.

Теперь то холмик, то ручей

Остановляют поневоле

Татьяну прелестью своей...

Героиня Куприна же, любя природу всем сердцем, попыталась отделиться от неё ради возлюбленного, но не смогла противостоять событиям и осталась «в своем мире».

Олеся и Татьяна были далеки от социума. Татьяна-в силу своего характера, Олеся же из-за непринятия ее в полесском селенье. Но, несмотря на это, обе очень ярко выражаю свои чувства (Татьяна пишет письмо Онегину после их первой встречи, в нем она очень красочно раскрывает свой внутренний мир, обращаясь к молодому человеку; Олеся, привыкнув к своему гостю, также дарит ему эмоции, любовь).

У двух героинь обостренная тяга к знаниям. Татьяна, являясь девушкой из небедной дворянской семьи, много времени проводит за чтением совершенно разной литературы. Олеся же очень любопытна и умна, несмотря на то, что живет в лесу, где просто не могла получить должного образования: «Я поневоле убеждался, что для своей среды, для своего воспитания (или, вернее сказать, отсутствия его) она обладала изумительными способностями». Героиня живет суевериями и своими наблюдениями за окружающим ее миром. Обе девушки очень суеверны. Татьяна впечатлена вещим сном, который как бы намекает читателю на отрицательное развитие событий:

Но сон зловещий ей сулит

Печальных много приключений.

Олеся также с самой первой встречи с Иваном Тимофеевичем на подсознательном уровне понимает, что у них не будет общего будущего: «О любви между нами не было сказано еще ни слова, но быть вместе для нас уже сделалось потребностью, и часто в молчаливые минуты, когда наши взгляды нечаянно и одновременно встречались, я видел, как увлажнялись глаза Олеси и как билась тоненькая голубая жилка у нее на виске...». Для двоих героинь встречи с возлюбленными являются некими «подарками судьбы», но обе на подсознательном уровне понимают, что счастливого будущего с ними не получится.

Евгений и Иван Тимофеевич также имеют общие черты. Оба они тоскуют по светской жизни, скептики. Но Иван Тимофеевич первый оказывает знаки внимания Олесе, в ситуации же с Татьяной всё наоборот.

Но, к сожалению, Олеся и Татьяна внутренне понимали, что их отношения обречены.

Обе героини близки с людьми старшего поколения, которые привили любовь к старинным традициям. У Татьяны это нянечка, именно ей она сообщает о том, что влюблена:

«Я влюблена», — шепталаиснова

Старушке с горестью она.

Олеся живет с бабушкой, которая отличается скверным характером, но она готова на все ради счастья внучки. Старушка понимает, что девушка, будучи воспитанной в природной атмосфере, в итоге останется одна и будет несчастна из-за любви.

Смогли бы Татьяна и Олеся противостоять сложившимся ситуациям? Я считаю, что нет. Отношения Олеси и Ивана Тимофеевича не имели продолжения; на мой взгляд, у них слишком разные характеры. Олеся хоть и делала попытки перестроиться на светский лад, но не смогла бы избавиться от навязчивого желания вернуться в родное полесье, ее пугала жизнь в городе. Героине не нравилось то, как люди живут в городах. В глубине души она понимала, что даже в деревне ее не смогли принять, а про город и думать было невыносимо. При всем этом она не хотела огорчать Ивана Тимофеевича:ради него она рискует жизнью, отправляясь в церковь, зная не понаслышке, на что способна разъяренная толпа.

Куприн делает Олесю воплощением подлинной любви. Мне близка именно эта героиня, её самобытность и искренность оставили глубокий отпечаток в моей душе после прочтения. Смелость и самоотверженность лесной кудесницы, заставляют восхищаться ею. И волей-неволей хочется перенять ее умение беззаветно отдаваться ситуации и не жалеть о произошедшем.

Белинский говорил о Татьяне как явлении исключительном. Старшая Ларина-это противопоставление всех барышень того исторического периода. Она мечтательна, умна и очень выделяется из типичного общества того времени. Ее появление-это что-то противоестественное, появившееся вопреки устоявшемуся менталитету. Отношения Татьяны и Онегина могли получить свое продолжение, если бы не эгоизм и упрямство Евгения. Читая произведение, мы видим, что он считает Татьяну достойной девушкой, то есть тоже признаёт её исключительность. Но в силу своего характера и утверждений Евгений не позволяет себе ответить взаимностью юной Татьяне. Когда же Онегин понимает свою оплошность (спустя большой промежуток времени) уже поздно что-либо менять. Татьяна, став светской дамой, жестко отвергает чувства влюбленного мужчины. Она стала частью общественного механизма по велению времени, сохранив чувства к Онегину:

Я вас люблю, к чему лукавить...

Есть ли в литературе героини, которые смогли, несмотря ни на что, обрести своё счастье? На мой взгляд, ярким примером является булгаковская Маргарита.Как писал В. Агеносов: «Образцом следования нравственной заповеди любви является в романе Маргарита. В критике отмечалось, что это единственный персонаж, не имеющий двойника в мифологическом сюжете повествования. Тем самым Булгаков подчеркивает неповторимость Маргариты и владеющего ею чувства, доходящего до полного самопожертвования...»

С образом Маргариты связана излюбленная булгаковская тема любви к семейному очагу. Комната Мастера в доме застройщика с неизменной для художественного мира Булгакова настольной лампой, книгами и печкой становится еще уютнее после появления здесь Маргариты – музы Мастера.

(Из статьи «Трижды романтический мастер»)

Я согласна с мнением критика. Маргарита, несмотря на сложность в отношениях с мастером, искренне его любит. Она готова уйти от обеспеченного мужа к бедному, но любимому Мастеру. Благодаря своим искренним чувствам и самопожертвованию, Маргарита преодолевает все сложности и становится счастливой.

Жизнь этих девушек не могла сложиться иначе. Несмотря на сходство, каждая из них индивидуальность, ищущая своё противоречащее общественному мнению счастье. Им не надо даже доказывать что-либо обществу с его стереотипами. Их поступки говорят за себя, они становятся недосягаемыми даже в глазах любимых мужчин.

Это Героини с большой буквы, интерес к которым не иссякнет веками. Поэтому точки зрения критиков мне близки.

 

 

Источники:

Критик В. Агеносов:

Михаил Булгаков: Критики о романе "Мастер и Маргарита" (lit-info.ru)

Критик В. Белинский:

Критика о романе "Евгений Онегин" Пушкина, отзывы современников (literaturus.ru)

Мнения критиков о произведении Куприна, используемые в исследовании:

Критика о повести "Олеся" Куприна, отзывы современников (literaturus.ru)

Текст «Евгения Онегина» А.С. Пушкина:

А. С. Пушкин. Евгений Онегин. Текст произведения. (ilibrary.ru)

Текст «Олеси» А.И. Куприна:

А. И. Куприн. Олеся. Текст произведения (ilibrary.ru)

Просмотров работы: 14