Дружные писатели

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Дружные писатели

Недикова В.Д. 1
1Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Гимназия № 12»
Мищенко С.В. 1
1муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска "Гимназия №12"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Сказки вошли в нашу жизнь очень давно, когда еще не было письменности и их передавали «из уст в уста». В настоящем времени интерес к сказкам не угасает, и даже наоборот, всё больше писателей распространяют этот жанр в своих произведениях. Сказки нужны и взрослым, и детям, ведь они учат доброте и помощи, милосердию и честности, развивают воображение и правильную речь. А еще сказки учат детей культурным традициям и национальным особенностям.  К сожалению, всё больше мы смотрим сказки по телевизору, в кино и всё реже берем в руки книгу. Мой проект призван пробудить интерес не только к книге, но и сочинительству, ведь каждый из нас в детстве пробовал фантазировать.

Актуальность темы:

Актуальность проекта в том, что мой проект привлечет внимание одноклассников к сочинительству, к процессу создания сказки и поможет раскрыть каждому участнику свои творческие способности.

Цель:

Организовать в классе процесс создания книги сказок, куда войдут сочиненные сказки всех одноклассников.

Гипотеза:

Если знаешь особенности построения сказок и имеешь читательский опыт, то даже ученик 2 класса может сочинить собственную сказку.

Задачи:

  1. Изучить информацию о жанре литературного творчества «сказка».

Рассказать информацию одноклассникам.

  1. Организовать чтение народных и авторских сказок.

  2. Встретиться с Писателем Рабцевой Т. С.

  3. Провести анкетирование среди учащихся начальной школы.

  4. Сочинить сказки.

  5. Сделать книгу со сказками моих одноклассников.

Объект исследования: литературный жанр сказка.

Предмет исследования: сочинение сказок

Методы исследования: моделирование, анализ, синтез, анкетирование

Практическая значимость: побуждение к чтению, и, тем более, к созданию сказки, позволит каждому моему однокласснику воспитать в себе любовь к книге, чтению, попробовать на собственном опыте написать интересную сказку, что поможет раскрыть творческие способности каждого из нас.

Описание продукта: созданная своими руками книга сказок учащихся 2Б класса МАОУ «Гимназии №12»

Глава1.Теоретическая часть

1.1 Понятие Сказка

«Ска́зка, один из основных жанров фольклорной прозы с установкой на вымысел; известен у всех народов. В основе сказки лежит антитеза между мечтой и действительностью; её сюжет строго последователен, однолинеен, развивается вокруг главного героя, победа которого обязательна, и состоит из ряда повторяющихся мотивов; персонажи сказки – статичные образы-типы, которые полностью зависят от своей сюжетной роли и чётко разделяются на добрых и злых. Сказки обладают национальными особенностями, отражая исторические и природные условия жизни каждого народа; в то же время сюжетные типы большинства сказок интернациональны.» [6]

1.2 Основные особенности жанра

Несмотря на широкое разнообразие, сказки имеют ряд характерных особенностей, которые приемлемы к любому из видов:

  1. Наличие сказочного героя, как правило, это человек: добрый, справедливый, сильный, красивый, он преодолевает различные препятствия не только с помощью чудесных помощников, но прежде всего благодаря личным качествам - уму, изобретательности, силе духа, самоотверженности, смекалке.

  2. Сказка включает в себя, как правило, троекратные повторы.

  3. Небольшой по объёму текст, простой занимательный сюжет.

  4. Не соответствие действительности (сказочность);

  5. «Очеловечивание» животных, вещей, предметов;

  6. Присутствие положительных и отрицательных героев.

1.3 Виды сказок

Сказки могут быть народными и авторскими.
Народная сказка-произведение устного творчества какого-либо народа (например, бывают Русские, Татарские, Башкирские и др народные сказки). Народная сказка передается «из уст в уста», у нее нет строго закрепленного текста, может существовать несколько вариантов её изложения.

Авторская сказка написана определённым лицом-автором, например, мы знаем сказки А.С. Пушкина, Г.Х. Андерсена, Ш.Перро, Л.Н Толстого и многих других.

«По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно исследователи выделяют три большие группы: сказки о животных, бытовые сказки и волшебные». [4]

1.3.1 Сказки о животных

Сказки о животных — такие сказки, в которых животные — основные действующие лица. Мир зверей в сказках выражает мысли и чувства людей, их взгляды на жизнь. «В сказках о животных человек либо играет второстепенную роль, либо занимает положение, равноценное животному. В сказках о животных под видом недостатков животных высмеиваются пороки людей. В образах животных воплощены различные человеческие качества: лиса представитель хитрости, заяц — трусости, медведь — силы и доверчивости, волк — глупости, злости и жадности. Все изображаемые события из жизни животных имеют прямое отношение к жизни человека. Часто сказки построены на диалогах между животными, а сюжет отличается ясностью, чёткостью и простотой. В конце сказки животные всегда находят выход из трудного положения» [3]. Например, в сказке «Петушок и бобовое зёрнышко» курочка смогла спасти петушка, преодолев некоторые преграды, а в сказке «Петух и Собака» петух спасся от лисы благодаря верному другу.

1.3.2 Бытовые сказки

«Бытовая сказка — сказка, в основе которой лежат события каждодневной жизни. Её герои борются за справедливость и добиваются своего с помощью смекалки, ловкости или же хитрости, получают награду за свою доброту и честность. Бытовые сказки показывают недостатки человека и общества, а также идеал, к которому нужно стремиться, высмеивают пороки» [1]

Обычно в бытовых сказках нет чудес и фантастических образов, в них действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп. Но бывают и исключения, например, в сказках «Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую» мы встречаем волшебных персонажей, которые нужны для развития сюжета и понимания образа главных героев.

Бытовые сказки кратки: в центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов.

Часто отражаются отношения между богатыми и бедными, ленивыми и трудолюбивыми, осуждаются корысть, жадность, завистливость, невежество.

В сказе «Дочь-семилетка» спор вели бедный и богатый братья: богатый пытался подкупить судей, бедный же выиграл спор благодаря сообразительной дочери.

«Герои бытовых сказок — люди, которые противопоставлены друг другу по каким-либо качествам или положению в обществе: умный и глупый, добрый и злой, бедный и богатый. Главные герои- это простые люди: крестьянин, солдат, старик со старухой. Они добрые, честные, скромные, трудолюбивые, смекалистые, часто бедные. Часто главный герой — ловкий и находчивый солдат или мужик, который всё умеет» [2]. Например, солдат в сказке «Каша из топора» благодаря смекалке не остался голодным и смог провести жадную старуху. Антигерои - чаще всего богатые люди, с плохими качествами характера. Они злые, жадные, жестокие, ленивые, глупые.

1.3.3 Волшебные сказки

«Волшебная сказка — это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют фантастические персонажи. В ней происходят чудеса и присутствует магия. Герой волшебной сказки действует в личных интересах или в интересах своей семьи.  У него есть волшебные предметы и волшебные помощники, которые выручают его, помогают ему пройти испытания и добиться цели. Например, волшебный помощник Серый волк, который спасает Ивана от смерти с помощью живой воды. Победив соперника, главный герой всегда получает какое-то вознаграждение: женится на царевне или добывает что-то ценное». [5]

Также есть волшебные превращения, которые нужны, чтобы пройти через испытания. Серый волк превращается то в златогривого коня, то в Елену Прекрасную, чтобы помочь Ивану уйти от погони.  В волшебной сказке присутствуют троекратные повторы: три дня и три ночи, три сына, три желания, три загадки, три попытки. Есть одинаковый зачин (жили-были… или в некотором царстве, в некотором государстве…) и одинаковая концовка (стали жить-поживать да добра наживать или, и я там был, мёд-пиво пил…).

Постоянные яркие прилагательные: добрый молодец, красная девица, синие моря, дремучие леса, высокие горы, столы дубовые, скатерти узорчатые.

Рассмотрев теоретические основы литературного жанра сказка, сделаны следующие выводы:

- Сказка - один из самых развитых жанров фольклора.

-По тематике и стилистике сказок можно выделить три группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые

Сказками о животных называют такие, в которых действующими лицами являются дикие звери, реже - домашние животные.

Волшебные сказки - это сказки, где действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.

Бытовыми называются такие сказки, в которых отражаются черты народного быта.

Сказка учит добру, справедливости, состраданию, любви.

Глава 2. Исследовательская часть.

С целью исследования читательской активности класса, и выявления интереса к литературному жанру «сказка» проведено анкетирование среди 30 второклассников. Ребята ответили на следующие вопросы:

1. Как часто ты читаешь книги, не связанные с учёбой?

Ежедневно/раз в неделю/редко

2. Любишь ли ты читать сказки?

Да, люблю/нет, не люблю

3. Какие виды сказок ты предпочитаешь читать?

Волшебные/про животных/бытовые/никакие

4. Сочинял ли ты сказки ранее?

Да/нет

По итогам анкетирования определено:

- читают литературу, не связанную с учебой 11 человек -ежедневно, 2 человека -раз в неделю, 17 человек – редко;

- любят читать сказки 22 человека, не любят -8;

- волшебные сказки выбрали 12 человек, про животных выбрали -15 человек, бытовые сказки выбрали 2 человека; никакие -1;

-сочиняли сказки ранее 8 человек.

В результате проведенного исследования подтвердилась проблематика проекта, связанная с низкой читательской активностью второклассников, при этом, выявлено, что сказки любят читать 73% опрошенных, большинство предпочитают сказки про животных и пробовали ранее сочинять собственные сказки уже 27%.

Глава 3. Практическая часть

3.1 Особенности строения сказки

Детский писатель Рабцева Т. С. провела с нами занимательный урок, из которого мы узнали об особенностях строения волшебной сказки. Все сказки начинаются с зачина, в котором обычно говорится, что события происходили давным-давно, очень далеко. Далее в этих сказках герои попадают в необыкновенные ситуации, проходят сложные испытания, счастливо избегают опасностей и с успехом преодолевают все трудности и испытания. Завершаются сказки концовкой.

Рис.1 Встреча с писателем Рабцевой Т.С.

Зачин в сказке нужен для того, чтобы сделать ее начало более интересным и загадочным: «За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…».

Завязка – это начало событий.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой (или отгадывают трудные задачи) и всегда побеждают её.

Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

Концовка нужна для того, чтобы ограничить вымышленный мир сказок от реальной жизни и вернуть слушателя к действительности. Например: «Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».

3.2 Технологическая карта написания сказки

Исходя из теоретических основ, указанных в первой главе и результатов встречи с детским писателем, я сформировала Технологическую карту написания сказки (см. Приложение 1).

Рассказала подробно своим одноклассникам об особенностях написания сказок, согласно этой карте

Рис.2 Недикова В. С докладом для одноклассников о том, как сочинять сказки.

Карту выдала каждому ученику. Она содержит всю важную информацию и план, состоящий из следующих пунктов:

1. Определиться с видом сказки (волшебная, бытовая или о животных)

2. Выбрать главного героя сказки.

3. Придумать зачин-начало сказки (жили-были…; в некотором царстве…;и т.д.).

4. Дать подробную характеристику главному герою (наделяем его характером).

5. Столкнуть героя с проблемой, трудностью.

6. Описать реакцию героя на случившееся.

7. Герой ищет выход из ситуации.

8. Герой справляется с проблемой, находит правильное решение ситуации.

9. Сказочная развязка (герой получает награду, сказка приобретает счастливое завершение)

10. Нарисовать рисунок к сказке.

3.3 Результат реализации проекта

Благодаря встрече школьников с детским писателем Рабцевой Т.С. был сформирован план работы для написания сказки, по которому каждый ученик сочинил свою авторскую сказку с иллюстрацией:

1.

Недикова В. «Басик и червяк

2.

Усольцева М. «Слон –хвастунишка»

3.

Усольцева М. «Три чёрных котенка»

4.

Давыдова В. «Дракоша и его друзья»

5.

Шкуратова П. «Сказка о дружбе»

6.

Безрукова Е. «Сказка о принцессе»

7.

Глебов М. «Три мармеладки»

8.

Пономарёва М. «Непослушная девочка Фрея»

9.

Иванов А. «Пумпуша и Пеструшка»

10.

Гайдабура Д. «Пёс и кошка»

11.

Суворов Д. «Сказка о медвежонке по имени Тучка»

12.

Ребгун М. «Маленький гном»

13.

Элбакян А. «Обезьянка Фомка»

14.

Шевченко П. «Цепная реакция»

15.

Великий Д. «Маленький слон»

16.

Перегудов Н. «Удивительная охота»

17.

Боровиков Б. «Робот в стране магов»

18.

Новиков В. «Три друга»

19.

Бурячок Е. «Хабиб и Давид»

20.

Полторацкая В. «Волшебная палочка»

21.

Кузьмина А. «Муравьишка-Хвастунишка»

22.

Колодий С. «Кот и пёс»

23.

Анненкова Е. «Волк, лиса и заяц»

24.

Гракова Л. «Маленький кусочек доброты»

25.

Кузнецов Л. «Добрый Ёжик»

26.

Чупин Я. «Дружный львёнок»

27.

Руф М. «Марк, Снеговик и Конь-Огонь»

28.

Казакевич М. «Подарок для принцессы»

29.

Драгун В. «Как ёжик нашёл друзей»

30.

Филиппова З. «Слон и жучок»

30 произведений сшиты в Сборник сказок «Дружные писатели», (см. Приложение 2)

Рис.3 Сборник сказок «Дружные писатели»

Также проведен опрос моих одноклассников, которые после, того как

сочинили сказки были очень довольны своим участием в проекте.

Благодаря моему проекту:

повысился интерес к книгам и чтению в целом;

издали книгу сказок, которая останется как память и, возможно, это первый

выпуск (мы подумали повторить проект);

сплотились и стали дружнее, а это очень важно!

Заключение

Изучив теоретические основы такого жанра как сказка и написав авторскую сказку, сделаны следующие выводы:

-по тематике и стилистике сказки можно разделить на три большие группы: сказки о животных, бытовые сказки и волшебные;

-сказки являются для нас учителем: учат нас быть добрыми, совершать справедливые поступки, быть храбрыми, показывают, что зло наказуемо и доброты в мире больше.

В ходе выполнения исследовательской части – анкетирования 30 второклассников, подтвердилась актуальность проекта в том, что школьники редко читают книги, не связанные с учёбой, при этом, выявлено, что сказки любят читать все, большинство предпочитают волшебные, и несколько человек пробовали уже ранее сочинять собственные сказки.

В результате встречи школьников с писательницей Рабцевой Т.С. удалось создать план написания сказки - технологическую карту, благодаря которой, каждый участник смог сочинить свою авторскую сказку с иллюстрацией.

Цель проекта достигнута: 30 произведений сшиты в сборник сказок «Дружные писатели». Гипотеза: «Если знаешь особенности построения сказок и имеешь читательский опыт, то даже ученик 2 класса может сочинить собственную сказку» - подтвердилась.

В заключение следует отметить, что у меня получилось не только достигнуть основной цели: привлечь сверстников к чтению и раскрыть их творческий потенциал к сочинительству, но и сплотить коллектив. Созданная книга будет служить памятью о первых творческих шагах моих одноклассников. В планах создать следующий выпуск совместного творчества и сделать это ежегодной традицией нашего класса.

Список литературы:

[1] Андреев, Н. П. Русский фольклор / Н. П.Андреев. - М., 2013, с.98

[2] Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. -Л.: Просвещение, 2009г, с.90

[3] Афанасьев, А. Н. Народные русские сказки /А. Н.Афанасьев.- В 3-х т., т.1. -M., 2012, c.12

[4] Ведерникова, Н. М. Русская народная сказка /Н. М.Ведерникова. - М.,

2013, c.102

[5] Калачев В.Н.Учимся писать книгу.-, 2009, с.23

[6] Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017, т.21. – М.2010, с.21

Приложение 2. Сборник сказок «ДРУЖНЫЕ ПИСАТЕЛИ»

СБОРНИК СКАЗОК

«ДРУЖНЫЕ ПИСАТЕЛИ»

Составитель: Недикова Василиса

Новосибирск

МАОУ «ГИМНАЗИЯ №12, 2 Б»

2024

Содержание

Недикова В. «Басик и червяк» ……………………………......

2

Усольцева М. «Слон –хвастунишка»……………………………….

3

Усольцева М. «Три чёрных котенка» ……………………………...

4

Давыдова В. «Дракоша и его друзья» ………………………...

6

Шкуратова П. «Сказка о дружбе»………………………………

7

Безрукова Е. «Сказка о принцессе»………………………………….

9

Глебов М. «Три мармеладки» ………………………………………

10

Пономарёва М. «Непослушная девочка Фрея»………………...

12

Иванов А. «Пумпуша и Пеструшка»…………………………….

14

Гайдабура Д. «Пёс и кошка» ……………………………………..

15

Суворов Д. «Сказка о медвежонке по имени Тучка»………….

16

Ребгун М. «Маленький гном»……………………………………

21

Элбакян А. «Обезьянка Фомка»………………………………….

23

Шевченко П. «Цепная реакция»…………………………………

26

Великий Д. «Маленький слон»…………………………………….

27

Перегудов Н. «Удивительная охота»……………………………

28

Боровиков Б. «Робот в стране магов»……………………………..

29

Новиков В. «Три друга»…………………………………………

30

Бурячок Е. «Хабиб и Давид»………………………………….

31

Полторацкая В. «Волшебная палочка»……………………...

32

Кузьмина А. «Муравьишка-Хвастунишка»………………..

33

Колодий С. «Кот и пёс»…………………………………………….

35

Анненкова Е. «Волк, лиса и заяц»…………………………...

36

Гракова Л. «Маленький кусочек доброты»……………………….

37

Кузнецов Л. «Добрый Ёжик»………………………………………….

38

Чупин Я. «Дружный львёнок»…………………………………..

39

Руф М. «Марк, Снеговик и Конь-Огонь»…………………………

40

Казакевич М. «Подарок для принцессы»………………………...

41

Драгун В. «Как ёжик нашёл друзей»………………………………

42

Филиппова З.лат «Слон и жучок»…………………………………….

43

Просмотров работы: 4