Введение
Сказки вошли в нашу жизнь очень давно, когда еще не было письменности и их передавали «из уст в уста». В настоящем времени интерес к сказкам не угасает, и даже наоборот, всё больше писателей распространяют этот жанр в своих произведениях. Сказки нужны и взрослым, и детям, ведь они учат доброте и помощи, милосердию и честности, развивают воображение и правильную речь. А еще сказки учат детей культурным традициям и национальным особенностям. К сожалению, всё больше мы смотрим сказки по телевизору, в кино и всё реже берем в руки книгу. Мой проект призван пробудить интерес не только к книге, но и сочинительству, ведь каждый из нас в детстве пробовал фантазировать.
Актуальность темы:
Актуальность проекта в том, что мой проект привлечет внимание одноклассников к сочинительству, к процессу создания сказки и поможет раскрыть каждому участнику свои творческие способности.
Цель:
Организовать в классе процесс создания книги сказок, куда войдут сочиненные сказки всех одноклассников.
Гипотеза:
Если знаешь особенности построения сказок и имеешь читательский опыт, то даже ученик 2 класса может сочинить собственную сказку.
Задачи:
Изучить информацию о жанре литературного творчества «сказка».
Рассказать информацию одноклассникам.
Организовать чтение народных и авторских сказок.
Встретиться с Писателем Рабцевой Т. С.
Провести анкетирование среди учащихся начальной школы.
Сочинить сказки.
Сделать книгу со сказками моих одноклассников.
Объект исследования: литературный жанр сказка.
Предмет исследования: сочинение сказок
Методы исследования: моделирование, анализ, синтез, анкетирование
Практическая значимость: побуждение к чтению, и, тем более, к созданию сказки, позволит каждому моему однокласснику воспитать в себе любовь к книге, чтению, попробовать на собственном опыте написать интересную сказку, что поможет раскрыть творческие способности каждого из нас.
Описание продукта: созданная своими руками книга сказок учащихся 2Б класса МАОУ «Гимназии №12»
Глава1.Теоретическая часть
1.1 Понятие Сказка
«Ска́зка, один из основных жанров фольклорной прозы с установкой на вымысел; известен у всех народов. В основе сказки лежит антитеза между мечтой и действительностью; её сюжет строго последователен, однолинеен, развивается вокруг главного героя, победа которого обязательна, и состоит из ряда повторяющихся мотивов; персонажи сказки – статичные образы-типы, которые полностью зависят от своей сюжетной роли и чётко разделяются на добрых и злых. Сказки обладают национальными особенностями, отражая исторические и природные условия жизни каждого народа; в то же время сюжетные типы большинства сказок интернациональны.» [6]
1.2 Основные особенности жанра
Несмотря на широкое разнообразие, сказки имеют ряд характерных особенностей, которые приемлемы к любому из видов:
Наличие сказочного героя, как правило, это человек: добрый, справедливый, сильный, красивый, он преодолевает различные препятствия не только с помощью чудесных помощников, но прежде всего благодаря личным качествам - уму, изобретательности, силе духа, самоотверженности, смекалке.
Сказка включает в себя, как правило, троекратные повторы.
Небольшой по объёму текст, простой занимательный сюжет.
Не соответствие действительности (сказочность);
«Очеловечивание» животных, вещей, предметов;
Присутствие положительных и отрицательных героев.
1.3 Виды сказок
Сказки могут быть народными и авторскими.
Народная сказка-произведение устного творчества какого-либо народа (например, бывают Русские, Татарские, Башкирские и др народные сказки). Народная сказка передается «из уст в уста», у нее нет строго закрепленного текста, может существовать несколько вариантов её изложения.
Авторская сказка написана определённым лицом-автором, например, мы знаем сказки А.С. Пушкина, Г.Х. Андерсена, Ш.Перро, Л.Н Толстого и многих других.
«По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно исследователи выделяют три большие группы: сказки о животных, бытовые сказки и волшебные». [4]
1.3.1 Сказки о животных
Сказки о животных — такие сказки, в которых животные — основные действующие лица. Мир зверей в сказках выражает мысли и чувства людей, их взгляды на жизнь. «В сказках о животных человек либо играет второстепенную роль, либо занимает положение, равноценное животному. В сказках о животных под видом недостатков животных высмеиваются пороки людей. В образах животных воплощены различные человеческие качества: лиса представитель хитрости, заяц — трусости, медведь — силы и доверчивости, волк — глупости, злости и жадности. Все изображаемые события из жизни животных имеют прямое отношение к жизни человека. Часто сказки построены на диалогах между животными, а сюжет отличается ясностью, чёткостью и простотой. В конце сказки животные всегда находят выход из трудного положения» [3]. Например, в сказке «Петушок и бобовое зёрнышко» курочка смогла спасти петушка, преодолев некоторые преграды, а в сказке «Петух и Собака» петух спасся от лисы благодаря верному другу.
1.3.2 Бытовые сказки
«Бытовая сказка — сказка, в основе которой лежат события каждодневной жизни. Её герои борются за справедливость и добиваются своего с помощью смекалки, ловкости или же хитрости, получают награду за свою доброту и честность. Бытовые сказки показывают недостатки человека и общества, а также идеал, к которому нужно стремиться, высмеивают пороки» [1]
Обычно в бытовых сказках нет чудес и фантастических образов, в них действуют реальные герои: муж, жена, солдат, купец, барин, поп. Но бывают и исключения, например, в сказках «Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую» мы встречаем волшебных персонажей, которые нужны для развития сюжета и понимания образа главных героев.
Бытовые сказки кратки: в центре сюжета обычно один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов.
Часто отражаются отношения между богатыми и бедными, ленивыми и трудолюбивыми, осуждаются корысть, жадность, завистливость, невежество.
В сказе «Дочь-семилетка» спор вели бедный и богатый братья: богатый пытался подкупить судей, бедный же выиграл спор благодаря сообразительной дочери.
«Герои бытовых сказок — люди, которые противопоставлены друг другу по каким-либо качествам или положению в обществе: умный и глупый, добрый и злой, бедный и богатый. Главные герои- это простые люди: крестьянин, солдат, старик со старухой. Они добрые, честные, скромные, трудолюбивые, смекалистые, часто бедные. Часто главный герой — ловкий и находчивый солдат или мужик, который всё умеет» [2]. Например, солдат в сказке «Каша из топора» благодаря смекалке не остался голодным и смог провести жадную старуху. Антигерои - чаще всего богатые люди, с плохими качествами характера. Они злые, жадные, жестокие, ленивые, глупые.
1.3.3 Волшебные сказки
«Волшебная сказка — это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют фантастические персонажи. В ней происходят чудеса и присутствует магия. Герой волшебной сказки действует в личных интересах или в интересах своей семьи. У него есть волшебные предметы и волшебные помощники, которые выручают его, помогают ему пройти испытания и добиться цели. Например, волшебный помощник Серый волк, который спасает Ивана от смерти с помощью живой воды. Победив соперника, главный герой всегда получает какое-то вознаграждение: женится на царевне или добывает что-то ценное». [5]
Также есть волшебные превращения, которые нужны, чтобы пройти через испытания. Серый волк превращается то в златогривого коня, то в Елену Прекрасную, чтобы помочь Ивану уйти от погони. В волшебной сказке присутствуют троекратные повторы: три дня и три ночи, три сына, три желания, три загадки, три попытки. Есть одинаковый зачин (жили-были… или в некотором царстве, в некотором государстве…) и одинаковая концовка (стали жить-поживать да добра наживать или, и я там был, мёд-пиво пил…).
Постоянные яркие прилагательные: добрый молодец, красная девица, синие моря, дремучие леса, высокие горы, столы дубовые, скатерти узорчатые.
Рассмотрев теоретические основы литературного жанра сказка, сделаны следующие выводы:
- Сказка - один из самых развитых жанров фольклора.
-По тематике и стилистике сказок можно выделить три группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые
Сказками о животных называют такие, в которых действующими лицами являются дикие звери, реже - домашние животные.
Волшебные сказки - это сказки, где действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.
Бытовыми называются такие сказки, в которых отражаются черты народного быта.
Сказка учит добру, справедливости, состраданию, любви.
Глава 2. Исследовательская часть.
С целью исследования читательской активности класса, и выявления интереса к литературному жанру «сказка» проведено анкетирование среди 30 второклассников. Ребята ответили на следующие вопросы:
1. Как часто ты читаешь книги, не связанные с учёбой?
Ежедневно/раз в неделю/редко
2. Любишь ли ты читать сказки?
Да, люблю/нет, не люблю
3. Какие виды сказок ты предпочитаешь читать?
Волшебные/про животных/бытовые/никакие
4. Сочинял ли ты сказки ранее?
Да/нет
По итогам анкетирования определено:
- читают литературу, не связанную с учебой 11 человек -ежедневно, 2 человека -раз в неделю, 17 человек – редко;
- любят читать сказки 22 человека, не любят -8;
- волшебные сказки выбрали 12 человек, про животных выбрали -15 человек, бытовые сказки выбрали 2 человека; никакие -1;
-сочиняли сказки ранее 8 человек.
В результате проведенного исследования подтвердилась проблематика проекта, связанная с низкой читательской активностью второклассников, при этом, выявлено, что сказки любят читать 73% опрошенных, большинство предпочитают сказки про животных и пробовали ранее сочинять собственные сказки уже 27%.
Глава 3. Практическая часть
3.1 Особенности строения сказки
Детский писатель Рабцева Т. С. провела с нами занимательный урок, из которого мы узнали об особенностях строения волшебной сказки. Все сказки начинаются с зачина, в котором обычно говорится, что события происходили давным-давно, очень далеко. Далее в этих сказках герои попадают в необыкновенные ситуации, проходят сложные испытания, счастливо избегают опасностей и с успехом преодолевают все трудности и испытания. Завершаются сказки концовкой.
Рис.1 Встреча с писателем Рабцевой Т.С.
Зачин в сказке нужен для того, чтобы сделать ее начало более интересным и загадочным: «За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жил-был…».
Завязка – это начало событий.
Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.
Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой (или отгадывают трудные задачи) и всегда побеждают её.
Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.
Концовка нужна для того, чтобы ограничить вымышленный мир сказок от реальной жизни и вернуть слушателя к действительности. Например: «Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
3.2 Технологическая карта написания сказки
Исходя из теоретических основ, указанных в первой главе и результатов встречи с детским писателем, я сформировала Технологическую карту написания сказки (см. Приложение 1).
Рассказала подробно своим одноклассникам об особенностях написания сказок, согласно этой карте
Рис.2 Недикова В. С докладом для одноклассников о том, как сочинять сказки.
Карту выдала каждому ученику. Она содержит всю важную информацию и план, состоящий из следующих пунктов:
1. Определиться с видом сказки (волшебная, бытовая или о животных)
2. Выбрать главного героя сказки.
3. Придумать зачин-начало сказки (жили-были…; в некотором царстве…;и т.д.).
4. Дать подробную характеристику главному герою (наделяем его характером).
5. Столкнуть героя с проблемой, трудностью.
6. Описать реакцию героя на случившееся.
7. Герой ищет выход из ситуации.
8. Герой справляется с проблемой, находит правильное решение ситуации.
9. Сказочная развязка (герой получает награду, сказка приобретает счастливое завершение)
10. Нарисовать рисунок к сказке.
3.3 Результат реализации проекта
Благодаря встрече школьников с детским писателем Рабцевой Т.С. был сформирован план работы для написания сказки, по которому каждый ученик сочинил свою авторскую сказку с иллюстрацией:
1. |
Недикова В. «Басик и червяк |
2. |
Усольцева М. «Слон –хвастунишка» |
3. |
Усольцева М. «Три чёрных котенка» |
4. |
Давыдова В. «Дракоша и его друзья» |
5. |
Шкуратова П. «Сказка о дружбе» |
6. |
Безрукова Е. «Сказка о принцессе» |
7. |
Глебов М. «Три мармеладки» |
8. |
Пономарёва М. «Непослушная девочка Фрея» |
9. |
Иванов А. «Пумпуша и Пеструшка» |
10. |
Гайдабура Д. «Пёс и кошка» |
11. |
Суворов Д. «Сказка о медвежонке по имени Тучка» |
12. |
Ребгун М. «Маленький гном» |
13. |
Элбакян А. «Обезьянка Фомка» |
14. |
Шевченко П. «Цепная реакция» |
15. |
Великий Д. «Маленький слон» |
16. |
Перегудов Н. «Удивительная охота» |
17. |
Боровиков Б. «Робот в стране магов» |
18. |
Новиков В. «Три друга» |
19. |
Бурячок Е. «Хабиб и Давид» |
20. |
Полторацкая В. «Волшебная палочка» |
21. |
Кузьмина А. «Муравьишка-Хвастунишка» |
22. |
Колодий С. «Кот и пёс» |
23. |
Анненкова Е. «Волк, лиса и заяц» |
24. |
Гракова Л. «Маленький кусочек доброты» |
25. |
Кузнецов Л. «Добрый Ёжик» |
26. |
Чупин Я. «Дружный львёнок» |
27. |
Руф М. «Марк, Снеговик и Конь-Огонь» |
28. |
Казакевич М. «Подарок для принцессы» |
29. |
Драгун В. «Как ёжик нашёл друзей» |
30. |
Филиппова З. «Слон и жучок» |
30 произведений сшиты в Сборник сказок «Дружные писатели», (см. Приложение 2)
Рис.3 Сборник сказок «Дружные писатели»
Также проведен опрос моих одноклассников, которые после, того как
сочинили сказки были очень довольны своим участием в проекте.
Благодаря моему проекту:
повысился интерес к книгам и чтению в целом;
издали книгу сказок, которая останется как память и, возможно, это первый
выпуск (мы подумали повторить проект);
сплотились и стали дружнее, а это очень важно!
Заключение
Изучив теоретические основы такого жанра как сказка и написав авторскую сказку, сделаны следующие выводы:
-по тематике и стилистике сказки можно разделить на три большие группы: сказки о животных, бытовые сказки и волшебные;
-сказки являются для нас учителем: учат нас быть добрыми, совершать справедливые поступки, быть храбрыми, показывают, что зло наказуемо и доброты в мире больше.
В ходе выполнения исследовательской части – анкетирования 30 второклассников, подтвердилась актуальность проекта в том, что школьники редко читают книги, не связанные с учёбой, при этом, выявлено, что сказки любят читать все, большинство предпочитают волшебные, и несколько человек пробовали уже ранее сочинять собственные сказки.
В результате встречи школьников с писательницей Рабцевой Т.С. удалось создать план написания сказки - технологическую карту, благодаря которой, каждый участник смог сочинить свою авторскую сказку с иллюстрацией.
Цель проекта достигнута: 30 произведений сшиты в сборник сказок «Дружные писатели». Гипотеза: «Если знаешь особенности построения сказок и имеешь читательский опыт, то даже ученик 2 класса может сочинить собственную сказку» - подтвердилась.
В заключение следует отметить, что у меня получилось не только достигнуть основной цели: привлечь сверстников к чтению и раскрыть их творческий потенциал к сочинительству, но и сплотить коллектив. Созданная книга будет служить памятью о первых творческих шагах моих одноклассников. В планах создать следующий выпуск совместного творчества и сделать это ежегодной традицией нашего класса.
Список литературы:
[1] Андреев, Н. П. Русский фольклор / Н. П.Андреев. - М., 2013, с.98
[2] Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. -Л.: Просвещение, 2009г, с.90
[3] Афанасьев, А. Н. Народные русские сказки /А. Н.Афанасьев.- В 3-х т., т.1. -M., 2012, c.12
[4] Ведерникова, Н. М. Русская народная сказка /Н. М.Ведерникова. - М.,
2013, c.102
[5] Калачев В.Н.Учимся писать книгу.-, 2009, с.23
[6] Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017, т.21. – М.2010, с.21
Приложение 2. Сборник сказок «ДРУЖНЫЕ ПИСАТЕЛИ»
СБОРНИК СКАЗОК
«ДРУЖНЫЕ ПИСАТЕЛИ»
Составитель: Недикова Василиса
Новосибирск
МАОУ «ГИМНАЗИЯ №12, 2 Б»
2024
Содержание
Недикова В. «Басик и червяк» ……………………………...... |
2 |
Усольцева М. «Слон –хвастунишка»………………………………. |
3 |
Усольцева М. «Три чёрных котенка» ……………………………... |
4 |
Давыдова В. «Дракоша и его друзья» ………………………... |
6 |
Шкуратова П. «Сказка о дружбе»……………………………… |
7 |
Безрукова Е. «Сказка о принцессе»…………………………………. |
9 |
Глебов М. «Три мармеладки» ……………………………………… |
10 |
Пономарёва М. «Непослушная девочка Фрея»………………... |
12 |
Иванов А. «Пумпуша и Пеструшка»……………………………. |
14 |
Гайдабура Д. «Пёс и кошка» …………………………………….. |
15 |
Суворов Д. «Сказка о медвежонке по имени Тучка»…………. |
16 |
Ребгун М. «Маленький гном»…………………………………… |
21 |
Элбакян А. «Обезьянка Фомка»…………………………………. |
23 |
Шевченко П. «Цепная реакция»………………………………… |
26 |
Великий Д. «Маленький слон»……………………………………. |
27 |
Перегудов Н. «Удивительная охота»…………………………… |
28 |
Боровиков Б. «Робот в стране магов»…………………………….. |
29 |
Новиков В. «Три друга»………………………………………… |
30 |
Бурячок Е. «Хабиб и Давид»…………………………………. |
31 |
Полторацкая В. «Волшебная палочка»……………………... |
32 |
Кузьмина А. «Муравьишка-Хвастунишка»……………….. |
33 |
Колодий С. «Кот и пёс»……………………………………………. |
35 |
Анненкова Е. «Волк, лиса и заяц»…………………………... |
36 |
Гракова Л. «Маленький кусочек доброты»………………………. |
37 |
Кузнецов Л. «Добрый Ёжик»…………………………………………. |
38 |
Чупин Я. «Дружный львёнок»………………………………….. |
39 |
Руф М. «Марк, Снеговик и Конь-Огонь»………………………… |
40 |
Казакевич М. «Подарок для принцессы»………………………... |
41 |
Драгун В. «Как ёжик нашёл друзей»……………………………… |
42 |
Филиппова З.лат «Слон и жучок»……………………………………. |
43 |