Русский язык: объединяющий народы в многонациональной стране

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Русский язык: объединяющий народы в многонациональной стране

Шевченко П.С. 1
1МАОУ "Гимназия №12"
Мищенко С.В. 1
1МАОУ "Гимназия №12"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В день солнечный июльский –

Цветы, цветы вокруг!..

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Идут тропинкой узкой –

Деревья до небес!

Могуч язык мой русский,

Как этот русский лес.

И в радости, и в грусти –

Он всякий час со мной,

Родной язык мой русский,

Как Родина родной!

А. Шибаев

Моя страна многонациональная! Когда я проходила эту тему по окружающему миру, мне стало интересно почему несмотря на то, что у нас так много народов, моя страна называется Россия, и откуда появился русский язык. Я спросила родителей, оказалось, что они не могут сразу ответить на этот вопрос.

Я решила изучить данный вопрос и узнать откуда появился русский язык и почему, он объединяет народы в многонациональной стране.

Свое исследование я начала с посещения библиотеки, поиска информации в открытых источниках в Интернете, а также использовала материалы тематического музея славянской письменности «Слово», г. Москва.

В теоретической части работы я ставила вопросы и находила на них ответы из разных источников.

В практической части работы я провела опрос на сколько хорошо жители г. Новосибирска знают ответы на вопросы про русский язык и привела результаты этого опроса, сделала выводы. А для того, чтобы мои одноклассники больше знали о русском языке я разработала интеллектуальную игру, которую мы провели в классе, а также небольшую информационную листовку, где кратко изложила ответы на поставленные вопросы.

Цель и задачи проекта

Цель: расширить знания об истории русского языка.

Задачи:

- узнать об истории названия и об особенностях нашей страны;

- узнать о науке о русском языке;

- ознакомиться с историей возникновения русских букв и празднике, посвящённом нашей письменности;

- выявить уровень осведомленности об истории возникновения русского языка детей и взрослых;

- разработать образовательный продукт по итогам исследования: интеллектуальную игру для моих сверстников и информационную листовку.

Предполагаемый результат проекта

В результате проекта:

- я научусь осуществлять поиск и анализ необходимой информации в разных источниках, научусь ее обрабатывать и излагать в проектной работе;

- ознакомлюсь с историей названия моей страны и ее национальными особенностями;

- получу информацию о истории возникновения русского языка и его изобретателях, а также узнаю как называется наука о русском языке;

- ознакомлюсь глубже с праздником, посвященному славянской письменности и культуре;

- разработаю интеллектуальную и создам информационную листовку по теме проекта, которые позволят моим одноклассникам в игровой форме узнать и запомнить главную информацию моего исследования.

  1. Теоретическая часть

    1. . Почему моя страна называется Российская Федерация?

Русское государство, по упоминанию в летописи, уже существовало в 862 году, но появилось еще раньше. Столицей до 882 года был Новгород, а потом стал Киев. В XVI веке эту эстафету перехватила Москва, где правил первый русский царь Иван Грозный. До этого времени во главе Руси были князья. Расцвет нашей Родины наступил при Петре I, именно тогда в Россия стала настоящей империей.

В прошлом веке, в стране был коммунистический строй, почти семьдесят лет держава называлась Союзом Советских Социалистических Республик (СССР). А сейчас, в XXI веке, можно с гордостью сказать, что мы живем в Российской Федерации.

Россия - это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Что такое слово «федерация» - это союз территориальных национальных образований в нашем государстве.

Россия – самая большая страна в мире, она объединяет в себе различные по культуре края и области, но устремлённые в своем желании дружно жить под одной крышей. В неё входят 85 различных субъектов.

«Республика» в переводе с латинского означает «общее дело». Значит, мы все в России занимаемся общим делом!

    1. Почему моя страна многонациональная?

Российская Федерация – большое многонациональное государство, где живёт более 180 разных народностей, среди которых есть и коренные жители, и гости из других стран. Население России составляет около 146 миллионов человек. Здесь дружно соседствуют русские, которые составляют 80% всех граждан, татары – второй по многочисленности народ, миллионное население украинцев, башкир, чувашей, чеченцев, армян и совсем малые народы, такие как кереки, которых осталось меньше 10 человек, энцы (всего 200 человек), или водь – их численность не достигает и 100.

И все эти народы объединяет наш великий русский язык!

    1. Русский язык – объединяющий

Общим, государственным языком в России является русский. Русские – самый многочисленный народ Российской Федерации, проживающий на всей её территории. Русский – это язык великой литературы, науки, международного общения. Русский язык является самым распространенным языком Европы как географически, так и по числу носителей.

Наука о русском языке называется лингвистической русистикой. В городах России русский язык становится общим для многонационального населения.

Русский язык занимает 8-е место по распространенности в мире и включён в 6 основных рабочих языков ООН. А в Интернете русский язык второй по использованию после английского языка.

    1. Как же возникли русские буквы?

Более тысячи лет назад (в 863 году) болгарский священник, учёный и просветитель Кирилл вместе со своими учениками - Мефодием и другими – создал специальную азбуку славянских народов – болгар, русских, сербов. Для этого он воспользовался письменностью Византийской империи, произошедшей от греческого алфавита. Сначала Кирилл и его ученики придумали две азбуки – Глаголицу и Кириллицу. Глаголица была труднее криллицы, её буквы были похожи на иероглифы, и писать их было не легко. Поэтому осталась только кириллица.

Долгое время буквы кириллицы были не похожи на наши. Их было больше, например, буквы «фита», «ижица», «юс большой», «юс малый». Постепенно буквы становились всё проще и проще и алфавит стал похож на наш.

Кирилл и Мефодий не только подарили славянскому народу азбуку, но и заложили фундамент для литературы, письменности и культуры в целом. И сегодня как никогда важно беречь и передавать новым поколениям художественные сокровища нашей страны, прививать любовь к родной речи и бережное отношение к языку.

    1. День славянской письменности и культуры

24 мая в России отмечают День славянской письменности и культуры. В этот день организуют различные мероприятия – фестивали, ярмарки, научные конференции и концерты. Школы проводят уроки родной речи, на которых учащимся рассказывают о вкладе Кирилла и Мефодия в язык и культуру России.

День славянской письменности и культуры для многих из нас – напоминание о единстве всех славянских народов, об общих истоках, традициях, обычаях и культурном пространстве.

  1. Практическая часть

2.1. Исследовательская работа

В исследовательской части проекта я составила анкету, в которой разместила 6 вопросов касательно русского языка и его представленности в мире.

Далее я провела опрос жителей г. Новосибирска. Метод исследования анкетный опрос, результаты исследования собирались по средствам программы яндекс.форма.

В моем исследовании приняли участие 123 респондента, из которых 35 мужчин и 88 женщин в возрасте от 7 лет и более 61 года. Распределение по полу и возрасту представлено на рис.1 и 2.

Рис. 1. Распределение респондентов по полу.

Рис. 2. Распределение респондентов по возрасту

В основной части анкеты были собраны вопросы, касающиеся русского языка и русской речи.

На вопрос «какая речь, устная или письменная, появилась раньше?» - 103 респондента ответили «устная», а 20 респондентов ответили, что письменная. Причем, все ответы про письменную речь, принадлежат респондентам возрастной группы 7-9 лет. Распределение ответов представлено на рис.3.

Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «какая речь, устная или письменная, появилась раньше?»

На вопрос «кто создал славянский алфавит» большинство респондентов ответили Кирилл и Мефодий – 107 человек, но есть не правильные ответы Иван да Марья и Михаил Ломоносов, которые в сумме набрали 16 ответов в возрастных группах 7-9 лет и 14-17 лет.

Рис. 4. Распределение ответов на вопрос
«кто создал славянский алфавит?»

На вопрос «сколько букв в русском алфавите» большинство респондентов – 102 человека (82%) ответили правильно, но есть и не правильные ответы: 9 человек ответили 32 буквы, 5 человек ответили 31 буква, 2 человека ответили 36 букв, и по 1 человеку ответили: 30, 34, 43 буквы.

Следующий вопрос в анкете «Знаете ли вы, что 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры» было получено 116 ответов и они распределились практически ровно. Распределение ответов представлено на рис. 5.

Не знают о таком празднике в основном респонденты возрастной группы 7-9 лет и 14-17 лет, в то время как «старшее» поколение все знают данный праздник.

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос «Знаете ли вы, что 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры»

Далее следовали вопросы по распространённости русского языка в мире и в сети Интернет. Правильно ответили, что русский язык занимает 8 место по распространенности в мире, 53 человека (43%), остальные 47% ответов не верные.

Рис. 6. Место русского языка по распространённости в мире.

По распространенности в сети Интернет русский язык занимает 2 место, на этот вопрос правильно ответили 74 человека (60%) опрошенных, остальные 40% - не верные.

Рис. 7. Распределение ответов на вопрос «какое место по распространенности занимает русский язык в Интернете».

    1. Образовательный продукт

Проведенный опрос показал, что многие не задумываются или не знают, что русский язык один из крупнейших языков мира, что важно знать и беречь его.

С целью расширения кругозора в области знаний о русском языке я разработала интеллектуальную игру для моих одноклассников, которую провела на классном часу (рис. 1-3). Разработанная игра доступна по ссылке.

Рис. 1.

Рис. 2.

Рис.3.

А также подготовила и раздала информационную листовку (рис.4.), листовка представлена в и приложении 1, очень важно чтобы мои сверстники знали больше про русский язык и родную речь.

Рис. 4. Раздала одноклассникам листовки

Заключение

По данным проведенного исследования я сделала вывод, что русский язык объединяет народы России, является не только государственным языком и языком межнационального общения, но и важнейшей основой нашего Русского мира.

Русский – один из важнейших мировых языков, официальный язык ООН, неотъемлемая часть мирового культурного наследия.

Очень важно, что лингвистическая русистика изучает русский язык и русскую литературу, думает о том, как правильно его изучать и преподавать. Считаю, что это очень хорошо, потому что русский язык постоянно под контролем, а значит можно не волноваться за то, что он исчезнет.

В проекте я выяснила, что в 863 году болгарский священник, учёный и просветитель Кирилл вместе со своими учениками - Мефодием и другими – создал специальную азбуку славянских народов – болгар, русских, сербов. Я увидела, что русский и болгарский алфавиты очень похожи (например, в болгарском алфавите отсутствуют буквы «Ё» и «Э»), и большинство букв сербского алфавита схожи с русским. И вот я подумала, что это замечательно, что у нас есть такой праздник, как День славянской письменности и культуры. Я бы очень хотела, чтобы этот праздник полюбили и ярко праздновали в нашей стране, и очень бы хорошо было, если бы это праздник был единым и связующим для России, Сербии и Болгарии.

Я постаралась внести небольшой вклад в поддержку и развитие русского языка - разработала интеллектуальную игру, которую с удовольствием провела для своих одноклассников, а для закрепления информации раздала им красочную листовку.

Перспектива развития проекта

В перспективе я мечтаю и планирую подготовить и провести праздничное мероприятие в классе в честь празднования Дня славянской письменности и культуры. Для этого мне нужно будет подготовить интересное историческое видео, интересную игру или квиз. Хочется, чтобы этот праздник мои одноклассники запомнили и стали уважать.

Список используемой литературы:

  1. Леонович Е.Н. Родная словесность. Пособие для второго года обучения русскому языку в начальной школе. – М., Дидакт, 1993. – 159 с.

  2. Никишин В.О. Россия. – М.:Росмэн, 2013 – 96 с. (детская энциклопедия)

  3. Я гражданин России / автор текста Н.А. Андрианова. – 3-е издание. – Москва: Эксмо, 2022. – 248 с.:ил. – (Детям о праве)

  4. Материалы сайта https://slovo.vdnh.ru/

Приложение 1

Просмотров работы: 135