С детского на русский, или грамматические особенности детской речи

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

С детского на русский, или грамматические особенности детской речи

Панова М.Д. 1
1НОЧУ "ЦО "Международная гимназия в Новых Вешках"
Гаврилова В.Г. 1
1НОЧУ "ЦО "Международная гимназия в Новых Вешках"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

I. ВВЕДЕНИЕ.

1.1. Обоснование темы.

Но всех чудес прекрасных на земле

Чудесней слово первое ребенка.

Петр Семынин

В моем окружении много детей, иногда мне очень интересно и даже забавно слушать их звонкую речь. Прекрасная сама по себе, она имеет еще и высокую научную ценность, практическую значимость, ведь исследуя ее, мы тем самым можем попытаться вскрыть причудливые закономерности детского мышления. Актуальность данного исследования заключается в том, что интерес к тому, как ребенок говорит, не ослабевает в течение столетий. Особенно он усилился в середине XIX в. В настoящее врeмя существует множество нaук, обрaщенных к изучению речи: психология, физиология, логопедия, психоакустика, педагогика, медицина. В мировой лингвистике тема ранней детской речи является сейчас одной из ведущих. Во многих странах существуют сильные исследовательские коллективы, разрабатывающие эту тему.

Цель нашего исследования – рассмотреть грамматические особенности речи у детей дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение комплекса задач:

  1. обзор лингвистической традиции анализа речи детей разных возрастных групп с выявлением характеристик детской речи учеными;

  2. выявление отличительных черт детской речи на различных уровнях языка;

  3. рассмотрение детского словотворчества на морфолого-синтаксическом уровне языка.

Объектисследования – речь воспитанников дошкольного отделения НОЧУ «ЦО «Международная гимназия в Новых Вешках» и других детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, предмет исследования – грамматические особенности детской речи.

Методы исследования: общенаучный метод сбора и анализа информации по изучаемой проблеме, метод поуровнего анализа языка, метод контекстного анализа, метод интерпретации. Методологическую базуисследования составили труды таких ученых, как А.Н. Гвоздев, С.Н. Цейтлин, В.А. Ковшиков, Л.Х. Головенкина, И.М. Чеботарева. Исследование выполнено на стыке системного, антропоцентрического и психолингвистического подходов к анализу языковых единиц.

Материалом исследования послужили более 50 высказываний, записанных в процессе общения с воспитанниками дошкольного отделения НОЧУ «ЦО «Международная гимназия в Новых Вешках», а также данные опроса, проведённого в Интернете.

Научная новизна заключается в том, что в работе в научный оборот введен новый лингвистический материал (см. Приложение).

Практическая ценность результатов обусловлена их применимостью в практике воспитания детей как в дошкольных учреждениях, так и в семейном кругу, собранный материал может быть использован для составления корпуса детской речи, в преподавании вузовских дисциплин и спецкурсов по онтолингвистике и детской речи. Знание особенностей речи ребенка нужно не только лингвисту, но и психологу, педагогу, логопеду. Как определить, имеются или нет отклонения в речевом развитии ребенка, если не знаешь, каким считается нормальное речевое развитие на каждом возрастном этапе?

Перспективы исследования: проанализировав грамматические особенности детской речи, сгруппировав их по некоторым признакам и определившись с особенностями детского мышления, мы сможем создавать стихи, рассказы для детей особым способом, чтобы быть им понятными. Также при более обширном исследовании и систематизации особенностей грамматического строя детской речи появляется возможность понять, действительно ли у ребенка намечается логопедическая проблема, отклонение в речи или же это просто-напросто детское словотворчество.

В ближайшем будущем мы хотели бы продолжить наше исследование и проанализировать фонетические, лексические и семантические особенности детской речи.

В дальнейшей, более долгосрочной перспективе развитие нашей исследовательской работы нам представляется следующим образом: анализ особенностей детской речи на разных уровнях языка (фонетическим, лексическом, грамматическом, семантическом), попытка сформулировать задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей.

1.2. История изучения детской речи.

Лингвистика детской речи, или онтолингвистика — наука и молодая, и древняя одновременно. Её изучением занимались выдающиеся философы, физиологи, педагоги, психологи, лингвисты. С.Н. Цейтлин последовательно показывает сменяющие друг друга со второй половины XIX века периоды изучения детской речи в форме дневниковых записей, позволившие не только накопить необходимый для детской психолингвистики материал, но и разработать передовые для своего времени методики обследования. Во второй половине XX века на смену дневникам пришли документальные записи фрагментов речи ребёнка, фиксируемых с заранее назначенными интервалами. Западные специалисты в области детской речи сделали огромный рывок в технике сбора материала, в разработке экспериментов и в решении проблем, связанных с автоматическим анализом полученного материала. Создание компьютерных систем, обеспечивающих запись, расшифровку, кодировку и автоматический анализ фактов детской речи, способствовало превращению лингвистики детской речи в одну из перспективных и передовых лингвистических дисциплин. Самая известная из компьютерных систем, разработанная американскими учёными Л. Спектором, К. Сноу и Б. Мак-Винни (Carnegie Mellon University), носит название CHILDES, что расшифровывается как Child Language Exchange System. Существует пакет программ, позволяющий проводить автоматический анализ текста. Благодаря усилиям американских учёных, создан международный банк детской речи. Сотрудничество в области исследования детской речи укрепилось благодаря усилиям Международной ассоциации по изучению детского языка (IASCL – International Association for the Study of Child Language), объединяющей учёных и практиков из разных стран и основанной для содействия развитию международного и междисциплинарного сотрудничества в области исследования детского языка. Наряду с лингвистами в Ассоциации принимают участие и специалисты в области речевой патологии. Это продолжение традиции, наметившейся уже давно.

На современном этапе можно говорить о становлении самостоятельной научной дисциплины — онтолингвистики, имеющей не только собственный предмет исследования (речевую деятельность ребенка), но и собственные методы, отчасти заимствованные из арсенала психолингвистики, отчасти разработанные самостоятельно применительно к особенностям речи детей. Разнообразие школ и лингвистических концепций, фундаментально разработанный понятийный аппарат, сильная экспериментальная база – всё это позволяет исследователю, педагогу, психологу, логопеду, учителю, воспитателю включиться в изучение речи ребёнка, имея значительный «начальный капитал». Основополагающее значение для понимания особенностей освоения грамматического строя дошкольниками имеют работы А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. М. Шахнаровича и других.

1.3. Специфика детской речи.

А. Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя русского языка.

Первый период – период предложений, состоящих из слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.).

Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет).

Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). В этот период все в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах [2, с. 79].

Работы Ф. А. Сохина, Н. П. Серебренниковой, М. И. Поповой, А. В. Захаровой обогащают исследования особенностей развития грамматического строя речи у детей. Наиболее типичные грамматические ошибки детской речи описаны в учебных и методических пособиях О.И. Соловьевой, А. М. Бородич, Л. П. Федоренко и других.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Грамматические особенности детской речи.

Первая практическая грамматика, которой руководствуется малыш, очень проста. В качестве примера приведем небольшой рассказ двухлетнего мальчика, записанный известным специалистом по детской грамматике С. Н. Цейтлин. «Аё апам... аё начет, пачет ... аё теи ... аё кеи ... аё пакать неа... аё исё апам неа». В переводе на «взрослый язык» рассказ выглядит примерно так: «Телефон упал. Телефон плачет, плачет. На телефоне образовалась трещина. Телефон заклеили Телефон больше не плачет. Телефон больше не падает» [8, с. 144].

Первая система высказываний строится у ребенка по принципу аморфных языков, когда слова, составляющие предложения, грамматически не связаны друг с другом. Фактически каждое слово имеет одну грамматическую неизменяемую форму (Дядя топ-топ нет). Довольно часто это звуковые жесты или звукоподражания. По мере развития синтаксического строя и одновременно с ним начинает формироваться морфологическая парадигма детского языка.

В формировании морфологической системы детской речи существует определенная закономерность: здесь отчетливо наблюдается движение от конкретного к абстрактному, от образного к условному. Поэтому, например, ребенок сначала овладевает грамматической категорией числа существительного и лишь затем - формами падежей.

Создавая «свою» грамматику, маленький человек стремится к универсальности. Исключения из правил им категорически отбрасываются. Ребенок, к примеру, не желает мириться с разными основами в обозначении разных форм одного слова: человек, ребенок (ед. число) - человеки, ребенки (мн. число). Языковые явления, обусловленные историческим развитием, он также устраняет, унифицируя формообразование: ухо (ед. число) - ухи (а не уши) (мн. число); совок (им. падеж) - совоком (а не совком) (род. падеж); высокий - высокее (а не выше) и т. д. Строго говоря, детская грамматика более последовательна, чем та, которой пользуемся мы, взрослые. Она опирается на наиболее общие закономерности, морфологические сверхмодели. Созданная по таким сверхмоделям система не знает исключений и логических несообразностей. В ней преодолеваются ограничения, накладываемые на носителей языка грамматической нормой. Это стремление к «грамматической справедливости», игнорирование исключений, которые не укладываются в общие правила или как-то нарушают последовательность формообразования, определяет трудности в построении морфологической системы.

2.2. Морфологические особенности.

Формирование грамматической стороны языка протекает неравномерно.

Впервые грамматика родного языка проявляется на третьем этапе развития детской речи на третий год жизни ребенка.

В данный период происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух простых предложений. Центральными нововведениями в этом возрасте являются словоизменение и освоение диалогической формы речи со взрослыми, инициативных высказываний.

Шаг за шагом малыш усваивает новые слова и их грамматические формы, а помощь родителей может быть очень эффективной, если они используют любую возможность, чтобы в доступной форме рассказать ребенку об окружающем его мире. В этом возрасте ребенок задает взрослому массу вопросов: почему? где? когда? зачем? Это говорит о развивающейся познавательной потребности малыша, а использование различных частей речи - о дальнейшем этапе развития мыслительной деятельности.

Но и на этом возрастном этапе, хотя и отмечаются большие достижения в развитии речи, дети еще не овладели достаточно хорошо грамматическим строем языка, поэтому их речь остается несколько своеобразной.

Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей и изменением его смысла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. К.И. Чуковский в своей замечательной книге «От двух до пяти» собрал много примеров детского словотворчества; вспомним некоторые из них.

«От мятных лепешек во рту - сквознячок». «У лысого голова - босиком». «Бабушка! Ты моя лучшая любовница!» «Пойдем в этот лес заблуждаться». «Да что ты от меня все ухаживаешь?» «Разве в буфете нет хлеба?» - «Кусочек есть, только он пожилой».

Девочка увидела в саду червяка: «Мама, мама, какой ползук!» Мальчик прибегает за вазелином: «Мама просит мазелин». Больной ребенок требует: «Положите мне на голову холодный мокресс!» Девочка замечает, что запонки являются исключительной принадлежностью папы: «Папочка, покажи твои папонки!»

«Муж стрекозы - стрекозел». «Дым трубится». «Давайте лопатить снег». «Смотри, как налужил дождь!» «Отскорлупай мне яйцо!» «Я уже начаепился». «Уж лучше я непокушанный пойду гулять». «Мама сердится, но быстро удобряется» [9, с.234, 348, 503].

В возрасте 4-5 лет дети шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные члены («Тут сидят Таня и Света»), существительные и глаголы во множественном числе («Чашки стоят на столе»). По наблюдениям И.П. Амзараковой, в этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия [1, c. 138].

Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребенку изменять слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачны. Дети этого возраста еще допускают грамматические ошибки:

- неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными («яркий солнц», «вкусная варенья»),

- предлоги с существительными («Малышка с полосатой свитере», «Девочки катаются на санках из горки»),

- а также числительные с существительными («Я хочу из двах тарелок», «Двое карточек не буду делать»);

- неправильно употребляют падежные окончания («Посмотрите моей голове», «Посчитай до сто», «Белочка запаслась ягодков»);

- неверное использование существительных в единственном числе («Зимой люди надевают обуви», «Зоя Николаевна подстриглись!»),

- и во множественном числе («Я боюсь бомжа, потому что они грязные», «Все человеки радуются зиме», «Есть холодные тоны красок и есть жаркие, как Олимпийские Игры»);

- при образовании родительного падежа существительных множественного числа отмечается влияние окончания –ов, -ев на другие склонения (дом – домов, ручка – «ручков»);

- наблюдаются частые ошибки в употреблении несклоняемых имен существительных («А у меня на «пальте» пуговица оторвалась»);

- ложное использование суффиксов при образовании слов («гражданинка», «бомжатом», «манноватая каша»;

- использование возвратной частицы («Мама на какую-то бабушку уронилась», «Самолет из ящика выскочился»);

- путанное использование временных глагольных форм («Мама у меня была, папа был, я была», «Мое пузо станет такой большой» по контексту должно быть «стало»);

- неверное образование глагольных форм первого лица («Я ее поискаю», «И этот стульчик задвигну», «Окно протеру, ручки вытеру», «Я тоже бережу»);

- ошибочное использование суффиксов при образовании глагольных форм («Папа стерел игру с компьютера», «Он к нам приставает», «Давайте придумываем слова», «Ты меня испугнула»);

- неверное спряжение глаголов («Вместе будем звучить», «Можно посадить семечко или размолить его»);

- неправильный подбор местоимений («Сама себе укололась», «Все видят?- Мне нет!», «Она меня их мылом помыла» по контексту – её, своим»).

В процессе речепроизводства встречаются предложения с разными видами ошибок: «У меня все уши оглохнут с такого песня». Неправильное использование временных глагольных форм (будущее вместо прошлого) – «оглохнут – оглохли», неверное определение родового и падежного окончания, а также использование предлога с согласованным словосочетанием – «с такого песня» - «от такой песни».

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.

В процессе богатой речевой практики ребенок к моменту поступления в школу (7 лет) овладевает основными грамматическими закономерностями языка. Он правильно строит предложения, грамотно выражает свои мысли в объеме доступных для него понятий.

Несколько позже в его речи появляются и распространенные предложения, содержащие, кроме подлежащего и сказуемого, определения, обстоятельства. Наряду с формами прямых падежей ребенок употребляет и формы косвенных падежей. Усложняются также грамматические конструкции предложений, появляются придаточные конструкции с союзами потому что, если, когда и т. д. Все это говорит об усложняющихся процессах мышления у ребенка, что находит свое выражение в речи. В этот период у него появляется диалогическая речь, которая часто выражается в разговоре с самим собой в процессе игры [7, c. 49].

К семи годам в словаре преобладают существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия. Процент конкретных существительных по сравнению с отвлеченными довольно высок - 85%. Это объясняется тем, что «ребенок мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства конкретных предметов и явлений».

2.3. Синтаксические особенности.

До полутора лет малыши обычно обходятся высказываниями, состоящими из одного слова. В зависимости от ситуации одно и то же слово может иметь разное значение. Ребенок говорит «мама», когда он видит мать, если хочет ее позвать или не может найти. Переход к многочисленным репликам осуществляется постепенно.

Некоторые дети очень рано начинают строить многосложные предложения, другие в два года имеют обширный пассивный словарный запас, однако сами едва произносят слова.

Уровень мышления ребенка отражает его речь: он употребляет распространенные и сложные предложения.

В возрасте 4-5 лет ребенок еще не способен логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказывать о событиях, свидетелем которых он был, не может толково пересказать содержание прочитанной ему сказки, рассказа. Его речь все еще носит ситуативный характер. Высказывания ребенка состоят из простых распространенных предложений, часто лишь отдаленно связанных между собой по содержанию [5, с. 48]. Понять их содержание без дополнительных вопросов не всегда можно. Еще нет той развернутости в высказывании, которая характерна для монологической речи. Ребенок не может также самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершает (прыгает, умывается). Имея хорошую память, малыш способен запоминать и воспроизводить небольшие по объему стихотворения, потешки, а неоднократно прослушав одну и ту же сказку, может почти дословно передать ее содержание, часто даже не понимая смысла слов.

В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна сторона произношения. Ребенок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.

Первые предложения ребенка-дошкольника 6 лет отличаются упрощенностью грамматических конструкций. Это простые нераспространенные предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого, а иногда лишь из одного слова, которым он выражает целую ситуацию.

Исследователи отмечают, что на седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказать не только то, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного [4, c. 45].

В процессе речевого развития дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений используются соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. Обычно в этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых существительных).

2.4. Детское словотворчество как феномен.

Овладение способами словообразования – одна из сторон речевого развития детей. Термином «словообразование» обозначается сам процесс образования слов в русском языке. В современном словообразовании господствующее положение занимает морфологический способ, имеющий несколько разновидностей. В основе его лежит сочетание различных по значению морфем: кричать – крик; путь – путник; грузовой – грузов-ик; слабый – слаб-ость; под одеялом – под-одеялъ-ник; порядок – бес-порядок; спускать – спус-кать-ся; везти – в-везти, вы-везти, бежать – в-бежать, вы-бежать, при-бежать; тащить – в-тащитъ, вы-тащить, при-тащить.

За последние десятилетия в русском словообразовании активизировался морфолого-синтаксический способ. Образование новых слов происходит в результате сложения основ (двух, трех: лед колоть – ледокол; книги любить – книголюб) и с помощью других способов [3, с. 277].

Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом. Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов и смысл значимых частей слова (приставка, корень, суффикс, окончание).

В психологической и психолингвистической литературе словообразование связывается с детским словотворчеством. Самостоятельное словообразование, словотворчество у детей рассматривается Д. Б. Элькониным «как симптом овладения ребенком языковой действительностью».

Словотворчество свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. Словотворчество по аналогии является показателем свободного пользования морфологическими элементами языка. Так, слово «вкуснашка» (конфетка) по аналогии со словами «кашка», «простоквашка» образуется от прилагательного с помощью суффикса и окончания. С одной стороны, ребенок образовал новое слово, а с другой – правильно изменяет его («Дай мне вкуснашку»). Эти факты убеждают в творческом характере усвоения языка.

Детское словотворчество – наиболее яркое проявление процесса формирования правил, обобщений.

О. С. Ушакова выделила три основных принципа образования детьми новых слов:

· часть какого-нибудь слова («осколки слов») используется как целое слово: «прыг» – прыжок;

· к корню одного слова прибавляется окончание другого: пурга – «пургинки» (снежинки), помощь – «помогание», страшные – «страшность»;

· одно слово составляется из двух («синтетические слова»): «ворунишки» – вор и врунишка, «бананас» – банан и ананас.

III. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

3.1. Подготовка к опросу.

Сначала мы составили девять вопросов, включив в них открытые и закрытые. Конечно, основной позицией для нас являлся вопрос «Какие новые слова придумал ваш ребёнок», но мы решили добавить также другие вопросы, чтобы убедиться в тех закономерностях детской речи, которые были описаны нами ранее в данной работе. Ниже приводим опросный лист анкеты:

  1. Искажал ли слова ваш ребёнок в детстве (например, "шекилëк" вместо "кошелёк" и т.п.?)?

  2. Если да, то какие это были слова, и как он их "видоизменял"?

  3. Заменял ли звуки в словах? Например, вместо "л" говорил "в" и тп(водка вместо лодка)?

  4. Если да, то какие это были слова, и как он их "видоизменял"?

  5. Соединял ли два слова в одно (например, каврас - это "ковёр" и "палас" у 3-летней Вики)?

  6. Если да, то какие это были слова?

  7. Придумывал ли свои слова?

  8. Если да, то поделитесь, пожалуйста, ими и их переводом с детского на русский (например, ватричок - это бюстгальтер у 4-летней Виталины).

  9. В каком примерно возрасте наблюдалось это словотворчество (укажите период)?

3.2. Проведение опроса.

Данную анкету мы поместили на страницах в Интернете, создав ссылку на «Google Формы». В опросе приняли участие 46 человек. Также мы поговорили с воспитателями нашего детского сада и обработали их ответы. Мы получили следующие результаты.

3.3. Анализ результатов опроса.

Как мы видим, на вопрос, видоизменял ли ваш ребёнок слова, большинство ответило «да» (87 процентов). Примерно половина опрошенных (52 процента) отметила, что их ребёнок заменял звуки в словах, а вот переставляли части слов дети лишь 15 процентов опрошенных.

Интересным нам кажется результат вопроса «Придумывал ли ваш ребёнок свои слова»? Здесь ответы разделились практически пополам: 49 процентов ответили «да» и 51 процент ответили «нет». Результаты пунктов с развёрнутыми ответами представлены в Приложении и оформлены в виде детско-русского грамматического словарика.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в современной лингвистике существует большой задел исследований, в которых изучается детская речь и ее особенности, создано несколько научных школ по онтолингвистике.

Проанализировав примеры грамматических ошибок, отметим, что в речи детей наблюдается смешение нормативного и ненормативного. Детская речь показывает взрослым возможности языковой системы. Иногда ошибка может быть обусловлена особенностями ребенка (например, произносительными особенностями), а иногда ребенок совершает ошибку там, где с его точки зрения ошибки быть не может – она возникает из-за нелогичности, нестройности системы языка. Ошибки являются неотъемлемой частью детской речи, они возникают как под действием лингвистических, так и под действием экстралингвистических факторов.

Таким образом, по мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах. Этот процесс тесно связан с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов.

V. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амзаракова И.П. Языковой мир немецкого ребенка младшего школьного возраста: Учебное пособие для студентов. Абакан. 2004. – 256 с.

2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Детство-Пресс. 2007. – 213 с.

3. Дудников А. В. Современный русский язык. – М. Высшая школа. 1990. – 424 с.

4. Ковшиков В.А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных: Методич. пос. – СПб.: Мастер-класс. 1996. – 79 с.

5. Харченко В.К., Голева Н.М., Чеботарева К.М. Парадоксы детской речи: Опыт словаря. Белгород: Изд-во Белгородск. гос. пед. ун-та. 1995. – 548 с.

6. Цейтлин С.Н. «Взрослая» и «детская» лингвистика: некоторые размышления // Грамматика детской речи. URL: http://iling.spb.ru/grammatikon/tpfg_235-287.pdf

7. Цейтлин С.Н. Словарь детских словообразовательных инноваций. Изд. 2. СПб. Златоуст. 2006. – 675 с.

8. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. М.: ВЛАДОС. 2000. – 375 с.

9. Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: Азбука. 2024. – 576 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Детско-русский грамматический словарик

А

абух – арбуз

аканочиночи – спокойной ночи

ахента – конфета

Б

бутуейка – табурет

бочка (ударение на букву «а») – колбаса

В

ватричок - бюсгалтер

выпоколовать - распаковать

Г

гавака – собака

гатафия – фотография

Д

досик - живот

духари - духи

З

зю – слон

К

каииаданчик - помидорчик

капатети – работать

кисетик – секрктик

ковака - шоколадка

крутик – винтик

кумететы – документы

куняка – конфета

куся - кухня

Л

ля – рыба

лëфик – лев

М

мамомоть – самолёт

масолёт - самолёт

мява - кошка

П

панкот – компот

патитан – беговел

патоплят – пенопласт

пипигусчик – попрыгунчик

попатились- попались

попот - компот

пузыричка – газированная вода

пятносик – леопард

Т

тя – всё

тятя - зайчик

Ц

цветанав – цветок, который растёт на улице и за ним никто не ухаживает

цыпця – птица

Ч

чиковый - кассовый аппарат

Ш

шамак - пистолет, автомат

шматеры – мушкетеры

Просмотров работы: 3