Карамзин-известный и неизвестный писатель

XXIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Карамзин-известный и неизвестный писатель

Телякова А.Д. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №5 Краснооктябрьского района Волгограда"
Литвинова Е.Е. 1
1Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №5 Краснооктябрьского района Волгограда"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Н. М. Карамзин –человек, чью роль в истории русской культуры можно назвать исключительной. Его называли историческим живописцем. И не случайно. В этом человеке удивительно гармонично сочетаются многие качества настоящей творческой личности. Со дня рождения Н.М. Карамзина прошло чуть более 250 лет, но именно сейчас он знаменит как никогда. Однако Карамзин так же знаменит, как и не известен, не изучен до конца.

Тема исследовательской работы: «Карамзин - известный и неизвестный писатель».

Цель, методы исследования, актуальность

Цель данной исследовательской работы - вспомнить, что изучается в школьной программе по литературе о жизни и творчестве Н.М. Карамзина, изучить творчество Н.М. Карамзина, подробно остановиться на малоизвестной его деятельности в таких жанрах, как поэзия и сказки.

Методы и приемы исследования:теоретический анализ, систематизация.

В чем актуальность исследования:

во- первых, заслуги Н.М. Карамзина в развитии русской культуры сегодня велики, но они недостаточно представлены в современном образовании. На мой взгляд, это незаслуженно, так как еще В.Г. Белинский писал: «К чему ни обратись в нашей литературе — всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории». Если Карамзин родоначальник многих жанров, значито его творчестве нужно говорить подробно;

во- вторых, Карамзин может быть интересен современному читателю.

Но так как человек XXI века относится критически ко всему тому, что читает и слышит о прочитанном, необходимо о Карамзине говорить, и говорить так, чтобы не пропало любопытство узнать о нем.

Сведения, собранные в этой работе, можно использовать на факультативах, внеклассных мероприятиях по литературе.

Для написания этой работы было изучено множество документов, содержащих информацию о Н.М. Карамзине.

Итак, чем известен Карамзин современному школьнику? Немногим. Я просмотрела всю программу по литературе под ред. Коровиной В.Я. с 5 по 11 класс и выяснила, что на уроках литературы жизни и творчеству Н.М. Карамзина посвящено несколько уроков. Девятиклассники знакомятся с основными этапами жизни и творчества писателя, узнают о том, что Карамзин был писателем – сентименталистом, что сентименталистские мотивы прозвучали в повести «Бедная Лиза». Школьникам предлагается для анализа одно стихотворение Н.М. Карамзина «Осень». Об историческом труде Н.М. Карамзина «История государства Российского» ребята узнают на уроках истории. После изучения литературной деятельности писателя я узнала, что это лишь малая часть всех заслуг Карамзина. На самом деле, трудно « вычислить», в какой степени Николай Михайлович был поэтом, прозаиком, историком, потому что в ходе исследования я открыла для себя ещё и способности сказочника, а также талант переводчика.В своей работе я остановлюсь на видах деятельности Карамзина, малоизвестных нам, школьникам. (Приложение, рис.1)

Становление литературной деятельности.

Итак, как же происходило становление литературной деятельности Н.М. Карамзина?

Н. М. Карамзин появился на свет в семье симбирского дворянина и провел свое детство в имении своего отца на Волге. Там же получил первоначальное образование и воспитание. В наследство от рано умершей матери ему

досталась огромная библиотека, наполненная в основном переводными романами. Первая светская книга, которую он прочел «Басни Эзопа». Читал

Карамзин много и постоянно. Будущий литературный деятель получил замечательное образование в Москве в пансионе Шадена, профессора

Московского университета, где давалось в основном гуманитарное образование. Еще будучи студентом, юноша проявляет интерес к русской литературе, более того, сам пробует себя в прозе и поэзии. Благодаря Тургеневу, Карамзин был привлечен к активному участию в просветительской и издательской деятельности.

Переводчик

Учась в университете, он подробно ознакомился с общими правилами словесности, быстро освоил языки и занялся переводами зарубежных текстов. Первые его литературные опыты относятся ко времени военной

службы в Петербурге в Преображенском полку. Для первого перевода Карамзин выбрал немецкое сочинение "Разговор Австрийской Марии

Терезии с Российскою Императрицею Елисаветою в Елисейских Полях". Свой перевод писатель показал довольно известному московскому книгопродавцу Миллеру, который иногда покупал и печатал переводы. Именно от него Карамзин получил свой первый гонорар в виде книги из книжной лавки заказчика.

К сожалению, ничего нельзя сказать о содержании "Разговора…" и качестве перевода: до сих пор историками литературы не обнаружены ни оригинал, ни перевод.

В 1783 году выходит в свет первое печатное произведение Карамзина – перевод с немецкого идиллии С. Геснера «Деревянная нога».Он впервые перевёл на русский язык трагедию У. Шекспира « Юлий Цезарь», а в 1792 году Николай Михайлович переводит замечательный памятник индийской литературы – драму « Сакунтала», автором которой является Калидаса. Затем были переводы знаменитых немецких просветителей Штурма, Тиде, Галлера.

Интересно то, что Карамзин занимался переводами на протяжении двадцати лет (корпус переводов составляет около трёхсот текстов)».Писатель в своё

время сказал новое слово в теории и практике перевода:

1.требовал указания на то, с какого языка переведена пьеса, кто автор оригинального авторского текста и кто является автором перевода;

2. жестко выступал против тех переводчиков, которые, указывая автора

оригинального текста, не указывают на то, что перевод осуществлен не с языка оригинала, а через язык-посредник;

3.выступал за гражданскую честность переводчика, призывал переводчиков быть профессионально честными, не присваивать себе художественные ценности чужой культуры;

4.опираясь на свою переводческую позицию, сделал переводы, которые и в

настоящее время являются эталонами идеального перевода.

Поэт

Поэзия, в отличие от переводов, не занимает в творческом наследии Карамзина столь же значительного места. Можно даже сказать, что из всех видов творчества, пронесенных через всю жизнь (первое из дошедших до нас стихотворений Карамзина было написано в 21 год, последнее незадолго до смерти), его стихи имели намного меньше читателей и привлекали меньшее внимание исследователей.

Тем не менее, поэзия Н.М. Карамзина заслуживает особого внимания как важная составляющая его творческого наследия, оказавшая влияние на формирование последующих поколений русских поэтов, включая В. А. Жуковского, К.Н. Батюшкова и A.C. Пушкина.

Поэтическое наследие Карамзина характеризуется многообразием тем, к которым обращался автор: он писал о любви и природе, об изменении человеческих чувств и о государыне. Писал он и эпиграммы, проникнутые философскими раздумьями:

Что есть жизнь наша? - Сказка...

А что любовь? - Ее завязка;

Конец печальный иль смешной.

Родись, люби - и Бог с тобой!

Поэзия Карамзина, развившаяся в русле европейского сентиментализма, кардинально отличалась от традиционной поэзии его времени, воспитанной

на одах Ломоносова и Державина. Наиболее существенными были следующие отличия:

1.Карамзина интересует не внешний, физический мир, а внутренний, духовный мир человека. Его стихи говорят «на языке сердца», а не разума. Объект поэзии Карамзина составляет «простая жизнь», и для её описания он использует простые поэтические формы — бедные рифмы, избегает обилия метафор и других тропов, столь популярных в стихах его предшественников;

2.другое отличие поэтики Карамзина состоит в том, что мир для него принципиально не познаваем, поэт признает наличие разных точек зрения на один и тот же предмет.

О творческом восприятии Карамзиным этих идей, характерных для сентиментальной и предромантической литературы (английской и немецкой), свидетельствует его первое программное стихотворение "Поэзия". В нем восторженно оценивается Шекспир при полном замалчивании писателей-классицистов.

Карамзин оказался одним из первых русских поэтов, различавших стихотворство и поэзию. Стихотворство - следовать метру и точному подбору рифм. Поэзия – следовать внутреннему зову души, когда сама форма стиха начинает служить «воображению и необыкновенной чувствительности».

Подобно Радищеву, Николай Михайлович был недоволен «засильем» ямба. Он сам культивирует хорей, пишет трехсложными размерами и в особенности насаждает белый стих.

Стихотворения Карамзина внесли в русскую лирику новое поэтическое качество - «изящная простота». Но чтобы ее добиться, требовалась большая

творческая работа. Карамзина-поэта отличает не только особое филологическое чутье нужного слова, но целенаправленные поиски такого слова. Стихотворения поэта различны по ритмике, мелодике, по лирической тональности. Одни из них грустные, другие шутливые, порою прямо

противоположны по сюжетной ситуации. Например, два стихотворения «К неверной» и «К верной», которые противопоставлены по чувству, переживаемому лирическим героем. Сегодня издано «Полное собрание стихотворений», в которое вошло 161 стихотворение и еще 6, которые приписываются поэту.

Сказочник.

Мало кому известно, что Н.М. Карамзин был одним из первых крупных писателей, адресовавших свои произведения юным читателям. В числе таких произведений есть три сказки: две в прозе — «Прекрасная Царевна и счастливый Карла» (1792), «Дремучий лес» (1795) и одна стихотворная богатырская — «Илья Муромец», ставшая предшественницей «Руслана и Людмилы» Пушкина, который в детстве с удовольствием читал эту сказку и жалел, что она не была завершена.

Сказки Карамзина, созданные еще в 18 веке, впервые опубликованы под одной обложкой. С уверенностью можно сказать, что чтение этих сказок никого не оставит равнодушным и любому даст богатую пищу «для сердца и разума».

Каждая сказка писателя оригинальна. «Прекрасная царевна и счастливый Карла» напоминает знакомый сюжет о невероятной любви красавицы и чудовища. Шарль Перро «Рике с хохолком», Аксаков «Аленький цветочек» - варианты в литературе. Именно Карамзин первый нашел такой сюжет и показал его по-своему - как историю естественной любви двух возвышенных сердец, для которой нет никаких преград.

Незавершённая сказка «Илья Муромец» по-новому представляет известного былинного героя. У Карамзина русский богатырь - это человек с чувствительным сердцем: он любуется природой, охраняет сон красавицы.

Сказка «Дремучий лес» создавалась в обстановке игры, на отдыхе и изначально предназначалась детям, ведь именно их всегда привлекает все страшное и таинственное.

Все сказки Николая Михайловича - о любви, о личном счастье, о том, что всегда волнует человека. В них нет традиционного сказочного волшебства.

Главным чудом, по мнению автора, является способность любить и понимать истинную красоту.

Виссарион Григорьевич Белинский считал: «В России писать для детей первый начал Карамзин, как и много прекрасного начал он писать первый…».

Впервые сказки были опубликованы в «Московском журнале» и в «Аглае» в 1795 году. Затем писатель включил их в собрание сочинений (Т.6.М., 1803; 3-е изд. 1820). Входили они и в посмертные издания сочинений писателя (1835г. и 1848г.). И больше не переиздавались. В двухтомнике избранных произведений Н.М. Карамзина (1964 г.) место нашлось только для стихотворной сказки «Илья Муромец». Прозаические сказки Карамзина оказались среди забытых страниц истории отечественной словесности.

Сказки, созданные Н.М. Карамзиным, были написаны с выдумкой, остроумно, каждая из них оригинальна. Они вполне заслуживают включения в круг чтения детей и сегодня, в 21 веке.

Заключение

Завершив свою исследовательскую работу, я вдруг поняла, как интересно устроено человеческое естество: чем больше углубляешься в изучение того или иного предмета или явления, тем интереснее, что же дальше? Хочется добраться до самой сути того, что ты начал изучать. Я глубоко убеждена, что творчество Николая Михайловича Карамзина можно изучать много и долго, и этот источник никогда не иссякнет. Для себя я открыла следующее:

такие великие запасы его произведений, что неожиданно вспомнился весь программный материал школы, связанный с изучением творчества этого человека и захотелось поделиться своими открытиями со всеми, кому интересен Карамзин.

Список использованной литературы:

1.Берков П.Н., Макогоненко Г.П. Жизнь и творчество Н.М. Карамзина. -- http://www.rvb.ru/18vek/karamzin/2hudlit_/03article/article.htm

2.Карамзин, Н.М. Полное собрание стихотворений /вступит.статья, подготов. текста и примеч. Ю.М. Лотмана.- М.-Л.: «Сов.писатели», 1966. - 424 с. - (Б-ка поэта. Большая серия. 2-е изд.).

3. Коровина В.Я. Литература 5,6,7, 8, 9класс. Издательство: Просвещение

4.Машевский, Л. Карамзин-поэт //Литература: прил. к газ. «Первое сентября». - 2002. - №20 (май). - С.2-3.

5.Соловьев С.М. Избранные труды.Записки.-М.,1983.-с.231.

6.Интеренет-ресурсы:

http://ru-poetry.ru/karamzinhttp://rupoem.ru/karamzin/all.aspx

http://www.stihi.ru/2011/05/12/2135

Приложение.

СООТНОШЕНИЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н.М. КАРАМЗИНА

Рисунок 1.

Просмотров работы: 5